Зачем индейцы снимали скайп

Обновлено: 18.05.2024

Скальп – кусок снятой вместе с волосами кожи головы с поверженного живого или мертвого врага. Упоминания о снятии скальпов встречается еще в работах древнегреческого историка Геродота о военных обрядах скифов. В Северной Америке первые упоминания об этом встречаются в записях миссионеров и путешественников в начале 16 в.

Считается, что до времени образования европейских колоний снятие скальпа индейцами и не только в основном было боевым ритуалом - так душа врага становилась слугой победителя, сила противника переходила к воину вместе со снятыми волосами. Помимо этого, скальп – трофей, который забирали после сражения для подтверждения своей воинской смелости. Его было и легче сохранить, чем другие части тела.

Скальпы носили на поясе, крепили на шесты, к томагавку, цепляли на носу каноэ. Ими пользовались как украшением к одежде, вплетали в веревки. При захоронении воина скальпы вместе с другими погребальными предметами укладывались рядом с умершим.
Среди индейцев Северной Америки этот обряд не был распространен повсеместно: его редко применяли атапаски, эскимосы, а последователями были племена, живущие на берегах реки Миссисипи, индейцы Флориды, Лиги ирокезских племен.

Более значимым для индейцев было прикосновение к врагу – собирание «ку». Чем большее количество раз во время боя задеть живого противника рукой – тем больше почета от племени, тем сильнее и храбрее считался воин. Заблуждение о важности снятия скальпа для индейцев основано на ошибочной трактовке поведения их во время битвы. Белые, заметив, как устремлялись они к упавшему, считали, что цель индейцев – снятие скальпа, на самом деле – задеть поверженного и собрать «ку».

С началом колонизации процедура скальпирования приобретает повальный характер и используется уже не как ритуал, а как получение наживы. Активное внедрение снятия скальпов в повседневность стало возможным с практики колонизаторов. Они сами не гнушались заниматься этим и поощряли индейцев, платя вознаграждение за любой скальп, будь то мужчина, женщина или ребенок. Завезенные стальные ножи вместо используемых ранее стеблей тростника должны были облегчить и ускорить процедуру.

Плата была строго утверждена, дороже всего стоил скальп здорового мужчины, причем было даже не важно, индеец это был или «бледнолицый». С индейцами чаще расплачивались «огненной» водой, спаивая местное население.

Набожные христиане превратили этот кровавый обычай в инструмент управления и насилия для получения власти на восточных территориях североамериканского континента. Скальпирование и уничтожение вражеских племен индейцев поощрялось, было предписано даже законодательством Новой Англии. В начале 16 в. за скальп или пленника была назначена плата в 40 фунтов стерлингов, через двадцать лет цена выросла более чем в 2 раза.

Но наиболее алчными и жестокими были не индейские племена, а «цивилизованные» белые поселенцы. Банды добытчиков скальпов не упускали любую возможность, убивая стариков, детей, женщин не только краснокожих, но и своей расы. Французские завоеватели официально назначали денежные выплаты за скальпы других европейцев, воевавших с ними.

Представление об индейцах как о безжалостных охотниках за головами сильно преувеличено и искажено. В Калифорнии еще в конце 19 в. скотоводческие союзы платили охотникам за скальпы индейцев племени яхи наряду с добытыми ими шкурами медведей и волков.

Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.

Сложно утверждать, когда именно появилось скальпирование — до или после появления колонистов, поскольку обычай снимать кожу с головы человека в качестве трофея и символа победы над ним широко использовался в древности на Евроазиатском континенте. Массовое распространение скальпирования на территории Америки связано с тем, что колонисты предлагали щедрое вознаграждение за скальпы врагов — как индейцев, так и своих соплеменников. Немаловажно и то, что они завезли "удобное" оружие — стальные ножи (до этого кожу с головы с волосами снимали побегами тростника). В некоторые периоды власти того или иного штата готовы были платить за трофей свыше $100! Естественно, скальп воина стоил дороже, чем женский, детский или пожилого человека, но это мало кого останавливало из охотников за подобной добычей. На цену влиял и размер скальпа. Еще одна оговорка: скальпированием на территории Северной Америки занимались не только индейцы, но и европейцы! Причем иногда индейцы содрогались от жестокости завоевателей.

Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов:

  1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
  2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
  3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
  4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.

На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать "ку" — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев.


Во многих исторических произведениях о диком западе индейцы представлены дикарями, снимающими скальпы с беззащитных американских поселенцев. Абсурд этого утверждения заключается в том, что в основном скальпы снимали не индейцы, а с индейцев. И снимали их как раз те самые беззащитные американские поселенцы, организованные в мародёрские банды.

Сейчас кто- то выпучит глаза и воскликнет «бред». Нет, это не бред. До появления на континенте белых людей скальпирование у индейцев проводилось только в религиозных целях и только у небольшой части племен. У индейцев не существовало обычая снимать скальпы с врагов, пока этому не научили их бледнокожие люди.

Начали этот процесс Голландцы в XVI веке и продолжили Англичане в XVII. Именно они первыми стали снимать скальпы врагов в период колониальных войн на континенте.

Скальпирование было выгодным бизнесом. Причина в том, что за каждый скальп Французского колониста хорошо платили. Скальп являлся подтверждением убийства врага. Голландцы и Англичане занимались скальпированием самостоятельно и подстрекали союзные племена индейцев к нападению на французских колонистов, а также к ведению межплеменных войн, расплачиваясь при этом не деньгами, а «огненной водой». Они скупали скальпы как белых людей так индейцев и обменивали на деньги своих правительств.

В дальнейшем охоту объявили уже на самих индейцев, так как завоевателям понадобились индейские земли. При этом количество убитых из-за скальпа индейцев было в сотни и тысячи раз больше чем белых людей. Кровавая охота приносила хорошую прибыль. Так в Пенсильвании в 1703 г. скальп индейца-мужчины стоил 124 доллара, а женщины – 50 долларов. Это были огромные по тем временам деньги и индейцев убивали целыми племенами. Белые люди собирали большие карательные бригады и отправлялись на охоту, не жалея ни женщин ни детей. В исторических заметках можно найти упоминание о Кровавом Билле, который за один день смог снять 60 скальпов, при чем среди его жертв были как индейцы, так и белые люди.

До начала 20 века было уничтожено более 100 миллионов коренных жителей Америки, при этом население Европы в период начала колонизации Америки составляло всего 120 миллионов. Эта трагедия является самым массовым геноцидом за всю историю человечества, растянувшемся на несколько столетий. Некогда свободолюбивые индейские племена полностью деградировали и сейчас вынуждены жить в резервациях, куда загнал их белый человек. Основной целью этого действия было полное уничтожение коренных народов Америки. С юридической точки зрения, этот процесс до сих пор не закончен. В Канадской провинции Новая Шотландия до сих пор не отменен закон от 1756 года, согласно которому белым поселенцам полагалась награда за каждого убитого краснокожего.

Материалы по теме

Индейцы (коренное население Америки) истреблены почти подчистую всякими покорителями прерий и прочими уголовниками, которых до сих пор США и Канада считают национальными героями. И очень обидно становится за мужественных аборигенов Северной Америки, убийство которых по национальному признаку замалчивается. Все знают про холокост, геноцид евреев, а про индейцев… Как-то прошло мимо демократической общественности. Это именно геноцид. Людей убивали только за то, что они индейцы! Более полувека после открытия Америки местное население вообще не считали за людей. То есть натурально принимали за животных. На основании того, что индейцы не упомянуты в Библии. Значит, их как бы и нет. 23 июня 1683 года на территории современных США был подписан договор о дружбе между белыми поселенцами и индейцами. Основатель колонии Пенсильвания британец Уильям Пенн до последних дней жизни выполнял условия соглашения, не ущемляя права коренных жителей Северной Америки. Однако такое отношение к туземцам было исключением из правил. Разбираемся, почему у мушкетёров были такие странные головные уборы.

А вот ещё:

Михаил Ломоносов - светоч русской науки


Ломоносов, окрещенный Пушкиным «первым нашим университетом», был человеком редкой породы. В нем сочеталось все: ум, талант и невероятная работоспособность.

«На берегах Ледовитого моря…»

Михаил Васильевич Ломоносов был человеком, который, пользуясь современным выражением, сделал себя сам. Его отец, поморский крестьянин Василий Дорофеевич, занимался рыбным промыслом. Нельзя сказать, что он был богатым человеком, но и бедным его не назовешь.

У Ломоносова было трудное детство. Когда ему было 9 лет, умерла мать. Отец привел в дом мачеху, отношения с которой у мальчика не сложились: она постоянно высмеивала привычку Михаила читать книги, а его любовь к знаниям и вовсе считала глупостью. Отец, как позднее писал сам Ломоносов, был добрым, но слабым человеком. Он не мог заступиться за сына, хотя тот был у него единственным.

Сложившаяся ситуация не позволяла Михаилу дальше оставаться в родительском доме. Ему нужно было куда-то бежать. В то же время у него, 19-летнего молодого человека, с отрочества были огромная тяга к знаниям и грандиозное чувство любознательности. Он прочитал все книги, которые нашел в родной деревне, добрался до библиотеки Холмогорской епархии. Изучил все. И тогда знающие люди подсказали ему, что если он действительно хочет учиться, то в России для этого есть только три места — Москва, Петербург и Киев. Ломоносов выбрал Москву.

«Все испытал и все проник…»

В 1730 году Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Отец отпустил его ненадолго. Михаил обещал вернуться. Добравшись до места, он узнал, что в Москве есть великолепная по тем временам школа — Славяно-греко-латинская академия. Ломоносов решил туда поступить. Указав в анкете, что он дворянский сын (дети крестьян в академию не принимались), Михаил по счастливой случайности был принят. Вообще, в его жизни было очень много удачи, ему невероятно везло.

В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов учился около пяти лет. Делал это с неукротимой жадностью. За годы учебы он освоил латинский язык, научный язык того времени, увлекся риторикой, историей. Получив образование в области гуманитарных наук, Михаил заинтересовался науками естественными, с которыми в академии дело обстояло намного хуже.

И опять ему повезло: из Петербургской академии наук пришел запрос прислать для продолжения обучения несколько самых толковых учеников, к которым Ломоносов, несомненно, относился.

Петербургская академия наук была основана Петром I в 1724 году. В ней в основном служили немецкие ученые, которые приезжали в Россию на условиях контракта. По плану Петра Великого при академии был создан университет для подготовки студентов. Именно в нем в числе прочих двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской академии оказался Ломоносов.

Прибыв в Петербург, на новое место учебы, он выяснил, что в академии говорят только по-немецки. Немецкого языка Михаил не знал. Он засел за книги и практически за год устранил и этот пробел. И вдруг опять счастливый случай: открылась вакансия на обучение за границей, в Германии. На Ломоносова, знающего латынь, умеющего объясняться по-немецки, вновь обратили внимание.

В 1736 году в числе лучших студентов Академии наук Михаил был направлен в Марбург для изучения горного дела, физики, химии, а также получения всестороннего европейского образования. Там он выучил французский язык, научился фехтованию, танцам. Три года провел Ломоносов в Марбургском университете, затем переехал во Фрайберг. Здесь он занялся изучением горного дела, химии. Последняя наука натолкнула его на мысль о создании в России химической лаборатории.

В 1740 году материальные трудности и разлад в отношениях с Иоганном Генкелем, его наставником, заставили Ломоносова покинуть Фрайбергский университет. Около года скитался он по Европе, претерпевая всяческие лишения. Судьба завела его даже в прусскую армию, откуда он, прослужив несколько недель, благополучно дезертировал.

«Удивительный богатырь науки»

В 1741 году, в год восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, Ломоносов вернулся в Москву. «Дщерь Петра», пришедшая к власти под лозунгом патриотизма, практически сразу обратила свое внимание на талантливого ученого. Именно она способствовала тому, что на небосклоне российской науки загорелась звезда Ломоносова.

Написание одного из первых трудов по грамматике русского языка, строительство завода по изготовлению первых русских мозаик, открытие атмосферы на Венере, предсказание месторождения золота в горах Урала, создание Московского университета — это лишь самые яркие и широкоизвестные успехи Михаила Васильевича. Кроме того, он был одним из лучших поэтов своего времени, разработал новую схему русского стихосложения. Одним словом, за что бы ни брался Ломоносов, везде оставлял заметный след.

Смерь Елизаветы, низвержение Петра III и возведение на престол Екатерины сильно изменили жизнь Михаила Васильевича. Последняя его не очень жаловала и отправила в отставку. Ломоносов ушел. В 1764 году, за год до кончины ученого, состоялась знаменитая встреча государыни с Ломоносовым. Екатерина лично приехала в дом Михаила Васильевича, три часа беседовала с ним, расспрашивая о его житии-бытии, после чего восстановила во всех должностях и чинах. Но было уже поздно. Ломоносов прожил еще около года и в 1765-м скончался.

Kosmos 2

«Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.

Сложно утверждать, когда именно появилось скальпирование — до или после появления колонистов, поскольку обычай снимать кожу с головы человека в качестве трофея и символа победы над ним широко использовался в древности на Евроазиатском континенте. Массовое распространение скальпирования на территории Америки связано с тем, что колонисты предлагали щедрое вознаграждение за скальпы врагов — как индейцев, так и своих соплеменников.

Немаловажно и то, что они завезли "удобное" оружие — стальные ножи (до этого кожу с головы с волосами снимали побегами тростника). В некоторые периоды власти того или иного штата готовы были платить за трофей свыше $100! Естественно, скальп воина стоил дороже, чем женский, детский или пожилого человека, но это мало кого останавливало из охотников за подобной добычей. На цену влиял и размер скальпа. Еще одна оговорка:

скальпированием на территории Северной Америки занимались не только индейцы, но и европейцы! Причем иногда индейцы содрогались от жестокости завоевателей.

Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.

1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов
могли выступать части рук, ног или голова целиком.

2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений. 3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.

3. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.

На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать "ку" — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев».

Читайте также: