Задание в файле п 3 выписать в тетрадь способы питания бактерий значение бактерий

Обновлено: 04.07.2024

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов.

Метапредметные:

-продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении, проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные:

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

-оценивать собственный вклад в работу группы

Основные понятия урока : сапротрофы ,паразиты, гетеротрофы, автотрофы.

Место урока в разделе: текущий

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: Беседа,рассказ,работа с учебником и т.д

Деятельность учащихся: работа с текстом , иллюстрациями учебника и дидактическим текстом ,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов самостоятельной работы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, тестовые задания, книги, тетради, таблицы «Строение бактериальной и грибной клеток» , схемы «Питание бактерий и грибов», «Роль бактерий и грибов в природе»

1.Организационный момент .

Мотивация(1-2 минуты)
Здравствуйте, ребята, и все присутствующие. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит , что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка-это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним материал о многообразии живого и в этом нам поможет стихотворение, а вы, будьте внимательны:

В науке мы с вами не первоклашки.
Неведомы были нам червяки и букашки.
Не знали мы ,где калянус живет
и что у березы по лубу течет.
Конечно ,известно нам с самого детства:
Грибы и деревья живут по соседству.
Неведомо было что их рост
В науке зовется смешно: «симбиоз».
Что дрожжи живые , вам скажут все мамы.
А вот что являются дрожжи грибами?
Пришлось пройти нам по дебрям науки
(Прошли мы все без лени и скуки!)
И вот перед нами открылись все тайны
Из жизни китов, осьминогов, пираний.
Узнали мы ,как в зеленой травинке
Идет фотосинтез легко, без заминки.
Раскрыли мы и бактерий секреты-
Без ядер, зато санитары планеты!
Узнали у вирусов, тех, что без клеток,
Мы тайну рождения вирусных деток.

-Назовите организмы ,которые упоминаются в этом стихотворении.

-Теперь разделите эти организмы на группы, восстанавливая в памяти названия царств живой природы. Изобразим все это в виде схемы.(1 приложение)

-Какие вы знаете растения?

-О них говорят «питаются разом рассолом и газом». О чем идет речь?

(о каком процессе идет речь)

-Как вы понимаете эти слова?

(Сказка о старой яблоне)

Прочитайте сказку и ответьте на вопросы .

Жила-была в саду Яблоня.Каждый год давала она богатый урожай.Хозяин тщательно ухаживал за ней:летом регулярно поливал,осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки,зимой оберегал от мышей.

Но вдруг заметил Хозяин,что несмотря на все его старания,стала Яблоня слабеть:листья какие-то бледно-зеленые,яблоки измельчали,и зиму она еле-еле пережила….

Задумался садовод.В чем причина?Чего моей яблоне не хватает?

Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:

-Я,-говорит Азот,-могу помочь этой яблоне.Я же влияю на рост вегетативных органов,особенно побегов.С моей помощью листья ее снова станут сочными и ярко-зелеными.

-А я,-говорит Калий,-влияю на созревание плодов.Я тоже готов помочь.

-И я с вами заодно,-вмешался Фосфор,-я повышаю зимостойкость растения.А чтобы помочь яблоне,надо садоводу с нами подружиться.Лекарства особые раздобыть…И братьев наших младших позвать.

1)Что это за лекарства?

2)О каких «младших»братьях идет речь в сказке?

-Упражнение на правописание терминов .

( вставить пропущенные буквы и дать определение этим терминам)

3.Изучение нового материала

Вот теперь мы совершим увлекательное путешествие, а куда, узнаете скоро.

Что ни день-то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.(Осень И.Марзин)

-О каком времени года идет речь?
-А вы любите осень?
-Как выглядит осенний лес?

Дождь грибной пошел с утра,
Собираться в лес пора.
Взяв плетенные корзинки,
В лес идем мы по тропинке
Там осинки и дубы,
Там орехи и грибы.

Итак ,мы с вами отправляемся в увлекательный поход в тот мир ,который находится рядом с нами ,т .е в удивительный мир леса за знаниями и нам не помешает ни дождь ни ветер. А умеем ли мы вести себя на природе?

Правила поведения в лесу:
-не разорять птичьи гнезда
-не рвать цветы
-не ловить бабочек, шмелей ,стрекоз и других насекомых
-не ломать ветки деревьев и кустарников
-не мусорить
-не разжигать костры

«В лесу есть все, что нужно человеку» писал Сетон Томпсон. Для нормального питания человеку нужны углеводы(крахмал ,сахар),жиры и белки. Белков мало в цветковых растениях. А где нам взять белки? Мы соберем грибы. В сухом веществе грибов 40% -белок. Так же содержатся жиры и сахар.

В растениях крахмал а в грибах-гликоген «животный крахмал». В этом году в лесу много грибов.

Игра «Светофор». Я называю гриб ,а вы поднимаете соответствующий кружок.

Красный-несъедобный гриб.
Зеленый-съедобный гриб.
Желтый-незнаю.

Интересные факты о грибах.

2.По крайней мере 144 вида грибов содержат психоактивные вещества,которые могут вызвать у человека галюцинациногенные и другие ощущения,схожие с ощущениями от употребления наркотиков.Причем более сотни из них растут только в Южной Америке,в частности,на территории стран Карибского бассейна.

3.Грибы-трутовики,растущие на стволах деревьев,могут жить до 80 лет .

Накинем рюкзаки и отправимся в путь .А чтобы нам не было скучно давайте еще раз вспомним :какие царства живой природы вы уже изучили.

-Почему грибы и бактерии нельзя объединить в одно царство?(работа по таблицам)

-А сейчас у нас первый привал. Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему?

-Мы взяли с собой молоко, а оно скисло. Почему?(молочнокислые бактерии)

-Полезны ли для организма продукты полученные при помощи этих бактерий?

Интересные факты о бактериях.

1.Вопреки тому,что мама говорила нам,что сладкое портит зубы,шоколад имеет антибактериальное действие и помогает предотвратить кариес.

2.2долларовые банкноты имеют в среднем приблизительно 3,000 различных типов бактерий.

3.Каждые 20 минут новые бактерии вырастают на мочалке для посуды .

Молодцы! Поработали ,ребятки,

А теперь все на зарядку! (Физминутка)

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ножками топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали

Вот и подошли мы к теме урока(запишем в тетрадях)

-Что такое питание?

-Способы питания живых организмов.

Работа с учебником на стр.100-101: составим схемы питания бактерий и грибов.(2 приложение)

Проверка задания.

4.Закрепление материала.

«Биологический диктант» Я начинаю, вы продолжаете.

1) Два организма взаимно полезны, связаны вместе просто железно, такое сожительство есть…. (симбиоз)

2) Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов ,называются …. (паразиты)

3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами отмерших организмов, называются …. (сапротрофы)

4) Организмы ,образующие органические вещества из неорганических с использованием света- это….. (автотрофы)

5) Организмы, использующие для питания готовые органические вещества-это…. (гетеротрофы)

5.Рефлексия

Вот и прошли мы все лесные тропинки. С полной корзинкой знаний возвращаемся мы из нашего путешествия.

1. На уроке я работал ….

2. Своей работой на уроке я…….

3. Урок для меня показался……….

4. За урок я………

5. Мое настроение……….

Если вам понравился урок ,положите в корзинку белый гриб. Если нет, то мухомор.

6.Домашнее задание

$27 на странице 100-103,выучить определения, выписать термины по теме.

Задание на стр102 составить памятку или плакат «Как уберечься от болезнетворных микробов»

Приложение 1.

Живые организмы

Клеточные формы

Безъядерные Ядерные

Растения Грибы Животные

Приложение 2.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Бактерии очень разнообразны. Среди них встречаются и гетеротрофные, и автотрофные организмы. Большинство известных науке бактерий относятся к гетеротрофам.

Гетеротрофы не способны самостоятельно производить органические вещества и поэтому используют то, что образовали другие организмы.

В зависимости от способа питания среди этих бактерий выделяют три группы: сапрофиты, симбионты и паразиты.

Бактерии-сапрофиты (или сапротрофы ) (от греч. сапрос — «гнилой», трофе — «пища») питаются мёртвыми остатками живых организмов. Это наиболее распространённая группа гетеротрофных бактерий. Сначала они выделяют ферменты, которые расщепляют и растворяют пищевые частицы, а затем всасывают полученные вещества.

Бактерии-паразиты (от греч. паразитос — «нахлебник») питаются за счёт живых организмов и наносят им вред. Многие бактерии-паразиты являются болезнетворными, они вызывают болезни растений, животных и человека.

Бактерии-симбионты (от греч. симбионтос — «сожительствующий») обитают в других организмах и приносят им пользу. Так, на корнях гороха, фасоли, люпина и других бобовых растений живут клубеньковые бактерии и обеспечивают их азотом. Известны бактерии, которые обитают в кишечнике человека, питаются там и производят необходимые организму человека витамины.

Существуют бактерии, которые сами производят органические вещества из неорганических. Их называют автотрофами.

Автотрофы (от греч. аутос — «сам» и трофе — «пища») — это живые организмы, которые сами создают питательные вещества для своего питания.

К ним относятся цианобактерии (сине-зелёные водоросли), которые содержат в своих клетках хлорофилл и способны создавать органические вещества из неорганических, используя световую энергию (в их клетках происходит процесс фотосинтеза). Цианобактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.


Другие, например, железобактерии, серобактерии, получают энергию от превращения одних неорганических веществ в другие.

Бактерии – простейшие существа, которые появились на Земле более трех миллиардов лет назад. Они очень неприхотливы. Выдерживают влагу и высокую температуру, поэтому могут жить везде: и в воде, и в воздухе, и в земле, и в растениях, в организме животных и человека. Конечно, как и любым существам, обитающим на планете, необходимо питание. Оно зависит от среды, в которой растут и развиваются микроорганизмы.


Любые существа для своей жизнедеятельности должны питаться. В результате этого процесса бактерии получают вещества, которые служат источником энергии.

Микроорганизмам жизненно необходимы азот, углерод, водород, так как они есть в любом живом организме. Именно от того, как и в каком количестве микроорганизмы получают полезные для них вещества, зависят типы их питания. Одни бактерии получают питание в уже растворенном или молекулярном виде, так как не могут сами выделять ферменты в окружающую среду. Другие бактерии сами выделяют ферменты и могут расщеплять поступающие вещества до молекул. Таким образом, питание бактерий – это получение ими питательных веществ для полноценного развития микроорганизмов, их роста и размножения.

Особенности питания бактерий

И все-таки питание бактерий существенно отличается от получения пищи всеми другими организмами. У микроорганизмов нет собственной пищеварительной системы, они берут питательные вещества из окружающей среды или из других организмов, в которых находятся. Усваиваются эти вещества всей клеткой, хотя их расщепление происходит вне самой клетки.


Эти факторы влияют на то, что проникновение энергии в бактерии не встречает никаких препятствий, процесс происходит достаточно быстро. Проживая в любых условиях и имея очень хорошую приспособляемость, микроорганизмы, перемещаясь из одной среды обитания в другую, очень быстро к ней привыкают и даже могут поменять способ питания. Именно разные способы питания бактерий являются их еще одной особенностью.

Способы питания бактерий

Способы питания бактерий – это процессы поступления в клетку бактерии питательных веществ. Существует несколько способов питания микроорганизмов:

• При поступлении веществ в клетку бактерии она не затрачивает энергию. Такой процесс называется облегченной диффузией, когда концентрация молекул вне клетки больше, чем внутри нее Молекулы, несущие питательные вещества, начинают проникать в клетку и распределяться по ней.


• При процессе простой или пассивной диффузии молекулы находятся внутри клетки в разной концентрации по сторонам мембраны, они постепенно распределяются по клетке, так как имеют разные размеры.

• Активный перенос питательных веществ требует затраты энергии, так как количество веществ в клетке может в несколько раз превышать их количества во внешней среде. Такой способ питания характерен окислительно-восстановительным процессам, происходящим в период питания бактерий.

• При четвертом способе переноса питательных веществ химически измененные молекулы походят через мембрану, так как в обычном виде они восприниматься бактерией не могут.

В процессе питания участвует и выделительная система, так как поступающие вещества в любом случае должны удаляться. Выходят они тремя способами: с помощью фосфотрансферазной реакции, контранселяционных секций (образование специального канала, через который молекулы белка выходят в окружающую среду), почковании мембраны (молекулы выходят в мембранном пузырьке).


Но способы поступления питательных веществ в бактерии неразрывно связаны с типами их питания.

Типы питания бактерий

Изучая типы питания бактерии, нельзя говорить об их единообразии. Они зависят от поступления внутрь бактерии веществ, позволяющих ей полноценно развиваться. К ним относятся углерод, водород, электроны и поступление энергии.


В зависимости от транспортировки в клетки бактерий углерода они делятся на два типа питания: автотрофное и гетеротрофное. Гетеротрофы не могут самостоятельно выделять органические вещества из неорганических и получают первые в готовом виде.

Автотрофные выполняют эту работу самостоятельно внутри клетки разными способами: с помощью выработки фотосинтеза и благодаря химическим реакциям. Гетеротрофы в свою очередь подразделяются на паразиты, симбионты и сапрофиты. А автотрофы могут быть фототрофами и хемотрофами. Именно разновидности автотрофных бактерий влияют на получение бактериями энергии.


В зависимости от поступления в бактерии электронов и водорода питание происходит с помощью литотрофов, переносящих неорганические вещества средствами сероводорода, аммиака, углекислого газа и других соединений, и органотрофов, которые доставляют электроны с помощью органических соединений. Разновидности питания бактерий позволяют им принимать активное участие в пищеварительных цепях.

Цепи питания бактерий

Цепь питания – это взаимодействие между организмами с целью получения питательных веществ. Простейшие организмы, к которым и относятся бактерии, играют в цепи питания очень важную роль. Они участвуют и в начальной ее стадии, и в завершающей, так как участвуют в разложении растений и живых организмов. Такие бактерии относятся к разряду деструкторов, то есть разрушающих микроорганизмов.


Участвуя в разложении органических веществ, они обогащают почву, так как возвращают ей то, что было взято у нее растениями или животными. Также деструкторы поглощают энергию погибших организмов. Происходит этот процесс двумя способами: при распаде углеводов и при образовании гумуса в почве. Бактерии, возвращая в почву питательные вещества, замыкают пищеварительную цепь.


В самой цепи питания выделяются пять уровней. На первом, втором, третьем и четвертом уровнях находятся автотрофы, живущие в растениях, воде и другой среде, они разносят питательные вещества. Пятый уровень принадлежит бактериям, участвующим в разлагающемся процессе умерших организмов. Тем самым бактерии с автотрофным типом питания проходят через всю цепь, а бактерии с гетеротрофным типом питания завершают ее.

Автотрофный тип питания бактерий

Автотрофный тип питания существенно отличается от гетеротрофного, так как бактерии не получают органические вещества в готовом виде, а перерабатывают их самостоятельно. Такой процесс может происходить с помощью фотосинтеза или хемосинтеза. В зависимости от процесса получения питательных веществ и получения из них энергии бактерии с автотрофным питанием делятся на два вида.


Фототрофные бактерии получают энергию за счет солнечного света путем участия в процессе фотосинтеза. Длина волн светового поглощения колеблется от 850 до 1100 нм.

Фотосинтез, в котором участвуют бактерии, выделяющие кислород в окружающую среду, называют аноксигенным. В нем принимают участие бактерии, живущие в зеленых и пурпурны водорослях, которые растут в пресной и соленой воде. Оксигенный фотосинтез происходит под воздействием кислорода, в нем участвуют цианобактерии. Он состоит из нескольких этапов. Сначала бактерии поглощают свет (фотофизический этап), затем образуется АТФ (фотохимический этап), и происходит выделение органических веществ (химический этап).


Бактерии-хемотрофы используют в качестве получения энергии хемосинтез. Это процесс химических реакций окисления неорганических веществ.

В зависимости от того, какие вещества окисляются, можно выделить разные виды бактерий:

• Железобактерии могут окислять железо, участвовать в процессе появления ржавчины

• Серобактерии способны перерабатывать серу

• Нитрифицирующие бактерии живут за счет переработки аммиака

• Водородные бактерии при очень высокой температуре могут окислять водород


Организмы, в которых живут бактерии-хемитрофы, не могут обладать фотосинтезом, так как не способны воспринимать солнечный свет.

Гетеротрофный тип питания бактерий

Гетеротрофный тип питания бактерий основан на паразитическом существовании, то есть он происходит за счет тех организмов, в которых бактерии находятся. Бактерии могут быть полезными, а могут нанести организму вред. Все гетеротрофы подразделяют на три группы: паразиты, симбионты и сапрофиты. Бактерии, вызывающие заболевания организмов, называют патогенными. Если паразиты находятся внутри клетки и поражают только ее, они являются облигатными, к ним могут относиться вирусы. Факультативные паразиты уничтожают не только клетки, но и ткани организма, но существовать они могут только в искусственной среде и в особенных условиях.


Болезнетворные бактерии приносят вред человеку и животным, заражая вирусными инфекциями. Но не все микроорганизмы с гетеротрофным типом питания вредны. Гетеротрофы играют важную роль в переработке органических веществ, они добывают из них углерод и поглощают его. Благодаря гетеротрофам почва становится плодородной, природа очищается от погибших организмов как на земле, так и в водоемах. Процесс питания гетеротрофных организмов не одинаков.

Его можно рассмотреть с разных сторон. Любые организмы имеют определенные стадии питания, во время которых пища попадает внутрь и после некоторых процессов выводится наружу. Такие же действия происходят и во время питания бактерий. Так, процесс питания некоторых гетеротрофов можно разделить на пять стадий: сначала они поглощают пищу, затем идет процесс переваривания, потом органические вещества транспортируются в клетку, и на последней стадии происходит процесс ассимиляции и выделения.


При этом гетеротрофные бактерии имеют несколько типов питания:

• Голозойный позволяет расщеплять твердые органические соединения, так как проходят все стадии пищеварения

• Паразитический тип питания предполагает использование другого организма в качестве добывания питательных веществ.

• Симбиотический тип питания подразумевает взаимовыгодное взаимодействие двух микроорганизмов или бактерии и организма

В связи с таким распределением на типы питания все гетеротрофные бактерии можно называть либо свободноживущими, не зависящими от другого микроорганизма, либо симбиотическими, то есть взаимодействующими с другими организмами.


Таким образом, можно заметить, что гетеротрофный тип питания не может быть одинаков для всех бактерий.

Он имеет три основных вида:

1) Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами

2) Бактерии, питающиеся мертвыми организмами

3) Бактерии, питающиеся живыми организмами

Эти виды составляют основу питания гетеротрофных бактерий.

Питание бактерий-сапрофитов

Сапрофиты – одна из разновидностей гетеротрофных бактерий. Они получают питание, перерабатывая мертвые организмы. Сапрофиты помогают разлагаться органическим веществам, выделяя ферменты. Поглощение мертвых организмов происходит путем их разложения, поэтому сапрофиты можно назвать «санитарами» окружающей среды. Участвуя в разложении, они уничтожают мертвых животных, погибшие растения.


Даже в гниении листьев участвуют сапрофиты. Для питания бактериям-сапрофитам необходимы азот, белки, витамины, пептиды, нуклеотиды, которые они получают, используя ту среду, в которой обитают. Сапрофиты могут быть анаэробными, не нуждающимися в кислороде. Их можно обнаружить в любых видах брожения: кисломолочные продукты, вина. Другой вид сапрофитов – аэробные, нуждающиеся в кислороде. Это гнилистые бактерии, которые участвуют в процессе гниения. Некоторые сапрофитные бактерии могут быть опасными для человека. Такие сапрофиты иногда путают с паразитами.

Питание бактерий-паразитов

К бактериям-паразитам можно отнести болезнетворные микроорганизмы, которые обитают внутри клеток живых организмов. Там они получают питание и размножаются, принося вред, так как организмы получают повреждения. Вредные вещества, выделяемые паразитами, распространяются по всему организму, неся такие вирусные болезни, как чума, холера, ботулизм, туберкулез и так далее. Бактерии-паразиты очень хорошо привыкают к той среде, в которую они попадают с водой, пищей, через контакт с заболевшим.


При этом они могут полностью уничтожить организм, в который попали, и тогда вынуждены искать новую среду обитания. Борьба с бактериями-паразитами идет постоянно. Ученые разрабатывают лекарства, пытаясь уничтожить болезнетворные бактерии. Но паразиты могут обитать в воздухе, поднимаясь на тридцать километров от земли, в почве, в воде. При этом одни паразиты все время живут в одном организме, питаясь им. Другие паразиты факультативные.

Они заражают организм, заставляют его погибнуть, а потом питаются его остатками, участвуя в разложении, как сапрофиты. Следовательно, живые организмы для бактерий-паразитов – это прекрасная среда для питания и дальнейшего размножения.

Питание бактерий-симбионтов

Бактерии-симбионты – это различные вещества, которые живут в одном организме и взаимодействуют между собой. У этих бактерий две функции: они оказывают положительное действие на организм, в котором живут, и защищают его от проникновения болезнетворных микроорганизмов. Например, бактерии-симбионты живут в кишечнике человека.

Они помогают переваривать остатки пищи, выделяя полезные для организма вещества. Симбионты находятся и в растениях, оказывая помощь в усвоении азота, в котором растения нуждаются. Бактерии соединяют молекулы азота с другими молекулами, создавая полезные вещества для растений. Находясь в корнях молодых растений симбионты взаимодействуют с ними, помогая им усваивать азот и забирая углеводы. Такое взаимодействие взаимовыгодно обоим организмам, помогает им развиваться.


Бактерии могут быть полезными и вредными, но без них жизнь на планете приостановилась бы. Бактерии участвуют во всех процессах жизнедеятельности живых организмов. Являясь простейшими, они составляют основу всей жизни на планете

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практической работе сформированы задания на логическое осмысление теоретического материала и применение его в практическом направлении. Задания составлены согласно разноуровневому обучению и помогут в формировании умений заполнять таблицы, сопоставлять теоретические знания с практическими.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме "Бактерии" 5 классс»

Практическая работа по теме: «Бактерии» 5 класс

Задание 1. Сопоставьте форму бактерии и описание.

А-цепочка или гроздь шариков

Б-палочка столбняка, палочка сибирской язвы

В-организмы, вибрирующие при движении

Г-микроорганизмы извитой формы

Задание 2. Заполните таблицу «Сравнение клетки бактерии и животной клетки»

Задание 3. Ответьте на вопросы полным и развернутым ответом.

1. Почему бактерии живут с высокоорганизованными клетками?

2. Почему бактерии выделили в отдельное царство?

3. Почему бактерии сохранились до наших дней?

4. При скорости размножения бактерии за 5 суток могут размножиться до такой массы, что возможно заполнят все водоемы на Земле. Почему этого НЕ происходит?

5. Почему жизнь на Земле НЕ возможна на Земле?

Задание 4. Сопоставьте тип питания бактерии и описание типа

Тип питания бактерий

Описание типа питания

Б-питаются продуктами брожения и гниения

В -живут в воздухе

Г- выделяют энергию для своей жизнедеятельности

Д-используют готовые органические вещества для своих органических соединений

Ж-живут в бескислородной среде

Е- питаются органическими веществами живых тел

Задание 5. Заполните таблицу «Заболевания, вызванные бактериями»

Болезни, вызванные бактериями

Меры предупреждения данных заболеваний

Задание 6. Выберите ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ответ:

1. Бактериальная клетка отличается от растительной:

а) наличием цитоплазмы б) наличием оболочки

в) отсутствием оформленного ядра

г) наличием вакуоли

2. Бактерии – паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов

б) органическими веществами отмерших организмов

в) неорганическими веществами

г) водой и минеральными солями

3. Образование спор у бактерий – это:

а) способ размножения б) способ питания

в) способ деления г) способ выживания в неблагоприятных условиях

4. В пищевой промышленности для получения простокваши и сметаны используются:

а) болезнетворные бактерии б) бактерии гниения

в) клубеньковые бактерии г) молочнокислые бактерии

5. Вещество, в котором происходят все процессы жизнедеятельности бактерии:

а) цитоплазма б) протоплазма в) клеточное вещество г) ядерное вещество

1. Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы

б) одноклеточные организмы без ядра

в) клетка, имеющая ядро

г) клетки только круглой формы

2. Бактерии – сапрофиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов

б) органическими веществами отмерших организмов

в) неорганическими веществами

г) водой и минеральными солями

3. Большинство бактерий размножаются:

а) спорами; б) делением клетки; в) с помощью особых половых клеток; г) вегетативно.

Читайте также: