Зато не пешком компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Россияне недовольны наземным общественным транспортом и предпочитают личный автомобиль, несмотря на явные неудобства — пробки, плохие дороги и проблемы с парковкой. Об этом говорится в исследовании аналитического центра НАФИ, с которым ознакомились «Известия». Основные претензии к автобусам и трамваям у жителей миллионников — их работа не удовлетворяет больше половины респондентов из крупных городов. Чаще всего люди жалуются, что транспорт ходит редко, в салонах постоянная давка, а кондукторы и водители не всегда вежливы с пассажирами. При этом ежедневно общественным транспортом пользуется лишь каждый четвертый их опрошенных. Эксперты уверены, что даже если с нового года финансирование отрасли будет увеличено кратно, на решение накопившихся проблем уйдут десятилетия.

Зато не пешком


Тысячи маршрутов по всей стране стали нелегальными из-за бюрократии

Судя по результатам опроса, 27% жителей городов-миллионников жалуются на недостатки в работе автобусов, троллейбусов и трамваев. В целом по России этот показатель немного ниже — 26%. Однако в регионах ежедневно пользуется городским общественным транспортом лишь каждый четвертый (27%), говорится в исследовании НАФИ. Серьезную конкуренцию муниципальным перевозчикам создают частники: в крупных городах 24% жителей ежедневно ездят на маршрутках. Это в 2,5 раза больше, чем, например, в Москве.

Наиболее же популярной альтернативой общественному транспорту по-прежнему остается личный автомобиль. Примерно каждый второй россиянин предпочитает ежедневно садиться за руль: показатель по городам-миллионникам составляет 52%, по остальным городам — 49%, по селам — 47%. И это при том, что каждый пятый жалуется на пробки, а 16% отмечают, что качество дорог оставляет желать лучшего.

Пассажиры ждут автобуса на остановке в Хабаровске

Свой выбор респонденты объясняют проблемами общественного транспорта. Люди отмечают, что автобусы, троллейбусы и трамваи слишком редко ходят — об этом сообщили 7% респондентов. Не устраивают россиян и переполненные салоны (особенно в часы пик), а также грубость водителей и кондукторов. Каршеринг же пока остается малораспространенной и преимущественно столичной фишкой — пользуются им лишь 4% россиян.

Карта нелегальных автобусов: пассажиры проконтролируют перевозчиков Общероссийское объединение пассажиров выступило за повышение безопасности транспорта с помощью цифровизации и онлайн-мониторинга

Гораздо лучше дела обстоят в Москве: 81% жителей столицы в целом доволен работой общественного транспорта. Также, несмотря на высокий уровень автомобилизации, жители Москвы реже садятся за руль — ежедневно пользуются общественным транспортом 54% респондентов.

Подвижной состав

Пробки на дорогах давно стали универсальной проблемой любого субъекта Федерации. Однако нет ничего удивительного в том, что люди по-прежнему выбирают автомобиль, считает депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— В пробке гораздо комфортнее сидеть под кондиционером в собственном авто, чем жаться в салоне переполненного автобуса. К тому же иногда автобус можно ждать и час. Актуальна и проблема плохого состояния подвижного состава, — подчеркнул парламентарий.

Девушка у окна автобуса в Новосибирске


Не знаешь, где найдешь: автобус научили искать забытые вещи

По его словам, регионам нужно выделять больше денег на обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры общественного транспорта и на зарплаты персонала. Но при этом победить неэффективность автотранспортных предприятий можно, только дав субъектам больше свободы в принятии решений.

— Взять хотя бы тарифы. Они устанавливаются на федеральном уровне, и регион не может просто их повысить. Хотя иногда это необходимо. Тут даже частникам приходится трудно — не говоря о муниципальных перевозчиках. То же касается маршрутов: автобусы придерживаются утвержденных схем движения, что не всегда удобно. Поэтому люди предпочитают такси или собственные авто, — подчеркнул эксперт.

Вячеслав Лысаков не берется предполагать, сколько времени уйдет на то, чтобы решить транспортную проблему в регионах. Но считает, что это в любом случае — вопрос не самой ближайшей перспективы.

Трамваи на одной из улиц Омска

Однако в пресс-службе Министерства транспорта России «Известиям» сообщили, что регионы обладают достаточным количеством полномочий для организации своих транспортных систем.


Аварийный выезд: в 2019 году число ДТП с автобусами увеличилось на 12% Большинство инцидентов произошло по вине водителей

— Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, а также возможностей региональных и местных бюджетов определяют направления развития пассажирского транспорта общего пользования на территории региона или муниципального образования, — подчеркнули в ведомстве.

По примеру Казани

Главная проблема общественного транспорта в России — отсутствие комплексного подхода, уверен урбанист Аркадий Гершман. По его словам, чиновники в регионах часто не понимают, как именно должна функционировать транспортная система города, а также руководствуются устаревшими нормами.

— Принято считать, что автобусы и троллейбусы — это такой социальный транспорт для одной бабушки в час. Поэтому финансирование на него выделяется по остаточному принципу. Если дороги и развязки воспринимаются как инвестиция, то общественный транспорт — исключительно как статья расходов. Но общественный транспорт и не должен окупаться за счет продажи билетов и рекламы в салоне и на бортах. Просто если его не развивать, на дорогах будут образовываться пробки, — подчеркнул собеседник издания.

Троллейбус едет по улице Богдана Хмельницкого в Омске


По кольцу всё чаще: как Московское центральное кольцо изменило жизнь горожан

Часто можно встретить ситуацию, когда существующие маршруты либо не совсем удобны, либо вообще устарели, но транспорт продолжает придерживаться принятой схемы. Для изменения схемы нужно проводить масштабные исследования: это, с одной стороны, вопрос финансов, а с другой — инициативы и политической воли.

— У нас в стране есть позитивный пример Казани, где к Универсиаде полностью пересмотрели транспортную архитектуру города и избавились от маршруток. Или система «Магистраль» в центре Москвы. В обоих случаях переосмыслили советское наследие и проложили маршруты там, где они нужны и удобны людям. Подобные преобразования начинали и в Екатеринбурге, но, к сожалению, до конца дело не довели, — отметил Аркадий Гершман.

Урбанист согласен, что в масштабе страны на решение транспортного вопроса уйдут десятилетия. И для этого необходим комплекс мер: организация пересадки внутри городской транспортной системы бесплатными, принятие общих стандартов качества обслуживания и прокладка новых трамвайных маршрутов. А также — развитие пешеходной и велосипедной инфраструктур, поскольку пассажир должен как-то попадать к остановкам общественного транспорта.

Зато не пешком: 10 самых доступных новых автомобилей в России

Российский авторынок пребывает в кризисе — моделей становится меньше, а цены на оставшиеся меняются по несколько раз за год. Но всё-таки в период пандемии личный автомобиль — какое-никакое, а средство профилактики и его покупка не лишена смысла. Так что если вам нужна непременно новая машина, то выбирать пока ещё есть из чего даже в диапазоне около полумиллиона рублей.

Первые четыре позиции в рейтинге самых дешёвых новых автомобилей на российском рынке занимают модели одного семейства — Lada Granta. Седан Lada Granta, без учёта акций, обойдётся в минимальной комплектации от 488 900 рублей. И это единственная машина дешевле полумиллиона.


Хэтчбек Lada Granta чуть дороже — от 505 900 рублей, ещё чуть больше стоит лифтбек Lada Granta — от 507 900 рублей, а самый дорогой в указанном семействе — универсал Lada Granta, который предлагают по цене от 515 900 рублей.

5-е и 6-е места в десятке самых доступных новых автомобилей в России занимают суть те же Lada Granta, но в виде моделей Datsun. Седан Datsun on-DO стоит от 531 000 рублей, а хэтчбек Datsun mi-DO оценивается в 554 000 рублей минимум. При этом сборка Datsun в России скоро завершится и бренд покинет отечественный рынок.


В конце топ-10 также модели Lada. Самый доступный внедорожник на рынке — это Lada 4x4, которая в 3-дверном варианте стоит от 587 900 рублей (5-дверная версия этой модели стоит от 630 900 рублей), универсал Lada Largus доступен к покупке по цене от 653 900 рублей, а хэтчбек Lada XRAY — от 660 900 рублей.

Ну а замыкает десятку самых недорогих новых машин российского рынка ещё одна модель из Тольятти — седан Renault Logan стоимостью от 675 000 рублей, который хоть и не относится к бренду Lada, но выпускается на мощностях завода «АвтоВАЗ».

Читайте также: