Знание карты означает представление по памяти расположения размеров и форм географических объектов

Обновлено: 07.07.2024

В процессе формирования у учащихся естественно-научных знаний учебный предмет «Человек и мир» (I–V классы) выполняет пропедевтическую функцию. В Концепции учебного предмета «Человек и мир» отмечено, что помимо первоначальных знаний по биологии, географии, физике, химии, астрономии, истории у учащихся должны быть сформированы «общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематизированными знаниями» [1].

Исторические представления младших школьников формируются, главным образом, через знакомство с историческими фактами. Описывая историческое событие, учащиеся выясняют, когда и где оно произошло. Именно в процессе изучения исторических фактов происходит формирование представлений об историческом времени и пространстве, базирующихся на освоении учащимися начальных классов хронологических и картографических умений.

Специалисты подчёркивают, что исторические события могут быть поняты лишь в связи с определёнными географическими условиями. Отнесение событий к конкретному месту и описание географической среды, в которой оно произошло, называется пространственной локализацией. Однако, как показывает практика и научные исследования, очень многие учащиеся (и не только начальных классов) не знают карты, не умеют извлекать из неё информацию, не умеют выполнять практические задания [2].

В I–IV классах начинается формирование картографической грамотности учащихся. От того, насколько успешным будет это начало, зависит дальнейшее отношение школьников к использованию картографического материала при изучении географии и истории.

Восприятие картографической информации учащимися зависит от их психологических возрастных особенностей. Для младших школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Картографические материалы относятся к условно-графической наглядности, которая носит высокий уровень абстракции, что определяет основные трудности работы с ними у учащихся. Опыт работы с такого рода наглядностью у них невелик. Учащиеся начальных классов сталкиваются с ней при изучении математики в процессе решения задач на расстояние, движение, вычисление периметра, площади прямоугольника и квадрата, а также знакомясь с планом местности при изучении учебного предмета «Человек и мир».

Карты и другие картографические изображения рассматривают «как особый способ отображения действительности, как пространственные модели реальных явлений, передающие их количественные и качественные характеристики, структуру, взаимосвязи и динамику» [3, с. 4]. Специфику карт как вида наглядности определяют:

  • математически определённое построение;
  • использование особых знаковых систем;
  • отбор и обобщение изображаемых явлений;
  • системное отображение действительности;
  • целенаправленное моделирование [3, с. 5].

Исторические карты дополняются такой характеристикой, как время, что позволяет рассматривать их в качестве пространственно-временных моделей.

Среди картографических материалов, с которыми приходится иметь дело учащимся начальных классов, можно выделить учебные настенные карты, глобус, атласы, контурные карты, картосхемы, планы местности.

Формирование умений использовать картографические материалы начинается со знакомства с особенностью построения карт. В карте выделяют: содержание, передаваемое картографическими знаками (картографическое изображение в его непосредственном понимании), математическую основу, легенду, вспомогательное оснащение и дополнительные данные.

Содержание — основная часть карты, представляет собой информацию о показанных на карте объектах/явлениях. Именно содержание определяет виды карт.

Легенда карты — систематический свод использованных на ней условных знаков с необходимыми пояснениями. Умение читать эти условные символы служит ключом к чтению и анализу карты.

Математическая основа определяет масштаб карты, т. е. общий размер картографического изображения.

К вспомогательному оснащению относятся формальные сведения о карте: название карты, имена авторов-разработчиков, выходные данные (название издательства, место и год издания) и т. д.

На полях карты или её свободных местах внутри рамки нередко помещают дополнительные данные — добавочные карты, диаграммы, таблицы, иллюстративный материал и т. д., которые дополняют, поясняют и обогащают в том или ином отношении основное картографическое изображение [3, с. 19–21]. Обучая учащихся работе с настенной картой, учитель может предложить памятку:

Правила работы с картой

  1. Прочитайте название карты и ознакомьтесь с условными обозначениями — легендой карты. Рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи к ним.
  2. Показывая географические или исторические объекты на настенной карте, стойте с правой или левой стороны от неё. Указку держите в той руке, с которой вы стоите.
  3. Покажите на карте нужный объект и опишите его словами.
  4. Для того чтобы легче найти необходимый объект на карте, вспомните расположение сторон горизонта, географические ориентиры и признаки.
  5. Найдя объект на настенной карте, укажите этот объект в атласе и наоборот.
  6. Показывая территорию континентов и стран, проводите непрерывную линию вдоль границ. При показе города достаточно указать точку расположения города. Реку на карте показывают, ведя указкой по течению реки от истоков к устью.

Глобус представляет собой трёхмерную модель Земли. В отличие от карт на глобусе меньше искажений, так как по внешнему виду он максимально приближен к форме Земли, но имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

Исторические карты имеют свою специфику. Отображая отдельные участки земной поверхности с её рельефом и водными системами, исторические карты призваны представить определённые исторические периоды, события, явления, процессы. Знакомя учащихся с исторической картой, следует пояснить, что в прошлом форма континентов, границы государств могли выглядеть не так, как в настоящее время. Названия рек, морей, городов, государств также могут не совпадать с современными.

В зависимости от основания исторические карты можно разделить:

  • по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);
  • по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);
  • по масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные) [4].

Атлас — это собрание карт, изданное в виде отдельной брошюры. И если учебные настенные карты используются для фронтальной работы в классе, то атласы предназначены для индивидуальной работы учащихся как в классе, так и дома. Для учащихся младших классов основную трудность представляет соотнесение пространств и размеров, что влияет на нахождение объектов, так как настенные карты и карты, включённые в состав атласа, имеют разные масштабы.

В процессе обучения достаточно часто используется такой вид картографической продукции, как картосхема. В отличие от карт картосхема лишена многих атрибутов географической карты. На ней могут отсутствовать сетка координат, отображения некоторых географических объектов. На ней, как правило, отмечены те элементы карты, которые непосредственно необходимы для показа того или иного исторического явления и процесса. Картосхемы обладают некоторыми преимуществами по отношению к картам: простота изображения, наглядность, незагруженность лишними элементами. Чаще всего картосхемы используют при знакомстве с отдельными историческими событиями, например, картосхема Грюнвальдской битвы даст учащимся чёткое представление о расположении войск, их движении, военном замысле. В силу этого картосхемы часто используют в учебниках и учебных пособиях. Однако следует помнить, что чрезмерное использование картосхем может привести к искажению общих географических представлений учащихся, так как по схеме трудно судить о месте и реальном виде того региона, который изображается [4].

Контурная карта — это карта без надписей, «немая» карта, предназначенная для усвоения и закрепления знаний. На ней даны только контуры географических и исторических объектов, которые необходимо закрепить в памяти, а также те опорные объекты, которые могут служить ориентирами для работы с ней. Она предназначена, главным образом, для самостоятельной работы и содержит, как правило, систему вопросов и заданий. Контурные карты используются для закрепления, систематизации и контроля знаний учащихся. Первоначально младшие школьники учатся обводить границы, штриховать и раскрашивать территории государств, писать названия, указывать даты исторических событий. Учителю необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения контурных карт. Учащимся может быть предложена памятка:

Правила работы с контурной картой

  1. Пишите на карте разборчиво, небольшими по размеру буквами. Названия рек наносятся вдоль их течения, названия городов располагаются поблизости от условного знака, который обозначает город.
  2. Границы на контурной карте обозначены пунктиром, но наносить их надо сплошной линией.
  3. Названия государств не должны выходить за их границы. Если территория географического объекта недостаточна велика по размерам, надпись может быть расположена рядом.
  4. На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т. д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.
  5. В ходе работы с контурной картой на специально отведённом для этого месте необходимо составить её «легенду»:
    • обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы, данные к карте;
    • подписать, что обозначает каждый из условных знаков.
  6. Закрашивайте или заштриховывайте указанную в задании территорию аккуратно цветными или простым карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должны быть слишком яркой, иначе не будут видны названия городов, рек, торговых путей и т. д. Следите, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.

К основным методическим условиям эффективной работы с историческими картами относятся:

  • последовательное и систематическое использование исторических карт в учебном процессе;
  • преемственность и поступательность учебно-познавательной деятельности с учётом возрастных психологических особенностей учащихся;
  • реализация множественных функций исторических карт: информационная, обучающая, развивающая, контрольная;
  • обращение к различным видам и типам карт: настенным, настольным, электронным и др.;
  • применение различных форм работы с историческими картами (коллективная, групповая и индивидуальная);
  • использование системы дифференцированных заданий;
  • осуществление внутри- и межпредметных связей;
  • опора на ранее полученные знания [5, с. 22].

Обучаясь работе с картой, учащиеся должны научиться:

  • читать карту — уметь распознавать изображённые на ней объекты и извлекать из них информацию;
  • знать карту — знать расположение объектов, уметь быстро находить их, представлять взаиморасположение изученных объектов по памяти;
  • понимать карту — уметь сознательно пользоваться ею на основе системных картографических знаний.

К IV классу учащиеся знакомятся с физической картой мира, знают стороны горизонта и как они размещены на карте, учатся находить на ней континенты и океаны.

В процессе изучения содержательного блока «Мая Радзіма — Беларусь» картографические знания и умения младших школьников расширяются и совершенствуются. Изложение нового материала желательно сопровождать показом на карте упоминаемых историко-географических объектов. Перед показом на карте учителю лучше описать места событий словами и только потом обратиться к карте. При описании месторасположения государства или какого-то региона следует обозначать не только физико-географические ориентиры, но и называть соседние государства и регионы. Ученики следят за показом на карте, а затем находят эти объекты в картах атласа или учебника. Учащихся начальных классов также надо учить сопровождать показ объектов на карте словесным описанием.

В ходе изучения темы «Наша Радзіма на гістарычнай карце» учащимся необходимо показать особенности исторических карт, их отличие от географических. Обращается внимание на то, что на исторических картах, как правило, не обозначены рельефы местности и растительность. Исторические карты всегда имеют отнесённость к какому-либо историческому времени и историческому событию (это находит отражение в названии карты), условные обозначения предназначены для того, чтобы показать динамику развития исторических событий/явлений. Поэтому историческая карта должна обязательно соответствовать изучаемой эпохе. Если необходимой карты нет, использовать другую нельзя. Это может привести к формированию неправильных представлений.

Необходимо приучить учащихся пользоваться картой не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий. Развитию пространственных и образных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины/учебного текста. Можно также использовать приём «оживления» карты, прикрепляя аппликации, стрелочки, условные знаки, ленточки и т. д.

Для формирования умений читать карту учащимся начальных классов можно предложить следующие задания:

  • какими условными знаками обозначены, например, границы Республики Беларусь и других государств, границы областей Республики Беларусь, места сражений и т. д.?
  • что на картосхеме (с. 10 учебника) обозначено зелёным/жёлтым/оранжевым цветами.

С целью изучения расположения объектов на карте, формирования умений быстро находить их и представлять взаиморасположение по памяти (умений знать карту) учащимся младших классов можно предложить задания:

  • покажите, где на карте находится север, юг, запад, восток;
  • покажите на карте Республику Беларусь, её столицу; с какими государствами граничит Беларусь;
  • покажите Брестскую/Витебскую/Гомельскую/Гродненскую/Минскую/Могилевскую области; назовите соседей; какая область не граничит с иностранными государствами;
  • покажите область, в которой вы проживаете; с каким областями и государствами она граничит;
  • покажите на карте указанные в учебном тексте или названные учителем историко-географические объекты (например, города, связанные с жизнью и деятельностью Франциска Скорины; города, где в 1920–1930-е гг. были построены крупные промышленные предприятия и т. д.).

С целью формирования умений сознательно пользоваться картой, извлекать из неё информацию (умений понимать карту) учащимся можно предложить задания следующих типов:

  • на сколько областей разделена территория Республики Беларусь;
  • какие города/области находятся севернее/южнее/западнее/восточнее Минска/Минской области;
  • какие страны находились севернее/южнее/западнее/восточнее Полоцкого княжества/Великого Княжества Литовского;
  • совпадают ли границы Республики Беларусь и территория расселения восточнославянских племён кривичей, дриговичей и родимичей;
  • назовите, по каким рекам проходил «путь из варяг в греки», через какие города; какие моря он соединил;
  • используя карту, объясните, как географическое положение Полоцка влияло на его развитие, почему в древности его часто посещали купцы из других стран; почему на гербе Полоцка изображена ладья;
  • с какими государствами граничило Великое Княжество Литовское;
  • какие города получили свое название от названий рек, покажите эти реки;
  • покажите государства, которые объединились в составе Речи Посполитой;
  • объясните, почему Брест и Брестская область первыми приняли удар немецко-фашистских войск 22 июня 1941 года;
  • покажите на карте деревню Хатынь; в какой области она находится.

Таким образом, систематическая, целенаправленная, грамотно выстроенная работа с картой позволит сформировать у учащихся младших классов пространственные представления, будет содействовать развитию мышления и познавательного интереса к изучению истории, а также повышению качества знаний.

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры.

Старшее поколение помнит, когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране.

Карта страны являлась важнейшим атрибутом государственной символики.

К сожалению, в настоящее время, число граждан, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, учителю, она становиться необходима каждому человеку. Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе, на национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому освоение, изучение, знание географической карты, должно быть обязательным и прежде всего начиная со школьной скамьи

В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В этом отношении знание географической карты- пример реального использования и применения в жизни картографических знаний.

В заданиях ЕГЭ много вопросов на знание карты. А хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение читать. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.

Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Карта позволяет школьнику ориентироваться в пространстве, извлекать из нее самую разнообразную информацию. Она упорядочивает знания, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты прекрасно определил Н. Н. Баранский: «Карта – второй язык географии… гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст».

В настоящее время возможности современного учителя расширились. На уроке возможно использовать как традиционные атласы с набором карт по курсу обучения, настенные карты, электронные карты. Как говорят, все средства хороши, главное, чтобы был результат.

Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. Сегодня у учителя в руках маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт и материалов.

Эволюция карты от схематичных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. Карта – это обязательный свидетель географического открытия. А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.

В современном обществе прослеживается тенденция к увеличению роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес можно объяснить несколькими факторами: практической направленностью школьной географии, наличием во всех современных электронных устройствах спутниковых карт, возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия.

Карты используются в качестве учебного пособия в образовательном процессе, в научных исследованиях, хозяйстве, военном деле. Следовательно, картографическая грамотность нужна современному человеку.

Картографические знания пронизывают всё содержание школьной географии и формирование картографической грамотности современного школьника – одна из целей географического образования.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Следовательно, важнейшая задача учителя географии – научить учащихся максимально использовать содержание географической карты в получении знаний.

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими.

Часто для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. И поэтому формирование картографической грамотности учащихся я осуществляю по следующим этапам:

-формирование картографических знаний

-овладение практическими приемами работы с картой

-осмысление содержания карты и пространственное представление.

Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу «от простого к сложному».

В начальном курсе географии закладываются основы картографической грамотности школьников. Учащиеся должны:

-правильно произносить и писать географические названия объектов,

-знать условные обозначения объектов на карте, по памяти представлять взаимное расположение, форму и размеры изучаемых объектов,

-быстро находить и правильно показывать их на карте.

Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами, изображенными на карте. Это элементарное чтение плана и физической карты, когда на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Затем постепенно к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.

Самый высокий уровень включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности природных комплексов.

Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов.

Приведу примеры заданий, используемых мною на уроках.

Такие задания могут иметь различный характер. От творческих работ, чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, формированию образа территории, развитию умения ориентироваться по карте.

«Составить фрагмент карты». После знакомства учащихся с понятием «материк», «остров», «архипелаг», «пролив» и т.д., задание на схематичное изображение географических объектов «Составить фрагмент карты».

2. Задания с текстовыми вопросами.

Популярными по-прежнему являются кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Здесь вопрос задается в классической форме: “Река, левый приток Енисея» или “Столица государства в Юго-Западной Азии”. Такие задания представляют интерес для ученика, могут использоваться для закрепления разделов или для проведения предметных недель.

Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам.

Сами вопросы могут быть:

Полными. Например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.

Краткими, т.е. задание может звучать так: “Укажите столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Или: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.

Здесь ученик обязательно обратится к атласу и результат будет всегда положительный: осуществляя работу с картой атласа, он найдёт искомый объект, уяснит его ГП, запомнит правильное название.

В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры, на пример географические координаты, длины рек, указание абсолютной высоты вершин. Во всех классах умение работать с координатами, знание высоты вершин и т.д. является обязательным требованием. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты, опять таки работая с географической картой.

3. Задания с иллюстрированными вопросами.

В этих заданиях используются вопросы с фрагментами или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Подобные задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.

А. Задания типа “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте. В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями.

hello_html_m25b7f1d3.jpg

Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.

Б. Задания “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

hello_html_m600a4ed1.jpg

В. Задания “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и географические знания, приобретённые в прежние годы обучения.

hello_html_6ccc5064.jpg

Рис. 3

4. Географические диктанты.

Такие задания часто использую для работы с картой в ходе изучения нового материала, а также для проверки усвоения материала. Диктанты могут быть как цифровые, так и словесные.

Дан ряд географических названий, каждое под цифрой в соответствие с нумерацией. Озвучиваю вопрос под номером. Необходимо найти ответ и указать его номер. Возможно работа как с использование карт, так и без них.


Карта — это уменьшенное условное изображение поверхности земного шара или её части на плоскости. Карта и глобус являются главными пособиями в преподавании географии. Весьма важное значение их для географии единодушно признаётся географами.

Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии.

Изучаемая географией поверхность земного шара столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой район. Посредством же карты можно обозреть сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

Что даёт карта в преподавании географии?

Во-первых, по карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д. На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.

Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов’.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.

Карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа над картой, восприятие и комбинирование условных знаков и раскрытие их смысла обостряет органы ощущений детей, пробуждает к деятельности их творческое воображение и развивает их мышление. Известно, что карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, в деятельности военной, хозяйственной, политической и культурной.

Всё это убеждает в том, что карта должна быть в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в изучении географии.

Приемы обучения чтению карты

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, т.к. чтение карт — не только опираться на них, но и использование в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

По сложности и глубине можно выделить три вида чтения карты:

Элементарное чтение карты заключается в уяснении свойств данного предмета по его внешнему виду. Из соединения названия объекта с его изображением получаются суждения: «Это Уральские горы», «Вот Африка», Это государственная граница России».

Сложное чтение состоит в умении делать на основе карты суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком; воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов земной поверхности. Приведем примеры: «Уральские горы вытянуты с севера на юг», Африка — нерасчлененный материк. Поверхность ее однообразна. Она лежит в жарком полюсе».

Третья ступень чтения карты требует большого напряжения умственных сил. На основе, которых при помощи умозаключений учащийся делает выводы, приобретает новые знания. Пример: Основываясь на данных физической карты о географическом положении страны и изображенных на ней песках, соленых озерах, оросительных каналах, ученик сделал вывод, что здесь жаркий и засушливый климат.

При обучении географии у школьников надо воспитывать органическую потребность в частом обращении к карте для получения нужных сведений. С этой целью необходимо пользоваться правилом — не сообщать ученикам того, что они сами могут вычитать из карты. Правда, самостоятельное чтение карты требует несколько больше времени, но зато активизируется деятельность учащихся — усвоение получается глубже. Очень увлекательным для учащихся и простым приемом связного чтения карты является путешествие по карте.

Более эффективным является прием, основанный на предварительном ознакомлении учащихся с программой, по которой следует читать карту. Учитель вырабатывает ее вместе с учениками в виде вопросов, на которые нужно искать ответы на карте. Например, в VI классе для характеристики морей:

Показать на карте и сказать название.

Связывается ли оно с океаном, и как?

Что омывает (какие государства, материки)?

Какие острова и полуострова имеются в данном море?

Какие реки впадают в море?

Замерзают ли они?

Какие имеются порты?

Есть ли линии пароходных рейсов?

Как видно, по характеру поставленных вопросов, программа относится к 1 и 2 виду чтения карты. По 3 виду чтения карты в VII классе, тема «Моря России»:

Круглый ли год длится свободная навигация в Карском море?

Где продолжительнее навигация на западе Скандинавского полуострова или на Белом море?

Подходит ли теплое течение Куро-Сиво к берегам России?

Самостоятельные практические работы учеников с картами — важнейшее средство обучению чтения карт. При их организации, задача состоит в методически продуманном подборе упражнений и умелом руководстве работами учеников.

Чтение карт является очень эффективным методом обучения географии. Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений, навыков, являются разнообразные игры с картами, например, картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, игры-путешествия по карте.

Работа со стенной картой

Стенные карты являются основными картографическими пособиями в школе. Их существенные особенности заключаются в том, что они предназначаются для обозрения всем классом и вешаются перед учениками. Они используются главным образом на уроках. Они рассматриваются учениками не только вблизи во время опроса, но и с далёкого расстояния; иногда задние ряды учеников в некоторых классах могут оказаться удалёнными от карты на 6—8 м. Поэтому стенные карты делаются значительного размера, с крупными изображениями и надписями, в более ярких красках. Карты могут постоянно висеть в классе, а могут и приноситься на урок. Желательно, чтобы в классе постоянно висела карта. Ученики могут её смотреть в любое время. Это содействует закреплению представлений о размещении на карте географических объектов.

Карта употребляется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом.

Существуют некоторые правила показа на стенной карте. Например, чтобы не заслонять карту от класса, становятся с правой стороны, держа указку в правой руке. Указка делается длиной около полуметра. При показе страны, области, района обводят указкой их границы. Скорость движения указки должна быть такая, при какой учащиеся наиболее чётко воспринимают обводимые границы местности. При показе океанов, морей, озёр также обводят границы.

При показе на карте реки принято начинать обводить её указ кой от верховья и дальше вести по её течению до устья. Верховье большой реки бывает нелегко найти. Это требует уже предварительного знания, как располагается река на карте. Устье реки заметнее. Поэтому ученики нередко пытаются обводить реку от устья к верховью. Нужно не допускать этого и требовать, чтобы ученики правильно показывали реки.

При показе городов на карте встречается такая ошибка: указывается надпись города, которая может быть несколько удалена от места нахождения города. Поэтому надо указку ставить на кружок или точку, обозначающие местоположение города.

«Дежурная» стенная карта.

Дежурная карта повышает интерес к географии. Содержание её на раз личных ступенях будет различно. В начальной школе она может быть использована, конечно, в самом элементарном виде. В средних школах она может более широко отражать текущие события.

Контурная карта.

Как указывает само название, на контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы только немногих объектов: частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, но надписей не делается. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.

Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте.

Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пони манию их взаимосвязей. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.

Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии.

Всё сказанное доказывает важность контурных карт в обучении географии.


-75%

Как организовать уроки так, чтобы они были более интересны обучающимся?

Как повысить успеваемость по географии?

Как подготовиться к ОГЭ?

В этом поможет изучение географической номенклатуры.

География – важный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующийся у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей.

В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.

Выдающийся советский географ Н.Н.Баранский говорил: «Карта – язык географии. Без карты нет географии» [1]

Формирование картографических навыков современного школьника.

В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как: объект изучения, средство наглядности, источник знаний, результат исследования.

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:

  • формирование картографических знаний
  • овладение практическими приемами работы с картой
  • осмысление содержания карты
  • пространственное представление

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».

В 5-6 классах – первое знакомство с картой, дети учатся работать с ней, читать её, то с 7 класса карта становится на уроке главной, учебник служит лишь дополнительным источником информации.

5-6 класс – базовая карта – карта полушарий; изучение общих географических закономерностей и, параллельно, формирование навыков работы с тематическими картами; например, по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, по теме «Гидросфера» - карта Мирового океана.

7 класс – базовая карта – карта материков и океанов. В дальнейшем идёт сопоставление карт. Например, по теме «Литосфера» идёт знакомство с тектонической картой, которая сопоставляется с физической и выявляются общие закономерности развития твёрдой оболочки Земли; Учащимся даются различные творческие задания, которые дают возможность как можно больше узнать о методах работы с картой.

8 класс – базовая карта – физическая карта России – осуществляется работа с различными тематическими картами. Большая часть практических работ требует анализа карты и учащимся это удается т.к. они уже хорошо усвоили приемы и методы работы с ней. Появляются комплексные карты, которые требуют более четкого анализа. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает школьникам разобраться во взаимосвязях между компонентами природы. Широко используется на уроках метод наложения карт.

9 класс – базовая карта – экономическая карта России. При комплексном изучении экономических районов затрагиваются физико-географические стороны: задача школьников усложняется методом наложения: выявляются природные особенности и в тоже время хозяйственное оснащение объекта. Такой принцип практической деятельности дает возможность вспомнить пройденный материал

Приемы работы с географической картой

Я в своей деятельности использую разнообразные формы и приемы работы с картографической информацией.

Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые я ставлю перед началом работы.

Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • Ознакомься с масштабом карты.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем

Задания, с использованием карты:

В 6 классе отрабатываю умения по физическим картам определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания.

В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать географической связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами.

Опыт работы позволяет утверждать, что обучающиеся испытывают определенные трудности при работе с картой. Для решения этой проблемы в своей практике я использую различные приемы при работе с картой.

Приёмы и методы работы с географической картой

«Географический диктант»

Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда я зачитываю список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.

«Географическая номенклатура»

Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от времени упражняться в определении местонахождения географических объектов.

Полезна тренировочная работа с контурными картами.

Игры «Четвертый лишний»

Из четырех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний.

«Знатоки карты»

На контурной карте вразброс цифры. Каждой цифре соответствует определенный объект.

Каждый участник за определенное время должен назвать как можно больше объектов.

Игра «Географическая мозаика».

Задание на сопоставление политической и физической карт. Я называю объекты (вулканы, озера, горы, реки) и прошу определить страны, на территории которых эти объекты находятся, или называю страны и прошу найти, в пределах каких гор и равнин находятся эти страны. Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов.

«Географическая разминка»

Учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте. Этот метод можно использовать на этапе закрепления новых знаний и умений.

Учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют.

Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.

Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Экзамен по географии требует глубоких географических знаний. Знание географической номенклатуры - залог его успешной сдачи.

Для этого необходимо знать не только расположение тех или иных географических объектов, но и их правильное правописание. Грамматические ошибки приводят к снижению результата на экзамене.

В 9 классе нужно хорошо знать карту территориально-административного деления России.

Для этого использую контурную карту АТД России по категориям субъектов.

На данной карте (см. приложения) отмечены центры всех субъектов РФ, а их в настоящее время 85.

Зная хорошо карту дети легко будут представлять и отвечать на вопросы по экономической географии, например: выбрать 3 города, расположенные в европейской или азиатской части, расположить города в направлении с севера на юг и т.д.

При хорошем знании карты у обучающихся будет более качественная подготовка к экзамену.

Список информационных источников

3. А.П.Кузнецов. Экономическая и социальная география мира. М., 2000 – 456 с.

4. В.Г.Чернова. Н.А.Якубовская. География в таблицах и схемах. С-П, 2018 - 142 с.

Привет! Меня зовут Николай, я преподаю географию в школе.

Одним из краеугольных камней географии является знание расположения основных географических объектов, то есть знание карты. Если ученики будут знать карту, то они будут знать и предмет. Проблема только в том, что школьники не особо горят желанием эту карту учить.

Поэтому давно хотелось как-то упросить для детей процесс изучения карты, а для учителей процесс проверки знания карты учениками.


Проблема: ученики плохо ориентируются по карте

Пока дети в 5 или 6 классе, выучить с ними материки, океаны, основные горы, равнины большого труда не составляет, но в 7 классе начинается география материков и океанов и по окончании этого курса в головах должно сохраниться более 600 географических объектов. А в 8 классе начинается «веселье» с изучением регионов России и географических объектов. Запомнить где Кировская область, а где Калмыкия детям тяжело, ещё есть те, кто с трудом отличает Кавказ от Урала.

Как проблема решалась раньше

1 Карты в атласах для изучения и проверка на уроке у доски или с помощью бумажных карт.

2 Сайт Мотовских - хороший вариант для изучения карты, но там только политические и административные карты. Рек, гор и проч. там нет.



Решение: онлайн сервис для изучения карты и автоматизации проверки знаний

После того, как стало понятно, что подходящего под запросы сервиса нет, решено было делать его самостоятельно.

Первой проблемой стало найти подходящую подложку для карты. Сначала были попытки что-то сделать на основе векторной карты России, но от этой идеи отказались ввиду веса SVG карты более 40 мб.


Далее судьба свела с @denismosolov и вместе стали перебирать различные варианты картографических движков от Google Maps, Яндекс Карты и т.д. В ЯК и OSM не было подходящей подложки с физической картой, а в Google Maps была подходящая подложка Terrain, но цены за использования API кусались. Ещё были попытки сделать свою подложку, но опыта работы с ГИС не было и эту идею отложили.

В итоге взяли тайлы с maps for free и отображаем их на странице при помощи библиотеки Leaflet.js


Далее нужно было создать базу с границами и названиями географических объектов.

Для этого использовали geoman.io (сейчас этот сервис не работает, пользуемся конструктором карт Яндекса)


Для изучения и проверки знаний сделали интерфейс в котором на карте отображаются границы объектов без подписей и появляется название объекта, например “озеро Байкал”, а ученик должен нажать на контур озера Байкал на карте.


Что готово в настоящее время

1.Возможность выбирать объекты по регионам и категориям.


2.Возможность добавлять слой с административными границами и создавать ссылку на тест с необходимым набором объектов


Для примера ссылка на тест по странам Южной Америки:

А по этой ссылке можно смотреть результаты тех, кто тест прошёл.

Регистрироваться не нужно, достаточно имени или никнейма.


Промежуточные результаты

На данный момент можно сказать, что результатом доволен. Карта детям даётся легче и из простой зубрёжки превращается в игру. Еще ученикам почему-то нравится смотреть, как кто-то проходит тест по карте.

Ближайшие перспективы

Убрать шероховатости, которые ещё остались, в основном это границы объектов.

Придумать, как данную механику можно для других целей использовать, например, можно сделать тест по почвам или природным зонам. Ещё можно попробовать сделать тест по каким-то историческим событиям.

Сделать собственную подложку для карты с нормальной отмывкой рельефа и водными объектами.

Самостоятельно повыбирать и повспоминать карту можно по ссылке.

Если вам интересно чуть более пристально следить за жизнью проекта, приглашаю вас в нашу группу ВК

Читайте также: