Занятия на компьютере развивают навыки коммуникации если

Обновлено: 06.07.2024

В парах, которые умеют общаться друг с другом, более крепкая связь между партнёрами. Американский психолог Джон Готтман пришёл к такому выводу, в течение 40 лет исследуя причины развода семейных пар.

По его мнению, самое сложное в отношениях — это эффективная коммуникация. Её отсутствие — основная причина разводов. В своих исследованиях Research FAQ Готтман выделил четыре типа проблем в общении, которые приводят к разрыву отношений: критика личности партнёра, оскорбления, оборонительное поведение и отмалчивание (полный отказ что‑либо обсуждать).

У людей, которые говорят друг другу о своих ожиданиях, отношения в семье в целом лучше Family Communication and Health: Maintaining Marital Satisfaction and Quality of Life . Чтобы укрепить их, поддерживайте родных, договаривайтесь о компромиссах, сообщайте о своих потребностях и демонстрируйте понимание.

2. Это поможет получить работу и больше зарабатывать

Умение общаться — один из самых важных навыков на рынке труда. Оно необходимо для взаимопонимания в команде, поэтому работодатели обращают на него особое внимание.

В одном исследовании A Managerial Perspective: Oral Communi cation Competency Is Most Important for Business Students in the Workplace Jeanne D. Maes менеджеров попросили оценить недостатки кандидатов на собеседовании. На первом месте оказались плохие навыки общения. Развивая их, вы повысите свои шансы получить хорошую работу с высокой зарплатой. Это особенно важно для выпускников вузов, у которых ещё недостаточно других навыков.

3. Это поднимет самооценку

По данным исследований Personality Correlates of Self‑Esteem , люди, которым хорошо даётся общение, обычно относят себя к экстравертам. У них более высокая самооценка, им легче подходить к незнакомцам и говорить перед публикой. Но это не значит, что придётся каким‑то образом менять свой тип личности, чтобы этого достичь.

Если у вас проблемы с самооценкой, попробуйте развивать коммуникативные навыки. Научившись комфортно чувствовать себя во время разговора, вы станете увереннее в себе. Окружающие будут считать вас дружелюбнее, что дополнительно укрепит самооценку.

4. Это пригодится лидерам и предпринимателям

Исследователи обратились Perception of Entrepreneurial Success Characteristics к владельцам малого бизнеса и банковским представителям с вопросом о главных факторах успешной предпринимательской карьеры. Большинство респондентов назвали навыки устного общения и умение слушать.

Упражнения на межличностное общение часто используют Values, Vision, Voice, Virtue: The 4 «V» Model for Ethical Leadership Development , чтобы научить студентов достигать поставленных целей, разрешать конфликты и принимать совместные решения. А такие способности нужны любому лидеру.

5. Это облегчит выступления на публике

Навыки письменного и устного общения нужны каждому гражданину, который хочет выразить свои мысли и участвовать в общественной жизни. Выступление на публике — основной способ такого участия, который зародился ещё в Древней Греции. Дебаты и публичные речи распространены и сегодня.

Коммуникативные навыки пригодятся вам, даже если вы не стремитесь к политической карьере. Наверняка вам приходится говорить перед слушателями на совещаниях, конференциях или встречах с деловыми партнёрами. Умение общаться поможет в таких ситуациях.

Делл Хаймс, который ввел термин коммуникативных компетенций, считал: самое главное — понимать, что и кому следует говорить, а когда, наоборот, промолчать. Действительно, очень важно уметь грамотно выстраивать диалог, ведь без общения наша жизнь просто невозможна. И даже в век высоких технологий, где основным инструментом общения является Интернет, этот навык все равно необходим. Руководитель Департамента корпоративной социальной ответственности компании «Луис+» Ольга Попова-Качелкина рассказала, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.

Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Каким станет человек будущего


В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:

  • решать комплексные задачи;
  • думать критически;
  • творчески мыслить;
  • управлять людьми;
  • работать в команде;
  • распознавать эмоции коллег и свои, контролировать их;
  • формировать суждения и принимать решения;
  • ориентироваться на клиента и партнера;
  • вести переговоры;
  • быстро переключаться с одной задачи на другую.

«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».

Где нужны коммуникативные компетенции


Рабочая среда

Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.

В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.

«Ответственность и соблюдение сроков — серьезная поддержка в сфере бизнеса. Не забывайте предупреждать о форс-мажорах своих коллег и руководство, открыто обсуждайте проблемы, старайтесь вместе найти выход. Вам станут больше доверять, люди охотно будут идти на контакт даже после завершения проекта. Это поможет сформировать свой социальный капитал».

Сфера образования

В школах значимость коммуникативных навыков ничуть не меньше. Насколько комфортно ребенок будет ощущать себя в обществе, в основном зависит от семьи и первого учителя. Дошкольникам и ученикам начальных классов важно знать, что родители поддержат их в любых начинаниях.

«Когда к вам подходит малыш и протягивает свой рисунок, как бы вы ни были заняты, отвлекитесь, посмотрите ему в глаза, вместе разглядите картинку и оцените старания. Такой подход поможет развить его уверенность в себе. Иначе ребенок закроется. Действительно, зачем показывать взрослым что-то свое, если они все равно не обращают на тебя внимания».

Повседневная жизнь

Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.

Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.

Онлайн-коммуникация

Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.

Как стать превосходным собеседником


Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:

1. Слушать.

Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.

«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».

2. Давать позитивную обратную связь.
Все любят, когда их хвалят, но не каждый готов к критике. Даже если вы вынуждены давать негативную оценку, сначала поблагодарите собеседника. Во время конструктивного обсуждения не переходите на личности.
3. Вести дискуссию.
В диалоге важно применять все, что было сказано в предыдущих пунктах. Фокус желательно держать на цели.
4. Поддержать другого.
Эмпатичность — самое полезное качество XXI века. Объяснить его значимость своему ребенку можно на личном примере. Вспомните, как вы поддержали его в тяжелой ситуации, и что он при этом чувствовал. Таким образом вы поможете закрепить причинно-следственную связь: когда нам сочувствуют — это приятно, значит и другие ждут от нас такого же обращения.

«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».

5. Разрешать конфликты.

Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.

Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.


В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Коммуникативные способности личности занимают важное место в общей структуре способностей человека. Уровень их развития определяет, насколько успешно индивидуум может общаться с окружающими. Общение же – один из ключевых факторов развития и социализации личности, без него эти процессы будут невозможны. Через общение человек усваивает информацию, знания, опыт, нормы и т.д., а также идентифицирует себя как личность.

Развитие коммуникативных способностей и навыков важно в любом возрасте, начиная с самого раннего. Первый опыт общения ребенок получает уже с момента рождения. Однако особое внимание развитию общительности и коммуникативных способностей уделяется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, когда общение становиться ведущим видом деятельности. Недостаточное развитие коммуникативных способностей в этом возрасте может привести к тому, что человек будет испытывать затруднения в общении, что часто приводит к развитию комплексов, возникновению чувства одиночества, ненужности. Все это негативно отражается на развитии личности учащегося. Кроме того, старший школьный возраст – это последняя ступень перед «взрослой» жизнью, где коммуникативные способности играют большую роль в учебной, профессиональной деятельности, а также помогают установлению дружеских межличностных отношений и поиску партнеров для создания семьи.

Если человек не может найти себя в общении, взаимодействии с людьми, то очень часто он испытывает трудности личностного характера, поскольку не получает удовлетворения и принятия от окружающих. Взаимодействие в реальном мире требует определенных усилий и работы над собой, порой старшеклассник идет по пути наименьшего сопротивления, ищет это удовлетворение, принятие, значимость от общения в Интернете, поскольку оно доступно, безнаказанно и удовлетворяет потребность в информации быстро, без особого напряжения. В юношеском возрасте очень активно идет становление личности, каждый фактор, оказывающий влияние на развитие молодого человека и является очень важным для формирования его внутреннего мира. Такими факторами является семья, социум, друзья, школа, Интернет. И если в семье старшеклассника не научили выстраивать качественные отношения, если родители учащегося испытывают проблемы с коммуникацией, используя неконструктивные схемы общения, то ребенок выходит в мир со стремлением обвинить всех, кроме себя, в своих проблемах, предполагая, что остальные люди недостаточно компетентны, умны и, как следствие, не может наладить полноценное доверительное общение, построенное на толерантности и эмпатии. В данный момент на помощь приходит Интернет и социальные сети, ведь там учащийся принимается безоценочно, таким, какой он есть. Здесь ребенок, не прикладывая особых усилий, может почувствовать себя успешным, принятым, компетентным, присоединиться к какой-либо группе, которая не требует взамен ответственности, умственного развития. Это легко, не страшно, удобно, приятно, безнаказанно…Постепенно такие приятные моменты он-лайн могут стереть границы между реальной и виртуальной жизнью, формируя зависимость.

Нехватка живой коммуникации в школьной жизни ведет к обесцениванию эмоциональной составляющей учащихся. Для чего же необходимо учиться искусству коммуникации?

  • В первую очередь для построения более качественного жизненного сценария, который предполагает крепкое психическое и физическое здоровье. Человек, стремящийся разобраться в особенностях общения, начинает осознавать четкие структурные моменты коммуникативных построений и более осознанно подходит к самому процессу коммуникации.
  • Далее можно обратить внимание на то, что знание секретов грамотного взаимодействия с людьми помогает достичь более глубоких результатов в любой деятельности, понять истинную структуру своих потребностей.
  • Работая с методиками общения, учащиеся прикасаются к собственному эмоциональному фону и учатся понимать истинные мотивы мыслей и действий. А хорошо развитые коммуникативные навыки помогают претендовать на более высокий уровень в учебной деятельности, что впоследствии оказывает влияние на улучшение качества профессиональных достижений.

На классных часах учащиеся знакомятся с набором техник, способствующих отработке осознанного подхода к общению.

Предлагаем вашему вниманию элементы классных часов, где ребята учатся правилам эффективной коммуникации:

1.В процедуре общения очень важно суметь установить контакт с собеседником. Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. На этом этапе нужно прежде всего, произвести впечатление друг на друга, принять заданные условия общения и снять эмоциональное напряжение. Часто большую роль при установлении контакта играет эффект «первого впечатления». Когда мы видим человека впервые, то происходит так называемый «перенос» - мы подсознательно причисляем видимого нами собеседника в разряд «приятных» или «неприятных», «хороших» или «плохих» для нас. У каждого человека есть эталон, с которым мы сравниваем всех других. Параметры, по которым мы оцениваем человека при первом знакомстве, могут быть совершенно разными: внешность, рост, фигура, одежда, тембр голоса, сходство с любимыми (нелюбимыми) людьми и т.п.

2.Для полноценного общения необходимо уметь активно слушать собеседника. Понять человека невозможно, не услышав его. Вспомним некоторые изречения, ставшие «крылатыми»: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего» (восточная мудрость). «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо» (Плутарх). Если вы желаете повлиять на ситуацию - послушайте, что вам говорят.

Для того чтобы лучше ориентироваться в проблеме, понять собеседника правильно, существуют техники активного слушания (или техники партнерской беседы).

1.Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: «Как я понял. », «Другими словами. » и т.д.

2.Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: «Видимо, потому что. », «Если исходить из того, что вы сказали, то. ».

3.Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем: «Вашими основными идеями, как я понял, является . », «Итак. ».

Когда мы хотим сообщить человеку о своем эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, или связано с каким-либо действиями собеседника, лучше всего использовать технику «Я-высказывание». «Я- высказывание» - это способ без угроз и оценок дать понять собеседнику, что вы чувствуете и чего хотите. Мы можем говорить о «Я- высказывании» только тогда, когда соблюдаются два необходимых условия: искренность высказываемого переживания и конкретность обозначения ситуации, в которой это переживание возникло.

Возможности, которые дает успешное использование техники «Я-высказывание»:

  • Прямое заявление о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.
  • Снижение уровня эмоционального напряжения.
  • Проявление более уверенного и естественного поведения при решении различных ситуаций.
  • Противостояние давлению и манипуляциям.
  • Сохранение чувства собственного достоинства.
  • Постановка собеседника в ситуацию ответственного выбора.
  • Конструктивное разрешение противоречий и конфликтов.
  • 1. Двухшаговое «Я-высказывание»: «Когда. » (следует описание конкретной ситуации, или поведения партнера). «Я чувствую. » (описание своих чувств в данной ситуации).
  • 2. Четырехшаговое«Я-высказывание»: «Когда. » (следует описание конкретной ситуации, или поведения партнера). «Я чувствую. » (описание своих чувств в данной ситуации). «Потому что. » (проясняется, каким образом влияет данное поведение или ситуация на вашу жизнь, объясняется, какие ваши ценности затронуты). «И я хочу. » (говорить о том, как бы вы хотели, чтобы ситуация завершилась).
  • 3. Шестишаговое «Я-высказывание»: «Когда. » (следует описание конкретной ситуации, или поведения партнера). «Я чувствую. » (описание своих чувств в данной ситуации). Описание последствий данного поступка или поведения «Я бы хотел(а). » (разъяснение своих желаний). Предложение помощи в случае, если ваш собеседник сомневается, что может сам решить проблему. «Я уверен(а), что ты достаточно взрослый(разумный, самостоятельный), чтобы сделать правильный выбор».

Противоположностью «Я-высказываний» является более привычные для употребления «ты-высказывания» ("ты-канья"). Зачастую, если человек часто использует в общении «Ты-высказывания», он может столкнуться с агрессией и непринятием со стороны собеседника, поскольку «Ты-высказывания» автоматически вызывают чувство вины. Для того чтобы преподнести ситуацию более конструктивно и качественно в общении применяются «Я-высказывания».

Карточки для учащихся с примерами «Ты-высказываний» - «Я-высказываний»

Цель: проанализировать качество взаимодействия с собеседником при помощи «Ты-высказываний» и «Я-высказываний», определить разницу в эмоциональном восприятии и настроенности на общение.

«Ты-высказывание»: Ты никогда меня не слушаешь!

«Я-высказывание»: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

«Ты-высказывание»: Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

«Я-высказывание»: Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

«Ты-высказывание»: Вечно ты хамишь!

«Я-высказывание»: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.

«Ты-высказывание»: Ты всегда ужасно себя ведешь!

«Я-высказывание»: В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

«Ты-высказывание»: Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

«Я-высказывание»: Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Я не против, чтобы ты брал что хочешь, но предварительно предупреди меня об этом.

Упражнение «Формулирование «Я-высказывания»»

Это просто твой эгоизм!

Я в последнее время не чувствую прежней заботы. С чем это связано?

Ты не в состоянии понять другого человека

Тебе все равно, что я думаю!

Ты меня больше не любишь!

Ты ни во что меня не ставишь и все делаешь по-своему!

Ты все делаешь только так, как хочешь!

Упражнение «Личный опыт»

Цель: попробовать более осознанно прикоснуться к личной проблематике, перевести ситуацию в уровень понимания, подключая работу с эмоциональным фоном.

Участники занятия вспоминают и записывают «Ты-высказывания», которые до сих пор их ранят в личном опыте. Далее можно определить потребности, которыми руководствуется собеседник, формулирующий данные высказывания.

Качественное общение является связующим звеном между людьми. Коммуникация помогает непосредственному выражению эмоционального состояния, достижению поставленных целей и задач. Для того чтобы активизировать живое общение, учащимся важно работать над собой, формировать уверенность, преодолевая застенчивость и тревожность. Широкий кругозор и объем знаний помогает учащимся быть более компетентным и расслабленным в общении, поскольку богатый лексический запас дает возможность полноценному и ясному выражению мыслей. Навыки коммуникации приобретаются через регулярные тренировки с использованием разнообразных техник, посредством которых вырабатывается непринужденное, свободное и раскованное поведение. Это первый шаг успеху. Грамотно используя секреты общения можно повысить эмоциональный интеллект, стать индивидуальностью, находить взаимопонимание с окружающими, тем самым улучшая качество собственной жизни.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

формулировать высказывание, используя термины;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,

чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

умение слушать и слышать собеседника;

умение корректно задавать вопросы;

умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;

умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);

установка на совместную деятельность;

групповая и парная формы работы.

К невербальным относятся:

визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),

акустические (интонация, паузы и логические ударения),

тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Часть 2. Принципы эффективного общения

Общение с ребенком невозможно свести только к специально организованным занятиям, оно продолжается постоянно. Поэтому важно в реальной жизни реализовывать принципы эффективного общения.

Что такое эффективное общение?

Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание обучающимися, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки. Благодаря общению мы заводим себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем совершать совместные дела. Общение сопровождает нас повсюду, ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним. Например, это происходит, когда детям рассказывают что-либо, помогают разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но вместе с этим вы обнимаете ребенка, поглаживаете его по головке (невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки. Способность к общению определяется некоторыми способностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.

Три составляющие эффективного общения.

Определим три составляющие эффективного общения:

- мотивационная (Я хочу общаться);

- когнитивная (Я знаю, как общаться);

- поведенческая (Я умею общаться).

Я хочу общаться

Первая составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно назвать «область желания». Она включает в себя потребность в общении, основанную на желании ребенка вступать в контакт с окружающими. Ведь без такого желания общение в принципе невозможно. Если желание общаться у ребенка отсутствует или недостаточно развито, то ребенок замкнут, стремится большую часть времени провести в одиночестве, наедине с книгами, телевизором или гаджетами, а также он просто может смотреть в окно, как играют другие дети. Недостаточное развитие потребности ребенка в общении может быть связано с физиологическими нарушениями, но чаще всего имеют психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических проблем связано чаще всего с негативными факторами социальной, а в первую очередь семейной среды. Данные проблемы могут сформироваться прежде всего в семьях, где часто возникают конфликты, во время развода родителей, если родители находятся в отъезде и ребенка длительное время воспитывают бабушка и дедушка, а также если ребенка отвергают взрослые или другие дети. Отсутствие потребности в общении может лежать в основе серьезного детского заболевания – раннего детского аутизма.

Я знаю, как общаться

Вторая составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как общаться». Ее можно назвать – область знаний. Эта составляющая определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о номах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутреннее представление ребенка о способах и средствах общения формируются в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, учителями, одноклассниками, друзьями. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют затруднения, которые могут возникнуть у ребенка при его адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками. Если ребенок конфликтен, агрессивен, замкнут или застенчив, то такой ребенок будет испытывать затруднения при общении.

Я умею общаться

Ребенок должен уметь заинтересовать собеседника своим мнением, а также идти на компромиссы и уметь принять другую точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям. Также сюда можно отнести и умение слушать и слышать собеседника, эмоционально сопереживать собеседнику…

Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех составляющих. Говорить о гармоничном развитии ребенка можно только при наличии у ребенка трех вышеперечисленных составляющих.

Как было сказано ранее, развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.

Часть 3. Формирование коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого.

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, педагогу необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Первоочередной задачей педагога является пробуждение интереса детей к той или иной деятельности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием задания наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова.

Одним из основных видов деятельности ребенка является игра. Именно в ней происходит формирование опыта коммуникативных отношений со взрослыми и сверстниками. Во время игры ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения. Ведь часто, играя, ребенок проявляет свои скрытые чувства и переживания, подражает взрослым в том, как они общаются с ним. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть себя самого, манеру общения с ним и сделать определенные выводы. При работе с родителями необходимо акцентировать на этом внимание, т.к. в игре ребенок подражает именно им, использует те фразы, которые ему говорят родители. Наблюдая за игрой ребенка необходимо обратить внимание, какую позицию занимает ребенок, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться или постоянно ссорится со своими друзьями? Может ли ребенок привлечь внимание сверстников при помощи слов (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия).

Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников в результатах игры, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей. Необходимо отмечать продуктивные способы, которые доступны ребенку.

Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой социального поведения. На облик ребенка влияет вся жизнь семьи, с её повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми, приобретенных в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и последующей его жизни.

Личность ребенка формируется не только через общение с родителями. Эффективность процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений педагога с воспитанником. В частности, характер общения учителя с детьми во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в классе и существенным образом влияют на развитие личности ребенка. Более высокий уровень межличностных отношений формируется при адаптивном общении, которому присущи формы совета, предложения, просьбы.

В работе по развитию коммуникационных компетенций младших школьников следует уделить внимание речевому развитию.

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в больше степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.

Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение, так как наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Наилучшими источниками обогащения словарного запаса является литература. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.

Часть 4. Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности

Развитие коммуникативных навыков - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников осуществляются через:

К коммуникативным действиям младших школьников относятся:

Читайте также: