Что такое компьютерная грамотность что понимается под этим понятием на различных этапах 1 3

Обновлено: 06.07.2024

знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.

системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизни, труда, отдыха в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда.

определенные общие знания, касающиеся информационной техники, технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ их использования и относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственноэтических вопросов, а также основы знаний и практических навыков общения с компьютерами и пользования ими.

способность применять электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и использования информации; включает три компонента: знание теоретических основ и понимание принципов действия компьютерной техники; умение пользоваться языками программирования; операциональные умения и навыки кодирования, ввода и обработки данных.

computer literacy) – способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность (media literacy).

Владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационных технологий в жизни общества. В РФ в средних учебных заведениях курс «Основы информатики и вычислительной техники» введен с 1985 г. Подобный курс изучается и в высших учебных заведениях. В обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Филология» с 2000 г. входит изучение применения компьютерных технологий в филологии.

совокупность знаний об информационном обществе и компьютеризации, умений и навыков пользования компьютером и личностных качеств, обеспечивающих успешность создания гибридного интеллекта. Компьютерная грамотность позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение. Но регулярное пользование компьютером порождает и отрицательные явления: ограничивает словарный запас и формализует речь, оставляет невостребованными эмоциональные компоненты речи, сужает предметное содержание диалога.

освоенная способность использования компьютерной техники в целях набора и редактирования текста, нахождения необходимой информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) с использованием баз данных, выполнения простых расчетов и т.д. На начальном этапе информатизации образования в нашей стране (середина 80-х г.г.) Г.к. рассматривалась в качестве одной из образовательных целей и формулировалась как освоение основ алгоритмизации вычислительных задач, изучение основ программирования на машинном языке Бейсик и решение задач на ЭВМ.
Важная роль в пропаганде данной цели и внедрении в образование курса ОИВТ принадлежала академику А.П. Ершову. Им же был разработан первый учебник по информатике для средней школы.
Данный подход к введению курса «Основ информатики и вычислительной техники» объяснялся, в определенной степени, отсутствием в общеобразовательной школе и профессиональных училищах в тот период педагогов-специалистов и достаточного количества отечественных компьютеров, не говоря о существовавшем тогда в США запрете на ввоз в нашу страну лучших компьютеров для образования, производимых фирмой Аррlе Соmрuter.
Лит.: Информатика и образование. 1995. № 3; Информатика и образование. 1996. № 1; Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1997.
О.Б. Ховов

Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования.

В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования.

В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т. е., умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с базами данных, наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры».

Н.М. Розенберг характеризует понятие компьютерной грамотности как «умение ставить задачи для компьютеров, формализованно описывать задачи». И.А. Негодаев в книге «На путях к информационному обществу» даёт подробный анализ сущности понятия «компьютерная грамотность». Компьютерную грамотность автор рассматривает, как интеллектуальные возможности обучающихся использовать информатику для получения, понимания, усвоения и запоминания знаний.

Обучение компьютерной грамотности предполагает не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией. Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг., и, согласно Г.К. Селевко, включало:

  • - знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек;
  • - владение каким-либо текстовым редактором;
  • - наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения.

Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.

Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль.

Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности.

Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение.

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать.

С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. А начинаться компьютерная грамотность должна с правильного ввода информации - с клавиатуры в компьютер. Теоретические знания не принесут пользы на практике, если человек плохо знаком с клавиатурой.

Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета ОИВТ и сразу встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе, однако, в более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе; здесь выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотности школьников:

· Понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ОИВТ; основы программирования на одном из языков программирования;

· Практические навыки обращения с ЭВМ;

· Принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

Применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, на жаргоне информатиков - общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе.

1. Умение «общаться» с компьютером. Общение с ПК на «пользовательском уровне »- это в основном умении подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу.

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования для ЭВМ должно входить в систему общего образования. Процесс этот может быть постепенным растянутым во времени.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

a. Структура ПК и функции его основных устройств

b. Физические основы и принципы действия основных элементов компьютера

Этот компонент имеет важнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися.

Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики.

Компьютерная грамотность определяется В.А. Хребтовым как умение работать на компьютере [13].

По мнению М.П. Лапчика, освоение компьютерной грамотностью предполагает:

· освоение практических навыков обращения с компьютером;

· знание основ программирования;

· представление о принципах действия и устройств компьютера и его основных элементов;

· применение и обозначение роли компьютеров в производстве и других областях деятельности человека [5].

Формирование компьютерной грамотности является одной из наиболее актуальных задач современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит психологической науке.

Необходимым условием построения оптимального учебного процесса по информатике и вычислительной технике является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия «компьютерная грамотность». Мнения специалистов не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу. Одна из причин трудности определения компьютерной грамотности состоит в том, что это понятие имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения.

Необходимо различать следующие виды компьютерной грамотности (Приложение 1):

а) Бытовая компьютерная грамотность. В самом ближайшем будущем ожидается широкое использование вычислительной техники в быту: микропроцессоры, встроенные в различные устройства, автоматизация сферы обслуживания. Пользователем бытовых компьютеров станет практически каждый. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

б) Профессиональная компьютерная грамотность. С использованием вычислительной техники будет связано все большее количество профессий, однако характер этого использования в разных профессиях будет различным от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Компьютеризация общества означает повышение требований не только к массовой «грамотности», но и к уровню квалификации научных и инженерно-технических кадров.

в) Овладение компьютером как интеллектуальным средством. Персональные ЭВМ в недалеком будущем станут для многих людей средством, обеспечивающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить ЭВМ в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими, они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. Действительно, хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, однако. Формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение ЭВМ, представляет собой необходимую основу, как для дальнейшего профессионального обучения, так и для общей подготовки к жизни в компьютеризированном обществе. Выделение комплекса этих умений и определение оптимальных условий их развития -- наиболее актуальные задачи психологических исследований компьютерной грамотности.

Перспективным представляется практическое применение современных представлений о закономерностях развития довербальных форм значений. Действительно, операциональные и предметные значения, по-видимому, предшествуют вербальным не только в онтогенезе, но и при освоении человеком любой новой для него предметной области, в том числе и работы с ЭВМ.

Содержание компьютерной грамотности не исчерпывается, разумеется, лишь когнитивными составляющими. Эффективное применение ЭВМ во многом зависит от эмоционального отношения к компьютеру, особенностей саморегуляции, мотивационной сферы и личности пользователя, сформированности специальных коммуникативных навыков. Таким образом, компьютерная грамотность определяется, как умение работать на компьютере и овладение компьютерной грамотностью человека

Основы компьютерной грамотности для начинающих

Сегодня без компьютера обойтись невозможно.

Даже дети с самого раннего возраста пользуются планшетами и сотовыми телефонами. Они осваивают компьютер с помощью игр, мультфильмов, различных смешных и развлекательных видеороликов.

Уметь владеть компьютером нужно для того, чтобы найти работу, устроиться и чтобы работать в дальнейшем. Полученные знания придется постоянно закреплять.

Все дело в том, что очень часто люди работают на компьютере, но, кроме необходимых для работы программ, не знают элементарного. Они не знакомы с компьютерной терминологией и не могут выполнить простые задания, касающиеся навыков работы на компьютере.

Даже те, кто много времени проводит за компьютером и должен, казалось бы, быть с компьютером на «ты», на самом деле оказываются невеждами.

А для тех, кто никогда не работал на компьютере, многое на самом деле является проблемой.

Что такое компьютерная грамотность?

Это комплекс знаний и умений, необходимых для работы на компьютере:

Операционная система компьютера

Клавиатура

Для ввода информации необходима клавиатура. Она делится на несколько частей.

Верхний ряд клавиш не используется при наборе текста, это вспомогательные кнопки, отвечающие за разные действия:

Клавиши имеют разное значение, рассмотрим некоторые из них:

Рабочий стол

Экран компьютера называется рабочим столом, на нем располагаются небольшие значки программ, установленных на ПК.

Снизу располагается панель, на которой также располагаются разные картинки, показывается дата и время, кнопка Пуск, она располагается в нижнем левом углу.

Она имеет важное значение в меню Windows. Здесь можно увидеть все программы, которые установлены на вашем компьютере, здесь же находится доступ в настройки системы.

Необходимые для работы навыки

  • Умение работать в программах Microsoft Word, Excel, PowerPoint. В программе Word можно создавать текстовые файлы, редактировать текст, изменять шрифт, настраивать страницы, создавать шаблоны и пользоваться ими, проверять орфографию. Для работы в Excel необходимо уметь работать с таблицами, создавать диаграммы, использовать статистику. В PowerPoint можно создавать и оформлять слайды, менять фон, настраивать анимации, вставлять картинки.
  • Умение обновлять версии, устанавливать новые версии и осваивать их. В процессе работы возникает потребность в использовании разных приложений. Это может быть работа с бухгалтерией, с картами, фотографиями, видео или звуком. И для того, чтобы понять, как они работают, надо научиться пользоваться подсказками и помощью;
  • Умение работать в Интернете, знать браузеры. Даже неопытные пользователи сидят в интернете и в социальных сетях. Но, в любом случае, необходимы базовые знания о том, как корректно задавать поисковые запросы, как искать необходимую информацию, как работать с браузерами, как заархивировать файлы и как их распаковать;
  • Наличие навыков работы с большими объемами информации.

Любой пользователь должен позаботиться об установлении на ПК антивирусной программы.

Немногие из пользователей знают о расширении имен файлов, это ключ, с помощью которого можно открывать файлы.

Для того, чтобы работа была более эффективной, файлы надо хранить в папках в соответствии с определенными правилами.

Пересылать большие файлы другим людям можно при помощи файлообменников или специальных онлайн-сервисов.

В интернете востребованы разные профессии и все они по большей части связаны с компьютером, это:

  • Маркетологи;
  • Дизайнеры;
  • Администратор групп в социальных сетях;
  • Копирайтеры;
  • Программисты.

Чтобы работать по одной из этих специальностей, потребуются определенные знания.

Все вышеперечисленное позволит в полную меру использовать компьютер и сделает процесс работы комфортным.

Посмотрим видео на тему Основы компьютерной грамотности для начинающих

Основы компьютерной грамотности

Компьютерная грамотность. Почему большинство не зарабатывает в интернете?

Компьютерная грамотность для начинающих

Заключение

В этой статье мы рассмотрели тему Основы компьютерной грамотности, что такое компьютерная грамотность, какие навыки необходимы для работы на компьютере.

Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.

Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Читайте также: