Влияние компьютерных технологий на здоровье детей и подростков

Обновлено: 04.07.2024

Развитие технологий имеет обратную сторону — современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что иногда угрожают здоровью и психике.

Сегодня все труднее представить себе человека, который не знаком с компьютером. А дети осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте. И часто это не проходит даром.

Влияние компьютера на ребенка: на что должны обратить внимание родители?

Влияние компьютера на здоровье ребенка давно известно:

  • Нарушение осанки из-за неправильного положения тела за компьютерным столом
  • Нарушение зрения как результат постоянного мелькания изображения на экране
  • Хроническая утомляемость и общая усталость
  • Онемение и отек правой руки от использования «мыши»

А вот влияние компьютера на психику ребенка до сих пор изучается.

Однако уже хорошо известно, что ближе к переходному возрасту повышается опасность формирования компьютерной зависимости.

Как распознать зависимость подростка от компьютера:

  • Постоянное желание выйти в Интернет
  • Частая проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях
  • Проведение большого количества времени в чатах и на сайтах
  • Тяга к поиску информации в сети
  • Серьезное увлечение компьютерными играми

Если вы замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, утрату чувства времени в сети, раздражительность, снижение интереса к своему внешнему виду и попытки оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться.

Как влияют на ребенка компьютерные игры?

Увлечение ребенка компьютерными играми имеет две стороны. Некоторые виды игр развивают внимание, мышление, память и реакцию детей — это очень важно и здесь компьютер незаменим.

Если же игры содержат элементы борьбы или насилия, то они могут постепенно вызывать изменения в формировании характера ребенка. Возможно проявление агрессивного поведения, искажение реальности, ощущение всевластия и уход в мир иллюзий.

Как предотвратить зависимость от компьютера?

Самое простое и одновременно самое действенное средство — регламентирование времени, в течение которого ребенок находится за компьютером.

Конечно, жесткое и подавляющее отношение родителей здесь не приемлемо.

Речь идет о косвенном контроле — если досуг ребенка хорошо организован, и есть время для других увлечений и хобби, то проблема отпадет сама собой.

Отрицательное влияние компьютера на здоровье и психику ребенка можно сократить, также, если уделять ребенку достаточно времени и заботы.

Ведь часто дети уходят в компьютерный мир на фоне скудной эмоциональной жизни в семье.

Очень важно интересоваться не только успеваемостью и питанием ребенка, но и тем, что его беспокоит в глубине души. Необходимо регулярно разговаривать с ребенком, спрашивать его о проблемах и мечтах, делиться своими переживаниями.

Родители должны развивать уверенность ребенка в себе.

Рекомендуется поддерживать и хвалить ребенка за малейшие достижения, всегда отмечать его успехи.

Необходимо развивать у ребенка и социальные навыки.

Если ребенок застенчив и испытывает трудности в общении с ровесниками, то компьютер может стать легкой заменой настоящего общения. Ведь в виртуальном пространстве он может ощущать себя совсем другим — смелым и общительным.

Не стоит делать нахождение за компьютером поощрением за хорошее поведение или учебу.

Это вызывает азарт и только подогревает нездоровое поведение.

Не рекомендуется предоставлять ребенку полную свободу в выборе компьютерных игр — некоторые виды игр нужно полностью исключить.

Если зависимость все-таки наступила, то нужно действовать решительно — так же как и в случае других психологических зависимостей.

Компьютерную зависимость можно преодолеть только с помощью уверенного поведения родителей.

Ни в коем случае нельзя смягчать для подростка последствия его зависимости — брать на себя решение проблем, которые возникли из-за потерянного за компьютером времени.

Чтобы захотеть что-то изменить, ребенок должен столкнуться со своими проблемами «лоб в лоб».

И, конечно, профилактику компьютерной зависимости нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Ведь проблему зависимости проще предотвратить, чем разрешить.

Психологический центр "Респект" : психологи для взрослых, пар, детей и родителей.

В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время ПЭВМ есть практически в каждой семье.

Технический прогресс движется вперед и сейчас совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако, пользование им оказывает большое воздействие на организм, особенно растущего, когда он еще формируется, в т.ч. негативно влияет на зрение и нервную систему ребенка, его осанку.

Влияние компьютера на зрение ребенка.

При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем - к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв. Для укрепления мышц глаз необходимо проводить специальную гимнастику.

Упражнения для внутренних мышц глаз

  1. Прикрепите на окно круглую метку диаметром около 4 мм. Она должна находиться на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. Найдите любой удаленный предмет за окном и переводите взгляд поочередно то на него, то на метку. Выполняйте это упражнение дважды в день. Первые двое суток уделяйте ему по 3 минуты, затем увеличьте это время вдвое. В пятый и последующие дни уделяйте подобному упражнению 10 минут.
  2. Положите на воображаемую центральную линию лица большой палец правой руки. Он должен располагаться на расстоянии 20–30 см от глаз. В течение 3–5 секунд смотрите на него. Прикройте ладонью второй руки левый глаз. Затем уберите ладонь. Посмотрите на кончик пальца обоими глазами в течение 3–5 секунд. Выполните это же упражнение, поменяв руки.

Упражнения для укрепления основных мышц глаз

Следующие упражнения для укрепления мышц глаз необходимо выполнять в стоячем положении. Сначала следует расслабиться. Во время упражнений смотрите вперед в одном направлении.

  1. Не двигая головой и телом, посмотрите сначала на потолок, а потом – на пол. Выполняйте упражнение медленно, позволяя мышцам глаз проделать это максимально точно и эффективно.
  2. Зафиксируйте голову и тело в одном положении и не двигайте ими. Перемещайте глаза справа налево и обратно, максимально отводя их в каждую сторону. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Переведите глаза по диагонали с правого верхнего угла комнаты до левого нижнего. Повторите упражнение 10 раз. Затем поменяйте направления движения глаз. Снова выполните действия 10 раз.
  4. Представьте, что перед Вами находится большой круг. Проведите глазами по его краю. При этом взгляд должен перемещаться в правую сторону. Сделайте то же самое, но поворачивая глаза влево. Повторите упражнение по 10 раз для каждого направления. Голова при этом должна оставаться неподвижной.

Влияние компьютера на нервную систему ребенка.

Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.

Как правильно организовать рабочее место при работе с компьютером:

Следует не забывать про правильно организованное рабочее место пользователя ПЭВМ, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура. Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимые учебные пособия и оборудования. Стол следует выбирать без острых углов и краев. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип кресла следует также выбирать с учетом роста ребенка. Желательно, что бы рабочее место ребенка было оборудовано подставкой для ног, которая должна регулироваться по высоте и углу наклона опорной поверхности. Следует не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением. Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукембаева А.М., Садуов А.Т., Сарсенбаева А.О., Бектурганов К.Б., Игентаева А.Т.

Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей и подростков. Рассмотрены основные моменты взаимодействия ребенок-компьютер, а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукембаева А.М., Садуов А.Т., Сарсенбаева А.О., Бектурганов К.Б., Игентаева А.Т.

Разработка рекомендации по снижению транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания Состояние опорно-двигательного аппарата слабовидящих детей и подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жасөспірімдер және балалар денсаулығына компьютердің әсері

Текст научной работы на тему «Влияние компьютера на здоровье детей и подростков»

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ CHAPTER 2. THEORETICAL DISCIPLINE

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ HYGIENE AND ECOLOGY

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА Д.А. АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т. ИГЕНТАЕВА Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К. СМАИЛОВА У.Ж. ТУРСЫНБАЕВА, Н.М. ШИЕНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей и подростков. Рассмотрены основные моменты взаимодействия ребенок-компьютер, а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером.

Ключевые слова: компьютер; здоровье ребенка, психология

Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.

Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье. Родители, зачастую, не задумываются о здоровье своего ребенка, покупая ему компьютер, подключая его к интернету Актуальность.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого - в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков. Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье детей и подростков. Важным факторов влияния является длительное нахождение ребенка за компьютером, который может оказать существенное влияние на физическое и психическое здоровье. Медики бьют тревогу ведь подвергаются реальному

риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта. Заболевания глаз

Статистика развития показывает, что страдают 15,5 млн. жителей тяжелыми глазными заболеваниями. По данным эпидемиологического мониторинга, уровень заболеваемости глаз постоянно растет, что превышает среднеевропейскую статистику в 1,5-2 раза [5].

Среди всех возрастных групп широко распространен «компьютерный зрительный синдром» - это связано с длительным пребыванием за компьютером. Особенно эта проблема касается детей. Статистика Министерства здравоохранения в Казахстане показывает, что более 1 миллиона юных граждан страдают от различных заболеваний органов зрения: гиперметропии (дальнозоркости), миопии (близорукости), астигматизм, косоглазие и т.д. Мои собственные наблюдения подтверждают эту статистику. Так в школе, в которой проводилось исследование, из 538 учащихся дальнозоркость у 15% подростков в возрасте от 7-17 лет, астигматизм у 12%, а близорукость у 62%. Среди моих одноклассников только у 20% нет проблем со зрением. А ведь неправильное развитие зрительной системы приводит к трудностям при познании мира в детстве.

Негативного влияния компьютера на зрение ребенка можно избежать, если помнить следующее: ограничьте время нахождения ребенка за компьютером, проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов [6]. Влияние компьютера на зрение можно уменьшить если использовать монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для дошкольника это 15 дюймов, а для школьника - 17-дюймовый монитор. Необходимо правильно рассчитать расстояние до монитора - это

Вестник КазНМУ №4-2016

около 45-60 см, и он должен находился ниже уровня глаз. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева также может снизить развития миопии. А в темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу. Заболевания позвоночника

Но длительное пребывание за компьютер может повлиять не только на зрение. Так неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника. Существует печальная статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% - сколиоз, или боковое искривление позвоночника [4]. В школе, в которой я училась, в 2014 году вовремя медицинского осмотра школьников в возрасте от 10 до 16 лет у 80-85% выявлены какие-либо нарушения осанки, а 20% подростков имеют сколиоз.

При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она впоследствии является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону. Для профилактики заболевания опорно-двигательного аппарата следует пользоваться простыми правилами: сидеть прямо, спину держите ровно, корпус разверните к экрану компьютера. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла. Плечи расслаблены, руки положите на стол или мышь, пальцы не должны быть скованными. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса. Голову нужно держать прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед. Если соблюдать все перечисленные правила около 3 месяцев, то в дальнейшем вырабатывается здоровая привычка правильно сидеть за столом. Также очень важно для уменьшения влияния неудобной позы правильно подобрать мебель, которая поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры.

Нервные и психические заболевания Работа за компьютером - это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Для детей и подростков длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, может стать причиной головных болей. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. Считается, что наиболее утомительны для детей это компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры -так называемые «стрелялки», «убивалки»,

«догонялки». Психологи и учителя предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Детская психика находится на стадии формирования, она является уязвимой и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. И как следствие этого многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.

Увлечение компьютерными играми, Интернетом, долгое нахождение в социальных сетях влияет на психику детей. Подростки очень быстро пристращаются к вредным привычкам, в том числе и зависимости от компьютера. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности, у ребенка быстро меняется настроение, дети перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, ухудшается работа памяти. Многие компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками. И это все симптомы компьютерной зависимости у детей.

Компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, это серьезная опасности если ее процессы вовремя не остановить, впоследствии могут возникнуть масса проблем, от которых избавляться поможет только психотерапевт. Как правило родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Рекомендации для родителей.

Родителям в этом случае необходимо правильно избавлять от пристрастия ребенка. Им следует помнить, что навсегда избавить от компьютера ребенка не удастся, это и ни к чему. Ведь знание компьютера играет и положительную роль, подросток может успешно учиться, осваивать образовательные программы, готовиться к экзаменам и т.д. Но следует помнить, что снижать влияние компьютера на жизнь ребенка необходимо. Нельзя недооценивать силу внушения, родителям необходимо наладить контакт с ребенком, беседовать с ним на тему о вреде долгого нахождения за компьютером, ненавязчиво объяснять насколько это опасно для его здоровья.

Но следует не забывать, что пустота после отказа от компьютерных игр, должна немедленно заполняться, необходимо увлечь ребенка другими занятиями, записать в кружок, спортивную секцию, развивать творческие способности, если такие есть. Больше свободного времени проводить на свежем воздухе, привлекать его к совместным делам. И если ребенок уже пристрастился к играм, то педагоги рекомендуют предложить взамен логические, развивающие игры, без выхода в Интернет. Необходимо договориться с ребенком о временных рамках, нахождения его за компьютером, не дольше 2-х часов в сутки, для детей младше 12 лет и после 30 минут делать перерыв, не забывая про разминку.

Важно знать, что в спасении ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут

проводить время за компьютеры в Интернете, ребенок в любом случае будет попадать под это влияние. Для многих семей это, пожалуй, одно из самых тяжелых условий, особенно когда приходиться много времени работать за компьютером дома. Выводы.

Родителям и детям необходимо знать о вредных факторах, способных нанести вред здоровью при работе на компьютере. Очень важно предупредить воздействие негативных факторов - значит сохранить здоровье будущему поколению.

1 Беляев А.А. Частная неврология. - СПб.: Лань, 2002. - 248 с.

2 Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 142с.

3 Как сохранить и улучшить зрение. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 225 с.

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА, Д.А.АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т.ИГЕНТАЕВА, Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К.СМАИЛОВА, У.Ж.ТУРСЫНБАЕВА, Н.М.ШИЕНОВ

ЖАС6СП1Р1МДЕР ЖЭНЕ БАЛАЛАР ДЕНСАУЛЬКЫНА КОМПЬЮТЕРДЩ ЭСЕР1

Тушн: Компьютермен жумыс жасау кезшде денсаулыкда зиян кел^ретш залалды факторлар туралы ата-аналарга жэне балаларга бшу ;ажет. Келешек урпа;тын, денсаулыыгын са;тау Yшiн негативтi факторлардын, эсерлерш алдын-алу ете ман,ызды.

TYЙiндi сездер: компьютер; бала денсаулыгы, психология

A.M. ZHUKEMBAEVA, A.T. SADUOV, A.O. SARSENBAYEV, D.A.AZAMATOVA, K.B. BEKTURGANOV, A.T.IGENTAEVA, J.B. KALIBEKOVA, N.K.SMAILOVA,U.ZH.TURSYNBAEVA, N.M.SHIENOV

INFLUENCE OF COMPUTER ON THE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Resume: This article focuses on the effects of computer to the health of children and adolescents. The paper presents the

presence on the computer.

Keywords: computer; child health, psychology

Д.А. СУКЕНОВА1, Р.Б. ЕРГЕШБАЕВА2, С.А. БЫКЫБАЕВА1

1Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова,

кафедра «Нутрициология», 2 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ ЖИРНЫХ

КИСЛОТ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

В статье приведены данные исследования по содержанию транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания и разработка рекомендации по снижению ТЖК в масложировых продуктах и кондитерских изделиях отечественного, импортного производства.

Ключевые слова: Транс-жирные кислоты (ТЖК), Всемирная организация здравоохранения, газовая хроматография, неинфекционные заболевания

Актуальность: Неправильное питание является важнейшим фактором риска возникновения неинфекционных заболеваний. Если не заниматься этой проблемой, то неправильное питание в сочетании с другими факторами риска повышает

распространенность НИЗ среди различных групп населения в результате роста артериального давления, повышения содержания глюкозы в крови, нарушений липидного состава крови и избыточного веса/ожирения [1].


1. Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–4. С. 701–705. 2. Rооsli M., Frei P., Mohler E., Hug K. Systematic review on the health effects of exposure to radiofrequency electromagnetic fields from mobile phone base stations. Bull World Health Organ. 2010. vol. 88. P. 887–896. 3. Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development. Children and Computer Technology. 2000 Vol. 10. no. 2. P. 123–144. 4. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В., Цепляева К.В., Скоблина Е.В. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества // Российская детская офтальмология. М.: «Офтальмология», 2017. С. 5–9. 5. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (Обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (1). С. 97–104. 6. Latalski M.B.J., Fatyga M., Repko M., Filipovic M., Jarosz M.J, Borowicz K.B., Matuszewski L., Trzpis T. Risk factors of postural defects in children at school age. Ann Agric Environ Med. 2013. Vol. 20. No. 3. P. 583–587. 7. Alrasheed S.H., Naidoo K.S., Clarke-Farr P.C. Prevalence of visual impairment and refractive error in school-aged children in South Darfur State of Sudan. Afr Vision Eye Health. 2016. Vol. 75. P. a355.

Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].

Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.

Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].

Излучение от экранов и мониторов, современных гаджетов, является одним из факторов, который обеспечивает крайне негативное влияние и вызывает нарушение со стороны органа зрения. Установлено, что при использовании гаджетов появляется комплекс жалоб, укладывающийся в понятие «астенопия», который рассматривают как состояние, предваряющее начальные этапы развития органических офтальмологических патологий. Данный комплекс симптомов проявляется в виде зрительной утомляемости, что обусловлено длительной нагрузкой на зрительный аппарат вследствие продолжительного использования современных гаджетов. Также данное патологическое состояние может возникать как результат длительной письменной работы или как результат нарушения гигиены чтения. Тем не менее исключить использование мобильных устройств и компьютеров в современном мире не представляется возможным. В связи с этим существуют определенные правила работы с экранизированными устройствами для минимизирования их негативного воздействия. Это соблюдение обязательных перерывов после каждого часа работы с мобильным телефоном, планшетом или компьютером, поддержание требуемого по гигиеническим нормам уровня освещенности помещения, сохранение анатомически правильной позы в процессе занятий. Стоит обратить отдельное внимание на цвет и размер шрифта при чтении с экрана. Он должен быть достаточно крупным и хорошо контрастировать с основным фоном [3; 4]. Сохранение правильной рабочей позы влияет не только на сохранение физиологичной осанки ребенка, но и на степень зрительного напряжения. Согласно гигиеническим нормам продолжительная работа школьников за компьютером несет минимальную зрительную нагрузку при условии соблюдения допустимого расстояния от глаз до экрана монитора. Данная норма рассчитывается в зависимости от возраста школьника и составляет в среднем 25–35 сантиметров, что принято считать максимально адекватным физиологическим потребностям ребенка [3; 5].

Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.

В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Это дети «группы социального риска». Мы сочли интересным изучить состояние данной проблемы среди детского населения.

Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.

В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.

Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.

Результаты исследования и их обсуждение

При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:

І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;

ІІ группа (n = 41) – «группа социального риска».

В «группу социального риска» были включены дети следующих категорий: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из «неблагополучных», асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [6].

Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.

Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.

При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о более значимом распространении офтальмологической патологии среди детей І группы относительно исследованных ІІ группы. Так, патология зрения в 1,5 раза чаще встречалась у детей из I группы. Самым распространенным офтальмологическим диагнозом среди исследуемой выборки является «миопия слабой степени», проявляющаяся снижением остроты зрения [7]. Одной из причин данной патологии является нарушение гигиены зрения, которая заключается в чрезмерном количестве и излишней длительности зрительных нагрузок [1; 4; 7]. Также к причинам развития офтальмопатологии может приводить неправильное освещение, несоблюдение дистанции при чтении или просмотра телевизора, в том числе монитора компьютера и мобильных гаджетов [2; 3]. Предполагая меньшую доступность современной техники для детей ІІ группы, можно допустить, что ее использование является одним из этиологических факторов в развитии офтальмологической патологии.

Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].

Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).

toncev1.tif

Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %

toncev2.tif

Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %

Среди ортопедической патологии наиболее часто (25,6 %) фиксировался диагноз «нарушение осанки», проявляющийся в виде сглаживания шейного и поясничного лордоза и увеличения грудного кифоза [6]. Нарушение осанки было отмечено у 20 (44,4 %) детей І группы; среди обследованных ІІ группы – у 2 (4,9 %) детей. Плосковальгусная установка стоп (ПВС) была диагностирована у 5 (11,1 %) детей І группы и у 14 (34,1 %) из ІІ группы.

На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.

При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).

Среди ЛОР-патологий отмечались: хронический компенсаторный тонзиллит, гипертрофия небных миндалин, искривление перегородки носа. Самым распространенным диагнозом среди двух групп является «хронический компенсированный тонзиллит» 55 (63,9 %): среди детей І группы – выявлен у 30 (66,7 %) исследованных, среди детей ІІ группы – у 25 (61,0 %). Искривление перегородки носа (ИПН) чаще (4,9 %) отмечается у детей ІІ группы, в первой группе – у 2,2 % исследованных. Тогда как гипертрофия небных миндалин (ГНМ) выявлена только у детей первой группы (4,4 %).

Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].

1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.

2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.

3. Среди офтальмологической патологии на первом месте по частоте встречаемости оказался диагноз «миопия слабой степени», который в 1,5 раза чаще встречался у детей, являющихся активными пользователями мобильных телефонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков.

4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.

5. В патологии опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречался диагноз «нарушение осанки».

6. Меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.

7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.

8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.

9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.

Читайте также: