Где находится бортовой компьютер на экскаваторе

Обновлено: 06.07.2024

Экран компьютера экскаватора Hitachi ZX

Экран консоли компьютера гусеничного экскаватора Hitachi ZX 250H выводит множество параметров работы землеройной машины:

  • Температуру охлаждающей жидкости дизельного двигателя Isusu;
  • Количество топлива в баке; , литров / час, а также полное расходование;
  • Счётчик мото-часов.

Вывод параметров обслуживания экскаватора Hitachi ZX

Эти параметры помогают отлеживать работу машины на строительной площадке.

Значительно упрощают техническое обслуживание и управление экскаватором данные по замене расходных материалов и жидкостей на основе Информационного дисплея обслуживания:

Замена масла в двигателе ISUSU экскаватора Hitachi

Срок замены масла в двигателе – оператор / слесарь может самостоятельно изменять интервал в зависимости от типа применяемых масел (информация об интервале замены, остаточном числе часов, а также дата и час прошедшей замены);

Срок замены фильтра очистки топлива Hitachi ZX250

Интервал смены фильтра очистки рабочей жидкости – гидравлического масла – 1000 часов, при использовании оригинального фильтрующего элемента Хитачи, работающего при высоком давлении и повышенных температурах;

Фильтроэлемент кондиционера экскаватора – 500 часов;

Клиновой ремень привода кондиционера;

Изменение параметров замены фильтра рабочей жидкости

Напоминание о замене фильтра – масляный фильтр двигателя находится сбоку, что упрощает его замену. Сливная пробка расположена на картере. Смазочные материалы для экскаватора Хитачи работают определённое время указываемое на электронном дисплее.

Автоматическое напоминание о сроках замены масел, фильтров и других расходных материалов

Компьютер экскаватора Hitachi сам напомнит о предстоящем техническом обслуживании – обычно это происходит за 50 часов. Срок напоминания можно увеличить или же уменьшить.

Вся информация на дисплее компьютера, в том числе установка даты, времени, корректировка количества часов изменяется оператором при помощи клавиш 1,2,3,4,5.

Клавиши экрана: возврат рабочего дисплея, F1, F2, F3, F4 применяются для системных настроек.

Выбор и настройка компьютера при смене рабочего оборудования экскаватора

При смене рабочих органов землеройной машины нужно выбрать тот тип оборудования, который установлен на экскаваторе, например бетонолом.

Параметры технического обслуживания (экран компьютера Hiatchi ZX250)

Это позволяет настроить работу насосов машинисту экскаватора не выходя из кабины, что обеспечить оптимальный поток гидрожидкости.

Система сигнализаторов экскаватора Hitachi ZX

Работа экскаватора отслеживается электроникой с помощью множества датчиков. Машиниста о неисправностях оповещают сигнализаторы: минимального уровня топлива, перегрева двигателя, падения уровня охлаждающей жидкости, повышение температуры гидравлического масла и т.д. В этом случае необходимо руководствоваться информацией выдаваемой электроникой.

Установка параметров времени экскаватора Hitachi ZX250H

Кроме того, при неисправностях аппаратуры, сигнализаторов могут выдаваться коды ошибок экскаватора Hitachi ZX. Например, ошибка 1395 – характеризует нехватку топлива. Обычно возникает при засорении топливопроводов между баком и топливным насосом. Обозначение значков на бортовом компьютере на Хитачи 200 – довольно просто, т.к. на нём нет ЖК-дисплея, и информация в отличие от Hitachi ZX250 не вводится.

Расход топлива в час, общий расход топлива, счётчик наработки мото-часов экскаватора Hitachi

Тестирование системы сигнализаторов компьютера экскаватора Хитачи

Нужно также отметить, что электроника выполняет тестирование системы контроля за работоспособностью экскаватора и может сигнализировать о неисправности того или же иного датчика, что существенно упрощает поиск неполадки и её устранение.

image

Экскаватор можно увидеть на любой стройке в городе. С обычным экскаватором справляется один машинист. Для управления ему не требуется сложная система автоматизации.

Но если экскаватор в разы больше привычного и достигает высоты пятиэтажного дома, в его ковш можно поместить Лэнд Крузер, а «начинка» состоит из электродвигателей, тросов и шестерней, размером с автомобиль? И работает он в угольных и горных карьерах, 24 часа в сутки / 7 дней в неделю 30-40 лет подряд?

Такой экскаватор — промышленная система, обслуживание которой стоит очень дорого.

Автоматизация технологических процессов снижает стоимость эксплуатации промышленной системы. Автоматизированная система управления технологическим процессом называется – АСУ ТП. Экскаватор, подобный описанному, не исключение.

Так что это за экскаватор? Какая АСУ ТП на нем используется?

О каких экскаваторах речь?

Речь идет о карьерных экскаваторах. На таких машинах разрабатывают горные и угольные карьеры.

Размеры: карьерные экскаваторы достигают высоты пятиэтажного дома.

Перемещение: экскаватор перемещается с помощью гусеничной ходовой тележки. Тележка состоит из:

  • гусеничных рам;
  • гусениц;
  • приводов хода;
  • контура смазки ходовой тележки.

image

Устройство (состав): экскаватор состоит из трех укрупненных узлов:

  • рабочее оборудование;
  • поворотная платформа с механизмами;
  • ходовая тележка.

Карьерные экскаваторы выполняют множество операций: копание, поворот корпуса машины, передвижение и т.д. Для каждой операции предназначен отдельный двигатель. Для выполнения всех этих операций требуется огромное количество систем. Все системы и механизмы, как и полагается, находятся в «машинном зале».

«Машинный зал» экскаватора – это поворотная платформа. В ней располагаются механизм подъема ковша, поворотный механизм, электрооборудование экскаватора с системой управления и контроля, вспомогательные механизмы, пневмосистема, система централизованной автоматической смазки.

Условия работы и срок службы: карьерные экскаваторы работают в режиме 24/7, а срок службы действительно составляет 30-40 лет.

Питание / топливо: карьерные экскаваторы работают на электричестве. Каждый горный участок разреза получает электроэнергию от подстанции напряжением 35/6 кВ.

Какая автоматизация у экскаваторов на борту

Карьеный экскаватор – это промышленная система. Задачи эксплуатации экскаватора сходны с задачами эксплуатации промышленного объекта:

  • контроль параметров системы передвижения;
  • мониторинг износа оборудования;
  • защита оборудования от внешних и внутренних угроз: перегрузки, короткие замыкания и т.д.;
  • энергоучет;
  • контроль положения экскаватора;
  • осмотр оборудования во время работы;
  • контроль «слепых зон»;
  • мониторинг показателейи работы экскаватора;
  • ведение журнала событий;
  • передача данных для централизованного учета.

АСУ ТП «на борту» экскаватора включает в себя следующие системы:

Для мониторинга параметров передвижения устанавливаются контроллеры. Оператор следит за следующими параметрами: работа систем управления приводов, температура нагрева узлов системы, давление в пневмосистеме, густой смазки.

Для учета потребленной и отданной активной и реактивной электрической энергии устанавливается счетчик электроэнергии.

Слепые зоны, работа механического оборудования и рабочий забой выводятся на экран оператора. Для этого устанавливаются видеокамеры.

Для вычисления и учета показателей работы экскаватора используются данные из контроллеров. Показатели вычисляют за определенной временной интервал: за смену, за месяц, по бригадам.

Все события сохраняются в журнал событий и хранятся необходимый интервал времени.

Как организована передача данных?

Как уже упоминалось выше, экскаватор состоит из ходовой тележки и поворотной платформы.

Поворотная платформа может свободно вращаться на 360 градусов относительно ходовой тележки. Для передачи данных между этими двумя частями очень проблематично использовать провода. Они очень быстро перетираются.

Данные между частями экскаватора передаются по Wi-Fi. В базе и поворотной платформе устанавливаются функциональные модули Wi-Fi WLAN 5100 от Phoenix Contact совместно со специальными кабелями RAD-CAB-EF393-10M и всенаправленными антеннами RAD-ISM-2459-ANT-FOOD-6-0-N. Всего для устойчивой связи на экскаваторе установлено 3 антенны.

Также на экскаваторе устанавливается 4G-роутер TC ROUTER 3002T-4G с широконаправленной антенной TC ANT MOBILE WALL 5M и устройством защиты от импульсных перенапряжений CSMA-LAMBDA/4-2.0-BS-SET.

image

Структурная схема информационной системы карьерного экскаватора

image

Установка антенн на экскаваторе ЭКГ-20

image

Как выглядит кабина оператора?

Конечный результат автоматизации для оператора выглядит следующим образом:

Мы снова осваиваем спецтехнику. На этот раз гусеничную машину – экскаватор.

Учимся управлять экскаватором

Для работы на экскаваторе нужны специальные права. Выдают их в Гостехнадзоре, после двух месяцев обучения на курсах.

Пиктограммы на бортах наглядно показывают, что бывает с теми, кто не соблюдает технику безопасности.

Пиктограммы на бортах наглядно показывают, что бывает с теми, кто не соблюдает технику безопасности

Для работы на экскаваторе нужны специальные права

Совмещенные с педалями рычаги управления ходом гусениц: левой и правой. Толкаем оба от себя – экскаватор едет вперед, тянем на себя – едем назад. Чтобы повернуть, допустим, направо, отпускаем правый рычаг (тормозим гусеницу); надо налево – отпускаем левый, а жмем вперед правый. Можно развести рычаги в разные стороны – тогда экскаватор развернется на месте.

Мы снова осваиваем спецтехнику. На этот раз гусеничную машину – экскаватор

Педали управления дополнительной гидравлической линией – для различного навесного оборудования

Бортовой компьютер – он, как говорится, и в Африке бортовой компьютер

Правый джойстик в подлокотнике сиденья управляет стрелой и ковшом

Просто педаль-подножка. Не включает ничего

Совмещенные с педалями рычаги управления ходом гусениц: левой и правой

Левый джойстик в подлокотнике сиденья отвечает за управление поворотом башни и манипулирование т.н. рукоятью – частью стрелы, на которой навешен ковш.

Красная штанга с левой стороны сиденья – это рычаг безопасности. Экскаватор будет работать, только если рычаг стоит в горизонтальном положении – как сейчас.

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

фото 1

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

фото 2

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием; ;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Читайте также: