Влияние компьютерных игр на психику подростков

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камбулова Татьяна Геннадиевна, Першонкова Елена Алексеевна

Данная работа посвящена проблеме негативного влияния компьютерных игр на психику детей и подростков. Авторы анализируют основные причины возникновения компьютерной зависимости , а также опасности, которые скрываются в виртуальной реальности . Родителям предлагаются рекомендации, предусматривающие различные варианты действий, отвлекающих юных геймеров от компьютера. Приводятся результаты тестирования учащихся.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камбулова Татьяна Геннадиевна, Першонкова Елена Алексеевна

ИГРЫ, КОТОРЫЕ НАС УБИВАЮТ: ВИДЕОИГРЫ И НАСИЛИЕ В ДИСКУРСЕ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЫ Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи Социально-психологические последствия увлечения подростков компьютерными играми Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА»

5. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 600 с.

6. Лагусев, Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме [Текст]: дисс. доктора пед. наук по специальностям 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности; 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования / Юрий Михайлович Лагусев. - М., 2002. - 469 с.

9. Маталина, Т.В. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности [Текст] / Т.В. Маталина // Детский психолог, 1995, вып. 8. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Тотем», 1995. - С. 44-56.

10. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / М.С. Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

11. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические факторы возникновения, предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации детей и подростков в детских оздоровительных центрах [Текст]: Монография / Т.Д. Молодцова, О.И. Ефремова, В.Н. Вараксин и др.; под. ред. Т. Д. Молодцовой, О. И. Ефремовой. -Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2010. - 211 с.

13. Прутченков, А.С. Эй ты, параноик. (О пситотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и психологической помощи им) [Текст] / А.С. Прутченков, А.А. Сиялов. - М.: Новая школа, 1994.

14. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

15. Челышева, И.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации и общения детей и подростков во временных коллективах детского оздоровительного центра [Текст]: Монография / И.В. Челышева, О.И. Ефремова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 175 с.

16. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст]: учебник. - М: Педагогическое общество России, 2002. -224с.

Т.Г. Камбулова, Е.А. Першонкова НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме негативного влияния компьютерных игр на психику детей и подростков. Авторы анализируют основные причины возникновения компьютерной зависимости, а также опасности, которые скрываются в виртуальной реальности. Родителям предлагаются рекомендации, предусматривающие различные варианты действий, отвлекающих юных геймеров от компьютера. Приводятся результаты тестирования учащихся.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, компьютерные игры, виртуальная реальность, игромания.

Key words: ^mputer addiction, computer games, virtual reality, gambling addiction.

Жизнь практически любого современного ребенка с самых ранних лет почти немыслима без компьютера. Родители не без основания считают, что без умения пользоваться компьютер-

ными технологиями их чадо будет «белой вороной» среди сверстников, и поэтому стараются приобрести ребенку компьютер или хотя бы планшет, чтобы он мог использовать его как для учебы, так и для развлечений. Но при этом последняя из указанных функций зачастую выполняется гораздо более охотно и время, проведенное ребенком за компьютером, стремительно начинает приближаться к бесконечности. Психологи и врачи начинают отмечать все больше минусов регулярного использования персонального компьютера. Игромания (речь идет о геймерах, которые сутки напролет проводят в виртуальном мире без сна и пищи) все чаще сравнивается с наркоманией. Действительно, компьютерная зависимость, в общем-то, ничем не лучше наркотической. Дети - геймеры зачастую становятся пациентами психиатрических клиник. Кроме того, даже если до серьезных отклонений дело не дошло, школьники прогуливают уроки, сидя за компьютером дома или в клубе либо играют прямо на уроках, используя планшет или телефон.

Рассмотрим основные психологические причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков.

Это, во-первых, отсутствие навыков самоконтроля, как в силу возрастных особенностей развития психики, так и в связи с недостаточностью жизненного опыта. Ребенок не может самостоятельно понять, что провел за компьютерной игрой уже очень много времени и установить для себя лимит пользования компьютером.

Во-вторых, дети вообще не умеют рационально организовывать свой досуг, причем чем младше ребенок, тем в большей степени взрослым приходится придумывать ему занятия и распределять его время.

В-третьих, есть дети, которые не умеют и не хотят общаться «вживую» либо в силу определенных обстоятельств (болезнь, запреты взрослых, отдаленное от «большого мира» проживание, карантин, бойкот одноклассников и т. п.) не могут это делать в должном объеме.

В-четвертых, если родители и другие близкие люди по каким-то причинам отдалились от ребенка, то он может пытаться заменить игрой общение с ними. Поэтому нельзя наказывать ребенка, лишая его возможности общаться. Эмоционально-психологическое напряжение, постоянные ссоры в семье тоже могут провоцировать уход ребенка в виртуальный мир.

В-пятых, подростки могут пытаться преодолеть трудности взросления, уходя в виртуальный мир, где все проще и понятнее и где ты хозяин положения, причем такая ситуация скорее всего возникнет у ребят, для которых характерна низкая самооценка.

В-шестых, для подростков характерно желание подражать сверстникам, поэтому в подростковой среде очень быстро распространяется мода на все - от почти одинаковой одежды до увлечения определенными компьютерными играми.

Как часто современные дети играют в компьютерные игры? Насколько они являются популярными в детской и подростковой среде?

Для ответа на эти вопросы рассмотрим данные, приведенные в отчете лаборатории Кас-перского [2]. Отметим, что мобильная статистика не анализировалась, все данные взяты с компьютеров под управлением ОС Windows и macOS. Kaspersky Safe Kids производит сканирование веб-страницы, на которую хочет зайти ребенок и отправляет уведомление в Kaspersky Security Network, если информация нежелательна для детского восприятия.

Распределение категорий, посещаемых детьми и подростками за период с июня 2019 по май 2020 года, представлено на диаграмме (рисунок 1).

По, Аудио, Видео ф Общение В Сети Компьютерные Игры £ Электронная Коммерция 0 Новостные Ресурсы ф Поиск Работы ф Для Взрослых ф Другое

Рис. 1. Распределение уведомлений Kaspersky Safe Kids по категориям,

июнь 2019 — май 2020 гг.

Наиболее популярной оказалась категория «ПО, аудио, видео», следующая по востребованности «Общение в сети», а на третьем месте «Компьютерные игры» - 15,98%, хотя в 2020 году наметилась тенденция к снижению ее популярности (возможно, из-за того, что в связи с пандемией пришлось проводить дополнительное время за компьютером в образовательных целях) (см. рисунок 2).

Рис 2. Распределение уведомлений Kaspersky Safe Kids по категории «Компьютерные игры» на платформах Windows и macOS, июнь 2019 — май 2020 гг.

Таким образом, можно отметить, что компьютерные игры занимают важное место в жизни многих детей и подростков. При этом не всякое проведение времени за игрой наносит ущерб здоровью: это зависит как от содержания игры, так и от времени, потраченного на ее прохождение. Представляет опасность, прежде всего формирование компьютерной зависимости, когда человек не может заставить себя оторваться от игры и готов находиться в виртуальном мире круглосуточно. Как отмечают российские психологи, от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [1]. Компьютерная зависимость, несомненно, относится к разновидностям аддитивного поведения, связанного с потребностью уйти от реальности. При этом развитие личности затормаживается, что очень нежелательно в юном возрасте.

В чем же проявляется негативное влияние компьютерных игр на психику детей и подростков?

Дети не могут сопротивляться влиянию виртуальной реальности, не умеют отличать положительные воздействия от отрицательных. Кроме того, для них виртуальный мир ничем не отличается от настоящего.

Жестокость, которая присутствует в играх, провоцирует развитие агрессивности, неспособности сопереживать. Сюжеты игр могут переноситься в реальную жизнь. Нельзя забывать о том, что детский и подростковый возраст - время становления ценностных ориентаций личности. Многие игры, мягко говоря, не способствуют формированию гуманистической системы ценностей.

Эмоциональная неустойчивость (возбудимость, импульсивность, тревожность или апатия, быстрая смена настроения), демонстративное поведение, нарушения сна практически всегда проявляются у детей - игроманов в различных сочетаниях.

Слабое развитие речи, неумение устанавливать контакты с людьми в реальном мире, соответственно, трудности с социализацией - частые спутники геймеров.

Взрослые должны насторожиться, когда ребенок устраивает истерику или проявляет агрессию в ответ на просьбу оторваться от игры, не может дождаться возвращения к монитору несмотря на предложенное альтернативное интересное занятие, постоянно рассказывает всем о том, что происходит в виртуальном мире или наоборот замыкается в себе. В обычном мире такой ребенок не может найти себе занятия.

Со стороны физиологических функций тоже появляются нарушения: это и проблемы со сном, и синдром «сухих глаз», и нарушения осанки, боли в спине, головные боли.

Что можно сделать, чтобы отвлечь ребёнка от компьютера?

1. Необходимо ограничить время работы с компьютером, но запрещать пользоваться компьютером нельзя. Время можно ограничивать постепенно, подбирая тот вариант, который окажется приемлемым как для ребенка, так и для родителей. Обязательно должны быть перерывы: например, 3 часа в день с двумя перерывами, которые родители предлагают ненавязчиво (например, прогулка, обед, совместные занятия).

2. Можно вместе с ребенком составить список интересных дел (посещения кино, театра, выезд на природу, настольные игры и т.п.).

3. Организовать «живое» общение со сверстниками (детский праздник, совместные прогулки, экскурсии и т.п.). Можно сделать это совместно с родителями детей, у которых такие же проблемы.

3. Предложить новые компьютерные игры, в которых ниже уровень агрессивности.

4. Обсуждать игры с ребенком, играть вместе с ним. В результате у ребенка разовьется критическое мышление, он поймет, что качество игр разное и что игра не заменяет общение, а дополняет его.

5. Если все же не удалось решить проблему, то обращаться к специалистам за консультацией.

Нами было проведено тестирование «Компьютерные игры» в МБОУ СОШ №8 г. Милле-рово Ростовской области. Были опрошены 6 и 7 классы. Приводим некоторые результаты тестирования.

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «Играете ли вы в компьютерные игры?»

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос «Сколько времени вы уделяете компьютерным

6 класс 7 класс

Рис. 5. Результаты ответа на вопрос «Есть ли у вас постоянное желание играть?»

Рис. 6. Результаты ответа на вопрос «Замечаете ли вы какие-то отрицательные изменения в себе (стали более раздраженными и т.д)?»

Как видно из результатов тестирования, подавляющее большинство учащихся как 6, так и 7 классов играют в компьютерные игры. Тревогу вызывает то обстоятельство, что 30% учащихся как в шестом, так и в седьмом классах играют более 4 часов в день. При этом постоянное желание играть (при отсутствии возможности — это делать в силу родительского контроля, необходимости ходить в школу, выполнять домашние задания и т. п.) испытывают 50% учащихся шестого класса и 40% учащихся седьмого класса, что свидетельствует о формирующейся игровой и компьютерной зависимости. Если в шестом классе отрицательные изменения в себе дети

не заметили, то 45% семиклассников уже признают, что присутствуют негативные изменения в их эмоциональной сфере и поведении, связанные с компьютерными играми.

Таким образом, родителям необходимо обратить внимание на то, как дети проводят свободное время, чтобы оградить их от негативного влияния компьютерных игр. Предложенные нами несложные советы родителям можно расширить и дополнить исходя из особенностей конкретных детей. Педагоги и психологи должны проводить работу по профилактике игровой и компьютерной зависимости как со школьниками, так и с их родителями. Только так удастся воспитать здоровое поколение, живущее в реальном, а не в виртуальном мире.

ВНИМАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

Аннотация. В статье исследуется роль внимания в музыкально-исполнительской деятельности. Показана необходимость организации внимания студентов на основе системного подхода к изучению музыкального произведения, предполагающего направленность внимания на его эмоционально-образное содержание в течение всего процесса исполнительской интерпретации и сохранении этой установки на этапе анализа структурных компонентов музыкального произведения в их взаимосвязи.

Ключевые слова: исполнительская интерпретация, направленность внимания, системно-структурный подход, эмоционально-образное содержание.

ATTENTION AS A NECESSARY CONDITION FOR THE SUCCESS OF THE MUSICAL

Key words: performing interpretation, focus of attention, systemic-structural approach, emotional-figurative content.

Особая роль внимания в деятельности педагога-музыканта обусловлена динамичностью, многоплановостью музыки, обилием и разнообразием средств ее художественной выразительности. Качественная интерпретация художественного образа музыкального произведения возможна лишь при гибком и устойчивом внимании, его полноценном переключение и распределении. Кроме того, внимание активизирует другие психические свойства и процессы - восприятие, память, воображение, мышление, эмоции, выступающие в музыкальной деятельности как единый комплекс, поэтому изучение внимания музыканта в процессе усвоения им музыкального произведения является важным аспектом общей проблемы совершенствования музыкальной деятельности.

Актуальность темы: из-за низкой осведомленности в данном вопросе общество считает, что компьютерные игры отрицательно влияют на психику детей и подростков. Данный проект направлен на обобщение всех преимуществ и недостатков компьютерных игр, а также их настоящее влияние на психику несовершеннолетних.

Цель проекта: выяснить, какое влияние имеют компьютерные игры на формирование психики подростка.

Задачи проекта:

изучить историю компьютерных игр;

провести анкетирование среди возрастной категории 10-35+ лет;

изучить тематическую литературу;

на основе статистических данных, литературы, Интернет-ресурсов сделать вывод.

Объект исследования: ранний подростковый возраст (11-14 лет), старший подростковый возраст (15-19 лет), средний возраст.

Предмет исследования :

психологическая зависимость подростка от компьютера;

процесс влияния компьютерных игр интеллектуальное развитие подростков.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование.

Гипотеза: влияние компьютерных игр нейтрально: оно ни положительно, ни отрицательно.

Ожидаемые результаты проекта: просвещение людей и опровержение мифов о вреде компьютерных игр.

Использованные ресурсы:

Информационные:

Кадровые (человеческие):

участие людей в опросе.

Особенности проекта: наличие названий различных компьютерных игр, скриншоты из различных компьютерных игр.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

• изучение особенности использования компьютерных игр в процессе развития детей подросткового возраста;

• рассмотрение влияния компьютерных игр на формирование психологической зависимости.

История компьютерных игр

В 1889 году Фусадзиро Ямаути основал игровую компанию Marufuku по производству и продаже игральных карт Ханафуда, которая в 1907 году была переименована в Nintendo Koppa i , ставшую впоследствии крупнейшей компанией в мире среди производителей интерактивных развлечений.

Создана первая логическая компьютерная игра «OXO» - компьютерная реализация «крестиков-ноликов» (поле три на три клеточки, пользователь делал свой ход, после этого компьютер делал ответный ход). Игра была создана А.С. Дугласом во время его обучения на докторскую степень в Кембриджском университете (Великобритания). Дуглас писал свою диссертацию на тему взаимодействия человека и компьютера, а игру использовал как наглядную иллюстрацию. Игра существовала в единственном экземпляре на большом компьютере – мэйнфрейме EDSAC.

Создана компьютерная игра «SpaceWar!». Создатели – Стив Расселл и группа студентов Массачусетского Технологического Института (MTI) (г. Кембридж, США). Игра представляла собой следующее: два небольших космических корабля летали по экрану, стреляли в друг друга и уворачивались от единственного подвижного препятствия в виде звезды. Специально для игры были созданы контроллеры, отдаленно похожие на современные джойстики. «SpaceWar!» стала первой по-настоящему компьютерной игрой, ведь две предыдущие игры были лишь компьютерной реализацией уже существовавших настольных игр. Эта игра долгое время существовала в одном единственном экземпляре.

В 80-е годы в связи с заметным удешевлением домашних компьютеров, рынок компьютерных игр начинает быстро расти. Появляется множество компаний, занимающихся исключительно разработкой игр. Компания Namco выпускает знаменитую игру Pac-Man, суть которой сводилась к управлению круглым существом, которое должно было собирать разбросанные по лабиринту точки, уклоняясь от врагов.

В 1987 году появился видеоадаптер VGA, а следом SVGA. Теперь на мониторах стало 256 вместо 16 цветов, что естественно сделало игры более красочными и относительно похожими на современные.

Начинания с 90-х бум компьютерных игр стал только набирать обороты, а индустрия получила толчок к интенсивному росту. 10 декабря 1993 года компания Id Software выпустила культовую игру, заложившую основы жанра шутер – Doom.

В 1994 году появилась Rise of the Triad – первая игра с мультиплеером. А вслед за ней – The Terminator: Future Shock – первый шутер с элементами трехмерности мира и врагов, а также свободным обзором при помощи мышки.

В 1996 году на свет появилась Voodoo I – первая видео карта с поддержкой 3D-графики. В этот период были выпущены игры Duke Nukem 3D и Quake – первые полностью трехмерные игры. Также в этом году появились такие игры, как Super Mario, Command & Conquer: Red Alert, Tomb Raider, Resident Evil, Diablo и многие другие.

В 1998 году были изданы знаменитые Half-life и StarCraft. Игры не теряющие популярности до сих пор, спустя уже 19 лет! Впрочем, данная ситуация характерна для многих хитов прошлого, которые сейчас многие называют классикой.

Был проведён опроса среди людей 10-35+ лет. (рис.1-3)

Большинство людей не верят в то, что игры могут сделать человека агрессивным, но больше 70% людей считают, что игры – бесполезная трата времени. И больше 60% считает, что игры не вырабатывают полезные навыки.

hello_html_62200e6c.jpg

(рис.1)

hello_html_m7e4fa873.jpg

(рис.2)

hello_html_40e0c7d5.jpg

(рис.3)

Опровержение мифов

Миф 1. Игры бесполезны. Это пустая трата времени.

Игры остро необходимы для развития мозга, для социализации (хотя бы для того чтобы ребенку было о чем говорить со сверстниками), умения действовать в коллективе.

Более того, наш мозг устроен так, что ему постоянно необходимы впечатления, ощущения, эмоции. Полностью лишенный их мозг перестает нормально функционировать и человек начинает сходить с ума. Мозгу не важно, откуда получать эти ощущения и эмоции. Учитывая, что до 80% всей информации об окружающем мире мозг получает через визуальный канал, то есть с помощью зрения, нет никакой разницы играет ребенок в конструктор на ковре или на компьютере. И там и там работают те же самые отделы мозга.

Миф 2. Игры вызывают повышенную агрессивность и склонность к убийствам.

Не существует никаких официальных проверенных научных данных подтверждающих этот миф. Убийства и жестокость существовали задолго до компьютерных игр, во-первых. Во-вторых, игры никак не связаны с убийствами и антисоциальным поведением. Наоборот, по мере развития и проникновения в общество компьютерных игр и технологий, количество умышленных убийств на душу населения снижается. В большинстве развитых стран статистика убийств значительно меньше, чем в развивающихся странах наподобие России или странах где игр нет вообще, и общество находится на грани скатывания в варварство.

Иными словами, игры не делают людей нервными и злыми, во всяком случае, не в большей степени, чем любые другие занятия. Игры не нарушают психику, хотя бы потому, что психику нарушают не игры, фильмы или книги, а только и исключительно другие люди.

Миф 3. Компьютерные игры не вырабатывают полезных навыков.

Мир стремительно урбанизируется. Автоматизация сельского хозяйства ведет к тому, что большая часть людей едет в города. И это неудивительно, ведь, образно говоря, там, где раньше нужны были сто человек, теперь достаточно одного человека и трактора.

Такие навыки как разведение костра, прополка растений, умение поставить палатку, хоть и кажутся относительно полезными, но уже не являются чем-то важным и нужным в жизни современного человека. Человечество, во всяком случае, его развитая часть, уже вступило в постиндустриальную эпоху, когда 2 процента населения, при помощи передовой техники и технологий, способны прокормить остальные 98, а умение обращаться с ПК и искать в Интернете информацию, гораздо важнее умения сажать и выкапывать картошку.

Миф 4. Видеоигры приводят к асоциальному образу жизни.

Но на практике — по крайней мере в рамках статистических экспериментальных исследований — все как раз совсем наоборот. В 2005 году проводилось исследование среди людей в возрасте от 14 до 68 лет, которых просили играть в течение 56 часов в многопользовательскую игру Asheron’s Call 2. Так вот, никакого агрессивного поведения и изменения в психическом состояния среди этих игроков не было выявлено. Ученые также не нашли и различий в поведении между игроками и теми людьми, которые вообще не играют в видеоигры.

Миф 5. Игры делают человека замкнутым.

Есть такой стереотип, что подростки, играющие в компьютерные игры, интроверты, которым плохо удается социализироваться в обществе. И это тоже миф. На сегодняшний день большинство игр направлено на то, чтобы игрок был максимально социально активен. Для этого создаются различные чаты, форумы, сообщества, где игроки обмениваются опытом, рассказывают, как проходить тот или иной уровень и просто общаются между собой, а свыше 70% играют в компьютерные игры вместе со своими друзьями по сети.

Также стоит отметить, что многие игры направлены на командную работу: некоторые уровни просто не пройти, если игрок не соберет отряд из 4–5 таких же игроков.

Полезные факты об играх

Как мы уже поняли, компьютерные игры не несут в себе никакого негативного влияния на психику подростка. Ранее были приведены аргументы в пользу того, что игры – это небесполезная трата времени, наоборот, многие представители вырабатывают полезные навыки.

Ролевые игры (более известные как RPG-игры) способствуют развитию воображения и креативного мышления. Примером таких игр могут послужить: Fallout, The Elder Scrolls V: Skyrim, Ведьмак 3: Дикая охота .

Существуют также игры стратегии. Делятся они на 2 типа: стратегии в реальном времени и пошаговые стратегии. Рассмотрим сначала стратегии в реальном времени. Такого типа игры развивают тактические способности. Примером могут послужить : Warcraft III: Reign of Chaos, Command & Conquer: Red Alert 2, Battlefleet Gothic: Armada.

Если говорить о пошаговых стратегиях, то они тренируют способности к анализу: Civilization (все части), Endless Legend, Endless Space.

К сожалению, мало кто знает и мало кто задумывается, но компьютерные игры несут и познавательный характер. Такие игры, как Europa Universalis, Hearts of Iron IV , Victoria II рассказывают о действиях Второй мировой войны. В таких играх подросток может почувствовать себя одним из участников военных действий тех времён.

Влияние компьютерных игр на психику подростков. Отрицательное влияние

Игры могут пугать и вследствие этого разрушать психику. Жестокие игры могут быть вредны только для тех у кого заведомо слабая психика и высокая впечатлительность от принятой информации. Таким людям не рекомендуется играть в хорроры и шутеры.

У детей и подростков может появиться игровая зависимость. У детей и подростков может появиться игровая зависимость. Ребёнка почти невозможно оттащить от компьютера, но эта напрямую связано с психологией, потому что, может быть такое, ребёнку не уделяют должного внимания в реальном мире, поэтому он уходит в виртуальный, где он важен, где на нём строится вся игра.

Туннельный синдром. Это неврологическое нарушение, вызванное защемлением срединного нерва.

Развивается туннельный синдром вследствие постоянного напряжения кистей. Наиболее подвержена риску именно «рабочая» рука игрока, правая или левая. В результате защемления нерва возникает сильная боль в руке, а вскоре нерв начинает просто атрофироваться – это сопровождается потерей чувствительности пальцев.

Ухудшение зрения. Из-за длительного слежения за компьютерным монитором может возникнуть «сухость глаз», которую офтальмологи выделяют как одну из самых опасных болезней.

Причина — в моргании: в обычном состоянии человек моргает в среднем двадцать раз в минуту, однако во время долгого безотрывного взгляда на светящийся компьютерный экран частота моргания снижается в три раза. Глаз постепенно «высушивается», со временем снижается его острота, а вскоре зрение рискует и вовсе пропасть.

Каждый час необходимо устраивать отдых для глаз, делая при этом простые, но в то же время неоценимо полезные упражнения.

Влияние игр на психику подростков. Положительное влияние

«Многие родители задают вопрос – как мотивировать ребенка учиться? Ответ такой - не смотреть в прошлое, не уповать на школу, быть на волне новейших технологий, вместе играть, экспериментировать, обсуждать. Только в этом случае они нас будут слышать.»

©Марина Александровна Богомолова, детский психолог, эксперт в области подростковой Интернет-зависимости.

Исследование Института современных медиа показало, что большинство профессиональных психологов сходятся во мнении, что компьютерные игры и развивающие приложения полезны для детей, особенно если они носят интерактивный̆ характер.

Обобщение плюсов и минусов

Вредны или полезны компьютерные игры – спорный вопрос. Однако, во всём есть не только минусы, но плюсы.

Компьютерные игры развивают навыки стратегического мышления, тренируют способности к анализу, снимают стресс, а также тренируют творческое и креативное мышление.

Как и во всём надо соблюдать меру. Следует понимать, что родители должны больше времени уделять общению с ребёнком, чтобы он не восполнял нехватку общения виртуальным миром.

Список литературы и Интернет-ресурсов

Гордеева А. В Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект/А.В. Гордеева// К. – 2004.-№6.-31 с.

Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ С.А. Шапкин// Психологический журнал,- 2009.-№20.- 101 с.

Липков А.И. Ящик Пандоры: Феномен компьютерных игр в мире и в России./ А. И. Липков// М.:Издательство ЛКИ, 2008. – 192 с.

В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.

Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

  • Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Вред компьютерных игр для детской психики

При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.

Неспособность контролировать время

Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .

Отсутствие у ребенка других интересов

Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.

В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .

Проблемы с общением в реальном мире

В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.

Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.

Нервные срывы

Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.

Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами были обнаружены противоречия: между возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.

1. Понятие компьютерной зависимости

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

Причины возникновения компьютерной зависимости

2. Формирование психологической зависимости у подростков от компьютера

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально- личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни [1].

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Одной из причин формирования компьютерной зависимости у подростка является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.

Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Читайте также: