Влияние компьютера на развитие детей дошкольного возраста

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лелекова Анна Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Митюхина Валентина Николаевна

XXI векэто период стремительного роста компьютерных технологий и их внедрения во все сферы жизни общества. В связи с ускоренной компьютеризацией актуальность использования компьютера в обучении детей дошкольного возраста возрастает с каждым годом. Данное исследование представляет собой изучение влияния компьютерных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников, с целью оценить возможные риски появления заболеваний и психических расстройств у детей, а также попытаться разработать некоторые рекомендации, которые позволят обеспечить безопасную образовательную среду.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лелекова Анна Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Митюхина Валентина Николаевна

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STUDY OF THE INFLUENCE OF COMPUTER CLASSES ON THE PHYSICAL AND MENTAL STATE OF CHILDREN OF MIDDLE AND SENIOR PRESCHOOL AGE

The XXI century is a period of rapid growth of computer technologies and their implementation in all spheres of society. Due to accelerated computerization, the relevance of using a computer in teaching preschool children is increasing every year. This study is a study of the impact of computer technology on the physical and mental state of preschoolers, in order to assess the possible risks of diseases and mental disorders in children, as well as to try to develop some recommendations that will ensure a safe educational environment.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста»

им. К.Минина, Россия

XXI век- это период стремительного роста компьютерных технологий и их внедрения во все сферы жизни общества. В связи с ускоренной компьютеризацией актуальность использования компьютера в обучении детей дошкольного возраста возрастает с каждым годом. Данное исследование представляет собой изучение влияния компьютерных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников, с целью оценить возможные риски появления заболеваний и психических расстройств у детей, а также попытаться разработать некоторые рекомендации, которые позволят обеспечить безопасную образовательную среду.

Ключевые слова: компьютер, дошкольный возраст, психика, здоровье, физические отклонения, влияние компьютера на детей, возможности компьютера.

Введение. Тема влияния компьютерных технологий на детей среднего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет) является актуальной на сегодняшний день, поскольку компьютеры широко используются во всех сферах общественной жизни. Их применение теперь не ограничивается офисами и компьютерными клубами. Они повсеместно внедряются в школы и детские сады. Домашние компьютеры есть почти в каждом доме, и существование без них некоторые уже не представляют возможным. С увеличением числа компьютеров неуклонно снижается и возраст их пользователей. Для современных детей компьютер совершенно привычная вещь, с которой они взаимодействуют чуть ли не каждый день. Очень часто можно наблюдать ситуацию, в которой ребенок 4-6 лет, который, казалось бы, ничего не смыслит в современных технологиях, ориентируется в компьютерных программах куда лучше, чем его родители. Но есть ли это хорошо? Многие родители, придерживаясь популярного мнения о том, что компьютер-зло, сводят к минимуму взаимодействие своего ребенка с компьютером. В то же время другие мамы и папы намеренно усаживают малыша за

компьютерный стол на длительное время, чтобы иметь возможность заняться своими делами. Так и ребенок при деле, и время на себя остается. Нельзя точно сказать, кто прав в таких ситуациях. Сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером. Однако необходимо понимать, что, оставляя ребенка одного наедине с компьютером, вы не можете быть уверены какую именно информацию получает ваш ребенок. Несмотря на это, реальным фактом остается то, что компьютер действительно эффективное средство, помогающее развивать интеллект ребенка при правильной организации образовательного процесса [1, 2, 3, 4, 5]. Цель работы: оценить вклад компьютерных методов в процесс обучения и развития ребенка и найти практические рекомендации для сохранения здоровья дошкольников при работе за компьютером

Методика исследований. Для определения влияния занятий за компьютером на здоровье дошкольников были использованы общелогические методы: анализ и синтез, а также описание и изучение зависимостей. С целью получения статистических данных был проведен опрос.

Результаты и их обсуждение. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении детей в дошкольных учреждениях теперь не редкость. Дети дошкольного возраста нуждаются в понятной им информации, а одной из задач современной педагогики является формирование информационной культуры у воспитанника [6, 7]. Применение компьютерных технологий - вот то, что поможет решить эту задачу. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, едины во мнении, о том что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с успехом можно реализовать, при помощи дидактических компьютерных игр [8, 9]. Применение подобных методов в дошкольном образовании помогает достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление у детей, а также способствует творческому развитию. Кроме того, возможности компьютера позволяют разнообразить учебный процесс, путем использования мультимедийных презентаций, которые привлекают внимание и вызывают интерес у дошкольника. Использование обучающих программ, таких как ДЯТ-студии, игры для развития памяти и воображения, «игры-бродилки», «говорящие» словари с анимацией. также способствует развитию навыков творчества и обучению детей. По результатам исследования, проведенному в Великобритании, можно говорить об огромной популярности использования компьютера в обучении детей. Согласно результатам опроса 82% респондентов считают, что современные дети обладают большим количеством знаний, по сравнению с предыдущим поколением, благодаря возможностям компьютера. А 34% опрошенных признают огромную помощь компьютерных технологии в процессе воспитания их детей. На вопрос хотят ли родители, чтобы компьютерные технологии применялись в образовательном процессе дошкольных учреждений 87% ответили «Да» [10] .

Использование компьютера в учебно-воспитательных целях в дошкольном учреждении также требует особой организации занятий. Существуют некоторые условия, которые призваны обеспечить безопасную среду для обучения ребенка. Так, занятия должны проводиться под пристальным наблюдением педагога в специально оборудованном помещении. Рабочее место ребенка (стол и стул) должно учитывать рост ребенка. Помещение должно быть хорошо освещено, а для того, чтобы избежать зрительного напряжения экран монитора должен иметь четкое и контрастное изображение. Помещение должно обладать оптимальной температурой, регулярно проветриваться и проводиться влажная уборка. Чтобы ребенок не переутомился необходимо ограничивать время взаимодействия (20-30 минут в день) и делать зарядку для глаз [11, 12, 13].

Если в детском саду ребенок имеет строго определенное время работы за компьютером, то при работе с ним дома, родители не всегда соблюдают нужные правила. В таком случае, дети, увлеченные игрой в компьютер, могут ощутить на себе негативные последствия своих действий [14,15]. При чрезмерном использовании компьютера, в основном в развлекательных целях, в первую очередь страдает зрение. Перегрузка глаз может привести к потере остроты зрения. Дети дошкольного возраста, организм которых в этот период активно развивается, нуждаются в постоянном движении, которого не предполагает сидение за компьютером. Так как компьютер полностью захватывает детское внимание, ребенок не чувствует, что сидит ссутулившись. Этот процесс очень быстро запускается в растущем детском организме: сначала появляется еле заметная сутулость, ребенку все сложнее удерживать спину ровной, и в сидячем положении спина становится круглой, а затем слабость мышц и неправильная поза приводят к искривлению позвоночного столба, которое может прогрессировать буквально на глазах. Кроме того, работа за компьютером предполагает использование мыши и клавиатуры, при котором кист рук находятся в подвешенном состоянии, в результате чего происходит постепенная гипертрофия мышц запястья.

Согласно наблюдениям психологов, ребенок, который много часов провел за компьютером к вечеру становится очень возбужденным, порой агрессивным, плохо спит ночью [16, 17, 18].

Дети в возрасте 4-5 лет наиболее подвержены влиянию окружающего мира. Они повторяют все что видят и слышат в семье, по телевизору, на улице, ну и конечно в компьютере. Слишком долгое пребывание за домашним компьютером может вызвать раннее привыкание [8]. В таком случае возникает риск появления психологической зависимости, которая негативно влияет на развитие личности ребенка. Поэтому родители должны фильтровать лишнюю опасную информацию перед тем, как позволить ребенку пользоваться компьютером.

Изучив исследования по данной теме [19, 20], можно выделить несколько рекомендаций для родителей по сохранению физического и психического здоровья их детей, использующих компьютер в процессе обучения:

1. Выбирать игры в соответствии с темпераментом и интересами ребенка;

2. Ограничивать время работы за компьютером - 20-30 минут в день;

3. Совместные игры с ребёнком позволят установить доверительные отношения с ним;

4. Исключить игры, связанные с жесткостью и агрессивностью;

5. Подобрать мебель в соответствии с ростом ребенка;

6. Игровую деятельность с компьютером обязательно сменять физическими упражнениями.

В ходе исследования был проведен опрос среди родителей дошкольников (35 человек). На вопрос: «Есть ли в вашем доме компьютер?» 100% респондентов ответили «Да». На вопрос: «Какое количество времени в день ваш ребенок проводит за компьютером?» 35% ответили «не более 1 часа», 50% - «2-3 часа» и 10% ответили «больше 3 часов» и 5% сказали, что не разрешают своему ребенку пользоваться компьютером. На вопрос: «Считаете ли вы, что, пользуясь компьютером ваш ребенок развивается?» 68% опрошенных ответили «Да», 21% считают, что таким образом дети развлекаются, а 9% ответили, что компьютер негативно влияет на состояние ребенка. На вопрос: «Раздражается ли ваш ребенок, когда компьютер сломан или вы просто запрещаете ему им пользоваться?», 72% респондентов ответили «Да», 18% - «Ребенок устраивает истерику», 10% - «Нет». Данные по вопросу «Как чувствует себя ребенок после взаимодействия с компьютером?» отражены на рис.1, а на вопрос «Какие изменения вы заметили после того, как ваш ребенок начал заниматься за компьютером?» -на рис. 2.

Рисунок 1. Данные ответы на вопрос «Как чувствует себя ребенок после

взаимодействия с компьютером?»

Развиваются творческие способности

Развиваются навыки логического мышления

Рисунок 2. Данные ответы на вопрос «Какие изменения вы заметили после того, как ваш ребенок начал заниматься за компьютером?»

Заключение. Таким образом, каждый родитель имеет право самостоятельно решать использовать ли компьютер в процессе воспитания своего ребенка или нет. В любом случае необходимо дать ребенку понять, что компьютер - это лишь средство, которое можно использовать для обучения или работы. Но он никогда не должен заменить «живое» общение с людьми. Родители не должны «сваливать» своего ребенка на попечение «умной машины», но разумное использование такого помощника, при соблюдении всех правил и рекомендаций специалистов, поможет воспитать высокообразованную и культурную личность.

1. Степанова Д. А., Балашова Е.С. Правовое положение педагогических работников в мире и в РФ // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. 2019. С. 224-229.

2. Сульдина В.В., Голубева О.В. Развитие творческой деятельности обучающихся в центре детского творчества // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования: сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 51-54.

4. Петрова Е.И. Дети и компьютер// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - Пятигорск, 2012. - № 1. - С. 133-141.

5. Хазина А.В., Строганов Д. А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

6. Челнокова Е.А., Коровина Е.А., Агаев Н.Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии.

2015. № 12-1. С. 165-168.

11. Дзамихова О.Х. Компьютер и здоровье детей дошкольного возраста // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2015. С. 197-200.

12. Голубева О.В. Основы создания электронных образовательных ресурсов с использованием дистанционных образовательных технологий // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 7-10.

13. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Мальцева С.Н., Морозова А.П. Потенциал игрового метода в физическом воспитании дошкольников // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2019. № 1 (8). С. 29-32.

15. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

16. Голубева О.В., Тюмина Н.С. Проблема повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 143-146.

18. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 7-9.

19. Гурьев С.В. Условия работы за компьютером детей дошкольного и младшего школьного возраста // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьес-берегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 7 международной научно-практической конференции. - Екб.: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. - С. 49-56.

Lelekova Anna Vladimirovna, student, Minin University

The XXI century is a period of rapid growth of computer technologies and their implementation in all spheres of society. Due to accelerated computerization, the relevance of using a computer in teaching preschool children is increasing every year. This study is a study of the impact of computer technology on the physical and mental state of preschoolers, in order to assess the possible risks of diseases and mental disorders in children, as well as to try to develop some recommendations that will ensure a safe educational environment. Keywords: computer, preschool age, psyche, health, physical abnormalities, computer influence on children, computer capabilities.

БЕНЧМАРКИНГ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Логинова Ирина Владимировна, начальник отдела обеспечения качества

Ульяновский государственный технический университет, Россия,

Храмова Лариса Валентиновна, воспитатель Колпакова Елизавета Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 104 «Гуси-лебеди», г.Ульяновск, Россия

В данной статье приведены особенности проведения проектной деятельности в дошкольном возрасте и во время обучения в вузе.

Ключевые слова: качество, бенчмаркинг, совершенствование, университет, детский сад, ТРИЗ, проект.

В настоящее время проектная деятельность достаточно широко практикуется в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатели планируют и организуют самые занимательные проекты с воспитанниками, которые как правило заканчиваются определенным продуктом.

Рассмотрим как разрабатываются проекты с детьми дошкольного возраста. Воспитатели или родители помогают решить определенную (реальную) проблему. Задача воспитателя мотивировать детей к творческой и исследовательской деятельности.

Стимулирует же педагогов к проектной деятельности участие в различных конкурсах детских исследовательских проектов, которых в настоящее время достаточно много.

На рисунке 1-2 приведены темы проектов, занявших призовые места на одном из конкурсов детских исследовательских проектов. На рисунке 3-4 приведены направления конкурса и критерии оценки.

Раскроем этапы подготовки проекта на конкретном примере.

1. Целеполагание: воспитатель подсказывает ребенку наиболее актуальную для него тему.

Девочка у компьютера

Компьютер и ребенок

Как компьютер влияет на вашего ребенка?

Сегодня 38,5 миллионов детей в стране в возрасте от 2 до 18 лет играют в компьютерные игры в течение, по крайней мере, 20 минут в день. Дети играют в них в домах у друзей и родственников и в собственных домах. Компьютер заменяет им друзей, братьев и сестер и даже родителей.

Цифровое поколение обучается иностранным языкам, чтению и письму с помощью чудо-техники. Каждый вид спорта может быть воспроизведен с помощью компьютерных технологий. Для дошкольников есть серия развивающих электронных игрушек и игр.

Наши дети, к большому сожалению, предпочитают просиживать у монитора за виртуальными играми, отказываясь от общения со сверстниками. Им не хочется бегать по улице, кататься на велосипеде. Гораздо приятнее уткнуться в клавиатуру и щелкать по иконкам на рабочем столе.

Вот нам и первый минус, когда в доме, где воспитывается маленький ребенок, стоит компьютерная техника. Это отсутствие настоящего человеческого общения.

Электронные новинки могут быть полезны, но и имеют негативные последствия для эмоционального состояния, если часто использовать.

Давайте рассмотрим некоторые плюсы и минусы, которые мы имеем, позволяя маленькому ребенку пользоваться компьютером или другим устройством.

Положительное влияние компьютера на развитие детей

Ребенок за компьютером

Что касаемо положительных эффектов, играя в компьютерные игры у детей могут развиваться познавательные навыки. Многие популярные игры требуют абстрактного мышления высокого уровня для того, чтобы выиграть. Этим навыкам в детских учреждениях не учат. Например, детям необходимо следовать инструкциям, решать сложные проблемы и использовать логику во многих играх, которые сейчас популярны. Такой опыт будет полезен для ребенка.

Для детей дошкольного возраста электронные устройства могут помочь стимулировать чувства и воображение, улучшать их общее состояние. Некоторое применение может способствовать развитию понимания иностранной речи, изучению звуков и речи.

Электронные и компьютерные игры могут стимулировать когнитивное обучение и оказывать влияние на развитие аналитических навыков. Это может, в свою очередь, помочь детям построить логическое мышление и исследовательские навыки, сформировать стратегическое мышление и творчество.

Использование компьютеров может улучшить эмоциональное состояние, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности.
Освоение игры разовьет уверенность в себе и зрительно-моторную координацию.

Игры, которые поощряют игроков продвигаться по уровням и получать высокие баллы, могут помочь развить математические знания, а также мотивацию для достижения целей.

Отрицательное влияние ПК на развитие вашего ребенка и его общее состояние

Отец отводит ребенка от компьютера

Дети, которые тратят много часов в день на электронным устройством, часто даже не знают, как завязать собственные ботинки.

Время, затраченное на разных устройствах, потеряно для полезных с точки зрения здоровьесохранения мероприятий на свежем воздухе.
Когда дети играют в жестокие игры на протяжении долгого периода времени, они имеют тенденцию быть более агрессивными. Такие дети в состоянии нанести кому-то обиду. Они более склонны противостоять своим учителям, сверстникам, и родственникам.

Дети, которые проводят значительное время за компьютером, могут иметь трудности эмоциональным состоянием, с концентрацией внимания во время обучающих занятий.

Чрезмерное воздействие ПК и его влияние на мозг детей может стать привыканием. Это может привести к сидячему образу жизни, плохому здоровью и предпочтению в плане принятия пищи. О компьютерной зависимости можно прочитать в моей новой статье.

Влияние компьютера на эмоциональное развитие детей

Мало кто сомневается, что компьютеры становятся все более и более необходимы для детей.

Компьютеры завораживают. Интернет-серфинг и компьютерные игры легко отвлекают детей от других офф-лайн мероприятий, часто в течение длительных периодов времени.

Виртуальные переживания становятся все более реальными для малышей, им становится трудно различать настоящую жизненную реальность от вымышленной. Последствия этого негативно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.

Ребенок в ярости

Эмоциональные расстройства и негативные состояния включает в себя широкий спектр психологических или психических расстройств, вызванных неспособностью ребенка понимать и управлять своими эмоциями. Ребенок, например, может быть очень жестокими, может проявлять тяжелую социальную отстраненность. Эмоциональные расстройства обычно сочетаются с расстройствами поведения, так как поведение часто является выражением определенных эмоций. Они могут быть классифицированы как эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как видим, влияние компьютерной техники на состояние ребенка очень велико. Будете ли вы допускать к такого вида технике своего малыша, сможете ли контролировать время его нахождения за компьютером, выбирать подходящие для него виды игр, решать вам. Но в любом случае, нельзя оставлять факт общения ребенка с компьютерной техникой без внимания. Всегда надо помнить, что воспитывать детей должны живые родители, а не напичканная железом техника.

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье сбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером. Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя, распределение родителей по группам.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (за и против)

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

4. Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости.

5. Видами компьютерных игр, с требованиями к играм.

6. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во всей сфере жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а стремились в живому общению.

В чем же особенности компьютера?

- компьютер является интерактивным средством;

- это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;

- дополнительное педагогическое средство развития ребенка;

- многовариантный дидактический материал.

Способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста:

Воспитатель подводит итог обсуждения:

+ вызывает положительный интерес к новой технике;

+ развивает творческие способности;

+ устраняет страх перед новой техникой;

+ формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

+ позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; - воспитывает внимательность, сосредоточенность;

+ обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой;

+ помогает овладеть чтением и письмом;

+ развивает элементы наглядно- образного и логического мышления

+ тренирует внимание, память;

+ развивает быстроту действий и реакций;

- отрицательно влияет на физическое развитие детей;

- повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;

- содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, и жестокости;

- снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

- ухудшает зрение ребенка;

- способствует нарушению осанки;

Как мы видим, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерныхигр можно классифицировать следующим образом:

«Приключенческие» главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т. д.

Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры стимуляторы – т. е.имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

Требования к играм:

1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.

2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.

3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.

4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.

5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.

6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.

7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

Памятка для родителей:

1. Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.

2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.

4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

7. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.

8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Зрительная гимнастика в игровой форме:

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

1. Есть ли у Вас компьютер дома?

2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?

• смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;

• занимается по специальным детским развивающим программам;

• ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.

3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?

• Стараюсь, но не всегда получается.

4. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?

• компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);

• ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;

• нет положительных моментов в использовании компьютера.

5. Что Вы можете сказать про себя.

• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;

• Активный пользователь Интернет.

Конспект итогового родительского собрания в группе раннего возраста

Конспект итогового родительского собрания в группе раннего возраста Конспект итогового собрания в раннем возрасте. Тема: подведение итогов образовательной деятельности. цель: познакомить родителей с достижениями.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Влияние компьютера и интернета на развитие и здоровье дошкольника Влияние компьютера и интернета на развитие и здоровье дошкольника

Статья

Аннотация: Цель: расширение представлений родителей детей дошкольного возраста о положительных и отрицательных сторонах компьютера и интернета.

Статья:

Цель: расширение представлений родителей детей дошкольного возраста о положительных и отрицательных сторонах компьютера и интернета.

Задачи:

1. Сформировать у родителей понятие об отрицательном влиянии компьютера и интернета на детей дошкольного возраста.

2. Разработать рекомендации, оказывающие благотворное влияние на организм ребенка дошкольного возраста с помощью компьютера.

Форма проведения: деловая игра, консультирование, групповая работа.

Место проведения: музыкальный зал.

Подготовка: предварительное анкетирование родителей.

Оборудование: интерактивная доска, листы бумаги, ручки, значки двух цветов, листья (для дерева здоровья ребёнка), рисунок дерева.

План проведения:

1.Вводная часть (деление на команды, беседа).

2.Основная часть (просмотр видеофрагмента, мозговой штурм, диагностика анкетирования, выработка рекомендаций).

3.Заключительный этап (подведение итогов, составление дерева здоровья ребёнка).

Ход собрания

Разбиваем родителей на две группы

Задание 1. Мозговой штурм.

Ответы на вопросы:

- Есть ли у вас дома компьютер?

- Пользуется ли им ваш ребёнок?

- С какой целью ребёнок использует компьютер?

- На какие сайты заходит чаще всего?

- Следите ли вы за тем, как ваш ребенок работает за компьютером?

- Знаете ли вы, как правильно работать с компьютером и какое количество времени ребёнок может проработать за компьютером?

- Что вы думаете о защите (блокировки) нежелательного контента для детей?

- Стоит ли у вас на компьютере защита или блокировка сайтов?

Задание 2. Проанализировать видеофрагмент.

Внимание на экран. На экране видеофрагмент, где ребёнок постоянно находится в зависимости от телевизора, компьютера и телефона.

- Как вы думаете, какова тема нашего родительского собрания? Она звучит так: «Влияние компьютера на ребенка». Эта тема сейчас очень актуальна, так как мы живем в век технологий технического прогресса. Благодаря анкетированию в нашей группе мы выяснили следующее:

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2.Какое количество времени ваш ребёнок проводит за компьютером?

Более двух часов

3.Знаете ли вы, как обеспечить безопасность ребенка во время работы за компьютером?

Анкетировать показало, что в нашей группе этот вопрос стоит остро. Большинство не знают, как повысить положительное влияние компьютера на ребенка и как сократить его отрицательные аспекты.

Сегодня с вами разберем положительное и негативное влияние компьютера на ребенка, поговорим о безопасности в Интернете и разработаем рекомендации для правильной работы ребенка за компьютером.

Задание 3. Раскрыть отрицательное и положительное влияние компьютера на ребенка, работая в командах.

- Вы разбились на 2 группы, у каждой группы свой цвет и своя задача: красная команда - раскрывает тему положительное влияние компьютера и Интернета на ребенка, синяя - отрицательного влияния.

Родители работают в группах, совещаются, затем один представитель каждой команды раскрывает свою проблему.

- Хочется отметить, что компьютер и Интернет в современном мире занимают большую часть времени не только у взрослых, но и у детей. Интернет может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка, поэтому с ранних лет его нужно приучать к информационной культуре.

Однако давайте вернемся к проблеме влияние компьютера на детей. Вместе с красной команды мы выделили следующие положительные моменты:

- компьютер стимулирует воображение ребенка, способствует изучению звуков и речи, развитие понимания иностранной речи;

- стимулирует когнитивное обучение оказывает положительное влияние на развитие аналитических навыков, помогает детям построить логическое мышление и исследовательские навыки;

- использования компьютера поможет улучшить эмоциональное состояние ребенка;

- освоение и прохождение компьютерных игр поможет развить уверенность себе и зрительно-моторную координацию, может помочь развить математические знания, а также мотивация для достижения целей.

Синяя команда, вы согласны с доводами красной команды? Давайте выделим отрицательные аспекты работы за компьютером:

- игры с применением жестокости по отношению к другим персонажам могут развить в ребенке агрессивность. Такие дети более склоны противостоять своим родителям и преподавателям;

- долгая работа за компьютером может вызвать трудности с концентрацией внимания во время занятий;

- чрезмерное воздействие компьютера и его влияние может выработать привычку, а это может привести к сидячему образу жизни, ухудшение здоровья ребёнка: утомлению, эмоциональному стрессу, нервному напряжению, ухудшению осанки, ухудшению зрения, зависимости от компьютера.

Компьютер является незаменимым помощником для психологической и практической подготовки ребенка к школе, но нельзя забывать про правила и нормы работы за компьютером.

Задание 4. Разработка рекомендаций.

Родители в командах разрабатывают рекомендации, помогающие ребенку безопасно проводить время за компьютером. Примеры рекомендации:

- монитор должен быть на жидких кристаллах;

- мебель должна соответствовать росту и возрасту ребенка;

- частое проветривание комнаты, где стоит компьютер, и регулярно влажная уборка;

- равномерное освещение комнаты.

Также очень важна безопасность детей в Интернете. Деятельность детей в Интернете должна находиться под контролем родителей. У дошкольников обычно открытая и доверчивая натура и доброжелательный взгляд на мир. Они гордятся различными приобретенными начальными умениями, навыками и знаниями. Ребенок, как правило, легко осваивает Интернет, обучается основным навыкам работе с ним. И хотя кажется, что он может успешно играть в компьютерные игры, ему требуется помощь взрослого при поиске сайтов и интерпретации информации.

Следует обратить пристальное внимание на временные рамки работы за компьютером:

- ребенку до 5 лет нежелательно работать с компьютером;%

- ребенку 5-7 лет можно проводить время за компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю;

- учащимся 1 класса - 10 -15 минут день.

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, при этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого необходимо перекрыть попадание света на компьютер с помощью нетемных штор или жалюзи.

Монитор компьютера должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Для работы с компьютером желательно естественное освещение, то есть дневной свет, так как только он содержит в себе весь цветовой спектр. Настольную лампу нужно выбирать по принципу наибольшего соответствия естественному свету. Нельзя использовать неоновые лампы, так как они дают рассеянный свет, у них присутствует недостаток цветового спектра, и они не способны создать четкую тень. Работа с неоновыми лампами провоцирует сильное напряжение глаз, снижение зрения, вызывает повышение возбудимости у ребёнка.

Мебель рабочего места должна быть удобной и соответствовать возрасту ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги желательно поставить специальную подставку.

Задание 5. Дерево здорового дошкольника.

- Как же ещё можно снизить отрицательное воздействие компьютера на ребенка? На ваших столах лежат листья, на них вы можете написать свой совет и приклеить этот лист на дерево здоровья дошкольника.

Список использованной литературы:

1. Дошкольник и компьютер: медико - гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2004.

2. Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.

3. Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология. № 1, 2008, с. 60-64.

Анкета

1. Если ли у вас компьютер дома?

2. Для чего ребёнок в вашей семье обычно используют компьютер?

- для просмотра сказок мультфильмов;

- свой вариант __________;

- ребёнок не пользуется компьютером.

3. Следите ли вы за тем, чем ребенок занимается за компьютером?

- стараюсь, но не всегда получается.

4. Что вы можете сказать про себя …

- провожу большое количество времени за компьютером;

- редко сижу за компьютером;

- не работают за компьютером.

5. Сколько ваш ребенок проводит времени перед телевизором, компьютером, телефоном в течение дня?

- более двух часов.

6. Знаете ли вы, как обеспечить безопасность ребенка во время его работы за компьютером?

Читайте также: