Это не игрушка это компьютер

Обновлено: 07.07.2024

Современные информационные технологии бурно развиваются и присутствуют практически в жизни каждого человека. Персональный компьютер, обладающий самыми разнообразными функциями, в настоящее время играет большую роль. Ведь задумайтесь, что бы мы с вами сейчас делали без всей этой техники? Мы без нее уже не можем. А потому весьма актуальным является вопрос об участии компьютера в жизни детей.

В настоящее время педагоги, педиатры, психологи, непосредственно родители и многие другие люди, включая министров и так далее, делятся на два лагеря. Одни ратуют за присутствие современных технологий в жизни малыша с ранних лет. Другие же считают, что чем позже малыш сядет за это чудо техники – тем лучше. По крайней мере, до пяти лет – ни-ни. Тут уж каждый из мам и пап рассуждает по-своему и делает свой выбор, который не в праве никто осуждать.

Единственное, на что мне хочется обратить ваше внимание в данном вопросе, что и те, и другие родители часто не понимают, как можно использовать компьютер в жизни малыша. Работая в школе и имея непосредственное отношение к урокам информатики, я с удивлением обнаружила, что, несмотря на наличие почти у каждого ребенка дома компьютера, многие не умеют пользоваться простейшими программами в виде приложений Microsoft World, Paint-а и других, входящих в стандартный набор. Дети не умеют форматировать тексты рефератов, делать простые рисунки и выполнять набор самых примитивных операций на компьютере. Зато они прекрасно разбираются в играх и в интернете. У каждого ребенка имеется более трех учетных записей в наиболее популярных социальных сетях, где они и проводят большую часть времени, получая доступ к компьютеру.

Выходит, что, несмотря на развитие технологий, наши дети просто не умеют пользоваться компьютером по назначению. Он долгое время остается для них лишь средством для развлечения: игр, просмотра фильмов и общения в интернете. Лично мое мнение заключается в том, что мы упускаем очень большие возможности развития детей в данной сфере.

Конечно, я не агитирую сажать ребенка за компьютер с малых лет, когда он еще не умеет на горшок проситься. Но и полностью исключать его из жизни малыша нельзя, потому для них ноутбук или ПК является неотъемлемой частью жизни. Они просто не представляют себе жизнь без этих устройств в принципе. Как в анекдоте: «Мама, а когда ты была маленькой у вас были компьютеры? – Нет. – А мобильные телефоны? – Нет. – Мама, а ты динозавров помнишь?».

Просто уже с малых лет надо объяснять ребенку, что компьютер – это не игрушка. Он может послужить для самых разнообразных более продуктивных целей: обучающих, развивающих, для получения информации, ее анализу и обработке. Для творчества, в конце концов.

При достижении более взрослого возраста, при поступлении в школу следует постепенно обучать ребенка пользоваться простейшими программами, средствам форматирования текста, созданию графических изображений, правильно поиска информации в глобальной паутине. Конечно, не забываем и тут о правильном пользовании компьютером, технике безопасности и ограничении времени.

В данном вопросе, о присутствии компьютера в жизни ребенка, следует придерживаться, по-моему, принципа «золотой середины». Да, длительное времяпровождение может привести к ряду проблем в физическом состоянии ребенка, психологическом. Но ведь это время можно ограничить, и учить ребенка чему-то более полезному и интересному, используя все возможности современного мира.

В два года он управляется с компьютерной мышью лучше, чем с ложкой, в три начинает осваивать виртуальный мир видеоигр, а в пять готов к путешествию по Cети. Как вести себя взрослым: радоваться за компьютерного гения или волноваться?

Фото №1 - Компьютер детям не игрушка

Родительский стан раскололся на две части. Новаторы свято верят: чем раньше кроха освоит компьютер, тем больше пядей появится у него во лбу. Тенденция принимает устрашающие масштабы. Некоторые энтузиасты во время тематических выставок живо интересуются обучающими программами для двухлетних, а самые нетерпеливые ждать не желают и придвигают к монитору едва присевших грудничков. Консерваторы, как всегда, живут в прошлом веке и берегут своих чад от компьютера, как от проказы. Но даже упрямые хранители традиций не уверены, что поступают правильно. Когда на всех коленях и ладонях лежат ноутбуки, планшетники и электронные книги, есть ли смысл воздвигать искусственную дамбу на пути у прогресса, сметающего все архаизмы?

Что к чему

Как показали многочисленные исследования, до определенного этапа развить интеллектуальные способности с помощью компьютера у малышей невозможно. Образно-символическое мышление – умение сопоставлять предметы реального мира с их символическим изображением – формируется во всей полноте только к 5 годам. До этого момента ребенок плохо понимает, что происходит на экране, а значит, почти ничему научиться не может. Двухлетний малыш сумеет различить красный или синий цвета, квадрат или треугольник и даже сможет выполнить простое задание, кликнув на нужную картинку мышкой, но его действия будут не до конца осознанными. Кроха будет улыбаться, смеяться и удивляться, но кроме эмоций он мало что получит.

Результаты многочисленных экспериментов показали, что детей можно допускать к компьютеру не раньше 5 лет. Эти нормы прописаны в официальных документах Министерства образования

Чтобы общение с ПК шло на благо развитию, ребенок должен уметь расшифровывать символы и понимать, что зайчик, появившийся на мониторе, – это тот самый зверек с большими ушами, которого он кормил морковкой в зоопарке, а не произвольный и безымянный персонаж, что буква «А» − это графический знак, который он до этого видел в букваре, а не просто набор прямых линий, соединенных между собой. Осознанно выполнять упражнения малыш сможет только в том случае, если будет знать, какими характеристиками и свойствами виртуальные объекты обладают в посюсторонней действительности. Пока он этих сведений не накопил, никакой информации с экрана он вынести не сможет.

Родителям, которые торопят события, имеет смысл задуматься, правильно ли они поступают, вынуждая кроху растрачивать силы впустую. В период бурного созревания мозга и нервной системы вовсе не ноутбук должен стать ему подспорьем. Гораздо важнее сейчас развивать мелкую моторику и органы чувств: заниматься лепкой, рисовать, строить картонные замки, воспитывать кукол, петь песенки и учить стихи.

Советы офтальмолога

  • До 3 лет детей с компьютером знакомить нельзя.
  • Малыш должен сидеть на расстоянии не менее 50 см от экрана.
  • Центр экрана желательно расположить на уровне глаз ребенка.
  • Угол наклона ЖК-экрана и головы должны совпадать, иначе из-за неравномерной освещенности монитора нагрузка на зрение еще больше увеличится.
  • Освещение в комнате, где стоит ПК, должно быть умеренным и равномерным. Включать настольную лампу необходимости нет.
  • При некоторых глазных болезнях работа на компьютере помогает стимулировать зрение, но при близорукости, дальнозоркости или астигматизме такие нагрузки следует сводить к минимуму.
  • Электронные книги лучше покупать детям после 14 лет.

Непосильная нагрузка

Если в младенческом возрасте компьютерные программы оказываются бесполезны, это вовсе не означает, что они автоматически безвредны. До 5 лет у ребенка активно формируется опорно-двигательный аппарат. Сидеть долгое время в статичной позе малышам нельзя, именно поэтому занятия в кружках и детском саду часто прерываются на гимнастику. Но работа за компьютером не только искривляет позвоночник и портит осанку. Под удар попадают и органы зрения, что приводит к самым разным глазным болезням, прежде всего к близорукости и косоглазию.

Электромагнитное излучение от жидкокристаллических экранов современных компьютеров и ноутбуков минимально, а вот старые модели действительно представляют опасность для здоровья

«Любая система организма развивается правильно только при наличии адекватных раздражителей, и компьютер к ним не относится, − объясняет Игорь Азнаурян, академик АМТН РФ, детский врач-офтальмолог, руководитель ЦОЗДиП «Ясный взор». – Начать хотя бы с того, что анатомическое строение человеческого глаза не приспособлено для рассматривания мелких движущихся предметов на маленьком расстоянии. Но если взрослые к такой нагрузке приноровиться могут, для детей дошкольного возраста она оказывается непомерной, ведь зрительная система созревает полностью только к 7 годам». На четкость изображения, которое мы видим, влияют несколько факторов, в частности длина самого глаза. Если она больше (как при близорукости) или меньше (как при дальнозоркости) нормы, лучи преломляются неправильно, и картинка расплывается.

«У новорожденных детей длина глаза гораздо короче, чем у взрослых, поэтому мы все появляемся на свет дальнозоркими, – продолжает офтальмолог. – К 7 годам зрение выправляется, потому что глаз постепенно увеличивается в размерах. Но пока этого не случилось, сильное напряжение, которое возникает во время работы за компьютером, мешает правильной отладке оптической системы». В результате у детей, рано приобщенных к монитору, глазные болезни развиваются очень часто. У малышей, имеющих врожденные отклонения, патологии проявляются еще и очень быстро.

Жанровое разнообразие

Детям до 5 лет подходят только 2 жанра: учебно-развивающие игры и «бродилки», хотя на рынке ассортимент гораздобогаче.

  • Учебно-развивающие программы. Начать стоит с заданий творческого типа – виртуального конструктора, раскраски, мозаики, художественной студии по созданию открыток. Пробовать можно и диски с элементарными упражнениями на узнавание, когда кроха отвечает на вопросы диктора. Темп обучения будет индивидуальный: если малыш затруднится, программа предложит более легкие задания, если пройдет первый уровень, сразу стартует второй.
  • Квесты, или «бродилки»: ребенок путешествует по сказочной стране, выполняя простые задания, чтобы в конце получить приз или кого-то спасти. Этот жанр можно предложить малышу с 3−4 лет, все остальные желательно отложить до школы.
  • Игра-стратегия. Задача игрока – обеспечить жизнедеятельность виртуального мира. Это может быть волшебная страна, ветеринарная клиника, супермаркет. Такие игры дают развивающий эффект и дошкольнику сильного вреда нанести не могут, однако эмоциональную зависимость они формируют быстро.
  • Аркадные игры : ребенок должен пройти сложный маршрут с препятствиями за строго ограниченное время. Этот жанр негативно влияет на психику малышей вплоть до 7 лет: слишком велико нервное возбуждение, ведь оторваться от экрана нельзя ни на секунду.
  • Гонки малышам тоже противопоказаны. Как и в аркадных играх, от детей требуется чрезмерная концентрация.
  • Симуляторы: игрок целиком вовлечен в сюжет, потому что происходящие на экране события он словно видит своими глазами. Чаще всего по такому принципу устроены «стрелялки». Эти программы детям до 14 лет разрешать нельзя.

Чрезмерное возбуждение

Нервная система мультимедийного натиска тоже не выдерживает. Если ребенок увлечется компьютерными играми до того момента, как она успеет хотя бы немного окрепнуть, рано или поздно он станет раздражительным, конфликтным, у него расстроится сон или аппетит. К таким эффектам приводит сильное нервное возбуждение, ведь малышу приходится напрягать внимание и мысли до предела.

Другая ловушка – эмоциональная зависимость: ее способна вызвать даже самая медитативная программа с плавным течением событий. Детей привлекает все яркое, музыкальное, динамичное, поэтому виртуальный мир не может оставить их равнодушными. Эффект неожиданности и красочная анимация, которыми изобилуют современные компьютерные игры, генерируют состояние эйфории. Родители обычно спохватываются лишь тогда, когда привязанность преступает мыслимую границу, и начинают компьютер запрещать. Строгие табу незамедлительно порождают истерики и конфликты, которых можно было избежать, если бы взрослые с самого начала установили четкий график.

Специфику работы за компьютером тоже важно учитывать. Все действия на экране можно совершать только опосредованно с помощью мыши или кнопок на клавиатуре. Для малышей эта простая манипуляция представляет большую трудность: пальчики плохо слушаются и часто ошибаются. Одинарный и тем более двойной клик требует от крохи огромного напряжения: он должен максимально сосредоточиться, чтобы хоть как-то скоординировать свои действия. Так, если предложить малышу выбрать на экране из трех персонажей мишку, он потратит на это задание гораздо больше внутренних ресурсов, чем если бы он взял нужную игрушку руками с пола. От усилий, которые пока не по плечу, снова страдает нервная система. Правда, не так давно конструкторы изобрели специальную клавиатуру для самых маленьких. Она оснащена крупными разноцветными кнопками, нажимать на которые можно даже ладошкой. Пользоваться ею ребенку гораздо удобнее, но все остальные проблемы она не снимает.

Итого: чтобы сохранить нервную систему невредимой, детям в возрасте до 5 лет все специалисты хором советуют покупать только спокойный учебно-развивающий софт. От компьютерных игр придется воздержаться, желательно вплоть до школы.

Полезно будет для начала познакомить ребенка с частями из которых состоит компьютер. Ведь он крайне сложное устройство:
Монитор - устройство, на котором видны все события, происходящие во время работы за компьютером: тексты, рисунки, приключения героев компьютерной игры или мультфильма.
Покажу тебе объекты,
Фото-, видео-проекты.
Я не плеер, не мотор,
Я обычный.
(монитор)
Системный блок - главное устройство компьютера. Именно благодаря системному блоку мы можем "поручить" компьютеру решать сложнейшие задачи. Системный блок состоит из многих устройств. На его передней панели находится дисковод, в который ребенок может поставить диск с любимым фильмом. От качества работы системного блока зависит работа всего компьютера.
Любую сложную работу
Выполняю я с охотой.
Со мною будет всегда толк,
Потому что я - системный.
(блок)
Клавиатура - устройство для ввода текстов, перемещения указателей на экране монитора.
Буквы и знаки занимают место -
Всем, наверное, известна
Такая клавишная структура.
Конечно же, это.
(клавиатура)
Мышка - помощница номер один при работе за компьютером, маленькая, послушная, удобная. Именно благодаря мышке мы получаем наслаждение от работы с игровыми программами.
Кошек я не боюсь,
В тесной норке не ючусь.
На столе живу, как книжка,
Я - компьютерная.
(мышка)
Принтер - устройство для печати.
К компьютеру можно также подключить сканер, колонки, руль, цифровой фотоаппарат, камеру и другие устройства.

Необходимо помнить:
- монитор имеет электромагнитные излучения, поэтому надо проверять на достаточном ли расстоянии от него сидит ребенок. Это расстояние должно быть не менее 50 см, иногда его еще называют расстоянием "протянутой руки", то есть сидя за компьютером, и протянув руку вперед - она не должна касаться монитора.
- ребенок не должен переутомлять глаза, нужно побеспокоиться, чтобы на экране не было отблесков, ведь работая, значительно приятнее видеть информацию, а не отражение противоположного окна. Нельзя превышать время непрерывной работы, перерывы необходимы через каждые 15-20 минут. В это время лучше подвигаться, сделать несколько упражнений, посмотреть в окно. Ребенку нельзя проводить за экраном компьютера много времени, ведь его организм еще не сформировался полностью и очень уязвим;
- следите за порядком на компьютерном столе, на экране монитора и около него не должно быть пыли, а в комнате, где стоит компьютер, необходимо делать ежедневную влажную уборку.

Сделайте время общения вашего ребенка с компьютером приятным и полезным!

Опасности Интернета


Помните, как в сказке Чуковского "Бармалей" родители увещевали Танечку и Ванечку не ходить в Африку гулять? И что дети? Естественно, не послушали. Интернет - это своего рода Африка. Там тоже полно хищников, причем не менее опасных, чем акулы и крокодилы из стихотворения поэта. Значит, надо разъяснить ребенку, что его подстерегает во всемирной паутине.
Без Интернета уже практически невозможно представить нашу жизнь: это и работа, и обучение, и отдых, и общение с друзьями. Наши дети тоже пользуются Интернетом, часто даже не подозревая о том, кто или что может оказаться "по ту сторону монитора", - в отличии от взрослых, они еще не осознают опасностей, подстерегающих их в Сети. Самое главное - приучать детей не убивать время в Интернете, а активно пользоваться его полезными возможностями.
Самым безопасным для некоторых родителей покажется полный запрет на пользование. Но это заблуждение, потому как, запрещая, родители сами же подталкивают ребенка к обману. Чадо все равно найдет способ попасть в Сеть: в школе, у друзей, в Интернет-кафе, на своем же мобильном телефоне. И тогда точно никакой контроль не поможет.
Куда благоразумнее прислужаться к ниже изложенным советам :
- Разместите компьютер в комнате, в которой "квартируется" вся семья. Дети часто скрывают, что пользуются Интернетом. Но не надо реагировать на это бурно, ведь обсуждать проблемные моменты намного легче во время Интернет-сеанса, когда компьютер находится в общей комнате. Кроме того, вы можете использовать Интернет вместе с ребенком, а заодно ненавязчиво его контролировать и обучать.
- Лимитируйте время, продолжительность Интернет-прогулки обговорите с ребенком заранее. Обговорите время посещения Сети заранее, а когда оно закончится не продлевайте его, а спокойно выключите Интернет, иначе следующий раз посещение всемирной паутины будет еще длинее, ведь ребенок опять попросит продолжения.
- Используйте технические способы защиты компьютера от нежелательного вторжения: антивирус, спам-фильтр, программы родительского контроля. "Родительский контроль" - это программа, блокирующая нежелательные ресурсы и "неблагонадежные" всплывающие банеры. Не секрет, что в Интернете много информации, которая не только содержит азартные игры и ресурсы сексуального характера, но и пропагандирует насилие, извращения, социальную нетерпимость, сектанство. А это и есть главная родительская головная боль. Сейчас многие компании, создающие антивирусы, предлагают и программы родительского контроля. Кроме того, с помощью этих программ можно отследить, какие сайты посещал ребенок без вашего ведома и что он там делал. Некоторые программы можно установить и самостоятельно, причем совершенно бесплатно.
- Создайте семейные правила пользования Интернетом . По возможности чаще обсуждайте с ребенком проблемы и темы связанные с Интернетом и "хищниками" там обитающими. Ведь семейные традиции, нормы и правила - самые долговечные.
- Поддерживайте с ребенком доверительные отношения. Людей, которые не совершали ошибок, не существует, поэтому не надо воспринимать ошибки детей как жизненные проблемы. Чтобы ни случилось, ваш ребенок должен знать, что вы придете на помощь и он может рассчитывать на ваше понимание.
- Научите школьника критически относиться к Интернет-информации и ни в коем случае не размещать конфединциальные данные он-лайн. Расскажите ребенку, почему нельзя слепо доверять почерпнутой из Интернета информации и где ее можно проверить (книги, газетные архивы). Объясните , почему нельзя размещать в Интернете личную информацию: имя, адрес, номер мобильного телефона, место учебы, электронный ящик, номера кредитных карточек родителей и т.д.

Важно! Дети должны понять, что общаться в Интернете - это то же самое, что разговаривать на улице с незнакомыми людьми.

Проведение занятий кружков, кружок Юные почемучки, беседа о компьютере для детей, интернет-этикет для детей, работа кружков в детской библиотеке

Компьютер – это не игрушка! (Беседа-викторина для младших школьников)

Современные люди настолько привыкли к различной технике, что жизнь без персонального компьютера сложно себе представить. Ноутбуки, нетбуки, планшеты, телефоны, карманные компьютеры и даже наручные часы сейчас оснащены программным обеспечением. При этом, то, что взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой.

В отделе обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов Донецкой областной библиотеки для детей им. С.М. Кирова состоялось очередное заседание кружка "Юные почемучки" (руководитель: Бабченко Ольга Юрьевна, ведущий библиотекарь отдела) на тему «Компьютер – это не игрушка!».

Проведение занятий кружков, кружок Юные почемучки, беседа о компьютере для детей, интернет-этикет для детей, работа кружков в детской библиотеке

20 января 2014 г. ученики 3-В класса Донецкого учебно-воспитательного комплекса №1 (классный руководитель: Кравцова Наталья Александровна) знакомились с компьютерами и интернет-этикетом. 22 и 27 января кружок посетят ученики 2-А класса донецкой школы №14 (классный руководитель: Токаржевская Тамила Дмитриевна), а также учащиеся 3-Б класса этой же школы (классный руководитель: Шаповал Наталья Петровна.

Можно бесконечно рассказывать о вреде компьютера и Интернета, однако нельзя отрицать тот факт, что без них жизнь современного школьника почти невозможна. Однако при работе за компьютером необходимо соблюдать некоторые предосторожности, ведь не секрет, что длительное общение с ним негативно влияет на глаза и может привести к серьезным заболеваниям.

Ольга Юрьевна показала ребятам гимнастический комплекс для уставших глаз, рассказала о нормах работы за компьютером и об основных правилах обращения с подобной техникой. Ученики ответили на вопросы слайд-викторины и узнали об истории создания компьютерной техники в мире.

Проведение занятий кружков, кружок Юные почемучки, беседа о компьютере для детей, интернет-этикет для детей, работа кружков в детской библиотеке

Без Интернета уже практически невозможно представить нашу жизнь: это и обучение, и отдых, и общение с друзьями. Дети тоже пользуются Интернетом, часто даже не подозревая о том, кто или что может оказаться "по ту сторону монитора", - в отличие от взрослых, они еще не осознают опасностей, подстерегающих их в Сети. Самое главное - не убивать время в Интернете, а активно пользоваться его полезными возможностями.

Никто не говорит, что Интернет и компьютер – зло, нет! Но обращаясь с ними правильно ребята избавят себя от множества проблем, а своих родителей от головной боли.


(Бабченко Ольга Юрьевна, ведущий библиотекарь отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов)

Читайте также: