Высота установки компьютерных розеток в детских учреждениях

Обновлено: 05.07.2024

В настоящем «Дополнении» приводятся рекомендации по проектированию компьютерных классов, которые могут быть так же использованы при проектировании офисных и производственных помещений с компьютерным оборудованием.

В основу «Рекомендаций» положены действующие ГОСТ Р, СанПиН и справочное руководство «Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой», разработанное ГНПП «Циклон-Тест» г. Фрязино, Московской области.

Источниками электромагнитных полей на учебных местах в компьютерных классах являются поля:

создаваемые окружающими учебное место источниками электромагнитных полей (электропроводка, розетки и т.п.);

создаваемые ПЭВМ (электростатическое поле; переменные низкочастотные электрические поля; переменные низкочастотные магнитные поля).

Рентгеновское и ультрафиолетовое излучение электроннолучевых трубок и электромагнитное излучение радиочастотного диапазона от электронных узлов существенно ниже предельно допустимых уровней, регламентируемых санитарными нормами и далее не рассматриваются.

Электростатическое поле на экране дисплея возникает в связи с наличием ускоряющего напряжения. Переменные электрические и магнитные поля создаются узлами ПЭВМ, которые работают с большими токами и на переменном высоком напряжении.

Большое значение для повышения безопасной работы на ПЭВМ имеет организация рабочего места и размещение компьютерной техники в помещениях.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 дают следующие рекомендации по организации рабочего места:

рабочее место должно быть автономным;

экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 70 - 90 см, но не ближе 50 см;

в помещениях с ПЭВМ ежедневно должна проводится влажная уборка.

1.1. Сеть питания компьютерных классов должна быть, как правило, самостоятельной от вводно-распределительного устройства или от этажного распределительного щитка при 5-ти проводных распределительных линиях (стояках).

1.2. Сечение линии питания компьютеров должно выбираться из расчета 450 Вт на одно рабочее место.

1.3. Коэффициент спроса для определения нагрузки на распределительных линиях следует принимать из расчета при количестве рабочих мест до 8 - 0,9, от 20 - 0,8.

1.4. К одной групповой линии следует подключать не более 3-х ПЭВМ. Нагрузка групповой линии определяется с коэффициентом спроса, равным 1.

1.5. Распределительная и групповая сеть питания компьютеров должна выполняться с защитным нулевым проводником (5-ти и 3-х проводными).

1.6. Штепсельные розетки для подключения ПЭВМ должны иметь заземляющий контакт и должны позволять беспрепятственно изменять полярность вилки.

1.7. Провода должны иметь в соответствии с ПУЭ расцветку (нулевой рабочий провод - голубой, нулевой защитный - желто-зеленый).

1.8. Сеть питания, проходящая внутри классов, должна быть проложена экранированным кабелем или проводами в стальных трубах. Экран кабелей, стальные трубы и корпуса вводных щитков должны быть соединены с нулевым защитным проводом.

1.9. Групповую сеть внутри классов рекомендуется прокладывать, начиная от вводных щитков по разным трассам и, по возможности, ближе к полу или в подготовке пола.

1.10. Розетки, питающиеся по одной групповой линии, рекомендуется размещать в металлическом щитке, соединенным с нулевым защитным проводником.

1.11. Каждая групповая линия розеточной сети должна быть защищена устройством защитного отключения (УЗО) с уставкой по току утечки не более 30 мА. Рекомендуется уставка на ток утечки - 10 мА.

1.12. Нулевой защитный проводник распределительной сети должен быть на вводе в здание присоединен к общей системе уравнивания потенциала.

1.13. Металлические решетки на окнах должны быть заземлены путем присоединения к нулевому защитному проводнику или непосредственно к шине уравнивания потенциала на вводе.

1.14. Рекомендуется арматуру стеновых панелей и панелей перекрытия соединять между собой сваркой и делать выпуск для присоединения к общей системе уравнивания потенциала.

1.15. При применении защитных экранных фильтров мониторов ПЭВМ должно обеспечено надежное заземление (с периодическим контролем) путем соединения фильтра на корпус системного блока ПЭВМ (например, под винт крепления источника питания). Не рекомендуется заземление защитного экранного фильтра в другие точки схемы электропитания, хотя и связанные гальванически.

2.1. Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно быть не менее 50 см (оптимальное значение 70 - 90 см).

2.2. Системные блоки источника бесперебойного питания должны быть максимально удалены от пользователя (исходя из имеющихся возможностей).

Штепсельные розетки и провода питания также должны быть максимально удалены от пользователя.

2.3. Должна быть предусмотрена возможность изменения полярности включения в розетку вилки питания системного блока и монитора ПЭВМ.

2.4. Рекомендуемое размещение на рабочем месте оборудования показано в Приложении 1 .

2.5. Освещенность рабочего места должна соответствовать МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».

2.6. С целью улучшения общей электромагнитной обстановки в здании компьютерные классы рекомендуется размещать на нижних этажах здания.

2.7. Компьютерные классы следует размещать на расстоянии не менее 10 м от энергоемких электроприемников (пищеблоки, системы кондиционирования, электрощитовые помещения).

2.8. Допустимые расстояния по фронту между столами должно быть не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями мониторов 1,2 метра согласно СанПиН.

2.9. Рекомендуемые планировки размещения рабочих мест в помещениях показаны в Приложении 1 .

2.10. Кроме правильной организации рабочего места и размещения рабочих мест в помещениях на безопасность пользователей влияет применение качественных ПЭВМ в части электромагнитного излучения. В связи с этим при оснащении помещений ПЭВМ необходимо особое внимание обращать на наличие сертификатов России на данное оборудование.

После оснащения помещения ПЭВМ рекомендуется провести соответствующие измерения с привлечением специализированной организации.

1. Рекомендуемая компоновка рабочих мест


2. Нерекомендуемая компоновка рабочих мест


Цифрами на рисунках обозначены:

1. Рабочее место оператора

4. Системный блок ПЭВМ

6. Розетки питания

7. Сетевые кабели питания блоков ПЭВМ

3. Рекомендуемое размещение оборудования в классах.


4. Нерекомендуемое размещение оборудования в классах.


Напряженность переменного электрического поля на расстоянии 50 см вокруг дисплея

в диапазоне частот 5 Гц . 2 кГц

в диапазоне частот 2 кГц . 400 кГц

Плотность магнитного потока (магнитная индукция)

в диапазоне частот 5 Гц . 2 кГц

не более 250 нТл

в диапазоне частот 2 кГц . 400 кГц

не более 25 нТл

Поверхностный электростатический потенциал экрана дисплея

1. Афанасьев А.И., Долотко В.И., Карнишин В.В., Карпиков И.И., Туркевич А.А. «Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой» ГНПП «Циклон-Тест», 1998 г.

3. ГОСТ Р 50949-96 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности».

4. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».

5. ГОСТ Р 50923-96 «Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения».

6 МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НАДЗОРА В Г. МОСКВЕ.

РОССИЯ, 129626 МОСКВА, ГРАФСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 4/9. ТЕЛ. (095) 287 3141. ФАКС (095) 287 0620

Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования

Главному инженеру института

Ha № 1046 от 30.06.2000 г.

Центр госсанэпиднадзора в г. Москве, рассмотрев окончательную редакцию Дополнения к разделу 12 пособия к МГСН 4.06-96 «Образовательные учреждения» «Рекомендации по проектированию электрооборудования компьютерных классов» установил:

- в окончательной редакции учтены все замечания и предложения ЦГСЭН (заключение № 5/12-141 от 26.08.2000 г.),

- окончательная редакция Дополнений к разделу 12 пособия к МГСН 4.06-96 согласовывается.

Одновременно просим распространить вышеуказанные «Рекомендации по проектированию электрооборудования компьютерных классов» на все офисные и производственные помещения.

6.6.30. Штепсельные розетки должны устанавливаться:

2. В административно-конторских, лабораторных, жилых и других помещениях на высоте, удобной для присоединения к ним электрических приборов, в зависимости от назначения помещений и оформления интерьера, но не выше 1 м. Допускается установка штепсельных розеток в (на) специально приспособленных для этого плинтусах, выполненных из негорючих материалов.

все таки коридор, а не помещение для пребывания детей.

Речь о том, что уже все смонтировано и есть замечание по высоте установки розеток от инспектора Ростехнадзора.
Сейчас два варианта:
1. Доказать (разъяснить) инспектору, что допускается устанавливать розетки в коридорах на 0,3 (если это действительно не противоречит действующим нормам и правилам).
2. Переносить розетки на высоту 1,8. (не желательно, т.к. уже выполнена чистовая отделка)

Р.S. Работы выполнены по проекту, проект прошел все необходимые согласования и экспертизу, но все-равно, есть человеческий фактор, могли и не заметить эту ошибку. Или не ошибку? Вот в чем вопрос.


Const82



Просмотр профиля Дилетантский вопрс - а поставить детскозащищенную розетку можно?
Дилетантский вопрс - а поставить детскозащищенную розетку можно? А в проекте , что указано? И Заказчик его согласовывал? Речь не о том, что указано в проекте, а в том как ПРАВИЛЬНО должно быть.


mic



Просмотр профиля Alex395. Если по коридорам ходят дети и персонал тогда 1,8м, если только персонал тогда 1м. Коридор тоже место пребывания детей и ответ однозначен - 1,8 м. Во вторых: нет в ПУЭ такого понятия как детскозащищённая розетка.


kdu



Просмотр профиля

практикующий инженер со стажем.


Павел Волков



Просмотр профиля

УЗО не спасение. Вернее спасение частичное. От "два пальца в розетку" не спасает оно.

В СП сказано 31-110
14.35 В школах и детских дошкольных учреждениях в помещениях для пребывания детей выключатели и розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

а по хорошему, яб убрал, все-же заботиться о детках надо.

Проект прошедший экспертизу, скорее стадия "П" и к нему большая записка в которой, видать и указано что все розетки на высоте 1.8м.

Речь не о том, чтобы завуалировать замечание, розетки, конечно поднимем. Просто хочется докопаться до истины. Получить конкретный ответ на конкретный вопрос.
Экспертизу походил проект стадии "Р", указание ставить розетки в коридорах на h=0,3 м, было не в пояснительной записке, а в сноске на чертеже. Ошибка проектировщиков, хотя они категорически это отрицают ссылаясь на СанПин 2,4,1,1245-03:
П.2.5.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола.
Типа, коридоры не являются пом. с пост. пребыванием детей.

По большому счету, мое мнение, что розетки с защитными шторками безопасны для детей. Убирать розетки, т.е. подымать на 1,8 - тоже двояко, т.к. скрыто уже никто делать не дает (сделана полностью чистовая отделка), а подымать, исполюзуя кабель-канал не этично во-первых, во-вторых, дети будут ковырять крышки коробов быстрее, чем розетку, могут пальцы прищемить.

Общие правила по установке розеток и выключателей содержатся в ПУЭ и СП31-110-2003.

ПУЭ п. 6.6.30 Штепсельные розетки должны устанавливаться:
.
3. В школах и детских учреждениях (в помещениях для пребывания детей) на высоте 1,8 м.

6.6.31. Выключатели для светильников общего освещения должны устанавливаться на высоте от 0,8 до 1,7 м от пола, а в школах, детских яслях и садах в помещениях для пребывания детей - на высоте 1,8 м от пола.

7.1.49 В зданиях при трехпроводной сети (см. п. 7.1.36) должны устанавливаться штепсельные розетки на ток не менее 10 А с защитным контактом.
Штепсельные розетки, устанавливаемые в квартирах, жилых комнатах общежитий, а также в помещениях для пребывания детей в детских учреждениях (садах, яслях, школах и т.п.), должны иметь защитное устройство, автоматически закрывающее гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке.

п. 14.35 В школах и детских дошкольных учреждениях в помещениях для пребывания детей выключатели и розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

п. 14.36 В кабинетах и лабораториях школ розетки на столах учеников, а также лабораторные щитки должны быть подключены через аппарат управления, установленный на столе преподавателя. Линии питания розеток следует подключать через разделительный трансформатор или защищать устройством защитного отключения на ток до 30 мА.
В классных помещениях, учебных комнатах, кабинетах и лабораториях для подключения проекционных аппаратов следует устанавливать три розетки: одну у классной доски, другую на противоположной от доски стене помещения и третью на стене, противоположной оконным проемам.

Относительно способа прокладки электропроводки в общеобразовательных учреждениях есть распоряжения:

Московские городские строительные нормы (МГСН) 4.06-03. Общеобразовательные учреждения

9.31. Электроснабжение, электрооборудование, электрическое освещение зданий и наружное освещение территорий общеобразовательных учреждений следует- предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 23-05, ПУЭ и настоящего раздела норм.

9.32. Во всех помещениях зданий общеобразовательных учреждений должна предусматриваться скрытая электропроводка. В кухнях, кладовых, туалетных и других подсобных помещениях допускается открытая электропроводка.

Думаю, что в других регионах должны быть аналогичные правила.

СП 31-110-2003
14.3 Внутренние электрические сети должны быть не распространяющими горение и выполняться кабелями и проводами с медными жилами в соответствии с требованиями 2.1 и 7.1 ПУЭ.

ГОСТ Р 53315-2009 КАБЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
5. Требования пожарной безопасности
5.2. Кабельные изделия, предназначенные для одиночной прокладки, не должны распространять горение.
5.3. Кабельные изделия, предназначенные для групповой прокладки, не должны распространять горение.

Прокладка кабельных линий открыто (в пластиковых кабельных каналах) допускается, но спуски к выключателям и розеткам должны быть проложены скрыто. У детей ручки шаловливые и крышку короба они отковырять способны на раз. Последствия могут быть печальными.

СП 31-110-2003 Требования к монтажу электроустановочных устройств

Раздел СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий

Требования к монтажу розеток, выключателей и их запитки

Распределительные сети следует выполнять сменяемыми:

Горизонтальные участки распределительных линий при отсутствии подвала или технического подполья разрешается прокладывать в полу, выполненном из негорючих материалов вышележащего этажа.
Электропроводки в полостях над непроходными подвесными потолками и внутри сборных перегородок рассматриваются как скрытые, и их следует выполнять:

  • за подвесными потолками и в пустотах перегородок, выполненных из негорючих материалов НГ и группы горючести Г1, электропроводки выполнять проводами и/или кабелями в удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности неметаллических трубах и неметаллических коробах, а так же кабелями с индексом нг-LS (не распространяющие горение, с низким дымо и газовыделением);
  • за подвесными потолками и в пустотах перегородок, выполненных с использованием материалов группы горючести Г2, электропроводки выполнять проводами и/или кабелями в металлических трубах и металлических коробах со степенью защиты не ниже IP4X;
  • за подвесными потолками и в пустотах перегородок, выполненных с использованием материалов группы горючести ГЗ, электропроводки выполнять кабелем в металлических трубах и металлических коробах со степенью защиты не ниже IP4X;
  • за подвесными потолками и в пустотах перегородок, выполненных с использованием материалов группы горючести Г4, электропроводки выполнять проводами и/или кабелями в обладающих локализационной способностью металлических трубах, а также в обладающих локализационной способностью металлических глухих коробах;
  • электропроводка должна быть сменяемой.

Толщина стенки стальной трубы, обеспечивающая ее локализационную способность

Максимальное сечение жилы провода, мм2

Толщина стенки трубы, не менее, мм

Сумма площадей поперечных сечений (с изоляцией и оболочкой) проводов и кабелей, прокладываемых в одном коробе, не должна превышать 40 % внутреннего поперечного сечения короба. Свободные торцы коробов должны быть закрыты торцевыми заглушками, а торцы коробов с выходящими из них кабелями и проводами должны быть заделаны легко удаляемым негорючим составом.
В венталяционных каналах и шахтах прокладка проводов и кабелей не допускается. Допускается пересечение каналов и шахт одиночными линиями, выполненными проводами и кабелями, заключенными в трубы.

Способ выполнения групповых электрических сетей

Способ выполнения групповых сетей

Крупнопанельные полносборные из железобетонных конструкций и из монолитного железобетона

В коробах, специальных коробах, удовлетворяющих требованиям НПБ 246

С блочными или кирпичными несущими стенами, гипсо- и шлакобетонными перегородками и перекрытиями из пустотелых железобетонных плит

В коробах, специальных коробах, удовлетворяющих требованиям НПБ 246

Из деревянных и других конструкций из горючих материалов не ниже группы горючести ГЗ по СНиП 21-01

В коробах, специальных коробах, удовлетворяющих требованиям НПБ 246. Допускается прокладка одиночным кабелем с медными жилами сечением не более 6 мм2, не распространяющими горение, без подкладки

ГОСТ IEC/TS 62850-2016

Требования к безопасности электрооборудования для проведения измерений, управления и лабораторного использования. Общие требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми в образовательных учреждениях

Safety requirements for electrical equipment for measurement, control, and laboratory use. General requirements for equipment intended to be used in educational establishments by children

Дата введения 2017-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2017 г. N 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC/TS 82850-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному документу IEC/TS 62850:2013* "Требования к безопасности электрооборудования для проведения измерений, управления и лабораторного использования. Общие требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми в образовательных учреждениях" ("Safety requirements for electrical equipment for measurement, control and laboratory use - General requirements for equipment intended to be used in educational establishments by children", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный документ IEC/TS 62850:2013 подготовлен Техническим комитетом 66 "Безопасность измерительного, контрольного и лабораторного оборудования" Международной электротехнической комиссии (IEC).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт включает в себя следующие существенные изменения по сравнению с IEC 61010-1:2010, а также другие изменения:

a) добавлена маркировка, чтобы указать возраст детей, для использования которыми предназначено оборудование;

b) усилены требования доступности, учитывая склонность детей вставлять посторонние предметы во всевозможные места;

c) уменьшены температурные пределы с учетом большей чувствительности кожи детей;

d) сокращены размеры механического доступа с учетом меньших размеров тела ребенка;

e) введены нормы для неколлимированного оптического излучения;

f) снижены нормы для ионизирующего излучения;

g) запрещены малые съемные части меньше определенных размеров;

h) указано, что производители должны принимать во внимание общую непредсказуемость поведения детей.

Электрооборудование, рассматриваемое в настоящем стандарте, используется для обучения детей в возрасте до 16 лет в образовательных учреждениях.

Детям нравится засовывать предметы и материалы через отверстия внутрь электрооборудования. Следовательно, для учебного оборудования должны быть установлены более строгие критерии для доступа к опасным токоведущим проводникам, чем для обычного лабораторного использования. Кроме того, температура деталей, до которых могут дотронуться дети, должна быть ниже, чем в оборудовании, эксплуатируемом только взрослыми. Вопросы эргономики и механических повреждений должны быть рассмотрены с учетом антропоморфных размеров детей, а не взрослых людей. Требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми, должны также принимать во внимание обоснованно прогнозируемое неправильное использование и непредсказуемое поведение детей.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к оборудованию в объеме IEC 61010, которое будет использоваться детьми в возрасте от 3 до 16 лет в образовательных учреждениях, под присмотром ответственного органа.

Для некоторых видов оборудования эти требования дополнены или изменены путем введения одного или нескольких специальных требований, дополняющих требования части 2 стандарта МЭК 61010, который должен применяться совместно с требованиями настоящего стандарта.

1 Область применения и назначение

1.1 Область применения

1.1.1 Оборудование, включенное в область

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности для следующих видов оборудования и его комплектующих, предназначенного для использования в образовательных учреждениях лицами в возрасте от 3 лет до 16 лет под руководством ответственного органа.

Если все оборудование или его часть подпадает под действие одного или нескольких стандартов части 2 IEC 61010, равно как и под действие настоящего стандарта, такое оборудование должно также соответствовать требованиям этих других стандартов части 2.

Примечание 1 - В некоторых странах возрастные границы могут отличаться от тех, которые используются в настоящем стандарте, или требования могут быть заменены сообразно внутренним условиям.

a) Электрическое оборудование для испытания и измерений

Это оборудование, которое с помощью электромагнитных средств испытывает, измеряет, отображает или регистрирует одну или несколько электрических или физических величин, а также не измерительное оборудование, такое как генераторы сигналов, измерительные эталоны, источники питания, предназначенные для использования в лабораториях, приемники, передатчики и т.д.

Примечание 2 - В их число входят настольные источники питания, предназначенные для вспомогательных функций при проведении испытаний или измерений на другой части оборудования. Источники питания, предназначенные для силового оборудования, относятся к области распространения IEC 61558 (см. 1.1.2, перечисление h).

Настоящий стандарт также распространяется на испытательное оборудование, используемое в процессах производства и предназначенное для испытаний изготавливаемых устройств.

Примечание 3 - Производственное испытательное оборудование может быть установлено рядом с промышленным оборудованием и взаимосвязано с ним,

b) Электрическое оборудование для контроля технологических процессов при производстве

Это оборудование, предназначенное для контроля значения одного или более выходных параметров по отношению к установленным значениям, каждое из которых задается вручную, локальным или дистанционным программированием или с использованием одной или более входных переменных.

c) Электрическое лабораторное оборудование

Это оборудование, предназначенное для измерения, отображения, регистрации, проверки или анализа свойств материалов, или используемое для приготовления материалов, а также оборудование, предназначенное для диагностики в лабораторных условиях (IVD).

1.1.2 Оборудование, на которое не распространяется настоящий стандарт

Настоящий стандарт не распространяется на оборудование, которое относится к области применения следующих стандартов:

a) IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus (Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура);

b) IEC 60204 Safety of machinery - Electrical equipment of machines (Безопасность машин. Электрооборудование машин);

c) IEC 60335 Household and similar electrical appliances (Бытовые и аналогичные электрические приборы);

d) IEC 60364 Electrical installations of buildings (Электрические установки в зданиях);

e) IEC 61439-1 Low-voltage switchgear and controlgear assemblies (Комплекты низковольтных коммутаторов и контроллеров);

f) IEC 60601 Medical electrical equipment (Медицинское электрооборудование);

g) IEC 60950 Information technology equipment Including electrical business equipment, except as specified in 1.1.3 (Оборудование информационных технологий, включая электрическое оборудование для бизнеса, кроме указанного в 1.1.3);

h) IEC 61558 Power transformers, power supply units and similar (Силовые трансформаторы, блоки питания и подобные устройства);

i) IEC 61010-031 Hand-held probe assemblies (Щупы электрические ручные);

j) IEC 61243-3 Live working - Voltage detectors - Part 3: Two-pole low-voltage type (Работа под напряжением. Индикаторы напряжения. Часть 3. Низковольтные индикаторы двухполюсного типа).

1.1.3 Вычислительное оборудование

Настоящий стандарт распространяется только на те компьютеры, процессоры и т.д., которые являются частью оборудования, относящегося к области применения данного стандарта, или разработаны исключительно для использования с таким оборудованием.

Примечание - Вычислительные устройства и подобное оборудование, относящиеся к области применения IEC 60950 и соответствующие его требованиям, рассматривают как подходящие для использования с оборудованием, на которое распространяется настоящий стандарт. Тем не менее, некоторые требования IEC 60950 по устойчивости к воздействию влаги и жидкостей менее жесткие, чем требования настоящего стандарта (см. 5.4.4).

1.2 Назначение

1.2.1 Аспекты, включенные в область применения

Назначение настоящего стандарта - это уменьшение опасностей для оператора и окружающей среды до допустимого уровня.

Требования по защите от отдельных типов опасностей установлены в разделах 6-13, а именно:

a) поражение электрическим током или ожог (см. раздел 6);

b) механические опасности (см. разделы 7 и 8);

c) распространение огня за пределы оборудования (см. раздел 9);

d) высокая температура (см. раздел 10);

e) воздействие жидкостей, в том числе жидкостей под давлением (см. раздел 11);

f) воздействие излучений (включая лазерное излучение), давление звука и ультразвука (см. раздел 12);

g) выделение газов, взрывы, в том числе направленные внутрь (см. раздел 13).

Требования по защите от опасностей, возникающих от обоснованно прогнозируемого неправильного использования и эргономических факторов, приведены в разделе 16.

Оценка риска опасностей или условий окружающей среды, не указанных выше, определена в разделе 17.

1 Необходимо обратить внимание на наличие дополнительных требований, которые могут определяться национальными органами, отвечающими за здоровье и безопасность в сфере образования. В частности, могут быть ограничения по использованию радиоактивных материалов, рентгеновского и лазерного оборудования, а также опасных веществ.

2 Следует также обратить внимание на наличие дополнительных требований, которые могут быть определены национальными органами, отвечающими в сфере образования за здоровье и безопасность детей с особыми потребностями.

Читайте также: