Влияние компьютера на наше здоровье классный час 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Школа сегодня, пожалуй, единственное место, в котором еще ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забота о подрастающем поколении, где больше всего осознают, «что здоровье детей – это здоровье нации».

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,

Школа сегодня, пожалуй, единственное место, в котором еще ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забота о подрастающем поколении, где больше всего осознают, «что здоровье детей – это здоровье нации».

В нашей школе, обычной, общеобразовательной, мы решили взяться за решение этой сложнейшей задачи – комплексную реабилитацию школьников. Проанализировав параметры здоровья учащихся, а в этом нам помогли специалисты ООО «Навигатор здоровья», сравнив их с российскими, разработали Программу развития школы в этом направлении. Данная работа ведется нами с 2011 года.

Актуальность программы «ГБОУ Школа № 1370 – территория здоровья» прежде всего в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, разрешение которых в сумме может дать максимально возможный эффект оздоровления школьников.

При всех инновациях, характерных для современной школы, урок остается основной формой обучения. Учителя школы организуют процесс передачи и усвоения учебного материала, формируют и развивают знания, умения и навыки ученика, оценивают его достижения. Триада «знания – умения – навыки» остается актуальной при реализации программы и осуществляется, в большей степени, через традиционную школьно – урочную систему, благодаря которой мы приближаемся к проблеме формирования, а в ряде случаев, коррекции поведенческой культуры школьника. В работе опытных учителей при определенных обстоятельствах в комплексе с ролевыми играми урок становится отправной точкой для работы в данном направлении.

Нельзя обойти вниманием такую форму воспитательной работы, как классный час, который не только объединяет детей для совместного решения вопросов, а при умелом руководстве классного руководителя оптимизирует процесс коллективного творческого дела. Интересными и эффективными, на мой взгляд, являются классные часы – встречи, посвященные вопросам здорового образа жизни. В апреле 2016 года состоялась встреча старшеклассников с чемпионкой XXV летних Олимпийских игр, проходивших в 1992 году в Барселоне, Еленой Викторовной Барановой. Такие встречи, обладая рядом возможностей психологического тренинга, оказывают положительное влияние на поведенческую установку учеников, подводят участников к самостоятельному принятию решения или формирования мнения по поводу той или иной проблемы.

Немаловажную роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играют новые формы работы, ставшие составной частью учебного процесса. Речь идет о проектной деятельности, которая имеет общую цель, методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Для ученика такая форма работы наиболее привлекательна, так как позволяет ему самовыразиться, попробовать собственные силы, приложить свои знания, использовать свой накопленный опыт. Это и делает ее эффективной формой для реализации Программы «ГБОУ Школа № 1370 – территория здоровья», позволяет удовлетворить потребности ученика, учесть его возрастные особенности и жизненные приоритеты, снизить риск негативных проявлений.

Сильной стороной учебно-воспитательного процесса в школе является организация внеурочной деятельности школьников. Они – активные участники и победители школьных, районных и городских интеллектуальных турниров, олимпиад, смотров, конкурсов, спартакиад. Организация внеурочной деятельности школьников позволяет им самоопределяться и реализовываться в выбранном направлении в зависимости от интересов и способностей. Коллективная творческая деятельность в школе органически дополняет систему учебных курсов, направленных на реализацию задач социальной адаптации выпускников, становления их личностных качеств.

Вашему вниманию я предлагаю разработку классного часа, проведенного для учащихся 6 класса в марте 2017 года.

Тема классного часа: «Режим сна и здоровье»

Цель: расширить представления детей о ЗОЖ, формировать позитивное отношение к собственному здоровью, побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию в вопросах здоровьесбережения.

Форма проведения: час общения.

Оформление: бумажные таблички с пословицами и поговорками о ЗОЖ.

Ход классного часа

1. Чтение фрагмента русской народной сказки «Дочь-семилетка»

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

– Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

– Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

– Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

– Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:

– На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

– Что так печален, куманек?

– Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

– Что такое, скажи мне.

– А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

– Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

– Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

– У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

– Третья загадка: что всего в свете мягче?

– Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь!

– Четвертая загадка: что всего на свете милее?

– Милее всего внучек Иванушка!

– Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

– О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

– Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

– Скажи мне, какие загадки.

– А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

– Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете.

2. Беседа по прочитанному фрагменту русской народной сказки «Дочь – семилетка»

– Понравилась ли вам сказка?

– Почему дочка считает, что милее сна нет ничего на свете? Обоснуйте свой ответ. (Самое важное для человека – его здоровье. Поздравляя или давая напутствия человеку, мы желаем ему, прежде всего, здоровья. А составляющая здоровья – крепкий сон.)

– Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ушакова, проверив ваши ответы на заданный вопрос. Сон – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается или снижается работа сознания.

– Сколько же нужно спать, чтобы чувствовать себя здоровым?

– Когда нужно ложиться спать?

– Почему нужно высыпаться? (Чтобы быть крепкими, выполнять любые задания, хорошо учиться… и в конечном итоге – быть успешными.)

– Давайте выработаем с вами правила злорового сна и неукоснительно будем им следовать.

– Итак, правило первое: Привыкать к режиму не ленись,

В одно время спать ложись.

Правило второе: Свежий воздух, теплый душ

Вас расслабят с ног до уш.

Правило третье: Перед сном не наедайся,

Помнить это ты старайся.

Правило четвертое: Спать ложишься, вспомни вдруг:

Тишина – твой лучший друг!

Правило пятое: Выполняй их, и непременно

Сон твой будет полноценным.

– У людей, которые недосыпают, постоянно изнуряют себя беспорядочной работой, ночным бодрствованием проявляются болезненные симптомы: усталость, рассеянность, раздражительность…

Дополните ряд собственными примерами и определите лексическое значение каждого приведенного вами слова (можно прибегнуть за помощью к «Толковому словарю»).

3. Разгадывание кроссворда

– Мы приступаем с вами к разгадыванию кроссворда, слово которого зашифровано. Если вы правильно вставите нужные буквы, то прочтете его.


Вопросы:

1. Составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений, имеющие целью развитие и укрепление организма человека, его нравственное воспитание и достижение им высоких результатов в соревнованиях. (Спорт)

2. Совокупность гимнастических упражнений, выполняемых с целью повышения жизнедеятельности организма. (Гимнастика)

3.Пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. (Прогулка)

4. Это съедобная часть произрастающего на земле растения и не являющаяся при этом травой, специей, орехом, зерном или фруктом. (Овощи)

5.Система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью ее совершенствования. (Закаливание)

6. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы. (Здоровье)

7. Точно размеренный распорядок действий на день. (Режим)

8. Усвоение питательных веществ, пищи живым организмом. (Питание)

9. Это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. (Игра)

10. Передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. (Путешествие)

– Как видим, многие из вас правильно ответили на вопросы кроссворда. Эти слова вместе содержат зашифрованное слово «сновидение».

Дети, позвольте взять у вас интервью.

Скажите, а что чаще всего вам снится?

(Ученики поднимают руки, учитель поочередно подходит к каждому с микрофоном.)

А вот Паша Авдонин сочинил очень интересное, на мой взгляд, стихотворение о сне. Давайте послушаем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с влиянием компьютера на здоровье человека, правилами работы за компьютером.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Компьютер и его влияние на здоровье»

План-конспект урока по ОБЖ. 6 класс.

Тема урока: Компьютер и его влияние на здоровье

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

-познакомить с правилами работы на компьютере и его влиянии на здоровье человека

Тип урока: комбинированный урок (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, мы ежедневно повторяем это приветствие.

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Вступительная беседа учителя. Объявление темы и целей урока.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация 2013г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

Мы уже говорили с вами на прошлых уроках о здоровье. Что же влияет на состояние здоровья человека?

- Неблагоприятная окружающая среда, социальная среда, наркотики и другие психоактивные вещества.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего урока является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.

И девизом урока я предлагаю сделать следующие слова:

«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»

II. Повторение изученного материала.

Сначала давайте уточним, а что такое здоровье?

- Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила.

Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

(Ответы учащихся)

III. Изучение новой темы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Всё более широко компьютеры внедряются в учебный процесс общеобразовательного учреждения. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека, в том числе учащегося, становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.

Установлено, что длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора (экрана). Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Кроме того, устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Существует ряд правил, соблюдение которых уменьшает отрицательное воздействие компьютера на здоровье. Повторим некоторые из них.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учётом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном учащихся подросткового возраста — не более 1 ч в день. При этом школьники 5—6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 25 мин работы.

Необходимо придерживаться ещё одного правила: после занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2—3 ч.

Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

При работе с компьютером положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10—20 см ниже. Экран монитора должен быть установлен на таком уровне, при котором взгляд по горизонтали направлен на центр экрана, находящегося на расстоянии не менее 50—60 см от глаз.

Хорошей профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела.

Приведём ряд упражнений из книги врача-ортопеда И. Степановой «Гимнастика за компьютером».

1. И. п. (исходное положение) — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, — вдох, положите руку снова на колено — выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2. И. п. — то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3. И. п. — кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4. И. п. — руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

5. И. п. — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, подтяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови — так же, как и следующее.

6. И. п. — то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. — руки согнуты, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперёд, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

8. И. п. — прямые руки вытянуты перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперёд и в стороны. Упражнение обеспечивает лёгкий массаж сердца, улучшая его работу.

Каждое упражнение следует повторить 5—6 раз.

IV. Итог урока

1. Закрепление темы урока

— Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования?
— Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия на здоровье человека при работе на компьютере?
— Соблюдаете ли вы режим работы на компьютере, который рекомендуется соблюдать в вашем возрасте?
— Почему рекомендуется знать и выполнять ряд специальных упражнений для глаз и мышц тела при работе на компьютере?

2. Домашнее задание

Выполните специальные упражнения для глаз и тела, приведённые в параграфе. Постарайтесь всегда их выполнять в те дни, когда вы работаете на компьютере.

Автор: Дуднева Марина Викторовна

Организация: МБОУ «Гимназия №1»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Цель проведения родительского собрания:

- профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере

Задачи:

- формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

- помочь осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

- информировать детей о вреде и пользе компьютера,

- развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Форма проведения: круглый стол.

Оснащение: компьютер, презентация, монитор компьютера, .

Структура родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя(Дуднева М.В).

III. Презентация: «Влияние компьютера на здоровье человека»

V. Выступление преподавателя ОБЖ (Иванец И.Г)

VI. Выступление педагога-психолога (Якимчук П.А)

VII. Заключительное слово классного руководителя.(Дуднева М.В)

Ход родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя(Дуднева М.В)

Учитель: Сегодня в современном мире персональный компьютер из роскоши уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме практически каждого человека.

Не стоит игнорировать тот факт, что несмотря на весь тот вклад, который вложила компьютерная техника в развитие цивилизации, она также оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека. Именно поэтому, родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на их плечи ложится ответственность за то, какое влияние может оказать компьютер. Существует ли вред компьютера, и чем он может быть так опасен? Дискуссии по этому поводу ведутся долгое время и на сегодняшний день известно как минимум три основных вида негативного влияния компьютера на человека и его здоровье.

Работа за компьютером сопровождается концентрированным вниманием человека на экране монитора в течении продолжительного времени, соответственно компьютер может нанести серьезный вред зрительной системе. Во-первых, развивается конъюнктивит, покраснение глаз. Далее может возникнуть близорукость и возможность ее прогрессирования. Многие помнят инцидент, случившийся в Японии, когда произошли массовые припадки эпилепсии у детей, которые смотрели мультипликационные фильмы с использованием компьютерной графики. Световые вспышки на мониторе изменяют мозговые ритмы в коре и способны стать причиной таких припадков. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром". Порой дети настолько увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается и при моргании появляются болезненные ощущения. Зрению необходим постоянный регулярный отдых, а компьютерные игры имеют свойство затягивать.

Другая опасность, связанная с работой на компьютере возникает из-за малоподвижного образа жизни. Длительное пребывание в сидячем положении существенно сказывается на опорно-двигательном аппарате человека, на скелете и мышцах. Часто, люди работающие за компьютером, напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долгого пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний.

Так же весьма распространенной проблемой является так называемый "туннельный синдром запястья", возникающий вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Он нередко поражает людей, чья работа связана с однообразными движениями руками, в том числе и людей работающих за компьютером, и проявляется у чаще у людей более старшего возраста в виде мучительных болей в руках, так же бывают случае заболевания и молодых людей и даже детей долгое время проводящих за компьютером.

Другой вид взаимодействия ЭВМ и человека заключается во вредном электромагнитном излучении, которое, согласно последним исследования в этой области, может оказаться одним из самых опасных факторов для здоровья человека. И хотя за последние 10 лет производители значительно снизили уровень излучения от передней части монитора, но остаются еще боковые и задняя панели, а также системный блок, мощность, да и рабочие частоты которого постоянно увеличивается, а следовательно увеличиваются и уровень опасного высокочастотного электромагнитного излучения.

III. Презентация о вредном влиянии компьютера на здоровье детей

IV. Анкетирование

Предоставление информации о результатах анкетирования детей в МБОУ «Гимназия №1».

Анкету проводили обучающиеся 8 «Б» класса (Гичкина Елизавета, Коженок Мария, Бодалов Константин, Щеглов Олег)

Анкета содержала 4 вопроса:

1)Можешь ли ты обойтись без компьютера?

2)Какие чувства ты испытываешь, когда садишься за компьютер заниматься любимым делом?

3)Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером, когда в этом есть острая необходимость?

4)В ком или в чём ты видишь замену компьютеру?

Проведя анкетирование, изучив результаты, мы сделали наглядное изображение результатов на примере таблиц и графиков.


Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным и вредным. Изучая проблему влияния компьютера на здоровье человека, очевидным становится тот факт, что средства информационных технологий оказывают негативное воздействие на организм. Более того, «общение» с умной машиной требует четкой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

V. Выступление преподавателя ОБЖ (Иванец И.Г).

Компьютер в жизни ребенка имеет огромное значение - помогает в учебе, для дошкольников – на компьютере можно рисовать, играть. Вот только вопрос, какие это будут игры? Большинство игр, которые сейчас можно встретить в интернете оказывают отрицательное воздействие и на физическое, и на психическое здоровье детей.

Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это излучение электромагнитных волн. Это излучение вредно даже для взрослых и естественно для детей. Знайте, если обучающийся постоянно просиживает перед компьютером, то ему грозят раковые опухоли, эндокринные, мозговые нарушения, снижение иммунитета. И это далеко не все последствия.

Второй момент касается психического напряжения детей.

Но основной вред – это вред духовный. Сознание ребенка поворачивается в сторону безбожного, безнравственного мировоззрения. Пусть и виртуально, но дети учатся на компьютере убивать и не только каких-то отрицательных героев, различных монстров, чудовищ, но и друг друга.

Вот несколько советов, как ограничить вред компьютера для детей.

1. Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удобной спинкой.

2. Располагайтесь перед компьютером так, как вам удобно. Ноги при этом должны быть согнуты под прямым углом.

3. Компьютер надо установить так, чтобы на экран не падал прямой свет. Иначе экран будет отсвечивать. Кстати, прямой свет вреден не только вам, но и монитору. Оптимальное положение при работе — боком к окну, желательно левым.

4. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами. При диагональном расположении монитора вам придется непрерывно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка.

5. Некоторые в качестве монитора используют обычный телевизионный экран. Делать этого не следует, так как от экрана телевизора излучение в 90 раз выше, чем от экрана монитора.

6. Включенный монитор образует электромагнитное поле. Проверить его интенсивность несложно: проведите тыльной стороной ладони на расстоянии нескольких миллиметров от включенного монитора. Если отчетливо слышны потрескивания — значит электромагнитное поле присутствует. Для защиты от электромагнитного поля следует пользоваться навесными экранами.

7. Монитор должен работать с частотой не менее 75 Гц. Слабо мерцающий монитор значительно снижает нагрузки на зрение. Новые 17-ти дюймовые мониторы дают крупное и отчетливое изображение. При постоянной работе на таком мониторе глаза устают значительно меньше.

8. Шрифт на экране должен быть темным, а фон светлым. Мелкий шрифт вреден для глаз.

9. Монитор должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз и на 20 градусов ниже уровня глаз.

10. Через каждые 30-45 минут работы за компьютером следует делать перерыв, во время которого не рекомендуется читать или смотреть телевизор. Общая продолжительность работы за компьютером не должна превышать 4-х часов в сутки.

Следует помнить, что всё хорошо в меру, хоть компьютер вещь и полезная, но вред компьютера может быть больше чем польза, поэтому не увлекайтесь им в ущерб себе и не забывайте о том, что Ваше здоровье в любом случае, важнее.

VI. Выступление педагога-психолога (Якимчук П.А).

В своей жизни человек чувствует естественную потребность в освобождении от ежедневных забот, проблем и неприятностей. Компьютерные игры — это наиболее легкий и доступный способ моделирования другого мира или жизненных ситуаций. Компьютер предоставляет возможность пожить в иной реальности, без проблем, и где нет учебы, которую нужно посещать ежедневно и т.д. В этом смысле может показаться, что компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии. Однако зачастую дети злоупотребляют уходом из реального мира, теряя чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера. В ходе различного рода исследований было установлено, что чем больше проблем у ребенка в жизни, тем он с большим рвением погружается в виртуальную среду. Компьютерная зависимость присуща людям с тонкой ранимой психикой. Когда они включают компьютер, дети мгновенно погружаются в ирреальный мир, где становятся свободными и беззаботными. Со временем развивается привыкание к компьютеру. Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются.

VII.Заключительное слово классного руководителя (Дуднева М.В)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартынова Зинаида Ефимовна

В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует и оборотная сторона медали. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартынова Зинаида Ефимовна

Длительная работа за компьютером и ее негативное влияние на функции организма Социально-гигиенические и клинико-функциональные аспекты компьютерных нагрузок у студентов i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Effect of computer for life and health of pupils

Prolonged work at the computer , currently, no area of human activity is complete without the application of computer technology. Computer helps a person in many applications, making the work easier, opens new horizons for thought and action, provides new opportunities. But do not forget that there is another side to the coin. Prolonged computer work negatively affects many functions in our body: vision, nervous system, musculoskeletal system and human posture and the electromagnetic radiation.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся»

УДК 74.200.555 ББК 681.322 М316

З. Е. Мартынова Иркутск, Россия

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует и оборотная сторона медали. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение.

Ключевые слова: длительная работа за компьютером, сидячее положение во время работы за компьютером, усталость глаз, нагрузка на зрение, перегрузка суставов кисеей рук и пальцев, влияние на нервную систему, воздействие электромагнитного излучения, пыли и грязи

S.E. Martinova Irkutsk, Russia

EFFECT OF COMPUTER FOR LIFE AND HEALTH OF PUPILS

Prolonged work at the computer, currently, no area of human activity is complete without the application of computer technology. Computer helps a person in many applications, making the work easier, opens new horizons for thought and action, provides new opportunities. But do not forget that there is another side to the coin.

© Мартынова З.Е., 2014

Prolonged computer work negatively affects many functions in our body: vision, nervous system, musculoskeletal system and human posture and the electromagnetic radiation.

Key words: prolonged work at the computer, sitting position while working at the computer, eye, overload of muslin joints of hands and fingers, the impact on the nervous system, impact of electromagnetic radiation, dust and dirt.

В данной статье рассматриваются основные вредные факторы воздействия компьютера на организм человека, а также меры по организации безопасных условий работы на компьютере. Только длительная работа может оказать существенное влияние на здоровье человека. Рассмотрим основные аспекты длительной работы на компьютере [Бржеский, 1998, с. 10].

Выбранная тема является актуальной, мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволяют минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье учащихся. Большинство учащихся дома мало уделяет внимания своему рабочему месту. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины [Синицкий, 1981, с. 17]. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут - это уменьшает давление на бедра. Кресло (стул) должно быть жёсткое.

Рис.1. Правильная посадка за компьютером

За компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда головные боли, также излишняя нагрузка на позвоночник, у детей - искривление позвонка (сколиоз), у взрослых -остеохондроз (нарушение межпозвонковых дисков) [Вышинская, 2003, с. 5]. У тех, кто длительно работает за компьютером, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови из-за малоподвижного образа жизни, возникают заболевания сердечно - сосудистой системы.

Непрерывная длительность работы на уроке в кабинете информатики

Классы 1 - 2 3 - 4 5 - 7 8 - 11

Время (мин) 10 15 20 25

Полезные советы: следить за позой, в которой вы сидите (рис.1), делать несколько простых физических упражнений, заниматься спортом [Гунн , 2003, с. 5].

Синдром сухого глаза - собирательное название нового заболевания, вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью [Бржеский, 1998, с. 20]. Данный синдром развивается

спустя некоторое время работы за компьютером и проявляется жжением в глазах, покраснением конъюнктивы, появлением сосудистой сетки на боковых поверхностях глаз. Длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома [Гунн, 2003, с. 7].

Следует соблюдать необходимое расстояние от глаз до монитора 50 - 70 см. Держите голову прямо, без наклона вперед, не искривляя позвоночник, иначе потом почувствуете самые разные недомогания. Монитор должен стоять прямо, быть абсолютно чистым, чтобы на него не падал свет яркой лампы или солнечные лучи. Рекомендуют использовать специальные очки, фильтры для работы «вблизи» и «для дали». Размер экрана не должен быть менее 17 дюймов1; частота развертки менее 85 Гц; чем меньше зерна монитора, тем четче изображение и меньше устают глаза. Размер зерна не должен превышать 0,28 мм; необходимо исключить наличие всевозможных бликов на экране монитора, избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. При длительной работе часто глаза устают, для этого существуют упражнения для глаз [Ермилова, 2008, с. 14].

Безусловно, при организации учебных занятий в кабинете необходимо учитывать освещенность, воздушную среду, уровень шума, размер помещений, цвет стен, мебель, размещение мониторов. Режим обучения и организации работы кабинетов в школе № 18 с использованием компьютерной техники соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Полезные советы: при длительной работе выполнять гимнастику для глаз, следить за освещением в помещении и расстоянием глаз до монитора, проветривать помещение между уроками.

Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Неудобное положение рук, во время работы с клавиатурой может

1 Слово «дюйм» (2,54 сантиметра) в начале XVIII века первым ввёл в русский язык

привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это новое заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук. Заметим, что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и проблемами позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков), при которых повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга, конечно, это плохо влияет на здоровье.

Полезные советы: не садитесь за компьютер с грязными руками; примерно раз в неделю протирайте клавиатуру спиртом или специальными салфетками; раз в месяц пылесосьте компьютер; приобретите специальную подставку под запястья, удобную клавиатуру и эргономичную мышь.

Рис.3 Подвижная опора на колесиках

Работа за компьютером - это чисто интеллектуальный труд, и потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. Они могут стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств, отрицательно влияют на здоровье, связаны с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Бывают, что пользователи компьютеров пренебрегают нормальным питанием и работают за компьютером впроголодь. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к

возникновению минеральной и витаминной недостаточности, к снижению интеллектуальных способностей человека.

Чрезмерное увлечение военизированными остросюжетными играми приводит к агрессивному и безжалостному поведению ребенка, нарушению сна и невротическим расстройствам. Психика ребенка подвержена существенным изменениям, так как для некоторых детей компьютер может стать своего рода наркотиком - они пренебрегают общением с родными и друзьями, прогулками на свежем воздухе ради вечера наедине с бездушной машиной.

Игромания, интернет - зависимость. Насколько серьезны эти проблемы? Ученые предлагают разные точки зрения на эти вопросы [Беляев, 2002, с. 50]. Соблюдение режима дня, чередование учебы и отдыха способствует предупреждению вредных привычек. Результаты исследований показали, что стрессовые ситуации, вызываемые компьютером, а особенно, Интернетом, распространены особенно часто. Таким образом, мы получаем психическую неуравновешенность учащихся.

Профилактика нервных расстройств: необходимо постараться сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например, структурировать информацию, для того, чтобы её было легко найти; нужно чаще чистить мышку, чтобы не вызывал раздражения непослушный курсор; в Интернете пользуйтесь качественным доступом; по возможности проводить больше времени на улице.

Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. В кабинете информатики все оборудование и 13 рабочих мест заземлены и расположены по периметру. Влажность воздуха 15 - 75% и освещенность 100% соответствует нормам. Во время перемены систематически проветривается помещение. Рентгеновское излучение, исходящее от монитора по периметру, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном.

В результате обследования людей, работающих в условиях воздействия электромагнитных излучений от компьютера, было доказано, что наиболее

чувствительными к данному воздействию является нервная и сердечнососудистая система, нарушения со стороны эндокринной системы, заболевания органов зрения, снижение иммунитета. Ученые доказали, что электромагнитное излучение отрицательно влияет на развитие эмбриона. В связи с этим появилось специальное постановление главного санитарного врача РФ, что беременных женщин необходимо переводить на работу, не связанную с компьютером. Электростатическое поле способствует тому, что частицы мельчайшей пыли оседают на руках лице и шее, вызывая аллергические реакции, сухость кожи и волос [Беляев, 2002, с. 44].

Полезные советы: приобретите жидкокристаллический монитор и получите сертификат; не оставляйте компьютер включённым на длительное время; так же, не забудьте использовать «спящий режим» для монитора; следите за продолжительностью работы за компьютером; компьютер должен быть заземлён. Для увеличения влажности желательно ставить открытую емкость с водой, иметь хорошую систему вентиляции, чаще делать влажную уборку и проветривать кабинет в перемену.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Приведем его результаты. При анализе анкеты (приложение 1), проведенных с учащимися СОШ № 18 выяснилось, что у 92% опрошенных учащихся есть компьютер и только 8% не пользуются компьютером каждый день, 20% школьников проводят 30 минут, 27% - 1-1,5 часа, 33% - 2-2,5 часа, 20% - 4-5 часов за компьютером. Меньшинство знает о вредном влиянии компьютера на здоровье учащихся - 9,7%. Как выяснилось из анкетных данных, некоторые учащиеся при продолжительной работе испытывают различные виды недомогания: усталость 15,5%, сонливость - 10,4%, болезнь глаз -34,6%, головные боли - 12%, и только 28,5% не испытывают недомогания. На вопрос «Для чего используете компьютер?» получены следующие ответы: для игр -41,7%, общения в социальной сети - 20%, написания докладов, рефератов — 20%, для работы с мультимедиа - 18,3%. Многие учащиеся при длительной работе испытали стресс из-за потери информации, у них устаёт спина, они

чувствуют дискомфорт в суставах кистей, чувствуют онемение шеи, боль в пояснице, в руках и коленных суставах и даже головную боль.

Проблема влияния компьютера на жизнь и здоровье человека разрабатывается в различных направлениях. Наиболее распространенной из всех зол является компьютерная болезнь. Практически все соблюдают санитарно-гигиенические требования при работе за компьютером, однако мало времени уделяют прогулкам на свежем воздухе и спорту. Как показали исследования, школьники значительное количество времени уделяют компьютерным играм и работе в Интернете.

В ходе работы проводилось анкетирование, полученные результаты обработаны и проанализированы. По данным медосмотра у школьников не наблюдается роста заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы. В рамках работы смонтирован рекламный ролик, в классах распространены комплексы упражнений. Инструктаж по правильному использованию компьютера ведется целенаправленно два раза в год.

Таким образом, человек, длительное время работающий за компьютером, подвергается реальному риску сердечно - сосудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта, психических расстройств. Итак, необходимо соблюдать режим правильного питания, режим дня и отдыха, санитарно-гигиенические правила работы на компьютере со всей серьезностью, иначе под угрозой может оказаться здоровье молодого поколения.

1. При какой продолжительности работы с ЭВМ Вы испытываете недомогание?

2. Есть ли у Вас компьютер?

3. Сколько времени Вы обычно проводите за компьютером?

4. Знаете ли Вы о вредном влиянии компьютера?

5. Какие недомогания Вы испытываете при продолжительной работе за ЭВМ?

6. С каким видом деятельности больше всего связана Ваша работа за компьютером?

7. Какие меры Вы принимаете, для того чтобы обезопасить себя от вредного влияния компьютера?

8. Можно ли, на Ваш взгляд, обойтись без компьютера?

9. Влияет ли работа на компьютере на учебу?

10. Для чего используется компьютер?

1. Баловсяк Н. В. Компьютер и здоровье / Н.В. Баловсяк. СПб.: Питер, 2008. 208 с.

2. Беляев А. А. Частная неврология. Как сохранить и улучшить зрение /

A. А. Беляев. СПб.: Лань, 2002. 65 а

3. Бржеский В. В. Синдром «сухого глаза»: болезнь цивилизации /

B. В. Бржеский, Е. Е. Сомов. СПб.: Апполон, 1998. 101 а

4. Гунн Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье: рекомендации для детей и взрослых / Г. Е. Гунн. М.: Олма-Пресс, 2003. 20 с.

5. Ермилова И. А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза! / Ермилова И. А. // Здоровье школьника. 2008. № 8. С. 56.

6. Синицкий М. Г. Заболевания и повреждения позвоночника у детей / М. Г. Синицкий, В. И. Дудин. Л.: [б.:и], 1981. 80 с.

7. Вышинская Л. Г. Сколиоз - угроза жизни подростка / Л. Г. Вышинская // Вечерние вести. 2003. № 188 (1088). С 8.

Читайте также: