Задания по развитию памяти для дошкольников 6 7 лет распечатать

Обновлено: 05.07.2024

Упражнения и игры на развитие зрительной памяти детей 6-7 лет, материал может быть использован не только учителями, но и родителями.

ВложениеРазмер
Упражнения на развитие памяти детей 6-7 лет 938.96 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на «отлично».

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Игры для развития памяти

Запомни и повтори . Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.

Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.

Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?

Покажи зверушку . Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т.д.

Цепочка действий . Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем . Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д.

Картинки и слова

Вариант 1:
Выстригаем картинки
Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза,, паровоз, кресло, ,флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога, рояль.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся их запомнить.

Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те предметы, которые смог запомнить.
задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.
Вариант 2:
Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.

примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие моменты:

— Понял ли ребенок смысл рисунка?
— Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?
— Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих лиц?
— В какой мере уделял внимание деталям рисунка: цвету, одежде, размерам и т. д.
Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях памяти ребенка.
Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то .это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.
Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию. Это стоит учесть.


Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7—10 лет

1. На точность зрительной памяти.

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.

Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.

ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.

Развивающие задания в картинках для старших дошкольников. Подготовка к школе

Задание №1

Вспомни, что за предметы, и дорисуй их.


Задание №2

Допиши названия цветов.


Задание №3

Вспомни, какого цвета бывают яблоки и груши.


Задание №4

Какие прямоугольные и круглые предметы есть в твоей комнате. Нарисуй их.


Задание №5

Запомни названия шахматных фигур.


Задание №6

Запомни названия морей.


Задание №7


Задание №8

Запомни, как пишутся римские цифры.

Задание №9

Запомни названия пальцев на руке.


Задание №10

Запомни, какие бывают часы.


Задание №11

Внимательно посмотри на картинку. А теперь закрой её листом бумаги и скажи, сколько на картинке людей, животных, растений?


Задание №12

Внимательно посмотри на картинку. А теперь закрой её листом бумаги и назови все круглые, а потом все прямоугольные предметы.


Задание №13

Запомни названия достопримечательностей, которые находятся в городах Европы.


Задание №14

Вспомни названия месяцев и скажи, каких названий здесь не хватает.


Задание №15

Определи, кто где живёт.


Задание №16

Вспомни литературных персонажей.

В этом тебе помогут картинки.


Задание №17

Для каких игр пригодятся эти предметы?


Задание №18

Запомни, что означают эти дорожные знаки.

Задание №19

Внимательно посмотри на рисунок. А теперь закрой его листом бумаги и постарайся нарисовать предметы, изображённые на рисунке, в том же порядке.


Задание №20

Запомни названия планет Солнечной системы.


Задание №21

Допиши названия деревьев.


Задание №22

Вспомни название дней недели.

Какого дня недели не хватает на календаре?


Задание №23

Запомни названия нот.


Задание №24

Вспомни, какого цвета бывают облака. Раскрась их.


Задание №25


Задание №26

Внимательно посмотри на план морского сражения.

А теперь закрой его листом бумаги и по памяти нарисуй расположение кораблей.


Задание №27

Запиши ответы в пустых клетках.


Задание №28


Задание №29

Внимательно посмотри на левую половину рисунка.

Закрой её листом бумаги и раздай детям нужные предметы.


Задание №30

Вставь пропущенные цифры в пустые клеточки.


Задание №31

Какой из известных тебе шахматных фигур не хватает на доске? Нарисуй её в пустом квадрате.


Задание №32

Внимательно посмотри на левый рисунок, а теперь накрой его листом бумаги и посмотри на правый рисунок. Сколько кеглей сбил мальчик? Какие номера у этих кеглей?

1.Дорисуй недостающие детали. 1. Дорисуй недостающие детали.

hello_html_m5241634.jpg
hello_html_m4a16b3f9.jpg

1.Дорисуй недостающие детали. 1.Дорисуй недостающие детали.

hello_html_85443f4.jpg
hello_html_m4a16b3f9.jpg

2. Определи, какой фильм снимает каждый из операторов. 2. Определи, какой фильм снимает каждый из операторов.

hello_html_m3a00a950.jpg
hello_html_4a31db04.jpg

2. Определи, какой фильм снимает каждый из операторов. 2. Определи, какой фильм снимает каждый из операторов.

3. Найди среди корабликов два непохожих друг 3. Найди среди корабликов два непохожих друг на друга, а также на все остальные. на друга, а также на все остальные.

hello_html_m7b404e5f.jpg
hello_html_117a504a.jpg

3. Найди среди корабликов два непохожих друг 3. Найди среди корабликов два непохожих друг на друга, а также на все остальные. на друга, а также на все остальные.

hello_html_15a81e53.jpg
hello_html_m2c9d8ffa.jpg

4. Гласные буквы подчеркни, а согласные обведи в кружок. 4. Гласные буквы подчеркни, а согласные обведи в кружок.

hello_html_m5f2cb13e.jpg
hello_html_1c99ba71.jpg

4. Гласные буквы подчеркни, а согласные обведи в кружок. 4. Гласные буквы подчеркни, а согласные обведи в кружок.

5. Какая новая картинка появилась в каждом 5. Какая новая картинка появилась в каждом из рядов по

из рядов по сравнению с предыдущим. сравнению с предыдущим. Раскрась одинаковые

Раскрась одинаковые предметы в один цвет. предметы в один цвет.

hello_html_a79aab9.jpg
hello_html_m7238d0b5.jpg

5. Какая новая картинка появилась в каждом 5. Какая новая картинка появилась в каждом из рядов по

из рядов по сравнению с предыдущим. сравнению с предыдущим. Раскрась одинаковые предметы Раскрась одинаковые предметы в один цвет. в один цвет.

6. Помоги медвежонку добраться до бочонка с мёдом 6. Помоги медвежонку добраться до бочонка с мёдом

hello_html_m375e0fcb.jpg

7. Буквы обведи в кружок, а цифры зачеркни. 7. Буквы обведи в кружок, а цифры зачеркни.

hello_html_m3e1e00db.jpg
hello_html_m2f995b39.jpg

7. Буквы обведи в кружок, а цифры зачеркни. 7. Буквы обведи в кружок, а цифры зачеркни.

hello_html_m5847269f.jpg
hello_html_m3b69cbc1.jpg

8.Подбери заплатку к каждому коврику. 8.Подбери заплатку к каждому коврику.

hello_html_71057503.jpg

9.Нарисуй недостающие детали. 9.Нарисуй недостающие детали.

hello_html_42cf6d2.jpg
hello_html_m6efa215f.jpg

9.Нарисуй недостающие детали. 9.Нарисуй недостающие детали.

10. Соедини буквы по линиям и запиши загадку. 10. Соедини буквы по линиям и запиши загадку.

Отгадай. Ответ: Кто говорит молча? Отгадай. Ответ: Кто говорит молча?

hello_html_3e77a650.jpg

11.. Часовщику нужно найти деталь для часов. 11. Часовщику нужно найти деталь для часов.

У этой детали должно быть больше 7, но меньше 10 зубчиков У этой детали должно быть больше 7, но меньше 10 зубчиков

и треугольное отверстие в центре. и треугольное отверстие в центре.

12. Назови геометрические фигуры, которые ты 12. Назови геометрические фигуры, которые ты

видишь на этих рисунках. Раскрась. видишь на этих рисунках. Раскрась.

hello_html_m8440c9b.jpg
hello_html_4cecdb64.jpg

12. Назови геометрические фигуры, которые ты 12. Назови геометрические фигуры, которые ты

видишь на этих рисунках. Раскрась. видишь на этих рисунках. Раскрась.

hello_html_m7ab5e302.jpg
hello_html_m5b3f7193.jpg

13. Сосчитай, сколько на картинке каждой из фигур. 13. Сосчитай, сколько на картинке каждой из фигур.

Поставь нужную цифру. Поставь нужную цифру.

hello_html_m6267b86c.jpg
hello_html_68c0bfaf.jpg

13. Сосчитай, сколько на картинке каждой из фигур. 13. Сосчитай, сколько на картинке каждой из фигур.

Поставь нужную цифру. Поставь нужную цифру.

hello_html_76ddaea5.jpg
hello_html_38016dd7.jpg

14. Помоги бабочке долететь до цветка. 14. Помоги бабочке долететь до цветка.

hello_html_mfa893f0.jpg
hello_html_7c62d2df.jpg

14. Помоги бабочке долететь до цветка. 14. Помоги бабочке долететь до цветка.

hello_html_m45cbf72f.jpg
hello_html_73612029.jpg

15. Выполни задание по образцу. 15. Выполни задание по образцу.

hello_html_22c7ffd5.jpg

16. Раскрась листочки. 16. Раскрась листочки.

hello_html_3125db12.jpg
hello_html_m2f307215.jpg

16. Раскрась листочки. 16. Раскрась листочки.

17. Вычеркни фигуры в соответствии с образцом. 17. Вычеркни фигуры в соответствии с образцом.

hello_html_209ed63a.jpg
hello_html_m534b2339.jpg

17. Вычеркни фигуры в соответствии с образцом. 17. Вычеркни фигуры в соответствии с образцом.

hello_html_5868688f.jpg
hello_html_m21af0636.jpg

18. Соедини буквы по линиям и запиши пословицу. 18. Соедини буквы по линиям и запиши пословицу.

Ответ: Без труда нет добра Ответ: Без труда нет добра

hello_html_42bbcb44.jpg

19. Дорисуй недостающие детали. 19. Дорисуй недостающие детали.

hello_html_m41f2ed62.jpg
hello_html_m22b365e1.jpg

19. Дорисуй недостающие детали. 19. Дорисуй недостающие детали.

hello_html_m7635b654.jpg
hello_html_49d13f10.jpg

20. Вычеркни только те фигуры, которые даны на образце. 20. Вычеркни только те фигуры, которые даны на образце.

hello_html_61f5e4a.jpg
hello_html_m4ca3b0aa.jpg

20. Вычеркни только те фигуры, которые даны на образце. 20. Вычеркни только те фигуры, которые даны на образце.

Частый вопрос, возникающий у родителей будущего первоклассника: готов ли их 6-7 летний ребенок к школе? А если не готов, то, как скорректировать необходимые знания, умения, навыки, какие развивающие задания проработать с сыном или дочкой дома? Некоторые родители доверят решение этой проблемы детскому саду или подготовительной группе при школе, а кто-то самостоятельно возьмется за этот нелегкий труд. И, конечно, последние останутся в выигрыше. Ни школа, ни детский сад не смогут учесть индивидуальных особенностей каждого ребенка. И нигде, кроме как дома, не будет создана наиболее комфортная, непринужденная обстановка, так необходимая для развития малыша.

логика признаки

Как распечатать карточки с заданиями

В продолжении темы о развитии детей 6-7 лет. Специалисты выделили три составляющих готовности ребенка 6-7 лет к школе: физиологическая, психологическая и познавательная.

логика кто упадет

Задания на развитие внимания у детей 6-7 лет

Задание 1. «Части тела». Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель показывает на свою часть тела и проговаривает ее название, ребенок повторяет. Далее взрослый делает хитрость: показывает, например, глаз, а говорит, что это локоть. Ребенок должен заметить подвох и правильно указать часть тела.

человек тема задания 1

человек тема задания 2

Задание 2. «Найди отличия». Одна из самых популярных игр. Следует заранее обговорить, сколько отличий на выбранной картинке. Удобно пользоваться карандашом, для обозначения найденных элементов. Если ребенок не может найти все отличия, нужно ему подсказать, на что следует обратить внимание.

Например, на следующей картинке нужно найти не менее 10 отличий.

найди отличия

Задание 3. «Найди путь». Ребенку предлагают ответить на вопрос, например: «По какой дорожке должен следовать автобус, чтобы дети доехали до школы?»

лабиринт задание дети

  • Математика и логическое мышление. Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, знать арифметические знаки « + », « – », « = ». Также находить закономерности, группировать предметы по одному признаку, продолжать логические ряды, составлять рассказ с логическим завершением, находить лишний предмет, то есть анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать и доказывать.

сложение пример в картинках

примеры сложение 6-7 лет картинка 8

сложение 1 плюс 2

больше меньше равно

Задание ребенку: посчитай десятки

сравниваем числа

Математика – основополагающий фактор интеллектуального развития. В ее корне заложено логическое мышление. Оно в свою очередь формирует умение пользоваться логическими приемами, а также выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать умозаключения. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте начать развивать логику.

Задания для умников

счет 6-7 лет картинка 14

больше меньше задача

Задания и игры на развитие логики для детей 6-7 лет

счет 6-7 лет картинка 17

найди лишнее транспорт

транспорт тема 1

транспорт тема 2

Развивающее задание № 3. Детям предлагают задачу: «На полке лежит столько же красных тетрадей, сколько синих. Число зеленых и красных тетрадей одинаково. Сколько всего тетрадей на полке, если зеленых 3?» Такая задача развивает умение анализировать, синтезировать, сравнивать и упорядочивать свои действия.

логика 1

Развивающее задание № 4. Можно предложить ребенку ответить на вопросы с подвохом. Такие задачки очень нравятся детям. Они помогают развить воображение.

На 1 ноге Маша весит 20 кг, сколько она будет весить на 2 ногах?

Что легче: килограмм пуха или камней?

Сколько конфет в пустом пакете?

Из какой посуды ничего не съешь?

На березе росло 5 яблок и 3 банана, Сколько осталось яблок, если все бананы упали?

Отлично развивают мышление детей ребусы в картинках, смотрите все ребусы в картинках здесь.

детские ребусы в картинках 13

  • Память. Нужно уметь рассказывать наизусть стихотворение, пересказывать небольшой текст, запоминать 10 картинок.

детские ребусы в картинках 10

В 6-7 лет формируется произвольная память, что необходимо для получения большого объема новых знаний в школе. Совместно с образной памятью развивается словесно-логическая, то есть хорошо запоминается то, что было понято. Помочь в развитии памяти и подготовиться к школе могут помочь родители с помощью правильно подобранных заданий.

Задания на развитие памяти детей 6-7 лет

Задание 1. «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.

Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»

Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?». В этой игре задействована не только память, но и внимание.

составляем рассказ про маму

закончи фразы развитие речи

рассказ с картинками вместо слов

  • Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.

Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.

пальчиковая игра капуста

  • Речь. Ребенок должен составлять предложения из предложенных слов и рассказ по картинке, различать звуки и буквы.

Задания на развитие речи.

Задание 1. Игра «Противоположности». Родитель называет слова, ребенку нужно придумать противоположное по смыслу слово, например, хороший – плохой, открыть – закрыть, высоко – низко.

Задание 2. Игра «Если б мы были художниками». Родитель с ребенком рисует небольшой деревенский домик. Затем предлагает ему дорисовать предметы, имеющие в слове звуки «р» или «рь».

  • Окружающий мир. Ребенку нужно знать основные факты об окружающих предметах и явлениях. Например, знать цвета, животных, птиц, времена года, имена и место работы родителей, адрес. Такие знания дети получают при чтении книг, во время прогулок, во время занятий с родителями и в детском саду.

какие предметы летом зимой

Перед тем, как начать занятия, нужно запомнить несколько правил. Во-первых, не стоит ребенка заставлять учиться, нужно его заинтересовать и тогда он сам позовет вас за стол. Во-вторых, занятия не должны длиться долго, так как ребенок 6-7 лет не может удерживать внимание дольше 25 минут. И, в-третьих, в таком возрасте основным видом деятельности все еще является игра. Ребенок учиться играя. Поэтому большинство заданий должны преподноситься в игровой форме.

Читайте также: