Виртуальное компьютерное бытие жизнь как феномен вселенной

Обновлено: 02.07.2024

Эта статья носит чисто информационный характер и в ней описываются лишь рассуждения и гипотезы того, что наш мир может быть компьютерной модуляцией. В последнее время всё больше людей по всему миру стали серьезно искать аргументы и факты того, что наша планета, да и вся Вселенная является не только нереальной, но в ней можно найти следы рукотворности безграничного космоса. Подобные рассуждения стали возможными только в современное время, т.к. люди тесно связаны с компьютерами, которые из года в год становятся только умнее. Есть вероятность того, что рано или поздно искусственный интеллект обойдёт человеческий и начнется восстание машин, но пока это лишь фантазии футурологов. Почти каждый человек рано или поздно в своей жизни начинает задумываться о смысле бытия, целях, которые ставятся человеку при рождении и других вещах, которые можно отнести к философским. Одних из таких рассуждений может быть нереальность мира, в который мы попадаем с рождения, а затем каждый человек умирает, чтобы никогда не вернутся в этот мир. В начале данной статьи я хотел бы также отметить и некоторые письма от Bank of America Merrill Lynch, которые были отправлены клиентам банка. Удивительно, но сотрудники с вероятность от 20 до 50 процентов заявляли, что наш мир вполне может быть симуляцией. Довольно необычно слышать подобное высказывание от сотрудников банка. Интересно и то, что в письмах также же была отсылка к мнению Илона Маска, который также является сторонником нахождения человечества в Матрице. Но не только Маск фигурировал в данных письмах. Упоминался там и Нил Деграсс Тайсон, который не отрицает вероятность нахождения в другой реальности, но пелену с глаз снять дано не многим. Есть очень небольшая вероятность того, что наша Вселенная является плодом чьего-то воображения, просто помещенного в мощный сервер или несколько. Этот суперкомпьютер способен моделировать сотни миллиардов планет, Вселенных, разумных рас, а также поведение существ, Богов и привычные вещи. Он моделирует сознание и чувства, привычки и друзей. Абсолютно всё. Подобная информация вряд ли будет интересна рядовому человеку, который не привык рассуждать о сложных вещах, но возможно в будущем каждый человек будет знать правду о симуляции Вселенной, которую мы населяем. Теория о том, что наш мир является всего лишь проекцией начала набирать популярность после выхода фильма «Матрица». Для любителей приключений Нео не будет откровением то, чем именно занимался герой на протяжении 3-х частей. Если коротко пересказать сюжет фильма, то люди находились в специальных капсулах и фактически видели сны, пока машины использовали их в качестве пищи. Это можно сравнить с подобием снов, только пробудиться от Матрицы было крайне сложно. Нахождение в Матрице сопровождалось повседневными делами, какие выполняем и мы в нашей жизни: выполнение служебных обязанностей на работе, создание семьи, Дни рождения, рождение детей и другие заботы, которые свойственны обычному человеку. Только разница лишь в том, что всё это было обычным наваждением. Герои Матрицы случайно обнаруживают, что находятся в симуляции, после чего начинается борьба с искусственным интеллектом и попытка пробудить человечество от страшного сна.

Искусственный интеллект подключил людей к специальным капсулам, которые создают иллюзию реальной жизни, а люди служат пищей для продвинутых машин и ничего не знают. Но появляется избранный, который понимает, что люди живут в моделируемом мире и нарушает привычный ход вещей. Насколько такой сценарий применим к нашему миру и почему всё больше людей верят в подобную теорию? Одно дело, когда в подобную версию верят простые люди, но совсем другое, когда теорию о Матрице начинают продвигать миллиардеры и знаменитости.

После выхода фильма в обществе и впрямь серьезно заговорили о том, что мы живём в некоторой симуляции. Якобы мы всего лишь находимся в компьютерном сюжете и всё это не есть реальность, только большинство людей так никогда и не поймёт об этом, либо безразлично продолжит своё существование. А каким образом можно доказать это и помочь человечеству вырваться из нереальной картинки? Множество учёных пытались найти способ, но пока доказательств найдено не много. И теперь в игру решил вступить знаменитый Илон Маск, который имеет многомиллиардное состояние и может себе позволить вести подобную борьбу за правду и реальность. Поначалу это может показаться бредом сумасшедшего. Нет ничего удивительного, когда под подобными статьями может появиться следующий комментарий:

«За это раньше жгли на костре и подобные мысли считали ересью».

Но ересь ли это? И для кого? Для людей, которые не хотят рассматривать альтернативные теории нашего мира это может быть полной чушью! Их устраивает быть центром мега-мира, этакой биомассой. Они пытаются доказать всем свою уникальность, а также уникальность человеческого вида во всей Вселенной. Они словно центр безграничного космоса, в котором кроме них нет никого. Они выставляют себя за аборигенов из древних времён, которые находятся на раннем этапе своего развития. Но судить их не мне, также же как не вправе судить и они тех людей, которые задумываются о возможности нахождения в симуляции. Наиболее ценны с точки зрения теории матрицы труды Платона, в части которых фактически присутствует теория о нереальности мира, и она не является новым веянием современного общества. Да, люди стали больше рассуждать о нахождении в неком сне после выхода Матрицы, а задумывалось об этой и ранее, тысячи лет назад. Киношники часто используют популярные идеи для своих фильмов. Но стоит отдать им должное, они смогли поднять обсуждение Матрицы на новый уровень и множество учёных принялись искать доказательства на Земле. А далее я приведу вам аргументы в пользу возможности нереальности мира. Может быть именно они заставят вас взглянуть по-новому на теорию нереальности мира. 1. Если посмотреть на современную технику, гаджеты и компьютеры, то они стали значительно "умнее" Персональный компьютер или ноутбук не только в состоянии проигрывать игру, в которой моделируются десятки или сотни миров, но также и производить сложные расчёты и даже моделировать эти самые миры. Также отдельно стоит отметить и возможности современных смартфонов, возможности которых приблизились к возможностям стационарных компьютеров. Мобильный телефон способен обрабатывать тысячи операций в секунду, часто опережая человеческий мозг. Нет никаких сомнений в том, что через несколько десятков лет лэптопы станут настолько мощными, что будут способны за считанные минуты смоделировать миры, заполненные уникальными существами, имеющими свои привычки и уникальную внешность. Так уверены ли мы в том, что эти самые существа не будут жить жизнью, наподобие нашей?

2. В качестве сравнения стоит привести пример с любой программой, приложением или сайтом, которых огромное количество в мире, который часто называют цифровым. Но у любой программы существуют различные ошибки. Одни из них довольно простые, поэтому их исправляют быстро, а на исправление других уходят месяцы и годы, но программа продолжает работать на благо своих создателей, пусть и не всегда удачно. Отдельно стоит отметить эффект у людей, когда у них появляется чувство того, что события сегодня уже происходили раньше. Это могут быть остаточные воспоминания, а может показаться, что этот день целиком уже проигрывался в прошлом. Данный эффект принято называть эффектом дежавю и встречаются он крайне часто! Но к чему в этой статье речь идёт об ошибках в программах и какое отношение это может иметь к симуляции нашей Вселенной и всех процессов, которые в ней происходят? Сторонники матрицы заявляют, что любые паранормальные явления и чудеса в мире могут быть обычными ошибками на уровне нашей программы, в которой мы все находимся. Смелое заявление, не так ли? 3. Далее хочется рассказать о важности чисел не только для людей, но и для всего живого, и даже для самой Вселенной. Математики давно доказали, что всё живое и неживое состоит из этих самых чисел. Это относится и к планетам и к живым существам. Отдельно стоит отметить число ПИ, о котором написано и сказано столько, что в это практически нереально поверить.

В романе Карла Сагана «Контакт», по которому снят одноименный фильм, инопланетяне сообщают героине, что среди знаков Пи содержится тайное послание от Бога. С некоторой позиции цифры в числе перестают быть случайными и представляют себе код, в котором записаны все секреты Мироздания.

Но также интересно и то, что согласно одной из гипотез, имена Сатаны и Творца также состоят из числе, только далеко не каждый человек способен прочитать его, получив власть не только над Создателем, но и над всей Вселенной. Это можно сравнить с властью программистами, который с помощью двоичного кода пишет невероятные программы и игры. Без преувеличения можно сказать, что числа не только играют одну из самых важных ролей в устройстве нашей Вселенной и человека, но и способны к созиданию. Математика лежит в основе двоичного кода, с помощью которого написаны программы и та же симуляция и моделирование основано на этом. Какой же итог можно подвести, если исходить из данного пункта статьи? Если человечество осознает важность числе и способно использовать числа для развития, то что помешало бы создателям нашей симуляции поступить похожим образом?

7. Давайте рассмотрим то, как Бог может вписываться во всё представление биомассы, которая является пищей для червей :-) Почему Бог должен быть обязательно чем-то, витающим в облаках, окружённый ангелочками? Разве программист не является тем же Творцом, который способен создавать миры и их обитателей? Хочет ли программист, чтобы мы были его рабами и служили ему? Как мы знаем на примере людей, все мы разные. Одни бескорыстны и им не нужно лишнее внимания, другие хотят поработить мир и сделать всех своими подданными. А может он и вовсе не хотел, чтобы о нём знали и его творения сами догадались о его существовании и придумали религию, в которых прописали якобы его желания. А как насчёт идеи создания мира за 7 дней. Думаю, что тут вообще не стоит ничего объяснять. Программисты являются трудоголиками, но иногда всё-таки отдыхают от своих цифр.

8. Одними из самых важных вопросов для науки и человечества являются вопросы о расширении и появлении Вселенной. Есть общая теория о Большом взрыве, который стал началом для зарождения галактик и планет, но эта теория постоянно обсуждается и эксперты пытаются найти другое объяснение. Но также существует версия о том, что наша Вселенная расширяется из-за постоянного обновления и добавления различных модификаций. Подобное можно сравнить с обновлением игр, когда в них добавляют новые локации, в результате чего появляется новый игровой мир. Таким образом сторонники теории матрицы уверены, что наши Создатели могут подобным образом и расширять Вселенную. Т.е. фактически она растет не просто так, а с выходом каждого нового обновления. 9. В данном пункте стоит привести мысли о многоуровневых Вселенных и мирах. Т.е. создателей Вселенной может быть много и каждые стоят выше, чем их создания. Человечество тоже может стать Создателями других Вселенных, когда уровень технологий будет на должном уровне. Также стоит отметить и фантазии людей, которые утверждают, что это может быть искусственный интеллект,обучающий новых Создателей Вселенных. Только если существуют миллиарды этих Вселенных, как добраться до самых первых и кто тогда создал их? На этот вопрос сторонники компьютерной симуляции нашего мира ответить не в состоянии, как и учёные не могут ответить на многие сложные вопросы. 10. Ну и в последнем пункте остается отметить возможность декораций космического масштаба. Есть версия, что ничего кроме одной-двух галактик от нас не существует. Т.е. это просто фон огромной Вселенной. Не факт, что люди найдут когда-то способ выйти за пределы галактики, чтобы проверить реальность других галактик. Может и сделать это невозможно. Ну а если человечество всё-таки найдет способ покинуть Млечный путь и изучить другие галактики, то к этому моменту декорации могут превратиться в реальность с выходом новых обновлений от Создателей. Это всего лишь часть аргументов, которые могут доказывать симуляцию или нереальность мира, но также хочется отметить и мнение влиятельных людей, которые верят в то, что наш мир является компьютерной модуляцией. Среди таких людей есть и знаменитый Илон Маск, который не только запускает спутники и ракеты в космос, но и занимается технологическими разработками в разных областях.

«Я так много раз обсуждал эту тему, что чуть с ума не сошел. Вообще, практически любое обсуждение искусственного интеллекта и «симуляции» так или иначе заканчивалось горячими спорами по этому поводу. Поэтому мы с братом договорились прекратить свое участие в подобных разговорах. Они убивают все волшебство.

Популярный сайт сообщил, что располагает информацией о большой пресс-конференции миллиардера и она намечается на август текущего года. В ближайшее время должен состоятся анонс с промо-видео. Как обещают создатели сайта, Маск сделает революционное признание и приведёт доказательства существования того, что наш мир не реальный и находится в матрице. Первый раз Илон заговорил об этом пару лет назад, но тогда его слова никто не воспринял всерьёз. Илон планирует вложить миллиарды долларов, чтобы доказать свои слова. Зачем ему это? Он же не настолько глуп, чтобы спустить столько денег в трубу, значит у него есть неопровержимые доказательства этого? Больше всего сторонников теории о Матрице мира в Силиконовой долине, а там множество людей, связанных с IT индустрией и получается, что они знают что-то, но пока не готовы представить доказательства миру? Возможно, эти года он занимался исследованиями и поиском доказательств. Осталось ждать недолго и мы узнаем, что же сумела узнать команда Илона Маска. В 2003 году шведский философ и сооснователь Future of Humanity Institute Ник Бостром опубликовал в журнале Philosophical Quarterly нашумевшую статью с фантастическим заголовком «Мы все живем в компьютерной симуляции?». В этой публикации Бостром развивает следующую мысль: если человечество не уничтожит само себя, то в конечном итоге сможет развиться в настолько мощную цивилизацию, что будет способно моделировать реальность в крупнейших масштабах. Доказательства своей мысли философ приводит путем математического моделирования. Бостром считает, что «сознание» как таковое зависит от множества вещей: «вычислительных мощностей» (интеллекта), структуры отдельных частей, сложной паутине взаимосвязей между ними и так далее. Но при этом сознание не зависит от своего биологического носителя – человеческого мозга. Довольно интересно, что порой знаменитые IT-специалисты открыто говорят о возможности иллюзорности нашего мира и пытаются найти доказательства подобного, пусть и фантастического сценария для нашей Вселенной. Недавно Илон Маск заявил, что готов тратить миллионы долларов для признания мира поддельным, а Маск является довольно богатым и успешным человеком, так зачем ему делать подобные заявления? Недавно подобную версию озвучил довольно известный мировой хакер по имени Джордж Хотц. По словам парня, наша Вселенная является огромным "организмом" созданным более развитыми существами, масштаб и способности которых понять обычному человеку сложно. Ряд учёных подтверждает возможность данной гипотезы, указывая на мифический эфир, который якобы обволакивает всю нашу Вселенную. Некоторые исследования были направлены на доказательство данной субстанции, но дело не увенчалось успехом.

Хотя собирается основать собственное движение по освобождению человечества от симуляции и это якобы перевернёт всё наше мировоззрение о возможности симуляции Вселенной. Большинство посетителей конференции словам хакера не поверили и считают, что наш мир реальный. Но если нет доказательств какой-то гипотезы, то это вовсе не означает, что подобного не может быть. Эта статья вовсе не претендует на научную, но согласитесь, что в теории нереальности мира есть нечто такое, что хотя бы отчасти заставляет нас поверить в такую возможность? Возможно, что в качестве причины веры людей в теорию симуляции является очень быстрый технологический прогресс нашего поколения. Если люди научились создавать сложные машины с искусственным интеллектом, то почему до нас не могли появится такие же Создатели, который и создали наш виртуальный мир?


Информационные технологии сегодня определяют не только конфигурации социальности, но изменяют весь универсум человеческого бытия, вторгаясь в самые сокровенные тайны человека. Феномен виртуальной реальности многолик: он является маркером современности, научным парадоксом, универсальным методом научного познания объектов и процессов. Научно-технический прогресс определяется именно их широким распространением и внедрением во все сферы общества. Сам факт происходящего на наших глазах перехода от индустриальной к информационной стадии общества влияет на популяризацию виртуальной реальности, ее проникновения во все сферы нашей жизни. Этот процесс не оставили без внимания представители многих наук, что инициировало их интерес, приведший к появлению большого количества книг и научных статей. Виртуализация различных форм деятельности опережает часто теоретическое осмысление феномена виртуальности.

Виртуальная реальность есть не что иное, как виртуальная коммуникация с помощью компьютерной техники. Интернет-среда, содержащая огромное количество информации (социальные сети с личными страницами пользователей, электронные почтовые ящики, дневники, форумы) [2,3], дает возможность выделить электронное общение в потенциально новый способ самореализации личности, сопровождающийся новыми формами поведения. Факт наличия субъекта, проводящего много времени за компьютером, подразумевает развитие виртуального типа социума – индивидов, имеющих тесную связь в виртуальном коммуникативном мире.

Компьютерный виртуальный мир открывает очередной выход человека за границы своего материального бытия. В этом случае человек оказывается в мире, схожим с действительным, получая возможность включиться в действие, аналогично реальным условиям: он может не только наблюдать, но и совершать активные действия самостоятельно.

Виртуальная реальность представляет собой альтернативную сферу бытия, упрощенную копию физического мира, т.е. его модель при отсутствии материальной компоненты. Пользователь, находясь в сети, не обладает такими параметрами как физическое тело, время и расстояние. Он является бесплотным разумом, владеющим всей необходимой информацией и способным переместиться за доли секунды во времени и пространстве, что многократно увеличивает способности человека, знаменуя некий прорыв в его эволюции. Виртуальная модель мира быстро и многообразно строится на базе выбранных признаков в соответствии с личными представлениями и желаниями пользователя. Человек сам создает мир согласно особенностям своей личности, а не строит личность в соответствии со спецификой окружающего мира. Управлять и действовать становится значительно проще, нежели в объективной реальности – именно эта особенность наиболее привлекательна для человека, получившего возможность чувствовать себя ведущим, а не ведомым. Этим частично можно объяснить постоянное бегство в игровую реальность и зависимость от нее. Индивид имеет желание не только пользоваться виртуальной средой, но и, временами, проживать в ней.

С другой стороны, расширяя способности человека, увеличивается круг опасностей. Для виртуального мира свойственна неожиданная вовлеченность пользователя в поток волнения, нелогичность, внепредметность и бесформенность. В таком случае создается новый тип личности с исчезновением собственного Я, растворении его в пространстве информации и разбиение на частицы виртуальных объектов, т.е. утрата личности как следствие ее фрагментаризации. Человеку нужно осознавать «твердые точки соприкосновения с землей», только лишь понимание своей физической сущности, ее меры и конечности позволит безопасно выходить в виртуальный мир. В противном случае это приведет к дезориентации личности и деградации ее качеств.

Виртуальное общение постепенно вытесняет собой классические методы коммуникации. Оно описывается такими характеристиками, как высокая скорость передачи информации, исчезновение множества социальных и психологических барьеров. Однако в это же время эта форма общения вызывает девиации, что привносит изменения в процессе личностного развития. Между индивидами модифицируются процессы самоидентификации человека как личности, чему служат основные характеристики виртуального общения:

– отсутствие прямого зрительного взаимодействия между субъектами общения;

– безграничный доступ контактов;

– письменная речь как основной инструмент общения.

В качестве следствия возникают:

– ограниченное сенсорное переживание;

– размывание пространственных и временных границ;

– отсутствие социальных ограничений.

Отсутствие социальных ограничений, свобода поступков, относительная безнаказанность, мгновенная смена позиции, собеседника, мнений и социальных черт (пола, возраста, специальности и пр.), недостаток данных о собеседнике – все это порождает развитию таких свойств личности как:

–размытость собственного Я;

– ограниченное понимание (основанное на собственном опыте, без учета внешней информации);

– неспособность к методичному мышлению;

– пространственная и временная дезориентации.

Деформации в основном базируются на «слабых участках» – боязни, психические комплексы, неудовлетворенные стремления и др. Именно опасные свойства виртуального общения человек находит наиболее интересными, так как дают доступ к неизведанным возможностям в плане самореализации.

Также среди множества тем для обсуждений аспектов виртуальной реальности одна из тем, заслуживающих внимания – это взаимодействие и влияние виртуальной реальности на человеческую культуру. К чему может привести такое взаимодействие? Как к нему относиться? Как к чему-то действительно прогрессивному? А может внедрение виртуальной реальности несет только негативные последствия для культуры? Приведет ли это к тому, что компьютерная виртуальная реальность будет оказывать ощутимое влияние на нашу деятельность, как это произошло, например, с изобретением часов, или автомобилей?

Для начала вспомним, что несет в себе понятие «культура», и какое место оно занимает в жизни человека. Этому термину соответствует много определений, поскольку он употребляется не только в научных текстах и рассуждениях, но еще и в обыденной жизни, философии, искусстве. Среди огромного множества определений выберем те, которые наиболее ярко опишут проблемы взаимодействия проявлений виртуально реальности и культуры.

– Во-первых, культуру можно определить как все созданное человечеством.

– Во-вторых, культура – это совокупность ценностей и норм, используемых людьми в обществе, которой обладает любая организованная группа людей, без которой ее стабильное существование не представляется возможным.

Так же не станем забывать, что культура как система в ее привычном понимании включает в качестве своих подсистем: материальную культуру, социальную и духовную культуру. Если вкратце объяснить, в чем заключается их суть, то материальная культура – это все физические предметы, созданные людьми, а духовная культура – это сфера духа, некая высокая деятельность, оперирующая понятиями чувств, эмоций и интеллекта. Теперь посмотрим, как виртуальная реальность соотносится с культурой в ее общем значении.

Что ж, если обратиться к опыту взаимодействия с проявлениями виртуальной реальности в нашей жизни, то можно сказать, что вообще говоря, информатизация общества идет полным ходом, затрагивая практически большинство членов общества. Изобретение таких вещей, как письмо, театр, книгопечатание, кинематограф, компьютерная виртуальная реальность – неизбежно приближает виртуализацию жизни людей, когда мы отвлекаемся от реально существующего мира, перенося себя в выдуманные, виртуальные реальности книг, пьес или фильмов. В последнее время к этим явлениям, используемым в основном для развлечения, добавились обширные социальные структуры, прежде всего это сеть Интернет.

Это явление стало настолько обширным, что абсолютное большинство людей просто не представляют свою жизнь без Интернета, поскольку там происходит ощутимая часть их жизней. Это и работа, и рынок услуг, и социальные аспекты жизни, и развлечения. Интернет является массовым явлением, по сути обширным самоорганизуемым сообществом. Как известно, согласно одному из определений культуры, ни одна организованная группа людей не может существовать без культуры. Эти тезисы говорят о том, что культура виртуальной реальности в лице сети Интернет имеет все шансы перерасти в самостоятельную культуру, или киберкультуру, как называют ее ученые. В пользу этой тенденции свидетельствует и то, что идеи виртуальной реальности признаются все большим кругом ученых науки, техники, гуманитаристики, их информатизацией. Также виртуальная реальность играет роль нового способа описания мира и объяснения его закономерностей, поскольку, как известно, один из способов получения самых важных и исчерпывающих знаний об объекте – это попытка воссоздания объекта.

Тем не менее, несмотря на плюсы интеграции виртуальности в культуру человека, существуют и недостатки. Так, например, при чрезмерном «погружении» людей в виртуальные реальности киберкультура может заменить собой культуру, которую мы имеем сейчас. В качестве иллюстрации или доказательства этого тезиса можно привести пример проекта, созданного в Японии, представляющего собой полноценную виртуальную модель настоящего города. Жители этого города – это реальные люди, в своих виртуальных «костюмах». Возможность стать жителем этого города представляет сеть Интернет. На данный момент этот виртуальный город насчитывает около 10 тысяч жителей, которые могут выбирать себе виртуальную внешность, вступать в браки, устраиваться на работу за виртуальные деньги, обменивать их на виртуальные услуги, выбирать правительство и еще достаточно много видов деятельностей, в которых они имеют возможность реализовать себя. Для еще более полного погружения проект дополнили современной компьютерной фотореалистичной графикой. На данном примере видим, насколько сильно виртуальная реальность может внедриться культуру человека. Но что, если этот проект – это только начало тотальной виртуализации реальной жизни? Возможно, в будущем можно будет полностью погрузиться на всю жизнь в виртуальный мир, который будет сделан по своим правилам. Хорошо это или плохо? Трудно судить. Как, в принципе трудно судить и о том, находимся ли мы сейчас в одном из таких виртуальных миров. Однако можно сказать, что пока виртуализация не носит такой всеобъемлющий характер, нельзя игнорировать человеческую культуру в пользу киберкультуры, так как это крайне негативно сказывается на моральном облике отдельно взятого человека, а значит и на обществе в целом.

Нельзя так же оставить без внимания факт, что Интернет на данный момент используют не только для благих целей, но и для пропаганды насилия, политической пропаганды, спекуляций, провокаций и т.д. По сути, сеть Интернет при определенном подходе является мощнейшим информационным оружием, имеющим деструктивное влияние на общество по определенным темам или проблемам. Так распространяется антикультура, не способствующая возвышению человеческого в человеке. Это одно из отрицательных проявлений киберкультуры, присутствующее в ней в данный момент. Однако есть надежда, что при правильном отношении к киберкультуре в будущем она имеет шансы на то, чтобы стать самостоятельной и общепризнанной культурой [5].

Библиографический список

2. Turkle Sherry. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon and Schuster, 1995.

3.Turkle Sherry. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

4. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997, с. 204.

5. Носов Н.А. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. – М., 1995.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиевич

В статье осуществляется философский анализ бытия современного человека в виртуальном мире . Автор обозначает проблемы, связанные с распространением виртуальной реальности во всех сферах общественного бытия. Основное внимание автор уделяет виртуальному общению, постепенно вытесняющему классические методы коммуникации.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиевич

Информационно-коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект Реальность виртуальной морали в информационном обществе: риски и угрозы человеческой экзистенции Современный человек в пространстве виртуальной, гипер- и расширенной реальности Объективная и виртуальная реальность: дереализация сознания человека как онтолого-гносеологическая проблема современности Человек в новой системе координат: грани виртуальной экосистемы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The phenomenon of virtual reality in the context of human existence: social-philosophical analysis .

The article provides a philosophical analysis of the existence of modern man in the virtual world. The author denotes the problems associated with the spread of virtual reality in all spheres of social life. The author focuses on virtual communication, gradually replacing the classical methods of communication.

Текст научной работы на тему «Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ»

М.А. ДАДАХАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ

В статье осуществляется философский анализ бытия современного человека в виртуальном мире. Автор обозначает проблемы, связанные с распространением виртуальной реальности во всех сферах общественного бытия. Основное внимание автор уделяет виртуальному общению, постепенно вытесняющему классические методы коммуникации.

Ключевые слова: информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальный коммуникативный мир, киберкультура.

Dadakhaev M.A. The phenomenon of virtual reality in the context of human existence: social-philosophical analysis. The article provides a philosophical analysis of the existence of modern man in the virtual world. The author denotes the problems associated with the spread of virtual reality in all spheres of social life. The author focuses on virtual communication, gradually replacing the classical methods of communication.

Keywords: information technology, virtual reality, people in the virtual world, the virtual communicative world, cibercultura.

В настоящее время информационные технологии определяют конфигурацию социальности и изменяют весь универсум человеческого бытия. Переход к обществу информационного типа стал причиной формирования новой модели мира и создал для социума качественно новые проблемы, которые ещё следует осознать в полной мере. Одна из таких

проблем - проблема трансформации духовного бытия человека в процессе информатизации. Человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». Таким образом, виртуальные технологии сегодня используются для манипулирования сознанием человека, которому свойственно слепо верить медийной информации и резко менять свое мнение под её воздействием.

А. Бюль, выдвинувший теорию «виртуального общества», по данному поводу высказывал следующие мысли: развивающиеся технологии виртуальной реальности приводят к тому, что компьютер, представляя собой вычислительную машину, сегодня превратился в универсальную машину, производящую «зеркальные» миры1. Каждая подсистема общества образована «параллельными» мирами, где происходит функционирование виртуальных аналогов, которые представляют экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общаясь с персонажами компьютерных игр и т. п. Процесс, который оказывает влияние с помощью компьютера на воспроизводство общества, А. Бюлем называется виртуализацией.

Расширяя данную теорию, можно утверждать, что быстрое развитие СМИ всё больше влияет на трансформацию общества. Но характер данного влияния вызывает противоречивые и подчас противоположные оценки, так как изобретение электронных СМИ воспринимается как однозначный прорыв к построению целостного, прозрачного и разумного мира.

В результате усовершенствования СМИ, обладающих возможностью преодоления пространственных, временных и культурных барьеров, люди становятся ближе друг к другу, легче приходят к взаимопониманию. Другая сторона представлена критическим подходом, обращающим внимание на негативные последствия СМИ, представленные дереализацией (виртуализацией) реальности, манипуляцией сознания, разрушающим воздействием на человека. По мнению В.Ф. Шаповалова, человек превращается в «интерактивного»

1 Шалагин А.М., Долговесов Б.С., Белаго И.В. Технология виртуальной реальности: опыт создания систем виртуальной реальности для космических тренажерных комплексов // Пилотируемые полеты в космос, 2011, № 1(1), с. 63.

Следовательно, можно говорить о том, что модель СМИ имеет трансформационный характер. Собственно, та огромная и противоречивая роль, которая принадлежит СМИ в современном обществе, относится к значимому фактору актуальных проблем виртуализации мира и социального развития.

Виртуальная реальность представляет собой и виртуальную коммуникацию с помощью компьютерной техники. Интернет-среда, владеющая огромным количеством информации (социальные сети с личными страницами пользователей, электронные почтовые ящики, дневники, форумы), позволяет определять электронное общение как потенциально новый способ самореализации человека, сопровождающийся новыми формами поведения2.

Тот факт, что субъект проводит много времени за компьютером, дает основание говорит о развитии виртуального типа общества - индивидов, которые имеют тесную связь в виртуальном коммуникативном бытии.

Человек входит в псевдореальность, т. е. делает попытки выхода за границы своей сущности. Данные попытки следует рассматривать как крайне необходимое условие становления личности и реализации её потенциала. Примерами таковых являются творчество, сны, воображения, мечты, позволяющие человеку фиктивно расширить свой мир. Я.Ю. Ленсу утверждает, что «потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть

Виртуальной реальностью представлена альтернативная сфера бытия, упрощенная копия физического мира, т. е. его модель, где отсутствует материальная компонента. Пользователю, находящемуся в сети, не свойственны такие параметры, как физическое тело, время и расстояние. Он

1 См.: БурняшеваЛ.А. Формирование нового аксиологического пространства (на примере деятельности СМИ) // Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, № 8, с. 15.

Носов Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. М.: Ин-т философии РАН, 1999, с. 84.

3 Ленсу Я.Ю. На пути к виртуальной реальности (из истории зарождения представления о виртуальной реальности) // Инновационные образовательные технологии, 2014, № 1 (37), с. 75.

представляет бесплотный разум, владеющий всей информацией, которая ему необходима,способный к изменениям за доли секунды во времени и пространстве, чем многократно увеличивается способность человека, означая некий прорыв в его эволюции.

Виртуальную модель мира быстро и многообразно строят выбранные признаки, соответствующие личным представлениям и желаниям пользователя. Человеку подвластно создание миров, соответствующих его индивидуальности, а не специфике окружающего бытия. Проявлять действия и управлять здесь значительно легче, чем в объективной реальности -именно данная особенность является более привлекательной для человека, который получил возможность чувствовать себя ведущим, а не ведомым. Это частично объясняет постоянный уход в игровую реальность и зависимость от нее. Современный человек желает не только пользоваться виртуальной средой, но и иногда проживать в ней.

Другая сторона, расширяющая способности индивида, увеличивает круг опасностей. Виртуальному миру свойственно неожиданное вовлечение пользователей в поток волнения, нелогичности, внепредметности и бесформенности. Такая ситуация создает новый тип личности, лишенный собственного «Я», растворяет его в информационном пространстве и разбивает на части виртуальных объектов, т. е. делает личность фрагментарной1.

Человек должен осознавать «твердые точки соприкосновения с землей». Только понимая свою физическую сущность, ее меру и конечность, человек сможет себе позволить безопасно входить в виртуальное бытие. Иначе это может дезориентировать личность и подвергнуть её качества деградации.

Виртуальное общение с течением времени вытесняет классические методы коммуникации. Ему присущи следующие черты: высокая скорость передачи информации, исчезновение множества социальных и психологических барьеров. Тем не менее данная форма общения приводит к девиациям, чем привносятся изменения в процесс личностного развития.

1 Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997, с. 108.

Между индивидами происходит модификация процессов самоидентификации человека как личности, чем и обусловлены основные характеристики виртуальной коммуникации: отсутствие прямого зрительного взаимодействия между субъектами общения; анонимность; безграничный доступ контактов; письменная речь как основной инструмент общения.

В качестве следствия возникают: раздвоение личности; ограниченное сенсорное переживание; размывание пространственных и временных границ; отсутствие социальных ограничений.

Отсутствующие социальные ограничения, свобода выбора, в известной мере безнаказанность, мгновенное изменение позиций, собеседника, мнения и социальных черт (пол, возраст, специальность и пр.), недостаток информации о собеседнике, - всем этим порождается развитие таких свойств личности, как размытость собственного «Я»; безответственность; ограниченное понимание, которое основывается на своем опыте, не учитывает внешнюю информацию; безэмоциональность; неспособность к методичному мышлению;

пространственная и временная дезориентации .

Деформация главным образом основывается на «слабых участках» - боязни, психических комплексах, неудовлетворенных стремлениях и др. Именно опасные особенности виртуального общения привлекают человека, представляют для него наибольший интерес, так как дают доступ к неизведанному в плане самореализации.

Сегодня также ученые обсуждают популярную тему о влиянии виртуальной реальности на культуру человека. К чему может привести такое влияние? Как к нему относиться? Может ли это оказаться прогрессом? Или внедрение виртуальной реальности принесет только негативные последствия для культуры? Будет ли компьютерная виртуальная реальность оказывать ощутимое влияние на нашу деятельность, как это произошло, например, с изобретением часов или автомобилей?

Что же означает понятие «культура» и как она служит человеку? Этому термину соответствует много определений, поскольку он употребляется не только в научных текстах и рассуждениях, но еще и в обыденной жизни, философии, ис-

1 Кравец А.С., Саяпин В.О. Проблема концептуализации виртуальной реальности // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. Вып. № 1. М., 2008, с. 113.

кусстве. Мы рассмотрим лишь те, которые наиболее четко описывают проблему взаимодействия проявлений виртуальной реальности и культуры.

Во-первых, культуру можно определить как все созданное человечеством. Во-вторых, культуру представляют ценности и нормы в совокупности, используемые людьми в обществе, культурой обладает любая организованная группа людей, без этого ее стабильное существование не представляется возможным. Если рассматривать культуру как систему, то следует отметить, что ей свойственно включение таких подсистем, как материальная культура, социальная и духовная культура. Материальной культурой представлены все физические предметы, которые были созданы людьми. Духовная культура в своей совокупности представляет духовные ценности и творческую деятельность по их производству, освоению и применению. Основана духовная культура на творческом типе деятельности.

Рассмотрим взаимодействие опыта и проявление виртуальной реальности в жизни человека. Как известно, в настоящее время информатизация социума затрагивает большую часть общества. Такие феномены, как письмо, театр, книгопечатание, кинематограф, неизбежно приближали виртуализацию бытия человека, означающую отвлечение человека от реального бытия, перенесение себя в выдуманную, виртуальную реальность книг, пьес или фильмов. В последующем эти явления, используемые в основном для развлечения, пополнились обширными социальными структурами, сетью Интернет.

Следуя одному из определений культуры, можно утверждать, что ни одно организованное сообщество не существует без культуры. Этот тезис говорит о том, что культура виртуальной реальности может трансформироваться в самостоятельную культуру, или киберкультуру, по оценкам ученых. Но несмотря на то, что активная интеграция виртуальности в культуру человечества имеет много плюсов, ей присущи и недостатки1. Так, например, чрезмерное «погружение» человека в виртуальную реальность киберкультуры заменяет собой культуру, которая свойственна нам сейчас. Может слу-

1 Саяпин В.О. Проблема классификации и поиск общего основания виртуальных реальностей // Актуальные инновационные исследования: наука и практика, 2012, № 1, с. 17.

читься и так, что в будущем индивид полностью погрузится в виртуальную реальность, которая построит мир человека соответственно своим правилам.

Хорошо это или плохо? Трудно судить. Как в принципе трудно судить и о том, находимся ли мы сейчас в одном из таких виртуальных миров.

Проанализировав данную проблему, можно выявить следующие характеристики виртуальной реальности: это реальность, которая онтологически обосновывается стремлением человека создавать альтернативные миры; по своей направленности она гораздо шире по воздействующей силе; благодаря ей кардинально меняется пространственно-временной континуум.

В итоге приходим к выводу, что виртуальная реальность обусловлена определенными трудностями, так как ее объектом выступают разнородные и разноуровневые материалы.

С незапамятных времён вопросы мироздания и устройства нашего мира волнуют умы многих учёных и исследователей. С каждым годом количество тех, кто сравнивает нашу Вселенную с огромной очень древней виртуальной реальностью увеличивается. Наш повседневный мир в такой представлении выглядит как имитация, голограмма. "Как же так? Мы ведь можем всё "потрогать", ощутить. Неужели всё сон?"-спросите Вы.

Наш мозг воспринимает одинаково всё о чем мы думаем. Для него не существует разницы между объективной реальностью, фантазиями и снами.

При таком подходе очень важно исходить из того, что всё что нас окружает и даже мы сами, всё вокруг- информация. Таким образом, Вселенная в этом смысле может оказаться результатом невероятно большой программы, запущенной очень давно.

Эта идея, вдохновила в 1940-х годах Конрада Цузе, человека, стоявшего у истоков разработки первых компьютеров.

Он предположил, что законы мироздания сопоставимы с работой квантового компьютера и действуют в соответствии с определённым кодом, благодаря которому и существует всё на свете.

Несомненно, Цузе опережал своё время.

Сейчас всё больше учёных задают себе вопрос о реальности нашего мира.

В 2006 году специалист по квантовым вычислениям Сет Ллойд развил идею цифровой Вселенной. «В этом смысле история Вселенной-это грандиозное и непрекращающееся вычисление», -утверждает он, опираясь на свои исследования. Ллойд даёт самое радикальное определение реальности: « Вселенная-это квантовый компьютер. Реальность творится по мере того, как происходит вычисление». С точки зрения Ллойда, всё существующее-это выходные данные мирового компьютера. Приверженцем данной теории является и знаменитый бизнесмен Илон Маск.

Интересный взгляд на рассматриваемую тему изложен в популярном фильме "Матрица", сериале "Разрабы", "Чёрное зеркало" и многих других.

Кто же является Архитектором наших судеб?

Посредством своих убеждений мы образуем связь между всем, что мы можем вообразить и реальностью. Мы ежесекундно "вычисляем", "строим" её кирпичик за кирпичиком, не только нашими действиями, но и мыслями.

Да, мыслить масштабами вселенных невероятно сложно, но мы можем начать с себя и того что нас окружает.

Если вас заинтересовала данная тема, в следующей статье поговорим о бинарном коде как о возможном универсальном языке вселенной.

Используемые материалы:

Грэгг Брэйден "Божественная матрица: время, пространство и сила сознания"

Сегодня термин виртуальное бытие, сложившийся в философии намного раньше, чем его стали использовать в физике элементарных частиц, возвращается в философский обиход и применяется для обозначения объективных и субъективных форм неметрического (нематериального) бытия. Например, виртуальным именуют способ бытия системных и тотальных свойств (В. А. Кайдалов; В. А. Гаврилюк и Ю. П. Роговой). Поскольку идеальное (снятое) в своей тенденции существует как системное свойство (например, в системе «субъект — деятельность — объект»), то его правомерно относить к разновидности виртуального бытия (Д. В. Пивоваров). Некоторые авторы предлагают для этих целей другой термин — «функциональное бытие» (В. И. Кашперский).

Виртуальность как способ существования идеального — это прежде всего растворение (снятие) своего в другом и видимость своего через другое, чем она и отличается от реального метрического бытия. Социальная виртуальная реальность есть «чувственно-смысловая среда в символической форме» (С. И. Орехов).

В физике понятие виртуальной частицы появилось в квантовой теории излучения в связи с исследованием процессов обменного взаимодействия элементарных частиц с использованием метода вторичного квантования. Вначале предполагалось, что виртуальные частицы — это математические абстракции, но затем многие видные физики поверили в их реальное существование. По их мысли, каждая элементарная частица способна при соответствующих условиях превращаться в другие частицы, причем количество и качество последних зависят от энергии внешнего воздействия; в результате происходит переход виртуальных частиц в такие, которые можно прямо регистрировать в эксперименте.

Первоначально виртуальные частицы рассматривали как становящиеся частицы — как своеобразные промежуточные ступени в превращениях действительных частиц. В зависимости от внешних условий частица рассматривалась и как реальная, и как виртуальная. Потом стали предпочитать иной подход: виртуальные частицы, по мнению В. А. Кайдалова, не есть особый, становящийся класс частиц, существующий в возможности, но суть всеобщий, универсальный аспект существования реальных частиц, проявляющийся во взаимодействии.

Без взаимодействия с другими объектами элементарная частица попросту не существует. Поэтому виртуальное, вероятно, есть форма объективного существования системного качества (свойства) микрообъектов. Постепенно через понятие виртуальности в физику проникает представление о неметрической форме объективного существования, драматически дополняющее традиционную веру естествоиспытателя в тождество физического и материального.

В применении к системному анализу виртуальность можно рассматривать как обусловленность взаимосвязи элементов системы интегральным (системным) свойством. Любой элемент целого есть носитель свойства целостности. Наличие элемента является исходной предпосылкой системного качества. Виртуальное объективно существует в любом элементе системы, но нс как особый элемент, не как вещь — оно везде и нигде, подобно объективному закону природу, а потому оно всегда сверхчувственно, сверхпроницаемо и вездесуще по самой своей специфической природе.

Читайте также: