Закупка компьютеров по 223 фз ограничения

Обновлено: 03.07.2024

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ ― это координация участников, ставящих под угрозу честную борьбу за победу. Рассмотрим, какие меры и в каких случаях принимаются. Какими положениями может быть ограничена конкуренция и как можно обжаловать неправомерные действия в ФАС.

Согласно ч. 1 ст. 1 № 223-ФЗ, следует создавать условия добросовестного соперничества. В п. 2 ч. 1 ст. 3 указано, что необходимо исключить дискриминацию и необоснованные действия по отношению к участвующим лицам. Поэтому ограничение конкуренции на практике может быть необходимо для повышения эффективности закупочной деятельности. Подобные действия запрещены, только если они необоснованны.

Что говорит федеральный закон 223-ФЗ

Закупка с дискриминацией, созданием неравных условий это:

  • сговор ― согласованные действия заказчика, одного или нескольких поставщиков;
  • участник получает содействие (консультативную помощь, слив информации) от заказчика или его сотрудников;
  • нарушение правил определения победителя в пользу одного из поставщиков.

Перечисленные случаи происходят крайне редко. Чаще участники сталкиваются с созданием организатором условий, дающих преимущество одному или нескольким поставщикам. При этом трактоваться это действие может по-разному.

К обоснованным ограничениям относят действия, повышающие эффективность закупочной деятельности. Например, если заказчик указывает в требованиях наличие у поставщика опыта определенных работ. Это дискриминирует недавно созданные организации и те, которые только начали развивать новую для себя сферу деятельности.

В подобных ситуациях антимонопольный орган признает ограничение законного соперничества обоснованным. Исключение: в регионе функционирует несколько компаний, подходящих под указанные условия. Если изначально установлено, что участвовать и претендовать на победу может только одна компания, требования будут необоснованными.

Безусловно, допустимыми ограничивающими условиями считаются требования наличия лицензии, техрегламента на продукцию и иные запросы, продиктованные законодательством. Если вы сомневаетесь в обоснованности выдвинутых условий, обратитесь в ФАС.

Применение ограничения конкуренции по 223-ФЗ к 44-ФЗ

Частью 2 статьи 3 федерального закона «О закупках» заказчику разрешено устанавливать любые, включая неконкурентные, способы. На практике подобные требования встречаются довольно часто. Суды в большинстве предпочитают вставать на сторону заказчиков, не беря в расчет принцип недопущения ограничения свободного соперничества. К обязательному для исполнения можно отнести только соблюдение порядка.

В последние годы наблюдается политика ужесточения требований к закупкам аналогично правилам, установленным законом № 44-ФЗ. В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 3 № 223-ФЗ, которая в 2017 году была обновлена законом № 505-ФЗ. Ею было определено понятие закупка конкурентная и неконкурентная.

В 3-й статье перечислены условия, которые необходимо выполнять при проведении конкурентных торгов. Одним из них является обеспечение равноправия для участников. Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что при создании требований к поставщикам допускается ограничение. Но создавать неравные условия для претендентов на дальнейших этапах нельзя.

Свободно ориентироваться в закупках, подбирать наиболее выгодные предложения поможет сервис «Астрал.Тендер». У компании-разработчика также можно приобрести ЭЦП для торгов с сертификатом для работы на ЭТП по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

При каких ситуациях конкуренция будет ограничена

  • К недобросовестным ограничениям конкуренции по 223-ФЗ относятся запросы заказчика, которые невозможно исполнить. Пример из судебной практики: срок приема заявок в течение дня после извещения о процедуре.
  • Отсутствие четких критериев к потенциальному поставщику. В результате участник может быть неправомерно ущемлен, поскольку заказчик будет выбирать без формальной процедуры отбора.
  • Требование поставки продуктов конкретной марки без объяснения причин такой необходимости.
  • Запрос на плательщиков НДС, что ущемляет права применяющих упрощенный налоговый режим.
  • Включение в одном лоте несвязанных между собой работ и услуг, а также связанных, но осуществляемых на удаленных друг от друга территориях.

Если были обнаружены нарушения, необходимо незамедлительно подать жалобу.

Основные правила опротестования требований в ФАС

Статьей 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для участников предусмотрена ускоренная процедура обжалования ограничений. Она занимает всего 7 рабочих дней, за исключением случаев, когда требуется получить дополнительные сведения. Это сделано для того, чтобы закупка была отменена до заключения договора.

Если контракт подписан, расторгнуть его можно только в суде. Для этого антимонопольная служба выносит постановление. Если судебный процесс будет начат, то займет несколько месяцев.

Как показывает практика, жалобы на требования заказчика, при которых конкуренция будет ущемлена, приносят результат. К примеру, согласно вынесенным ранее решениям ФАС считает дискриминирующими следующие запросы:

  • отсутствие долгов по налогам, подтвержденное справкой из ФНС (решение ФАС РФ № 223ФЗ-326/16);
  • участник должен иметь в штате компании не менее 200 работников (№ 223ФЗ-306/16);
  • отсутствие в прошлом претензий, судебных решений из-за невыполнения условий контракта (№ 223ФЗ-164/16);
  • письменное обязательство банковской гарантии только из перечисленных заказчиком банков (№ 223ФЗ-173/16).

При проведении торгов, запросе котировок, предложений запрещено ограничение, при котором свободная конкуренция будет исключена.

Заключение

Дискриминирующие требования и ограничения в закупках можно встретить достаточно часто. При наличии явных нарушений и во всех неясных ситуациях стоит обратиться с жалобой в территориальный отдел ФАС РФ. Также стоит изучать такие требования, даже если они необоснованны и в последующих заявках не будут указаны. Так можно выявить истинные запросы заказчиков, узнать одни критерии оценки поставщиков.

Читайте также: