Что такое компьютерный андеграунд

Обновлено: 07.07.2024

Официальный сайт

"Прохладненского компьютерного клуба"


Группы компьютерного андеграунда.

Прежде всего, я приведу обобщенное определение "компьютерного андеграунда".
Компьютерный андеграунд – обширная совокупность социокультурных групп, которые различаются по способу самовыражения и самоидентификации в виртуальном пространстве, но при этом едины в своем негативно-позитивном отношении к существующему мировому порядку, с некоторыми небольшими различиями между ними. Люди, которые идентифицируются как агенты "компьютерного андеграунда", стремятся изменить окружающий мир или свое положение в нем посредством информационных технологий в корыстных или бескорыстных целях.

Различают следующие группы компьютерного андеграунда;

1. Хакеры-исследователи – небольшая, но наиболее образованная часть сообщества компьютерного андеграунда, основным занятием которой является исследование разнообразного программного обеспечения на различные уязвимости, которыми может воспользоваться потенциальный взломщик или которые могут улучшить работу компьютерной системы, сети, увеличивая ее эффективность.

2. Black hat’ы – довольно многочисленная группа андеграунда, основным занятием которой является взлом компьютеров для своих целей (добыча корпоративной информации с целью продажи, использование взломанных систем как площадку для последующих взломов и т.д.). Black hat’ы используют свои знания исключительно для себя и живут в основном тем, что выгодно продают добытую информацию.

3. White hat’ы – многочисленная группа андеграунда можно сказать полностью противоположная black hat’ам, члены которой в различных целях осуществляет "чистые взломы". То есть это проникновение, при котором никакая информация не была уничтожена на каких-либо носителей, система продолжала работать без снижения своей эффективности, после проникновения хакер сообщил соответствующим лицам, ответственным за безопасность данной системы о проникновении, способе проникновения и подробно описал процедуру вторжения.

4. Скрипт-кидесы – это достаточно многочисленная группа компьютерного сообщества. Основная отличительная особенность этих людей заключается в том, что сами они ничего не взламывают, не ищут новых уязвимостей и чаще всего представители этой групп малообразованны компьютерной сфере.

5. Вандалы – агенты андеграунда, планирующие и осуществляющие вторжение в компьютерные системы с сознательной целью причинения ущерба этим системам. Количество разнообразных атак, используемых этим типом людей достаточно велико, но при этом в их действиях нет корыстных мотивов. В мотивационной структуре деятельности этой группы ведущим является приверженность социальным идеям, хотя их содержание неоднородно. Это может быть несогласие с политикой каких-то стран, с корпоративной политикой или просто быть знаком протеста против чего-либо. У этой группы основная идея основана на протесте, несогласии с какими-то конкретными идейными, политическими, социальными событиями и процессами, протест против которых оформляется в киберпространстве с помощью доступным им информационно-технологическими инструментами.

6. Кракеры (крэкеры) - это те, кто целенаправленно занимаются коммерческим взломом различных программных продуктов, компьютерных систем и сетей в корыстных целях. Термин крэкер сформирован самими хакерами в 1985 году, для того чтобы СМИ не путали эти два противоположных кибер сообщества. Иногда для этой группы используют определение "темные хакеры". Термин исходит от образа Дарта Вейдера, героя фильма Джорджа Лукаса. Они имеют много общего с группой "пираты", но я думаю, что лучше их различать. Стремление к личному обогащению, хотя и незаконными методами - основная объединяющая идея подобных членов компьютерного подполья, социальное содержание их деятельности сводится к коммерческому благополучию.

7. Некоммерческие крэкеры-пираты – достаточно небольшая часть андеграунда, нарушающая закон, снимая защиту с коммерческого программного обеспечения, закрытых информационных массивов, но при этом не зарабатывающие на этом деньги, а открыто выкладывающие "взломанные" программы и пароли доступа в открытый доступ для всех желающих. В данном случае мы наблюдаем стремление к снятию всяческих ограничений на информацию, подобные авторскому праву, уровням секретности и т.д. Очевидно, что в данном случае, лозунг "свобода информации" находит свое непосредственное выражение в деятельности этой группы.

8. Пираты–агенты - чаще всего объединенные в группы, которые специализируются на "взломе" программного обеспечения для последующей продажи. Необходимо отметить, что почти всегда это хорошо организованные команды, кланы, со своей четкой специализацией и обязанностями членов такой группы. В числе прочих, в таких группах всегда присутствуют крэкеры, отвечающие за непосредственный взлом компьютерных программ.

9. Кибер-террористы – новое явление в компьютерном андеграунде, связанная с феноменом виртуального террора. Одним из первых и самых ярких проявлений этой части был виртуальный террор во время палестино-израильского конфликта в 90-х годах. В данном случае мы имеем дело с людьми, которые целенаправленно стараются причинить как можно больший вред государству или какой-то группе людей, по идеологическим соображением.

11. Вирмейкеры - термин "вирмейкер" ввели в обращение члены известной вирмейкерской группы Stealth. Ее образуют люди, которые занимаютсискореняя сетевой вандализм и детскую порнографию, в которых ония написанием компьютерных вирусов. Вирмейкеров еще называют вексерами или технокрысами. Написание компьютерных вирусов – проявление пространства социальной агрессии по отношению к окружающему миру. Группа вирмейкеров, будучи многочисленной и весьма влиятельной, весьма неоднородна и может быть разделена на подгруппы:
a) Трейдеры. Это просто коллекционеры вирусов. Сами они вирусов не пишут, но имеют отношение к вирмейкингу, поскольку собирают обширные коллекции вирусов, обмениваются их образцами с другими компьютерщиками, обсуждают новейшие вирусные технологии и разработки. Деятельность этих людей можно рассматривать как хобби тех, кто склонен к коллекционированию. Здесь заслуживает внимание то, как коллекционеры осваивают новое поле деятельности.
b) Деструкторы. Обычно они создают так называемые программы-вандалы. Однако, обычно, с какого-то момента они начинают писать вирусы, содержащие в себе деструктивные алгоритмы для массового уничтожения компьютеров. Фактически деятельность этих людей направлена против самого существования постиндустриального общества как такового. Парадокс состоит в том, что деятельность членов этой группы, для многих заменяющая их жизнь, возможна. Как раз только в постиндустриальном обществе.
c) Кодеры. Эта категория состоит, в основном, из начинающих программистов, которые просто хотят попробовать свои силы в написании вирусов. Обычно они вскоре после первых опытов не продолжают совершенствоваться на почве вирусных технологий.
d) Фанатики. Создают вирмейкерские группы и втягивают в них людей, имеющих какое-либо отношение к вирусам. Придумывают собственную идеологию и пытаются навязать эту идеологию не только членам своей группы, но и всем вирмейкерам. Именно такие люди обычно стоят во главе наиболее авторитетных групп и являются "лицами" вирмейкерской "сцены".
e) Исследователи. К этому типу вирмейкеров в первую очередь можно отнести западных вирмейкеров. Обычно они занимаются исследованиями, и вирмейкинг является для них только хобби. В повседневной жизни они профессиональные программисты или же антивирусники. Они не занимаются написанием собственно вирусов, а пишут "образцы" для демонстрации той или иной "новой технологии" и обычно сразу же посылают свои вирусы антивирусникам. Исследователи - против распространения вирусов. Членов этой группы можно отнести к компьютерному андегранду только по своему положению. По характеру своей деятельности они выходят за рамки андеграунда.
f) Вирмейкеры-хакеры. Они используют вирусы в качестве транспорта для своих произведений, чтобы, получив контроль над машиной, добиться цели, например, украсть ценные документы, получить доступ в систему. Хакеров-вирмейкеров интересует именно информация, а не причинение кому-либо вреда с помощью распространения вируса.
g) Рядовые вирмейкеры. К этому типу можно отнести 90% вирмейкеров. Такие люди увлечены вирмейкингом и часто занимаются этим для того, чтобы выделиться.

13. Фрикеры – (от слова phreak). Изначально – наука и искусство незаконного подключения к телефонной сети. Уже в конце 80-х, с введением новых, более защищенных стандартов связи, такие легендарные понятия как "blue box" ушли в прошлое. На данный момент, основной интерес фрикеров во всем мире прикован с спутниковой и сотовой связи. Как и кардеры, - это наиболее маргинальные, криминализированные сообщества, деятельность которых незаконна в большинстве стран мира. Достаточно многочисленная группа, идейное содержание ее членов весьма разнится. Здесь можно особо выделить стремление к обогащению, желание самореализации, демонстрацию протеста против тех или иных общественно значимых событий и т.д. Однако наиболее часто к фрикингу прибегают студенты и эмигранты у которых нету денег, на долгие телефонные переговоры, как говорится хакерство это способ выжить.

14. Социальные инженеры – агенты андеграунда которые используют свои способности убеждать людей с целью добычи конфиденциальной информации (пароли, логины, имена администраторов и т.д.) после того как нужная информация добыта агент осуществляет взлом системы или передает информацию заказчику все так сказать зависит от ситуации. Это одна из андеграундных групп, в которую могут входить люди, которые даже не имеют отношение к компьютерам (например . политики и т.д.), можно сказать, что все люди хоть один раз в своей жизни использовали социальную инженерию.

15. "Прочие" альтернативщики – одиночки и группы людей, которые часто имеют определенное отношение к вышеперечисленным группам, но объединяющим началом для этих людей служат вещи, не имеющие прямого отношения к компьютерной безопасности, - альтернативные, малораспространенные операционные системы, нестандартные медиа возможности в качестве способа творческого самовыражения (демо-сцена), эксперименты с компьютерными комплектующими, самовыражение через нестандартное применение компьютерных технологий.

Прежде всего, автор приведет обобщенное определение феномена "компьютерный андеграунд".

Компьютерный андеграунд – обширная совокупность социокультурных групп, которые различаются по способу самовыражения и самоидентификации в виртуальном пространстве, но при этом едины в своем негативно-позитивном отношении к существующему мировому порядку, с некоторыми небольшими различиями между ними. Люди, которые идентифицируются как агенты "компьютерного андеграунда", стремятся изменить окружающий мир или свое положение в нем посредством информационных технологий в корыстных или бескорыстных целях.

Дальнейшая конкретизация этого общего определения состоит в разделении компьютерного андеграунда на группы. Мы выделяем следующие основные группы:

Хакеры-исследователи – небольшая, но наиболее образованная часть сообщества компьютерного андеграунда, основным занятием которой является исследование разнообразного программного обеспечения на различные уязвимости, которыми может воспользоваться потенциальный взломщик или которые могут улучшить работу компьютерной системы, сети, увеличивая ее эффективность. Приведем общее определение термина "хакер" данное Эриком Реймондом (Эрик С. Реймонд "Новый словарь хакера" М.,1996, с. 262):

Программист, которому изучение тонких и неочевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями.

Программист-фанатик или просто программист, которому практические программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на околокомпьютерную тему.

Человек, способный понять и оценить ценность хака.

Программист, способный работать очень быстро.

Эксперт или фанат в любой области, например, "астрономический хакер" или "хакер-ботаник".

Человек, которому решение сложных задач доставляет огромное удовольствие, тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

(вызывает много возражений) Человек, готовый всюду совать свой нос в поисках защищенной (секретной) информации (парольный хакер, сетевой хакер).

Анализ характеристик данной группы андеграунда показывает, что для ее членов характерен высокий уровень интеллектуальной инициативы, их деятельность внутренне мотивирована на работу с информационными технологиями, они достаточно независимы. Обращают на себя особое внимание пункты 6 и 7. Они свидетельствуют о том, что социальные ограничения и барьеры для них не только несущественны, но даже притягательны, играя роль "запретного плода".

Хакеры-взломщики - довольно многочисленная группа андеграунда, члены которой в различных целях осуществляет "чистые взломы". Чистые в переводе с компьютерного сленга, это взлом, проникновение, при котором никакая информация не была уничтожена на каких-либо носителей, система продолжала работать без снижения своей эффективности, после проникновения хакер сообщил соответствующим лицам, ответственным за безопасность данной системы о проникновении, способе проникновения и подробно описал процедуру вторжения. В соответствии с указанной спецификой деятельности члены этой группы, так же как и предыдущей, осознают противозаконность своей деятельности. Однако, если в предыдущей группе выход за пределы легальных норм обусловлен их креативностью, то "взломщики" рассматривают свою деятельность как общественно полезную, способствующую совершенствованию информационных технологий. Социально значимый идейный базис этой группы можно определить как стремление к максимальному самовыражению, самореализации посредством компьютерных технологий, в первую очередь, в сфере безопасности, стремление к обеспечению свободного доступа к информационным ресурсам.

Хакеры-вандалы – агенты андеграунда, планирующие и осуществляющие вторжение в компьютерные системы с сознательной целью причинения ущерба этим системам. Количество разнообразных атак, используемых этим типом людей достаточно велико, но при этом мы вновь не говорим о корыстных целях. В мотивационной структуре деятельности этой группы ведущим является приверженность социальным идеям, хотя их содержание неоднородно. Это может быть несогласие с политикой каких-то стран, с корпоративной политикой или просто быть знаком протеста против чего-либо.

У этой группы мы наблюдаем формирование идейного базиса на основе протеста, несогласия с какими-то конкретными идейными, политическими, социальными событиями и процессами, протест против которых оформляется в кибер-пространстве с помощью доступным им информационно-технологическими инструментами.

Кракеры (крэкеры) – те, кто целенаправленно занимаются коммерческим взломом компьютерных систем и сетей в корыстных целях. Если хакерские социальные идеи рассматриваются самыми хакерами как "благородные" и социально поезные, то появление в компьютерном андеграунде в 1985 этого наименования, сформулировано самим хакерским сообществом, чтобы СМИ не отождествляли их с хакерами. Иногда для этой группы используют определение "темные хакеры". Термин исходит от образа Дарта Вейдера, героя фильма Джорджа Лукаса. Они имеют много общего с группой "пираты", но мне представляется, что лучше их различать.

Стремление к личному обогащению, хотя и незаконными методами - основная объединяющая идея подобных членов компьютерного подполья, социальное содержание их деятельности сводится к коммерческому благополучию.

Некоммерческие крэкеры-пираты – достаточно небольшая часть андеграунда, нарушающая закон, снимая защиту с коммерческого программного обеспечения, закрытых информационных массивов, но при этом не зарабатывающие на этом деньги, а открыто выкладывающие "взломанные" программы и пароли доступа в открытый доступ для всех желающих.

Члены этой группы в своей деятельности руководствуются лозунгом "Свободу информации" и считают, что в социуме не должно быть ограничений на распространение информации. Внимание этой группы обращено, прежде всего, на обеспечение пользователей сети к информационным ресурсам. Объективно, деятельность членов этой группы "обнуляет" экономическую эффективность создаваемых информационных ресурсов. Это сближает их с теми, кто считает, что создание информационных ресурсов должно осуществляться за счет общественных средств, что противоречит фактическим свойствам государства.

В данном случае мы наблюдаем стремление к снятию всяческих ограничений на информацию, подобные авторскому праву, уровням секретности и т.д. Очевидно, что в данном случае, лозунг "свобода информации" находит свое непосредственное выражение в деятельности этой группы.

Пираты – агенты, чаще всего объединенные в группы, которые специализируются на "взломе" программного обеспечения для последующей продажи. Необходимо отметить, что почти всегда это хорошо организованные команды, кланы, со своей четкой специализацией и обязанностями членов такой группы. В числе прочих, в таких группах всегда присутствуют крэкеры, отвечающие за непосредственный взлом компьютерных программ.

В этой группе мы также наблюдаем, мотив к обогащению, который способствует объединению членов этой подгруппы в организованные сообщества, коллективно стремящихся к получению максимальной прибыли, используя информационные технологии..

Кибер-террористы – новое явление в компьютерном андеграунде, связанная с феноменом виртуального террора. Одним из первых и самых ярких проявлений этой части был виртуальный террор во время палестино-израильской интифады в 90-х годах. В данном случае мы имеем дело с людьми, которые целенаправленно стараются причинить как можно больший вред государству или какой-то группе людей, по идеологическим соображением.

Особую подгруппу, представляющую опасность на уровне государства, составляют агенты андеграунда, несогласные с определенными политическими событиями и выражающие свое недовольство в формате "виртуальной войны", стремясь нанести своим противникам максимально возможный урон. В данном случае, мы можем говорить о борьбе "за" или "против" определенных политических, социальных норм и концепций того или иного государства.

Стремление к собственной самостоятельности, готовность принять власть в киберпространстве, желание сформировать саморегулирующееся виртуальное сообщество, вот основная общественно значимая идея этой подгруппы.

Вирмейкеры - термин "вирмейкер" ввели в обращение члены известной вирмейкерской группы Stealth. Ее образуют люди, которые занимаются написанием компьютерных вирусов. Вирмейкеров еще называют вексерами (от слова Virus eXcange) или технокрысами. Написание компьютерных вирусов – проявление социальной агрессии по отношению к окружающему миру. Умонастроения агентов этой группы описаны, например Ж. Бодрийяром (Бодрийяр Ж.. Город и ненависть. М., 2000): "Во мне сидит ненависть", - выражение почти безличное. Оно означает не столько субъективную эмоцию или субъективное состояние, сколько объективную и беспричинную ярость, рождающуюся в городской пустыне, прежде всего в пригородах, превращенных в настоящую свалку. Если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку".

Группа вирмейкеров, будучи многочисленной и весьма влиятельной, весьма неоднородна и может быть разделена на подгруппы:

Трейдеры. Это просто коллекционеры вирусов. Сами они вирусов не пишут, но имеют отношение к вирмейкингу, поскольку собирают обширные коллекции вирусов, обмениваются их образцами с другими компьютерщиками, обсуждают новейшие вирусные технологии и разработки. Деятельность этих людей можно рассматривать как хобби тех, кто склонен к коллекционированию. Здесь заслуживает внимание то, как коллекционеры осваивают новое поле деятельности.

Деструкторы. Обычно они создают так называемые программы-вандалы. Однако, обычно, с какого-то момента они начинают писать вирусы, содержащие в себе деструктивные алгоритмы для массового уничтожения компьютеров. Фактически деятельность этих людей направлена против самого существования постиндустриального общества как такового. Парадокс состоит в том, что деятельность членов этой группы, для многих заменяющая их жизнь, возможна. Как раз только в постиндустриальном обществе.

Кодеры. Эта категория состоит, в основном, из начинающих программистов, которые просто хотят попробовать свои силы в написании вирусов. Обычно они вскоре после первых опытов не продолжают совершенствоваться на почве вирусных технологий.

Фанатики. Создают вирмейкерские группы и втягивают в них людей, имеющих какое-либо отношение к вирусам. Придумывают собственную идеологию и пытаются навязать эту идеологию не только членам своей группы, но и всем вирмейкерам. Именно такие люди обычно стоят во главе наиболее авторитетных групп и являются "лицами" вирмейкерской "сцены".

Исследователи. К этому типу вирмейкеров в первую очередь можно отнести западных вирмейкеров. Обычно они занимаются исследованиями, и вирмейкинг является для них только хобби. В повседневной жизни они профессиональные программисты или же антивирусники. Они не занимаются написанием собственно вирусов, а пишут "образцы" для демонстрации той или иной "новой технологии" и обычно сразу же посылают свои вирусы антивирусникам. Исследователи - против распространения вирусов. Членов этой группы можно отнести к компьютерному андегранду только по своему положению. По характеру своей деятельности они выходят за рамки андеграунда.

Вирмейкеры-хакеры. Они используют вирусы в качестве транспорта для своих произведений, чтобы, получив контроль над машиной, добиться цели, например, украсть ценные документы, получить доступ в систему. Хакеров-вирмейкеров интересует именно информация, а не причинение кому-либо вреда с помощью распространения вируса.

Рядовые вирмейкеры. К этому типу можно отнести 90% вирмейкеров. Такие люди увлечены вирмейкингом и часто занимаются этим для того, чтобы выделиться.

В общем случае, агенты этой подгруппы стремятся к проверке своих сил в противостоянии с истеблишментом, проверяя свои силы и знания в подобном противостоянии. Также, в ряде случаев, вирусописатели стремятся проверить собственные силы в написании нестандартного кода, нестандартного программного обеспечения, таким образом, проводя "тестирование" собственного таланта программиста.

Абсолютно коммерчески ориентированная группа, агенты которой единственной целью своей деятельности, ставящие стремление к получению максимальной прибыли.

Фрикеры – (от слова phreak). Изначально – наука и искусство незаконного подключения к телефонной сети. Уже в конце 80-х, с введением новых, более защищенных стандартов связи, такие легендарные понятия как "blue box" ушли в прошлое. На данный момент, основной интерес фрикеров во всем мире прикован с спутниковой и сотовой связи. Как и кардеры, - это наиболее маргинальные, криминализированные сообщества, деятельность которых незаконна в большинстве стран мира.

Достаточно многочисленная группа, идейное содержание ее членов весьма разнится. Здесь можно особо выделить стремление к обогащению, желание самореализации, демонстрацию протеста против тех или иных общественно значимых событий и т.д. Однако, наиболее известным социально значимым явлением этой подгруппы остается стремление к получению прибыли, путем незаконных операций на телефонных линиях.

"Прочие" альтернативщики – одиночки и группы людей, которые часто имеют определенное отношение к вышеперечисленным группам, но объединяющим началом для этих людей служат вещи, не имеющие прямого отношения к компьютерной безопасности, - альтернативные, малораспространенные операционные системы, нестандартные медиа возможности в качестве способа творческого самовыражения (демо-сцена), эксперименты с компьютерными комплектующими, самовыражение через нестандартное применение компьютерных технологий.

Идейное содержание разнится в широких пределах, для более точного формулирование желательно проведение практического исследования, однако, особо выделяется желание обособления от большинства пользователей виртуального пространства, каким-либо образом быть "не таким как все".

Приведенная классификация отражает функциональный характер деятельности агентов компьютерного андеграунда. Мы наблюдаем довольно большое разнообразие функций. Некоторые из них могут рассматриваться как полезные, как, например, у "хакеров-исследователей", поскольку их деятельность способствует общему процессу технологического прогесса. Есть и такие проявления, которые, имея глобальный характер, могут представлять серьезную угрозу для цивилизации в целом. Несмотря на то, что мотивация, содержание и направленность указанных выше групп сильно различаются, возможны случаи, когда один и тот же человек действует в различных группах андеграунда.

Классификация компьютерного андеграунда, составленная автором, - результат, как теоретического анализа, так и обзора состояния андеграунда за рубежом. Как уже говорилось выше, эмпирические исследования состояния компьютерного андеграунда на постсоветском пространстве нам неизвестен, хотя сам этот феномен существует и развивается. С целью осветить этот вопрос, и было проведено эмпирическое исследование. В качестве основных задач мы выделяем следующие:

выявить современное состояние и специфику состояния компьютерного андеграунда на современном, постмодерном этапе (Все вопросы анкеты);

выяснить основные способы влияния идейного базиса компьютерного андеграунда на общественную жизнь, а также, фундаментальные основания этого идейного базиса (Вопросы №№ 10, 12, 13, 15);

составить обобщенный социальный портрет представителя современного российского компьютерного андеграунда; (Вопросы №№ 3-9, 11,16).

Поле для практического исследования сознательно несколько сужено. Поэтому объектом исследования в первую очередь будет являться детальное изучение представителей компьютерного андеграунда, называющих себя "хакерами" (всех групп, упомянутых в предыдущей классификации).

Остальные представители компьютерного андеграунда по сути останутся за пределами аналитической работы в рамках данного исследования, однако будут упомянуты в статистических данных, которые призваны адекватно решить вторую задачу практической части работы, - выяснить степень влияния андеграунда на общественную жизнь.

Для решения этой задачи будет приведена различная статистическая информация, которая достаточно точно сможет охарактеризовать степень и формы вмешательства компьютерного андеграунда в традиционную общественную жизнь.

Актуальность работы: Актуальность данной работы в первую очередь обусловлена тем, что последние десятилетия породили огромное множество различных субкультур, которые проникают в массовую культуру, неизменно оставляя в ней свои следы. Субкультура компьютерного андеграунда является одной из них. Ее представители, коренным образом, меняют компьютерный мир, покидая в истории отпечатки своих, отнюдь, не всегда добрых деяний. Изучая субкультуру компьютерного андеграунда, и ее, часом злостное проникновение во многие мирные жизни, мы можем понять мотивы и обстоятельства, на основании которых действуют определенные представители, предоставленной на рассмотрение, субкультуры. На основании всего вышесказанного автор считает, что работа на тему "Субкультура компьютерного андеграунда" может быть актуальной.

Цели и задачи: Цель - рассмотреть компьютерный андеграунд как субкультуру.

1) Выяснить определение субкультуры и причины ее развития.

2) Показать историю и причины возникновения субкультуры компьютерного андеграунда.

3) На примере некоторых представителей компьютерного андеграунда уловить суть данной субкультуры.

Предмет исследования: компьютерный андеграунд.

Методы исследования и методология: Методологической базой исследования стали веб-страницы международной сети Интернет, справочная литература Флиера А.Я, Эрика С. Реймонда, художественное произведение Бодрийяра Ж.

Методами исследования стали анализ и синтез используемых источников.

Новизна: На основе проанализированного собранного материала, автор пришел к выводу, что компьютерный андеграунд-это неотъемлемая часть современных субкультур.

Структура и объем работы: Работа состоит из Введения, 2-х глав, заключения и списка используемых источников.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ КОМПЬЮТЕРНГО АНДЕГРАУНДА

1.1. Определение субкультуры

Ушедшее тысячелетие оставило нам не только раны войн, революций и технического прогресса. И не только грандиозное смещение перспектив человеческих возможностей. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое словечко, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры. Это словечко (или явление) - субкультура.

Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи…

Человечеству суждено жить среди субкультур и субкультурами. Дело не в этом. Дело в том, как среди этого жить. Как установить и выдержать правильный темп и ритм развития, который ведь и есть подлинная добродетель в отличие ото всех прочих ярлыков-понятий. Только добившись такого качества движения можно гармонизировать сосуществование разных культурных тенденций и снизить остроту субкультурных сполохов.

Субкультуры все равно будут расти, как грибы. Взять, например, культуру тинейджеров: ведь, никто не сможет воспрепятствовать недовольству подростков нелогичным поведением взрослых (и наоборот), оно будет всегда, а за ним стоят при более глубоком рассмотрении все те же соперничающие тенденции развития. На самом деле каждое новое поколение приносит с собой свои новые задачи и свои новые недостатки, наталкиваясь ими на недостатки поколения предыдущего. И следующее действие каждой такой пьесы разыграется лишь через несколько столетий уже между другими поколениями. Проблема поэтому в том, как правильно эти недостатки претворять в достоинства, а это уже проблема социума в целом.

Определение субкультуры включает в себя понятия культуры вообще, понятие взаимодействия культур на стыке времен, поколений или обществ и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход от одного системного образования к другому.

У понятия "субкультура" много определений, автор будет опираться на более краткое, но не менее ёмкое, чем все остальные.

Субкультура - это понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры и не противоречит ей, или же является частью ее и противоречит ей (контркультур).

Итак, субкультура - это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного "подвида" субкультуры.

"Основной признак того, что мы имеем дело именно с субкультурой, а не с полностью независимой культурой, заключается в том, что всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т. п.), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь одной или двумя чертами"( Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.- с.152-154).

1.2.Субкультура компьютерного андеграунда

Субкультура компьютерного сообщества молода, поэтому, было бы неправильно рассматривать ее отдельно от культуры человеческих взаимоотношений. Потому, что общество людей, так или иначе связанных с практической (прикладной) математикой, в том числе и с компьютерными технологиями, и общество людей в целом, сильно взаимосвязаны, как со стороны внутриобщественного взаимодействия, так и со стороны влияния одной субкультуры на другую.

Прежде чем говорить о субкультуре компьютерного андеграунда, необходимо выяснить определение термина "андеграунд". Андеграунд (англ. underground - подполье) - понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андеграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.п. В русле андеграунда развивались течения авангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений.

В компьютернгом сообществе используется определенный сленг. Можно сказать что, современное компьютерное сообщество, может иметь иерархическую структуру, как, в общем, и другая субкультурная система. Итак, на самом низшем уровне стоят, так называемые юзеры (англ. User - пользователь). Это наиболее широкий слой компьютерного сообщества. Далее вверх по пирамиде, стоит группа, называемая "пойнты". За ними следуют так называемые "сисопы" или системные операторы (администраторы). Деятельностью "сисопов" руководят, так называемые "сетевые коммуникаторы".

Упомянутый выше сленг так же является частью описываемой субкультуры, как и любой язык, является неотъемлемой частью общественной группы. Хотя никто не говорит о полном замещении естественного языка сленгом. Сленг лишь дополняет его.

Субкультурный мир компьютерного андеграунда, так же как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте - электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя конкретными субъектами, но и внутри и между группами.

1.3.Основные группы компьютерного андеграунда

Компьютерный андеграунд делится на группы. Выделяются следующие основные группы:

Хакеры-исследователи - небольшая, но наиболее образованная часть сообщества компьютерного андеграунда, основным занятием которой является исследование разнообразного программного обеспечения на различные уязвимости, которыми может воспользоваться потенциальный взломщик или которые могут улучшить работу компьютерной системы, сети, увеличивая ее эффективность. "Приведем общее определение термина "хакер" данное Эриком Реймондом (Эрик С. Реймонд "Новый словарь хакера" М.,1996, с. 262):

" Программист, которому изучение тонких и неочевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями.

" Программист-фанатик или просто программист, которому практические программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на околокомпьютерную тему.

" Человек, которому решение сложных задач доставляет огромное удовольствие, тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

" (вызывает много возражений) Человек, готовый всюду совать свой нос в поисках защищенной (секретной) информации (парольный хакер, сетевой хакер)".

Хакеры-взломщики - довольно многочисленная группа андеграунда, члены которой в различных целях осуществляет "чистые взломы". Чистые в переводе с компьютерного сленга, это взлом, проникновение, при котором никакая информация не была уничтожена на каких-либо носителей, система продолжала работать без снижения своей эффективности, после проникновения хакер сообщил соответствующим лицам, ответственным за безопасность данной системы о проникновении, способе проникновения и подробно описал процедуру вторжения. В соответствии с указанной спецификой деятельности члены этой группы, так же как и предыдущей, осознают противозаконность своей деятельности. Однако, если в предыдущей группе выход за пределы легальных норм обусловлен их креативностью, то "взломщики"рассматривают свою деятельность как общественно полезную, способствующую совершенствованию информационных технологий. Социально значимый идейный базис этой группы можно определить как стремление к максимальному самовыражению, самореализации посредством компьютерных технологий, в первую очередь, в сфере безопасности, стремление к обеспечению свободного доступа к информационным ресурсам.

Хакеры-вандалы - агенты андеграунда, планирующие и осуществляющие вторжение в компьютерные системы с сознательной целью причинения ущерба этим системам.

Количество разнообразных атак, используемых этим типом людей достаточно велико, но при этом мы вновь не говорим о корыстных целях. В мотивационной структуре деятельности этой группы ведущим является приверженность социальным идеям, хотя их содержание неоднородно. Это может быть несогласие с политикой каких-то стран, с корпоративной политикой или просто быть знаком протеста против чего-либо.

У этой группы мы наблюдаем формирование идейного базиса на основе протеста, несогласия с какими-то конкретными идейными, политическими, социальными событиями и процессами.

Кракеры (крэкеры) - те, кто целенаправленно занимаются коммерческим взломом компьютерных систем и сетей в корыстных целях. Если хакерские социальные идеи рассматриваются самыми хакерами как "благородные" и социально полезные, то появление в компьютерном андеграунде в 1985 этого наименования, сформулировано самим хакерским сообществом, чтобы СМИ не отождествляли их с хакерами. Стремление к личному обогащению, хотя и незаконными методами - основная объединяющая идея подобных членов компьютерного подполья, социальное содержание их деятельности сводится к коммерческому благополучию.

Некоммерческие крэкеры-пираты - достаточно небольшая часть андеграунда, нарушающая закон, снимая защиту с коммерческого программного обеспечения, закрытых информационных массивов, но при этом не зарабатывающие на этом деньги, а открыто выкладывающие "взломанные" программы и пароли доступа в открытый доступ для всех желающих.

Члены этой группы в своей деятельности руководствуются лозунгом "Свободу информации" и считают, что в социуме не должно быть ограничений на распространение информации. Внимание этой группы обращено, прежде всего, на обеспечение пользователей сети к информационным ресурсам. Очевидно, что в данном случае, лозунг "свобода информации" находит свое непосредственное выражение в деятельности этой группы.

Пираты - агенты, чаще всего объединенные в группы, которые специализируются на "взломе" программного обеспечения для последующей продажи. В числе прочих, в таких группах всегда присутствуют крэкеры, отвечающие за непосредственный взлом компьютерных программ.

В этой группе мы также наблюдаем, мотив к обогащению, который способствует объединению членов этой подгруппы в организованные сообщества, коллективно стремящихся к получению максимальной прибыли, используя информационные технологии.

Кибер-террористы - новое явление в компьютерном андеграунде, связанная с феноменом виртуального террора. Одним из первых и самых ярких проявлений этой части был виртуальный террор во время палестино-израильской интифады в 90-х годах. В данном случае мы имеем дело с людьми, которые целенаправленно стараются причинить как можно больший вред государству или какой-то группе людей, по идеологическим соображениям.

Вирмейкеры - термин "вирмейкер" ввели в обращение члены известной вирмейкерской группы Stealth. Ее образуют люди, которые занимаются написанием компьютерных вирусов. Вирмейкеров еще называют вексерами (от слова ViruseXcange) или технокрысами. Написание компьютерных вирусов - проявление социальной агрессии по отношению к окружающему миру. Умонастроения агентов этой группы описаны, например Ж. Бодрийяром: "Во мне сидит ненависть", - выражение почти безличное. Оно означает не столько субъективную эмоцию или субъективное состояние, сколько объективную и беспричинную ярость, рождающуюся в городской пустыне, прежде всего в пригородах, превращенных в настоящую свалку. Если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку"( Бодрийяр Ж.. Город и ненависть. М., 2000).

Группа вирмейкеров, будучи многочисленной и весьма влиятельной, весьма неоднородна и может быть разделена на подгруппы:

1) Трейдеры. Это просто коллекционеры вирусов. Сами они вирусов не пишут, но имеют отношение к вирмейкингу, поскольку собирают обширные коллекции вирусов.

2) Деструкторы. Обычно они создают так называемые программы-вандалы. Однако, обычно, с какого-то момента они начинают писать вирусы, содержащие в себе деструктивные алгоритмы для массового уничтожения компьютеров. Фактически деятельность этих людей направлена против самого существования постиндустриального общества как такового. 3)Кодеры. Эта категория состоит, в основном, из начинающих программистов, которые просто хотят попробовать свои силы в написании вирусов. Обычно они вскоре после первых опытов не продолжают совершенствоваться на почве вирусных технологий.

4) Фанатики. Создают вирмейкерские группы и втягивают в них людей, имеющих какое-либо отношение к вирусам. Придумывают собственную идеологию и пытаются навязать эту идеологию не только членам своей группы, но и всем вирмейкерам.

5) Исследователи. К этому типу вирмейкеров в первую очередь можно отнести западных вирмейкеров. Обычно они занимаются исследованиями, и вирмейкинг является для них только хобби. В повседневной жизни они профессиональные программисты или же антивирусники. Они не занимаются написанием собственно вирусов, а пишут "образцы" для демонстрации той или иной "новой технологии" и обычно сразу же посылают свои антивирусникам. Членов этой группы можно отнести к компьютерному андегранду только по своему положению. По характеру своей деятельности они выходят за рамки андеграунда.

6) Вирмейкеры-хакеры. Они используют вирусы в качестве транспорта для своих произведений, чтобы, получив контроль над машиной, добиться цели, например, украсть ценные документы, получить доступ в систему. Хакеров-вирмейкеров интересует именно информация, а не причинение кому-либо вреда с помощью распространения вируса.

Желание подстелить соломки там, где должен будешь упасть, издавна порождало интерес ко всяческим предсказаниям. Пророчества сперва имели характер мистический или оккультный, а затем, по мере того, как человечество училось анализировать события, перешли в область математики и логики. Финансисты жаждут прогнозов, касающихся мировых рынков, спасатели желают знать, где произойдет следующая природная катастрофа, и все без исключения интересуются тем, какая будет завтра погода.

Так древние греки изображали процесс работы Дельфийского Оракула

Область информационной безопасности – сфера ничуть не менее сложная, чем финансовая и, вдобавок, очень тесно с ней связанная. Миллиарды, триллионы денежных единиц текут по проводам, и их хозяевам не хочется, чтобы они утекли в чужие руки. А рук этих хоть отбавляй. Все, что приносит доход, может быть украдено, сколь бы нематериальным оно ни было.

Компании, стоящие на пути у компьютерных преступников, чаще всего отстают от них минимум на шаг. Найдена очередная лазейка, новый троянский вирус украл чужие данные, кто-то потерял деньги – и вот уже спешно ваяется очередная заплатка.

Гораздо лучше знать заранее, правда? Знать и защитить не только сами потенциально слабые места, но и подступы к ним. И вот тут мы неожиданно вновь вступаем в область пророчеств.

Слева направо: Андрей Никишин, Евгений Касперский, Сергей Голованов, Сергей Новиков

26 января этого года эксперты «Лаборатории Касперского» собрались на импровизированной пресс-кухне, чтобы посудачить о том, какие прогнозы сбылись в минувшем 2010 году, и что год грядущий нам готовит.

Сбывшиеся прогнозы.

В 2009м году Александр Гостев , руководитель Центра глобальных исследований и анализа угроз, сделал несколько предположений о том, что будет происходить на фронтах борьбы с компьютерными злоумышленниками и их творениями.

Александр Гостев, руководитель Центра глобальных исследований и анализа угроз

В большинстве случаев, он оказался прав. Итак:

Заметный рост количества атак через P2P сети – прогноз подтвердился. В наши дни только ленивый не использует файлообменные сети, нередко для добычи нелегального контента. В результате возможностей для внедрения зловредного ПО образуется масса, причем часто это не требует особенных усилий со стороны злоумышленников; пользователь сам себя заражает.

Усиление борьбы за трафик, т.е., по сути, за жертв – прогноз подтвердился. Более того, этот процесс все больше принимает заказной характер; хакеры получают контроль над чужими системами, а затем за плату предоставляют возможность для инъекции целевого ПО. Машины-зомби окончательно превратились в одну из валют теневого IT-сообщества.

Волна вирусных эпидемий и увеличение сложности зловредных программ – прогноз подтвердился. Пусть ни одна из эпидемий не достигла рекордных результатов червя Kido, количество атак заметно возросло; общее их число превысило 1,9 миллиарда. И, хотя количество новых вирусов не превысило показатель 2009 года, их функциональность увеличилась, а значит они стали более хитрыми и опасными. Немудрено, что количество ботнетов-«миллионников» в минувшем году возросло. Функционал червей вырос, более того, появились первые вирусы, использующие 64-битную архитектуру; так, например, одна из последний версий загрузчика TDSS, TDL4 использует сочетание бутвируса с x64-rootkit. В настоящий момент ряд экспертов считает руткит TDSS самым технически совершенным и малоуязвимым.

Снижение числа поддельных антивирусов – прогноз подтвердился! Казалось бы: хорошо работающий «крючок», на который ловится немало пользователей; знай себе «подсекай». Но то ли жертвы поумнели, то ли компетентные органы сработали эффективно… В общем и целом, количество вымогательских программ-«пустышек» действительно уменьшилось.

Волна атак на Google Wave – прогноз НЕ подтвердился ; амбициозный проект попросту приказал долго жить. Ну, что ж, Rest, как говорится, In Peace.

Атаки на iOS и Android - прогноз подтвердился НАПОЛОВИНУ. Творения с яблочным лого счастливо избежали атак – а вот под ОС от Google появились первые трояны, рассылающие СМС на платные номера. Анализ, правда, показал, что на пользовательские устройства они попали в обход Android Market; похоже, жертвами стали любители «поколдовать» со своими гаджетами.

Согласитесь, процент попаданий впечатляет. Некоторые выводы сейчас кажутся очевидными, но кто сможет точно вспомнить, насколько правдоподобными они казались год назад?


Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.

Что такое андеграунд на молодежном сленге

Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.



Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только

Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.

Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».

Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.



Как использовать «андеграунд» в современном языке

Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».

В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».

В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:

  • Выразить свое восхищение неожиданным поступком знакомых: «Ты все-таки решила сбрить волосы? Вот это настоящий андеграунд!».
  • Или похвалить творческое решение в фильме или постановке: «Они отказали известной студии и сняли авторское кино, прямо андеграунд».
  • Также этим словом называют интересы или привычки, которые противоречат популярной культуре, например: «Ты до сих пор слушаешь рок 60-х и не понимаешь хип-хоп? Да ты просто андеграунд!».

Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!

Читайте также: