Знакомство с компьютером и с назначением устройств

Обновлено: 04.07.2024

Презентация предназначена для знакомства с компьютером в 1 классе на курсах внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_kompyuterom.pptx 996.24 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Знакомьтесь – компьютеры! Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска Ренева Т. В.

Компьютер – это электронная машина для обработки информации.

Техника безопасности при работе с компьютером: ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Трогать разъемы соединительных кабелей. Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления. Прикасаться к тыльной стороне монитора, клавиатуры и экрана. Включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя. Класть на монитор и клавиатуру книги и тетради. Работать влажными руками и во влажной одежде. Самим ремонтировать испорченную аппаратуру.

Основные составляющие компьютера: системный блок монитор клавиатура компьютерная мышь

СИСТЕМНЫЙ БЛОК Системный блок – основной элемент любого персонального компьютера. В его металлическом корпусе заключены главные элементы ЭВМ. Именно в нем находится материнская плата, на которой располагается сердце любого компьютера – процессор и оперативная память. Системный блок предназначен для обработки информации и управления работой всех устройств компьютера. На лицевой панели находятся: Флоппи – дисковод CD – ROM Две кнопки: POWER (питание), RESET (кнопка экстренной перезагрузки компьютера в случае «зависания») Флоппи – дисковод и CD – ROM используют для считывания информации.

МОНИТОР Монитор – устройство, которое имеет экран. Монитор предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.

Клавиатура Клавиатура – устройство, имеющее клавиши. Оно предназначено для ввода текстовой информации. С помощью клавиатуры мы вводим алфавитно – цифровые данные и управляем работой компьютера.

Мышь Мышь – самое простое устройство для работы с компьютером. Она служит для ввода информации. Мыши бывают двух и более кнопочные. Самая главная – левая кнопка, служит для запуска программ, активизации меню, выделения объектов. Правая кнопка используется для вызова вспомогательных меню объекта. С помощью колесика мыши можно пролистывать документ или страницу, регулировать звук и многое другое.

Дополнительные составляющие компьютера Принтер – служит для печати документов. Сканер – считывает информацию с листа бумаги или слайда. Модем – служит для связи. Web– камера - служит для совершения видеозвонков . Микрофон служит для ввода звука в компьютер. К олонки служат для вывода (прослушивания) звука.


познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к занятиям в кружке.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

Развивающие:

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность занятия: 1ч. 35 минут.

Средства обучения:

Технические:

кабинет, оснащенный компьютерной техникой, операционная система Windows ХР, мультимедийный проектор, программа «Мир информатики», первый год обучения.

Наглядные: мультимедийная презентация, плакат «Правила поведения в компьютерном классе»

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Раздаточные материалы:

комплект карточек № 1

комплект карточек №2

Литература, использованная при подготовке занятия:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.Тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.

Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.

Идея мультфильма Костылева Т, школа №14

Мастер-класс "Игрушечных дел мастера". Вырвич И.А. , Нуриева Б.О.

Создание интерактивных кроссвордов в MS PPT (+VBA).

План занятия:

1.Организационный момент - 5 мин

2. Разминка (определение темы урока, отгадывание загадки)-5 мин

3. Актуализация темы. Правила ТБ. -10 мин.

4. Рассмотрение нового материала – 20 мин.

5. Физкультминутка – 5 мин.

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)-20 мин.

7. Выполнение практикума -15 мин.

8. Зарядка для глаз – 5 мин.

9. Закрепление полученных знаний. – 5 мин.

8. Подведение итогов - 5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент 5 мин

проверка присутствующих на занятии

Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Валентиновна. Я ваш педагог. Садитесь на свои места. Приготовьте тетради, ручки, уберите посторонние предметы, запишите сегодняшнее число. Сегодня вы впервые пришли на станцию юных техников в объединение, которое называется «Юный программист».


В ам интересно, а чем же мы с вами будем здесь заниматься? В этом нам поможет местный житель нашего компьютерного кабинета. Педагог показывает игрушку, которую сшили воспитанники для кружка.

А как его зовут, мы узнаем из следующей загадки:

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений,

Ну, конечно же – . (компьютер)!

Педагог: Правильно дети! Молодцы! Мы ласково будем называть его Компьюша! Согласны? Тогда давайте с ним познакомимся. (Раздается комплект карточек№1). Сейчас Компьюша раздаст вам карточки, на которых нужно написать свое имя, а затем на счет три произнесем свои имена все вместе. Итак: три-четыре…

Молодцы! Компьюше очень приятно. Положите карточки на край вашего стола, в конце занятия они вам еще пригодятся.

Сегодня он нам расскажет:

Как работает компьютер,

Из чего он состоит,

Разобраться с ним, ребята,

На занятьях предстоит.

Педагог: С этого дня мы начнем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, какие для этого существуют программные средства, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом.

Но сначала нужно познакомиться с некоторыми правилами, которые нужно знать и выполнять, чтобы компьютер стал не врагом, а другом. Эти правила называются Правилами техники безопасности в кабинете ЭВМ.

Чтоб с компьютером дружить,
Нужно правила учить:
Не шуметь и не ходить,

Только тихо говорить,

Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки в нем не нажимать!

Клавиш ты легко касайся,

Осторожным быть старайся:

Стукнешь пальчиком сильней -

Очень плохо будет ей!

Не надо толкаться, не надо шалить,

Из класса без спроса нельзя выходить.

Руками не трогать экран и шнуры

Это касается всей детворы!

НЕ ПЫЛИ В КАБИНЕТЕ - объяснить, почему нельзя пылить в кабинете, как и когда заходить в кабинет, когда можно начинать работать на компьютере.

НЕ ТРОГАЙ ПОВОДА И РОЗЕТКИ– пояснить, в чем опасность электрических приборов.

НЕ БЕЙ ПО КЛАВИАТУРЕ – рассказать, как нужно нажимать на клавиши устройств и какие устройства можно трогать руками (ТОЛЬКО мышь и клавиатуру!).

НЕ КЛАДИ НА КЛАВИАТУРУ ВЕЩИ– пояснить, что МОЖНО приносить в компьютерный класс, а что НЕЛЬЗЯ (еда!).

НЕ ОБЛАКАЧИВАЙСЯ НА КЛАВИАТУРУ– объяснить, почему нельзя это делать.

БЕРЕГИ ГЛАЗА– (ОЧЕНЬ ВАЖНО) – как и на каком расстоянии нужно сидеть во время работы за компьютером.

Ребята, я вас прошу очень бережно относиться к компьютерам.

4. Рассмотрение нового материала.

Педагог. Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Компьюши. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.

Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

Не может человек создать, что невозможно увидать.

Все, что придумать он сумел, то у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,

На самого себя смотрел.

Педагог. С самого себя! Только человек постарался передать компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности. Раньше компьютер предназначался для облегчения счета. В переводе с английского слово «компьютер» означает «вычислитель».

Давайте, вместе с вами подумаем: «Для чего нужен компьютер сейчас? Что он умеет делать? Где сейчас можно встретить компьютер? (Ответы детей)

По назначению, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Записи в тетради)

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.

Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.

Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Таких дел четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Компьютер работает с пятью видами информации (текстовая, графическая, звуковая, числовая), каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (запись в тетрадях).

Мы начнем изучение с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.

Состав компьютера не труден,

Его запомнит и малыш.

Все вместе повторять мы будем:

Системный блок, дисплей, клавиатура, мышь.

У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера.

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нем горит экран.

Монитор, скажу, ребята,

Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Это устройство называется – устройство вывода информации.

Ну а рядом – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным).

Педагог. Следующее устройство – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.

ПЕДАГОГ. Отправляемся дальше.

Это вот – … (клавиатура) –

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

Кнопочки на ней всегда

Нажимают без труда.

Цифры, буквы, даже знаки
Знает эта задавака.

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Педагог. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов и повторяйте движения за мной.

Солнышко лучистое. (щелкнуть мышкой в презентации)

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)

Педагог. А чтобы узнать следующее устройство мы отгадаем еще одну загадку:

К сыру равнодушная,

Кота не раздражает,

По коврику гуляет,

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …(мышка)

На столе она сидела.

Говорю: “Сейчас поймаю!”

А она мне отвечает:

Мышка я не полевая,

А домашняя, ручная.

По столу хожу, брожу,

Если хочешь поиграть,

Ты накрой меня ладошкой

По столу кати немножко.

Как художник на экране,

В удивительной программе

Будешь краской рисовать

И картины создавать.

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробочке –

Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Мышка- устройство ввода информации.

Примечание: в ходе объяснения темы педагог на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы сопровождается картинками в презентации, на которых изображены устройства компьютера.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделал для вас мой ученик Ильин Валера. Если вы будете заниматься в нашем кружке дальше, вы тоже научитесь создавать такие работы.

(Демонстрация мультфильма «Теремок – системный блок»). Досрочный выход из анимации- кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

7. Практическая работа с программой «Мир информатики 1 год обучения». Отработка навыков работы с мышью.

Выполнение упражнения на закрепление полученных знаний ( файл задание.ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна. Дети выполняют задания самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

А теперь я вам раздам карточки: (комплект карточек №2). В пустой клеточке нужно написать первую букву изображения над клеткой.


Педагог проверяет карточки, указывает на ошибки детей.

8. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз .

Педагог: ребята, а теперь давайте дадим отдых нашим глазкам. Представьте, что мы на берегу теплого моря (щелкнуть мышкой в презентации). Давайте расслабимся и выполним упражнения для укрепления зрения.

а) «Жмурки» крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть их. Повторять 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровообращение.

б) быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.

в) делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4—6 раз. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

Пальминг. Закрыть оба глаза и прикрыть их ладонями. Дождаться появления «черного поля». Глаза держать расслабленными 1 – 2 минуты.

9. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

Педагог: Итак, вы многое узнали. Теперь подведем итоги.

Проверка полученных знаний, выполнение задания ( файл викторина. ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

Дети выполняют упражнение на компьютере самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

Для детей, которые выполнят задания раньше всех можно предложить интерактивный кроссворд. При вводе ответа в сетку кроссворда нужно нажать кнопку Проверить. Если слово выбрано верное, то ячейки кроссворда закрасятся в зеленый цвет, если слово неправильное – ячейки очистятся. Можно проверить кроссворд целиком, также нажав кнопку Проверить. Для выхода из кроссворда необходимо нажать кнопку Esc или Выход.

Ответы на кроссворд. По вертикали: 1. Вычислитель. 2. Человек. По горизонтали: 3. Дисплей. 4. ЭВМ. 5. Счеты.

Сегодня на занятии мы познакомились с основными устройствами компьютера. Давайте, еще раз их назовем. (Ответы детей)

Мне приятно было работать с вами, надеюсь, что это взаимно.

В начале занятия Компьюша раздал вам карточки, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее занятие нарисуйте веселого человечка, если не понравилось - грустного и верните карточки Компьюше. Наше занятие завершено, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ!

А сейчас не забудьте привести рабочее место в порядок, соблюдайте осторожность при передвижении в кабинете и в коридоре. До свидания!


К омплект карточек №1

По своему назначению компьютер - это универсальный прибор для работы с информацией. По принципам своего устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.


Персональный компьютер (ПК) — это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего места. По своим характеристикам он может отличаться от больших ЭВМ, но функционально способен выполнять аналогичные операции. По способу эксплуатации различают настольные (desktop), портативные (laptop и notebook) и карманные (palmtop) модели ПК.

Аппаратное обеспечение. Поскольку компьютер предоставляет все три класса информационных методов для работы с данными (аппаратные, программные и естественные), принято говорить о компьютерной системе как о состоящей из аппаратных и программных средств, работающих совместно. Узлы, составляющие аппаратные средства компьютера, называют аппаратным обеспечением. Они выполняют всю физическую работу с данными: регистрацию, хранение, транспортировку и преобразование как по форме, так и по содержанию, а также представляют их в виде, удобном для взаимодействия с естественными информационными методами человека.

Совокупность аппаратных средств компьютера называют его аппаратной конфигурацией.

Видео YouTube

Программное обеспечение. Программы могут находиться в двух состояниях: активном и пассивном. В пассивном состоянии программа не работает и выглядит как данные, содержательная часть которых - сведения. В этом состоянии содержимое программы можно «читать» с помощью других программ, как читают книги, и изменять. Из него можно узнать назначение программы и принцип ее работы. В пассивном состоянии программы создаются, редактируются, хранятся и транспортируются. Процесс создания и редактирования программ называется программированием.

Когда программа находится в активном состоянии, содержательная часть ее данных рассматривается как команды, согласно которым работают аппаратные средства компьютера. Чтобы изменить порядок их работы, достаточно прервать исполнение одной программы и начать исполнение другой, содержащей иной набор команд.

Совокупность программ, хранящихся на компьютере, образует его программное обеспечение. Совокупность программ, подготовленных к работе, называют установленным программным обеспечением. Совокупность программ, работающих в тот или иной момент времени, называют программной конфигурацией.


Устройство компьютера. Любой компьютер (даже самый большой)состоит из четырех частей:

устройства ввода информации

устройства обработки информации

устройства вывода информации.

Конструктивно эти части могут быть объединены в одном корпусе размером с книгу или же каждая часть может состоять из нескольких достаточно громоздких устройств

Базовая аппаратная конфигурация ПК. Базовой аппаратной конфигурацией персонального компьютера называют минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером. С течением времени понятие базовой конфигурации постепенно меняется.

Чаще всего персональный компьютер состоит из следующих устройств:

Дополнительно могут подключатся другие устройства ввода и вывода информации, например звуковые колонки, принтер, сканер.

Системный блок — основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключаемые к системному блоку снаружи, считаются внешними. Для внешних устройств используют также термин периферийное оборудование.
Монитор — устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации. Служит в качестве устройства вывода. Для настольных ПК в настоящее время наиболее распространены мониторы, основанные на электронно-лучевых трубках. Они отдаленно напоминают бытовые телевизоры.
Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводится в виде алфавитно-цифровых символьных данных.
Мышь — устройство «графического» управления.

Внутренние устройства персонального компьютера.
Внутренними считаются устройства, располагающиеся в системном блоке. Доступ к некоторым из них имеется на лицевой панели, что удобно для быстрой смены информационных носителей, например гибких магнитных дисков. Разъемы некоторых устройств выведены на заднюю стенку — они служат для подключения периферийного оборудования. К некоторым устройствам системного блока доступ не предусмотрен — для обычной работы он не требуется.

Процессор. Микропроцессор — основная микросхема персонального компьютера. Все вычисления выполняются в ней. Основная характеристика процессора — тактовая частота (измеряется в мегагерцах, МГц). Чем выше тактовая частота, тем выше производительность процессора. Так, например, при тактовой частоте 500 МГц процессор может за одну секунду изменить свое
состояние 500 миллионов раз. Для большинства операций одного такта недостаточно, поэтому количество операций, которые процессор может выполнить в секунду, зависит не только от тактовой частоты, но и от сложности операций.

Единственное устройство, о существовании которого процессор «знает от рождения», — оперативная память — с нею он работает совместно. Оттуда поступают данные и команды. Данные копируются в ячейки процессора (они называются регистрами), а потом преобразуются в соответствии с содержанием команд. Более полную картину того, как процессор взаимодействует с оперативной памятью, вы получите в главах, посвященных основам программирования.

Оперативная память. Оперативную память можно представить как обширный массив ячеек, в которых хранятся числовые данные и команды в то время, когда компьютер включен. Объем оперативной памяти измеряется в миллионах байтов — мегабайтах (Мбайт).

Процессор может обратиться к любой ячейке оперативной памяти (байту), поскольку она имеет неповторимый числовой адрес. Обратиться к индивидуальному биту оперативной памяти процессор не может, так как у бита нет адреса. В то же время, процессор может изменить состояние любого бита, но для этого требуется несколько действий.

Материнская плата. Материнская плата — это самая большая плата персонального компьютера. На ней располагаются магистрали, связывающие процессор с оперативной памятью, — так называемые шины. Различают шину данных, по которой процессор копирует данные из ячеек памяти, адресную шину, по которой он подключается к конкретным ячейкам памяти, и шину команд, по которой в процессор поступают команды из программ. К шинам материнской платы подключаются также все прочие внутренние устройства компьютера. Управляет работой материнской платы микропроцессорный набор микросхем — так называемый чипсет.

Видеоадаптер. Видеоадаптер — внутреннее устройство, устанавливаемое в один из разъемов материнской платы. В первых персональных компьютерах видеоадаптеров не было. Вместо них в оперативной памяти отводилась небольшая область для хранения видеоданных. Специальная микросхема (видеоконтроллер) считывала данные из ячеек видеопамяти и в соответствии с ними управляла монитором.

По мере улучшения графических возможностей компьютеров область видеопамяти отделили от основной оперативной памяти и вместе с видеоконтроллером выделили в отдельный прибор, который назвали видеоадаптером. Современные видеоадаптеры имеют собственный вычислительный процессор (видеопроцессор), который снизил нагрузку на основной процессор при построении сложных изображений. Особенно большую роль видеопроцессор играет при построении на плоском экране трехмерных изображений. В ходе таких операций ему приходится выполнять особенно много математических расчетов.

В некоторых моделях материнских плат функции видеоадаптера выполняют микросхемы чипсета — в этом случае говорят, что видеоадаптер интегрирован с материнской платой. Если же видеоадаптер выполнен в виде отдельного устройства, его называют видеокартой. Разъем видеокарты выведен на заднюю стенку. К нему подключается монитор.

Звуковой адаптер. Для компьютеров IBM PC работа со звуком изначально не была предусмотрена. Первые десять лет существования компьютеры этой платформы считались офисной техникой и обходились без звуковых устройств. В настоящее время средства для работы со звуком считаются стандартными. Для этого на материнской плате устанавливается звуковой адаптер. Он может быть интегрирован в чипсете материнской платы или выполнен как отдельная подключаемая плата, которая называется звуковой картой.
Разъемы звуковой карты выведены на заднюю стенку компьютера. Для воспроизведения звука к ним подключают звуковые колонки или наушники. Отдельный разъем предназначен для подключения микрофона. При наличии специальной программы это позволяет записывать звук. Имеется также разъем (линейный выход) для подключения к внешней звукозаписывающей или звуковоспроизводящей аппаратуре (магнитофонам, усилителям и т.п.).

Жесткий диск. Поскольку оперативная память компьютера очищается при отключении питания, необходимо устройство для длительного хранения данных и программ. В настоящее время для этих целей широко применяют так называемые жесткие диски.
Принцип действия жесткого диска основан на регистрации изменений магнитного поля вблизи записывающей головки.

Основным параметром жесткого диска является емкость, измеряемая в гигабайтах (миллиардах байтов), Гбайт. Средний размер современного жесткого диска составляет 80 — 160 Гбайт, причем этот параметр неуклонно растет.

Дисковод гибких дисков. Для транспортировки данных между удаленными компьютерами используют так называемые гибкие диски. Стандартный гибкий диск (дискета) имеет сравнительно небольшую емкость 1,44 Мбайт. По современным меркам этого совершенно недостаточно для большинства задач хранения и транспортировки данных, но низкая стоимость носителей и высокая степень готовности к работе сделали гибкие диски самыми распространенными носителями данных.

Для записи и чтения данных, размещенных на гибких дисках, служит специальное устройство — дисковод. Приемное отверстие дисковода выведено на лицевую панель системного блока.

Дисковод CD-ROM. Для транспортировки больших объемов данных удобно использовать компакт-диски CD-ROM. Эти диски позволяют только читать ранее записанные данные — производить запись на них нельзя. Емкость одного диска составляет порядка 650-700 Мбайт.

Для чтения компакт-дисков служат дисководы CD-ROM. Основной параметр дисковода CD-ROM— скорость чтения. Она измеряется в кратных единицах. За единицу принята скорость чтения, утвержденная в середине 80-х гг. для музыкальных компакт-дисков (аудиодисков). Современные дисководы CD-ROM обеспечивают скорость чтения 40х - 52х.
Основной недостаток дисководов CD-ROM — невозможность записи дисков — преодолен в современных устройствах однократной записи — CD-R. Существуют также устройства CD-RW, позволяющие осуществлять многократную запись.

Принцип хранения данных на компакт-дисках не магнитный, как у гибких дисков, а оптический.

Коммуникационные порты. Для связи с другими устройствами, например принтером, сканером, клавиатурой, мышью и т. п., компьютер оснащается так называемыми портами. Порт — это не просто разъем для подключения внешнего оборудования, хотя порт и заканчивается разъемом. Порт — более сложное устройство, чем просто разъем, имеющее свои микросхемы и управляемое программно.

Сетевой адаптер. Сетевые адаптеры необходимы компьютерам, чтобы они могли обмениваться данными между собой. Этот прибор следит за тем, чтобы процессор не подал новую порцию данных на внешний порт, пока сетевой адаптер соседнего компьютера не скопировал к себе предыдущую порцию. После этого процессору дается сигнал о том, что данные забраны и можно подавать новые. Так осуществляется передача.

Когда сетевой адаптер «узнает» от соседнего адаптера, что у того есть порция данных, он копирует их к себе, а потом проверяет, ему ли они адресованы. Если да, он передает их процессору. Если нет, он выставляет их на выходной порт, откуда их заберет сетевой адаптер очередного соседнего компьютера. Так данные перемещаются между компьютерами до тех пор, пока не попадут к адресату.

Считаю, что сперва надо определиться, что понимается под словом: "знакомство" и как это планируется использовать в будущем. Если читатель изучает ПК, чтобы стать гуру в компьютерном "железе" и собирать компьютеры, то начинать знакомство советую с компьютерных комплектующих. В случае если стоят задачи по составлению программ и написания приложений, то рекомендую больше посвятить изучению ОС Windows и языкам программирования. Для тех, кто предпочитает универсальный способ знакомства(поиграть, собирать ПК, составить программы и т.д) рекомендую ознакомительные курсы(которых если "по гуглить", в интернете наберётся с десяток). Но в тон названию канала отмечу дополнительный тип знакомства: "Бабушкин". В таком случае алгоритм изучения для комфортной работы сводится к следующему: Научитесь включать и выключать компьютер, вместе с этим освойте и выход в интернет. Оба действия необходимы, в 2021 году как таблица умножения для школьников. Третьим действием научитесь закачивать и скачивать фотографии на флешку(стоят "копейки", на китайских сайтах, вот ссылка и попадаются недурного качества). Кто-то засмеется и скажет, что это бессмысленно, ведь фотографии и так на сервере, но бездушный цифровой накопитель не заменит бумажную фотографию. Если провести опрос среди населения старше 60 лет, то уверен, на 100%, преобладающим числом люди выберут напечатанную фотографию на бумаге, а не показанную в фотоальбоме "одноклассники". Завершающим шагом в знакомстве(после интернета и скидывании фотографий на флешку ) это научится смотреть кино и открывать пасьянсы(для "скрашивания" досуга).

Напоследок обобщающий совет начинающим: если взяли книгу или открыли канал где блогер рассказывает нудно или непонятно, то откажитесь от такого учебника или блога. Каналов сотни и 100% найдется подходящий(понятный), тоже относится и к книге(не понятную и нудную отложите в сторону). Знакомство не приносящее удовольствие, не пойдёт в прок . И не бойтесь компьютера, подготовьтесь морально, что будут "косяки" которых не избежать, но это необходимая плата за знания. Начиная изучать компьютер в 2000 году, раз 200 "убивал" Windows, зато научился переустанавливать за пол часа. По этому дерзайте и пишите на почту вопросы. В заключении последний совет: не стесняйтесь записывать те действия которые удачно выполнили. Так к примеру самостоятельно установив "виндовс", напишите в тетрадке порядок действий. Во-первых, когда пишешь, то лучше запоминается, а во-вторых если забудете, то будет где подсмотреть. Хотел заканчивать, но вспомнил о тех кто планирует стать сборщиком ПК и делает шаги в сторону комплектующих. В этой области также научитесь не боятся компьютера, не пытайтесь с первого дня установить видеокарту или заменить процессор, начине с подключений монитора, мыши, клавиатуры. И пусть это покажется банальным и смешным, но эти действия помогут снять "страх" перед действиями посложнее. Ставьте лайк. Подписывайтесь. До свидания.

Основные устройства компьютера

из чего состоит компьютер

Устройства обычного, настольного ПК условно можно разделить на внешние и внутренние. Внешние устройства как правило обеспечивают связь пользователя с системой, а также управление ею. Внутренние устройства обеспечивают производительность системы, её работоспособность и составляют аппаратную часть ПК. Как правило внутри системный блок выглядит как на картинке ниже:
Кликните для увеличения

Внешние (периферийные) устройства компьютера

Рассмотрим только основные внешние устройства компьютера, так как если перечислять все, то чернила закончатся 🙂 Внешние устройства персонального компьютера еще называют периферийными устройствами. Это устройства которые обеспечивают связь компьютера с пользователем, объектами управления либо с другим компьютером, то есть с окружающей средой. Внешние устройства делят на устройства Ввода и Вывода.

Устройства Ввода

Клавиатура. Пожалуй самое главное (во всяком случае на момент написания заметки :)) периферийное устройство Ввода информации в ПК. Клавиатура (в народе еще кличут "Клава") - это набор кнопок (клавиш), которые расположены в определенном порядке. На кнопках изображены буквы, цифры и различные знаки. Также на клавиатуре могут быть установлены дополнительные клавиши для различных действий.

Компьютерная мышь. Устройство Ввода получившее распространение с появление графического интерфейса на ПК. С помощью мышки (кнопок и колесика) можно отдавать различные команды компьютеру и управлять курсором на мониторе. При перемещении компьютерной мышки на горизонтальном столе курсор на мониторе также передвигается (по правилам координатной плоскости). Мышку также называют координатным устройством ввода.
Устройств ввода много. Мы рассмотрели два основных. Кроме них к устройствам ввода можно отнести: сканер, сенсорный экран, микрофон, веб-камеру и т.д.

Устройства вывода

Монитор. Это экран, на который с помощью видеосигнала выводится информация. Видеосигнал формирует электронное внутреннее устройство вывода, которое называется видеокартой. О ней мы еще поговорим чуть ниже.

Принтер. Слово принтер произошло от англ. Printer, Print - печатать. Он предназначен для преобразования цифровой информации хранящейся на компьютере в аналоговую, доступную для нашего с вами понимания, а также для её вывода (распечатывания) в виде текста, рисунка или графики, на твердый физический носитель (бумага).

Акустическая система. Говоря по простому - это звуковые колонки, которые предназначены для вывода звуковой информации. Звуковая карта преобразует цифровую информацию хранящуюся на компьютере в звук и выводит его через акустическую систему. Устройств вывода также много и перечислять их всех нет смысла. Основные из них мы с вами рассмотрели. Поэтому, давайте уже от периферийных (внешних) устройств ПК перейдем к внутренним.

Внутренние устройства компьютера

Материнская плата - основа любого компьютера. В народе её ещё называют материнкой, мамкой, мать. Материнка это как фундамент дома, на котором уже строится все остальное. Также и в системном блоке. Материнская плата представляет собой печатную плату, на которой содержатся слоты, разъемы. В эти разъемы устанавливаются различные компоненты компьютера (внутренние и периферийные).

Процессор - это сердце компьютера. Его еще называют ЦП (центральный процессор), CPU, проц. От его мощности зависит быстродействие компьютера. Чем мощнее проц, тем больше возможностей у компьютера. Процессор крепится в специальный разъем на материнской плате. Его еще называют socket. Есть несколько видов разъемов для ЦП. С каждым годом их становится все больше и они совершенствуются. Нельзя установить процессор в материнскую плату если их socket не подходит друг к другу. Например в материнскую плату с сокетом LGA 1150 можно установить только процессоры от Intel. Для AMD необходима материнка например с сокетом AM3+.

Видеокарта. Её также еще называют графический адаптер, видеоадаптер, графический процессор, GPU. Это одно из основных внутренних устройств ПК, которое определяет скорость обработки графической и видеоинформации. В некоторых материнках бывает свой встроенный видеоадаптер. Он маломощен и поэтому его хватает лишь на просмотр картинок, просмотр интернет страниц и для простых игр. Для того, чтобы играть в более мощные игры с тяжелой графикой лучше всего воспользоваться отдельной, мощной видеокартой.

Оперативная память (ОЗУ, оперативка). ОЗУ - оперативное запоминающее устройство. Из названия уже ясно, что данное устройство предназначено для временного хранения информации. Эта информация передается в ЦП для обработки. Информация в оперативной памяти хранится до тех пор, пока запущена программа. Если программа закрывается, то данные тоже удаляются. Скорость передачи информации из оперативной памяти процессору и обратно в разы быстрее, чем та же самая работа с жестким диском. Чем больше объем памяти ОЗУ тем лучше.

Блок питания. Он обеспечивает все узлы компьютера электро-питанием. Каждое устройство компьютера имеет свое потребление электроэнергии. Важно, чтобы блок питания обладал достаточной мощностью для обеспечения питания в необходимом количестве.

Жесткий диск (HDD, SSD). Основное устройство для хранения информации на компьютере. Его еще называют винчестер. Чем больше объем жесткого диска, тем больше данных можно на нем хранить. Жесткий диск через специальный разъем (SATA) подключается к материнке.

Оптический привод. Он предназначен для чтения и записи информации с CD/DVD дисков. Не любой оптический привод умеет записывать информацию на диск. Правда в настоящее время практически все поддерживают данную возможность. Привод устанавливается в системный блок, где его передняя часть выводится наружу, для того, чтобы была возможность загружать в привод диски.

Система охлаждения. Как правило у видеокарты охлаждение бывает отдельное, но в современных мощных компьютерах есть и общая система охлаждения. Она обычно состоит из кулеров (вентиляторы), но в мощных системах используются радиаторы с охлаждающей жидкостью.

Подытожим:

В статье перечислены все основные устройства компьютера: внешние (периферийные) и внутренние. Конечно это не все устройства, которые составляют современный компьютер. Сегодня к компьютерам подключается огромное количество устройств для автоматизирования нашей с вами жизни. Хорошо это или плохо? Об этом не в данной публикации.
На сайте в скором времени выйдут статьи по всем устройствам в отдельности. Это будет цикл статей про то, как правильно выбрать то или иное устройство для компьютера, как не прогадать с его покупкой, как сделать оптимальный выбор. Поэтому подпишитесь на обновления и вы не пропустите ни одну интересную заметку.

Читайте также: