Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Злоупотребление телевизионными программами вредно для детей. Проводя свое время перед экраном телевизора, ребенок недополучает физической нагрузки, страдает от недостатка двигательной активности, что напрямую влияет на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, развитие психических познавательных процессов.

Дети в возрасте 4-5 лет обожают смотреть боевики, играть в «стрелялки» и отказываются смотреть отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх (например, такие мультфильмы, как Покемоны, Спанч Боб). Негативно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Можно проследить и достаточное множество сцен неуважительного, безнаказанного отношения к людям, животным, растениям. «Воспитательный эффект» таких мультфильмов не заставит себя ждать, и первыми его почувствуют родители – в форме агрессивных высказываний, неприличных жестов, грубости и безжалостности.

За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию.Не воспринимая, словесной инструкции. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять.

Дети так устроены, что лучше всего познают мир именно с помощью игр.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Правильно подобранные игры в умеренном количестве – наилучший вариант для вашего ребенка. Ведь существует масса специальных игр, направленных на развитие интеллекта, памяти, моторики. Самое главное - установить четкие временные рамки. Для дошкольника это 25-30 минут. По истечении этого времени наступает переутомление, и ребенок теряет навыки, полученные во время игры, после трех часов у монитора наступает более глубокая усталость, а после пяти появляется серьезная угроза психического истощения. Очевидно, что далеко не все игры полезны. Жестокие игры с элементами насилия лучше спрятать подальше от глаз ребенка. Дело в том, что дети с трудом различают реальную жизнь и виртуальную.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию, хуже работают некоторые виды памяти.

Хотелось бы обратиться с большой просьбой к родителям.

Сегодня представлен широкий выбор развивающих игр для детей самых разных возрастных категорий, не стоит ограничивать ребенка в выборе, следите только за тем, чтобы он не отдавал предпочтение играм с элементами насилия и жестокости.

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни досуг, ни обучение и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно, особенно для мам. Да и знания детям также часто дает телевизор, показывает мир, новых людей и новые города.

Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру, и телевизионные передачи в том числе. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок посмотрит хороший фильм или обучающую программу, но если он сидит полдня, не отходя от телевизора или компьютера, то ничего, кроме вреда это принести не может, даже если сами по себе передачи и полезные.

Но, кроме чисто физических, существуют и психологические причины, по которым чрезмерное злоупотребление телевизионными программами тоже вредно для детей. Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, ни изменить или разнообразить его, ни принять в нем какое-то участие не можем. При этом, если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, то телевизионные программы не дают нам и этой возможности.

Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики, играть в «стрелялки» и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Главные герои мультфильмов или компьютерных игр калечат или убивают других персонажей, причем подробности детально раскрываются и многократно повторяются.

Можно проследить и достаточное множество сцен неуважительного, безнаказанного отношения к пожилым, немощным людям, животным, растениям. «Воспитательный эффект» таких мультфильмов не заставит себя ждать, и первыми его почувствуют родители – в форме циничных высказываний, неприличных жестов, грубости и безжалостности.

Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия (например, телесериалы, значительно более пассивны, чем их сверстники. Им все труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации, привыкая решать все сложности нажатием кнопок и доминированием над противником. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях.

Родителям необходимо помнить о том, что смысл ярких вставок в транслируемых мультфильмах совсем в другом – в гипнотическом приучении детей к экрану. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют на психику, маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, «заглатывая» зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от него, а когда родители пытаются выключить «ящик», впадает в бешенство, истошно кричит, кидается в драку. Эта зависимость подобна наркотической!

За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять.

Дети так устроены, что лучше всего познают мир именно с помощью игр. Игра – источник удовольствия и вполне естественное времяпрепровождение для малыша. Компьютер в данном случае – чудесная возможность совместить приятное с полезным. Ведь существует масса специальных игр, направленных на развитие интеллекта, памяти, моторики. Дети, проводящие по полчаса в день за такими познавательными играми, в результате имеют более устойчивую психику и лучше приспособлены к учебному процессу. Поэтому нерационально отказываться от благ цивилизации, полностью отгораживая ребенка от компьютерных игр.

Очевидно, что далеко не все игры полезны. Жестокие игры с элементами насилия лучше спрятать подальше от глаз ребенка. Дело в том, что дети с трудом различают реальную жизнь и виртуальную. Регулярно играя в различные «стрелялки», ребенок становится агрессивным и может считать насилие нормальной моделью поведения и даже способом решения проблем. Конечно, гангстерские игры наиболее деструктивно влияют на тех детей, которые и без того имеют склонность к агрессии. Но и для остальных детей пользы от них немного.

Кроме того, что родители должны следить за тем, в какие игры играет ребенок, они еще должны контролировать время, которое посвящается этому занятию. Даже в развивающие игры лучше не играть дольше часа в день – дети часто не могут остановиться и часто могут раздумывать над разгадкой очередной тайны весь день, отвлекаясь от уроков. Кроме того, длительное пребывание перед монитором негативно сказывается на многих функциях организма - зрении, костно-мышечном аппарате, высшей нервной деятельности и т.д.

Психологическая зависимость от компьютерных игр – «меньшее из зол», она не так страшна как алкоголизм или наркомания. И тем не менее чрезмерное увлечение играми все же сказывается на психике – игроманы эмоционально неустойчивы, чрезмерно раздражительны и вспыльчивы. Им сложно адаптироваться в реальной жизни, окружающий мир становится скучным и неинтересным, а это становится причиной для ухудшения настроения и самочувствия. У детей появляются проблемы с учебой.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию, хуже работают некоторые виды памяти.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно подобранные компьютерные игры в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут оказаться полезными для развития важных навыков у ребенка – внимательности, усидчивости, сообразительности.

Как правильно выбрать компьютерную программу для ребенка дошкольного возраста

1. Приобретайте только лицензионные компьютерные программы, чтобы избежать технических сбоев и неполадок при работе с диском, – маленькие дети очень эмоциональны, это может их сильно расстроить и даже стать причиной стресса.
2. Выбирая компьютерную программу, внимательно прочитайте описание, убедитесь, что она подходит вашему ребенку по возрасту.
3. Определяясь с покупкой, не идите на поводу у ребенка, который выбирает тот диск на прилавке, у которого красивая обложка или на котором нарисован известный герой. Чаще всего такие программы относятся к развлекательным и игровым.
4. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях.

Оценка содержания компьютерной программы

1. Прежде чем предлагать компьютерную программу ребенку, просмотрите ее сами. Ознакомьтесь с правилами, заданиями, инструкциями и возможностями программы. Убедитесь, что она корректно работает, в ней нет ошибок, технических сбоев.
2. Просматривая содержание, обратите внимание на следующие особенности:
а) Сложность предлагаемых заданий и задач должна быть на одном уровне, они все должны быть интеллектуально доступны ребенку по возрасту. Несоответствие сложности возрастным возможностям может вызвать ситуации непонимания, неопределенности, что, в свою очередь, может привести к переживанию негативных эмоций ребенком, снижению работоспособности и, тем самым, сведению на нет всего развивающего эффекта от работы на компьютере.
б) Должна отсутствовать агрессия и жестокость в характере рисунков, в оформлении, в поведении и эмоциях персонажей, в звуковых эффектах и речевых текстах. Это определяет психологическую безопасность программы для ребенка, она не должна оказывать негативного влияния на его психику и морально-нравственное развитие.
в) Структура компьютерной программы и длительность предлагаемых игровых заданий (или локаций, сюжетов) должны давать возможность прекратить игру на компьютере через максимум 15-20 минут. По существующим данным физиологов, дети дошкольного возраста должны за один раз проводить у экрана компьютера в среднем 15 минут, более длительное нахождение может навредить физическому и психическому здоровью, привести к нервным расстройствам, оказать негативное влияние на развитие зрительной и костно-мышечной систем. Чтобы завершение работы с программой при таких ограничениях не привело к раздражению ребенка, состоянию агрессии и стресса, важно, чтобы он закончил свою работу, прошел какой-то этап игры, доделал задание, выполнил поставленную задачу, именно поэтому специалисты рекомендуют для маленьких детей использовать компьютерные диски, построенные по принципу развивающих мини-игр, мини-заданий.

Как правильно организовать работу ребенка дошкольного возраста на компьютере

Существуют жесткие требования к организации режима работы на компьютере детей дошкольного возраста, обустройству рабочего места. Соблюдение этих норм и требований позволит не доводить ребенка до состояния переутомления, перенапряжения, а поможет сделать работу на компьютере полезной и развивающей.

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Рабочее место ребенка

1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:
• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;
• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;
• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.
2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Начало игры с компьютерной программой

Цель проведения родительского собрания:

- профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере

- формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

- помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

- информировать детей и родителей о вреде и пользе компьютера,

- развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. А компьютер воспринимается нами как ее неотъемлемая часть.

Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел.

Родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике.

Как показывают многочисленные исследования, даже непродолжительное время, проведенное за компьютером, дает значительную нагрузку, как на психику ребенка, так и на его зрительную систему. В случае, если усталость, возникшую в результате занятий, ребенок заметит сразу, то переутомление, вызванное злоупотреблением компьютером, практически всегда остается незамеченным. Ребенок, увлекшийся интернетом или компьютерными играми, находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. И именно данное эмоциональное возбуждение и не позволяет им вовремя заметить наступившую усталость, и работа с компьютером продолжается дальше.

А если за компьютером сидят абсолютно маленькие дети, о вреде бесконтрольного доступа к компьютеру не приходится даже и говорить. Зачастую, если родители заняты, ребенок проводит за экраном компьютера практически весь день. А вечером мамы удивляются, почему ребенок становится настолько возбужденным, нервным и неуправляемым. Ребенок может подолгу не засыпать, а заснув, постоянно просыпаться, или же даже просто кричать во сне.

Существуют четыре основных вредных фактора воздействия компьютера на ребенка: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.

1. Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и развитию близорукости.

При соблюдении некоторых правил, нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

1. Ребёнок младшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут,3-4 раза в неделю, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

2. Стеснённая поза.

Вторым по вредности фактором, влияющим на физическое здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться.Из-за стесненной позы могут возникнуть следующие нарушения:

-Заболевания суставов кистей рук.

-Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

3. Психическая нагрузка.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. В чем же проявляется влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику:

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию.

В своей работе мне приходится сталкиваться с очень искаженным поведением детей. Это могут быть скованность, недостаточное развитие речи, повышенная агрессивность, демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос (стесняется, но при этом не боится кривляться при чужих, посторонних людях и может вести себя абсолютно неуправляемо.

Результатом чрезмерного увлечения детей компьютерными играми может быть:

Недостаточное развитие речи;

Нарушение контакта с окружающими;

Нарушения эмоциональной сферы;

Проблемы с социализацией;

Нарушения концентрации внимания.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать,что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны, монитор вообще не производит. Существует такое понятие, как электростатическое излучение, которое довольно вредное. Оно действует на расстоянии полуметра от экрана. Суть его заключается в том, что оно разгоняет пыль, которая осела на монитор и негативно влияет на глаза и кожу человека, который сидит за компьютером.

На современных мониторах есть защитные фильтры, которые уменьшают излучение. Но также нужно проводить влажную уборку, проветривать помещение, а также рекомендуют умывать холодной водой лицо после работы за компьютером.

Протокол родительского собрания Протокол родительского собрания группы №8 от 12.02.2015года. Присутствовало 18 человек. Повестка дня: 1. Выступление инструктора по физической.

Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.

Родительское собрание «Я говорю!»

Родительское собрание «Я говорю!» «Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать,но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!».

Родительское собрание «Экология и мы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 408 620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30,.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Здравствуй, детский сад!» Именно под таким названием 15 октября в МАДОУ МО г. Нягань «Д/с «Белоснежка» прошло общее родительское собрание, на котором присутствовали.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Читайте также: