Электронно компьютерные технологии в музыке и их влияние на современную музыкальную культуру

Обновлено: 06.07.2024

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности.

Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.

Так, на конференциях «Современное музыкальное образование», прошедших ещё в 2002, 2003 годах, ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отчали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.

Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным, соответствующим современным условиям. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый опыт традиционного педагогического обучения музыке и огромные возможности компьютера. Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика, призвана заинтересовать учащихся в музыкальных возможностях компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне. В настоящее время компьютер стал важным инструментом для творчества в области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, архитектуры, театра и др., с другой стороны, искусство стало важным источником развития вычислительной техники и программирования.

Для учащихся знакомых с компьютерной музыкой открываются следующие направления для профессиональной деятельности:

нотно-издательская деятельность; подготовка цифровых фонограмм; реставрация старых записей; звукорежиссерская работа; создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-авто аранжировщиков; синтез звука и электронная музыка.

Оснащённый дополнительным оборудованием (то есть звуковой картой, звуковыми колонками, микрофоном, подключенной к компьютеру электронной клавиатурой и прочее) компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в

Студию звукозаписи, Фонотеку, Издательскую систему, Тренажёр для исполнителя, Информационный центр.

Студия звукозаписи открывает возможности для записи собственного пения и игры на инструменте, поскольку звуковая карта любого современного компьютера является совершенным цифровым магнитофоном, дающим качество записи, сопоставимое с аудиодиском. Кроме того, к записанному звуковому материалу могут быть применены различные способы обработки (например, удаление шума на старой записи, сведение нескольких записей в одну и так далее). Например, тот, кто занимался озвучиванием спектаклей или делал фонограммы, знает, как трудно «склеивать» звуковой материал на обычном магнитофоне. Компьютер же, который представляет записанный звук как видимую на экране осциллограмму, позволяет «разрезать» и «склеивать» его с точностью до миллисекунды.

Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте.

Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и «сжимания» звука позволяют хранить в памяти компьютера (даже не очень мощного) сотни часов звуковой информации. Учащийся ДМШ может использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему.

Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок, которые, кроме того, дополнить иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Учащийся с помощью компьютера может издать реферат, презентацию, посвящённый, например, творчеству какого - либо композитора. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.

Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-клавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания. Важной для учащегося является возможность экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером, при поиске новых звучаний, новых музыкальных форм, аранжировкой популярных мелодий. Компьютер допускает также мгновенную фиксацию удачной импровизации (подобно магнитофону), но с возможностью исправления ошибок (вплоть до отдельного звука), точных (до миллисекунды) купюр и вставок;

Информационные возможности компьютера безграничны. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают учащемуся ДМШ возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему его вопросу в области музыки. Мультимедийные музыкальные энциклопедии помогут в изучении музыкальной литературы, инструментоведения. Компьютер выступит как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка / запись с помощью MIDI-технологий музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке, аранжировке и сочинению музыки, изучение принципов формообразования, исследования тембров, темпов и других элементов музыкальной речи. При этом возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, типов компози-ции и т. д.). Компьютер поможет в развитии дистанционных форм музыкальной деятельности. Кроме того, общаясь с компьютером, учащийся повышает свою общую информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т.д.

Критерием практического владения компьютером является умение пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также, умение работать в популярной системе Microsoft Office . Практическое владение компьютером предполагает также умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки, обработки и записи звука, MIDI - редакторами, простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования, а так же знание устройства компьютера и его составляющих,

На занятия в студии компьютерной музыки было отведено по 1 часу(45 мин.) в неделю как занятиям в рамках предмета по выбору. Занятия проводились индивидуально, в компьютерном кабинете. Освоение учащимися теории сочиталось с большим количеством практических занятий за компьютером, самостоятельной творческой работой.

На первых уроках мы:

-посмотрели учебные фильмы «Внешнее и внутреннее устройство персонального компьютера». «Предшественники музыкального компьютера». Узнали «Основы преобразования звука в цифровой формат». «Основные форматы записи и воспроизведения музыки», «Физическая природа звука»

-выполнили практическую работу в текстовым редакторе Microsoft Word (MS Word): создание / редактирование документа, набор текста, работа со шрифтами и т.д.

Далее, мы приступили к изучению некоторыхбесплатныхпрограмм, которые можно использовать в детском компьютерном творчестве.За прошедший учебный год мы ознакомились с 6-ю МК программами, не затрагивая обучающие и игровые музыкальные программы для младших школьников, в которых получаешь теоретические знания, развитие слуха, творческих способностей, знания по музыкальной литературе. навыки игры на инструменте.

Magix Music Market -программа – конструктор для

создания профессиональной музыки без необходимости изучения сложной музыкальной теории. Кроме создания собственных песен, можно импортировать в проект изображения или видео, добавлять текст, визуальные эффекты и картинки.

Основные компоненты программы: - - музыкальный контейнер, где можно выбирать звуки и лупы различных музыкальных направлений.

-поле аранжировки, где в процессе создания песни могут быть скомбинированы различные звуки и звучания.

- управление проигрываемым объектом

В аранжировщике можно просто комбинировать созданные профессионалами лупы (различные аудио и MIDI компоненты). Лупы упорядочены в соответствии с музыкальным стилем, используемыми инструментами и тональностью. Тональность подгоняется одна под одну, ритмический рисунок лупов, относящихся к различным музыкальным стилям, уравнивается.

Порядок действий при работе в Magix Music Marke t . Создаем проект. Стили представляют собой определенные музыкальные жанры. Щелкаем по стилю, чтобы отобразить лупы одного жанра.

• Выбираем из списка инструмент, который хотели бы использовать. Справа появится список всех лупов, из которых можно выбрать нужный звук. Воспроизведение выбранного звука начнется автоматически.

• Чтобы загрузить файл в Аранжировщик, можно перетащить его мышкой из таблицы в трек Аранжировщика.

Практическая работа

1) создать из семплов программ:

целую музыкальную композицию.

MuseScore - нотный редактор – компьютерная программа для создания,редактирования и печати нотных партитур.

Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры. Программа позволяет вносить в партитуру разнообразные изменения.

Порядок действий при работе в нотном редакторе.

1. Открой новый файл

2.Установи нужные настройки записи (количество нотоносцев, ключи, размер метра и т.д.)

3.Введи нотный текст.

4.Введи дополнительные нотные обозначения, связанные с артикуляцией и динамикой, графические указания.

5.Добавь обозначения темпа и названия пьесы.

6.Отформатируй нотный текст.

7.Выпусти готовый нотный текст на принтере.

Практическая работа

-набрать, отредактировать пьесу (отрывок) фортепианного, вокального изложения, партитуры. Сохранить в mscz и в Word.

Из выполненных работ мы собрали СБОРНИК « Мои любимые мелодии.

ChordPulse - программа – авто аранжировщик, позволяет легко создавать музыкальное звучание, поскольку предусматривает опору на автоаккомпанемент. Так же как клавишный синтезатор, эта программа хранит в своей памяти шаблоны (паттерны.) Задача музыканта состоит в выборе из их числа подходящих для той или иной пьесы. Чтобы выполнить аранжировку в этой программе, надо также указать аккорды (с помощью буквенно – цифровых обозначений.) Гармонизация мелодии и подбор подходящих паттернов – основные действия в программе – авто аранжировщике.

Порядок действий при работе в ChordPulse.

В рабочем поле программы выставить нужные параметры метра и темпа, указывать последовательность аккордов с помощью буквенно – цифровых обозначений и настраивать стили аккомпанемента, находящиеся непосредственно над цепочкой аккордов

Практическая работа

-подобрать по слуху аккорды к любой мелодии в подходящем стиле, темпе, тональности. Сохранить аккомпанемент в собственной программе на комп., на свою флешку, как midi-файл.

Порядок действий при работе в MIDI – секвенсере.

1. Открой нужный MIDI – файл или музыкальную модель-заготовку..

2. Прослушивая этот файл, наметь, какие голоса потребуются для инструментовки мелодической линии.

3. Отбери нужные голоса из библиотеки GM (128 голосов) и выставь их на соответствующие дорожки рабочего окна программы.

4. Сбалансируй звучание MIDI – файла по громкости (Vol) и панораме (Pan).

5.Отредактируй звучание с помощью звукорежиссерских эффектов – реверберации ( Reverb), хоруса ( Chorus) и др.

Практическая работа

1)-набрать и отредактировать мелодию в нотном редакторе.

-соединить мелодию, и аккомпанемент, созданный либо в авто аранжировщике, либо в MIDI – секвенсере

2) - записать мелодию в нотном редакторе секвенсера

- прослушивать отдельные дорожки готового MIDI-файла

2)- изменить тембры инструментов в готовом MIDI-файле.

В творческих работах мы использовали тетради по музыкально-электронному творчеству, в которых даны задания с заготовками музыкальных произведений. Мелодические голоса этих произведений даны в абстрактном виде. Их тембр, динамика и расположение по панораме не несут выразительной нагрузки. Ученикам же необходимо на основе манипулирования с этими данными добиться выразительного звучания, отвечающего авторскому замыслу и собственным представлениям о его возможной художественной интерпретации, либо инструментовать, подбирать по слуху и т.д. Каждая из моделей снабжена необходимым методическим комментарием, на который он может опираться. Полученный учениками музыкальный вариант может быть сверен с прилагаемым вариантом решения того или иного творческого задания.

Audacity - программа для редактирования аудиоматериала.

Аудио редактор, в отличие от MIDI – секвенсора, программа, которая позволяет записывать не параметры звучания, а само звучание. Если MIDI – файл по – разному звучит при проигрывании на разных звуковых картах компьютера, то качество аудиофайла не зависит напрямую от особенностей этих карт.

Чтобы отрезать или вставить кусок звучания, можно прибегнуть к стандартным операциям пользователя компьютера: выделить нужный кусок, проведя по нему курсором с нажатой ЛКМ, и удалить кнопкой DELETE, скопировать его (меню Правка- Копировать) и вставить (Правка – Вставить) в другое место. Чтобы обработать звучание, следует выделить нужный его фрагмент, открыть ниспадающее окно Эффекты, выбрать подходящий эффект и отрегулировать его требуемый уровень. Это меню позволяет преобразовать звучание до неузнаваемости. Обратить внимание на такие эффекты, как Разворот, Смена высоты тона, Смена скорости и др. радикальные средства трансформации звучания. Применить подобные эффекты к распределенным тобой по разным дорожкам готовым семплам.

Порядок действий при работе в аудио редакторах

1.Открой новый файл.

2.Открой окно записи аудио редактора.

3.Включи записываемую фонограмму.

4.Отрегулируй внутренний микшер операционной системы с тем, чтобы аудио редактор принимал сигнал, идущий с MIDI – секвенсора.

5.Установи минимальный уровень сигнала.

7.Удали пустые фрагменты в начале и конце записи.

9.Произведи нормализацию записи.

Практическая работа

1) подобрать музыкальное сопровождение к изображениям природы, из существующих картинок составить слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Примерные темы слайд-шоу:

· от заката до рассвета

· горные вершины и т. п.

2) Сделать минус песни (фонограмму)

3) Обрезать и склеить песню или несколько звуковых файлов.

Сохранить (Файл, Экспортировать в mp.3 или wav, Параметры 128 кб/cек., Название композиции, Папка загрузки).

4) Оцифровать аналоговые записи

5) Озвучить сказку. Проект сохранить в mp.3( далее работаем в Window Movie Market)

6) Отделить звук от любого видео.

MOVIE MAKER – видео-редактор. Программа для стандартных операций обработки видео – файлов, соединения изображений, видеофрагментов и текстовой информации.

1) В аудиоредакторе мы записали звук, текст сказки, далее нашли подходящие картинки, импортировали их в программу, соединили все в видеоредакторе. Эффекты, переходы и т.д. Сохранить в mp.4

2) отделить звук от любого видео. Импортировать свой звук.

В результате освоения дисциплины обучающиеся:

- узнали назначение и особенность перечисленных выше программ;

-имеют начальные навыки работы в них

-умеют набирать и редактировать несложный нотный текст

- аранжируют с помощью компьютера музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);

- самостоятельно создают несложные фонограммы.

-работают с программами звукозаписи: выбрать тональность, записать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания,сохранять и записывать на внешний носитель звуковые файлы в форматах MID, MP3,WAV

-знают основы преобразования звука в цифровой формат.

-знают основные форматы записи и воспроизведения музыки.

Используемая литература:

Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих

СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.

Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. Учебное пособие, 2017 -400с.

Живайкин П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам

Издательство: Живайкин А.П., 2009 -116 с.

Учебное пособие. Музыкально-компьютерные технологии в образовании. Издательство : Союз Худ, 2010 -223с.

Музыка и музыканты постоянно испытывают коммерческие и творческие изменения, так как музыкальные технологии совершенствуются с каждым днем. Революционные изменения, которые внедряются в различные музыкальные аспекты, меняют способ производства, записи и исполнения музыки. Совершенствующиеся цифровые и онлайн-технологии, которые сыграли важную роль в расширении музыкального репертуара, еще больше способствуют развитию этой области. Это не только облегчает создание музыки, но и положительно влияет на ее распространение. Инновации и открытия в виде новых инструментов и новых техник меняют весь подход к музыке и музыкантам.

Влияние технологий на музыку и музыкантов

Вся музыкальная индустрия претерпела серьезные изменения в способах ведения дел, поэтому цифровая революция также в значительной степени изменила методы создания музыки. Раньше для создания и записи музыки требовались огромные финансовые вливания и много энтузиастов, но теперь благодаря цифровым рабочим станциям, таким как Logic, Pro Tools, Ableton, Nuendo и многим другим, процесс создания и записи музыки значительно упростился и стал дешевле.

Когда вы работаете с аналоговой аппаратурой почти невозможно точно вспомнить и воспроизвести ваше произведение. Но в цифровом мире вы можете транспортировать свою компьютерную систему в виде ноутбука в любую точку мира и воспроизводить свое произведение без каких-либо ошибок.

Еще посмотреть Из чего состоит методика обучения игре на баяне?

Новая электроника и MIDI-изобретения позволяют музыкантам легко создавать сложные музыкальные произведения. Шедевры теперь больше связаны с идеями, чем с умением хорошо и технически правильно играть на своем инструменте.

Вместе с продвинутыми технологиями появляются новые синтезаторы, микшеры, сэмпл-манипуляторы и другие профессиональные инструменты, которые в огромной степени влияют на написание музыки. Теперь вы можете услышать больше разных шумов, тембров и звуков, которые, возможно, никогда не слышали раньше. В настоящее время большинство музыкантов работают с сэмплами и эффектами, которые уже есть в их системах, и они манипулируют этими звуками, чтобы выбрать ноты, тембры и оттенки, которые они хотели бы использовать. Это делается еще до того, как они начинают писать свою музыку.

Вы можете распространять свою музыку среди самых разных людей, принадлежащих к разным странам, культурам и традициям. Это дает музыкантам возможность экспериментировать с новыми выражениями и звуками. Всякий раз, когда вы хотите услышать какую-то музыку, вы можете перейти на определенные социальные сети и потоковые сайты и слушать все, что вам нравится. Не только доступность и распространение стало проще, но технология сделала и рекламу также довольно распространенной и простой. Вы можете распространять свою музыку по всему миру, и для этого вам даже не нужен большой рекламный бюджет.

В то время как создание, реклама и распространение музыки становятся проще, технология также открыла двери для музыкального пиратства. С техническими преимуществами, с одной стороны, когда все больше и больше музыкантов мотивированы создавать музыку и с легкостью распространять ее; в то же время увеличиваются возможности кражи музыки. Существует разница в бюджете создания музыки на основе компьютерной системы домашней студии и в профессиональном альбоме. Альбом с профессиональными записями стоит недешево, и поэтому музыканты, работающие над профессиональными альбомами, теперь рискуют своими деньгами. Сегодня людям проще и дешевле скачивать одну композицию одним щелчком мыши, чем покупать полный альбом, который им может не понравиться полностью.

Сегодня у слушателей сформировался настрой на то, что музыку можно скачать бесплатно, тогда как раньше ее приобретали за большие деньги. Музыканты, которые тратят много денег на создание и распространение своей музыки, теперь почти ничего не получают взамен.

Поскольку все в музыкальной индустрии становится проще и возрастает риск музыкального пиратства, карьера музыкантов также существенно зависит от новых технологий. Эта тенденция оказалась угрозой для всех тех музыкантов, которые работают в музыкальной индустрии и выступают в течение многих лет.

Создание уникальной и ценной музыки все еще не легкая задача. Но развитие технологий меняет способ трансформации идей для создания, записи и распространения музыки. Поскольку технология продолжает развиваться быстрыми темпами, профессия музыканта и взгляды людей на нее также меняются. Музыканты постоянно проходят процесс адаптации к изменениям, которые происходят в индустрии, и ищут пути для того, чтобы развиваться и выделяться на местах. Несмотря на то, что воздействие имеет как негативные, так и позитивные стороны, музыка все еще остается огромной частью наших обществ и культур.


Влияние новых технологий на музыку прослеживается с древнейших времён. Музыка развивалась вместе с развитием средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. В древности музыка была отделена от остальных искусств. По мнению античных исследователей, она подчинялась каким-то объективным законам и существовала вне зависимости от человека. Конечно, "золотое сечение" существует и в живописи, и в скульптуре, но там все отношения приблизительны, и отклонения от них не так бросаются в глаза, как расстроенная гитара или скрипка режет слух.

С развитием в основном деревообрабатывающей и металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука от породы дерева, из которого изготовлена оправа. Также непрочный конский волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.

За весь период человеческой истории от изобретения лиры до наших дней было создано огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят лет подверглись три группы – клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).

Многократно возрастает престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменился, стал более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи.

Яркий «всплеск» интереса музыкантов и слушателей к необычным звучаниям, к новым тембрам, равно как и стремление хотя бы как-то облегчить необычайно сложный труд композитора и исполнителя, плюс появление возможности использовать для этого новые информационные технологии предопределили использование компьютеров в процессе сочинения музыки. Первые компьютеры не были рассчитаны для этого; пришлось поработать конструкторам, но без музыкантов они ничего бы не сделали. Сейчас эта техника, можно сказать, готова полностью перевернуть музыкальное мышление. И за какое-то очень короткое в историческом аспекте время (лишь в августе 1981 года фирма IBM начала выпускать первые в мире персональные компьютеры) эта техника объединила многие миллионы людей; интерес к возможностям ее в музыкальной сфере стал поистине колоссальным. Обращение к информационным технологиям, музыкальной акустике в их актуальных связях с музыкой ставит перед исследователями многие сложные проблемы. Безусловно, важнейшей из них является проблема соотношения художественного (музыкального) и естественнонаучного мышления или проблема соотношения образного эмоционального восприятия музыки и точности, объективности методов ее познания. Однако объективные критерии позволяют получать знания лишь о внешних, материальных проявлениях искусства. Для представителей точных наук останутся скрытыми (если не навсегда, то надолго) духовная сущность искусства, составляющая основу эстетического познания музыки. Во всяком случае, информационные технологии, музыкальная акустика не предоставляют исследователям таких возможностей. Следовательно, перед учеными во весь рост встает проблема создания метода познания духовной сущности искусства.

Существенное отличие современного пользователя музыкальным звукотехническим и компьютерным оборудованием от деятельности академического музыканта-исполнителя заключается в новом подходе к творческому процессу, поскольку, чтобы создать звуковой образ того или иного инструмента, ему необходимы точные, а не интуитивные знания об употреблении того или иного приема в музыкальном контексте, поскольку музыка в компьютерных технологиях программируется. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт и качественно записать его на цифровой диск.

Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с исполь-зованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компью-терным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обуче-ние с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение интернет-технологии. При использовании интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя. Например:

- сопровождение нотными примерами и аудиопримерами;

- использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в интернете и т. п.);

- использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете;

- задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы;

- форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя.

Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным. Это в равной степени возможно как для очной, так и заочной формы обучения.

Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.

Вербицкий А.А., Цеханский В.М. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры // Информатика и культура: Сб. науч. тр. – Новосибирск, 1990. – 231 с.

Володин А.А. Электронные музыкальные инструменты. М.: Энергия, 1970. – С.145].

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гирфанова Оксана Викторовна

Музыка , как и наука, является неотъемлемой частью жизни каждого человека. И техника, и искусство находятся в непрерывном развитии, в связи с чем, их взаимовлияние всегда динамично. Очевидно, что в течение двух по-следних десятилетий мы переживаем фундаментальные изменения, как в совершенствовании современных технологий, так и в создании новых форм искусства, музыкального в том числе. В первую очередь, мы имеем в виду прогресс в компьютерных технологиях, что, несомненно, повлияло и на из-менение творческих приоритетов в художественной среде современного мира. В результате взаимодействия науки и искусства и возник уникальный феномен цифровое искусство новый вид художественной деятельности, обращение к которому открыло необыкновенно широкие возможности перед совре-менными мастерами. Научно-технический прогресс расширил возможности создателей электронной музыки , позволив им работать над произведениями при помощи программных средств. Мы попытаемся выяснить, в чем именно заключаются особенности влияния новых технологий на музыкальное творчество сегодня, выявить специфику их взаимодействия.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гирфанова Оксана Викторовна

Эволюция интерактивных книг для детей: от бумаги к цифре Информационные технологии в современном музейном пространстве Литературный интернет как среда взаимодействия автора и читателя Цифровой коллаж в искусстве: художественные плакаты с неограниченными возможностями i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MUSIC IN THE DIGITAL AGE

Текст научной работы на тему «Музыка в эпоху цифровых технологий»

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

Гирфанова Оксана Викторовна

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

МУЗЫКА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Музыка, как и наука, является неотъемлемой частью жизни каждого человека. И техника, и искусство находятся в непрерывном развитии, в связи с чем, их взаимовлияние всегда динамично. Очевидно, что в течение двух последних десятилетий мы переживаем фундаментальные изменения, как в совершенствовании современных технологий, так и в создании новых форм искусства, музыкального в том числе. В первую очередь, мы имеем в виду прогресс в компьютерных технологиях, что, несомненно, повлияло и на изменение творческих приоритетов в художественной среде современного мира. В результате взаимодействия науки и искусства и возник уникальный феномен - цифровое искусство - новый вид художественной деятельности, обращение к которому открыло необыкновенно широкие возможности перед современными мастерами. Научно-технический прогресс расширил возможности создателей электронной музыки, позволив им работать над произведениями при помощи программных средств. Мы попытаемся выяснить, в чем именно заключаются особенности влияния новых технологий на музыкальное творчество сегодня, выявить специфику их взаимодействия.

Ключевые слова: музыка, композитор, творчество, электронная музыка, цифровые технологии.

Мир музыки ХХ-начала XXI века отмечен постоянным обновлением художественных практик: совершенствование современных технологий повлияло на создание новых форм музыкального искусства, подготовило обращение современных композиторов к цифровым технологиям. На протяжении всего двадцатого века в творческой среде шел непрерывный поиск новых нестандартных средств выражения для передачи специфики взаимодействия художника новой эпохи с жизнью. Появление новых технологий постоянно стимулировало творческие эксперименты: композиторы разрушали традиционные каноны сочинения, основанные на академическом

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

понимании определяющих элементов музыкальной ткани и основополагающих приемов их развития. В результате поисков исследователи приходили к тому, что основным тематическим материалом для музыкального опуса может быть не только мелодия, но и отдельный звук, тембр, ритмическая группа и т. д. Композиторы нового поколения работали над расщеплением звука, использовали его элементы в качестве основы развития произведения. При этом музыканты обращались не только к звучанию музыкальных инструментов, но и к звукам индустриального происхождения.

Творчество Джона Кейджа может послужить интересным примером подобного поиска неординарных методов сочинения. Автор нередко включал в свои опусы элементы шума или тишины: это могли быть и хорошо знакомые, взятые из самой жизни, естественные звуки, и найденные, искусственно созданные композитором, звучания. Его музыкальные «опыты», часто непредсказуемые и не всегда художественные, вводят слушателя в самую глубину жизни, заставляя его ощущать реальность мира посредством погружения в необычную звуковую среду [1]. Дж. Кейдж создал некий музыкальный прототип жанра «хепенинг»: в процессе исполнения его сочинений неординарные спонтанные действия исполнителей сочетались с музыкальными аллюзиями, построенными на соединении натуральных, «жизненных» и найденных, созданных опытным путем звуков. Его поиски нового звучания сопровождались открытиями в области электронной музыки, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию новой композиторской техники.

Музыкантов XX века нередко называют «Поколением электронных мечтателей» : вслед за открытием электронного звука появляются необычные электронные музыкальные инструменты, порой удивительные для слушателя, воспитанного на классических музыкальных образцах. В 20-х годах прошлого века, становится достаточно популярным терменвокс, созданный Л. Терменом в Петрограде. Композиторы пишут музыку для нового инструмента, создают аранжировки уже знакомых произведений. Эдгар Варез одним из первых поверил в неограниченные возможности новой электронной техники и создал сочинение для музыкальных инструментов и терменвокса. В 1934 г. Лоуренс Хэммонд сконструировал первый электроорган, а в России шла работа над новым изобретением, основанным на симбиозе образа и звука. В результате кропотливого труда Вл. Баранов изобрел оптофоническое пианино. В конце 30 -х годов был создан вокодер, устройство, способное мутировать звук, превращать человеческий голос в механический «роботоподобный», это был аппарат синтеза речи, к которому позже обращались многие композиторы.

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

Научно-технический прогресс, несомненно, повлиял и на становление новых видов электронной музыки, актуальных как для двадцатого, так и для двадцать первого века. Эксперимент идет рядом с творчеством, композиторы постоянно ищут новое звучание, работают с различными тембрами. В процессе активного освоения возможностей электронной техники появляются электроакустическая, спектральная, синтезаторная, а позже и компьютерная музыка, основанная на своеобразном соединении новых технических достижений и современной эстетики.

Электроакустическая музыка возникла еще в конце 60-х годов XX века, но и сегодня она ассоциируется с экспериментальными и альтернативными направлениями творчества, ключевой идеей которых является трансформация и клонирование звука. Франческо Галанте подчеркивает, что поиски нового звучания не должны становиться самоцелью, они должны работать на раскрытие определенной музыкальной идеи: композитор должен организовать звуковую структуру своего произведения таким образом, чтобы звуки, гармонируя друг с другом, вписывались в сочинение, отражая основную мысль автора [2].

Спектральная музыка, начальные этапы развития которой определяются 70-ми годами XX века, основана на использовании красочных гармоний электронных инструментов, а позже звуков, созданных на компьютере. Понять принцип работы композитора, сочиняющего спектральную музыку, позволяет одно из высказываний Клэра Ляронда, где он говорит о том, что в процессе сочинения необходимо брать существующие звуки из окружающей среды: природного или индустриального происхождения и подвергать их изменениям при помощи аналоговых инструментов или компьютерных программ [3]. В результате знакомый тембр звука разбивается на отдельные его составляющие, привычные в их суммарном звучании и неузнаваемые в результате проведенного анализа.

Термин «компьютерная музыка» был принят после первых обращений к компьютеру как к инструменту композитора. Первоначально данный термин использовался при упоминании электронной музыки, сочиненной или воспроизводимой с опорой на компьютерную технику. В дальнейшем было определено более точное понимание данного феномена, как музыкального произведения, в процессе создания которого используется некий алгоритм. Эксперименты в области сочинения при помощи компьютера или синтезатора, опирающиеся на комбинаторную технику, заполнили практически всю вторую половину XX века. Именно компьютерные опыты по созданию музыкального текста продемонстрировали слушателям возможности вычленения из музыкального материала определенных смысловых структур. Обращаясь к

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

компьютерным программам, композиторы начали искать возможность моделирования музыкального произведения на основе перестановок и сочетаний фрагментов музыкального текста. В 1957 году композитор Л. Хиллер и математик Л. Айзексон провели ряд экспериментов по созданию компьютерной музыки: авторы опубликовали статью «Экспериментальная музыка, сочиненная при помощи компьютера» [4]. Практическим итогом их теоретических изысканий стала «Иллиак-сюита», созданная компьютером по заданному алгоритму, в основу которого была заложена выборка отдельных музыкальных элементов.

Техника комбинаторики стала основной и в экспериментах Р. Зарипова, проведенных в 1959 году в Советском Союзе. Для моделирования творческого процесса была разработана программа, в которой были учтены возможные сочетания и перестановки музыкальных элементов, в результате чего были получены мелодии, названные «Уральские напевы» [5].

В последней четверти XX начале XXI века идет изучение возможностей сочинения компьютерной музыки на основе анализа уже существующих музыкальных произведений. Исследователи при помощи цифровых технологий изучали специфику музыкального языка композиторов различных эпох, что в последствие дало им возможность разработать программу для создания новых произведений в стиле И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А.Моцарта.

Американский инженер и композитор Дэвид Коуп в 1983 году, обратившись к цифровым технологиям, собрал и перекомбинировал стилистические данные произведений И. С.Баха, и, как результат, попытался создать при помощи компьютера новое произведение в стиле великого немецкого композитора. Итогом данного эксперимента явилось создание искусственного интеллекта ЭМИ. Но основу творческого процесса -внутренние переживания композитора - машина воспроизвести так и не смогла. По мнению автора эксперимента, он очень преуспел в разработке плохих программ [6]. Позже Д. Коуп приступил к созданию ЭМИЛИ, предполагая, что данная машина будет способна «сочинять» современную классическую музыку, опираясь в «своем творчестве» на уникальный опыт прошлых поколений. Автор эксперимента планировал собрать данные о стилистических особенностях музыкальных произведений 36 композиторов различных исторических эпох, работавших в разнообразных стилях. На основе разработанной программы, обобщившей лучшие сочинения мирового музыкального искусства, было создано современное музыкальное произведение. В процессе обсуждения подобных экспериментов все чаще возникали дискуссии об искусственном интеллекте, но большинство

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

исследователей сходилось во мнении, что выбор и соединение элементов музыкального языка машиной творчеством не является.

Несмотря на отрицательные отзывы о перспективах «запрограммированного» сочинения музыки, интерес к компьютеру как к базовому инструменту современного музыкального творчества не ослабевает. Продолжается работа по изучению возможностей компьютера в работе со звуком. В восьмидесятые годы XX века в творческом процессе помимо уже хорошо известной аналоговой записи активно применяется цифровая. В результате обращения к цифровым технологиям в процессе работы над музыкальными произведениями, повышается качество звучания записываемых и звучащих мелодий, появляется возможность сохранять всевозможные параметры и настройки в студиях звукозаписи, совершенствуются методы обработки звуковых сигналов и редактуры музыкальных записей.

Сегодня музыкальное творчество с использованием электронных цифровых технологий - это, в первую очередь, процесс управления программным или внешним звуковым оборудованием. Таким образом, современный композитор должен владеть возможностями м едиа-программирования, звукорежиссерскими технологиями, умением творчески использовать цифровые технологии в редактуре звука.

И в том, и в другом случае композиторы, работающие сегодня в различных областях музыкального творчества, в первую очередь руководствуются природой самого звука: оперируя его высотой, обертонами, динамикой или тембровой окраской сложных созвучий, они создают некий эстетический образ [7]. При этом принцип, основанный на трансформации и клонировании звука, является объединяющим фактором электронных и компьютерных техник.

Несомненно, что стремительное развитие компьютерных технологий в конце XX-начале XXI века активизировало творчество композиторов в области работы над звуком и расширило возможности создателей электронной музыки, открыв им дорогу в цифровой музыкальный мир. Процесс работы по достижению основных принципов управления звуком - его оттенками, динамикой, высотой, стал более эффективным, так как именно цифровые технологии позволили более точно редактировать электронный звук. Кроме того, обращение к компьютерной обработке звука позволило более продуктивно работать над корректировкой звучания голосов. Сегодня многие произведения создаются при помощи программных средств, благодаря чему, обновляются и расширяются технологии композиторского письма, а перед авторами открываются новые возможности в аранжировке, записи и редактировании музыкальных сочинений.

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел П. Наука и практика. 2018. №1. ID 81

Список использованных источников

1. Мамбетов А. А. Творческое использование цифровых технологий в музыке. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Алматы, 2010.

3. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976. 366 с.

4. Сердюков А. А. Цифровые технологии и проблемы импровизации музыкального текста. Ростов, 2016. 278 с.

5. Зарипов Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М. : Наука, 1983. 232 с.

7. Белунцов В. Трюки и эффекты. СПб., 2005. 448 с.

Doctor of Pedagogics, associate Professor, Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

MUSIC IN THE DIGITAL AGE

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел П. Наука и п|

science and art, and there was a unique phenomenon - digital art - a new kind of artistic activity, access to which is open unusually broad opportunities for contemporary artists. Scientific and technological progress has expanded the possibilities of the creators of electronic music, allowing them to work on the works with the help of software. We will try to find out what exactly are the features of the effect of new technologies on the musical creativity of today to reveal the specifics of their interaction.

Keywords: music, composer, creativity, electronic music, digital technology.

Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 рактика. 2018. №1. ID 81

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Гирфанова О. В., 2018

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»

ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

Читайте также: