Что делает велосипедный компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Все что может помочь заниматься спортом.

Велокомпьютер — компактное устройство, предназначенное для контроля и предоставления информации параметров движения, а также о состоянии организма во время велотренировки. Этот прибор полезен тем, кто занимается велосипедным спортом с целью достижения спортивных результатов или просто улучшить свою физическую форму.

Как работает велокомпьютер

Таким образом, устройство представляет собой систему, состоящую из следующих частей:

  • Основной блок. Внешне аналогичен электронным часам, находится на руле и питается от аккумулятора.
  • Датчик колеса. Устанавливается на вилку и фиксирует обороты колеса при прохождении рядом с ним магнита, прикрепленного к спице колеса.
  • Датчик частоты педалирования (каденса). Присутствует не во всех устройствах. Монтируется на раму, а магнит устанавливается на шатун.
  • Провод, обеспечивающий передачу сигнала от датчика. В беспроводных моделях его нет.
Возможности велокомпьютеров

Современные устройства обладают довольно широким функционалом. Они позволяют отслеживать не только показатели скорости, но и массу других показателей.

Показатели скорости

Более совершенные велосипедные компьютеры могут рассчитывать среднюю скорость. Сравнивать значения средней и текущей скорости необходимо тем, кто намерен корректировать нагрузку. Этот показатель позволяет понять, следует ли набрать ускорение или же необходимо замедлить темп движения.

В большинстве случаев велокомпьютер дает возможность установить конкретные параметры движения (например, интервал скорости), при отклонении от которых уведомляет об этом своего владельца.

Имеются и иные скоростные показатели, определяемые велокомпьютерами, имеющие конкретное назначение. Одни из них связаны с расчетом количества сжигаемой энергии и нужны тому, кто стремится сбросить лишний вес, другие обусловлены частотой педалирования.

Одометр (датчик пройденного пути)
С помощью этого датчика можно получить информацию по целому ряду параметров:
Показатели времени

Определяются при помощи часов, которые имеются на любом устройстве, а также секундомера, который ведет учет времени вне зависимости от движения с точностью до сотой доли секунды. Некоторые велокомпьютеры имеют в своем арсенале функцию обратного отсчета.

Частота педалирования

Функцией определения каденса, оснащается не каждый велокомпьютер. Обычно эти устройства, предназначенные для профессиональных спортсменов, которым необходимо усовершенствовать технику велосипедной езды. Может применяться также и для обучения. Показатели, основанные на частоте педалирования, используются устройством для расчета числа потраченных калорий.

Пульсометр
Позволяет определять:
  • Частоту сердечных сокращений при конкретном скоростном режиме.
  • Максимальную частоту пульса за время поездки.
  • Среднюю ЧСС.
Альтиметр (датчик высоты)
Фиксирует:
  • Показатели текущей высоты.
  • Значение наибольшей высоты за поездку.
  • Суммарную высоту.
Дополнительные функции
Виды устройств
Все многообразие велокомпьютеров можно разделить на 3 большие группы:
  1. Проводные.
  2. Беспроводные.
  3. С GPS датчиком.
Проводной

Здесь датчик на ноге вилки соединяется с основным блоком при помощи провода, по которому и транслируются все данные.

Достоинства:
  • Обладает невысокой стоимостью.
  • Аккумулятор разряжается медленнее.
  • Не требуется батарейка в геркон.
  • Устойчив к радиопомехам, выдает данные высокой точности.
Недостатки:
  • Провод может создавать неудобство при движении, его легко порвать.
  • Устройство не получится отсоединить на ходу.

Некоторые современные проводные велокомпьютеры оснащаются усиленными проводами. Они устойчивы к механическим воздействиям и их намного сложнее оторвать или повредить.

Беспроводной

По принципу работы и функционалу такой прибор аналогичен проводному. Отличия имеются в форме датчика, а также в отсутствии провода. Информация передается от датчика к экрану посредством радиоволн.

Достоинства:
  • Провод не мешает движению.
  • Устройство можно без труда отсоединить от велосипеда, скажем, если пошел дождь. При этом контроль показателей не прекратится.
  • Выглядит более стильно.
Недостатки:
  • Более высокая цена.
  • Необходимость частой замены батареек.
  • Элемент питания требуется и датчику.

Беспроводные системы сегодня встречаются намного чаще проводных. В них применяются цифровые каналы, передающие устойчивый радиосигнал в любых условиях. И даже необходимость устанавливать батарейку в сам датчик не создает существенных неудобств, потому что ее замена требуется не чаще 1 раза в год.

GPS навигатор для велосипеда

Это устройство габаритнее обычного. Оно просто закрепляется на руле и функционирует без каких-либо датчиков и магнитов. Нужная информация поступает в результате отслеживания движения по GPS.

Привет, Geektimes! Сегодня хочу поделиться опытом общения с такой штукой, как велокомпьютер. Модельки бывают разные, как дешёвые, так и дорогие, но почти все они, во-первых, одинаково устроены и работают по одному принципу, а во-вторых, имеют схожий набор функций.


Так что если не смотреть в сторону дорогих моделек с GPS и всякими биометрическими датчиками – что одна модель, что другая непрофессионалу – разницы почти не будет.

Как это устроено

Начать стоит, как водится, с теории. Измерять расстояние и скорость можно двумя способами.

Первый, самый простой с точки зрения реализации, требует от нас знания радиуса или диаметра колеса (и числа Пи), подсчитать количество оборотов за единицу времени.

Дальше немного школьной арифметики (вычисляем длину окружности, умножаем на обороты и делим на время) и результаты у нас в кармане. Собственно, так почти все современные спидометры и работают: что в машине, что на велосипеде.

Второй способ – использовать GPS, по которому всё также определять пройденное расстояние за единицу времени. Способ дороже, имеет некоторые ограничения и недостатки, но совершенно не зависит от технического состояния ТС и его механических частей. Все неточности измерения зависят только от приёмника и вычислительной системы. Сейчас почти у каждого есть смартфон (а у некоторых – и по два), так что такой способ измерения тоже допустим, тем более что всё необходимое вы и так носите с собой в кармане.

Велокопмьютеры, естественно, делаются максимально дешёвым, надёжным и неприхотливым способом (то есть первым), и состоят из магнита, закрепляемого на колесе, датчика, который закрепляется на вилке рядом с магнитом и срабатывает при приближении магнита, и выносного модуля, который и ведёт все подсчёты + отображает результаты.

Практика

У меня на тесте было две модели. Производитель, конечно, не самый популярный, но сути это не меняет. Внутри коробок набор примерно одинаковый: стяжки, крепления, сам модуль, батарейка, геркон на вилку, магнит на колесо.


В некоторых моделях есть ещё дополнительный комплект датчиков для установки на шатуны и раму – такие велокомпьютеры могут вдобавок к скорости и расстоянию определять каденс (скорость вращения педалей) и выдавать рекомендации по уменьшению/увеличению текущей передачи.



Установка на велосипед не вызывает трудностей. Маленькими стяжками крепим магнит на спицах, геркон и провод к самому компьютеру закрепляем на вилке. Вставляем батарейку в вычислительный модуль.


Прокладываем проводок так, чтоб он не был уязвим для случайных веток, камней и прочих неприятностей (то есть по задней стороне вилки), цепляем дисплейный модуль куда-нибудь на руль. Некоторые любят вешать велокомпьютер на вынос руля, мне же такое размещение не подходило – вынос не позволял.


Далее переходим к изначальной настройке всего этого великолепия.


Настройка

При включении велокомпьютер попросит ввести размер вашего колеса. Колёса велосипедов (если, конечно, у вас не какой-нибудь дикий самострой с нестандартными колёсами от мотоцикла) давно стандартизированы, и длины окружностей для них рассчитаны.


Подсказка может быть расположена как в инструкции к велокомпьютеру, так и на коробке. Смотрим на боковую поверхность шины, ищем заветные цифры. В моём случае (покрышки 26″ x 2.25″ в велокомпьютер следовало ввести цифры 2115). Установив на обоих компьютерах одинаковые значения и удостоверившись, что каждый срабатывает только от своего магнита (оба были поставлены с разных сторон и на разной высоте) я выкатился на тесты.

Велокомпьютер vs. GPS

Прежде чем доверять показаниям этих шайтан-коробок из поднебесной необходимо было проверить их показания на какой-нибудь дистанции, которая заранее известна. В парке была найдена соответствующая дорожка, по ней отмерено контрольное расстояние (4 раза по 300 метров), показания компьютеров сброшены в ноль, GPS-трекер и спидометр на телефоне также приведены в соответствующие режимы.

Тестовый заезд показал, что, во-первых, оба компьютера брешут (причём один больше другого), а во-вторых, GPS + другие методы определения скорости и расстояния на телефоне если и ошиблись, то на грани погрешности, обусловленной как принципами работы GPS, так и моей неидеальной траекторией.

Для внесения корректировок в работу велокпомьютера мне предстояло пересчитать «правильную» для полученных данных длину окружности колеса: используя простую пропорцию Svelo / SGPS = Lискомое / Lвведённое. Рассчитанные поправки были введены в компьютеры, после чего проведён ещё один тестовый замер. На этот раз все три показателя (GPS и двух компьютеров) совпадали с погрешностью в 2%, на чём я и остановился.

Повседневное использование

Две недели я усиленно катался то с одним компьютером, то с другим, а иногда и с двумя сразу, проверяя, не уехала ли погрешность измерений, и как точно они измеряют относительно GPS.

Очевидные плюсы велокомпьютера, на самом деле, не очень-то и нужны. Да, ты всегда знаешь пройденное расстояние, общий пробег за сезон и текущую скорость. Нужно ли это в парке? При спуске с моста или при активном увлечении каким-нибудь кросс-кантри? Возможно, но не критично.

Из неочевидных плюсов – велокомпьютер долгое время «подогревает» интерес к поездке: «ага, сколько я там накрутил?» и всякие «ух ты, 29 км/ч, надо попробовать сделать 30+». В принципе, банальный score’ing, так нежно любимый многими игроделами из азии в качестве «писькомерки» заставляет ездить больше, быстрее, техничнее.

Минусы, кстати, тоже есть. Во-первых, эти девайсы просто яростно бликует на солнце, а под «комфортным» для чтения информации углом ещё и отражает лучи точно в глаз. Как минимум это неприятно, а как максимум – ещё и опасно с точки зрения кратковременного ослепления. И от этих бликов не спасают ни матовые плёнки, ни «кривой» угол установки. Рано или поздно подлый солнечный зайчик вас настигнет. К слову, этот же минус отметили многие знакомые велолюбители. Решается он покупкой спортивных очков, которые эти самые блики и отражения гасят.

Второй минус сложно назвать очевидным, и, по сути, он является продолжением того же «неочевидного» плюса: в погоне за красивыми показателями, большими цифрами и прочими прелестями некоторые забывают о безопасности и это приводит к печальным последствиям.

Велокомпьютер vs. смартфон на руле

Основной вопрос лично для меня заключался в том, нужен ли велокомпьютер вообще, если у тебя и так с собой и навигатор, и спидометр и GPS-трекер в кармане. Быть может, проще закрепить на руле смартфон?

Собственно, по функционалу и точности измерений любой smart-девайс уделывает простейшие велокомпьютеры. Вопрос в надёжном креплении и размерах устройства. Если у вас что-нибудь компактное, вроде iPhone 4s / 5 — пользоваться такой штукой будет удобно. Ну а лопаты вроде Galaxy Note, Lumia 1520 и iPhone 6+ и крепить сложнее, и управлять ими не так удобно. Если небольшой смартфон весом в 120-140 грамм можно повесить на одну из сторон руля, и он будет практически незаметен, то 170-210-граммовые лопаты уже ощутимо изменяют как баланс рулевого управления, так и просто мешаются, а повешенные на вынос (то есть в центр руля) становятся не очень удобными в управлении на ходу.

Кроме того, при любом падении или ощутимой кочке есть шанс потерять девайс, который стоит в 15-50 раз дороже велокомпьютера. Хорошо если отделаетесь парой царапин на задней панели или разбитым экраном, а то ведь может и вообще разлететься на запчасти так, что частей не соберёшь.

Подводим итоги

Велокомпьютер штука приятная, но не без минусов. Крутые модельки, с GPS и всякими датчиками сердечного ритма стоят немало и нужны, наверное, заядлым велолюбителям, которые и на работу на велике гоняют, и зимой по парку рассекают. Недорогие же варианты почти наверняка потребуют калибровки (к тому же с износом покрышки показания будут «уплывать» в большую сторону).


При аккуратной езде в городе и парке у смартфона миллион преимуществ, дело за малым, найти нормальное крепление на руль. Например, такое. В случае же экстрима… Пожалуй, велокомпьютер будет предпочитетельнее, как из-за массы и размеров, так и из соображений потенциального ущерба при падении. На этом у меня всё, а своим опытом применения таких девайсов вы всегда можете поделиться в комментариях. Хорошей вам погоды в эти выходные!

Что такое велокомпьютер и необходимость его приобретения

Велокомпьютер представляет собой электронный прибор, который предназначен для измерения различных параметров велосипеда (скорости движения, времени, температуры, давления, каденса, передачи и т.д.).

Принцип действия велокомпьютера. Велокомпьютер по виду напоминает электронные часы, которые устанавливаются на руле. Работает устройство от батарейки.

На датчик, установленный на вилке, воздействует магнит, закрепленный на спице колеса. Дополнительным элементом считается датчик каденса. Его устанавливают на велосипедной раме, а магнит крепится на шутун. В проводных байках передача информации осуществляется с помощью провода.

Чтобы установить велокомпьютер на велосипед

необходимо зафиксировать датчик (геркон) на ноге вилки, а на спицу закрепить магнит. Принцип работы устройства не сложен и заключается в следующем: при каждом обороте колеса магнит двигается мимо датчика, а компьютер регистрирует один оборот. Поскольку диаметр колеса известен, то рассчитать скорость и расстояние не сложно. Некоторые современные модели оснащены встроенными GPS датчиками для измерения скорости.

Виды компьютеров для велосипеда

Существует три вида велокомпьютеров

Проводные

Беспроводные

2 вида устройства

Компактный прибор без лишних проводов смотрится аккуратно и красиво. Как недостаток нужно отметать стоимость (она значительно выше проводных), к тому же, батарейки быстро разряжаются (они необходимы для дисплея и датчика, установленного на вилке).

Укомплектованные GPS датчиком

Функции велокомпьютера

Функциональность гаджета зависит от стоимости устройства. Выделим основные три позиции.

  1. К первой можно отнести спидометры, фиксирующие базовые данные:

Многие велосипедисты считают, что этих данных вполне достаточно. Установить такое устройство можно на любую модель байка, учитывая диаметр колеса.

  1. Вторую позицию можно дополнить следующими плюсами:

смартфон вместо компьютера

  1. Третью позицию, которую представляют самые «грамотные» спидометры, можно дополнить следующими возможностями:

Как правильно выбрать велокомпьютер.

  1. Выбирайте качественный дисплей, чтобы данные были видны при любых погодных условиях (дождь, яркое солнце).
  2. Отдавайте предпочтения приборам с прочным корпусом, желательно непромокаемым, чтобы не было необходимости снимать его с крепления во время непогоды.
  3. Проверяйте качество креплений устройства, чтобы не растерять элементы при езде по бездорожью.
  4. Лучше купить дороже, но надежнее (опираясь на отзывы специалистов относительно того или иного бренда).

Гаджет можно установить своими руками и настроить, однако, при этом, следует руководствоваться инструкцией, которую рекомендует производитель.

Рейтинг гаджетов на велосипед

В рейтинге самых востребованных моделей следует выделить следующие:

Очень популярен среди велосипедистов электрический велосипед Eltreco XT 880 D, представитель нового поколения серии Eltreco XT. В его комплектацию входит информативный велокомпьютер с большим цветным монитором. В Москве эту модель можно приобрести по цене около 80 тысяч рублей.

Для любителей велосипедных прогулок велокомпьютер является незаменимым спутником на любых маршрутах. Однако, прежде чем купить это устройство, предварительно нужно, как минимум, изучить рынок, ознакомиться с описанием интересующих моделей и почитать отзывы на форуме.

В этой статье рассмотрим плюсы и минусы велокомпьютеров по сравнению с очевидным решением — отслеживанием спортивной активности на велосипеде с помощью своего смартфона. Смартфон есть у каждого, его можно закрепить на руле велосипеда или положить в карман и кататься, а там будет вестись запись трека и прочие возможности. А велокомпьютер нужно покупать.

В качестве иллюстрации возможностей велокомпьютеров будет выступать модель iGPSPORT iGS618.


Содержание

Беспроводные велокомпьютеры оснащенные функцией GPS — относительно новые устройства получающие параметры по сигналу GPS и с беспроводных датчиков, постепенно приходящие на замену классическим велокомпьютерам, которые считают обороты колеса велосипеда. Приемники постепенно дешевеют, а значит за новыми велокомпьютерами будущее.

Сначала перечислим плюсы велокомпьютеров по сравнению со смартфоном.

Плюсы

1. Компактность

Велокомпьютер компактней смартфона, занимает на руле меньше места. Меньше заметен в людных местах.

А еще эта современная тенденция роста диагонали смартфонов. Например iGPSPORT iGS618 имеет размеры 86х54х19 мм с экраном 2,2", смартфон с экраном 6.39" уже размерами 151х74х9 мм.


2. Защита от воды

Дождик частый спутник велосипедиста. Велокомпьютер надежно защищен от воды, его не нужно прятать. Обычно корпус имеет защиту от воды на уровне IPX7 (резиновая прокладка между частями корпуса/склеенный корпус, защищенные кнопки и порт для зарядки закрытый резиновой заглушкой). Много ли современных типовых смартфонов имеют такой уровень защиты?


3. Время автономной работы

Велокомпьютер, в отличие от типового смартфона, способен работать 10-40 часов (в зависимости от модели) в режиме GPS и, естественно, с активным экраном. А современный смартфон хорошо если 4-5 часов проработает в таком режиме.

4. Защита от ударов

Корпус велокомпьютера страдает от падений меньше. И будем откровенны, велокомпьютер с GPS дешевле чем среднестатистический смартфон. Смартфон будет жалко. Смартфон так же проще выронить на дорогу из рук или из крепления.

Кстати, крепление на руль для смартфона нужно покупать отдельно. Хорошее алюминиевое стоит не меньше 10$, а базовое крепление велокомпьютера на руль всегда идет в комплекте.

5. Одновременная поддержка датчиков

Типовой GPS велокомпьютер поддерживает беспроводные датчики (соединяются с устройством по протоколу ANT+ или bluetooth):

  • Датчик скорости
  • Датчик каденса (частота вращения педалей)
  • Пульсометр
  • Комбинированный датчик (скорость и каденс)

Модели подороже еще поддерживают датчик измерения мощности.

Все параметры с этих датчиков записываются в трек (обычно еще и высота с барометрического датчика) и, конечно, наглядно выводятся на экран устройства.

Затем, можно посмотреть все параметры поездки/тренировки в любой точке маршрута с ПК или мобильного приложения:


Есть полная статистика и анализ по графикам для спортсменов И для любителей сервиса strava, есть синхронизация данных. Трек GPS можно портировать. Тут все продумано в комплексе, в отличие от смартфона.

Минусы

А теперь минусы, куда же без них в таком функциональном устройства.

1. Навигация

Главный минус, по моему мнению, отсутствие внятной навигации у велокомпьютеров. Возвратная навигация слишком простая и, скажем, в лесу бесполезна.

В смартфоне же городская навигация точная и ей удобно пользоваться на сенсорном экране. С лесными дорогами ситуация хуже, но пользоваться можно. В флагманских устройствах ее внедряют, но стоят такие решения дорого! Да и насколько удобно пользоваться — вопрос.

Например в Byton Rider 750, там сенсорный цветной экран 2,8":


2. Цена

Как я уже писал, смартфон в среднем дороже GPS велокомпьютера. Но! Если добавить беспроводные датчики полным комплектом цена уже будет сопоставима. Причем, датчики мощности стоят дурных денег. И это мы еще рассматриваем китайские бренды, если посмотреть в сторону Garmin и пр. бренды, то цены могут неприятно удивить. Не каждый готов расстаться с такой суммой, хоть и для любимого спорта.

3. Востребованность

Тоже важный аспект, расширенный спортивный функционал, который предлагают GPS велокомпьютеры, не нужен новичкам и даже любителям. А в качестве «показометра» скорости и других параметров есть более дешевые варианты. Такие функциональные велокомпьютеры покупают профи, следящие за своими тренировками.

Заключение

Я использую комбинированный вариант: смартфон для навигации и, конечно, звонков и велокомпьютер с GPS для записи трека и контроля параметров (каденс и пульс). В целом эта тема довольно спорная, каждый выбирает удобный вариант для себя. Главное не забывать — велосипед друг человека.


А если все-таки решились на покупку, определится с выбором поможет подборка GPS велокомпьютеров:

Читайте также: