Время хранения информации в кратковременной памяти если с ней не работать

Обновлено: 06.07.2024

Краткосрочная память еще называется кратковременной. Это один из фрагментов многокомпонентной модели памяти, которую психологи разработали в 1950-х годах. Кратковременная память отвечает за удержание полученной здесь и сейчас информации, которая поступает из сенсорной памяти. Затем информация обрабатывается оперативной памятью и — если она нужна или повторяется несколько раз — переносится в долгосрочную память.

В кратковременной памяти информация удерживается недолго: от нескольких секунд до нескольких дней, пока она востребована, а после этого все будет безжалостно удалено. Если занесенная в кратковременную память информация не будет повторена через 20 секунд — вы ее забудете. Объем такой памяти тоже невелик: 4–5 переменных.

Примеры работы кратковременной памяти:

Когда вы читаете книгу, именно кратковременная память позволяет вам удерживать все имена героев и кто кому приходится братом, женой или любовницей. То же самое происходит при просмотре сериалов: специально, чтобы взбодрить краткосрочную память, делается вставка «в предыдущей серии».

Когда человек диктует вам номер телефона, именно краткосрочная память помогает вам удержать каждую цифру в момент между тем, как вы ее услышите и занесете в телефонную книжку.

И именно кратковременная память помогает вам удерживать нить разговора и поддерживать беседу.

Когда начинаются проблемы с краткосрочной памятью, какие-то из этих процессов дают сбои. Если забыть имя собеседника — это еще полбеды, то забыть адрес отеля в поездке — уже куда серьезнее. Точно также человек с проблемами с краткосрочной памятью может становиться рассеянным, ходить из комнаты в комнату, не в силах вспомнить, а что он забыл: ключи или телефон? Или собирался ли он вынести мусор или сходить в магазин за продуктами?

Проблемы с краткосрочной памятью наблюдаются у людей с болезнью Альцгеймера, а также у людей страдающих дислексией и последствиями инсультов и травм.

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Как развивать краткосрочную память?

Есть несколько техник для развития памяти, которые относительно просты и не требуют дополнительных инструментов и сложного оборудования.

Метод Айвазовского
В рамках этого метода вам нужно несколько минут смотреть на пейзаж или интерьер, а затем постараться нарисовать его по памяти, повторив наибольшее количество деталей. Если вы не обнаруживаете у себя таланта художника, то вместо рисунка вы можете просто составлять описание комнаты или пейзажа. Запоминайте цвета, формы, мелкие детали.

10 отличий
Используйте в качестве тренажера картинки, на которых нужно искать отличия.

Последовательности
Запоминайте последовательности слов. Выписывайте максимально не связанные между собой слова, заучивайте их наизусть и выписывайте по памяти. Главное — сохранить неизменную последовательность.

Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.

Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая из нескольких уровней, словно этажей, она позволяет удерживать только значимую информацию. Прослушав лекцию, посмотрев фильм, поговорив с кем-нибудь из знакомых, попытайтесь воспроизвести в голове отдельные фразы, которые были сказаны лектором, киногероем или собеседником. Сможете ли вы их повторить в точности? Вряд ли, если вы не являетесь эйдетиком.

Это потому, что во время лекции, киносеанса или разговора срабатывала кратковременная память (сокращённо обозначается как КВП), из которой основная информация (тема доклада, сюжет фильма или суть беседы) перекочевала в долговременную. Вы не ставили перед собой задачу в точности запоминать какие-то фразы, поэтому доскональные формулировки исчезли. Это большой плюс, ведь иначе объём памяти был бы переполнен, а это, как правило, приводит к нежелательным последствиям.

Умение фильтровать информацию на данном этапе позволяет не забивать голову ненужными вещами и оставлять достаточно места для чего-то более важного. Чтобы его тренировать, нужно изначально работать именно на этом «этаже».

Что это такое


Кратковременная память — это удержание информации на короткий срок. Специалисты утверждают, что он ограничен 20-30 секундами. Причём затухать точный образ начинает уже на 18 секунде, а к 30-й полностью исчезает. Забывание в течение указанного промежутка времени происходит при условии, что отсутствует целенаправленное кодирование и сохранение. Если же человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переводит данную информацию на следующий «этаж» памяти — долговременной.

Кратковременная память представляет собой способность удерживать ту информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и используем для выполнения повседневной, рутинной работы. Например, домохозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей сортировать тарелки на грязные и чистые (эти я уже помыла), выполнять элементарные действия (моющее средство в воду я уже добавила, сковородку я уже замочила и т. д.).

Человек даже не представляет, насколько важную роль в его жизни играют краткосрочные воспоминания. Яркий пример их нарушений — болезнь Альцгеймера. Люди, страдающие ею, по несколько раз подряд выполняют одно и то же действие, потому что не помнят, что они его только что совершили.

Так как в психологии это своеобразный комплекс познавательных способностей, специалисты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит в дальнейшем запоминать больший объём информации.

Стадии

Если человек не ставит своей целью запомнить какую-то конкретную информацию, срабатывает кратковременная память, и через 30 секунд он её забывает. Но, когда нужно удержать образ на более длительный срок, запоминание проходит 3 стадии: кодирование, хранение и извлечение. Если вы хотите тренировать КВП, нужно знать, как работают все три.

Стадия 1. Кодирование

Чтобы удержать образ в кратковременной памяти, в первую очередь нужно сосредоточиться на нём. Всё внимание должно быть акцентировано на том, что вам нужно, а всё лишнее, происходящее в этот момент вокруг, отсекается и забывается уже через 30 секунд.

Например, цель — запомнить сумму покупки, которую вы только что сделали в магазине. Спустя время вы её воспроизведёте, так как сосредоточились именно на ней. Но, если вас спросить, какое имя было указано на бейджике кассира, который пробивал вам чек, или сколько человек стояло за вами в очереди, вы вряд ли сможете ответить, потому что вам не нужна данная информация.

Все люди кодируют информацию в КВП по-разному:

  • фонологическое (акустическое) кодирование: чтобы запомнить, вы повторяете информацию вслух или про себя;
  • зрительное: создаётся устойчивая ассоциация с увиденным образом, применяется редко, так как фотографической памятью обладают не многие.

«Этаж» кратковременной памяти состоит из двух комнат. В психологии их принято называть хранилищами или буферами. За каждый из них отвечают разные мозговые структуры. Первый буфер — акустический, туда отправляется вся информация, которую человек запомнил на слух. Он располагается в левом полушарии. Второй — зрительно-пространственный, там хранится то, что было зафиксировано с помощью зрения. Он находится в правом полушарии.

Стадия 2. Хранение

Долгосрочная память позволяет помнить моменты из детства, обучения в школе и институте, какие-то яркие события из прошлого, заученные наизусть стихи и формулы, героев любимых фильмов и актёров, которые их играли. Кажется, что её хранилище безгранично и вмещает в себя огромные пласты информации. Совсем по-другому обстоит дело в КВП.

Понятно, что объём хранящейся информации в кратковременной памяти минимален. Удивительно то, что его можно выразить математическими параметрами. Джордж Миллер (выдающийся американский психолог) выяснил, что она определяется формулой «7 ± 2». Согласно его исследованиям, среднестатистический человек удерживает за 30 секунд всего 7 элементов. В силу различных причин (индивидуальных особенностей, отвлекающих факторов) это число может колебаться от 5 до 9.


Вы сами можете проверить это правило на себе. Бегло просмотрите любой список (имён, фильмов, продуктов), отвернитесь и попытайтесь воспроизвести его. Наверняка сможете вспомнить от 5 до 9 пунктов.

Хранение информации в кратковременной памяти связано с двумя процессами — укрупнением и забыванием. Если ваша задача — расширить её объём, натренировать, нужно знать, что они собой представляют.

Укрупнение

Ваша задача — за короткий промежуток времени запомнить следующую последовательность букв: Sruoyylerecnis. Человек, не знающий английского языка, воспроизведёт от 5 до 9 символов. Тот, кто ранее изучал его, может достать из хранилища долговременной памяти заученную когда-то фразу Sincerely Yours (переводится как «Искренне Ваш»). Получается, что он 14 букв укрупнил до 2 слов, которые легко запоминаются. Этот метод нужно научиться применять на практике, «вытаскивая» из памяти ассоциации, которые позволят сократить объём информации, подлежащей сохранению.

Забывание

Образы из кратковременных воспоминаний быстро забываются по двум причинам: угасание и замещение новыми. Угасание происходит потому, что на данной информации не было акцентировано внимание. Даже если вы сразу закодировали её (запомнили сумму покупки в магазине), как только вы сообщили её кому-то или зафиксировали на бумаге, она в скором времени сама собой сотрётся, так как потеряет актуальность. Она может исчезнуть из хранилища и по другой причине — если эту информацию вам нужно запоминать каждый день, она замещается новыми фактами. Вы наверняка помните, сколько потратили вчера или позавчера, но вряд ли воспроизведёте цифры недельной давности.

Стадия 3. Воспроизведение

Воспроизведение кратковременных воспоминаний кажется процессом гораздо более лёгким, чем воспроизведение долговременных. Ведь в последнем случае их нужно сначала найти, затем вытащить. А здесь хранилище совсем рядом — протяни руку и достань. Однако чем больше элементов находится в буферах, тем медленнее и менее точно происходит воспроизведение. Например, если телефон состоит из 10 цифр, есть большой риск ошибиться хотя бы в одной из них. Если их всего 7, это увеличивает шансы на более точное запоминание (срабатывает «магическая семёрка» Миллера).

Те, кто тренирует КВП, должны это учитывать. Не нужно стараться запоминать слишком большое количество элементов за один раз. Увеличивать объём нужно постепенно.

При постоянном повторении (репрезентации) информации она переносится из кратковременной памяти в долговременную.

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Характеристики

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Нарушения


На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно. Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Диагностика

Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:

  • измерение объёма;
  • определение длительности сохранения информации;
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.

Объём:

  • классический тест по методу Джекобса;
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова;
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга;
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко;
  • определение отсутствующего звена по методу Бушке;
  • подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.

Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.

Процесс запоминания:

  • удержанные члены ряда по методу Эббингауза;
  • уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса;
  • удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера;
  • антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда;
  • мысленный лабиринт Персона;
  • пиктограммы, метод Выготского;
  • двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.

Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.

Для изучения процесса воспроизведения используются методы:

  • последовательного воспроизведения;
  • заданного эталона;
  • реконструкции;
  • сбережения.

В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.

Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.

Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:

Наборы цифр для проведения проверки КВП с помощью теста Джекобса

Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.

По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Уровень запоминания по результатам теста Джекобса

Способы улучшения

Что даёт тренировка кратковременной памяти:

  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • связное восприятие материала;
  • улучшение навыков чтения и понимания прочитанного/услышанного;
  • усовершенствование математических способностей;
  • успешное выполнение мелких повседневных задач;
  • умение правильно планировать ежедневные дела.

Чтобы улучшить кратковременную память, можно воспользоваться следующими методиками:

  • «тренажёрный зал для мозга», который развивает когнитивные функции — существует в многочисленных онлайн-версиях;
  • повторение: нужно многократно в течение определённого времени воспроизводить одну и ту же информацию;
  • упрощение (укрупнение): преобразуйте материал так, чтобы он легче запомнился;
  • образное мышление: метод ассоциаций и здесь остаётся лучшей методикой, позволяющей развить КВП;
  • эмоциональный компонент: заставьте информацию, которую нужно запомнить, вызвать яркую эмоцию;
  • мотивация: убедите себя в том, что этот образ вам жизненно необходим.

Полезными окажутся любые интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, заучивание наизусть стихов и песен, изучение иностранного языка. На развитие кратковременной памяти также влияет образ жизни, который ведёт человек. Поэтому, если хотите её улучшить:

  • высыпайтесь;
  • откажитесь от алкоголя и курения;
  • принимайте меньше лекарств;
  • избегайте стрессов;
  • правильно питайтесь;
  • чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых;
  • дышите как можно больше свежим воздухом;
  • постоянно тренируйте когнитивные способности, развивайте интеллект.

При наличии серьёзных проблем врач может назначить препараты для восстановления кратковременной памяти:

  • ноотропы (ускоряют проводимость нервных импульсов): Пирацетам, Глицин, Пантогам, Аминолон, Фенибут, Ноопепт, Диваза;
  • нейропротекторы (улучшают мозговое кровообращение): Циннаризин, Кавинтон, Фезам, Трентал, Гинкго билоба;
  • гомеопатические средства (активизируют мозговую деятельность): церебрум композитум, золотой йод, мемория, полимнезин.

От качества кратковременной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Поэтому так важно начинать именно с её тренировки. При возникновении серьёзных проблем (провалов, полной или частичной потери) необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам.

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

Для вашего собственного использования (от 16 лет). Дети младше 16 лет могут использовать семейную платформу CogniFit.

Отправьте тесты и тренировки пациентам

Отправьте тесты и тренировки ученикам

Отправьте тесты и тренировки вашим детям и другим родственникам

Отправьте тесты и тренировки участникам исследования

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

corporativelanding_memoria-corto-plazo_social_picture


Кратковременная память

Когнитивная cпособность. Нейропсихология

Получите доступ к полной батарее когнитивных тестов для оценки кратковременной памяти

Определите и оцените наличие изменений и нарушений

Стимулируйте кратковременную память и другие когнитивные способности

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память (КВП) может быть определена как механизм памяти, который позволяет нам хранить ограниченное количество информации в течение короткого периода времени. Кратковременная память временно удерживает обработанную информацию до того, как она будет забыта или перейдёт в хранилище долговременной памяти. Таким образом, кратковременная память имеет два основных свойства: ограниченную ёмкость и конечную длительность.

  • Ёмкость кратковременной памяти: если вас попросят запомнить серию из 10 цифр, скорее всего, вы запомните от 5 до 9 цифр. Это происходит потому, что количество информации, которое может сохранять кратковременная память, как правило, включает 7 элементов, с погрешностью плюс-минус 2 элемента. Естественно, что ёмкость КВП несколько вариативна, поэтому встречаются люди с большей или меньшей ёмкостью. Также КВП может варьироваться в зависимости от материала, который необходимо запомнить (важна длина слов, эмоциональное значение стимулов и другие индивидуальные отличия). Кроме того, в зависимости от типа организации информации (дробление), количество отдельных предметов, которые необходимо запомнить, увеличивается. Например, запоминая номер телефона, мы можем сгруппировать цифры в пары или тройки.
  • Длительность кратковременной памяти: количество времени, на протяжении которого мы можем сохранять в памяти цифры или информацию, не является бесконечным. Наша кратковременная память может хранить информацию до 30 секунд. Тем не менее, мы можем продлить время хранения информации в КВП, если будем постоянно повторять эту информацию или придадим ей особый смысл (например, идентифицируем число Пи как набор цифр “3 – 1 – 4 – 1 – 5 – 9. ”).

Кратковременная память выступает в качестве одной из дверей доступа к долговременной памяти, или как "хранилище", позволяющее нам сохранить информацию, которая не понадобится в будущем, но нужна в данный момент. Это означает, что повреждение КВП может помешать появлению новых воспоминаний в долговременной памяти.

В случае повреждения исключительно кратковременной памяти теряется способность сохранять информацию на короткий промежуток времени, необходимый для её работы. Таким образом, мы бы не смогли понять смысл длинных фраз и поддерживать беседу.

Кратковременная память и ее взаимосвязь с другими основными типами памяти

Когда мы говорим о памяти, обычно речь идёт о полученном опыте и воспоминаниях, но память включает в себя гораздо больше процессов. В целом можно выделить четыре относительно независимых друг от друга механизма памяти:

  • мы воспринимаем информацию, которая проходит через сенсорную память (наши органы чувств).
  • Далее она передаётся в нашу кратковременную память, где она хранится в течение короткого периода времени.
  • Иногда информация может быть реорганизована (например, упорядочена). В этом участвует наша рабочая память. Этот шаг выполняется не всегда.
  • На последнем этапе наш мозг должен решить, будет ли эта информация актуальна, и мы должны сохранить её в памяти, или она более не является релевантной и может быть забыта. Если информация является ценной, воспоминание будет храниться в нашей долговременной памяти.

Кроме того, в случае повреждения кратковременной памяти претерпевают изменения системы, которые от неё зависят, например, рабочая (оперативная) и долговременная память. Если мы не сможем удержать информацию в кратковременной памяти, оперативная память не сможет обработать такую информацию. Что касается долговременной памяти, создание новых воспоминаний будет нарушено, так как передача информации от КВП к ДВП не может быть выполнена корректно по причине расстройства кратковременной памяти. Тем не менее, возможно восстановление воспоминаний, которые были ранее сформированы в долговременной памяти.

Примеры кратковременной памяти

  • Чтобы понять длинное предложение в разговоре, мы должны помнить начало предложения, чтобы затем понять его конец. Кратковременная память помогает нам ненадолго запомнить начало предложения. После того, как мы поняли информацию, и нам больше не требуется хранить в памяти начало предложения, мы забываем конкретные слова.
  • Когда мы читаем, наша кратковременная память действует так же, как и в предыдущем примере. Мы должны сохранить в памяти начало фразы, чтобы понять её смысл. Длинное и сложное предложение будет гораздо труднее понять, чем короткое и простое. Так, при обучении очень важно иметь хорошую кратковременную память, так как это связано с правильным пониманием чтения, которое имеет решающее значение для академической успеваемости.
  • Когда кто-то диктует нам номер телефона, на протяжении времени, которое проходит с момента восприятия информации на слух до записи номера, работает наша кратковременная память.
  • Как правило, процессы создания долгосрочных воспоминаний требуют предварительной работы кратковременной памяти. Поэтому, когда мы пытаемся выучить материал учебника, запомнить пароль или несколько строк стихотворения, работает наша кратковременная память.

Патологии и расстройства, связанные с потерей кратковременной памяти

Если бы различные типы памяти не были независимыми, ошибка одного всегда приводила бы к сбою в работе другого. К счастью, для каждого типа памяти предназначены различные области мозга, так что изменения в ДВП, например, не должны влиять на КВП. Как правило, все виды памяти работают сообща, и было бы очень трудно определить, в какой момент начинает работу один, и завершает другой. Когда один из видов памяти повреждён, наш мозг не может полноценно выполнять свои функции, что влечёт за собой негативные последствия в нашей повседневной жизни.

Нарушение кратковременной памяти может сократить как время, так и количество обрабатываемых элементов. Таким образом, при незначительном изменении, скорее всего, мы будем запоминать меньшее количество информации на меньшее время, поэтому ущерб будет незначительным. И наоборот, серьезный сбой в её работе может привести к потере функций КВП, с ощутимыми последствиями.

Кратковременная память может быть повреждена различными способами. Было установлено, что КВП нарушается при умеренных стадиях болезни Альцгеймера, хотя повреждение ДВП является более серьёзным при этом заболевании. Также наблюдается важность кратковременной памяти в случаях дислексии, потому что трудности хранения фонологической информации могут привести к проблемам в обучении чтению. Кроме того, употребление марихуаны является еще одним фактором, который может повлиять на целостность КВП. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы также может ухудшить кратковременную память.

Как измерить и оценить кратковременную память?

Кратковременная память участвует в большинстве наших повседневных задач. Способность корректно взаимодействовать с внешней средой и окружающими людьми напрямую зависит от нашей кратковременной памяти. Таким образом, оценка кратковременной памяти и знание, в каком она состоянии, могут быть полезными в различных областях жизни: в учёбе (это позволит нам узнать, будет ли ребенок иметь трудности при обучении чтению или проблемы с пониманием длинных или сложных фраз), в медицинских областях (чтобы знать, что пациенту необходимо дать максимально простые указания, или что у него возникают проблемы при формировании новых воспоминаний), в профессиональных областях (кратковременная память может служить индикатором готовности усваивать новую информацию и работать со сложными задачами).

Можно оценить различные когнитивные функции, в том числе КВП, надёжно и эффективно с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки кратковременной памяти, разработаны на основе Методики Психометрической Оценки Памяти Векслера (WMS), Теста на Длительное Поддержание Функций (СРТ), Теста на Симуляцию Нарушений Памяти (ТОММ) и Теста "Лондонская башня". Помимо кратковременной памяти, эти тесты также измеряют пространственное восприятие, планирование, скорость обработки информации и рабочую (оперативную) память.

    : на экране появляется серия шаров с различными номерами. Необходимо запомнить ряд чисел, чтобы повторить их позже. Сначала серия будет состоять только из одного числа, но количество чисел будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не будет сделана ошибка. Потребуется воспроизвести каждый набор чисел после каждой презентации. : на экране будут попеременно появляться стимулы. Сохраняя порядок, стимулы будут подсвечиваться и сопровождаться звуком до завершения серии. Во время презентации необходимо обратить внимание на звук и освещение изображений. Пользователь, в свою очередь, должен будет запомнить порядок появления стимулов, чтобы затем воспроизвести их в том же порядке, как они были представлены.

Как восстановить или улучшить кратковременную память?

Кратковременную память можно тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit ("КогниФит") даёт вам возможность делать это профессионально.

Реабилитация кратковременной памяти основана на пластичности мозга. CogniFit ("КогниФит") предлагает серию упражнений, направленных на восстановление КВП и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Поэтому, если регулярно тренировать кратковременную память, нейронные соединения задействованных мозговых структур будут укрепляться. За счёт этого соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая кратковременную память.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать программу для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки кратковременной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции от CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает режим персональных тренировок для усиления кратковременной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, следует улучшить.

Регулярные и адекватные тренировки имеют важное значение для улучшения кратковременной памяти. CogniFit ("КогниФит") предлагает ряд инструментов для оценки и восстановления этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.

image

Поводом написания данной статьи послужила публикация материала американских неврологов на тему измерения емкости памяти головного мозга человека, и представленная на GeekTimes днем ранее.

В подготовленном материале постараюсь объяснить механизмы, особенности, функциональность, структурные взаимодействия и особенности в работе памяти. Так же, почему нельзя проводить аналогии с компьютерами в работе мозга и вести исчисления в единицах измерения машинного языка. В статье используются материалы взятые из трудов людей, посвятившим жизнь не легкому труду в изучении цитоархитектоники и морфогенетике, подтвержденный на практике и имеющие результаты в доказательной медицине. В частности используются данные Савельева С.В. учёного, эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.

Прежде, чем преступить к рассмотрению вопроса и проблемы в целом, мы сформулируем базовые представления о мозге и сделаем ряд пояснений, позволяющих в полной мере оценить представленную точку зрения.

Первое что вы должны знать: мозг человека — самый изменчивый орган, он различается у мужчин и женщин, расовому признаку и этническим группам, изменчивость носит как количественный (масса мозга) так и качественный (организация борозд и извилин) характер, в различных вариациях эта разница оказывается более чем двукратной.

Второе: мозг самый энергозатратный орган в человеческом организме. При весе 1/50 от массы тела он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии, например, когда вы лежите на диване и 25% энергии всего организма, когда вы активно начинаете думать, огромные затраты.

Третье: в силу большой энергозатраты мозг хитер и избирателен, любой энергозависимый процесс невыгоден организму, это значит, что без крайней биологической необходимости такой процесс поддерживаться не будет и мозг любыми способами старается экономить ресурсы организма.

Вот, пожалуй, три основных момента из далеко не полного списка особенностей мозга, которые понадобится при анализе механизмов и процессов памяти человека.

Что же такое память? Память – это функция нервных клеток. У памяти нет отдельной, пассивной эноргонезатратной локализации, что является излюбленной темой физиологов и психологов, сторонников идеи нематериальных форм памяти, что опровергается печальным опытом клинической смерти, когда мозг перестает получать необходимое кровоснабжение и примерно через 6 минут после клинической смерти начинаются необратимые процессы и безвозвратно исчезают воспоминания. Если бы у памяти был энергонезависимый источник она могла бы восстановиться, но этого не происходит, что означает динамичность памяти и постоянные энергозатраты на ее поддержание.

Важно знать, что нейроны, определяющие память человека, находятся преимущественно в неокортоксе. Неокортекс содержит порядка 11млрд. нейронов и в разы больше глии. (Глия – тип клеток нервной системы. Глия является средой для нейронов глиальные клетки служат опорным и защитным аппаратом для нейронов. Метаболизм глиальных клеток тесно связан с метаболизмом нейронов, которые они окружают.

image

Глии, связи нейронов:

image

Хорошо известно, что в памяти информация хранится разное время, существуют такие понятия как долговременная и кратковременная память. События и явления быстро забываются, если не обновляются и не повторяются, что очередное подтверждение динамичности памяти. Информация определенным образом удерживается, но в отсутствии востребованности исчезает.

Как говорилось ранее, память – энергозависимый процесс. Нет энергии – нет памяти. Следствием энергозависимости памяти является нестабильность ее содержательной части. Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются во времени вплоть до полной неадекватности. Счета времени у памяти нет, но его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через час забывается ½ от всего попавшего в память, через сутки – 2/3, через месяц – 4/5.

Рассмотрим принципы работы памяти, исходя из биологической целесообразности результатов ее работы. Физические компоненты памяти состоят из нервных путей, объединяющих одну или несколько клеток. В них входят зоны градуального и активного проведения сигналов, различные системы синапсов и тел нейронов. Представим себе событие или явление. Человек столкнулся с новой, но достаточно важной ситуацией. Через определенные сенсорные связи и органы чувств человек получил различную информацию, анализ события завершился принятием решения. При этом человек доволен результатом. В нервной системе осталось остаточное возбуждение – движение сигналов по сетям, которые использовались при решении проблемы. Это так называемые «старые цепи» существовавшие до ситуации с необходимостью запоминать информацию. Поддержания циркуляции разных информационных сигналов в рамках одной структурной цепи крайне энергозатратно. Потому сохранение в пямяти новой информации обычно затруднительно. Во время повторов или схожих ситуациях могут образоваться новые синаптические связи между клетками и тогда полученная информация запомнится на долго. Таким образом, запоминание – это сохранение остаточной активности нейронов участка мозга.

Память мозга – вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Любая информация переходит во временное хранение. Поддержка стабильности кратковременной памяти и восприятия сигналов от внешнего энергетически крайне затратна, к тем же клеткам приходят новые возбуждающие сигналы и, накапливаются ошибки передачи и происходит перерасход энергетических ресурсов. Однако ситуация не так плоха, как выглядит. Нервная система обладает долговременной памятью. Зачастую она так трансформирует реальность, что делает исходные объекты неузнаваемыми. Степень модификации хранимого в памяти объекта зависит от времени хранения. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется обладателю. В основе долговременной памяти лежат простые и случайные процессы. Дело в том, что нейроны всю жизнь формируют и разрушают свои связи. Синапсы постоянно образуются и исчезают. Довольно приблизительные данные говорят о том, что этот процесс спонтанного образования одного нейронного синапса может происходить у млекопитающих примерно 3-4 раза в 2-5 дней. Несколько реже происходит ветвление коллатералей, содержащих сотни различных синапсов. Новая полисинаптическая коллатераль формируется за 40-45 дней. Поскольку эти процессы происходят в каждом нейроне, вполне можно оценить ежедневную емкость долговременной памяти для любого из животных. Можно ожидать, что в коре мозга человека ежедневно будет образовываться около 800 млн. новых связей между клетками и примерно столько же будет разрушено. Долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть участков с совершенно не использованными, новообразованными контактами между клетками. Чем больше новых синаптических контактов участвует в сети первичной (кратковременной) памяти, тем больше у этой сети шансов сохраниться надолго.

Запоминание и забывание информации. Кратковременная память образуется на основании уже имеющихся связей. Её появление обозначено оранжевыми стрелками на фрагменте б. По одним и тем же путям циркулируют сигналы, содержащие как старую (фиолетовые стрелки), так и новую (оранжевые стрелки) информацию. Это приводит к крайне затратному и кратковременному хранению новой информации на базе старых связей. Если она не важна, то энергетические затраты на её поддержание снижаются и происходит забывание. При хранении «кратковременной», но ставшей нужной информации образуются новые физические связи между клетками по фрагментам а-б-в. Это приводит к долговременному запоминанию на основании использования вновь возникших связей (жёлтые стрелки). Если информация долго остаётся невостребованной, то она вытесняется другой информацией. При этом связи могут прерываться и происходит забывание по фрагментам в-б-а или в-a (голубые стрелки)."

image

Из выше сказанного ясно, что мозг динамическая структура, постоянно перестраивается и имеет определенные физиологические пределы, так же мозг чрезмерно энергозатратный орган. Мозг не физиологичен, а морфогенетичен, потому его активности некорректно и неправильно измерять в системах, используемых и применимых в информационных технологиях. Из за индивидуальной изменчивости мозга не представляется возможным делать какие либо выводы обобщающие различные функциональные показатели мозга человека. Математические методы так же не применимы в расчете структурного взаимодействия в работе мозга человека, из за постоянного изменения, взаимодействия и перестраивания нервных клеток и связей между ними, что в свою очередь доводит до абсурда работу американских ученых в исследовании емкости памяти головного мозга человека.

Читайте также: