Влияние компьютерных игр на молодежь

Обновлено: 07.07.2024

По данным ВЦИОМ, больше половины Россиян считают, что компьютерные игры и игровая индустрия в целом оказывают негативное влияние на человека. Также, многие Россияне негативно относятся к тем людям, которые играют в игры. Правильно ли это? И как, на самом деле, игры влияют на нас?

Опять ты в свои игрушки играешь

В обществе существует мнение, что люди, играющие в компьютерные игры, становятся агрессивными и избегают социума. Но что же говорят ученые? В 2017 году университет Колорадо в Сиеттле (США) провёл ряд исследований, в результате которых был сделан вывод о том, что игровая зависимость, это не столько полный отказ от реального мира в пользу компьютера, сколько полная погруженность человека в игровую вселенную. Если это погружение сбалансировать, то проблема решиться сама собой. То есть, увлечение играми не имеет негативных последствий, если оно существует в умеренной дозе.

Давайте приведу пример. Выпить пива после работы, с друзьями или одному, за просмотром фильма - это неплохо. Бокал вина за ужином тоже никто не осудит.

Также и с играми. Несколько часов игры никак не скажутся на вас, но если вы играете постоянно, целый день, с перерывами только на свои потребности, то негативные эффекты не заставят себя долго ждать. Главное - не злоупотреблять.

Польза и вред

О каком же эффекте я говорю? Давайте начнём с положительных черт. Видеоигры, в умеренной дозировке, уменьшают скорость реакции, улучшают память, зрительное восприятие, обработку информации и наблюдательность. Благодаря играм, у людей развивается фантазия, улучшается настроение, развивается интеллект и логика. Ещё одним несомненным плюсом является повышение компьютерной грамотности. По своему опыту могу сказать, что многие люди, которые увлекались компьютерными играми в юности, стали неплохими IT специалистами.

О негативных эффектах можно говорить только в случае чрезмерного злоупотребления. Если не вылазить из компьютера сутками напролёт, что в упадок придут другие общественные сферы: работа, учёба, семья. Но, помимо этого, будет страдать самое главное - здоровье. Ваши глаза начнут сильно уставать, и в итоге существует вероятность падения зрения. Но, видеоигры, сами по себе, не являются опасными для вашего здоровья.

Если не верите мне, можете ознакомиться с первоисточником сами, но не забудьте обзавестись словарём.

Влияние на психику

Зачастую можно услышать мнение, что видеоигры могут причинить непоправимый вред психики, как взрослого человека, так и ребенка. Спешу вас заверить, прямых доказательств этому нет. Верховный Суд США по делу "Brown v. Entertainment Merchants Ass’n" отклонил просьбу ограничить доступ к "жестоким играм". Причиной этого стало отсутствие прямых доказательств того, что игры пагубно влияют на психику.

Так почему же причиной большинства школьных терактов принято считать компьютерные игры?

Единого ответа этому нет. По моему мнению, игры являются лишь сопутствующим фактором. Детям должно уделяться большое внимание в семье и в школе (со стороны учителей). Если же этого не происходит, вероятность того, что ребёнок вырастит психологически нездоровым крайне высока. Поэтому, винить во всём компьютерные игры - это очень удобно, но базы необходимых доказательств у этого предположения нет.

Исследования

Давайте рассмотрим исследование 2014 года. В нём провели масштабное наблюдение: успеваемость 192 тыс. школьников со всего мира была проанализирована, в ходе чего выяснилось, что успеваемость детей, которые любят играть в компьютерные игры, такая же, как и у детей, которые никак в них не заинтересованы. Так что, если вы считаете, что из-за игр у ребёнка может понизиться успеваемость, то, скорее всего, дело в чём-то другом.

Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что компьютерные игры - это наименьшая из бед 21 века. Когда человек увлекается играми - в этом ничего плохого нет. Но если это уже перетекло в серьезную зависимость, из которой не выбраться самому, то нужно обратиться к врачу.

Аннотация. Игры на компьютере являются самым популярным видом досуга современной молодежи, оказывая влияние на формирование их личности. Целью статьи является анализ тенденций в направлениях игромании с установлением взаимосвязей между сюжетами игр и формированием системы социальных ценностей и личных приоритетов в жизни молодых людей. Выявленные особенности позволят на практике путем правильного подбора игровой тематики влиять на формирование полноценной личности детей юношеского возраста.

Annotation. Games on the computer are the most popular type of leisure of modern youth, influencing the formation of their personality. The purpose of the article is to analyze trends in the directions of gambling with the establishment of relationships between the subjects of games and the formation of a system of social values and personal priorities in the life of young people. The revealed features will allow to influence formation of the full-fledged personality of children of youthful age in practice by the correct selection of a game subject.

Ключевые слова: компьютерные игры, молодежь, психическое развитие, интеллект, комьюнити

Keywords: computer games, youth, mental development, intelligence, community/

Компьютерные игры прочно вошли в жизнь современного общества. В них играют практически все: дети, учащиеся школ, студенты, родители, инженеры, врачи, бабушки и дедушки. Трудно найти человека, который, имея компьютер, ни разу «не разложил пасьянс». По статистике, компьютерными играми увлекаются 44 % интернет-пользователей. В частности, 12 % людей играют почти каждый день, 18 % – несколько раз в неделю и 9 % – несколько раз в месяц. Среди населения в целом, в компьютерные игры играют 34 % мужчин и 23 % женщин. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет в компьютерные игры играет каждый второй (49 %). В более старшей возрастной группе (от 31 до 45 лет) – каждый третий (35 %). Среди людей в возрасте (46 – 60 лет) играют 13% .[1]

Самым распространенным является мнение об отрицательном воздействии компьютерных игр на организм человека. Бесспорно, чрезмерные увлечения геймеров сказываются отрицательно на осанке, зрении, в целом на состоянии здоровья. При этом, положительное влияние компьютерных игр на подростков – проблема малоизученная. Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут вызвать чувство одиночества. С другой – компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности [2].

Существуют различные жанры игр шутеры, аркады, стратегии, ролевые игры и многие другие. Так же существует классификация видеоигр по количеству игроков на одиночные и многопользовательские.

В одиночных играх принимает участие один человек. Их классическим примером является тетрис. К последним разработкам относятся «Grand Theft Auto V», серия игр «The Witcher» или «Mass Effect». Некоторые однопользовательские игры могут впечатлить своим геймплеем, другие проработкой мира, а некоторые, имеют настолько закрученный сюжет, что даже книжные авторы могут позавидовать.

В многопользовательских играх одновременно играет несколько человек. Например, такие игры как «World of Warcraft», «Dota 2», «Counter-Strike», «Overwatch». В некоторых игроку предстоит играть в команде с такими же людьми, как и он, чтобы победить вражескую команду. В другом случае – вы можете создать своего персонажа и выполнять различные задания вместе с другими игроками. В первом примере есть интрига соперничества, поэтому по этим играм проводятся различные турниры, где команды борются за победу. В той же «Dota 2» проводится ежегодный крупный турнир «The International» в котором принимают участие команды со всего мира. Призовой фонд этого турнира 2017 года составил 24 787 916 долларов. За матчами «The International 2017» наблюдали более 10 миллионов человек. И это малая часть тех, кто увлекается киберспортом. Ведь существуют и другие киберспортивные дисциплины, такие как «StarCraft 2» – одна из самых сложных и известных дисциплин в киберспорте или «Counter Strike» – самый известный киберспортивный шутер.

Каждая игра требует развития определённых качеств, будь то реакция, логическое мышление, быстрое принятие решений и других. В некотором роде компьютерные игры – это то же искусство, но следует понимать, что не каждая игра может стоять в один ряд с великими книгами или фильмами. Потому что игра – это прежде всего способ расслабиться и отдохнуть от повседневной жизни. Поэтому иногда красивая история, это всего лишь способ заставить игрока остаться в игре, чтобы он насладился геймплейной составляющей. Согласитесь, кидать мяч в стену не так интересно, как например играть на футбольном поле.

Игроки младшего школьного возраста расценивают компьютер, как средство развлечения. Это самый доступный и “безопасный” способ играть в любые игры, не прилагая к этому физической силы. В таком возрасте дети, как правило, поднадзорны родителям. Именно в этом возрасте родители, с одной стороны, могут развивать у ребенка способности к самореализации через занятия в кружках и секциях, с другой, подбирая правильный ассортимент игр, позволяют узнать различные, в т.ч. хозяйственные и культурные, стороны, порой недоступные в реальной жизни.

Взрослея, дети приобретают большую самостоятельность, в т.ч. и в выборе игр. Их интересуют адвентурные игры, в которых для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Они учатся общаться между собой посредством игр.

Старшеклассников больше интересует на сама игра, а возможность разобраться в ее содержании и все тоже общение. Наиболее подходящим являются жанры стратегии, логические игры, которые развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Студенты предпочитают игры симуляторы, 3D-Action. Учитывая большую смысловую нагрузку на умственный апарат в процессе обучения, чисто развлекательные игры помогают расслабиться и временно отключиться от процесса обучения.

Следует отметить, что положительное влияние игр проявляется только при дозированном их использовании, когда игра не становится целью, а служит для удовлетворения потребностей в развлечении и самореализации.

Отдельно следует выделить социальные сети, которые не являясь игрой, вовлекают в свой круг все больше людей. Листая незнакомые странички, многие отвлекаются, забывая о существовании реального мира, пребывая в чужом, красивом, порой надуманном, райском уголке. Именно на этом этапе важна высокая собственная самооценка и крепкая сформированная психика каждого человека. Приобретенные, играя, способности критически оценивать события, наработанный в комьюнити авторитет, помогают молодым людям развиваться в реальной жизни, если присмотреться, так похожей на сюжеты любимых компьютерных игр.


III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, от которых просто невозможно отказаться. Дети с самых малых лет не представляют свою жизнь без компьютера, планшета и телефона, которые, как правило, используют для видеоигр. Именно поэтому тема их влияния на здоровье человека становится с каждым годом все более актуальной. Дети часто слышат о вреде компьютерных игр от родителей и из средств массовой информации. Мы решили изучить этот вопрос и выяснить, так ли опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Опыт общения человека с компьютерными играми насчитывает уже не один десяток лет, и мы имеем возможность отследить последствия влияния их на организм человека. Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х и 1960-х годах.

В 1952 году появилась программа «OXO», имитирующая игру «крестики-нолики», созданная А. С. Дугласом как часть его докторской диссертации в Кембриджском Университете. Игра работала на большом университетском компьютере [1].

В 1958 году Уильям Хигинботам, помогавший строить первую ядерную бомбу в Брукхейвенской национальной лаборатории (Нью-Йорк), для развлечения посетителей создал «Tennis for Two»

В 1962 году Стив Рассел разработал игру «Spacewar!» в Массачусетском технологическом институте, которая быстро распространилась по всем университетам США [1].

В 1969 году Ральф Баер, запросил патент на раннюю версию игровой консоли «Television Gaming and Training Apparatus». В 1967 году Баер создал игру пинг-понг, похожую на «Теннис для двоих». Вместе с Magnavox он работал над созданием первой консоли, названной Magnavox Odyssey в 1972 году [1].

Проанализировав исследовательские статьи о пользе и вреде компьютерных игр, мы выявили, что практически все авторы пользовались в своих исследованиях методом анкетирования, результаты которого субъективны и часто недостоверны. Также основной акцент в подобных работах делается на психологическую зависимость человека от компьютерной игры. В нашем исследовании мы воспользовались возможностями современной медицины и оценить влияние компьютерных игр не только на психологическое, но и на физическое состояние здоровья школьников.

Цель исследования: выяснить, как влияют компьютерные игры на детский организм.

Задачи исследования: проанализировать данные в литературе и интернете по теме исследования. Провести практическую работу по теме исследования.

Объект исследования: учащиеся 5-х классов школ № 78, 37, 54, 17.

Методы исследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из интернета и обобщение полученной информации.

Исследование проводилось в декабре 2015 года.

Компьютерные игры: понятие, история развития

Компьютерная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Компьютерные игры могут создаваться на основе фильмов и книг, но есть и обратные случаи. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства.

Как было сказано ранее, первые компьютерные игры были созданы в середине XX века, но такие как «OXO», «Tennis for Two», «Spacewar» и т. д. не были общедоступны и разрабатывались для научных целей [1].

В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать игру: Computer Space. В основе лежала Spacewar, та же графика, тот же сюжет, только вместо громоздкого компьютера шестидесятых – вполне разумный по размерам и почти доступный по цене железный ящик. Увы, первопроходцем быть непросто, и первая попытка, как это часто бывает, провалилась. Похоже, рынок еще не созрел для такой сложной игры [2].

Нолан не сдавался, он переименовал компанию и в 1972 году выпустил новую игру. Знаменитейший Pong, где две тарелочки, управляемые двумя людьми или человеком и компьютером, отбивают мячик, стараясь удержать его на игровом поле [2].

Группа разработчиков во главе с Вильямом Кроутером разработала игру Adventure, первую "бродилку", положив начало жанру adventure game.

За ним последовали Стив Джобс и Стив Возняк придумали Breakout, больше известный в наши дни как Arcanoid [2].

Еще через год, в 1977, Atari выпустила 2600 VCS, первую игровую приставку с несколькими играми. Ее технические характеристики по нынешним временам могут вызвать только улыбку, но по тем временам два килобайта ПЗУ и 128 байт ОЗУ были вполне достаточны, чтобы обеспечить немалый коммерческий успех [2].

В 1977 году фирма Apple начала продажи Apple II, в 1978 знаменитейшая игра Space Invaders родилась все в той же японской фирме Taito, а в 1979 разработчиками из Atari основана фирма Activision. Тогда же появилась Atari 800.

Вред и польза компьютерных игр

Перед тем, как приступить к практической работе, мы проанализировали информацию о влиянии на организм компьютерных игр, найденную в интернете, и нашли данные не только о вреде, но и о их пользе.

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит и сон. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно и незаметно. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной.

Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – мечта любого игромана. И создатели онлайн-игр предлагают игрокам такую возможность, конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уходить деньги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости [3].

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные «леталки», «стрелялки» и гонки.

Чем опасны компьютерные игры, так называемые, «стрелялки»? Это самых опасных вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.

Вредны также «леталки» и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

Почти самый опасный вид игр – это видеоигры, в которых представлены точные цифровые копии реального мира. Человек, поддавшийся зависимости от этих игр, начинает жить только виртуальной реальностью, забывая о реальном мире. Он зарабатывает там деньги, ест, спит, ворует, убивает партнёров по игре и делает всё, что хочется, в то время как ему нечего есть, негде жить и у него нет реальных денег. Известны случаи, когда игроманы убивали своих родных и соседей или кончали жизнь самоубийством [3].

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Но, оказывается, компьютерные игры могут быть и полезны.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий [3].

Да и для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.

Практическая часть исследования

Мы решили проверить, как отразится на состоянии здоровья школьников занятия компьютерной игрой. Мы не могли подвергать опасности их здоровье, поэтому эта нагрузка длилась около 1 часа. Из литературы мы выяснили, что при таком непродолжительном занятии компьютерными играми стойкого вреда для здоровья не будет. Также необходимо было создать контрольные группы ребят (которые будут заниматься другими видами деятельности) для сравнительной характеристики результатов.

Обследование проводилось на базе Центра Здоровья МБУЗ ДКБ №1. Все ребята были в одинаковых условиях: обследование проводилось после занятий в школе.

Мы измеряли испытуемым до и после нагрузки артериальное давление, частоту пульса и проверяли остроту зрения, а также определяли уровень стресса.

Стресс – это результат напряжения механизмов регуляции, сопровождающееся расходованием жизненных сил.

Для определения уровня стресса в Центре Здоровья используется прибор «Кардиовизор».

Для оценки уровня стресса применяется 10-балльная шкала. Нормой считается показатель 0-1 балла, 2-4 балла – умеренное функциональное напряжение, 5-6 баллов – выраженное состояние стресса, 7-8 баллов – резко выраженное напряжение, 9-10 баллов – истощение регуляторной системы.

Всего мы обследовали 24 пятиклассника, разделив их на 3 группы по 8 человек.

1-я группа (5 мальчиков и 3 девочки) играли в течение 1 часа в компьютерные игры (на планшетах и телефонах). Их, в свою очередь, разделили на 2 подгруппы: 2 мальчика и 1 девочка, которые играют ежедневно в компьютерные игры более 1 часа в день; 3 мальчика и 2 девочки, которые в компьютерные игры играют редко или не играют вообще. Все ребята играли в так называемые «стрелялки», «леталки» и гонки.

2-я группа ребят выполняла физическую нагрузку в течение часа: отжимались, прыгали со скакалкой, бегали по коридору.

3-я группа ребят читала художественные книги.

В 1 подгруппе были трое ребят, которые ежедневно играют в компьютерные игры более 1 часа в день.

Среди них изначально средний уровень стресса составил 2,5 балла, после нагрузки снизился до 1. Средний уровень АД после нагрузки поднялся с 90/60 до 125/80 мм.рт.ст. При оценке остроты зрения отмечено незначительное ухудшение среднего показателя с 0,65 до 0,6 единиц.

Результаты отражены на диаграмме.

Во 2 подгруппе были ребята, которые в компьютерные игры играют редко или не играют вообще.

Среди них изначально средний уровень стресса составил 1, после нагрузки увеличился до 5. Средний уровень АД после нагрузки незначительно поднялся с 90/60 до 105/65 мм.рт.ст. При оценке остроты зрения также, как и в первой группе, отмечено незначительное снижение среднего показателя с 0,75 до 0,7 единиц после нагрузки.

Результаты отражены на диаграмме.

В группах ребят, которые читали книги и ребят, которые выполняли физическую нагрузку, мы получили примерно одинаковые средние показатели. Изначально средний уровень стресса составил 2 балла, после нагрузки он снизился до 1 балла. Уровень АД в среднем составил 90/60 мм. рт. ст., и после нагрузки не изменился. При проверке остроты зрения отмечено улучшение средних показателей с 0,7 до 0,9.

Результаты отражены на диаграмме.

Выводы по результатам исследования

Из проанализированной литературы мы выяснили, что снижение уровня стресса после определенных действий говорит о том, что это действие обладает для конкретного человека расслабляющей функцией. Так, например, на курящего человека действует сигарета, что свидетельствует об определенном уровне зависимости. Для ребят, непривычных к компьютерным играм, эта нагрузка стала стрессовой, в то время как для ребят, регулярно играющих в такие игры, стрессом было скорее ожидание, когда же наступит момент игры.

Повышение артериального давления произошло у всех участников первой группы, но было гораздо более выражено у ребят, много времени проводящих за компьютерными играми. По данным литературы, это свидетельствует о том, что у них уровень артериального давления более нестабильный, больше зависит от эмоционального состояния и напряжения. Кроме того, повышенное АД после компьютерной игры говорит о том, что, несмотря на снижение уровня стресса, для организма ребенка подобная нагрузка расслабляющей не является.

Улучшение остроты зрения в группах ребят, которые читали книги и выполняли физическую нагрузку, можно объяснить тем, что ребята отдохнули после занятий в школе, и напряжение зрительных мышц, которое развивается у многих школьников, прошло (в отличие от тех, кто играл в компьютерные игры и создал дополнительную зрительную нагрузку мелькающим изображением на мониторе). Можно сделать следующий вывод: чтение менее вредно для глаз, чем компьютерные игры.

В группе ребят, непривычных к компьютерным играм, уровень стресса до игры был более низкий, после игры значительно повысился, в то время как для ребят, регулярно играющих в такие игры, уровень стресса до игры был выше, чем после нее. Во 2-й и 3-й группах значимого изменения уровня стресса после нагрузки не зафиксировано.

Повышение артериального давления произошло у всех участников из первой группы, но было гораздо более выражено у ребят, часто играющих в компьютерные игры. Чтение и физическая нагрузка не оказывают существенного влияния на уровень артериального давления.

Компьютерные игры негативно влияют на зрение. Реакция на перечисленные виды нагрузок в детском возрасте не зависит от пола.

Проанализировав данные литературы и результаты практического исследования, мы пришли к выводу, что нельзя однозначно утверждать, что компьютерные игры являются только полезными или только вредными. Важно, какие они и сколько времени им уделяют.


Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Что почитать/посмотреть по теме:

    по версии «Медузы».
  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Фото:Issei Kato / Reuters

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

    о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.


Как заработать на киберспорте

Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

Фото:Dado Ruvic / Reuters

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Читайте также: