Влияние компьютера на организм младшего школьника

Обновлено: 07.07.2024

В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время ПЭВМ есть практически в каждой семье.

Технический прогресс движется вперед и сейчас совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако, пользование им оказывает большое воздействие на организм, особенно растущего, когда он еще формируется, в т.ч. негативно влияет на зрение и нервную систему ребенка, его осанку.

Влияние компьютера на зрение ребенка.

При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем - к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв. Для укрепления мышц глаз необходимо проводить специальную гимнастику.

Упражнения для внутренних мышц глаз

  1. Прикрепите на окно круглую метку диаметром около 4 мм. Она должна находиться на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. Найдите любой удаленный предмет за окном и переводите взгляд поочередно то на него, то на метку. Выполняйте это упражнение дважды в день. Первые двое суток уделяйте ему по 3 минуты, затем увеличьте это время вдвое. В пятый и последующие дни уделяйте подобному упражнению 10 минут.
  2. Положите на воображаемую центральную линию лица большой палец правой руки. Он должен располагаться на расстоянии 20–30 см от глаз. В течение 3–5 секунд смотрите на него. Прикройте ладонью второй руки левый глаз. Затем уберите ладонь. Посмотрите на кончик пальца обоими глазами в течение 3–5 секунд. Выполните это же упражнение, поменяв руки.

Упражнения для укрепления основных мышц глаз

Следующие упражнения для укрепления мышц глаз необходимо выполнять в стоячем положении. Сначала следует расслабиться. Во время упражнений смотрите вперед в одном направлении.

  1. Не двигая головой и телом, посмотрите сначала на потолок, а потом – на пол. Выполняйте упражнение медленно, позволяя мышцам глаз проделать это максимально точно и эффективно.
  2. Зафиксируйте голову и тело в одном положении и не двигайте ими. Перемещайте глаза справа налево и обратно, максимально отводя их в каждую сторону. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Переведите глаза по диагонали с правого верхнего угла комнаты до левого нижнего. Повторите упражнение 10 раз. Затем поменяйте направления движения глаз. Снова выполните действия 10 раз.
  4. Представьте, что перед Вами находится большой круг. Проведите глазами по его краю. При этом взгляд должен перемещаться в правую сторону. Сделайте то же самое, но поворачивая глаза влево. Повторите упражнение по 10 раз для каждого направления. Голова при этом должна оставаться неподвижной.

Влияние компьютера на нервную систему ребенка.

Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.

Как правильно организовать рабочее место при работе с компьютером:

Следует не забывать про правильно организованное рабочее место пользователя ПЭВМ, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура. Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимые учебные пособия и оборудования. Стол следует выбирать без острых углов и краев. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип кресла следует также выбирать с учетом роста ребенка. Желательно, что бы рабочее место ребенка было оборудовано подставкой для ног, которая должна регулироваться по высоте и углу наклона опорной поверхности. Следует не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением. Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Артюнина Галина Петровна, Ливинская Ольга Анатольевна

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Артюнина Галина Петровна, Ливинская Ольга Анатольевна

Влияние антропометрии и биомеханики обучающихся на формирование основных параметров места, оборудованного ПЭВМ Неблагоприятные факторы риска нарушений здоровья и его состояние среди детского населения Псковской области Влияние компьютерных средств обучения на психофункциональные показатели и состояние здоровья школьников i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Impact of computer upon the schoolchild health

The article examines components of the computing problem, peculiarities of the impact of a computer upon human. The main indispositions connected with computer work are indicated, causes of illnesses, indispositions, allergic reactions, as well as its effects are determined. At the basis of theoretical facts the research was conducted, which reveal how the number of illnesses and indispositions is increasing depending on work experience with computer, age of the operator and duration of work.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютера на здоровье школьника»

Г. П. Артюнина, О. А. Ливинская

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

The article examines components of the computingproblem, peculiarities of the impact of a computer upon human. The main indispositions connected with computer work are indicated, causes of illnesses, indispositions, allergic reactions, as well as its effects are determined. At the basis of theoretical facts the research was conducted, which reveal how the number of illnesses and indispositions is increasing depending on work experience with computer, age of the operator and duration of work.

Ключевые слова: интернет-связь, астенопия, запястный синдром, тенденит, стенокардия, остеохондроз, травма повторяющихся нагрузок.

Key words: Internet connection, asthenopia, carpal syndrome, tendinitis, stenocardia, osteochondrosis, injury of iterative load.

Вторая половина ХХ в. - время глобальной компьютеризации человеческого общества. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением Интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его негативном влиянии на здоровье в случае нарушения санитарных правил работы [4].

При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), статическое напряжение отдельных групп мышц, нагрузка на зрение, воздействие электромагнитного поля. Работа с ПК доставляет немалое удовольствие, особенно тем, кто только начинает её осваивать, и тем, кто уже освоил ПК настолько, что не в силах оторваться от клавиатуры и дисплея. Однако интенсивная работа с ПК может доставить и немало неприятностей. Связаны они с незнанием мер безопасности или пренебрежением ими.

В связи с таким положением в обществе, государственные органы и профсоюзы многих стран и стали разрабатывать различные нормы, сертификаты и правила, что бы хоть как-то сократить пагубное влияние компьютера на человека [1].

По данным Национальной академии наук США, а также по результатам многих исследований, проведённых учёными Австралии, Германии и ряда международных центров, выявлена определённая связь между работой

на компьютерах и различными недомоганиями. К ним относят астенопию (быстрая утомляемость глаз), боли в спине и шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендениты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардию, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружение, повышенную возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушение сна и немало других. Многие из них не только ведут к снижению трудоспособности, но и подрывают здоровье людей [6].

Функциональные нарушения, связанные со скелетом человека, обусловлены длительными статическими нагрузками, вызванными плохой организацией рабочего места пользователя. Наиболее частыми являются: неудобная или неподходящая по размерам мебель, неудобное взаимное расположение компонентов системы ПК или отсутствие достаточного места для свободных движений и смены позы.

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Искрив-

ления позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз). Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе [2].

К факторам риска, которые чаще всего связаны с работой на компьютере, относятся: неправильное положение тела по отношению к экрану; неправильное освещение, вызывающее блики и отражения; недостаточно частое моргание; пользование очками или контактными линзами, не соответствующими позе и расстоянию от глаз до экрана; незначительные дефекты зрения, на которые в обычных ситуациях не обращают внимания, и о которых человек часто даже не подозревает, пока не начал работать с компьютером.

В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в ко-

торой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.

Под влиянием излучения, идущего от монитора, зернистости изображения и выпуклости экрана монитора у компьютерщиков наблюдается необратимые изменения в роговице глаза. В результате этих изменений изображение начинает фокусироваться оптической системой глаза не в круглую точку, а в овал. Зрительно больной наблюдает изменение формы объектов, нерезкие края, удвоение мелких изображений. Это заболевание не излечимо, поскольку все проводимые в настоящее время операции корректируют несовершенство оптической системы глаза воздействием на роговицу, в то время как это заболевание поражает именно роговицу. В этом случае она не сможет перенести операцию. В конце концов, это заболевание приводит к слепоте - у больного полностью нарушается процесс фокусирования изображения, и он видит предметы как через запотевшее стекло [5]. Исследования показали, что 75% операторов страдают одним или несколькими необратимыми нарушениями зрения или заболеваниями глаз.

Основные проблемы, связанные с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе ПК, возникают из-за дисплеев (мониторов), особенно с электронно-лучевыми трубками. Они являются источ-

никами наиболее вредных излучений, неблагоприятно влияющих на здоровье операторов.

Специальные измерения показали, что мониторы действительно излучают магнитные волны, по интенсивности, не уступающие уровням магнитных полей, способных обусловливать возникновение опухолей у людей. Еще более серьёзные результаты были получены при обследовании беременных женщин. У тех из них, которые проводили за дисплеем компьютеров не менее 20 часов в неделю, вероятность преждевременного прерывания беременности (выкидыша) была на 80% выше, чем для выполняющих аналогичные работы без применения компьютера. Ещё один столь же неутешительный результат был получен при исследованиях, связанных с изучением глазных заболеваний. Служащие, работающие за дисплеем компьютера по 7 и более часов в день, страдают воспалением глаз на 70% чаще, тем те, кто проводит за дисплеем меньше время. Технические характеристики дисплеев (разрешающая способность, яркость, контрастность, частота обновления или мелькания) в том случае, если на них не обращают внимания при выборе устройства или неправильно устанавливают, могут крайне отрицательно сказаться на зрении [1; 3; 6].

Для получения данных о влиянии работы на ПК на здоровье псковских детей, был проведен опрос учеников средних и старших классов школы .№3 (ученики 5-11 классы), расположенной по адресу ул. Алёхина, д. 20. В данной школе в 2007 г. обучалось 504 ученика, а исследовании приняли участие 124 человека, 30 из них не имели ПК (24,19%) и не умели на нем работать. Из числа опрошенных - 67 человек из старших классов (54,04%) и 57 человек - из средних (45,96%). Школьникам предлагалось заполнить анкету, где они отвечали на ряд вопросов, при помощи которых изучалось воздействие компьютера на здоровье. Выяснялся стаж работы за компьютером и продолжительность работы за ним среди тех, кто пользуется ПК. Особое внимание уделялось ответам на вопросы, касающиеся болевых ощущений при работе или после работы на ПК (боли в области шеи и надплечий, грудном отделе позвоночника, поясничном отделе позвоночника, в области кисти, в локтевом суставе, головные боли, головокружения, нарушение сна и зре-

ния). Все полученные данные исследования были обработаны методом непараметрической статистики.

Одно из наиболее важных положений при определении быстроты проявления симптомов является выявление стажа пользования компьютером (рис. 1).

Проведенные исследования показали, что среди средних школьников выше показатель

Для тех школьников, кто имеет компьютер, очень важно, чтобы экран компьютера был защищен от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения, имеются ли у пользователя компьютерные кресла и зафиксирован ли у него положение локтя на столе при работе на компьютере. Нарушение столь простых вещей может привести к серьезным последствиям (рис. 2.). Чуть более половины старших школьников имеют компьютерные кресла (54,54%), но также чуть более половины средних школьников компьютерные кресла не имеют (53,84%). Но у всех школьников высок процент защищённости компьютера от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения (74,35% у средних школьников и 74,54% у старших школьников). Однако следят за положением локтя больше старшие школьники (69,09% против 51,28% у средних школьников). Это свидетельствует о том, что старшие школьники уделяют больше внимания безопасности работы на компьютере.

пользования компьютером свыше 3 лет (46,15%) по сравнению со старшими школьниками (41,81%). Зато показатель пользования компьютером на протяжении 2-3 лет очень высок у старших школьников (51,28%), а у средних школьников данный показатель равен 26,2%. Это свидетельствует о том, что компьютером начинают пользоваться уже младшем возрасте (по некоторым данным - с 4 лет).

В настоящее время компьютер является необходимой частью современных офисных помещений, школ, ВУЗов, дошкольных учреждений и дома. При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), неизменное положение тела, напряжение глаз, воздействие радиации. В связи с таким широким спектром воздействия компьютера на человека, возникают различные заболевания. Данные о признаках некоторых заболеваний, возможно обусловленных работой на ПК, мы отобразили на графиках. Из данных, изображенных на рис. 3, можно сделать выводы о том, что:

- почти все признаки заболеваний чаще наблюдались у средних школьников;

- особенно часто дети отмечали головные боли, боли в поясничном отделе позвоночника, боли в области шеи и надплечий, боли

□ Уч-ся средних классов

□ Уч-ся старших классов

Рис. 1. Продолжительность пользования компьютером (в годах)

Рис. 2. Сведения об организации рабочего места у ПК (в %)

в грудном отделе позвоночника, в области ки- - почти половина детей, работающих на

сти, в локтевом суставе, нарушение сна и го- ПК, независимо от возрастной группы, отме-

Читайте также: