Что фсб подразумевает под типом средств госсопка средства обнаружения компьютерных атак

Обновлено: 07.07.2024

Согласно закону № 187-ФЗ, к объектам критической информационной инфраструктуры относятся информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры в одной из следующих сфер: здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки и иные организации финансового рынка, топливно-энергетический комплекс, атомная энергия, оборона, ракетно-космическая, горнодобывающая, металлургическая и химическая промышленности.

Подмножеством всех объектов КИИ являются значимые объекты КИИ — те объекты, которым присвоена одна из категорий значимости в результате категорирования.

К субъектам КИИ относятся владельцы объектов КИИ, а также организации, которые обеспечивают их взаимодействие.

НПА в сфере защиты КИИ

Федеральные законы

Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Определяет основные принципы обеспечения безопасности, полномочия госорганов, а также права, обязанности и ответственность субъектов КИИ. Предусмотрены категорирование объектов, ведение реестра значимых объектов, оценка состояния защищенности, госконтроль, создание специальных систем безопасности.

Федеральный закон от 26.07.2017 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"»

Дополняет Уголовный кодекс статьей 274.1, которая предусматривает наказания за неправомерное воздействие на КИИ РФ.

Федеральный закон от 26.07.2017 № 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"»

Вносит изменения в федеральные законы о государственной тайне, связи и защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора).

Акты Президента РФ

Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2017 № 569 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. »

Наделяет ФСТЭК России полномочиями в области обеспечения безопасности КИИ, в том числе функцией государственного контроля.

Указ Президента РФ от 02.03.2018 № 98 «О внесении изменения в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. »

Относит к гостайне информацию о мерах обеспечения безопасности КИИ и о состоянии ее защищенности от атак. ФСБ России и ФСТЭК России назначены государственными органами, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

Акты Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры РФ и их значений»

Устанавливает порядок и сроки категорирования объектов КИИ.

Постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 162 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Определяет правила проведения плановых и внеплановых проверок в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ.

Постановление Правительства РФ от 8.06.2019 № 743 «Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры»

Устанавливает приоритетность категорий сетей электросвязи, которые могут использовать субъекты КИИ для обеспечения функционирования значимых объектов. Определяет обязанности оператора связи при подключении значимых объектов к сети связи общего пользования. Документ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Ведомственные акты

Приказ ФСТЭК России от 06.12.2017 № 227 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Определяет сведения о значимом объекте КИИ, необходимые для внесения в реестр. Решение о включении в реестр принимается в течение 30 дней со дня получения ФСТЭК России сведений от субъекта КИИ. Не реже чем один раз в месяц ФСТЭК России направляет сведения из реестра в ГосСОПКА.

Приказ ФСТЭК России от 11.12.2017 № 229 «Об утверждении формы акта проверки, составляемого по итогам проведения государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Определяет форму акта по итогам проверки значимого субъекта КИИ.

Приказ ФСТЭК России от 21.12.2017 № 235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования»

Устанавливает требования к силам обеспечения безопасности значимых объектов, программным и программно-аппаратным средствам, документам по безопасности значимых объектов, функционированию системы безопасности.

Приказ ФСТЭК России от 22.12.2017 № 236 «Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий»

Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 № 239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Устанавливает требования к обеспечению безопасности значимых объектов КИИ в ходе создания, эксплуатации и вывода их из эксплуатации, к организационным и техническим мерам защиты информации и определяет состав мер для каждой категории значимости объекта.

Приказ ФСТЭК России от 26.04.2018 № 72 «О внесении изменений в Регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, утвержденный приказом ФСТЭК России от 12 мая 2005 г. № 167»

Относит обеспечение безопасности значимых объектов КИИ к нормативно-правовому регулированию вопросов ФСТЭК России. Слова «информации в ключевых системах» заменяет словом «критической».

Приказ ФСТЭК России от 09.08.2018 № 138 «О внесении изменений в Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах. »

Определяет список изменений в приказы № 31 и 239. Состав мер защиты информации и их базовые наборы по классу защищенности АСУ изложены в новой редакции.

Регулятор приводит рекомендуемую форму перечня объектов КИИ для ее подачи во ФСТЭК России. Рекомендуется прикладывать электронную копию перечня и сведений о результатах категорирования.

Что такое ГосСОПКА

ГосСОПКА — государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, направленных на информационные ресурсы Российской Федерации.

Цель системы — объединить усилия для предотвращения и противодействия кибератакам на критически важные информационные инфраструктуры. Для этого создан Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), который организует сбор и обмен информацией об инцидентах между субъектами КИИ, координирует мероприятия по реагированию, предоставляет методические рекомендации по предупреждению компьютерных атак.

НПА в сфере ГосСОПКА

Акты Президента РФ

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации (Утверждены Президентом РФ 3 февраля 2012 г., № 803)

Документ вводит понятие единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критически важную информационную инфраструктуру. Дает определение силам и средствам обнаружения и предупреждения атак, а также силам и средствам ликвидации последствий инцидентов.

Указ Президента РФ от 15.01.2013 № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»

Инициирует создание ГосСОПКА, определяет основные задачи системы. На ФСБ России возлагает полномочия по созданию и обеспечению функционирования ГосСОПКА.

Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 декабря 2014 г. № К 1274

Определяет назначение, функции и принципы создания ГосСОПКА, а также виды обеспечения, необходимые для ее создания и функционирования.

План развертывания ведомственных сегментов государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, утвержденный Президентом РФ 21 августа 2015 г., № 9397 (документ ограниченного доступа)

Определяет перечень органов государственной власти, которым необходимо создать ведомственные сегменты ГосСОПКА, и указывает сроки.

Указ Президента РФ от 22.12.2017 № 620 «О совершенствовании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»

Определяет задачи ГосСОПКА и ФСБ России в сфере обеспечения функционирования системы.

Ведомственные акты

Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации от 27.12.2016 (документ ограниченного доступа) Документ детализирует порядок создания ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА, их функции, а также технические и организационные меры защиты информации.

«Временный порядок включения корпоративных центров в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. » (документ ограниченного доступа) Определяет состав документов и уровень квалификации специалистов группы реагирования, необходимые для подключения к ГосСОПКА.

Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 366 «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам»

Инициирует создание Национального координационного центра по компьютерным инцидентам, определяет его задачи и права.

Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 367 «Об утверждении Перечня информации, представляемой в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и Порядка представления информации. »

Устанавливает набор параметров инцидентов для передачи в НКЦКИ (не позднее 24 часов с момента их обнаружения) и способы передачи информации.

Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 368 «Об утверждении Порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. »

Определяет способы передачи информации об инциденте другим субъектам КИИ и получения сведений субъектами КИИ об атаках. Обмен информацией с иностранными организациями осуществляет НКЦКИ.

Приказ ФСБ России от 06.05.2019 № 196 «Об утверждении Требований к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты»

Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 281 «Об утверждении порядка, технических условий установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. »

Обязывает субъекта КИИ согласовывать с НКЦКИ установку средств ГосСОПКА и уведомлять о приеме их в эксплуатацию. Определяет необходимые для согласования сведения. Срок согласования — до 45 календарных дней.

Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак. »

Определяет состав плана реагирования на инциденты и принятия мер по ликвидации последствий, разрабатываемого субъектом КИИ. Обязует информировать НКЦКИ о результатах реагирования и ликвидации последствий не позднее 48 часов после завершения мероприятий.

Методические рекомендации по обнаружению компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (документ ограниченного доступа)

Определяют порядок действий по обнаружению атак, классифицируют атаки и дают рекомендации по повышению уровня защищенности объектов атаки.

Методические рекомендации по установлению причин и ликвидации последствий компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации (документ ограниченного доступа)

Определяют порядок и основные задачи при реагировании на инциденты. Устанавливают классы инцидентов.

Методические рекомендации по проведению мероприятий по оценке степени защищенности от компьютерных атак

Определяют основные задачи, порядок и этапы проведения мероприятий по оценке степени защищенности. Устанавливают порядок оценки возможностей злоумышленника при атаках

Требования к подразделениям и должностным лицам субъектов государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (документ ограниченного доступа)

Документ определяет основные задачи подразделений и должностных лиц субъекта ГосСОПКА, требования к кадровому обеспечению и деятельности центров ГосСОПКА. Распределяет роли сотрудников центра ГосСОПКА по трем линиям реагирования. Выделяет три класса центров ГосСОПКА в зависимости от объема функций, выполняемых центром самостоятельно.

Регламент взаимодействия подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и организации при осуществлении информационного обмена в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак

Определяет требования к функциональным возможностям и характеристикам технических средств, необходимых для решения задач центров ГосСОПКА.

Проект приказа Минкомсвязи России «Об утверждении порядка, технических условий установки и эксплуатации средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры»

Определяет единый подход к установке и эксплуатации средств, предназначенных для поиска признаков атак в сетях электросвязи. Описывает порядок установки и эксплуатации средства поиска атак. Информация о необходимости установки средства поиска атак направляется в уполномоченный орган в области связи.

Статья 5. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации

1. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. В целях настоящей статьи под информационными ресурсами Российской Федерации понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации.

2. К силам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, относятся:

1) подразделения и должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

2) организация, создаваемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты (далее - национальный координационный центр по компьютерным инцидентам);

3) подразделения и должностные лица субъектов критической информационной инфраструктуры, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.

3. Средствами, предназначенными для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения (в том числе для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры), предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и (или) обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак, а также криптографические средства защиты такой информации.

4. Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

5. В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации осуществляются сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая поступает в данную систему через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, информации, которая представляется субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в соответствии с перечнем информации и в порядке, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, а также информации, которая может представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, организует в установленном им порядке обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

7. Предоставление из государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

от 6 мая 2019 года N 196

Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31 (ч.I), ст.4736.

в Министерстве юстиции

31 мая 2019 года,

регистрационный N 54801

Приложение

к приказу ФСБ России

от 6 мая 2019 года N 196

Требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты

I. Общие положения

1. Настоящие Требования определяют требования к устанавливаемым и используемым на всей территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации техническим, программным, программно-аппаратным и иным средствам для обнаружения (в том числе для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура), предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и (или) обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак, а также криптографическим средствам защиты такой информации (далее - средства ГосСОПКА).

2. К средствам ГосСОПКА относятся:

технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения компьютерных атак (далее - средства обнаружения);

технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для предупреждения компьютерных атак (далее - средства предупреждения);

технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для ликвидации последствий компьютерных атак (далее - средства ликвидации последствий);

технические, программные, программно-аппаратные и иные средства поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры (далее - средства ППКА);

технические, программные, программно-аппаратные и иные средства обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак (далее - средства обмена);

криптографические средства защиты информации, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак.

Средства ГосСОПКА реализуются одним или несколькими техническими, программными и программно-аппаратными средствами.

II. Требования к средствам ГосСОПКА

3. Средства ГосСОПКА должны соответствовать следующим требованиям:

3.1. В средствах ГосСОПКА должна быть исключена возможность удаленного управления со стороны лиц, не являющихся работниками субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) работниками привлекаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектом критической информационной инфраструктуры организации, осуществляющей лицензируемую деятельность в области защиты информации.

3.2. В средствах ГосСОПКА должна быть исключена возможность несанкционированной передачи обрабатываемой информации лицам, не являющимся работниками субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) работниками привлекаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектом критической информационной инфраструктуры организации, осуществляющей лицензируемую деятельность в области защиты информации.

3.3. Средства ГосСОПКА должны иметь возможность модернизации российскими организациями, не находящимися под прямым или косвенным контролем иностранных физических лиц и (или) юридических лиц.

3.4. Средства ГосСОПКА должны быть обеспечены гарантийной и технической поддержкой российскими организациями, не находящимися под прямым или косвенным контролем иностранных физических лиц и (или) юридических лиц.

3.5. Работа средств ГосСОПКА не должна приводить к нарушениям функционирования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления, находящихся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации (далее - информационные ресурсы) (должно быть исключено влияние на достижение целей и функционирование объектов критической информационной инфраструктуры).

3.6. В средствах ГосСОПКА должны быть реализованы функции безопасности в соответствии с главой VIII настоящих Требований.

III. Требования к средствам обнаружения

4. Средства обнаружения должны обладать следующими функциями:

сбор и первичная обработка событий, связанных с нарушением информационной безопасности (далее - события ИБ), поступающих от операционных систем, средств обнаружения вторжений, межсетевых экранов, средств предотвращения утечек данных, антивирусного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, прикладных сервисов, средств контроля (анализа) защищенности, средств управления телекоммуникационным оборудованием и сетями связи, систем мониторинга состояния телекоммуникационного оборудования, систем мониторинга качества обслуживания, а также иных средств и систем защиты информации и систем мониторинга, эксплуатируемых субъектом критической информационной инфраструктуры (далее - источники событий ИБ);

автоматический анализ событий ИБ и выявление компьютерных инцидентов;

5. При осуществлении сбора и первичной обработки событий ИБ средства обнаружения должны обеспечивать:

удаленный и (или) локальный сбор событий ИБ;

сбор событий ИБ в непрерывном режиме функционирования либо по расписанию, в случае потери связи с источниками событий ИБ - сразу после ее восстановления;

обработку поступающих событий ИБ и сохранение результатов их обработки;

сохранение информации о событиях ИБ, в том числе в исходном виде;

сбор информации непосредственно от источников событий ИБ, из файлов либо посредством агентов, размещенных на отдельных источниках событий ИБ;

встроенную поддержку различных источников событий ИБ и возможность разработки дополнительных модулей, обеспечивающих получение информации от новых источников событий ИБ.

6. При осуществлении автоматического анализа событий ИБ и выявления компьютерных инцидентов средства обнаружения должны обеспечивать:

отбор и фильтрацию событий ИБ;

выявление последовательностей разнородных событий ИБ, имеющих логическую связь, которые могут быть значимы для выявления возможных нарушений безопасности информации (корреляция) и объединение однородных данных о событиях ИБ (агрегация);

выявление компьютерных инцидентов, регистрацию методов (способов) их обнаружения;

возможность корреляции для распределенных по времени и (или) месту возникновения событий ИБ;

возможность корреляции для последовательности событий ИБ;

возможность просмотра и редактирования правил корреляции, а также обновления и загрузки новых правил;

автоматическое назначение приоритетов событиям ИБ на основании задаваемых пользователем показателей.

выявление связей и зависимостей между событиями ИБ и полученными ранее сведениями о контролируемых информационных ресурсах и (или) о состоянии защищенности;

возможность настройки параметров проводимого анализа;

проведение поиска не обнаруженных ранее компьютерных инцидентов с использованием новых методов (способов) выявления компьютерных инцидентов;

хранение агрегированных событий ИБ не менее шести месяцев.

IV. Требования к средствам предупреждения

8. Средства предупреждения должны обладать следующими функциями:

сбор и обработка сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации;

сбор и обработка сведений об уязвимостях и недостатках в настройке программного обеспечения (далее - ПО), используемого в контролируемых информационных ресурсах;

формирование рекомендаций по минимизации угроз безопасности информации;

учет угроз безопасности информации.

9. При осуществлении сбора и обработки сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации средства предупреждения должны обеспечивать:

9.1. Сбор и обработку сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов, включающих информацию:

об архитектуре и объектах контролируемых информационных ресурсов (сетевые адреса и имена, наименования и версии используемого ПО);

о выполняющихся на объектах контролируемых информационных ресурсов сетевых службах;

об источниках событий ИБ.

9.2. Сбор и обработку справочной информации:

о показателе доверия (репутации) сетевых адресов, доменных имен, серверов электронной почты, серверов доменных имен;

о владельцах сетевых адресов, доменных имен, серверов электронной почты, серверов доменных имен;

о местоположении и географической принадлежности сетевых адресов;

об известных уязвимостях используемого ПО;

о компьютерных сетях, состоящих из управляемых с использованием вредоносного ПО средств вычислительной техники, включая сведения об их управляющих серверах.

9.3. Возможность добавления, просмотра и изменения сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации.

10. При осуществлении сбора и обработки сведений об уязвимостях и недостатках в настройке ПО, используемого в контролируемых информационных ресурсах, средства предупреждения должны обеспечивать:

сбор данных о дате и времени проведения исследования контролируемых информационных ресурсов;

формирование перечня выявленных уязвимостей и недостатков в настройке используемого ПО (для каждого объекта контролируемого информационного ресурса);

возможность статистической и аналитической обработки полученной информации.

Если вы работаете в компании, которая попадает под действие №187-ФЗ («О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»), то вам не нужно объяснять, что такое ГосСОПКА и зачем она нужна. Для остальных поясним: ГосСОПКА расшифровывается как Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Архитектурно она представляет собой единый территориально распределенный комплекс центров различного масштаба, обменивающихся информацией о кибератаках. Такие центры обязаны создать все компании, которым принадлежат объекты критической информационной инфраструктуры (такие компании называют субъектами КИИ). Цель всей этой масштабной государственной инициативы – создать между важнейшими организациями страны систему обмена информацией о ведущихся кибератаках и тем самым обеспечить возможность превентивной защиты.

Достаточно долгое время основным документом, определяющим принципы функционирования центров ГосСОПКА и их взаимодействия с вышестоящим центром, были «Методические рекомендации по созданию и эксплуатации центров ГосСОПКА», разработанные ФСБ. Мы ранее делали обзор данного документа и отмечали, что основным фокусом его внимания было построение процессов по управлению инцидентами и контролю защищенности субъектов ГосСОПКА. Но в то же время этот подход оставлял достаточно большое поле для различного толкования того, какой объем задач должен решать центр ГосСОПКА и какие именно инструменты для этого требуются. Недавно вышли «Требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты». Попробуем разобраться, чего же ждет регулятор от компаний, строящих у себя центры ГосСОПКА, и исследовать этот вопрос.

image


Иерархия взаимодействия центров ГосСОПКА

Известны попытки построения центров ГосСОПКА исключительно на IDS-системах. Встречаются на рынке и вендоры, позиционирующие IDS или СОА как универсальное решение проблемы. У субъектов КИИ было много вопросов было относительно функционала и требований к SIEM-системам, которые многие компкании считали чуть ли не единственным инструментом, необходимым для создания центра ГосСОПКА.

Сейчас, с появлением документа «Требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты» появляется первая ясность в отношении фактических требований регулятора к инструментам центра.

В документе обозначены пять основных подсистем центра ГосСОПКА:

  1. Средства обнаружения
  2. Средства предупреждения
  3. Средства ликвидации
  4. Средства расшифровки (ППКА)
  5. Средства обмена информацией
  6. Средства криптографической защиты каналов связи

Средства обнаружения, но не СОА. Четыре буквы

На наш взгляд, данный пункт является одним из наиболее важных с точки зрения урегулирования споров о средствах, которые можно использовать, поскольку дискуссии «а нужен ли SIEM, или достаточно просто подсистемы СОА» ведутся постоянно и не утихают.

Давайте же подробнее вчитаемся в документ:

В первую очередь речь идет о средстве, осуществляющем сбор событий информационной безопасности. Не инцидентов (итогов работы средств защиты), не сырого трафика или его копии, а именно событий. Это дает нам достаточно прозрачный намек на то, что необходим функционал обработки журналов.

В примечании к этому пункту еще и приведен достаточно детальный и широкий список потенциальных источников, которые должны эти события отдавать. В перечень попали не только классические средства защиты (межсетевые экраны, СОА, антивирусы), но и инфраструктурные источники (сетевое оборудование и операционные системы), а также прикладные системы управления сетевым оборудованиям, системами мониторинга качества обслуживания и т.д.

Все это, а также упоминаемые в функциональных требованиях слова «корреляция и аггрегация событий», на наш взгляд, достаточно точно определяет целевую технологию пункта как платформу SIEM.

Это достаточно полно следует вышедшим ранее методическим рекомендациям, ведь для того, чтобы в полной мере выявлять компьютерные инциденты категорий «несанкционированный доступ», «подбор пароля» и «ВПО», одного активного средства защиты будет недостаточно.

Любая ли платформа, позиционируемая на рынке как SIEM, будет одинаково подходящей? На наш взгляд, нет, так как в тексте обозначены еще, как минимум, два достаточно важных требования:

  • Система обнаружения должна не только коррелировать и выявлять инциденты, но и сохранять итоги их обработки и «информацию об событиях ИБ, в том числе в исходном виде». Учитывая обозначенный выше список источников, а еще и рекомендуемую глубину хранения (не менее 6 месяцев), речь идет о полноценной платформе с расширенным функционалом Log Management и готовностью обрабатывать очень существенные потоки событий. Это достаточно сильно сокращает список потенциальных вариантов.
  • Система обнаружения должна иметь «встроенную поддержку различных источников событий ИБ и возможность разработки дополнительных модулей, обеспечивающих получение информации от новых источников событий ИБ», то есть возможность оперативной доработки списка и состава подключаемых источников. Это накладывает требования по наличию открытого API для разработки таких способов подключения (в SIEM-сленге – коннекторов) либо возможности оперативно получить такую доработку от вендора.

Предупреждай или инвентаризируй это

Следующий раздел — средства предупреждения — значительно ближе и понятнее для безопасника и формулировками, и подходами. На средства предупреждения возлагаются следующие функции:

  • Инвентаризация активов инфраструктуры с возможностью хранения и дополнения информации.
  • Сбор и оценка информации об уязвимостях информационных ресурсов.
  • Сбор и оценка информации о недостатках (в нашем прочтении – ошибках конфигурирования) информационных ресурсов.

Задача управления активами и уязвимостями, при всей кажущейся простоте, таит в себе огромное количество подводных камней. Но обсуждение этих деталей не является частью текущего материала и, возможно, появится в наших дальнейших статьях. Хочется лишь отметить, что практически все компании оснащены средствами, требуемыми для решения задачи, поскольку схожие требования уже фигурировали и в разных распоряжениях и приказах ФСТЭК, и даже в законе о персональных данных. Ключевая задача – «оживить» существующее средство и запустить процессы в реальности, а не на бумаге.

Ликвидация как совместная работа по устранению

Здесь и название средства, и требования к нему получили достаточно неожиданную интерпретацию. В качестве средства ликвидации мы решение, по функциональным задачам близкое к к платформе управления инцидентами, которая в ИТ-мире носит название service desk, а в ИБ горделиво именуется Incident Response Platform (правда у IRP есть и специализированный функционал). По сути, основные задачи подсистемы — это:

Выбор решений и технологий, созданных специально для задач ИБ, на рынке еще весьма ограничен. Но в документе нет прямых ограничений на использование для этих целей общей IT системы (в стандартном или индивидуальном исполнении) с некоторыми доработками под задачи ИБ. Обычно системы service desk представляют собой хорошо кастомизируемый конструктор, поэтому доработка не должна составить труда.

Прочие средства центра ГосСОПКА

Функционал и задачи подсистемы ППКА в первую очередь направлены на анализ сетевого трафика, причем как в real-time режиме (с целью выявления атак или попыток несанкционированного доступа к сетевому оборудованию), так и для записи и хранения сетевого трафика с целью его дальнейшего использования в ретроспективном анализе событий или расследовании инцидента. Данные требования не являются принципиально новыми. Задача записи сетевого трафика ставилась перед всеми владельцами государственных информационных систем еще с 2010 года в рамках совместного приказа ФСТЭК и ФСБ. Эти требования могут быть неожиданными для коммерческих компаний, но фактически их реализация также не несет особых сложностей.

Требования к подсистемам обмена и криптографической защите каналов связи также достаточно привычны и, наверное, не требуют дополнительных пояснений.

В качестве короткого резюме – выход данного документа расставил очень много точек над I в отношении инструментов и технологий, которыми необходимо оснащать центр ГосСОПКА. Теперь у каждого заказчика есть формальный список требований, который пригодится как для сравнения вендоров, так и для принятия решения об покупке/замене технологии. А появление ясности в таких вопросах всегда положительно влияет на эффективность и скорость шагов, предпринимаемых конкретными субъектами для подключения, равно как и на общую защищенность критических информационных инфраструктур.

Читайте также: