Зависимость от планшета у детей как лечить

Обновлено: 08.07.2024

Очень часто к психологам обращаются родители с проблемой зависимости ребенка от гаджетов. Когда ребенок большую часть своего времени погружен экран “мобильника”, планшета или монитор компьютера.

Как избавить своего ребенка от зависимости к гаджетам

И это действительная проблем, ведь по сути это уход в “параллельную реальность”, отрыв от социума и многое другое…

Уделяя излишнее время гаджетам, дети часто забывают вовремя поесть, сделать уроки и т.д.

Самое печальное, что следствием всего этого является повышенная раздражительность, неуспеваемость в школе, снижение физической активности, низкая социальная адаптация и т.д.

И конечно же, когда родители все это замечают, начинают бить тревогу…

Это или резкое ограничение пользованием гаджетов, система наказаний, и если уже ничего не получается, обращения к психологу…

Проблема заключается в том, что дети берут пример с родителей, и прежде всего стоит начать с себя.

Задумайтесь, какой пример подаете вы?

Как часто сами зависаете в телефоне или другом гаджете, тем самым уделяя меньше внимания ребенку?

Как вы освобождаете свое время, чтобы чем то занять ребенка?

Кто дал ребенку в руки эту игрушку?


Помните, что погружаясь в мир гаджетов ребенок принимает решение отказаться от участия в реальной жизни, и если вовремя не позаботится, то он станет слугой гаджетов. Стоит задуматься, что мы можем сделать, чтобы гаджеты служили нам,а не мы им.


Что же можно сделать?

Как помочь своему ребенку быть свободным от гаджетов:

Важно помнить, что стоит отказаться от резких изменений. Делайте все постепенно, плавно, шаг за шагом, идя к намеченному результату.

Ребенку до 9 лет нет особого смысла объяснять почему и рассказывать последствия, т.к. до этого возраста ребенок живет желаниями, и он выбирает то, от чего получает большее удовольствие.

Для получения желаемого результата, очень эффективно стать примером для своего ребенка, показывать, как делать, на собственном опыте и брать ответственность за развитие в свои руки. Больше проводить времени с ребенком, играть с ним в развивающие игры, гулять. Также будет полезно, организовать его досуг, записать в секции, кружки, и т.д.

5 рекомендаций, как избавить своего ребенка от зависимости к гаджетам:


1. Детям дошкольного возраста, очень хорошо, без морального насилия, могут помочь, волшебные терапевтические сказки, например такие как “Антикапризин" и “Приличный телевизор”.


2. Для детей постарше, очень важен личный пример! Прежде всего личным примером должны быть родители.

    Стоит создать в семье культуру пользования гаджетами и безупречно соблюдать правило всей семьи. Например, можно создать расписание и пользоваться гаджетами только в определенное время. Кстати, внедрив такую культуры, вы заметите, что сами стали менее раздражительными и более сфокусированными на конкретном деле, т.к. не будите отвлекаться постоянно на свой телефон или планшет.
    Добавить культуру совместного отдыха. Таким образом, чтобы ребенку и вам это было в удовольствие. Найдите такие варианты, где каждый будет наслаждаться самим процессом:

- Прогулки на природе;

- Совместные развивающие игры;


3. Выберет время и пройдитесь по кружкам и секциям.

Пока не попробуешь не узнаешь. Пройдите тестовые занятия, познакомьтесь с тренерами и преподавателями, выберите те, которые по душе.


4. Развивайте у ребенка системное мышление.

  • Вместе размышляйте, кем он хочет быть, помогайте создать устойчивый образ будущего;
  • Разбирайте на примерах причинно-следственные связи:
  • Например, когда он будет великим спортсменом, музыкантом или актером, навряд ли это про то, что в будущем он также будет сидеть уткнувшись в гаджет…
  • Какие последствия будут если неправильно питаться?
  • Что будет, если выполнять домашние задания ежедневно?
  • Что будет если не выполнять?
  • Насколько проще сделать дело сразу, чем откладывать на потом?
  • Какие будут последствия, если пропускать занятия и.т.д.


5. Научитесь слушать своего ребенка.

Возьмем пример из жизни. Предположим ваш ребенок говорит, что не хочет идти в учебное заведение (школа, колледж, институт).

Что вы обычно делаете в таком случае?

Вы действительно искренне принимаете решение понять своего ребенка?

Что именно у него за этим “не хочу”?

Вы предполагаете опыт ребенка?

Какие эмоции он испытывает? Что у него на душе?

Как часто вы действительно имеете намерение узнать, что именно за этим “не хочу”?

Вы искренне хотите понять и услышать своего ребенка или получаете и даете советы?

Типа: “Даже не думай”, “Будешь неучем, без образования не возьмут на хорошую работу”, “все учатся ты учись” и т.д.

Очень часто мы только отстаиваем свою позицию и имеем намерение во чтобы то не стало быть правым. Измените свою стратегию, примите решения слушать и понять своего ребенка. Дайте ему почувствовать себя понятым. И тогда и только тогда, у вас есть шанс разговаривать с ним на одном языке.

Умение слушать, пожалуй один из тех навыков, который стоит прежде всего развивать, ведь через отношения мы получаем все, что имеем в жизни.

Прежде всего стоит осознать, что решение, это первопричина.

И тогда, можно принять решение безусловно слушать своего ребенка.

Слушать с намерением понять.


Используйте навыки эмпатического слушания:

- примите решение слушать;
- откажитесь от намерения менять ребенка;
- предположите опыт своего ребенка вслух;
- получите подтверждение того, что он ПОНЯТ, ответ “ДА”;
- осознайте смысл его намерения;
- предложите найти совместное решение, которое устроит и вас и его.

Возможность договориться есть всегда, помните, не получается, сделай по другому…

Организовывайте досуг своего ребенка так, чтобы он был вовлечен в эти процессы и радовался этому!


А сколько вы времени проводите в своем мобильном телефоне?

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, как вы решаете вопрос с излишним использованием гаджетов?


Эта статья для Вас оказалась полезной?


Записаться на мою консультацию:

Через форму B17:

Консультация психолога, гипнолога, коуча, тренера-НЛП, наставничество в Сочи Психолог, Гипнолог-Регрессолог-Коуч - г. Сочи, г. Адлер, г. Краснодар


К автору уже обратились 297 человек с сайта


Провел 7 онлайн консультаций на сайте



Ошибка № 1. Тотальный запрет

Я считаю, что зависимость появляется, когда есть явный, очень сильный запрет. Почему он не работает? Да потому что любое строгое правило очень хочется нарушить. Такова человеческая природа, мы не можем искоренить это. Если мы жестко ограничиваем, пресекаем, не позволяем детям что-то и ещё говорим «это плохо», «это зло», то получаем обратный эффект. Не надо питать иллюзий, что вы сможете навсегда оградить своих детей от компьютера и мобильных телефонов, и они привыкнут жить без гаджетов. Когда-нибудь они «дорвутся» до так называемого «запретного плода», и тогда никто не знает, что может произойти.

Что делать: Еще раз подчеркну — не стоит отбирать все гаджеты у ребенка. Категоричные запреты дают обратный эффект. Родителям следует разумно ограничивать время пользования телефоном и другими гаджетами. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Главное не забывайте, что это правило должно быть единым абсолютно для всех членов семьи.


Ошибка № 2. Сильная занятость ребенка

Одна из причин зависимости заключается в том, что у ребенка просто нет других интересов. Так происходит не потому, что он плохой или не увлекающийся, а потому, что ему не позволяют ничем интересоваться. Его время забивают тем, что считают нужным родители: школа, кружки, сад, секции.

Геймификация грамотно работает на то, чтобы как можно лучше мотивировать и завлечь детей и взрослых. В играх всё очень живо, бодро, ярко, красочно. Ты всё время получаешь какое-то поощрение: бонусы, переходы с уровня на уровень. Даже взрослый человек не может отказаться от такой мотивации, что говорить про ребенка.

Что делать: Важно предоставлять ребёнку возможность увлекаться тем, чем он хочет, а не тем, чего хотят мама и папа. Очень хорошо, когда есть много свободного времени для неиндивидуальной игры, особенно со сверстниками. Это минимизирует зависимость от гаджетов.


Ошибка № 3. Игнорирование своих собственных привычек

Иногда ко мне приходит какая-нибудь мама на консультацию. И я вижу, что ей скучно, грустно, тоскливо, она не очень любит жизнь, у нее нет хобби. При этом женщина искренне удивлена, почему ее ребенок целыми днями напролет сидит в гаджетах. Хотя ответ в данном случае очевиден. Что ему ещё делать, когда у него такой пример перед глазами?

Что делать: Если ребенок видит по вечерам вымотанных после работы родителей, которые отдыхают, просто сидя на диване и смотря телевизор, или ещё работают дома, а на выходных они делают какие-то важные дела, которые неинтересны ни им, ни ребенку, это не самый лучший пример для маленького человека.

Ваша задача — показывать чаду увлекательную, насыщенную жизнь, а главное — самим ею жить! Тогда ваше чадо будет тоже к этому стремиться, потому что дети повторяют за взрослыми. И еще один важный нюанс: родителям самим стоит больше отрываться от своего телефона, подавая тем самым хороший пример.


Ошибка № 4. Вы не стремитесь наладить диалог

Часто родители считают, что о теме зависимости можно не разговаривать с ребенком и делать вид, что все нормально, но подобная тактика губительна. Если вы закрываете глаза на проблему, это не означает, что ее нет.

Что делать: Честно разговаривайте с детьми — как вы к этому относитесь, что думаете. Говорите о своем беспокойстве. Например: «Я считаю, что это не будет полезным в больших количествах потому-то и потому-то. ». На мой взгляд, истерия вокруг темы зависимости преувеличена, потому что мы просто не знаем, как общаться с детьми. Если мы все-таки начнем это делать, да еще так, чтобы слушать и слышать подрастающее поколение, верить в то, что они вообще что-то могут о себе сказать, и они действительно думающие и понимающие создания, то много вопросов сразу снимется.

Многообразие приложений, невероятно удобные приложения и сайты онлайн-магазинов, а также возможности безграничного общения стремительно ворвались в жизнь современного общества. Несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона – зависимость от телефона.

Зависимость от телефона

Большинство людей имеют зависимость от телефона

Номофобия – страх остаться без телефона. Так принято называть болезнь, зависимость от телефона в современном обществе. Термин был придуман в 2010 году и является аббревиатурой англоязычной фразы «NO MOBILE PHONE PHOBIA».

Согласно статистическим данным, около 10% людей испытывают зависимость от телефона, при этом 70% жителей нашей планеты, у которых есть смартфон – не расстаются с ними вовсе. Подавляющее большинство попросту не может обходиться без гаджетов. Все это приводит к повсеместному образованию зависимости от телефона.

Как возникает зависимость от телефонов, планшетов и прочих гаджетов?

Смартфон – это современный и весьма эффективный метод контроля собственной повседневной жизни. С его помощью можно оставаться на связи с близкими круглосуточно. Удивительным является тот факт, что гаджет может не улучшить качество жизни, а наоборот, навредить человеку, став причиной постоянных беспокойств.

Несобранность, чувство повышенной тревожности, беспомощность и иные негативные переживания – все это происходит с нами во время использования гаджетов. Сильнее всего такого рода переживаниям подвержены дети и подростки. Именно они быстрее всего становятся жертвами зависимости от телефона.

Сама по себе зависимость от телефонов и планшетов, а также других гаджетов – это ничто иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Зависимость детей от гаджетов

Зависимость детей и подростков от телефона достаточно опасна

Насколько опасна для детей зависимость от телефона?

Зависимость детей и подростков от телефона, а также планшета и иных гаджетов – вполне себе распространенное явление. Вот только не каждый понимает, насколько она опасна. Попробуем разобраться.

На самом же деле, зависимость от телефона кроет в себе две группы опасностей:

К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Научно доказано, что использование различного рода технологических решений трансформирует мысленные процессы и становится причиной рассредоточенности внимания и ухудшения памяти.

Кроме того, стоит также отметить, что зависимость от телефона у подростков может стать причиной минимизации общения со сверстниками и к существенному снижению физической активности, что так необходимо растущему организму.

Социально-психологическая опасность зависимости от телефона у детей кроется в сложности защиты от нежелательных контактов. Использование социальных сетей и посещение сайтов с вредоносной информацией может серьезно навредить психике подростка.

Признаки зависимости от телефона и Интернета

Зависимость от телефона у детей и взрослых – излечима. Избавиться от нее гораздо проще, чем от иных пагубных привычек. Гораздо труднее ее обнаружить.

Прежде чем понять, как избавиться от зависимости телефона, стоит научиться ее выявлять. Среди признаков зависимости от телефона и иных гаджетов стоит выделить:

снижение способности концентрироваться;

возникновение проблем с когнитивными способностями, среди которых – память;

трудности, возникающие в процессе принятия решений;

периодические головные боли, ухудшение зрения, боли в шейном отделе позвоночника;

нарушения сна, бессонница;

низкий уровень социализации.

Игнорирование признаков зависимости от телефона и иных гаджетов может стать причиной ухудшения здоровья и привести к цифровой деменции, что подразумевает расстройство памяти.

Ключевая ошибка родителей, кроющаяся в попытках пресечь зависимость от телефона и Интернета у детей

Большое количество родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения зависимости от телефона и Интернета у их ребенка. Среди попыток ее предотвращения наиболее частое решение – запрет на использование гаджетов, что в корне неверно.

Лишение подростка возможности использования гаджета без альтернативной замены – вызов. Подросток в любом случае сможет найти выход из ситуации и при необходимости воспользуется гаджетом друзей по школе.

Чтобы пресечь появление или искоренить уже имеющуюся проблему зависимости от телефонов, планшетов и иных гаджетов у любимого ребенка, важно подходить к этому вопросу обдуманно.

Зависимость от телефона, болезнь подрастающего поколения требует незамедлительного, но при этом грамотно спланированного лечения.

Признаки зависимости от телефона и Интернета

Можно помочь ребенку избавиться от зависимости от телефона

Что делать, если ребенок зависим от телефона?

Как избавиться от зависимости телефона? Можно ли избежать возникновения зависимости от телефона? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. А вот минимизировать вероятность ее появления и наметить пути искоренения – определенно можно.

Рассмотрим наиболее действенные методы борьбы с зависимостью от телефона и Интернета у детей и подростков.

Личный пример родителей

У ребенка зависимость от телефона, что делать?

Прежде всего важно понять, что гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни современного подростка. Исходя из этого, воздействие по минимизации рисков возникновения зависимости от телефона или ее искоренение должно основываться на особых принципах, среди которых – личный пример.

Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.

Досуг, детские секции

Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.

Альтернативой и отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктов, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений.

Сделать мобильный телефон полезным

Не хочется, чтобы ребенок тратил время в пустую? Не знаете, что предпринять при зависимости от телефона? Попробуйте обратить ситуацию в лучшую сторону, сделайте так, чтобы гаджет стал полезнее.

При зависимости от телефона у детей, большее количество свободного времени тратится на посиделки в социальных сетях, изучение новостной ленты и, конечно, использование различного рода программ и приложений. Отличной возможностью сделать времяпровождение ребенка полезнее является установка обучающих программ. Отдельное внимание при этом стоит уделить играм для развития умственных способностей.

Ограничьте время использования телефона

Любое пагубное увлечение требует ограничения. Так должно происходить и с зависимостью от телефона. Чтобы ее побороть, необходимо установить временные лимиты использования гаджетов.

Важно, что в подростковый период сделать это достаточно трудно, однако вполне реально. Отличным помощником в этом может стать приложение родительского контроля, одним из наиболее эффективных среди которых является UsafeKids.

При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.

Как минимизировать вред от смартфона?

Минимизировать вред от смартфона можно только при условии комплексного подхода, в особенности при наличии зависимости от телефона и Интернета.

Как известно, лучшим лечением любой болезни, в частности и зависимости от телефона, является ее профилактика. Чтобы снизить вероятность возникновения привычки постоянного использования гаджетов у детей, стоит своевременно установить дозволенные границы.

Приложение родительского контроля UsafeKids – то, что так необходимо родителям современных подростков.

Использование UsafeKids позволяет минимизировать вред от смартфона, обеспечивая возможность:

удаленного контроля совершаемых действий (звонки/смс, использование приложений/социальных сетей и пр.);

установки ряда ограничений на покупку, установку и использование приложений;

блокировки вредоносных сайтов, на которых может содержаться неприемлемый контент;

контроля времени использования гаджета как во время обучения, так и в свободный от занятий период.

Кроме того, установка UsafeKids имеет и дополнительные преимущества, например, передачу местоположения ребенка в режиме реального времени, а также возможность оповещения в случае отклонения от заданного маршрута (например, от дома до школы и пр.).

Помните, дети – самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность ребенка – неотъемлемый компонент счастливой жизни родителей.

С приложением UsafeKids зависимость от телефона и Интернета у детей больше не страшна.

В РООПП «Пробуждение» обратилась мама с мальчиком-подростком 15 лет. Ребенок отказывается посещать школу, общаться со сверстниками, принимать участие в жизни семьи, так как основным интересом его жизни являются онлайн-игры. Ночью он играет, а днем спит. Что порекомендовать родителям, которые не могут повлиять на поведение ребенка? Подробнее об интернет-зависимости рассказывает психолог Екатерина Новик.


Екатерина Новик
психолог Республиканского общественного объединения психологической помощи «Пробуждение»

Вышеописанный случай не уникален. Причем в зависимость от гаджетов впадают не только дети, но и взрослые. И последствия не заставляют себя ждать. Известны примеры, когда на ладони у людей образовывались шишковидные мозоли от компьютерной мыши, возникал запястный туннельный синдром, нарушался обмен веществ и так далее.

Что такое интернет-зависимость?

— Грань между нормой и патологией, конечно, почти незаметна. Если говорить обобщенно, интернет-зависимость — это частые эпизоды обращения к компьютеру, каким-либо гаджетам с целью изменения своего психоэмоционального состояния путем ухода от реальности в виртуальный мир. При этом социальные, семейные, материальные и порой даже физические потребности отодвигаются на второй план.

Признана ли она медицинским диагнозом?

— Официального диагноза «компьютерная зависимость» не существует. Наиболее близким по симптоматике заболеванием для диагностики, коррекции и профилактики компьютерной зависимости является «игровая зависимость» (лудомания, гэмблинг). Возможно, это диагноз ближайшего будущего.

Почему сегодня об этой проблеме говорят так часто?

— Много гаджетов, девайсов, приложений. Они стали доступны, да и потребность людей в этих устройствах и программах в наши дни высокая, а вот правил обращения с ними, определенной гигиены взаимодействия до сих пор нет.

Постепенно в жизни человека нарушается баланс. На место прежних ценностей встает удовольствие от времени, проведенного в сети. Но изменения настолько постепенны и незаметны, что отследить их на ранней стадии крайне тяжело.


Совсем недавно я читала об исследовании уровня счастья у подростков США. Специалисты пришли к выводу: несмотря на то, что явно прослеживается рост доходов, возможностей и других социальных благ, на протяжении 20 лет уровень счастья и благополучия человека все снижается. Оказалось, что в среднем юноши и девушки тратят на использование гаджетов 6 часов в день!

Конечно, у молодых людей более подвижная психика, а если говорить о детях, то тут уж совсем понятно, почему виртуальный мир так увлекает их, но все же проблема «взрослеет». Слишком мало исследований проводится на людях старше 30. Я уверена, результаты бы нас поразили.

«Симптомы» интернет-зависимости:

  • заметное увеличение времени взаимодействия с компьютером и гаджетами;
  • постоянная вовлеченность в это взаимодействие (мысли о виртуальной активности, очень частое побуждение проверить мессенджеры, желание быть в курсе всех событий, страх пропустить что-то важное);
  • изменение круга интересов, замена прежних мотиваций игровой или любой другой активностью в интернете;
  • преобладание в воображении мыслей, связанных с электронными девайсами (то есть даже если человек в конкретный момент не находится онлайн, он мысленно составляет диалоги, чтобы кому-то что-то написать, представляет, как скоро сядет за компьютер, и так далее);
  • виртуальная жизнь становится более настоящей и важной для человека, чем жизнь реальная;
  • электронные устройства наделяются душой (например, если любимый телефон разбился, человек будет переживать точно такой же стресс, как при потере любимого питомца или даже близкого человека);
  • потеря контроля над ситуацией (неспособность выйти из сети, даже если нет действительно стоящих поводов там остаться);
  • состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства (даже легкого тремора), развивающееся через короткие промежутки после взаимодействия с девайсом.

Предрасполагающие факторы:

  • Неправильное воспитание в семье (нет ограничений в использовании игр и приложений, нет диалога на эту тему, мама и папа сами подают плохой пример);
  • Стремление к взаимодействию с гаджетами с детства.
  • Переоценка значения материальных ценностей.
  • Подверженность чужому мнению, моде, трендам.
  • Недостаток внимания.

Что с этим всем делать?

— Стоит понимать, что ни от одной из зависимостей невозможно избавиться раз и навсегда. Реально лишь научиться экологично с ней сосуществовать.


Очень рекомендую книгу Дэниела Сиберга «Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий». Этот человек сам страдал от данной проблемы, но вовремя понял, что катится в никуда. Он сумел взять себя в руки и разработал систему действий, которая ему помогла. Дэниел вывел 10 правил, которые действительно работают:

2. Живите в реальном мире. Прежде чем что-то опубликовать в социальной сети, сперва подумайте, готовы ли вы рассказать эту новость первому встречному.

3. При возникновении желания купить новый гаджет или «прокачать» старый, спросите себя:

  • действительно ли вам это нужно?
  • для чего?
  • что вам это даст?

4. Пользуйтесь технической поддержкой. Создано множество программ, которые устанавливают жесткий тайминг работы с девайсами и приложениями. Не пренебрегайте ими. Когда человек сильно увлечен, он теряет ощущение времени. Своевременная «напоминалка» очень отрезвляет, она послужит вам надежным якорем в мире реальности.

5. Регулярно устраивайте «цифровую детоксикацию». Например, раз в неделю — день без гаджетов.

6. Убирайте все устройства с глаз долой перед сном и позаботьтесь о том, чтобы они не тревожили вас во время ночного отдыха.

7. Делайте правильный выбор: человек или устройство. Если вы общаетесь с кем-то, — в сторону все гаджеты. Если все-таки отложить важный виртуальный разговор никак нельзя, попросите у собеседника прощения за прерывание беседы.

8. Помните о принципе «если — то». Если вы сели в автобус и взяли в руки смартфон, да, возможно, вы узнаете много полезной информации из новостной ленты, но вы рискуете пропустить цветущую сирень за окном, время единения с собственными мыслями или даже неожиданное приятное знакомство.

9. Структурируйте свой электронный день. Составьте расписание. Да-да, расписание. Выделите для гаджетов конкретное время.

10. Доверяйте своим инстинктам. Если вам кажется, что вы много времени проводите за экраном, — вам не кажется.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Читайте также: