Влияние жестоких компьютерных игр на детей

Обновлено: 15.05.2024

Сейчас многие спорят о пользе и вреде жестоких видеоигр. Некоторые люди считают, что они развивают кругозор и интуицию, скрашивают досуг и не приносят пользователям ни малейшего вреда, но есть и противники этого мнения.

В чем опасность?

К сожалению или к счастью, уже научно доказано, что жестокие видеоигры, в которых присутствуют сцены насилия и кровь льется рекой, негативно отражаются на детской психике, отрицательно влияют на успеваемость в школе и интеллектуальное развитие ребенка. Большинству взрослых уже пришлось столкнуться с последствиями таких развлечений: их ребенок стал более агрессивным и жестоким. Ведь под влиянием этих игр дети могут легко утратить чувство реальности. Так, впоследствии им сложно будет заметить разницу между убийством животного в игре и смертью питомца в реальной жизни.

Дети, которые много времени проводят за жестокими компьютерными играми, как правило, замыкаются в себе, становятся неуправляемыми, уровень обучаемости стремительно идет на спад, начинаются проблемы со сверстниками. Думая, что в игре им все позволено, такие дети искренне считают, что и в реальной жизни тоже нет никаких ограничений, в то время как их удивленные родители могут задаваться вопросом: «Откуда столько жестокости в моем малыше?»

Обратите внимание

Обучая своих детей, родители должны уделять внимание всем аспектам воспитания. Прежде всего стоит подавать хороший личный пример. Ведь если отец слишком много времени проводит за компьютерными играми, как он сможет объяснить своему ребенку, что это неправильно? Помните: любые видеоигры, в том числе и жестокие, крадут драгоценное время, которое лучше всего использовать на что-то боле созидающее. Например, можно отдать ребенка на дополнительные занятия или же записать в творческий кружок или спортивную секцию. Стоит отметить, что с девочками подобные проблемы возникают реже, чего не скажешь о мальчиках, которым особенно интересны различные «стрелялки» и «убивалки». Поэтому досугу сынишки нужно уделять особое внимание.

Поскольку современные технологии стремительно развиваются, каждый год, месяц и даже день появляются новые более усовершенствованные компьютерные игры, в которых сцены насилия становятся более изощренными и жестокими. Помните: зрительные образы очень быстро проникают и запечатлеваются в сознании детей, поэтому так важно уберечь своего ребенка от просмотра и участия в подобных развлечениях. К тому же на приобретение дисков с играми или на посещение компьютерных залов уходит немало материальных средств, которые ребенок мог бы потратить на что-то другое, более полезное. Поэтому родителям так важно контролировать, на что их ребенок тратит свои карманные деньги.

Во многих семьях бабушки и дедушки, которые души не чают в своих внуках, не привыкли в чем-либо им отказывать и по первой же их просьбе готовы раскошелиться лишь бы только порадовать своих любимцев. А потому отец и мать ребенка в первую очередь должны побеседовать на эту тему со своими родителями, а уж затем применять какие-либо воспитательные меры в отношении малыша.

Порой от родителей требуется настойчивость, особенно если у ребенка уже развилась зависимость от жестоких видеоигр. Но если помнить о последствиях, к которым может привести казалось бы безобидное увлечение их малыша, то проявлять непреклонность в этом вопросе будет значительно легче.

Новое видео:

Новое видео:

Дети и жестокость в компьютерных играх имеет ли смысл бить тревогу

Чтобы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей имеет смысл сначала сказать о роли агрессии в нашей жизни. Как мне кажется, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр.

Действительно, агрессия – это природное состояние человека. Мы испытываем гнев, раздражение, недовольство в ответ на чье-то поведение (оскорбление, создание препятствий), в связи с собственным физическим состоянием (жарко, устали, голодны) или из-за неудовлетворенности потребностей (хотели чего-то, но не получили). Однако, общество стремится ограничить проявление прямой разрушительной агрессии. Прописаны статьи уголовного и гражданского кодекса, взрослые запрещают детям драться, грубое поведение считается неэтичным. В то же время общество предлагает альтернативные формы, различные «косвенные» способы выражения своей агрессии. Например, различные виды спорта, любительская охота и рыбалка, мужские драки с соблюдением кодекса чести, ролевые игры с элементами агрессии. Если разобраться, анекдоты, сатира, черный юмор служат той же цели. Нас с детства учат выражать свое недовольство корректно, дипломатично, или как сейчас модно говорить «конструктивно». Еще в древности обнаружены разные способы саморегуляции, достижения спокойного состояния, снятия напряжения: всевозможные медитации, физические нагрузки, настои из трав, самовнушение. Чего только нет! И все для того, чтобы жить среди людей было безопасно, и в тоже время естественная эмоция получала выход. Ведь, совершенно верно говорится, что подавление агрессии приводит к ее накоплению, а потом взрыву в виде нервных срывов, аффектов (а там и до убийства недалеко) или психосоматических заболеваний (язва, астма, онкология). Да, агрессия – естественная, биологическая эмоция, но формы проявления ее в человеческом обществе все же должны быть культурными и не только потому, что так требует абстрактная мораль, а в первую очередь в целях нашей же с вами безопасности.

Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Но они забывают, что существует множество нюансов в этом вопросе. Точнее не забывают, а им просто выгодно «закрыть на это глаза». Подобные игры негативно отражаются и на психике взрослого человека, но если нет каких-либо специфических проблем, то он не впадет в зависимость, будет играть время от времени и большого вреда от жестоких игр не будет. При наличии глубоких психологических проблем обсуждаемые виды компьютерных игр даже на взрослого человека будут иметь разрушительное воздействие. Но здесь речь идет в большей степени о детях.

Защитят ли детей границы межу виртуальным и реальным миром?

Границы между реальностями жизни и игры у ребенка очень непрочные. Нашей психике на самом деле все равно, происходят ли события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз, слышит наше ухо, или мы его вообще себе вообразили, или увидели во сне. Вся информация, которая поступает к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, негативная разрушает. В США в середине прошлого века были проведены обширные исследования влияния СМИ на поведение и доказано, что дети копируют увиденное, используют потом это в играх и в отношениях с ровесниками. Я, например, призываю родителей к тому, чтобы их дети меньше смотрели фильмы со сценами насилия. Но при просмотре фильмов ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, тогда как в компьютерных играх он активен и может влиять на происходящее: именно он замахивается топором и отрубает голову у человека, или там курицы. И для психики это равнозначно реальному действию, она уже записала его алгоритм и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. Попадая в различные сложные ситуации общения, ребенок уже имеет определенную программу: «замахнись топором и отруби голову». Хорошо, если в чистом виде она никогда не сработает, но, однако, ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. И самое страшное, что при этом часто отсутствует самокритичность к своему поведению, а есть ощущение своей полной правоты.

Как влияет жестокость в играх на детей?

Мировосприятие ребенка это, можно сказать, мозаика из его жизненных событий. И если жестокие игры занимают значительное место и время, то картина мира ребенка будет строиться из их фрагментов: сценарии, законы, ценности. «Привычное» постепенно становится характером… В старые времена в Скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Жестокость их воинов не знала границ. Никто не настаивает на том, чтобы детей воспитывали в тепличных условиях. В мире есть жестокость и опасности, безусловно, о них надо знать детям и надо уметь себя защитить. Но согласитесь, что в нормальной секции карате из детей не сделают моральных инвалидов, там учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества, без которых человек не может называться «человеком».

Игромания как наркомания?

Злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Игромания является одной из самых тяжелых форм зависимости, также «вырывает» человека из жизни и действует разрушительно на его психику как наркотики и алкоголь. Почему дети уходят в игру? Есть несколько механизмов, которые, как правило, сцеплены друг с другом. Во-первых, конечно, это свойство самих игр – они затягивают. Происходит это примерно как с собачками Павлова: мелькают картинки, идет озвучка, мерцают лампочки – и вот уже готов рефлекс… На уровне дрессировки… человек в капкане. У меня лично есть опыт «попадания в капкан» одной безобидной компьютерной игры, стоило только расслабиться и три месяца летнего отпуска просто прошли в пустую, но зато в «том мире» были построены замки и завоеваны новые земли. А ведь я уже была довольно взрослой. Во-вторых, если реальность ребенка его не устраивает, если она скучна или через чур заряжена негативом, так и хочется забыться в мире, где можно делать все что угодно, а если совершил ошибку, то переиграть стадию… И проблемы будто не бывало.

Отлучить от компьютера – единственный выход?


Какой выход из всей этой, не побоюсь слова, «опасной» ситуации? Отлучать от компьютера? Полностью – не получится, да и нет смысла… Компьютер и виртуальный мир – это мощный ресурс, где, как и в жизни, есть и опасное, и полезное (информация, общение). Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры имеют развивающий эффект, даже простые «ходилки» тренируют внимание. Доводы – вещь важная, говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо. Но следует помнить, что даже в юношеском возрасте логическая аргументация имеет еще слабое значение. Или так «Да, понимаю – вредно, но тянет так, что удержаться не могу. Я чуть-чуть поиграю» и … до следующего утра…

Не могу обойти ставшую уже банальной рекомендацию: «Родители, уделяйте внимание своим детям!». Поддерживайте своих детей эмоционально, разговаривайте с ним понимающим тоном, проводите с ними выходные, разделяйте их интересы, гордитесь своими детьми и каждый день радуйтесь, что они у вас есть. Из такого мира – понимающего и теплого никто не уйдет в мир крови и жестокости.


Цивилизация развивается в бешенном темпе, мир не становится добрее… Современные технологии несут одновременно и добро, и зло… Самый надежный выход в этом лабиринте – духовность человека… Именно духовность обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает окружающий мир в своем «меню».

Мой ответ как психолога на вопрос о том, как оградить детей от жестоких компьютерных игр таков: необходимо развивать духовность и нравственность, но не через нотации «можно – нельзя», а через реальную родительскую любовь, понимание и поддержку, и конечно собственным примером… Более детально о действиях родителей, которые желают повлиять на ребенка и снизить его увлечение «кровавыми» играми, можно узнать на индивидуальной консультации специалистов или прочитать в статьях того же Интернета.

Материалы данной статьи использованы для написания статьи в газету "Экспресс К" № 131 (17246) от 22.07.2011

Фото: Shutterstock

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

Рейтинговая система ESRB

Либерман продолжил бороться с насилием в играх и дальше — в 1997 году он активно предлагал запретить игру Postal. Сенатор даже якобы назвал игру одной из трех худших вещей, которая существует в американском обществе. По его мнению, две другие — Мэрлин Мэнсон и реклама нижнего белья Calvin Klein. Postal исчезла из магазинов, но всё равно стала культовой. Во второй части игры, которая вышла в 2003 году, разработчики оставили «привет» Либерману — сенатор упоминается несколько раз, а на стене в одной из локаций можно заметить плакат «Либерман, бог видит твое вранье».

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Связь между жестокими играми и агрессией

После трагедии в школе «Колумбайн» разные американские исследователи начали искать связь между увлечениями жестокими играми и агрессией, которая выплескивается в реальном мире. Например, в одном из первых исследований на эту тему профессор университета в Оклахоме Пол Линч посчитал, что игры влияют на изначально враждебно настроенных подростков больше, чем на обычных.

В 2007 году профессор психологии Дуглас Джентайл провел опрос среди школьников и пришел к выводам, что у детей, которые играют в жестокие видеоигры, риск развития повышенной агрессивности на 73% выше по сравнению с теми, кто играет как в жесткие, так и в более спокойные игры. А в сравнении с теми школьниками, которые вообще не играют в жестокие игры, показатель выше на 263%.

Одним из главных критиков видеоигр за жестокость стал профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон, который занимается этой проблематикой с начала 2000-х годов. По его мнению, жестокие игры вызывают возбуждение и негативные эмоции, повышают знания детей о том, как работает агрессия, и снижают социальные навыки. Также профессор нашел связь между низкими оценками и любовью к играм. В работе 2007 года он вместе с коллегой Брэдом Бушманом сравнил влияние видеоигр на агрессивность с сигаретами, которые вызывают рак легких.

В 2010 году Андерсон представил исследование, согласно которому игры делают детей более агрессивными, менее заботливыми независимо от их возраста, пола или культуры. Для работы профессор проанализировал 130 отчетов об исследованиях со 130 тыс. примеров со всего мира. В другом исследовании Андерсона от 2012 года говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, жестокий контент на ТВ, низкий IQ и употребление психоактивных веществ.

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.


В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали исследование, согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Польза видеоигр

Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.

Фото:Akili Interactive

В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.

Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.

Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.

В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.

Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.

В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.

В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.

Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.

В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.

Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

  • Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Вред компьютерных игр для детской психики

При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.

Неспособность контролировать время

Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .

Отсутствие у ребенка других интересов

Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.

В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .

Проблемы с общением в реальном мире

В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.

Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.

Нервные срывы

Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.

Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.

Читайте также: