Что такое игромания я и компьютер классный час 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность;
Развивать навыки участия в дискуссии;
Побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Воспитать уважительное отношение друг другу.

предметные: в ходе проведения классного часа учащиеся приобретут опыт по получению знаний о влиянии компьютера на человека в ходе групповой работы, получат систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

метапредметные: обучающиеся освоят универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

личностные: учащиеся будут готовы к саморазвитию, у них будет сформирована мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества . У обучающихся будут развиты умение получения, обработки и передачи информации с помощью информационно-коммуникационных технологий; умение публичного выступления (высказывание своей мысли).

Форма проведения: работа по группам -дискуссия.

Активные методы: «Береза» (вхождение), инфо – карусель, светофор (обработка информации)

Оформление: Написать на доске тему «Компьютер – друг или враг?», прикрепить рисунок березы с изображениями контуров листьев, желтые и зеленые листья березы – 50шт., цветные квадратики (4 цвета) – для распределения детей по группам, таблица «друг - враг», информация на тему «компьютер»- 4 вида, 4 светофора (отдельные круги), листочки, фломастеры.

Ход классного часа. I. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада нашей встречи!

Игра «Береза» (метод вхождения в тему)

- Ребята, у нас на доске рисунок березы, вам необходимо на контурах ее листочков написать ваши ожидания от классного часа с правой стороны, а опасения с левой. Молодцы.

- А теперь берете понравившийся вам квадратик и садитесь за тот стол где лежит такой же квадрат. (таким образом делим на группы)

- Что такое компьютер?

- Компьютеры уже давно проникли во все сферы нашего жизненного пространства. Они стоят и на работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду. С одной стороны они сильно облегчают нашу работу, а с другой стороны, малоподвижный образ жизни, приводит к весьма неприятным последствиям. За удобства, скорость и комфорт мы вынуждены платить здоровьем.

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о компьютере, кто он нам друг или враг. Это и будет темой нашего классного часа. (Слайд. Тема)

Инфо – карусель (Все учащиеся перед началом работы в группах повторяют «Правила работы в группе» ) Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

- Ребята я на каждую парту раздаю информацию и таблицу, а ваша задача прочитать ее, выписать в таблицу основные слова, выражающие смысл данного текста . Затем переходите за другой стол к обработке новой информации. Так перейдете 4 раза и ваша таблица будет заполнена- на всю работу 12 минут. (Учитель раздает тексты и таблицы и координирет работу групп)

- Теперь, ребята, один человек с группы читает 1 раздел, а остальные дополняют. ( так дети работают по всем 4 разделам , учитель делает вывод вместе с ними.)

1623г. Первая «считающая машина», созданная Уильямом Шикардом. Это довольно громоздкий аппарат мог применять простые арифметические действия (сложение, вычитание) с 7-значными числами.

1956г. В США создан первый компьютер на транзисторной основе и первый накопитель информации – прототип винчестера – жёсткий диск.

1960г. разработали первый модем.

1963г. изобретён манипулятор – «мышь».

1990г. Рождение сети Интернет. Intel представляет новый процессор. Скорость 27 миллионов операций в секунду.

1999г. Выпуск новых процессоров Pentium III.

2000-2003 гг. Жёсткая конкурентная борьба между Intel и AMD, приведшая к созданию процессоров с ужасающей скоростью 3200 МГц. Это привело и к росту оперативной памяти, объёму жёстких дисков, видеокарт и т.д.

- Почему так поставлен вопрос - «Друг или враг»?

Работа в группах по таблице.

- Дать определение слову – друг, враг (учитель записывает определения на доске)

Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться.

Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого возникают конфликты с близкими людьми.

Работа в группах

Докажите что компьютер друг (мальчики)
Докажите что компьютер друг (девочки)

Дети из разрезанных вариантов ответа выбирают правильные и приклеивают.

- Теперь каждая группа прочитает 1 вариант ответа и доказывает, а другие если согласны поднимают – зеленый круг, нет – красный, думаю, не знаю –желтый.

работа на компьютере - игра, это интересно
Развивает мышление (рисунки, схемы, знаки)
Развивает память и внимание (яркие, запоминающиеся предметы, действия)
Возможность общения со сверстниками
Возможность продемонстрировать свою индивидуальность, хобби, талант)
Развитие мелкой моторики рук
Быстрый доступ к информации
Возможность дистанционного обучения

1. Нагрузка на зрение
2. Стесненная поза

4. Воздействие на психику

5. Вызывают агрессию

6. сужение круга интересов

7. уход от реальности

(слайд 2)Учитель поддерживает сторону «за», дополняет список

- Человечество с каждым днем становится все более зависимым от Интернета. И если лет двадцать назад компьютер был признаком высокого интеллекта его обладателей, то теперь благодаря ему мы практически разучились писать ручкой. Мы стали зависимыми от машин, к сожалению, не только материально, но и, что более важно, психологически.

Сеть INTERNET - она мертва,
Но мне как жизнь она нужна
Тут легче все, тут можно жить
И без проблем тебя любить
Но снова я стою одна
В реальном мире - пустота
Опять заботы и дела,
В реально мире нет тебя.
Вчерашний день как будто сон
Вчера был ты, вчера был комп.
Опять забросив все дела,
Бегу к тебе, но нет тебя
В канале вновь кричит народ,
А ты мне словно кислород,
Тебя мне не хватает - жду
Приди скорей - или умру.

- Какие чувства переживает автор стихотворения, какие проблемы испытывает? (психологическая зависимость, влюблённость)

Зависимость – это подчинённость другим людям, предметам, веществам, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы. Зависимые люди, которые уходят от проблем, усугубляют их и наносят вред своему здоровью, а так же благополучию окружающих людей. Нарушение физического здоровья.

- А что делать, если такая беда приключилась с человеком, он стал зависимым. Но он очень хочет вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?(родители, близкие люди, школьный психолог, телефон доверия)

(слайд 1) Мы так и не пришли с вами к выводу кто же компьютер для человека - ?- Так как же решить вопрос; «Компьютер – друг или враг»

Учитель: Подводя итоги, хочется предложить вам, небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши бабушки и дедушки, дяди и тети читали книги, что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник. Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, – писали американские научные издания, – это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). Как вы понимаете проблема совсем не в компьютере, а в отношении к нему.

- Как вы понимаете правильное отношение к компьютеру?

- Какие правила пользования компьютером вы знаете?

Для того, чтобы компьютер был другом и помощником нужно соблюдать правила пользования компьютером.(слайд 4)

• Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.

• Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.

• Индивидуально подобранные стол и стул позволят соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см).

• Не ставьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.

• Наиболее вредной считается работа в Интернете.

• Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.

• Необходимо, чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы – давал глазам отдохнуть, делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.

• Можно подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере.

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.

А теперь, вернемся к нашей березе – дети у которых оправдались ожидания и у кого не оправдались опасения приклеивают на свои контуры зеленые листочки, а остальные желтые. (на березе больше зеленых листьев)

- Ребята, посмотрите, наша береза стала зеленой. Это значит наш классный час прошел с хорошим результатом и он вам понравился. Правильно?

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.

Светофор
Цель: выражение мнения групп. Умение начать беседу.
Группы: все участники.
Материал: подготовленные тезисы; по красной, желтой и зеленой карточке каждому участнику.
Проведение:
* Участники садятся в круг.
* Преподаватель зачитывает тезисы по одному.
* Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку.
* Несогласные - красную.
* Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения - желтую.
* Всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения.
* Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию.
* Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.
Примечания:
+ Этот метод позволяет узнать мнения всех участников - никто не остается только зрителем.
+ У многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во мнениях и обосновать свое мнение.
+ Желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает.
- Этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек мало результативно.

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Итак, мы имеем дело с неким замещением нормальной жизни и нормальных эмоций суррогатами, быстродействующими, острыми, способными хоть на какое-то время избавить человека от личностной пустоты.

Игромания (игровая зависимость) , как и любая из иных видов зависимости (алкогольной, наркотической и прочих) в своем развитии проходит через определенные этапы, которые условно можно разделить на три.

На первом этапе формируется основа игровой зависимости , которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, да и игровые сеансы стают все длиннее и длиннее.

На втором этапе игровой зависимости игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть – не играть» . Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Возможные выигрыши тут же бросаются в игру. Да и поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями – он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры, определяет для себя "фартовые" числа и вообще, опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.

На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги на этом этапе воспринимаются игроком, как атрибут для игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша. И самым сложным в лечении игромании является то, что медикаментозных способов в лечение игровой зависимости нет. Зато приходится изрядно потрудиться как ближайшему окружению игромана, так и профессиональным психотерапевтам. Пациент в период лечения игромании нуждается в определенных ограничениях, особенно в отношениях с деньгами, ведь для его блага будет, если вы не будете одалживать ему деньги. Также не беритесь оплачивать долги, ведь этим самым вы спровоцируете очередное обострение.

Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

Аддикция- Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

Именение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр. психология зависимости и пугающая статистика

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Симптомы патологического игрока:

Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

Играя, испытывает возбуждение;

Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;

Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;

Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;

Вызывает игрой риск потерять близких, друзей или получения образования.

Физиологические симптомы игромании:

Бледность кожных покровов, анемия;

Боли в спине, искривление позвоночника;

Ускорение обмена веществ;

Учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни.

В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

потеря ощущения времени;

постоянное ощущение новизны;

искаженное восприятие своего Я;

ощущение виртуального могущества;

изменение волевого аспекта.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

повышается уровень тревожности;

появляются страхи, возможны панические приступы;

повышается агрессивность и раздражительность;

проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;

увеличивается склонность к насилию и убийствам;

повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные:

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной шизофрении . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (учащиеся высказывают свою точку зрения, затем сравниваем результаты с мнением специалистов)

психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;

низкая культура человека;

Лечение игровой зависимости не может быть скоротечным. От игрока и его близких требуется терпение и упорство, которые вместе с комплексным и продолжительным лечением позволят избавиться от данного тяжёлого недуга. Полное освобождение от игровой зависимости во многом связано как с восстановлением психического здоровья человека, так и с последующей переоценкой системы его жизненных ценностей, изменением ставшего привычным образа жизни.

Лечение игромании должно проводиться только опытными специалистами: психологами и психиатрами-психотерапевтами. Неоценимую помощь в борьбе с игровой зависимостью оказывает семья игрока, его родственники и друзья. Однако далеко не всё окружение патологического игрока способно терпеть его безумные выходки и ложь, что ещё более ускоряет окончательное падение такого игрока.

Тест на компьютерную зависимость:

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Подведение итогов:

В заключение нашего классного часа хотелось бы, чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости.

Хотелось бы услышать какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают выводы)

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Итак, мы имеем дело с неким замещением нормальной жизни и нормальных эмоций суррогатами, быстродействующими, острыми, способными хоть на какое-то время избавить человека от личностной пустоты.

Игромания (игровая зависимость), как и любая из иных видов зависимости (алкогольной, наркотической и прочих) в своем развитии проходит через определенные этапы, которые условно можно разделить на три.

На первом этапе формируется основа игровой зависимости, которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, да и игровые сеансы стают все длиннее и длиннее.

На втором этапе игровой зависимости игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть – не играть». Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Возможные выигрыши тут же бросаются в игру. Да и поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями – он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры, определяет для себя "фартовые" числа и вообще, опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.

На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги на этом этапе воспринимаются игроком, как атрибут для игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша. И самым сложным в лечении игромании является то, что медикаментозных способов в лечение игровой зависимости нет. Зато приходится изрядно потрудиться как ближайшему окружению игромана, так и профессиональным психотерапевтам. Пациент в период лечения игромании нуждается в определенных ограничениях, особенно в отношениях с деньгами, ведь для его блага будет, если вы не будете одалживать ему деньги. Также не беритесь оплачивать долги, ведь этим самым вы спровоцируете очередное обострение.

Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

Аддикция- Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

Именение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр. психология зависимости и пугающая статистика

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Симптомы патологического игрока:

Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

Играя, испытывает возбуждение;

Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;

Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;

Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;

Вызывает игрой риск потерять близких, друзей или получения образования.

Физиологические симптомы игромании:

Бледность кожных покровов, анемия;

Боли в спине, искривление позвоночника;

Ускорение обмена веществ;

Учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни.

В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

потеря ощущения времени;

постоянное ощущение новизны;

искаженное восприятие своего Я;

ощущение виртуального могущества;

изменение волевого аспекта.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

повышается уровень тревожности;

появляются страхи, возможны панические приступы;

повышается агрессивность и раздражительность;

проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;

увеличивается склонность к насилию и убийствам;

повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные:

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной шизофрении . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (учащиеся высказывают свою точку зрения, затем сравниваем результаты с мнением специалистов)

психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;

низкая культура человека;

Лечение игровой зависимости не может быть скоротечным. От игрока и его близких требуется терпение и упорство, которые вместе с комплексным и продолжительным лечением позволят избавиться от данного тяжёлого недуга. Полное освобождение от игровой зависимости во многом связано как с восстановлением психического здоровья человека, так и с последующей переоценкой системы его жизненных ценностей, изменением ставшего привычным образа жизни.

Лечение игромании должно проводиться только опытными специалистами: психологами и психиатрами-психотерапевтами. Неоценимую помощь в борьбе с игровой зависимостью оказывает семья игрока, его родственники и друзья. Однако далеко не всё окружение патологического игрока способно терпеть его безумные выходки и ложь, что ещё более ускоряет окончательное падение такого игрока.

Тест на компьютерную зависимость:

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Подведение итогов:

В заключение нашего классного часа хотелось бы, чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости.

Хотелось бы услышать какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают выводы)

Форма проведения: пресс-конференция.

Ход классного часа

Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно засеивает свои шесть соток, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Иногда последнее становится настоящей проблемой, Будь то подросток, не отходящий от игровых автоматов и “просаживающий” все карманные деньги и не карманные тоже, или взрослый дяденька, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой страшно - все это одна и та же беда, имя которой “игромания”. А счастье было так близко.

Давайте попробуем выяснить, насколько азартны вы? Для этого ответьте на вопросы теста. (Приложение № 1) Учащиеся отвечают на вопросы теста, подсчитывают количество подсчитанных баллов. “Психолог” комментирует тест.

II. Выступление учащихся в роли “игрока”, “жены игрока”, “бывшего игрока”, с комментариями “психолога”.

Выступление “игрока”. Рассказывает, что недавно начал играть, имел несколько выигрышей. Игра ему нравится, играя, он испытывает неповторимые ощущения и не собирается от этого отказываться.

Комментарий “психолога” В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.

Кто же всё таки, в большей степени, подвержен игромании или лудомании – так классифицируется эта болезнь в Международной классификации болезней.

Выступает социолог, который анализирует статистику, которая отражена в наглядностях (Приложение № 2).

  • по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры - игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) - 5,4%;
  • по возрасту вовлечения в азартные игры - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3.1%) лет;
  • по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%);
  • по уровню образования - высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);
  • по семейному статусу - женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);

Выступает учащаяся в роли “жены игрока”. Говорит о возникших в семье проблемах, связанных с зависимостью мужа от игры. Рассказывает, что из дома пропадают вещи, муж перестал заботиться о семье. Жене самостоятельно приходиться обеспечивать себя и детей: кормить, одевать, воспитывать. Она боится за будущее своей семьи.

  • стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.
  • стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.
  • фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.
  • безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Ролевое выступление “бывшего игрока”. Рассказывает о том, что играть начинал с другом. Постепенно влез в долги. Пожилым родителям пришлось продать квартиру, а самим устроиться в дом престарелых. “Бывший игрок” раскаялся, перестал играть. В настоящее время ему негде жить, он перебивается временными заработками.

Комментарий “психолога”. Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам. Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия - зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000;

б) нарушение сна, провалы в памяти;

в) физические страдания боли в области сердца, нарушение питания;

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

д) игра, как средство для улучшения состояния;

ж) проблемы в окружении скандалы в семье, проблемы на работе.

Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное - действия, основанные на рекомендациях по выздоровлению, основанные на опыте тех людей, которые удачно решили с вои проблемы.

Специалисты утверждают, что лечение таких людей - сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью.

  1. После услышанного сегодня, согласны ли вы с тем, что проблема игромании действительно существует?
  2. Согласны ли вы, что игромания – это болезнь?

III. Учащиеся задают, заранее подготовленные вопросы “психологу”, “юристу”, “социологу”.

Читайте также: