Что такое тесно связанная компьютерная система

Обновлено: 07.07.2024

Под информационной системой обычно понимается прикладная программная подсистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации.

Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем.

Свойства информационных систем:

• любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

• при построении ИС необходимо использовать системный подход;

• ИС является динамичной и развивающейся системой;

• ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

• выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производится автоматическое выполнение рутинных операций;

• участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Процессы в информационной системе:

  • ввод информации из внешних и внутренних источников;
  • обработка входящей информации;
  • хранение информации для последующего ее использования; вывод информации в удобном для пользователя виде;
  • обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

С учетом сферы применения выделяют:

  • технические ИС,
  • экономические ИС,
  • ИС в гуманитарных областях и т.д.

Классификация ИС

1. По областям применения.

Информационных системы в экономике (АСЭ – автоматизированные системы в экономике). В образовании (АСО). В научных исследованиях (АСНИ) и т.д.

2. По характеру информации, которой оперирует ИС . Фактографические или документальные

3. По роли, которую ИС играют в профессиональной деятельности.

• Системы управления. АСУ (автоматизированная система управления), САУ(система автоматического управления - без участия человека).

• Вычислительные информационные системы.

• Поисково-справочные информационные системы.

• Системы принятия решения.

• Информационные обучающие системы.

4. По техническим средствам:

Один компьютер / Локальная сеть / Глобальная сеть

Соотношение между ИС и ИТ

Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными.

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система.

Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Понятие жизненного цикла (ЖЦ) ИС

ЖЦИС - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного её выхода из эксплуатации.

Традиционные основные этапы ЖЦ ПО :

•тестирование и отладка;

•эксплуатация и сопровождение.

ЖЦ является моделью создания и использования ПО , отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей.

Стадии жизненного цикла информационной системы

1. Предпроектное обследование

1.1. Сбор материалов для проектирования; формулирование требований, изучение объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС.

1.2. Анализ материалов и разработка документации; разрабатывается технико- экономическое обоснование с техническим заданием на стадии проектирования ИС.

2. Проектирование

2.1. Предварительное проектирование:

  • выбор проектных решений по аспектам разработки ИС; описание реальных компонент ИС;
  • оформление и утверждение технического проекта (ТП).

2.2. Детальное проектирование:

  • выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;
  • корректировка структур БД;
  • создание документации на доставку и установку программных продуктов;
  • выбор комплекса технических средств с документацией на её установку.

2.3. Разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП).

2.4. Разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.

3. Разработка ИС

• получение и установка технических и программных средств;

• тестирование и доводка

• разработка инструкций по эксплуатации программно- технических средств.

4. Ввод ИС в эксплуатацию

• ввод технических средств;

• ввод программных средств;

• обучение и сертификация персонала;

• сдача и подписание актов приёмки-сдачи работ.

5. Эксплуатация ИС

• общее сопровождение всего проекта

Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трёх группах процессов:

• основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

• вспомогательные процессы , обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

• организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Разработка включает в себя все работы по созданию ПО и его компонент в соответствии с заданными требованиями.

• оформление проектной и эксплуатационной документации,

• подготовка материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

• анализ, проектирование и реализацию (программирование).

Эксплуатация включает в себя работы по внедрению компонентов ПО в эксплуатацию.

• конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей,

• обеспечение эксплуатационной документацией,

проведение обучения персонала и т.д.,

• эксплуатация, в том числе локализация проблем и устранение причин их возникновения,

• модификацию ПО в рамках установленного регламента,

• подготовку предложений по совершенствованию, развитию и модернизации системы.

Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ.

Техническое и организационное обеспечение проекта включает:

• выбор методов и инструментальных средств для

• определение методов описания промежуточных состояний разработки,

• разработку методов и средств испытаний ПО, обучение

Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования ПО.

Верификация - это процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям этого этапа.

Проверка позволяет оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями.

Проверка частично совпадает с тестированием, которое связано с идентификацией различий между действительными и ожидаемыми результатами и оценкой соответствия характеристик ПО исходным требованиям.

В процессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации, описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом.

Управление конфигурацией является одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла ПО, прежде всего, процессы разработки и сопровождения ПО.

При создании проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учёта их связей и функций, создания унифицированной структуры и обеспечения развития всей системы.

Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ.

Общие принципы и рекомендации конфигурационного учёта, планирования и управления конфигурациями ПО отражены в проекте стандарта ISO 12207-2.

Каждый процесс характеризуется определёнными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

Результатами анализа, в частности, являются функциональные модели, информационные модели и соответствующие им диаграммы.

ЖЦ ПО носит итерационный характер: результаты очередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах.

Модели ЖЦ ИС

Существующие модели ЖЦ определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии перехода от этапа к этапу.

В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели ЖЦ:

В связи с кризисом классической структуры ЭВМ дальнейшее поступательное развитие вычислительной техники напрямую связано с переходом к параллельным вычислениям, с идеями построения многопроцессорных систем и сетей, объединяющих большое количество отдельных процессоров и (или) ЭВМ. Здесь появляются огромные возможности совершенствования средств вычислительной техники. Но следует отметить, что при несомненных практических достижениях в области параллельных вычислений, до настоящего времени отсутствует их единая теоретическая база.

Термин вычислительная система появился в начале - середине 60-х гг. при появлении ЭВМ III поколения. Это время знаменовалось переходом на новую элементную базу - интегральные схемы. Следствием этого явилось появление новых технических решений: разделение процессов обработки информации и ее ввода-вывода, множественный доступ и коллективное использование вычислительных ресурсов в пространстве и во времени. Появились сложные режимы работы ЭВМ - многопользовательская и многопрограммная обработка.

Под вычислительной системой (ВС) понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессоров или ЭВМ, периферийного оборудования и программного обеспечения, предназначенную для сбора, хранения, обработки и распределения информации.

Отличительной особенностью ВС по отношению к ЭВМ является наличие в них нескольких вычислителей, реализующих параллельную обработку. Создание ВС преследует следующие основные цели: повышение производительности системы за счет ускорения процессов обработки данных, повышение надежности и достоверности вычислений, предоставление пользователям дополнительных сервисных услуг и т.д.


Параллелизм в вычислениях в значительной степени усложняет управление вычислительным процессом, использование технических и программных ресурсов. Эти функции выполняет операционная система ВС.

Классификация вычислительных систем

Существует большое количество признаков, по которым классифицируют вычислительные системы.

  • универсальные
  • специализированные.
  • многомашинные
  • многопроцессорные
    • процессоров;
    • оперативной памяти;
    • каналов связи.

    Взаимодействие на уровне оперативной памяти (ОП) сводится к программной реализации общего поля оперативной памяти, что несколько проще, но также требует существенной модификации ОС. Под общим полем имеется в виду равнодоступность модулей памяти: все модули памяти доступны всем процессорам и каналам связи.

    На уровне каналов связи взаимодействие организуется наиболее просто и может быть достигнуто внешними по отношению к ОС программами-драйверами, обеспечивающими доступ от каналов связи одной машины к внешним устройствам других (формируется общее поле внешней памяти и общий доступ к устройствам ввода-вывода).

    Все вышесказанное иллюстрируется схемой взаимодействия компьютеров в двухмашинной ВС, представленной на рис. 1.



    Рис. 1. Схема взаимодействия компьютеров в двухмашинной ВС

    Ввиду сложности организации информационного взаимодействия на 1-м и 2-м уровнях в большинстве многомашинных ВС используется 3-й уровень, хотя и динамические характеристики (в первую очередь быстродействие), и показатели надежности таких систем существенно ниже.

    Многопроцессорные системы (МПС) содержат несколько процессоров, информационно взаимодействующих между собой либо на уровне регистров процессорной памяти, либо на уровне ОП. Этот тип взаимодействия используется в большинстве случаев, ибо организуется значительно проще и сводится к созданию общего поля оперативной памяти для всех процессоров. Общий доступ к внешней памяти и устройствам ввода-вывода обеспечивается обычно через каналы ОП. Важным является и то, что многопроцессорная вычислительная система работает под управлением единой ОС, общей для всех процессоров. Это существенно улучшает динамические характеристики ВС, но требует наличия специальной, весьма сложной ОС.

    Однако МПС имеют и существенные недостатки. Они, в первую очередь, связаны с использованием ресурсов общей оперативной памяти. При большом количестве объединяемых процессоров возможно возникновение конфликтных ситуаций, в которых несколько процессоров обращаются с операциями типа ”чтение” и ”запись” к одним и тем же ячейкам памяти. Помимо процессоров к ОП подключаются все процессоры ввода-вывода, средства измерения времени и т.д. Поэтому вторым серьезным недостатком МПС является проблема коммутации и доступа абонентов к ОП. Процедуры взаимодействия очень сильно усложняют структуру ОС МПС. Опыт построения подобных систем показал, что они эффективны при небольшом числе объединяемых процессоров (от 2 до 10). Схема взаимодействия процессоров в ВС показана на схеме рис. 2. Типичным примером массовых многомашинных ВС могут служить компьютерные сети, примером многопроцессорных ВС — суперкомпьютеры.


    Рис. 2. Схема взаимодействия процессоров в ВС

    • однородные системы
    • неоднородные системы.

    Неоднородная ВС включает в свой состав различные типы компьютеров или процессоров. При построении системы приходится учитывать их различные технические и функциональные характеристики, что существенно усложняет создание и обслуживание неоднородных систем.

    • централизованные
    • децентрализованные
    • со смешанным управлением.

    В децентрализованных системах функции управления распределены между ее элементами. Каждая ЭВМ (процессор) системы сохраняет известную автономию, а необходимое взаимодействие между элементами устанавливается по специальным наборам сигналов. С развитием ВС и, в частности, сетей ЭВМ, интерес к децентрализованным системам постоянно растет.

    В системах со смешанным управлением совмещаются процедуры централизованного и децентрализованного управления. Перераспределение функций осуществляется в ходе вычислительного процесса, исходя из сложившейся ситуации.

    По принципу закрепления вычислительных функций за отдельными ЭВМ (процессорами) различают системы с жестким и плавающим закреплением функций. В зависимости от типа ВС следует решать задачи статического или динамического размещения программных модулей и массивов данных, обеспечивая необходимую гибкость системы и надежность ее функционирования.

    • территориально-сосредоточенные –это когда все компоненты располагаются в непосредственной близости друг от друга;
    • распределенные –это когда компоненты могут располагаться на значительном расстоянии, например, вычислительные сети;
    • структурно-одноуровневые –это когда имеется лишь один общий уровень обработки данных;
    • многоуровневые(иерархические) структуры это когда в иерархических ВС машины или процессоры распределены по разным уровням обработки информации, некоторые машины (процессоры) могут специализироваться на выполнении определенных функций.

    На рис. 3 представлена принципиальная схема классификации вычислительных систем.


    Рис. 3. Принципиальная схема классификации вычислительных систем.

    Суперкомпьютеры и особенности их архитектуры

    К суперкомпьютерам относятся мощные многопроцессорные вычислительные машины с быстродействием сотни миллионов — десятки миллиардов операций в секунду. Создать такие высокопроизводительные компьютеры на одном микропроцессоре (МП) не представляется возможным ввиду ограничения, обусловленного конечным значением скорости распространения электромагнитных волн (300 000 км/с), т.к. время распространения сигнала на расстояние несколько миллиметров (линейный размер стороны МП) при быстродействии 100 млрд операций/с становится соизмеримым со временем выполнения одной операции. Поэтому суперкомпьютеры создаются в виде высокопараллельных многопроцессорных вычислительных систем (МПВС).

    1. Магистральные (конвейерные) МПВС, у которых процессор одновременно выполняет разные операции над последовательным потоком обрабатываемых данных. По принятой классификации такие МПВС относятся к системам с многократным потоком команд и однократным потоком данных (МКОД или MISD — Multiple Instruction Single Data).
    2. Векторные МПВС, у которых все процессоры одновременно выполняют одну команду над различными данными — однократный поток команд с многократным потоком данных (ОКМД или SIMD — Single Instruction Multiple Data).
    3. Матричные МПВС, у которых микропроцессор одновременно выполняет разные операции над последовательными потоками обрабатываемых данных —многократный поток команд с многократным потоком данных (МКМД или MIMD — Multiple Instruction Multiple Data).
    • структура MIMD в классическом ее варианте;
    • параллельно-конвейерная модификация, иначе MMISD, то есть многопроцессорная (Multiple) MISD-архитектура;
    • параллельно-векторная модификация, иначе MSIMD, то есть многопроцессорная SIMD-архитектура.


    Рис. 3. Условные структуры однопроцессорной (SISD) и названных многопроцессорных ВС

    Кластерные суперкомпьютеры и особенности их архитектуры

    Существует технология построения больших компьютеров и суперкомпьютеров на базе кластерных решений. По мнению многих специалистов, на смену отдельным, независимым суперкомпьютерам должны прийти группы высокопроизводительных серверов, объединяемых в кластер.

    Кластер - это связанный набор полноценных компьютеров, используемый в качестве единого вычислительного ресурса.

    Удобство построения кластерных ВС заключается в том, что можно гибко регулировать необходимую производительность системы, подключая к кластеру с помощью специальных аппаратных и программных интерфейсов обычные серийные серверы до тех пор, пока не будет получен суперкомпьютер требуемой мощности. Кластеризация позволяет манипулировать группой серверов как одной системой, упрощая управление и повышая надежность.

    Важной особенностью кластеров является обеспечение доступа любого сервера к любому блоку как оперативной, так и дисковой памяти. Эта проблема успешно решается, например, объединением систем SMP-архитектуры на базе автономных серверов для организации общего поля оперативной памяти и использованием дисковых систем RAID для памяти внешней (SMP — Shared Memory multiprocessing, технология мультипроцессирования с разделением памяти).

    Для создания кластеров обычно используются либо простые однопроцессорные персональные компьютеры, либо двух- или четырех- процессорные SMP-серверы. При этом не накладывается никаких ограничений на состав и архитектуру узлов. Каждый из узлов может функционировать под управлением своей собственной операционной системы. Чаще всего используются стандартные ОС: Linux, FreeBSD, Solaris, Unix, Windows NT. В тех случаях, когда узлы кластера неоднородны, то говорят о гетерогенных кластерах.

    1. Первый подход применяется при создании небольших кластерных систем. В кластер объединяются полнофункциональные компьютеры, которые продолжают работать и как самостоятельные единицы, например, компьютеры учебного класса или рабочие станции лаборатории.
    2. Второй подход применяется в тех случаях, когда целенаправленно создается мощный вычислительный ресурс. Тогда системные блоки компьютеров компактно размещаются в специальных стойках, а для управления системой и для запуска задач выделяется один или несколько полнофункциональных компьютеров, называемых хост-компьютерами. В этом случае нет необходимости снабжать компьютеры вычислительных узлов графическими картами, мониторами, дисковыми накопителями и другим периферийным оборудованием, что значительно удешевляет стоимость системы.
    • высокая суммарная производительность;
    • высокая надежность работы системы;
    • наилучшее соотношение производительность/стоимость;
    • возможность динамического перераспределения нагрузок между серверами;
    • легкая масштабируемость, то есть наращивание вычислительной мощности путем подключения дополнительных серверов;
    • удобство управления и контроля работы системы.
    • задержки разработки и принятия общих стандартов;
    • большая доля нестандартных и закрытых разработок различных фирм, затрудняющих их совместное использование;
    • трудности управления одновременным доступом к файлам;
    • сложности с управлением конфигурацией, настройкой, развертыванием, оповещениями серверов о сбоях и т.п.

    1 пример из «жизни» систем

    • память: T2-P: PC1600/PC2100/PC2700/PC3200, до 2Гб, 2 DIMM слота
    • память: T2-R: PC1600/PC2100/PC2700, до 2Гб, 2 DIMM слота;
    • материнская плата: P4P8T, Intel 865G / ICH 5, 800/533/400МГц FSB
    • материнская плата: P4R8T, ATI RS300/IXP200, 800/533/400MГц FSB;
    • видео: интегрированная 64Mб
    • ATI Radeon 9100, DVI, 64Mб;
    • слоты: одинаковы для обеих систем: PCI, AGP 8x;
    • сеть: 10/100Mбит/с, Wireless 802.11b WiFi
    • сеть: 10/100Мбит/с;
    • аудио: 6-канальный AC97 S/PDIF выход кнопки Audio DJ, Audio CD, FM radio studio
    • аудио: 6-канальный AC97 S/PDIF выход;
    • карты памяти: Compact Flash Type I/II, Microdrive, Memory Stick, Memory Stick Pro, Secure Digital, MultiMedia Card, Smart Media Card
    • карты памяти: нет;
    • отсеки для приводов: 3.5 FDD, 3.5 HDD, 5.25 ODD
    • отсеки для приводов: 3.5 FDD, 3.5 HDD, 5.25 ODD;
    • выходы на задней панели: 4xUSB 2.0, PS/2 клавиатура, PS/2 мышь, VGA (D-SUB), Game / MIDI, RJ-45 LAN (10/100 Мбит/с), Line-in/out, выход динамиков, FM антенна, антенна адаптера 802.11b, GIGA LAN, ТВ-тюнер
    • выходы на задней панели: 2xUSB 2.0, PS/2 клавиатура, PS/2 мышь, VGA (D-SUB), Game / MIDI, RJ-45 LAN(10/100 Мбит/с), Line-in/out, выход наушников, FM антенна

    Blue Gene будет установлен в Ливерморскую национальную лабораторию им. Лоуренса. Основные его задачи - моделирование погодных условий и изучение космического пространства.

    Blue Gene будет состоять из 130 тысяч процессоров, и его производительность будет составлять 360 терафлопс.

    Чипы IBM используются в системе, неформально называемой Big Mac. PowerPC 970 состоит из 1100 двухпроцессорных компьютеров Apple G5, занимая в общем списке третью строчку, с производительностью в 10,3 триллионов операций в секунду.

    Процессоры Opteron используются в 2816-процессорном кластере, и его производительность составляет 8 триллионов операций в секунду.

    Интересен факт, что общая производительность 500 лучших систем растет экспоненциально, увеличиваясь в десять раз примерно каждые четыре года. Порог в 1000 терафлопов (триллионов операций в секунду) планируется достигнуть к 2005 году.

    Самые прочные позиции в списке у HP или IBM: соотношение числа систем - 165 против 159 в пользу HP

    Краткая история развития компьютерных сетей

    Компьютерные сети появились в результате развития телекоммуникационных технологий и компьютерной техники. То есть появились компьютеры. Они развивались. Были телекоммуникационные системы, телеграф, телефон, то есть связь. И вот люди думали, хорошо было бы если бы компьютеры могли обмениваться информацией между собой. Эта идея стала основополагающей идеей благодаря которой появились компьютерные сети.

    50-е годы: мейнфреймы

    50-е годы: мейнфреймы

    Начало 60-х годов: многотерминальные системы

    В дальнейшем к одному мейнфрейму стали подключать несколько устройств ввода-вывода, появился прообраз нынешних терминальных систем да и сетей в целом.

    Начало 60-х годов: многотерминальные системы

    70-е годы: первые компьютерные сети

    Arpanet

    Середина 70-х годов: большие интегральные схемы

    Локальная сеть (Local Area Network, LAN) – объединение компьютеров, сосредоточенных на небольшой территории. В общем случае локальная сеть представляет собой коммуникационную систему, принадлежащую
    одной организации.

    Сетевая технология – согласованный набор программных и аппаратных средств (драйверов, сетевых адаптеров, кабелей и разъемов), а также механизмов передачи данных по линиям связи, достаточный для построения вычислительной сети.

    В период с 80-х до начала 90-х годов появились и прочно вошли в нашу жизнь:

    Общие принципы построения сетей

    Со временем основной целью компьютерных развития сетей (помимо передачи информации) стала цель распределенного использования информационных ресурсов:

    1. Периферийных устройств: принтеры, сканеры и т. д.
    2. Данных хранящихся в оперативной памяти устройств.
    3. Вычислительных мощностей.

    Достичь эту цель помогали сетевые интерфейсы. Сетевые интерфейсы это определенная логическая и/или физическая граница между взаимодействующими независимыми объектами.

    Сетевые интерфейсы разделяются на:

    • Физические интерфейсы (порты).
    • Логические интерфейсы (протоколы).

    Из определения обычно ничего не ясно. Порт и порт, а что порт?

    Начнем с того что порт это цифра. Например 21, 25, 80.

    Протокол

    Протокол, например TCP/IP это адрес узла (компьютера) с указанием порта и передаваемых данных. Например что бы передать информацию по протоколу TCP/IP нужно указать следующие данные:

    Пара клиент—сервер

    Начнем с определений.

    При этом программа может быть установлена на Клиенте, а база данных программы на Сервере.

    Топология физических сетей

    Под топологией сети понимается конфигурация графа, вершинам которого соответствуют конечные узлы сети (например, компьютеры) и коммуникационной оборудование (например, маршрутизаторы), а ребрам – физические или информационные связи между вершинами.

    • Полносвязная (а).
    • Ячеистая (б).
    • Кольцо (в).
    • Звезда (г).
    • Дерево (д).
    • Шина (е).

    Топология сетей

    Адресация узлов сети

    Множество всех адресов, которые являются допустимыми в рамках некоторой схемы адресации, называется адресным пространством. Адресное пространство может
    иметь плоскую (линейную) организацию или иерархическую организацию.

    Для преобразования адресов из одного вида в другой используются специальные вспомогательные протоколы, которые называют протоколами разрешения адресов.

    Коммутация

    Соединение конечных узлов через сеть транзитных узлов называют коммутацией. Последовательность узлов, лежащих на пути от отправителя к получателю, образует маршрут.

    Коммутация

    Обобщенные задачи коммутации

    1. Определение информационных потоков, для которых требуется прокладывать маршруты.
    2. Маршрутизация потоков.
    3. Продвижение потоков, то есть распознавание потоков и их локальная коммутация на каждом транзитном узле.
    4. Мультиплексирование и демультиплексирование потоков.

    Уровни сетевой модели OSI и уровни TCP/IP

    Для упрощения структуры большинство сетей организуются в наборы уровней, каждый последующий возводится над предыдущим.

    Целью каждого уровня является предоставление неких сервисов для вышестоящих уровней. При этом от них скрываются детали реализации предоставляемого сервиса.

    Уровни сетевой модели OSI

    Протоколы, реализующие модель OSI никогда не применялись на практике, но имена и номера уровней используются по сей день.

    1. Физический.
    2. Канальный.
    3. Сетевой.
    4. Транспортный.
    5. Сеансовый.
    6. Представления.
    7. Прикладной.

    Для лучшего понимания приведу пример. Вы открываете страницу сайта в интернете. Что происходит?

    Канальный уровень. Канальный уровень это технология каким образом будут связаны узлы (передающий и принимающий), тут вспоминает топологию сетей: кольцо, шина, дерево. Данный уровень определяет порядок взаимодействия между большим количеством узлов.

    1. Сетевые протоколы (IPv4 и IPv6).
    2. Протоколы маршрутизации и построения маршрутов.

    Сеансовый уровень. Отвечает за управление сеансами связи. Производит отслеживание: кто, в какой момент и куда передает информацию. На этом уровне происходит синхронизация передачи данных.

    Прикладной уровень. Осуществляет взаимодействие приложения (например браузера) с сетью.

    Уровни TCP/IP

    Набор протоколов TSP/IP основан на собственной модели, которая базируется на модели OSI.

    • Прикладной, представления, сеансовый = Прикладной.
    • Транспортный = Транспортный.
    • Сетевой = Интернет.
    • Канальный, физический = Сетевой интерфейс.

    Соответствие TCP/IP - OSI

    Уровень сетевого интерфейса

    Уровень сетевого интерфейса (называют уровнем 2 или канальным уровнем) описывает стандартный метод связи между устройствами которые находятся в одном сегменте сети.

    Этот уровень предназначен для связи расположенных недалеко сетевых интерфейсов, которые определяются по фиксированным аппаратным адресам (например MAC-адресам).

    Уровень сетевого интерфейса так же определяет физические требования для обмена сигналами интерфейсов, кабелей, концентраторов, коммутаторов и точек доступа. Это подмножество называют физическим уровнем (OSI), или уровнем 1.

    Например, интерфейсы первого уровня это Ethernet, Token Ring, Point-to-Point Protocol (PPP) и Fiber Distributed Data Interface (FDDI).

    Немного о Ethernet на примере кадра web-страницы

    Пакеты Ethernet называют кадрами. Первая строка кадра состоит из слова Frame. Эта строка содержит общую информацию о кадре.

    Пример кадра

    В полном заголовке Ethernet есть такие значения как DestinationAddress и SourceAddress которые содержат MAC-адреса сетевых интерфейсов.

    Поле EthernetType указывает на следующий протокол более высокого уровня в кадре (IPv4).

    Коммутаторы считывают адреса устройств локальной сети и ограничивают распространение сетевого трафика только этими адресами. Поэтому коммутаторы работают на уровне 2.

    Уровень Интернета

    Уровень интернета называют сетевым уровнем или уровнем 3. Он описывает схему адресации которая позволяет взаимодействовать устройствам в разных сетевых сегментах.

    Если адрес в пакете относится к локальной сети или является широковещательным адресом в локальной сети, то по умолчанию такой пакет просто отбрасывается. Поэтому говорят, что маршрутизаторы блокируют широковещание.

    Стек TCP/IP реализован корпорацией Microsoft ну уровне интернета (3). Изначально на этом уровне использовался только один протокол IPv4, позже появился протокол IPv6.

    Протокол версии 4 отвечает за адресацию и маршрутизацию пакетов между узлами в десятках сегментах сети. IPv4 использует 32 разрядные адреса. 32 разрядные адреса имеют довольно ограниченное пространство, в связи с этим возникает дефицит адресов.

    Протокол версии 6 использует 128 разрядные адреса. Поэтому он может определить намного больше адресов. В интернете не все маршрутизаторы поддерживают IPv6. Для поддержки IPv6 в интернете используются туннельные протоколы.

    В Windows по умолчанию включены обе версии протоколов.

    Транспортный уровень

    Транспортный уровень модели TCP/IP представляет метод отправки и получения данных устройствами. Так же он создает отметку о предназначении данных для определенного приложения. В TCP/IP входят два протокола транспортного уровня:

    1. Протокол TCP. Протокол принимает данные у приложения и обрабатывает их как поток байт.Байты группируются, нумеруются и доставляются на сетевой хост. Получатель подтверждает получение этих данных. Если подтверждение не получено, то отправитель отправляет данные заново.
    2. Протокол UDP.Этот протокол не предусматривает гарантию и подтверждение доставки данных. Если вам необходимо надежное подключение, то стоит использовать протокол TCP.

    Прикладной уровень

    Анатолий Бузов

    Обучаю HTML, CSS, PHP. Создаю и продвигаю сайты, скрипты и программы. Занимаюсь информационной безопасностью. Рассмотрю различные виды сотрудничества.

    Читайте также: