Дж мур что такое компьютерная этика

Обновлено: 07.07.2024

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Содержание

Кодекс компьютерной этики

Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (ACM), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (ITAA), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики

Блогерская этика

«Хакерская этика»

Насчитывается огромное количество определений понятия «хакер». Эрик Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем «Новом словаре хакера» приводит восемь определений, основные из которых следующие:

1) программист, которому изучение тонких и не очевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями;

2) программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на около компьютерные темы;

3) эксперт или фанат в любой области, например, «астрономический хакер» или «хакер-ботаник»;

4) человек, которому решение сложных задач доставляет огромное наслаждение; тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

Первые хакеры и сам феномен хакерства как определенного образа жизни и поведения, появились в США в 60-е гг. в стенах MIT (Массачусетского технологического института). Этими людьми двигало желание овладеть всеми хитростями компьютерных систем и продвинуть технологию за пределы известных возможностей. Хакерская этика представляет собой ряд правил, принципов и норм, выработанных в среде компьютерных профессионалов. Основные из них связаны, во-первых, с представлением,

В научных исследованиях первое появление компьютерной этики фиксируется в 40 –е годы ХХ века. Ученые полагают, что впервые этические проблемы информации начинает исследовать Н.Винер. Вместе со своими коллегами он полагал создание электронных компьютеров приведет к непредвиденным социальным и этическим последствиям [1].Уже в 70-е гг. ХХ века В.Манер приходит к выводу, что повсеместное применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности социума, особенно в профессиональной деятельности, вынуждают изучать этические аспекты взаимодействия человека с компьютером[2]. Д.Джонсон в учебном пособие «Компьютерная этика» раскрывает основные проблемы информационной этики[3]. По-утверждению исследовательницы происходит процесс переосмысления старых этических проблем в новой информационной реальности.

Философ Дж.Мур был первым, кто осмысленно выделил основные проблемы информационной этики, которые выдвинул в форме: «компьютерных невидимостей» : «невидимый обман», «невидимые ценности программы», «невидимый комплекс вычислений»[4].Большинство современных философов полагает, что информационная и компьютерная этика синонимичные категории. Согласимся с этим утверждением, и в последующем будем придерживаться данной точки зрения.

Одной из актуальнейших проблем, на наш взгляд, является проблема компьютерных преступлений. «Проблема выражена не в физической безопасности оборудования (защита от кражи, пожара, наводнения и т.д.), а скорее в «логической безопасности», которую Е. Спаффорд делит на пять аспектов: секретность и конфиденциальность, надежный сервер, целостность, непротиворечивость данных, контролируемый подход к ресурсам» [8, c . 130].

Одной из важнейших проблем в этой сфере является борьба с хакерами. С ростом деструктивной активности хакеров в информационной среде, практически перед всеми государствами возрастает необходимости обеспечения безопасности в сети. Возникает вопрос: «Какими мотивами руководствуются хакеры, взламывая программное обеспечение информационных систем? Во-первых, стремление к признанию, во-вторых, активное агрессивное действие, в –третьих, хакерский поступок должен быть нелегальным, согласно их этики, в-четвертых, самореализация через познавательные действия, в-пятых, действие на публику.Из вышеизложенного тезиса получается, что профессионалы, связанные с производством информационных технологий и информационной безопасности, способны породить из специалиста, хакера. В связи с этим в пределах этих профессиональных сообществ создаются этические кодексы.Особенность этических кодексов заключается в том, что они регламентируют членам одной профессии получить привилегии в обмен на принятие конкретных социальных обязанностей.

Перечислим основные этические принципы компьютерной этики: « 1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям; 2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей; 3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования; 4) не использовать компьютер для воровства; 5) не использовать компьютер для распространения ложной информации; 6) не использовать ворованное программное обеспечение; 7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность; 8)не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации; 9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете; 10)использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям»[9, c .94].

Пионерами компьютерной этики в 80-е гг. ХХ в. в США были философы Дж.Мур, Дебора Джонсон, Дж.Снэппер, Л.Ллойд,, У.Бетчел, Джулия Ван Дюн и др. Именно они показали, что компьютерная этика - это отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, включающее анализ отношений между фактами, концепциями, политикой и ценностями с учетом постоянно изменяющейся компьютерной технологии. Компьютерная этика - это поле исследования, лежащее на грани между новыми технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.

Было бы ошибкой считать, что этика компьютерных технологий есть нечто уникальное, стоящее в стороне от этики бизнеса и социальной этики. Ведь проблемы компьютерной этики решаются при помощи тех же аналитических приемов и этических категорий, которые со времен античности применяются в традиционных этических учениях: в консеквенциальной этике, в утилитаризме, деонтологии, этике “общественного договора”, в этике категорического императива Канта, в его принципе самоценности каждой личности, в автономной и гетерономной этиках (8, с. 37).

Однако использование традиционных этических категорий не всегда помогает решить сложные и зачастую амбивалентные проблемы, возникающие в сфере компьютерной информации и компьютерной науки.

В статьях, опубликованных в конце 1985 г. в специальном выпуске американского философского журнала “Метафилософия”, впервые комплексно обсуждались проблемы НТП, компьютерной революции, говорилось о необходимости выработки нового морально-этического подхода в условиях неслыханно быстрого развития информационно-поисковых и информационно-логических систем, т.е. шла речь о практическом создании компьютерных этических кодексов (9, с. 314).

По мере того, как в конце ХХ века компьютеры стремительно проникали в жизнь общества, трансформирующий эффект компьютеризации нарастал. Изменилось традиционное понимание “работы” как выполнения определенных обязанностей в определенном месте и в определенное время. Работа превратилась во множестве случаев в инструктаж компьютера. В компьютеризированном обществе постепенно пересматривались и ценности, связанные с прежней концепцией работы: общаясь, не выходя из дому, с компьютерным терминалом, служащий терял постоянный контакт с коллегами; управляя роботом путем нажатия кнопок, человек уже не мог гордиться конечным продуктом такого труда.

Компьютеризация постепенно изменила ценности, ассоциирующиеся с традиционными методами образования. Ведь обучение посредством компьютера и дистанционное образование в конце концов могут сделать ненужной рутинную профессию учителя, вузовского преподавателя, но одновременно встанет вопрос, что же такое образование, если в качестве учителя используется компьютер (6, с.272).

Исходя из того, что операции компьютера большую часть времени остаются “невидимыми”, Дж.Мур выделил три рода компьютерных “невидимостей”, имеющих этическое значение. Первым типом “невидимого фактора” он назвал “невидимый обман”, т.е. намеренное использование невидимых операций компьютера с целью осуществить неэтичное либо преступное действие.

Дж.Мур в связи с этим приводит гипотетический пример. Программист, работающий в банке, мог бы похитить так называемый “избыточный процент”. В ходе банковских операций при подсчете процента с вкладов после округления сумм постоянно остаются доли цента. Программист мог бы составить и ввести в компьютер соответствующую программу с заданием переводить эти остаточные доли цента со всех банковских операций на свой счет, осуществив тем самым похищение “избыточного процента”.

Вторым типом “невидимого фактора” в компьютерной технологии Дж.Мур назвал присутствие “невидимых ценностей программы” (6, с.273), т.е. ценностей, ненамеренно вводимых в программу, и до поры до времени не известных ни тем, кто программой пользуется, ни даже тем, кто ее составляет.

Здесь Дж.Мур приводит в качестве примера конкретный случай. При создании программы для предварительной продажи авиабилетов в США в
80-е гг. программисты использовали алфавитный принцип. Эта “невидимая ценность программы” оставалась незамеченной, пока не выяснилось, что при продаже авиабилетов компания “Америкен эйрлайнз” получала преимущество перед компанией “Брэнифф эйрлайнз”, что привело к банкротству последней и кончилось судебным разбирательством.

Еще один случай “невидимых ценностей” программы - авария АЭС на Трехмильном острове в США. Операторы на Трехмильном острове работали с компьютером, который был запрограммирован моделировать возможные нарушения, включая неисправности, порождаемые другими неисправностями. Однако, как установила комиссия Кемени, которая расследовала причины аварии, “моделирующее устройство не было запрограммировано для моделирования одновременно нескольких независимых нарушений” (6, с.274). Во время аварии на Трехмильном острове операторы столкнулись именно с ситуацией последнего типа. “Неадекватность компьютерного моделирования оказалась результатом решения, принятого в ходе программирования, пусть даже это решение было неосознанным или просто неявным. Вскоре после аварии компьютер был перепрограммирован так, чтобы моделировать ситуации, аналогичные той, что привели к этой аварии” (6, с.274).

Третий тип “невидимого фактора” компьютерной технологии - “невидимый комплекс вычислений”. Дело в том, что компьютер способен выполнять столь сложные расчеты, которые просто не охватываются человеческим сознанием, непостижимы для человеческого понимания и неподвластны контролю (даже если сама программа вполне доступна нашему интеллекту). Отсюда и возникает вопрос, пишет Дж.Мур, насколько можно доверять “невидимому расчету” (6, с. 288).

В связи с тем, что логика компьютера способна варьировать бесконечно, отсюда безгранична и потенциальная сфера применения компьютерной техники. От компьютерной технологии, с одной стороны, зависит разрешение таких насущных задач, как ликвидация сбоев и диспропорций в экономике, изменение концепции отчуждения и дегуманизации индивида и пр. С другой стороны, компьютерная технология ведет к созданию “чуждого интеллекта”, обладающего отличающимися от человеческих ценностями.

Компьютерная этика представляет собой анализ природы и социального воздействия компьютерной технологии в сочетании с соответствующими формулировками этического оправдания технологии. По мнению Дж.Мура, глобальные проблемы компьютерной этики возникают в связи с отсутствием ясности в вопросах о том, каковы же этические ограничения при применении компьютерной технологии и как следует поступать в связи с тем, что компьютеры предоставляют обществу новые возможности в выборе действий. Компьютерная этика призвана сформулировать правила этих новых действий, она должна ответить на вопросы этического использования компьютерных технологий как социального, так и личностного характера, ибо механическое применение нормативных этических максим в условиях компьютеризированного общества становится недостаточным.

В 80-е гг. ХХ века американскими этиками был введен термин “компьютерный профессионал” (КП), что означало “индивида, зарабатывающего на жизнь работой с компьютерами” (6, с. 25). Здесь имелись в виду не только программисты, системные аналитики, системотехники, продавцы компьютерного оборудования, но и все те, кто в ходе своей работы используют компьютеры: служащие банковской и конструкторской сфер, работники народного образования, медицинские диагносты, врачи, планировщики и разработчики бюджета и т.д.

“Занимаясь своим делом, КП вступает во взаимоотношения с работодателем, клиентом (или потребителем), с собратом по профессии и со всем обществом” (16, с.26). Это означает, что КП входят не только в специфические отношения друг с другом, но и получают власть над отдельными людьми, социальными институциями и даже над окружающей средой. Вот почему, считает Д.Джонсон, такой человек как и любой другой профессионал, должен испытывать на себе действие категорического императива, т.е. к нему должно относиться только как к цели и никогда как к средству.

В области использования компьютеров обязательства КП по отношению к клиенту-потребителю все еще четко не выявлены. Так, если берется обязательство разработать компьютерную систему для малого бизнеса, пишет Д.Джонсон, то остается ряд неясностей: какова гарантия от ошибок, за чей счет должна производиться вторичная наладка системы, кто будет обладать авторским правом на программы. Все эти позиции должны быть оговорены в контракте, причем клиент-потребитель вправе требовать внесения соответствующих пунктов (6, с. 228).

Компьютерная этика - это часть практической философии, касающейся того, как компьютерные специалисты должны принимать решения в отношении профессионального и социального поведения.

Маргарет Энн Пирс, профессор факультета математики и компьютеров Южного университета Джорджии, разделила этические решения, связанные с компьютерными технологиями и их использованием, на три основных фактора:

  1. Собственный личный код человека.
  2. Любой неформальный кодекс этического поведения, существующий на рабочем месте.
  3. Знакомство с формальными этическими кодексами.

СОДЕРЖАНИЕ

Компьютерная этика была впервые предложена Уолтером Манером, профессором Государственного университета Боулинг-Грин . Манер заметил, что этические проблемы, которые были затронуты во время его курса медицинской этики в Университете Олд Доминион, стали более сложными и трудными, когда стали применяться технологии и компьютеры. Концептуальные основы компьютерной этики исследуются информационной этикой , разделом философской этики, продвигаемым, в частности, Лучано Флориди .

История

Концепция компьютерной этики возникла в 1940-х годах у профессора Массачусетского технологического института Норберта Винера , американского математика и философа. Работая над зенитной артиллерией во время Второй мировой войны , Винер и его коллеги-инженеры разработали систему связи между частью пушки, которая отслеживала боевой самолет, частью, которая выполняла расчеты для оценки траектории, и частью, ответственной за стрельбу. Винер назвал науку о таких системах обратной связи информации « кибернетикой » и обсудил эту новую область с соответствующими этическими проблемами в своей книге 1948 года « Кибернетика» . В 1950 году во второй книге Винера « Использование человека людьми» были подробно рассмотрены этические проблемы, связанные с информационными технологиями, и изложены основные основы компьютерной этики.

Чуть позже в том же году было совершено первое в мире компьютерное преступление . Программист смог использовать немного компьютерного кода, чтобы его банковский счет не был помечен как перерасход. Однако в то время не существовало никаких законов, чтобы остановить его, и в результате ему не было предъявлено обвинение. Чтобы убедиться, что другой человек не последует его примеру, требовался этический кодекс для компьютеров.

В 1973 году Ассоциация вычислительной техники (ACM) приняла свой первый этический кодекс. SRI International «s Донн Паркер , автор компьютерных преступлений, вел комитет , который разработал код.

В 1976 году учитель-медик и исследователь Уолтер Манер заметил, что этические решения намного сложнее принимать, когда к ним добавляются компьютеры. Он заметил необходимость в другой области этики, когда дело касалось компьютеров. Так был изобретен термин «компьютерная этика».

В 1976 году Джозеф Вайценбаум сделал свое второе значительное дополнение к области компьютерной этики. Он опубликовал книгу под названием « Компьютерная мощь и человеческий разум» , в которой говорилось о том, насколько искусственный интеллект полезен для мира; однако ему никогда нельзя позволять принимать самые важные решения, поскольку он не обладает такими человеческими качествами, как мудрость. Безусловно, наиболее важным моментом, который он подчеркивает в книге, является различие между выбором и принятием решения. Он утверждал, что принятие решений - это вычислительная деятельность, в то время как принятие решений - нет, и поэтому способность делать выбор - это то, что делает нас людьми.

Позже, в том же году, Абби Моушовиц , профессор компьютерных наук Городского колледжа Нью-Йорка, опубликовал статью под названием «О подходах к изучению социальных проблем в вычислениях». В этой статье были выявлены и проанализированы технические и нетехнические предубеждения в исследованиях социальных проблем, связанных с компьютерами.

В 1978 году Конгресс США принял Закон о праве на финансовую неприкосновенность , резко ограничив возможности правительства осуществлять поиск в банковских записях.

В следующем году Террелл Уорд Байнум , профессор философии в Государственном университете Южного Коннектикута, а также директор Исследовательского центра по вычислениям и обществу, разработал учебную программу для университетского курса компьютерной этики. Байнум был также редактором журнала « Метафилософия» . В 1983 году журнал провел конкурс эссе на тему компьютерной этики и опубликовал лучшие эссе в специальном выпуске 1985 года «Компьютеры и этика».

В 1984 году Конгресс США принял Закон о компьютерной безопасности и образовании для малого бизнеса , в соответствии с которым был создан консультативный совет Администрации малого бизнеса, который сосредоточил внимание на компьютерной безопасности, связанной с малым бизнесом.

В 1985 году Джеймс Мур , профессор философии Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире, опубликовал эссе под названием «Что такое компьютерная этика?» В этом эссе Мур утверждает, что компьютерная этика включает в себя следующее: «(1) выявление созданных компьютером вакуумов в политике, (2) прояснение концептуальных неразберих, (3) формулирование политики использования компьютерных технологий и (4) этические нормы. оправдание такой политики ».

В том же году Дебора Джонсон, профессор прикладной этики и заведующая кафедрой науки, технологий и общества Школы инженерных и прикладных наук Университета Вирджинии, опубликовала первый крупный учебник по компьютерной этике. Учебник Джонсона определил основные проблемы для исследований в области компьютерной этики на протяжении более 10 лет после публикации первого издания.

В 1988 году Роберт Хауптман, библиотекарь из Университета Сент-Клауд, придумал « информационную этику » - термин, который использовался для описания хранения, производства, доступа и распространения информации. Примерно в то же время был принят Закон о компьютерном сопоставлении и конфиденциальности, который ограничивал правительственные программы США по выявлению должников.

В 1992 году ACM приняла новый свод этических правил под названием «Кодекс этики и профессионального поведения ACM», который состоял из 24 заявлений о личной ответственности.

Три года спустя, в 1995 году, Кристина Горняк-Коциковска, профессор философии в Государственном университете Южного Коннектикута, координатор программы религиоведения, а также старший научный сотрудник Исследовательского центра вычислительной техники и общества, выступила с идеей. что компьютерная этика в конечном итоге станет глобальной этической системой и вскоре после этого компьютерная этика полностью заменит этику, поскольку она станет стандартной этикой информационного века.

В 1999 году Дебора Джонсон высказала свою точку зрения, которая полностью противоречила мнению Горняк-Коциковской, и заявила, что компьютерная этика не будет развиваться, а, скорее, будет нашей старой этикой с небольшими изменениями.

После 20-го века, в результате многочисленных дебатов по этическим принципам, многие организации, такие как ABET, предлагают этическую аккредитацию для приложений университетов или колледжей, таких как «Прикладные и естественные науки, вычисления, инженерия и инженерные технологии на уровне младшего специалиста, бакалавра и магистра. «стараться продвигать качественные работы, соответствующие здравым этическим и моральным принципам.

В 2018 году The Guardian и The New York Times сообщили, что Facebook взял данные 87 миллионов пользователей Facebook для продажи компании Cambridge Analytica .

В 2019 году Facebook запустил фонд для создания центра этики в Техническом университете Мюнхена , расположенном в Германии. Это был первый случай, когда Facebook финансировал академический институт по вопросам компьютерной этики.

Обеспокоенность

Этические соображения были связаны с Интернетом вещей (IoT), когда многие физические устройства были подключены к Интернету.

Виртуальные криптовалюты в отношении баланса текущих покупательских отношений между покупателем и продавцом.

Автономные технологии, такие как беспилотные автомобили, заставляют людей принимать решения. Также есть опасения по поводу того, как автономные транспортные средства будут вести себя в разных странах с разными культурными ценностями.

Риски безопасности были идентифицированы с помощью облачных технологий, при этом каждое взаимодействие пользователя отправляется и анализируется в центральные вычислительные центры. Устройства с искусственным интеллектом, такие как Amazon Alexa и Google Home , собирают личные данные пользователей, находясь дома, и загружают их в облако. Помощники Siri от Apple и Cortana от Microsoft собирают информацию о пользователях, анализируют информацию, а затем отправляют ее обратно пользователю.

Конфиденциальность в Интернете

Компьютеры и информационные технологии вызвали озабоченность по поводу конфиденциальности при сборе и использовании личных данных. Например, в 2018 году против Google подали в суд за отслеживание местоположения пользователя без разрешения.

Со временем выросла целая индустрия инструментов обеспечения конфиденциальности и соблюдения этических норм, что дает людям возможность не делиться своими данными в Интернете. Часто это программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое позволяет пользователям гарантировать, что их данные не будут сохранены для использования без их согласия.

Этические стандарты

Различные национальные и международные профессиональные сообщества и организации подготовили документы с кодексом этики, чтобы дать базовые поведенческие рекомендации профессионалам и пользователям компьютеров. Они включают:

Ассоциация вычислительной техники Кодекс этики и профессионального поведения ACM Австралийское компьютерное общество Кодекс этики ACS Кодекс профессионального поведения ACS Британское компьютерное общество Кодекс поведения BCS Кодекс добросовестной практики (исключен в мае 2011 г.) Институт компьютерной этики Десять заповедей компьютерной этики IEEE Кодекс этики IEEE Кодекс поведения IEEE Лига профессиональных системных администраторов Этический кодекс системных администраторов

Мур Дж. - Принципы этики (1984)

Название: Принципы этики
Автор: Джордж Эдвард Мур

М.: Прогресс, 1984.- 327 с.
DJVU 4,27 Мб
Качество: отличное
Язык: русский

Взаимодействие трех ярких, хотя во многом и столь разных, личностей, как Мур, Рассел и Витгенштейн, изменило стиль философствования в английской академической среде, результатом данной эволюции явилось укоренение такой метафилософской позиции, при которой предметом анализа оказывается не объективный мир и не деятельность человека в нем и даже не учения разных мыслителей как объект историко-философского анализа, а только язык этих философов как таковой. Мур занялся критикой языка всех философских учений, с которыми он был не согласен. Аналогом этого анализа языка явилось основание им метаэтического направления в области философии морали - метаэтика. Поиски самой строгой «научности» метаэтиками, придерживающимися более крайних взглядов по этому вопросу, чем Мур, привели к «эмотивистскому» нигилизму. Однако фактом было то, что в Англии именно Мур начал процесс обесценивания ценностей, хотя сам говорил о самоценности «добра» (блага). Этически правильное тождественно максимально полезному, этические предписания подразумевают, что некие действия принесут пользу - добро "само по себе" и добро "как средство". Так возник аксиологический интуитивизм как новая методология метаэтики, которая произвела «революцию» в этических воззрениях Европы XX с. и ознаменовалось выходом в свет «Принципов этики» Джорджа Эдварда Мура. «Принципы этики» Мур посвящает острой и непривычно резкой для чопорных англичан того времени критике методологии четырех основных форм традиционной этики — гедонизма, «метафизической» этики, натурализма и утилитаризма и чтобы сохранить мораль переходит к не «разработанной» ранее сфере «чистого», «идеального» бытия морали.

СОДЕРЖАНИЕ

Дж. Э. Мур как философ и основоположник новейшей английской этики (Вступительная статья) 5

Предисловие автора 37
Обзор содержания 43
Глава I. Предмет этики 57
Глава II. Натуралистическая этика 99
Глава III. Гедонизм 125
Глава IV. Метафизическая этика 186
Глава V. Этика и поведение 226
Глава VI. Идеал 275
Именной указатель 324

Читайте также: