Фото как мальчик играет в компьютерные игры

Обновлено: 07.07.2024

Фрагмент интервью

Игровая индустрия массово началась в конце 70-х. К 83-му году там был большой уже подъём, и компания Atari, тогдашний лидер рынка, выпустила свою новую игровую приставку Atari 5200. Вместе с другими издателями, Компания Atari начала клепать немыслимое количество крайне низкокачественных игровых продуктов. Они покупали лицензию на какой-нибудь популярный комикс или фильм, шлёпали её на обложку, а внутри была неиграбельная дрянь.

Апофеозом стала игра E.T. the Extra-Terrestrial («Инопланетянин») по фильму Стивена Спилберга, про маленького, резинового инопланетянина, у которого светится палец. При этом Atari настолько была уверена в её успехе, что напечатала миллионы копий этой игры, а продалось всего около 1 500 000 – всё остальное они закопали в пустыне Невада. Долгое время это было городской легендой, а потом их реально отрыли в пустыне.

Безответственное отношение разработчиков, в том числе Atari, к качеству контента привело к краху рынка видеоигр в 1983 году на два года. Он держался только за счёт пользователей ПК и Commodore, фактически ещё одного компьютера.

В 1985 году японская компания Nintendo решила выйти на рынок игровых приставок. Nintendo годами занималась игрушками и с гордостью заявляет, что она на игровом рынке с 1889 года, что чистая правда. Она была основана в 1889 году, занималась игровыми костями и картами. К 1980-м они занимались электронными игрушками, и в 1989 году они решили выйти на рынок со своей игровой приставкой.

В отличие от всех остальных игроков на рынке до этого, они выходили на рынок не через магазины электроники, как продавались первые приставки, а через магазины игрушек. А в магазинах игрушек, в частности американских, в тот момент уже существовало чёткое разделение на секции для мальчиков и секции для девочек, и Nintendo не хотели вставать на обе секции, это было вдвое дороже маркетингово, поэтому им нужно было сделать выбор. До этого момента все игровые приставки рекламировались как семейные развлечения.

Если вы посмотрите на рекламные плакаты Atari, то там нарисована вся семья: папа, мама, мальчик и девочка, играющие вместе. В 1985 году Nintendo подбросила монетку (мы не знаем, как на самом деле было принято это решение) и решила, что они встанут на полки для мальчиков.

Вот единственная причина, по которой мы до сих пор считаем, что видеоигры – для мальчиков, а не для девочек.

Никакие исследования это не подтверждают. Если хотите знать, среднестатистический геймер сейчас – это 40-летняя женщина. Потому что нет никакой объективной причины, по которой женщина или мужчина, подростки или старики, черные или белые, монголоиды или евреи больше или меньше любят видеоигры. Подходящая игра найдётся для каждого.

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Киберспорт может стать более популярным в России после триумфа игроков, однако мнения людей о пользе и вреде компьютерных игр сильно разнятся.

Одни считают, что те опасны для детской психики, вызывают агрессию и безэмоциональность, а также сужают круг интересов. Другие говорят, что такие представления ошибочны, и уверяют, что игры развивают сообразительность и целеустремленность.

Gornovosti узнали, как сегодняшние родители относятся к увлечению их детей компьютерными играми, а также спросили мнение психологини о том, как появляется зависимость от игр и что с ней делать.

Много крови и потеря времени

Красноярка Дарья Ващенко воспитывает восьмилетнего сына. Мальчик активно интересуется компьютерными играми — Minecraft, Brawl Stars и Among Us — что не нравится его маме. По мнению девушки, такое увлечение отнимает слишком много времени, которое можно пустить в куда более полезное русло — например, прочитать книгу.

— Ему всего восемь лет, а он уже шарит в этих играх больше, чем я. Он неполноценно разговаривает из-за них — в его речи присутствует игровой сленг. Мне не нравится это. Я считают, что это плохо, — говорит Дарья — Если он ослушался, то я забираю у него телефон, компьютер, хотя сама вожу его на занятия по изучению компьютеров. Я вкладываюсь в него и не хочу, чтобы он рассматривал это как развлечение. Я хочу, чтобы вся эта информационная система была для него как доход, а не как тупое прожигание своего времени.

Фото: Дарья Ващенко с сыном / фото: личный архив

По наблюдениям девушки, современные компьютерные игры слишком жестокие для того, чтобы в них играли дети и подростки.

— Слишком много крови. Разве это хорошо? У ребенка может стереться грань о том, что хорошо, а что плохо. Или грань реального мира с виртуальным, потому что психика детей в юном возрасте очень внушаемая.

Дочь жительницы города Ларисы Ильиной , будучи студенткой, потратила три года своей жизни за игрой в World of Warcraft. Женщина рассказала, что ее ребенок тратил большую часть своих кровных денег только на игру.

— Моя дочь три года — с 19 лет до 21 года — «сидела» на World of Warcraft. Ее подсадил на эту игру тогда еще бойфренд. Это были вырванные года. Очень похоже на наркоманию. Она работала, заработанные деньги вкладывала в игру, чтобы купить какой-то щит, одежду…

Фото: Лариса Ильина / источник: личный архив

Польза и помощь в жизни

— Я думаю, что глупо быть против игр. Человечество тянется к игре. Дети — тоже. «Вся наша жизнь — игра». Значит, родителям остается только сориентироваться и дать своим геймерам что-то хорошее, — поясняет Алексей . — Мой сын много занимается спортом и успевает на отлично учиться в школе. Когда у него свободное время, которого немного, он может зависнуть в компе или плейстейшн. Сын любит Fortnite. Это непростая онлайн-игра, там, конечно, стреляют и убивают, но она развивает пространственное мышление, реакцию, боковое периферическое зрение. Я сам себя этим успокаиваю и акцентирую внимание сына на том, что ему как вратарю полученные навыки пригодятся в реальной жизни, на поле.

Фото: Алексей Машегов / источник: личный архив

— Сейчас многие будут рубиться в Dota 2. Эти ребятишки могли бы заниматься чем-то другим: спортом, музыкой, рисованием. И мне немного жаль, что традиционные способы занять детей — творчество и спорт — начинают проигрывать конкуренцию геймерским предложениям. Но это естественный ход жизни. Значит, надо находить какие-то иные подходы, чтобы дети шли на футбольную поляну или хоккейную коробку, а не только рубились в FIFA и NHL , — размышляет Алексей Машегов . — Вот об этом надо думать, а ограничения и запреты — лишены смысла. А на распространенный аргумент «компьютерные игры вредят психике!» отвечу: безусловно. Особенно, если психика уже повреждена из-за нервной обстановки дома и отсутствия взаимного доверия между родителями и ребенком. Когда дома ор – так приятно надеть наушники, взять геймпад и убежать в виртуальность. Поэтому наш единственный шанс – интересная, насыщенная, яркая жизнь для наших детей здесь. А не в мониторе.

Отец трехлетнего мальчика Дмитрий Попугин в свое время сам увлекался компьютерными играми — он играл в Моrtal Kombat и даже участвовал в кибертурнирах, занимая призовые места на местных красноярских чемпионатах. Мужчина сказал, что не будет запрещать сыну играть в компьютерные игры, когда тот вырастет, по одной простой причине — это невозможно.

Фото: Дмитрий Попугин / источник: личный архив

— Сегодня не так уж много мест, где вы не сможете заметить влияние видеоигр: от музыки до фильмов и от образования до армии. Игры прочно вошли в нашу жизнь, — говорит Дмитрий . — Я считаю, что следует быть со своим ребенком на одной волне и немного разбираться в игровой индустрии. Важно знать, какой он игрой увлечен и есть ли в этой игре микротранзакции, чтобы быть уверенным, что ребенок не оставляет в этой игре деньги. В компьютерных похождениях должна быть мера, и видеоигры не должны превалировать над реальной жизнью ребенка.

Мнение специалиста

Gornovosti попросили детского психолога Марию Фролову рассказать о том, из-за чего у детей и подростков может появиться зависимость от компьютерных игр, как этого не допустить и что делать родителям, если это все-таки случилось.

— Очень важный момент — в каком возрасте родители разрешают ребенку компьютерные игры и знакомят их с гаджетами. Я разделяю мнение о том, что дошкольникам до того момента, пока дети активно не начнут читать, не рекомендуется бесконтрольное общение с гаджетами. Потому что есть как минимум один большой риск: если родители уделяют ребенку очень мало времени и это время компенсируется наличием гаджетов, то у ребенка формируется общение с гаджетом.

Мария отметила, что компьютерные игры не приводят к зависимости. Она может появиться только тогда, когда родители не контролируют времяпровождение за ними.

— Я не говорю про запрет гаджетов, нет. Родители имеют право выбирать. Мы все живем в современном мире, гаджеты нужны нам, но если мы говорим про детей дошкольного возраста, потому что именно оттуда идет старт и развитие предпосылок ко многим нарушениям, не только компьютерным зависимостям.

Мария рекомендует родителям не давать детям до пяти лет гаджеты, но если все же пришлось, то максимум 30 минут в день. Это время надо тратить не сразу, а частями — например, по 10 минут три раза в день. С подростками, продолжает психолог, должна быть простая договоренность — к примеру, сначала уроки, потом игрушки.

Если ситуация вышла из-под контроля и ребенку стало гораздо интереснее проводить время в виртуальном мире, чем в реальном, то в первую очередь надо попробовать с ним поговорить, чтобы понять его психологическое состояние. В крайнем случае — обратиться к специалисту.

Фрагмент интервью

Игровая индустрия массово началась в конце 70-х. К 83-му году там был большой уже подъём, и компания Atari, тогдашний лидер рынка, выпустила свою новую игровую приставку Atari 5200. Вместе с другими издателями, Компания Atari начала клепать немыслимое количество крайне низкокачественных игровых продуктов. Они покупали лицензию на какой-нибудь популярный комикс или фильм, шлёпали её на обложку, а внутри была неиграбельная дрянь.

Апофеозом стала игра E.T. the Extra-Terrestrial («Инопланетянин») по фильму Стивена Спилберга, про маленького, резинового инопланетянина, у которого светится палец. При этом Atari настолько была уверена в её успехе, что напечатала миллионы копий этой игры, а продалось всего около 1 500 000 – всё остальное они закопали в пустыне Невада. Долгое время это было городской легендой, а потом их реально отрыли в пустыне.

Безответственное отношение разработчиков, в том числе Atari, к качеству контента привело к краху рынка видеоигр в 1983 году на два года. Он держался только за счёт пользователей ПК и Commodore, фактически ещё одного компьютера.

В 1985 году японская компания Nintendo решила выйти на рынок игровых приставок. Nintendo годами занималась игрушками и с гордостью заявляет, что она на игровом рынке с 1889 года, что чистая правда. Она была основана в 1889 году, занималась игровыми костями и картами. К 1980-м они занимались электронными игрушками, и в 1989 году они решили выйти на рынок со своей игровой приставкой.

В отличие от всех остальных игроков на рынке до этого, они выходили на рынок не через магазины электроники, как продавались первые приставки, а через магазины игрушек. А в магазинах игрушек, в частности американских, в тот момент уже существовало чёткое разделение на секции для мальчиков и секции для девочек, и Nintendo не хотели вставать на обе секции, это было вдвое дороже маркетингово, поэтому им нужно было сделать выбор. До этого момента все игровые приставки рекламировались как семейные развлечения.

Если вы посмотрите на рекламные плакаты Atari, то там нарисована вся семья: папа, мама, мальчик и девочка, играющие вместе. В 1985 году Nintendo подбросила монетку (мы не знаем, как на самом деле было принято это решение) и решила, что они встанут на полки для мальчиков.

Вот единственная причина, по которой мы до сих пор считаем, что видеоигры – для мальчиков, а не для девочек.

Никакие исследования это не подтверждают. Если хотите знать, среднестатистический геймер сейчас – это 40-летняя женщина. Потому что нет никакой объективной причины, по которой женщина или мужчина, подростки или старики, черные или белые, монголоиды или евреи больше или меньше любят видеоигры. Подходящая игра найдётся для каждого.

Читайте также: