Это большой сенсорный экран работающий как часть системы в которую также входят компьютер и проектор

Обновлено: 06.07.2024

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет.

ВложениеРазмер
doklad_interakivnaya_doska_na_seminare.docx 40.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»

Использование интерактивной доски на уроках спец дисциплин

Преподаватель Лазарева Ю.С.

  1. Введение
  2. Основное об интерактивной доске. Виды интерактивных досок. Плюсы и минусы использования интерактивной доски.
  3. Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках спец дисциплин
  4. Заключение
  5. Использованные ресурсы

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для преподавателей остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется рассказать об использовании ИД на уроках спец дисциплин. Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании спец дисциплин, т.к. . мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения на принципиально новый уровень.

Считаю, что использование интерактивной доски на уроках позволит активно вовлекать студентов в учебную деятельность, повысит мотивацию обучения, будет стимулировать творческую активность , и будет способствовать развитию личности ребенка, расширит возможности предъявления учебной информации, увеличит эффективность урока и сэкономит время, то есть, поможет студентам подготовиться к сдаче тестов, экзаменов.

Если же техникум только планирует приобрести ИД, важно владеть основной информацией об интерактивных досках, их преимуществах и недостатках для осуществления выбора.

2. Основное об интерактивной доске. Виды интерактивных досок. Плюсы и минусы использования интерактивной доски.

Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран , работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Доской можно управлять, как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

Виды и типы интерактивных досок.

Сегодня в России в основном продаются модели досок следующих производителей:

Smart (доски SmartBoard) - Канада

Hitachi (доски StarBoard и FX-DUO) - Япония

Panasonic (доски Panaboard) - Япония

PolyVision (доски Walk-and-Talk и Webster) - США

Sahara Interactive (доски Communicator77 и Penbord) - Бельгия

Triumph (доски Triumphboard) – Чехия

QOMO HiteVision (доски QWB200 и QWB300) – США

InterWrite (доски InterWriteBoard) - США

Prometean LTD (доски AktivBoard) – Англия

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что немало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске, чтобы не загораживать проецируемое изображение, что не всегда удобно. Этого недостатка лишена доска обратной проекции, где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.

Следует сказать, что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

(Например, в досках Smart и Polyvision используется, так называемая, резисторная технология. В пластиковую поверхность интерактивной доски вмонтирована сетка из двух слоев очень тонких проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Все, что физически не поцарапает доску.

В досках Hitachi и Panasonic используются другие технологии – инфракрасная и ультразвуковая, основанные на применении соответствующих датчиков, определяющих положение специального электронного маркера.

В новых моделях Hitachi используется технология оптическая – когда два инфракрасных излучателя и датчики, расположенные на верхней кромке доски, отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет, например, все тот же палец.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть, либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры (Sahara, InterWrite).)

Board 660i (вместе с проектором)

GTCO CalComp Inc

InterWrie Board 1077

Walk-and-Talk WT 1600

Webster LT - 6000

Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.

Имеется уже достаточный опыт работы с интерактивной доской. Поэтому можно найти в литературе несомненные преимущества проведения уроков с её помощью, но и недостатки.

Преимущества для преподавателей

  • Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; т.к. есть возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  • Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
  • удобна при работе в большой аудитории;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  • Преподаватели спец дисциплин имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений.

Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:

  • наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
  • наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все преподаватели сумеют найти верное решение проблемы;
  • Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
  • Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
  • необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
  • отсутствие программного обеспечения к конкретным учебникам - необходимость самим принимать участие в их разработке.

Несмотря на все сложности, которые преподаватель в состоянии решить, новые технологии открывают преподавателю более широкие возможности для творчества.

Преимущества для студентов

  1. Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на спец дисциплин

Процесс внедрения использования интерактивной доски на уроках спец дисциплин включает:

1) подготовительный этап (изучение технических особенностей, возможностей, программного обеспечения и методики работы с интерактивной доской);

2) этап практической реализации (создание или подбор из имеющихся интерактивных заданий, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах урока);

3) этап обобщения опыта (разработка программно-методических комплексов для интерактивной доски, проведение серии открытых уроков, мастер-классов).

Перед преподавателем, который хочет научиться использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи :

  • Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для преподавателя в ее составе;
  • Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
  • Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
  • Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Так что мало железа и ПО, нужны еще и люди, которые готовы потратить немало времени для переноса своего материала в контекст интерактивных досок.

Целью настоящей презентации не является обучение работе с интерактивной доской (это довольно таки длительный, но доступный для каждого процесс), а больше её популяризация среди педагогических работников. Поэтому я хотела бы после общих сведений перейти к демонстрации рабочих фрагментов уроков с применением Интерактивной доски.

На сегодняшний день программное обеспечение для интерактивной доски позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, а также легко использовать различные учебные материалы с помощью программы «Коллекция». Кроме того, одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью движения руки по сенсорной поверхности доски.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД, которые позволяют преподавателю использовать ИД на всех этапах урока.

Возможность встраивать аудио и видеофайлы прекрасно помогает развивать навыки аудирования, мотивирует студентов к монологическому высказыванию, обсуждению, дискуссии и т.д. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый студент оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.

На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook» и «Lynx 4», они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.

Была изучена классификация заданий для интерактивной доски. По типу интерактивного взаимодействия компонентов образовательной среды урока, задания для интерактивной доски на уроке могут быть классифицированы на динамические, игровые, командные, аналитические, творческие или продуктивные, тренировочные и тестовые. Все они включаются в уроки в соответствии с подходом преподавателя и его требованиями к предъявлению учебного материала.

Существует регламент использования ИД в образовательном процессе, так как какими бы преимуществами ни обладала интерактивная доска, применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы студентов с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Возможно, использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия студентов с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу студентов и преподавателя. Благодаря интерактивной доске студенты с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала студентами при значительной экономии времени, а также мотивирует студентов на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у студента неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции студентов, совершенствованию навыков общения.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, меж предметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех студентов в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками и, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках спец дисциплин.
Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках преподавателя, такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества преподавателя, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.



Большая площадь поверхности досок SMART Board серии 600 делает проведение динамичных уроков очень простым. Используйте крупные яркие изображения, передвигайте буквы и цифры, составляйте слова и предложения, оперируйте объектами маркерами или просто пальцами. В любом случае, будь то ученики, воспринимающие информацию визуально или же ученики-кинестетики, вы будете уверены, что ваш класс понимает и усваивает изложенный материал.


Поставляемые в комплекте с короткофокусными проекторами интерактивные системы SMART Board серии 600 значительно снижают тень при работе благодаря близкому размещению над доской.

Ключевая особенность интерактивных досок SMART - распознавание касаний. Учителя и ученики могут писать и рисовать на доске, перемещать изменять размеры объектов и управлять приложениями с помощью маркеров или собственных пальцев. Вы можете также писать маркером, стирать написанное ладонью, перемещать объекты пальцем, быстро получить доступ к дополнительным меню или заменить требуемый инструмент с помощью функций лотка для маркеров и функции распознавания касаний SMART.

процесс познания с помощью средств интерактивной доски.

- Развитие умения ясно и логически излагать свои мысли и

идеи окружающим обосновывать свои мысли и

- Развитие мелкой моторики рук

Одной из главных задач современного образования является

раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание

личности готовой к жизни в высокотехнологичном,

В нашем детском саду №5 используется интерактивная доска

SMART Board представляет собой большой сенсорный

экран, работающий как часть системы, в которую также

входят компьютер и проектор. С помощью проектора

изображение рабочего стола компьютера проецируется на

поверхность интерактивной доски. В этом случае доска

выступает как экран. С проецируемым на доску

изображением можно работать, вносить изменения и

Доской можно управлять как с помощью специального

стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем.

Интерактивная доска позволяет писать и рисовать на ней,

сохраняя все сделанные записи.

На занятиях дети становятся интерактивными участниками

процесса «живого»обучения: используют крупные яркие

изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова

и предложения, управляют геометрическими фигурами и

различными объектами. Дети могут расставить изображения

в определенном порядке, продолжить последовательность,

составить изображение в соответствии с образцом,

выполнить сортировку картинок или надписей по заданному

признаку, ориентироваться в пространстве и др.

Все педагоги нашего детского сада имеют возможность

проводить занятия с использованием интерактивной доски.

Занятия, досуги с применением интерактивной доски у нас в

детском саду проводятся по всем направлениям развития

детей: познавательному, речевому, художественноэстетическому, социально – коммуникативному.

На этих занятиях все дети вовлечены в процесс познания.

Доброжелательная обстановка позволяет получать не

только новые навыки, но и развивает саму познавательную

деятельность, переводит ее на более высокие формы

кооперации и сотрудничества. А форма подачи материала

соответствует тому способу восприятия информации,

которым отличается новое поколение детей, у которых

гораздо выше потребность в темпераментной визуальной

информации и зрительной стимуляции.

Грамотное применение возможностей интерактивной доски

Повысить качество образования детей за счет сочетания

традиционных и интерактивных методов организации

образовательной деятельности; представлять информацию

в различной привлекательной для детей -дошкольников

форме (аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает

максимальную наглядность изучаемого материала;

активизировать процессы восприятия, мышления,

воображения и памяти;

мобилизовать внимание воспитанников;

использовать различные цифровые образовательные

проводить непосредственно образовательную деятельность

раскрыть широкие возможности для творческой реализации

педагогов в профессиональной деятельности

Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть

универсальными предпосылками учебной деятельности

(дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа,

внимательно смотреть как другие выполняют задание,

замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше

ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное

расположение предметов. Доска помогает развивать

координацию движений руки, добиваться отчетливой

формы. На экране доски дети могут выполнять задания

практически так же, как на бумаге - соединять точки,

рисовать, писать, что способствует формированию

графических навыков. Педагоги могут показывать им на

доске, каким образом выполнять задания на бумаге,

например при обучении рисованию.

Приобщение к информационной культуре – это не только

овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение

этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То,

что дети могут с завидной легкостью овладевать способами

работы с различными электронными, компьютерными

новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы

они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и

стремились к живому, эмоциональному человеческому

общению. В связи с этим педагоги нашего детского сада

всегда придерживаются требования СанПиН.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому

использовать в образовательной деятельности

дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры,

проблемные ситуации, творческие задания. Использование

интерактивной доски в совместной и самостоятельной

деятельности ребенка явилось одним из эффективных

способов мотивации и индивидуализации обучения,

развития творческих способностей и создания

благоприятного эмоционального фона.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [52].

Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году. С тех пор оборудование SMART пользуется неизменным успехом.

Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор [50]:

· компьютер посылает изображение проектору;

· проектор передает изображение на интерактивную доску;

· интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.

На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере. Если какая-либо программа открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске.

Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Откройте программу так же, как вы делаете это на компьютере, но вместо того, чтобы выделять и открывать файлы мышью, сделайте то же самое пальцем. Чтобы курсор соответствовал нажатию пальцем, необходимо откалибровать экран.

Работа с интерактивными досками помогает в организации учебного процесса. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, облегчить усвоение материала. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них [51]:

1) Презентации, демонстрации и создание моделей.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2) Активное вовлечение учащихся.

Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3) Улучшение темпа и течения занятия.

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Рассмотрим более подробно каждое из этих направлений.

1) Презентации, демонстрации и создание моделей.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

2) Активное вовлечение учащихся.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

3) Улучшение темпа и течения занятия.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Преимущества работы с интерактивными досками [52].

Основные преимущества:

1) совместима с программами для всех лет обучения;

2) усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

3) предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

4) делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей:

1) позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

2) поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

3) позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

4) позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

5) удобна при работе в большой аудитории;

6) вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

1) делает занятия интересными и развивает мотивацию;

2) предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

3) освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

4) учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

5) позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

6) учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

7) им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Факторы эффективного использования:

· обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта;

· использование доски не только преподавателями, но и учащимися;

· предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;

· временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;

· обмен идеями и ресурсами между преподавателями;

· расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской.

Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Интерактивные доски - не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Планирование занятий с её помощью приводит не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Педагогика и интерактивные доски [52].

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные метода обучения - может развиваться так:

· подготовка к началу занятия;

· объяснение целей занятия;

· введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой;

· развитие темы при участии школьников;

· обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Использование инструментов программного обеспечения [50].

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

o презентационное программное обеспечение;

o текстовые редакторы;

o изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана);

o видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения);

o звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если в классе есть громкоговорители;

o программное обеспечение для интерактивной доски;

o программное обеспечение, относящееся к различным предметам.

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке. Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов.

Программное обеспечение Smart Board Software [50].

Notebook - главный инструмент для разработки собственных учебных материалов;

Средства записи - удобная утилита для записи всех выполняемых пользователем манипуляций при работе с той или иной программой, для создания обучающих видео - роликов;

Видеоплеер - утилита для воспроизведения различных видеофрагментов;

Клавиатура - встроенные средства ввода текста;

Ориентация - утилита для калибровки интерактивной доски;

Затемнение экрана, Подсветка, Лупа, Калькулятор - утилиты для реализации удобных режимов работы;

Панель управления, Перемещаемая панель инструментов - комплекс для настройки параметров работы доски.

Лоток для маркеров. На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную Клавиатуру. Нижняя - превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши

Из всего выше сказанного в главе II можно сделать следующие выводы.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика, она - ценный инструмент для обучения математике, повышения интереса к предмету. Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче.

Читайте также: