Зачем нужны компьютерные клубы

Обновлено: 06.07.2024

1. А чем сейчас в компьютерных клубах занимаются? Зачем они вообще?

Как это не удивительно, люди в КК занимаются тем же, чем и дома/на работе, находясь за компьютером - играют, слушают музыку, смотрят видео, ищут нужную информацию в Интернете. Бывают даже учащиеся, которые реально делают рефераты и дипломы. Правда, а чего вы ожидали? Это же точно такой же компьютер, только с парой ограничений - нужно заплатить за время и смириться с тем, что определенный контент недоступен)

Слабый или отсутствующий комп, здесь атмосфера тех ламповых времен, наличие определенных игр, общение с разными людьми - вот простые причины, почему у нас всегда много народу.

2. А ещё 2017 год, кому в 2017 нужны КК, когда дома и онлайн, писал бы сразу игровые автоматы.

3. Они всё ещё существуют! А во что народ рубится? По старинке в кс и дотку?

Самые популярные игры в клубе: PU: BG, Dota 2, CS 1.6/S/GO, Warface, WoT, WoW, Overwatch, Hearthstone, LoL, HoTS. Иногда клиенты приходят и просят какую-либо конкретную игру, например Black Desert или Lineage II, тогда мы ее устанавливаем.

4. Откуда вы беретесь? Вы что никогда про соревнования по Доте и КС не слышали ?

Вопрос был адресован к тем, кто удивляется, что КК еще существуют. Конкретно наш клуб проводит турниры по Доте, КС и ХС. Недавно мы скооперировались с клубами из других городов и сделали кибермост по КС и ХС.

5. Сколько стоит час? Что за компы там стоят?

От 40 рублей в час. Вот конфигурация одного из компьютеров: QuadCore Intel Core i5-6500, оперативка 16 Gb DDR 4, nVIDIA GeForce GTX 1060 (3 Gb).

Компьютерный клуб в наши дни. Компьютерный клуб, Ностальгия, Атмосфера

Нет, не прибыльнее)

6. "Они еще существуют. Афигеть. " "Копм.клубы до сих пор существуют??" "я в компьютерном клубе был последний раз в конце 90х начале 2000х) думал их уже нет)" "Компьютерные клубы еще существуют? Или у вас там казино подпольное?" "Компьютерный клуб да и 2к18. " "А что кто-то еще ходит в компьютерный клуб. "

Да, мы еще существуем. Нет, не закрылись в 2000х. Нет, мы не в подвале и это не казино. Ходят, и очень активно. Если в вашем городе есть КК, и вы когда-то туда ходили с друзьями, соберите их и сходите еще разок, вспомнить. Ведь здесь практически ничего не изменилось, разве что компьютеры стали на порядок мощнее и игры уже практически похожи на реальность. Но это неважно, правда?) Главное не мониторить)

Полуподвальные помещения, сигаретный дым, вечно недовольный и грубый администратор и постоянные крики: «Го раш Б» — так выглядели компьютерные клубы нулевых в России. Как и многие атрибуты той эпохи, они просуществовали недолго и почти исчезли. Однако несколько лет назад эта индустрия воскресла. «Нож» решил разобраться, почему в 2020 году геймеры предпочитают играть вне дома.

В 2019 году количество компьютерных клубов в Москве увеличилось в два с половиной раза, и вообще в последние несколько лет этот сегмент индустрии видеоигр переживает новый расцвет. Только на смену школьным деревянным стульям и клавиатурам с западающими из-за разлитой газировки кнопками пришли заведения с современными девайсами и крутыми геймерскими креслами.

Теперь едва ли не в каждом компьютерном клубе можно провести время в действительно приятной обстановке с немыслимым по меркам нулевых уровнем сервиса. Нередко гостям предлагают отдельные комнаты, где никто не мешает стримить, или даже целые помещения для буткемпов (аналог спортивных баз, только для геймеров).

Администратор московского компьютерного клуба F5 Дарья Федотова объясняет, что заведения такого типа раз и навсегда выбрались из «подвалов» и стали важной частью индустрии развлечений:

«В наши дни сложно найти игровое помещение в состоянии „разрухи“ — уровень геймеров, да и гостевой аудитории в целом вырос. Всё, что происходит здесь, действительно больше похоже на киберспорт».

Но даже если это так, почему бы не создать подобные условия дома и спасать вымышленные миры от нечисти в пижаме и с чашкой чая? Одна из причин популярности компьютерных клубов — дороговизна игровых ПК: цены на мощные процессоры начинаются с 70 тыс. рублей и доходят до 200 тыс. Домашняя машина, купленная родителями семь лет назад, способна удовлетворить далеко не все запросы современного геймера. В соревновательных онлайн-играх, особенно в шутерах, хорошая видеокарта и большой объем оперативной памяти — обязательные требования. С высоким FPS (количество кадров в секунду) разваливать соперников значительно проще. Но дело не только в «железе» — у многих игроков, с которыми мы пообщались, есть отличные геймерские ПК дома, однако они всё равно предпочитают посещать компьютерные клубы. Дарья Федотова объясняет:

«Добротное железо — это еще не всё. Мир кибериндустрии по-прежнему остается живым, развивающимся комьюнити. В таких заведениях легко можно найти единомышленников, друзей, познакомиться с новинками и просто интересно провести время».

Поиск людей, близких по духу и увлечениям, — то, что объединяет подвальные предприятия из нулевых и современные клубы. Это отмечает и психолог Ольга Воловельская:

«Геймеры, так же как и все люди, живут в социуме, и им необходимо общение. Компьютерный клуб — это своеобразный кружок по интересам, где им проще адаптироваться и, возможно, найти собеседников».

Психолог Наталья Вячеславовна Моисеева полагает, что геймеры действительно более склонны к интроверсии, уточняя, однако, что неверно называть этим термином замкнутых людей, которые избегают общения. По ее словам, интроверты просто сильнее и быстрее утомляются в процессе коммуникации, потому что обладают повышенной чувствительностью к реакциям и раздражителям. Их мозг более восприимчив к смене выражений лица, тональности речи, эмоций. И на обработку этой невербальной информации тратится много энергии. Чтобы зарядить «внутренние батарейки», интроверты предпочитают одиночество или узкий круг знакомых. Игры помогают геймеру социализироваться, не расходуя на это такое огромное количество усилий.

«Компьютерные клубы становятся удобной площадкой, где можно получить всё в одном месте: человек выходит из дома, проводит досуг в компании других людей со схожими интересами, общается, обменивается с ними мнениями и эмоциями — а спустя минуту погружается в комфортную для него виртуальную реальность, переключаясь между ролями. Вероятно, это и есть главная причина популярности заведений такого формата».

Наталья Вячеславовна считает, что компьютерные клубы помогают игрокам снять с себя морально-этическую нагрузку из-за потраченного времени.

По ее словам, видеоигры в некотором смысле позволяют отделить физическую сущность от личности. Все жизненные сценарии, травмы, запреты, комплексы, бытовые заботы и обязательства остаются за пределами онлайн-роли. В игре люди выстраивают свою идентичность заново и каждого участника сообщества оценивают по его вкладу в командный результат, а не по фактам биографии.

«Когда геймеры встречаются в реальности, то могут сидеть в том же компьютерном клубе или баре и смеяться над неудачами, шутками и личностными причудами, как будто персонажи, которыми они управляют, — часть их самих».

К тому же сейчас игроки ищут единомышленников не только для того, чтобы обсудить «миссию с вертолетиком» из GTA или тактику за ночных эльфов в Warcraft III, но и чтобы собрать команду и поучаствовать в первом в своей геймерской карьере киберспортивном турнире.


Киберспорт

Владелец питерского компьютерного клуба Cyber:X Антон Рутсев полагает, что мощным катализатором развития индустрии стал киберспорт.

«Второе пришествие компьютерных клубов началось, думаю, в 2017–2018 годах. Но настоящий бум случился в 2018–2019-м. Я связываю это, прежде всего, с развитием киберспорта и с тем, что его официально признали спортивной дисциплиной [в июне 2016 года. — Ред.]».

По данным американской исследовательской компании Nielsen, аудитория киберспорта в России в 2019 году составила 12 млн человек. У подростков перед глазами есть примеры молодых и успешных игроков, которые благодаря геймингу смогли построить успешную карьеру и заработать огромные и отнюдь не виртуальные деньги.

Двадцатилетний дотер Роман RAMZEs Кушнарёв только на турнире получил более 1 млн долларов призовых (и это без учета зарплаты, превышающей 10 тыс. долларов).

Заодно он успел появиться на страницах Esquire, попав в список «апостолов нашего времени». «Быть как RAMZEs» хотят многие молодые игроки, но пробиться на профессиональную сцену довольно сложно. Первый шаг на пути к этому — собрать свою команду в компьютерном клубе.

Киберспорт повлиял и на «ассортимент» игровых заведений нового поколения. По словам Антона Рутсева, пользователям интересно прежде всего то, что позволяет пробиться в профессионалы.

Согласна с коллегой по индустрии и Дарья Федотова:

«Наша основная аудитория предпочитает Counter-Strike: Global Offensive, PUBG, Call of Duty: Modern Warfare, League of Legends и, конечно, Dota 2».

Все эти игры — популярные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся крупнейшие международные соревнования. Интерес к ним подогревают и компьютерные клубы, организуя локальные турниры с символическими призовыми. Казалось бы, что мешает устраивать похожие мероприятия в онлайне? 16-летний Саша уверен, что разница огромна. Он рассказал, что выступать при зрителях, даже если их всего пара человек, — это совершенно другой опыт, нежели сидеть дома в тапочках с чашкой чая. Когда на твою игру смотрят вживую, ты испытываешь удивительное чувство — смесь страха и восторга. А еще в компьютерном клубе можно найти приятных собеседников.

«Когда играешь онлайн из дома, то нормально обсудить происходящее с союзниками нереально. Люди токсичные — ужас. В „компах“ всё несколько иначе.

Здесь ребята умеют разговаривать, оскорблять просто так никто никого не будет. Даже если вы проиграли, то можете выйти на свежий воздух и спокойно обсудить ошибки, а не кричать в голосовой чат: „Идиот, всё из-за тебя!“»

Киберспорт вырос в компьютерных клубах. Еще 10–15 лет назад не было никаких миллионных призовых и огромных стадионов — весь движ проходил именно здесь. В «компах» собирались, знакомились и проводили сотни часов будущие чемпионы и миллионеры. Пока учителя в школе твердили, что «игрульки в жизни никак не помогут», киберспорт показал «пользу» «Доты» или CS. Компьютерные клубы дают этакий стартер-пак — мощное железо, возможность найти команду и спарринг-партнеров, а также поучаствовать в турнирах.

Ностальгия и вечнозеленая трава на Mansion

Соревновательный азарт и мощное железо — это то, что привлекает в компьютерных клубах зумеров. Но, по словам Антона Рутсева, их основная аудитория шире: в нее входят люди до 30 лет. По меркам киберспорта они уже староваты для подобных забав, впрочем, и планов выступать на профессиональной сцене у них нет. Это «олды», которые были еще завсегдатаями тех самых подвальных заведений в нулевых.

Дмитрию 28 лет, и они со школьными друзьями регулярно собираются в компьютерном клубе, чтобы сыграть в Counter-Strike 1.6 — шутер, в прошлом году отметивший двадцатилетие. Наш герой признаётся, что его геймерские навыки с опытом нисколько не улучшились и тягаться с молодыми он не может, но ему это и не нужно. Поход в компьютерный клуб с друзьями стал для Дмитрия своеобразным ритуалом.

«Я помню, как мы сбегали с последних уроков и шли в „компы“ в соседнем доме. Прямо так, в пиджачках, с портфелями и сменкой. Рубились по несколько часов в „КС“ на одной и той же карте — и нам не надоедало. Тогда играть нормально дома по интернету было сложно. Сейчас все возможности есть, но хочется просто отключиться от проблем, оставить домашних и снова зарубиться».

Counter-Strike 1.6, DotA Allstars, Warcraft III — все эти популярные в начале нулевых игры остаются в почете у российских геймеров. Многих возрастных пользователей нисколько не пугает «доисторическая» графика и аляповатые модели, которые повергли бы в шок молодое поколение, выросшее на Fortnite. Дарья Федотова рассказывает, что и в их клубе без «нестареющей классики» никуда:

«Ностальгические игровые издания, такие как CS 1.6 или World of Warcraft, пользуются популярностью в основном у нехардкорных геймеров и поклонников олд-версий».

На вопрос, почему Дмитрий не перейдет с друзьями на новую часть Counter-Strike, он отвечает, что просто не хочет переучиваться — ему приятно видеть старые модельки солдат, гранату огромного размера и чувствовать привычную отдачу AK-47:

«Мне кажется, что таким образом люди вспоминают детство, которое у каждого нынешнего 25—30-летнего парня было одинаковым. Особенно у тех, кто рос без хорошего интернета или компьютера дома».


Арбузный кальян и светлое нефильтрованное

Именно такой комплект предлагают некоторые компьютерные клубы бонусом к паре часов игрового времени. Многие современные заведения расширили привычные представления о гейминге. Теперь это не обитель ботанов и гиков, но и развлечение для людей, которым фраза «нид ганг мид» («помогите убить соперника на центральной линии») кажется какой-то тарабарщиной. А самые продвинутые компьютерные клубы пошли еще дальше и превратились в «киберпространства» или «киберлаунджи».

Главным атрибутом здесь по-прежнему остаются мощные ПК, только теперь в наборе идут еще консоли, бар с крафтовым пивом, настольные игры и кальян.

Популярность таких заведений во многом связана с изменившимся отношением к гейминг-индустрии в обществе. Пока Дональд Трамп продолжает клеймить видеоигры, называя их источником пропаганды насилия и причиной разложения молодежи, в массовой культуре сформировался совершенно иной образ. Иван Ургант и российские федеральные каналы наперегонки бегают за гейм-дизайнером Хидэо Кодзимой, а популярные бренды, среди которых Adidas и Red Bull, подписывают контракты со стримером Тайлером Ninja Блевинсом. Рэпер Дрейк играет на стриме в Fortnite и вкладывается в киберспортивный клуб 100 Thieves. В Голливуде собираются экранизировать Uncharted (среди приглашенных актеров — Том Холланд и Антонио Бандерас), а также снимать сериал по The Last of Us. Авторы самого популярного неанглоязычного продукта Netflix «Бумажный дом» осуществили коллаборацию с шутером Rainbow Six: Siege, а Fortnite — с фильмами «Мстители: Финал» и «Джон Уик 3». Если раньше создатели «Южного парка» высмеивали фанатов World of Warcraft, то теперь Барт Симпсон становится киберспортсменом. Все эти коллаборации в определенном смысле легитимизируют индустрию гейминга в глазах широкой аудитории и особенно той ее части, которая к пиксельным мирам всегда относилась с пренебрежением или даже опаской.

Игры становятся частью нашей жизни и современной культуры наравне с кино. Россия по итогам 2018 года вошла в топ-10 стран по количеству геймеров — у нас их около 66 млн человек. Меняется и отношение к самим фанатам этого хобби — образ полного прыщавого девственника из мемов перестает быть актуальным.

«С компьютерными играми сейчас в той или иной степени не понаслышке знаком едва ли не каждый, — отмечает Олег Камалов, — и потому подобные увлечения воспринимаются нормально.

Уже не стыдно говорить, что ты вечерами любишь не только ходить в кино или театры, но и сидеть с друзьями в Call of Duty или зачищать подземелья в World of Warcraft».

Изменения в общественном сознании тонко почувствовали владельцы киберлаунджей, совместив привычный формат баров и кальянных с видеоиграми. В одном из таких заведений мы познакомились с Таней. Ей 22, она учится на историка и сама не играет. Сюда она приходит вместе со своим парнем. Однако, по словам Татьяны, для нее эти визиты вовсе не тяжкая повинность — девушка действительно получает удовольствие от происходящего.

«Впервые я оказалась в подобном заведении года полтора назад во время чемпионата мира по „Доте“ [The International по Dota 2. — Ред.]. Здесь как раз шла трансляция каких-то важных матчей. Я ничего не понимала, собственно, как и в спортбарах, когда там транслируют футболы и хоккеи. Но это оказалось забавно. Все так же кричат, чему-то радуются — короче, драйв. И происходящее тебя захватывает, даже если ты буквально ничего не смыслишь в этом».

Таня призналась, что иногда не прочь порубиться в Mortal Kombat или просто поболеть за своего парня, когда он увлеченно расстреливает соперников в шутерах. К слову, девушек-геймеров становится всё больше. В 2019 году в Европе их было почти столько же (46%), сколько и мужчин, — правда, они отдают предпочтение мобильным играм. Дарья Федотова рассказала, что у них в F5 женская аудитория гораздо меньше, но те геймерши, что приходят, играют не хуже парней. В киберлаунджах девушек куда больше, чем в традиционных компьютерных клубах.

Стать частью хардкорного игрового комьюнити многие женщины в России, возможно, еще не готовы, но приобщиться к этой культуре в приятной обстановке с бокалом «Космополитена» оказывается намного проще.

Пожалуй, главный секрет популярности современных компьютерных клубов — в их разнообразии. Одни заведения смогли привлечь хардкорных игроков, организуя для них турниры и убирая всё лишнее. Другие воссоздают «ламповую» атмосферу нулевых для тех, кто хочет вернуться в детство. Ну а третьи ориентированы на более широкую аудиторию, которая постепенно приобщается к миру видеоигр и киберспорта.


07 апреля 2015, 14:57 4 098

Автор: Антон Черепок

Если ваш ребенок начал терять в весе, прогуливает уроки, приходит домой с красными глазами и просит все больше денег на карманные расходы, не спешите расстраиваться и подозревать его в употреблении каких-то веществ. Вполне возможно, поблизости от вас открылся компьютерный клуб.

Казалось, эра компьютерных клубов закончилась с приходом скоростного дешевого Интернета и доступных комплектующих, но, как выяснил ДГ, тесные душные залы, набитые сгорбившимися перед мониторами игроками, рано списывать со счетов.

DSC_8159

DSC_8157

В клубе, несмотря на полумрак, очень красивое оформление зала. Эффектные красотки в боевом облачении и богатым декольте органично дополняют мелькающие на мониторах прицелы и взмахи мечей. За прозрачными дверцами холодильников батарея безалкогольных напитков. Некоторые системные блоки стоят со снятыми боковыми крышками для лучшего охлаждения. На кулерах диодная подсветка лишь усиливает ощущение мощи. Уже через пять минут весь скепсис улетучивается, и хочется занять место за одной из таких машин.

DSC_8156

Сейчас, потеряв ФБ, а затем отдав бот на даблкилл, люди рейджат и ливают, нет уже того командного духа, как раньше при первой додке.

В Hive каждую неделю проходят внутриклубные турниры, организуются соревнования при поддержке всемирно известных производителей комплектующих, таких как Gigabyte или AMD с призовыми фондами.

DSC_8148

Во что играют? Как все: DOTA 2, league of legends и классика — CounterStrike 1.6.

DSC_8161

Практически с противоположной стороны города, на Физкультурной, тоже есть компьютерный клуб. Но, в отличие от нафаршированного самым современным оборудованием Hive, этот больше похож на музей ушедшей эпохи. Клуб 2004 года живет за счет мастерской по ремонту компьютерной техники. Компьютеры здесь остались с тех времен, разве что на некоторых стоят современные мониторы.

Играли без отрыва, вообще не вставая. Утром ехал домой на троллейбусе, держась за поручень, будто мышь сжимаю. В глазах рябило. Закроешь — там вместо темноты Starcraft.

DSC_8164

DSC_8165

Александр, 32 года: «Первым делом вытряхиваешь шарик из мышки, ногтем сковыриваешь с роликов грязь. Такая черная полоска, похожая на материю. Если тебе комп достался чуть мощнее, то создаешь сервер с любимой картой и орешь на весь зал: «Я создал!».

Павел, 33 года: «Однажды мы засели в клубе на ночь. Название не помню, он располагался в общаге около главного корпуса Аэрокоса. Играли без отрыва, вообще не вставая. Утром ехал домой на троллейбусе, держась за поручень, будто мышь сжимаю. В глазах рябило. Закроешь — там вместо темноты Starcraft».

DSC_8166

В конце 2019 года в городах-миллионниках было больше 400 компьютерных клубов. Всего за год это число выросло на 80%. Санкт-Петербург, Челябинск, Волгоград, Самара и Нижний Новгород показали двукратный рост, а в Воронеже количество таких заведений почти утроилось, подсчитал «Коммерсантъ» на основе данных сервиса «2ГИС».

В Москве за то же время компьютерных клубов стало в два с половиной раза больше. В ноябре 2019 года в столице работало 147 заведений. Ажиотаж продолжился и в 2020 году: в начале марта «2ГИС» по запросу «компьютерный клуб» показывал уже 238 адресов, убедился «Секрет».

«Это похоже на истерию», — говорит владелец новосибирского клуба Windeta Сергей Закревский. Он открыл этот бизнес в мае 2019 года. По словам Закревского, после этого в городе стали появляться по два клуба в месяц. «К концу года их стало 20 штук. Даже для такого большого города, как Новосибирск, это много», — считает предприниматель.

К взрывному развитию рынка, по мнению экспертов, привели как минимум два фактора. Первый — увеличение стоимости комплектующих для домашних игровых компьютеров. Популярность майнинга криптовалют привела к дефициту видеокарт и росту цен на них. По словам геймеров, минимальная стоимость игрового компьютера составляет 35 000 рублей, а оптимальный набор «железа» приближается к отметке в 100 000 рублей.

Кроме того, на рынок сильно повлияло развитие в России киберспорта. В 2019 году международная аналитическая компания PwC оценивала стоимость этого рынка в $12,7 млн. К 2023 году он может вырасти до $31,2 млн, считают эксперты.

«При таких высоких темпах роста киберспортивной отрасли не хватает мест, где люди могут заниматься киберспортом, — рассказал "Секрету" представитель франшизы компьютерных клубов Colizeum Ринат Магдеев. — Во-первых, далеко не у каждого есть дома хороший игровой компьютер. Во-вторых, в клубы люди ходят не просто поиграть, а пообщаться и отдохнуть с друзьями, окунуться в атмосферу. В-третьих, клубы сегодня реально стали площадками для тренировок команд, для участия в турнирах. Теперь это полноценные спортзалы».

Компьютерные клубы — самое популярное направление для инвестиций на российском киберспортивном рынке. «90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы», — утверждает венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьёв.

Кирилл Савин — о том, как бизнес живёт в эпоху повсеместного доступа к сети.

У меня два высших образования. Первое — медицинское. Я выучился на хирурга, и незадолго до окончания вуза у меня появилась семья. Врачебной зарплаты не хватало, поэтому я стал искать альтернативные источники дохода.

Мне казалось, что я умею рисовать и разбираюсь в компьютерах, поэтому в 1998 году пошёл дизайнером в рекламное агентство. Проработать там долго не получилось — оно загнулось.

После запуска ещё какое-то время поработал там, а потом снова сменил несколько мест — все они так или иначе были связаны с техникой и ИТ. Например, ныне закрывшийся салон сотовой связи «Техмаркет».

После обучения понял, что не смогу больше работать по найму — стало слишком тесно. Так мы с бывшим коллегой из «Техмаркета» решили открыть свой бизнес. Это было в 2005 году.

Салон, в котором мы с ним работали раньше, находился в Домодедово. Когда он закрылся, администрация аэропорта захотела сделать на своей территории интернет-кафе.

У них оставались наши контакты. Администрация связалась с нами и сказала: «Ну что, ребята, надо делать». Мы взяли и сделали.

Тема оказалась бомбической: огромный поток людей, постоянный проходняк, кому в интернет выйти, кому что-то распечатать или сделать ксерокопию — дело требовало много времени и внимания, но шло хорошо.

В то время интернет-кафе по большей части находились в подвалах, где были низкие потолки и отвратительная циркуляция воздуха. Такие кафе посещали в основном маргиналы, а мы с коллегой хотели не этого.

Бизнес начинали с собственного капитала, не было никаких займов. Кроме того, у нас были партнёрские отношения с «Билайном» и «Мегафоном» — они брендировали наши точки, что давало больше возможностей для роста.

Компьютеры на первых точках стояли от IBM, оперативной памяти — 2 Гб, не больше. Для тех времён это было очень хорошо. Я подбирал их по так называемому принципу достаточности: я знал, что для первой Dota или для Counter Strike нужны определённые системные требования. Тогда я пошёл к поставщику, мы собрали подходящий компьютер, протестировали. Всё прекрасно работало, и я купил партию.

Мы никогда не модернизировали и не ставили Mac — они красивые, но неудобные. К тому же людям, которые в основном работают на Windows, будет сложно переключиться на что-то другое. Меня просто не поняли бы клиенты.

В 2006 году популярность «подвальных» клубов упала, но мы тем не менее жили, а не выживали. Были клиенты, были игроки, но в то же время было заметно, что интерес снижается. В то время проходимость составляла 100–150 человек в день.

С другой стороны, конкуренция поубавилась, многие клубы закрылись, и тогда мы начали планомерно окутывать город. Каждый год открывали по точке. Самая старая (не считая интернет-кафе в Домодедово) — это клуб в торговом центре у метро «Молодёжная».

Выручка клуба в то время составляла 300–350 тысяч рублей в месяц, час за компьютером стоил 100 рублей. Потом подняли цены за час до 120 рублей, но выручка одного клуба выросла ненамного. Сейчас она составляет 350–400 тысяч рублей в месяц.

Все точки находились в торговых центрах недалеко от метро «Молодёжная», «Планерная», «Водный стадион», «Свиблово». В 2011 открыли вторую в аэропорту — на этот раз в Шереметьево. На пике у нас было 15 клубов.

За электроэнергию мы платим мало — около 1500–2000 рублей в месяц. Куда больше стоит интернет, на него уходит около 15 тысяч рублей за 15 компьютеров. На точку мы ставим 15–20 штук — как показывает практика, этого хватает.

Всё шло нормально ровно до кризиса. В 2015 году закрыли точки в обоих аэропортах. Причина простая: аренда, которую мы платили в евро, поднялась ровно в два раза и оказалась неподъёмной, а каких-либо уступок от руководства аэропортов мы не получили. А вот кризис 2008 года нас никак не затронул.

Меня часто спрашивают, зачем нам этот бизнес: «Кто вообще к вам ходит?». Для меня ответ прост: люди дома тоже варят кофе, но количество кофеен от этого не уменьшается.

К нам приходят за антуражем, чтобы поиграть без лишних раздражителей. Что интересно, стабильной аудитории, за исключением постоянных посетителей, нет — она меняется от года к году.

В самом начале приходили в основном те, кому нужно было проверить почту. Потом стали появляться офисные клерки, которым на работе закрывали доступ в Facebook и в «Одноклассники» — в те времена не было широкодоступного мобильного интернета.

После пришли те, кому нужен был Skype, а после настало время игроков. Потом была эра мимимишных RPG вроде World of Warcraft, League of Legends.

Затем к нам стали приходить игроки World of Tanks. Было очень много солидных бородатых мужчин, которые брали пиво на соседнем с интернет-кафе фуд-корте и садились играть.

Однажды я подошёл к одному познакомиться, спрашиваю:

— А почему вы дома не играете?

— Да очень просто. Вот у вас есть дети?

— Да, есть.

— И у меня есть. А теперь представьте себе, я приду после работы, налью себе пива и сяду играть. Меня просто не поймут: надо же поиграть с детьми. А мне после работы хочется немного в тишине посидеть.

Этот мужчина, кстати, был продвинутым танкистом: замечательные танки, полно танкового золота. Сидел там, рубился.

Сейчас новая итерация: это и Counter Strike, и Dota, PUBG, Fortnite и так далее. Индустрия постоянно меняется.

Сам я тоже играл. Начинал, как и все айтишники, c Doom. Сейчас я знаю все тренды, но сам не игрок, последний раз играл в Mass Effect 3. У меня нет желания погружаться в виртуальный мир, чтобы попасть в другую реальность.

Но своим детям (у меня три сына) я обязательно ограничиваю игровое время. Максимум час или два в неделю — и то, если они достигнут успехов в учёбе.

Некоторое время назад средний сын играл в разы больше, его затягивал игровой процесс, но перестала «затягивать» жизнь. Сейчас я вижу, что ограничение даёт плоды: сын делает большие успехи в робототехнике и программировании.

Я хочу выйти из этого бизнеса. Одна из причин — это его деструктивное влияние на людей. Я знаю, видел игроманию и не хочу способствовать её развитию.

Как и у всех вещей или явлений, у киберспорта и игр есть две стороны. Первая помогает развивать реакцию, мышление, аналитический ум, в то время как вторая заставляет детей воровать деньги у старших, приходить в компьютерный клуб и подчистую их просаживать.

Иногда к нам приходят родители с просьбами вернуть их деньги. Пару месяцев назад, например, пришёл папа с ревущим сыном лет тринадцати, который просадил четыре с чем-то тысячи. Мы подняли логи, и это оказалось правдой. Деньги вернули — это всё-таки моральная ответственность.

Ещё была неприятная ситуация, когда пришла мама мальчика, что играл у нас, и начала на весь ТЦ кричать и угрожать подать на нас в суд. Меня тогда не было на месте, я приехал. Она стоит напротив меня и ругается: «Вы развращаете моего ребёнка!».

Я пытался ей объяснить, что ни о каком разврате речи быть не может — у нас стоит файрвол, который блокирует нежелательный контент. Помимо наших принципов, за соблюдением норм следит прокуратура, которая раз в год приходит и проверяет всё от и до. Переубедить её в итоге не получилось — даму увела полиция.

Была ещё история, как в одном из наших клубов ночью, когда торговый центр был закрыт, какие-то парни вырвали ломом болты, которыми компьютеры прикручены к столу — это обязательная мера защиты.

Причём они не украли компьютер, а просто вскрыли железо и утащили видеокарту. Краж у нас очень мало: охрана ТЦ не пропускает сомнительных личностей, а украсть что-то в компьютерном клубе в дневное время едва ли возможно.

Бывает, что приходят люди, которые разговаривают через компьютер с богом или пишут письма президенту, причём вслух. Особенно часто такое происходит весной и осенью, когда обостряются все психические заболевания. В таких случаях мы не просим гостя покинуть клуб — к нему подходит администратор и просит быть потише.

Если кто-то заливает клавиатуру, мы не штрафуем. Я не считаю залив чем-то ужасным. Когда такое случается, то гость сам начинает извиняться, переживать, предлагает какие-то деньги.

Нам важнее человеческие взаимоотношения. Мы понимаем, что клавиатура — мембранная, её нужно просушить, и всё — это очень просто. Лояльность путём штрафов не заработаешь.

Если что-то ломается, у нас есть поставщик, который с 2010 года поставляет комплектующие. Апгрейд компьютеров мы проводим не оптовый, а по необходимости. С играми то же самое: ежедневно в каждом клубе утро начинается с обновлений и переустановок.

За всё моё время в бизнесе технически на него оказали влияние две вещи: VR-технология и киберарены. Первые арены появились в районе 2017 года, и для меня эти заведения были удивительны — я не понимал, для чего они нужны.

Долгое время они стояли пустые, туда просто никто не ходил, а потом киберспорт в России внезапно стал популярен. Причём настолько, что даже Тимати, который, кажется, развивается во всех популярных направлениях сразу, открыл Black Star Gaming.

Чемпионат Москвы по Hearthstone от Black Star Gaming, 2017 год Black Star Gaming

Но появление арен на компьютерные клубы не повлияло. На аренах всегда нужно ставить очень дорогую и самую современную технику, которая будет гарантированно долго окупаться.

К тому же срок жизни компьютеров маленький, и то, что сегодня быстро, через год уже считается медленным. Если раньше на апгрейд оборудования мы тратили в районе 6000 рублей в месяц, то сейчас сумма достигает 400–500 тысяч рублей.

С VR другая история. Сама по себе это очень классная тема. Мы проводили эксперимент: поставили два шлема, но спроса на них не было.

Думаю, что, во-первых, причина провала VR в компьютерных клубах кроется в высокой стоимости, которую не все готовы заплатить. Во-вторых, геймерам попросту неудобно играть. Они привыкли использовать клавиатуру, а крутить головой в очках — это тяжело и непривычно.

Кроме того, у меня, например, есть проблемы с вестибулярным аппаратом: меня начинает подташнивать, когда я надеваю очки. Переход из одного мира в другой комфортен не для всех.

Сейчас появилось ещё одно новшество — Google Stadia. Это потоковая платформа — Netflix от игрового мира. Ничего не нужно устанавливать, все игры работают в облаке.

Нам предлагали протестировать платформу, но мы отказались. Люди хорошо идут на то, что им знакомо, и с опасением относятся ко всему новому, поэтому в этом случае риски себя не оправдывают.

Сейчас я постепенно ухожу из бизнеса — половину сети мы уже продали. Покупатели — молодые предприниматели до 30 лет. Они ищут дополнительный источник дохода, который не требует времени на раскрутку и покупают готовый бизнес.

Пятнадцать лет в сфере — это круто. Сейчас я развиваю школу робототехники, а интерес к старому делу стремительно угасает. Я люблю менять мир вокруг себя. Мне нравится создавать новое, вдыхать в него жизнь, но если запал исчез, то ничего хорошего уже не выйдет — надо прощаться.

Читайте также: