Behringer x32 как звуковая карта

Обновлено: 07.07.2024

BEHRINGER X32 – цифровой микшерный пульт с наличием 40 микрофонных входов, 25 шин (bus), 25 моторизованных фейдеров, фирменных преампов MIDAS и возможностью удаленного управления с помощью устройств iPad/iPhone.

Микшерный пульт оборудован моторизованными 100 мм фейдерами с поддержкой временной автоматизации. Такая функция весьма важна в концертной работе и обслуживании шоу, когда требуется быстрая и точная перестройка параметров звука. Сохранение настроек для каждого отдельного канала или целых «сцен» позволяет одним нажатием кнопки перестроить массу параметров. Управление фейдерами организовано так, что дает возможность регулировать уровни не только для входного сигнала на каждый канал, но и уровни посылов на эффекты и групповые выходные уровни.

Используемые в микшере фирменные предусилители MIDAS максимально оптимизированы по своим свойствам для согласованной работы с интегрированным DSP процессором. Они соответствуют по уровню и обеспечивают точность и прозрачность в звуке. Аналоговый звук обрабатывается высококлассными АЦП/ЦАП с низкими показателями задержки (0.8 мс) в режиме 44100/48000 Гц, 24 бит.

Современный цифровой микшерный пульт трудно себе представить без элементов программирования. Модель BEHRINGER X32 позволяет сохранять до 100 сцен в память микшера и легко загружать любую из сцен по требованию. Такая возможность придает непревзойденную гибкость в работе. Кроме сохранения глобальных настроек и настроек для каждого канала, в микшере предусмотрена возможность сохранения ваших режимов для таких инструментов обработки, как компрессор, эквалайзер, реверберация, дилей, ВЧ-фильтр, гейт и других.

Дисплей с разрешением 800x480 пикселей позволяет контролировать настройки микшера, и является сердцем интерфейса. Разработан для максимально интуитивно понятного управления и обеспечивает максимально простой и быстрый доступ к манипуляции группами, эффектами, USB-интерфейсом, сценами, настройками и др.

При наличии цифрового микшерного пульта можно забыть о внешних аудиокартах и установке дополнительного программного обеспечения. Микшер поддерживает мультитрековую звукозапись (до 32 дорожек 24бит, 48 кГц) на внешний USB-накопитель.

Встроенный в микшер USB-интерфейс дает возможность подключения компьютера типа PC или MAC. Таким образом, записываемый мультитрек может быть доставлен в цифре в вашу программу-секвенсор для дальнейшей работы с аудиоматериалом. Также можно на выбор определять сколько и какие именно каналы будут записываться, например, это может быть сигнал с мастера или сигнал с каналов FX возвратов. Для согласованного соединения с компьютерами микшер поддерживает работу с аудиодрайверами DAW, ASIO и CoreAudio, на которых основана работа таких секвенсоров как Cubase, Logic, Reaper и ProTools.

Микшер поддерживает работу со стейджбоксом Behringer S16, что предоставляет удобное удаленное подключение микрофонов на сцене. Подключение к микшеру осуществляется с помощью разъема Cat5 “digital snake” по технологии Ethernet. Передача сигнала поддерживается на расстояние до 100 м.

Behringer X32

Я: Паша, тебе слово.
П: Начну с того, что микшер Behringer X32, он и в Африке микшер. Т.е. он микширует сигналы от разных источников: микрофоны, гитары, компьютеры, МП3 плееры.. да все что угодно, и выдает в итоге готовый микс в зал.

Я: На пульте обещено 32 входа, но визуально фейдеров меньше. Сколько источников сигнала можно подключить к пульту?
П: 16 фейдеров с переключением (кнопки CH 1-16, CH 17-32) обслуживают 32 канала. плюс 6 ауксов (AUX IN) для подключения разных плееров или любых других источников; плюс 2 ЮСБ к которым у нас подключены 2 звуковые карты с компа; Итого, можно сказать, имеем 40 полноценных входа.

Я: Неплохо. Для любого среднестатистического мероприятия должно хватить за глаза.
П: Более чем. У нас пульт используется для озвучки школьного актового зала. В нем проходят совершенно разные мероприятия. Начиная от родительских собраний, заканчивая концерами с выступлениями коллективов с живыми инструментами, выпускные, дискотеки и т.д.

Behringer X32 в школьной радиорубке

Behringer X32 в школьной радиорубке

Я: А как же эквалайзер, эффекты, панорама, посыл в мониторы?
П: Чтобы настроить другие параметры канала, нажимаем кнопку SELECT. Теперь все ручки-крутилки сверху будут относиться к выбранному каналу. Что здесь видим? PREAMP. Преампы тут кстати, стоят не Behringer, а Midas. Здесь же настройки уровеня гейта (gate), уровеня гейна (gain). Можно включить/выклюить фантомное питание +48В, изменить фазу, включить лоукат фильтр, поработать эквалайзером, покрутить панораму. Другими словами, производить любые действия с выбранным каналом. Есть очень удобные кнопки VIEW. Нажимаешь и на встроенном дисплее микшера показываются параметры по соответствующей группе настроек. Например, нажимем VIEW и видим информацию по предусилителю, дальше можно листать стрелочками разные группы настроек. Тут же на канал можно повесить любой эффект. Их тут великое множество. Мы используем в основном ревер, делей, плюс иногда эмуляцию кабинетов, если гитара идет в пульт.

Дисплей Behringer X32

Дисплей Behringer X32

Я: Т.е. по сути, вместо того, чтобы делать по 20-30 ручек для каждого из 32 каналов, здесь используется кнопка SELECT, которая переводит все верхние ручки для обслуживания выбранного канала, а на экране отображается текущая информация с результатами настройки этого канала. Так?
П: Все верно.

Я: Если честно, я запутался.. Давай пример.
П: Ок. Мы используем 6 радиомикрофонов и 8 проводных. Проводные обычно у детей, радио у вокалистов или ведущих. Мы делаем так: собираем все радиомикрофоны в одну шину, проводные микрофоны в другую и теперь можем рулить каждым типом микрофонов одной ручкой. Если мне нужно добавить ревера в микрофоны всем вокалистам, я просто добавляю эффект на шину и все. Это быстро и экономит ресурсы процессора пульта. Если мне нужно приглушить все проводные микрофоны, то просто убираю вниз шину проводных микрофонов. Готово.

Я: Т.е. ты как бы включаешь все микрофоны параллельно?
П: Да, при этом, разумеется, при необходимости, можно скорректировать каждый микрофон отдельно, нажав соответствующую кнопку.

Я: С шинами понятно. А что с Матриксом?
П: Матрикс мы используем редко, для наших задач он не особо нужен. Но во многих других случаях он может оказаться полезен. Идея такова, что в матриксе можно сформировать различные итоговые миксы (мастер выходы) из разных шин. Например:

  1. Приехали телевизионщики и говорят, что дайте нам общий микс, но без зала. Посылаем им в матрикс нужную шину и готово.
  2. Создание объемного звука. Типа кинотеатра.
  3. Кафе, где в зале играет живая группа, а на улице просто фонограмма.
  4. Большая прощадка где например, одни колонки стоят у сцены, а вторые через 100м от сцены. Чтобы скомпенсировать задержку от прохождения звукового сигнала нужно в эти колонки подавать миксы (с соответствующей задержкой). Тут тоже матрикс в помощь.

Управление шинами Behringer X32

Управление шинами Behringer X32

Я: Скорее бы в наших клубах такое появилось. А то даже одна мониторная линия уже счастье.
П: Угу. Причем, что удобно, можно как набрать разные каналы в выбранный монитор (двигая фейдеры), так и наоборот, выбранный канал раздавать в разные мониторы с нужным уровнем. Все зависит от задач.

А: (в беседу вступает Пашин коллега Алексей Живилов): Ты расскажи лучше про цифровую шину.
П: Ну об этом, наверное, лучше вы расскажите.
А: У нас как обычно происходит коммутация сцена-пульт? 32 кабеля от сценических девайсов: микрофоны, гитары и пр. и назад от пульта на сцену кабеля 16 кабелей с мониторными линиями. Итого 48 кабелей. Представляешь какая коса, сколько она весит и занимаем места? Тут можно сделать все проще. От пульта до сцены идет цифровая шина, на сцене стоит коробочка стейджбокс (прим. Stagebox, например Behringer SD16 / S32 / SD8 ) с 48 дырками. Каждая дырка может быть как входом, так и выходом. К этой коробочке подключаются все микрофоны и мониторы. Представляешь на сколько это легче?

Я: А что насчет записи?
А: К пульту можно подключить флешку и делать реалтаймовую запись, но это будет запись только стереопары. Поканально записать нельзя. Для поканальной записи подключаем к компу и гоним через USB3.0 хоть 32 отдельных канала. Тут лишь бы мощностей компа хватило для поканальной записи. Можно подключить какой-нибуль ADAT по цифровой шине и писать на него.

Я: Знаю, что цифровыми пультами можно рулить с планшета. Как здесь это реализовано?
А: Очень удобно рулить с планшета. Особенно в нашем случае, когда радиорубюка находится на одном этаже, а зал на другом. Взял планшет, спустился в зал, отстроил звук, вернулся в радиорубку. При этом у нас выстроена локальная сеть. Т.е. пульт находится в сети со своим IP-шником и к нему можно подключаться с любого устройства: планшета, телефона, компьютера. В принципе, т.к. локальная сеть есть по всей школе, можно управлять звуком из любой точки. А если еще сконфигурировать так, чтобы пульт был виден из интернета.. Ага, и управлять из дома.. Не ходить на работу. С дивана.. С пивом.. (смеются ). Теоретически это возможно.

Behringer X32 работает с планшетом

Behringer X32 работает с планшетом

Удаленное управление Behringer X32

Удаленное управление Behringer X32

Я: Чего не хватает в пульте? Каких бы функций хотелось добавить?
П, А: Нормальных подавителей обратной связи (говорят в два голоса). Микрофоны в зале ведутся. Мы через эквалайзер пытаемся решить эту проблему, но по правде сказать, не очень получается. А: Вот этому FBQ (показывает на видавшую виды коробочку в рэковом исполнении) уже лет 15, он вообще грандиозно работает, ему белый шум даешь в течении секунд 20, он настраивает все свои фильтры и готово! Потом даже когда с микрофоном перемещаешься по залу, может еле-заметно пискнуть и обрезает сразу. Быстродействие сумашедшее. Вот что мешало такой же прибор запихнуть в этот Бехрингер?
П: Мелочь, но все же. Мы не можем канал послать напрямую в матрикс. Только через шину.

Я: Что насчет глюков/зависаний?
П: Пользуемся уже больше года. Ни разу ничего подобного не заметили. Работает как часы.

Выводы:

Первый и самый главный. Цифровым микшерам быть. Уверен, не пройдет и 3-5 лет, и они практически полностью вытеснят аналоговые аналоги (простите за каламбур). Причин на то масса:

  • Миниатюрность и небольшой вес. Цифра в 2-3 раза легче и компактее аналога. А если посмотреть на набирающие популярность пульты, управляемые с планшета, то там вес вообще 2-3 кг.
  • Очень гибкая маршрутизация сигнала. Ни один аналоговый пульт не позволит настолько гибко управлять сигналом, вешать на него обработки, объединять в группы, отправлять на выходы.
  • Возможность использования цифровой косы. По сути позволяет убрать тонны проводов от пульта до сцены.
  • Возможность сохранения и загрузки любых настроек. Пульт может перестраиваться для различных мероприятий/музыкальных групп, звукорежиссеров буквально за 1-2 секунды.
  • Возможность управлять миксом удаленно с планшета/телефона, а при желании вообще через интернет! Можно находиться вместе с музыкантами на сцене и отстраивать звук.

Есть и несколько минусов:

А что касается аналоговых микшеров, то, думаю, они в итоге останутся в двух вариантах:

  1. Большие Live-микшеры для олдскул-профи, которым жизненно важен реалтайм.
  2. Мини-микшеры на 2-6 входов, с минимальными возможностями и небольшой ценой.

На написание этой статьи нас подвигло большое количество вопросов, задаваемых пользователями микшеров Behringer X32, а также Midas M32 (далее X32/M32), относительно некоторых нюансов внутренней коммутации. Обе модели микшеров широко известны, выпускаются давно и пользуются заслуженным уважением, благодаря очень серьёзным возможностям при сравнительно низкой цене. Внутренний роутинг моделей X32/M32 относится к одним из достоинств этих микшеров, но, к сожалению, не описан подробно. Разумеется, при наличии доступа к микшеру, не составляет проблемы методом проб и ошибок разобраться в его внутренней структуре. Тем не менее, вопросы возникают даже у людей, знакомых с микшером. Для тех же, кто только планирует покупку и пытается оценить возможности этих моделей, ситуация будет совсем не простая. Одним словом, если читатель - опытный специалист и давно работает на X32/M32, данная статья вряд ли откроет ему что-то новое, а вот начинающему или потенциальному пользователю, надеемся, она будет полезна.

Человек, который захочет узнать о возможностях внутренней коммутации в X32/M32, вероятно, начнёт с чтения мануала. Инструкция честно описывает, какой регулятор надо покрутить и для выбора каких параметров, но без пояснения общей картины. Кроме того, описание назначения некоторых параметров слишком размыто и может быть истолковано пользователем ошибочно. Обычно в таких случаях помогает хорошая блок-схема, способная сказать больше многостраничного мануала. Однако на блок-схеме микшера в инструкции весь патчинг со всеми его нюансами обозначен двумя прямоугольниками: большим тёмным с надписью “DSP PATCH” и белым “I/O PATCH”поменьше. В прямоугольники приходит целый сонм сигналов, и понять какую-то логику их прохождения совершенно невозможно. Есть ещё вариант скачать программу управления и постараться разобраться с патчингом, используя её интерфейс. Но и здесь не у всех получится с первого раза понять, почему на одной из закладок назначаются сигналы на 16 выходов, а потом находится ещё одна закладка, где снова предлагается коммутировать сигнал на 16 выходов XLR. Но хватит лирики, перейдём к сухой физике.

Если формулировать в двух словах, то основной особенностью роутинга в моделях X32/M32, является то, что на пути сигнала от физического входа к каналу микшера или от шины к физическому выходу микшера находится не один, а два коммутатора. Просто подключить шину к выходу XLR не получится, если только одна из двух настроек не окажется правильной изначально. А в принципе, необходимо выполнить или проверить оба назначения. Аналогично и с входными сигналами. Подключая к каналу микшера один из 32 входных сигналов, надо понимать, что это совсем не обязательно будет сигнал с микрофонного входа.

В сильно упрощённом виде блок-схему микшера X32/M32 можно представить следующим образом.

2_M32 block simple_lo.jpg

Голубым цветом обозначен “I/O PATCH”. Его входной коммутатор 1 выбирает, какие из физических входов могут быть использованы для назначения в каналы. Выходной коммутатор 4 выбирает, какие из отобранных коммутатором 3 выходных сигналов микшера могут быть поданы на физические выходы.

Вернёмся к упрощённой схеме. Сиреневым цветом на ней показаны матрицы 2 и 3, соединяющие отобранные входы и выходы непосредственно с самим микшером. Эти матрицы позволяют выбирать сигнал индивидуально для каждого входа микшера или выхода. Отдельный коммутатор 5 предназначен для работы с процессорами эффектов. Блоки 2,3 и 5 входят в состав “DSP PATCH” на диаграмме в руководстве по эксплуатации.

Теперь, когда мы осмотрели структуру микшера с высоты птичьего полёта, можно поговорить о ней более подробно. Для этого мы рекомендуем скачать детальную блок-схему коммутации сигналов по ссылке ниже. Изучение её пояснит многие моменты дальнейшего описания.

3_M32 routing diagram_lcon Link.jpg

Полная блок-схема внутренней коммутации X32/M32 (Firmware 3.07)

Дадим краткое описание каждого из блоков коммутации в соответствии с номерами на схеме.

С аналогово-цифровых конверторов микрофонных входов Local 1-8, 9-16, 17-24 и 25-32

С входов карты, установленной в слот расширения Card 1-8, 9-16, 17-24 и 25-32

С входов порта AES50 A1-8, 9-16, 17-24, 25-32, 33-40 и 41-48

С входов порта AES50 B1-8, 9-16, 17-24, 25-32, 33-40 и 41-48

Управление входным коммутатором 1.1 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке home. Обращаем внимание, что выходы этого коммутатора названы в интерфейсе как inputs 1-8, inputs 9-16, inputs 17-24 и inputs 25-32. Имеется в виду, что они могут быть подключены к входным каналам inputs микшера.

1.2 Переназначение входов Aux.

Аналоговые входы Aux 1-6 с разъёмами Jack имеют отдельную логику работы. Они по умолчанию подключены к внутренним каналам Aux 1-6 микшера, но имеется возможность подключить к входным каналам Aux и сигналы с 1 по 2, с 1 по 4 или с 1 по 6 от других входов. В случае, когда переключены только 2 или 4 входа, остальные продолжают получать сигнал от входов Aux Jack. Доступны следующие варианты переключений:

Aux Ins – каналы Aux микшера подключены к аналоговым входам Aux 1-6 Jack

Local 1-2, 1-4, 1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим микрофонным входам XLR

AES50 A1-2, A1-4, A1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам порта AES50-A

AES50 B1-2, B1-4, B1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам порта AES50-B

Card 1-2, 1-4, 1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам установленной в слот карты.

Управление входным коммутатором 1.2 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке home, в отдельном поле Aux In Remap.

2 Коммутатор входных источников каналов Channel Source.

Коммутатор входных источников каналов позволяет выбрать сигнал для каждого канала пульта индивидуально. Для каждого из каналов доступно 64 варианта выбора:

Выходы коммутатора источников 1-32

Выходы L/R со встроенного USB плеера

Выходы с внутренних процессоров эффектов FX1L/R, FX2L/R, FX3L/R, FX4L/R

Выходы с 16 внутренних шин Bus 01 – Bus 16

В интерфейсе микшера и программы управления с компьютера нет отдельной таблицы с назначением источников каналов. Источник назначается на экране выбранного канала (кнопка Home), в закладке config, параметр Source. Если вам нужно, чтобы каналы микшера можно было подключить к микрофонным входам XLR, то на все выходы коммутатора 1.1 должны быть назначены входы Local. В этом случае из любого канала микшера эти входы будут видны как In01 – In32.

4_Local In1-8.jpg

Для назначения в каналы выбраны входы XLR микшера Local 1 – Local 32

Если в коммутаторе 1.1 выбрать блок AES50 A1-8, то в списке устройств канала возможные источники поменяются с In01-In08 на A01-A08.

5_Local A 1-8.jpg

Для назначения в каналы выбраны входы 1-8 порта AES50-A.

При выборе AES50 В или Card источники поменяются на B01-B08 или Crd01-Crd08 соответственно.

Выше было сказано о возможности в X32/M32 подключить к любому входному каналу выход любой из 16 Mix шин микшера. Это довольно необычная функция, которую можно использовать для дополнительной обработки или раздачи сигнала. При этом если к входу канала подключён выход шины, посыл в эту шину из такого канала отключается. Это автоматическая защита от создания ошибочной петли обратной связи.

5.1 Коммутатор процессоров эффектов с 1 по 4.

Первые 4 эффекта микшера отличаются по возможностям коммутации от процессоров с 6 по 8. Процессоры 1-4 могут быть подключены перед каналами возвратов FX Return или быть назначены в разрыв 32 основных каналов, а также в разрывы шин Mix 1-16 и Matrix 1-6. В базовой настройке первые 4 процессора получают моно сигнал с шин 13, 14, 15 и 16, а их стереовыходы подключены к стереоканалам FX. Эти внутренние каналы предназначены только для работы с процессорами, и выбрать для них другой источник сигнала невозможно. Ещё для возврата сигнала с процессоров эффектов можно использовать и любые другие каналы микшера. При этом необходимо знать, что если в других входных каналах выходы процессора выбраны как источник, это не отключит выходы процессора от каналов FX. В этом случае каналы FX придётся замьютировать.

Для установки процессора 1-4 в разрыв канала, его необходимо выбрать в соответствующем канале в экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert. В результате разрыв этого канала появится на странице эффектов в списке возможных источников для данного процессора, где его необходимо выбрать, после чего можно включить Insert в канале. Процессор отключится от каналов возвратов, и сигнал будет проходить только через процессор в разрыве канала или шины.

Здесь есть ещё один момент, о котором лучше знать заранее. Если в канале выбран процессор для установки в разрыв и уже активирован инсерт, но при этом на странице эффектов инсерт для данного процессора не выбран, сигнал с процессора будет проходить и на вход FX Return микшера, и в активированный инсерт канала. Чтобы не поймать подобный глюк, можно посоветовать без надобности не оставлять в настройке Insert канала какой-либо процессор, а оставлять параметр OFF.

5.1 Коммутатор процессоров эффектов с 5 по 8.

С этими процессорами всё гораздо проще. Они работают только в разрыве 32 основных каналов, в разрывах шин Mix 1-16 и Matrix 1-6. Их можно назначить как из самого канала в экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert, так и со страницы эффектов. Настройки равнозначны.

5.3 Коммутатор Aux Insert

Кроме процессора эффектов в Insert канала или любой шины можно назначить один из 6 аналоговых разрывов, для которых используются разъёмы Aux In и Aux Out. Для этого в настройках на экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert надо выбрать Aux1 – Aux 6. При этом, как и в случае с назначением процессора эффектов, если Insert включен, то сигнал с входа Aux Jack сразу начинает поступать в Insert In канала. Для сигнала Insert Out надо подтвердить его вывод через Aux Jack коммутатором 3.4 в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке aux out, выбрав для соответствующего выхода значение Insert.

Коммутатор выходных источников 3 Bus/Direct Source

В микшере X32/M32 имеются широкие возможности по выводу сигнала с шин или Direct-выходов каналов. Доступны следующие выходные сигналы микшера:

Выходы основных шин Main LRC

Выходы шин Mix Bus 1-16

Выходы шин Matrix 1-6

Выходы Direct Out основных каналов 1-32

Выходы Direct Out каналов Aux 1-8

Выходы Direct Out каналов возвратов FX1 L/R-FX8 L/R

Сигнал мониторной шины и Talkback.

Стоит отметить, что для всех вышеперечисленных сигналов имеется 9 (!) вариантов точек отбора, которые настраиваются индивидуально для каждого выхода коммутатора. Все сигналы, кроме AES/EBU, подключены далее к выходному коммутатору 4, при этом сигналы для выходов Ultranet, Aux 1-6 и AES/EBU идут к своим выходам напрямую.

3.1 Коммутатор выходных источников для XLR выходов 1-16.

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы с микшера, а его выходы используются как источники для физических выходов XLR, но дополнительно могут перенаправляться коммутатором выходов 4 и на другие физические разъёмы.

Управление выходным коммутатором 3.1 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке out 1-16. На дисплее эти выходы подписаны как Analog Output, хотя, по сути, ими не являются. J Просто по умолчанию они предназначены для использования с аналоговыми выходами XLR микшера. Назначая сигнал на выходы Out 1-16, не забывайте проверить их дальнейшее назначение в коммутаторе 4. Для того чтобы эти сигналы попали на выходы XLR, они должны быть выбраны в коммутаторе 4.1 в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке xlr out на соответствующие группы выходов XLR как Out 1-4, Out 5-8, Out 9-12, Out 13-16. Если для вывода через разъёмы XLR в коммутаторе 4.1 выбраны другие сигналы, например Ultranet, то выходы коммутатора 3.1 отмечаются звёздочкой *. Рядом появляется комментарий на английском, что * эти выходы не подключены ни к одному физическому выходу этого устройства, надо проверить таблицу подключений XLR выходов. Данный комментарий не вполне корректный относительно логики работы микшера и его следует понимать, как * эти выходы не подключены ни к одному физическому выходу XLR, надо проверить таблицу подключений XLR выходов.

6_XLR outs.jpg

Через выходы XLR 1-4 выведены сигналы Ultranet P16 1-4. Выходы 1-4 коммутатора Out 1-16 отключены от выходов XLR и отмечены *.

3.2 Коммутатор выходов Ultranet

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы микшера, которые будут поданы на выход Ultranet. Кроме этого каналы Ultranet могут дополнительно перенаправляться коммутатором выходов 4 на другие физические разъёмы.

Управление выходным коммутатором 3.2 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке ultranet.

3.3 Коммутатор входов USB рекордера.

Все вышеперечисленные выходные сигналы микшера могут быть назначены для записи на встроенный USB рекордер. Назначение происходи в окне рекордера.

3.4 Коммутатор выходов Aux 1-6

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы микшера, которые будут поданы на выходы Aux 1-6. К выходам 1-6 также могут быть подключены выходы Insert, назначенные в канале или шине. Сигналы выходов Aux 1-6 также подаются на выходной коммутатор 4 для назначения на другие физические разъёмы.

Управление входным коммутатором 3.4 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке aux out.

Выходной коммутатор 4

Как и входной коммутатор 1, выходной коммутатор 4 производит коммутацию блоками по 8 каналов (для XLR выходов блоками по 4 канала). Главной особенностью выходного коммутатора 4 является то, что он обладает функциями роутера, так как позволяет подключить к физическим выходам микшера не только все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3, но и сигналы от всех физических входов. Благодаря этому можно перенаправлять часть сигналов, вообще минуя микшер. Например, нет ничего невозможного в записи многоканального сигнала с входов стейджбокса порта AES50-A через карту USB и воспроизведении его через карту USB и другой стейджбокс порта AES50-B. При этом ни каналы микшера, ни его шины задействованы никак не будут.

7_Router.jpg

Пример работы выходного коммутатора в качестве роутера

4.1 Коммутатор выходов XLR 1-16

Чтобы обеспечить большую гибкость, этот коммутатор позволяет назначать группы не по 8, а по 4 канала. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов микшера. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке xlr out.

4.2 Коммутатор выходов на карту

Этот коммутатор позволяет назначать выходные сигналы на установленную в пульт карту расширения группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке card out.

4.3 и 4.4 Коммутаторы выходов AES50-A и AES50-B

Эти коммутаторы позволяют назначать выходные сигналы для двух портов AES50 группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на двух закладках aes50-a и aes50-b.

В заключение отметим, что разработчики X32/M32 активно развивают данные модели за счёт постоянных обновлений программного обеспечения. Нужно иметь в виду, что со временем в микшерах появятся новые возможности, а интерфейс может измениться. Поэтому всё написанное выше на 100% соответствует только ситуации на текущий момент. На этом, пожалуй, всё. Надеемся, что теперь в вопросе патчинга X32/M32 для вас не осталось белых пятен.


На написание этой статьи нас подвигло большое количество вопросов, задаваемых пользователями микшеров Behringer X32, а также Midas M32 (далее X32/M32), относительно некоторых нюансов внутренней коммутации. Обе модели микшеров широко известны, выпускаются давно и пользуются заслуженным уважением, благодаря очень серьёзным возможностям при сравнительно низкой цене. Внутренний роутинг моделей X32/M32 относится к одним из достоинств этих микшеров, но, к сожалению, не описан подробно. Разумеется, при наличии доступа к микшеру, не составляет проблемы методом проб и ошибок разобраться в его внутренней структуре. Тем не менее, вопросы возникают даже у людей, знакомых с микшером. Для тех же, кто только планирует покупку и пытается оценить возможности этих моделей, ситуация будет совсем не простая. Одним словом, если читатель - опытный специалист и давно работает на X32/M32, данная статья вряд ли откроет ему что-то новое, а вот начинающему или потенциальному пользователю, надеемся, она будет полезна.

Человек, который захочет узнать о возможностях внутренней коммутации в X32/M32, вероятно, начнёт с чтения мануала. Инструкция честно описывает, какой регулятор надо покрутить и для выбора каких параметров, но без пояснения общей картины. Кроме того, описание назначения некоторых параметров слишком размыто и может быть истолковано пользователем ошибочно. Обычно в таких случаях помогает хорошая блок-схема, способная сказать больше многостраничного мануала. Однако на блок-схеме микшера в инструкции весь патчинг со всеми его нюансами обозначен двумя прямоугольниками: большим тёмным с надписью “DSP PATCH” и белым “I/O PATCH”поменьше. В прямоугольники приходит целый сонм сигналов, и понять какую-то логику их прохождения совершенно невозможно. Есть ещё вариант скачать программу управления и постараться разобраться с патчингом, используя её интерфейс. Но и здесь не у всех получится с первого раза понять, почему на одной из закладок назначаются сигналы на 16 выходов, а потом находится ещё одна закладка, где снова предлагается коммутировать сигнал на 16 выходов XLR. Но хватит лирики, перейдём к сухой физике.

Если формулировать в двух словах, то основной особенностью роутинга в моделях X32/M32, является то, что на пути сигнала от физического входа к каналу микшера или от шины к физическому выходу микшера находится не один, а два коммутатора. Просто подключить шину к выходу XLR не получится, если только одна из двух настроек не окажется правильной изначально. А в принципе, необходимо выполнить или проверить оба назначения. Аналогично и с входными сигналами. Подключая к каналу микшера один из 32 входных сигналов, надо понимать, что это совсем не обязательно будет сигнал с микрофонного входа.

В сильно упрощённом виде блок-схему микшера X32/M32 можно представить следующим образом.

Блок-схема микшера X32/M32

Голубым цветом обозначен “I/O PATCH”. Его входной коммутатор 1 выбирает, какие из физических входов могут быть использованы для назначения в каналы. Выходной коммутатор 4 выбирает, какие из отобранных коммутатором 3 выходных сигналов микшера могут быть поданы на физические выходы.

Вернёмся к упрощённой схеме. Сиреневым цветом на ней показаны матрицы 2 и 3, соединяющие отобранные входы и выходы непосредственно с самим микшером. Эти матрицы позволяют выбирать сигнал индивидуально для каждого входа микшера или выхода. Отдельный коммутатор 5 предназначен для работы с процессорами эффектов. Блоки 2,3 и 5 входят в состав “DSP PATCH” на диаграмме в руководстве по эксплуатации.

Теперь, когда мы осмотрели структуру микшера с высоты птичьего полёта, можно поговорить о ней более подробно. Для этого мы рекомендуем скачать детальную блок-схему коммутации сигналов по ссылке ниже. Изучение её пояснит многие моменты дальнейшего описания.

Полная блок-схема внутренней коммутации X32/M32 (Firmware 3.07)

Дадим краткое описание каждого из блоков коммутации в соответствии с номерами на схеме.

— с аналогово-цифровых конверторов микрофонных входов Local 1-8, 9-16, 17-24 и 25-32

— с входов карты, установленной в слот расширения Card 1-8, 9-16, 17-24 и 25-32

— с входов порта AES50 A1-8, 9-16, 17-24, 25-32, 33-40 и 41-48

— с входов порта AES50 B1-8, 9-16, 17-24, 25-32, 33-40 и 41-48

Управление входным коммутатором 1.1 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке home. Обращаем внимание, что выходы этого коммутатора названы в интерфейсе как inputs 1-8, inputs 9-16, inputs 17-24 и inputs 25-32. Имеется в виду, что они могут быть подключены к входным каналам inputs микшера.

1.2 Переназначение входов Aux

Аналоговые входы Aux 1-6 с разъёмами Jack имеют отдельную логику работы. Они по умолчанию подключены к внутренним каналам Aux 1-6 микшера, но имеется возможность подключить к входным каналам Aux и сигналы с 1 по 2, с 1 по 4 или с 1 по 6 от других входов. В случае, когда переключены только 2 или 4 входа, остальные продолжают получать сигнал от входов Aux Jack. Доступны следующие варианты переключений:

— Aux Ins – каналы Aux микшера подключены к аналоговым входам Aux 1-6 Jack

— Local 1-2, 1-4, 1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим микрофонным входам XLR

— AES50 A1-2, A1-4, A1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам порта AES50-A

— AES50 B1-2, B1-4, B1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам порта AES50-B

— Card 1-2, 1-4, 1-6 – каналы Aux микшера подключены к соответствующим входам установленной в слот карты.

Управление входным коммутатором 1.2 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке home, в отдельном поле Aux In Remap.

2 Коммутатор входных источников каналов Channel Source

Коммутатор входных источников каналов позволяет выбрать сигнал для каждого канала пульта индивидуально. Для каждого из каналов доступно 64 варианта выбора:

— выходы коммутатора источников 1-32

— входы AUX 1-6 Jack

— выходы L/R со встроенного USB плеера

— выходы с внутренних процессоров эффектов FX1L/R, FX2L/R, FX3L/R, FX4L/R

— выходы с 16 внутренних шин Bus 01 – Bus 16

В интерфейсе микшера и программы управления с компьютера нет отдельной таблицы с назначением источников каналов. Источник назначается на экране выбранного канала (кнопка Home), в закладке config, параметр Source. Если вам нужно, чтобы каналы микшера можно было подключить к микрофонным входам XLR, то на все выходы коммутатора 1.1 должны быть назначены входы Local. В этом случае из любого канала микшера эти входы будут видны как In01 – In32.

Для назначения в каналы выбраны входы XLR микшера Local 1 – Local 32

Для назначения в каналы выбраны входы XLR микшера Local 1 – Local 32

Если в коммутаторе 1.1 выбрать блок AES50 A1-8, то в списке устройств канала возможные источники поменяются с In01-In08 на A01-A08.

Для назначения в каналы выбраны входы 1-8 порта AES50-A.

Для назначения в каналы выбраны входы 1-8 порта AES50-A.

При выборе AES50 В или Card источники поменяются на B01-B08 или Crd01-Crd08 соответственно.

Выше было сказано о возможности в X32/M32 подключить к любому входному каналу выход любой из 16 Mix шин микшера. Это довольно необычная функция, которую можно использовать для дополнительной обработки или раздачи сигнала. При этом если к входу канала подключён выход шины, посыл в эту шину из такого канала отключается. Это автоматическая защита от создания ошибочной петли обратной связи.

5.1 Коммутатор процессоров эффектов с 1 по 4

Первые 4 эффекта микшера отличаются по возможностям коммутации от процессоров с 6 по 8. Процессоры 1-4 могут быть подключены перед каналами возвратов FX Return или быть назначены в разрыв 32 основных каналов, а также в разрывы шин Mix 1-16 и Matrix 1-6. В базовой настройке первые 4 процессора получают моно сигнал с шин 13, 14, 15 и 16, а их стереовыходы подключены к стереоканалам FX. Эти внутренние каналы предназначены только для работы с процессорами, и выбрать для них другой источник сигнала невозможно. Ещё для возврата сигнала с процессоров эффектов можно использовать и любые другие каналы микшера. При этом необходимо знать, что если в других входных каналах выходы процессора выбраны как источник, это не отключит выходы процессора от каналов FX. В этом случае каналы FX придётся замьютировать.

Для установки процессора 1-4 в разрыв канала, его необходимо выбрать в соответствующем канале в экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert. В результате разрыв этого канала появится на странице эффектов в списке возможных источников для данного процессора, где его необходимо выбрать, после чего можно включить Insert в канале. Процессор отключится от каналов возвратов, и сигнал будет проходить только через процессор в разрыве канала или шины.

Здесь есть ещё один момент, о котором лучше знать заранее. Если в канале выбран процессор для установки в разрыв и уже активирован инсерт, но при этом на странице эффектов инсерт для данного процессора не выбран, сигнал с процессора будет проходить и на вход FX Return микшера, и в активированный инсерт канала. Чтобы не поймать подобный глюк, можно посоветовать без надобности не оставлять в настройке Insert канала какой-либо процессор, а оставлять параметр OFF.

5.1 Коммутатор процессоров эффектов с 5 по 8

С этими процессорами всё гораздо проще. Они работают только в разрыве 32 основных каналов, в разрывах шин Mix 1-16 и Matrix 1-6. Их можно назначить как из самого канала в экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert, так и со страницы эффектов. Настройки равнозначны.

5.3 Коммутатор Aux Insert

Кроме процессора эффектов в Insert канала или любой шины можно назначить один из 6 аналоговых разрывов, для которых используются разъёмы Aux In и Aux Out. Для этого в настройках на экране Home (кнопка Home), на закладке config, параметр Insert надо выбрать Aux1 – Aux 6. При этом, как и в случае с назначением процессора эффектов, если Insert включен, то сигнал с входа Aux Jack сразу начинает поступать в Insert In канала. Для сигнала Insert Out надо подтвердить его вывод через Aux Jack коммутатором 3.4 в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке aux out, выбрав для соответствующего выхода значение Insert.

Коммутатор выходных источников 3 Bus/Direct Source

В микшере X32/M32 имеются широкие возможности по выводу сигнала с шин или Direct-выходов каналов. Доступны следующие выходные сигналы микшера:

— выходы основных шин Main LRC

— выходы шин Mix Bus 1-16

— выходы шин Matrix 1-6

— выходы Direct Out основных каналов 1-32

— выходы Direct Out каналов Aux 1-8

— выходы Direct Out каналов возвратов FX1 L/R-FX8 L/R

— сигнал мониторной шины и Talkback.

Стоит отметить, что для всех вышеперечисленных сигналов имеется 9 (!) вариантов точек отбора, которые настраиваются индивидуально для каждого выхода коммутатора. Все сигналы, кроме AES/EBU, подключены далее к выходному коммутатору 4, при этом сигналы для выходов Ultranet, Aux 1-6 и AES/EBU идут к своим выходам напрямую.

3.1 Коммутатор выходных источников для XLR выходов 1-16

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы с микшера, а его выходы используются как источники для физических выходов XLR, но дополнительно могут перенаправляться коммутатором выходов 4 и на другие физические разъёмы.

Управление выходным коммутатором 3.1 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке out 1-16. На дисплее эти выходы подписаны как Analog Output, хотя, по сути, ими не являются. J Просто по умолчанию они предназначены для использования с аналоговыми выходами XLR микшера. Назначая сигнал на выходы Out 1-16, не забывайте проверить их дальнейшее назначение в коммутаторе 4. Для того чтобы эти сигналы попали на выходы XLR, они должны быть выбраны в коммутаторе 4.1 в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке xlr out на соответствующие группы выходов XLR как Out 1-4, Out 5-8, Out 9-12, Out 13-16. Если для вывода через разъёмы XLR в коммутаторе 4.1 выбраны другие сигналы, например Ultranet, то выходы коммутатора 3.1 отмечаются звёздочкой *. Рядом появляется комментарий на английском, что * эти выходы не подключены ни к одному физическому выходу этого устройства, надо проверить таблицу подключений XLR выходов. Данный комментарий не вполне корректный относительно логики работы микшера и его следует понимать, как * эти выходы не подключены ни к одному физическому выходу XLR, надо проверить таблицу подключений XLR выходов.

Через выходы XLR 1-4 выведены сигналы Ultranet P16 1-4. Выходы 1-4 коммутатора Out 1-16 отключены от выходов XLR и отмечены *

Через выходы XLR 1-4 выведены сигналы Ultranet P16 1-4. Выходы 1-4 коммутатора Out 1-16 отключены от выходов XLR и отмечены *

3.2 Коммутатор выходов Ultranet

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы микшера, которые будут поданы на выход Ultranet. Кроме этого каналы Ultranet могут дополнительно перенаправляться коммутатором выходов 4 на другие физические разъёмы.

Управление выходным коммутатором 3.2 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке ultranet.

3.3 Коммутатор входов USB рекордера.

Все вышеперечисленные выходные сигналы микшера могут быть назначены для записи на встроенный USB рекордер. Назначение происходи в окне рекордера.

3.4 Коммутатор выходов Aux 1-6

Для этого коммутатора доступны все перечисленные выше выходные сигналы микшера, которые будут поданы на выходы Aux 1-6. К выходам 1-6 также могут быть подключены выходы Insert, назначенные в канале или шине. Сигналы выходов Aux 1-6 также подаются на выходной коммутатор 4 для назначения на другие физические разъёмы.

Управление входным коммутатором 3.4 происходит в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке auxout.

Выходной коммутатор 4

Как и входной коммутатор 1, выходной коммутатор 4 производит коммутацию блоками по 8 каналов (для XLR выходов блоками по 4 канала). Главной особенностью выходного коммутатора 4 является то, что он обладает функциями роутера, так как позволяет подключить к физическим выходам микшера не только все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3, но и сигналы от всех физических входов. Благодаря этому можно перенаправлять часть сигналов, вообще минуя микшер. Например, нет ничего невозможного в записи многоканального сигнала с входов стейджбокса порта AES50-A через карту USB и воспроизведении его через карту USB и другой стейджбокс порта AES50-B. При этом ни каналы микшера, ни его шины задействованы никак не будут.

Пример работы выходного коммутатора в качестве роутера

Пример работы выходного коммутатора в качестве роутера

4.1 Коммутатор выходов XLR 1-16

Чтобы обеспечить большую гибкость, этот коммутатор позволяет назначать группы не по 8, а по 4 канала. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов микшера. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке xlr out.

4.2 Коммутатор выходов на карту

Этот коммутатор позволяет назначать выходные сигналы на установленную в пульт карту расширения группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке card out.

4.3 и 4.4 Коммутаторы выходов AES50-A и AES50-B

Эти коммутаторы позволяют назначать выходные сигналы для двух портов AES50 группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на двух закладках aes50-a и aes50-b.

В заключение отметим, что разработчики X32/M32 активно развивают данные модели за счёт постоянных обновлений программного обеспечения. Нужно иметь в виду, что со временем в микшерах появятся новые возможности, а интерфейс может измениться. Поэтому всё написанное выше на 100% соответствует только ситуации на текущий момент. На этом, пожалуй, всё. Надеемся, что теперь в вопросе патчинга X32/M32 для вас не осталось белых пятен.

4.1 Коммутатор выходов XLR 1-16

Чтобы обеспечить большую гибкость, этот коммутатор позволяет назначать группы не по 8, а по 4 канала. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов микшера. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке xlr out.

4.2 Коммутатор выходов на карту

Этот коммутатор позволяет назначать выходные сигналы на установленную в пульт карту расширения группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на закладке card out.

4.3 и 4.4 Коммутаторы выходов AES50-A и AES50-B

Эти коммутаторы позволяют назначать выходные сигналы для двух портов AES50 группами по 8 каналов. Для назначения доступны все сигналы, выбранные предыдущим коммутатором 3 (кроме AES/EBU), и сигналы от всех физических входов. Настройка производится в разделе Routing (кнопка Routing) на двух закладках aes50-a и aes50-b.

В заключение отметим, что разработчики X32/M32 активно развивают данные модели за счёт постоянных обновлений программного обеспечения. Нужно иметь в виду, что со временем в микшерах появятся новые возможности, а интерфейс может измениться. Поэтому всё написанное выше на 100% соответствует только ситуации на текущий момент. На этом, пожалуй, всё. Надеемся, что теперь в вопросе патчинга X32/M32 для вас не осталось белых пятен.

Читайте также: