Хорошая память на лица где работать

Обновлено: 04.07.2024

Писал тут пост на тему возвращения найденных на улице доков, когда тупил, увидев впервые парня на улице и мучительно пытаясь вспомнить, кто это - мой знакомый, знакомый знакомого или кто-то еще. Хотя я 30 секунд назад нашел его водительское и положил в карман, решив дойти до дома и начать поиски хозяина. Хотелось бы рассказать о том, какие пробуксовки иногда выдает мне мой мозг и поделиться парочкой историй.

У меня вообще хорошая память вообще и на лица в смысле записывания образов, но с идентификацией персон хоть редко, но происходят затупы, и тут включаются забавные явления. Точно знаю, что я этого человека видел раньше, но кто это конкретно - не могу вспомнить. И запускаются лихорадочные поиски по всем уголкам памяти в поисках того, кто бы это мог быть. Часто бывает, что эти мысли становятся навязчивыми, хотя стараюсь иногда убеждать себя - "Забей, похер уже". Но желание все-таки разобраться и вспомнить, что же это за личность и откуда я ее помню часто не дает покоя. меня часто так - если не могу вспомнить кого-то с лица, начинаю перебирать все варианты, как будто этот человек мне денег должен)

Самое забавное, что мозг лекго включает режим "Ну и похер", когда требуется осознать творящуюся псевдокрипоту или сцены из разряда КРОВЬКИШКИРАСПИДОРАСИЛО. Никаких хаотично возникающих мыслей. Спокойная отрешенность да и только. А как людей вспоминать с лиц - так прям забудем еду и сон.

О памяти на лица Мозг, Память, Глюки, Психология, Воспоминания, Лицо, Текст, Длиннопост, Видео

О памяти на лица Мозг, Память, Глюки, Психология, Воспоминания, Лицо, Текст, Длиннопост, Видео

Но следом пришла мысль - Гампу уже 20 лет, а серия свежая, неможеттакогобыть! Тут подвох. И все по новой, только теперь я по памяти проигрывал в голове кино с Хэнксом.

Зуд в голове на тему - она или не она, окончательно улегся только после того, как я понял, что

тупо спутал двоих людей. Ну посудите сами, на планшете в автобусе смотрю, как тут не перепутать?

Загримированного Колокольникова в Игре престолов я так вспоминал. Он там людоеда Стирра играл. Смотрю ту серию и понимаю, что рожа очень знакомая и актер из русских, а кто - не могу вспомнить. Правда, смущало, как и почему в ИП оказался наш отечественный актер? Чё ему там делать? Это же ИП! И титры в эпизоде обрезаны - не посмотреть фамилию. Диссонанс в мозгу, в общем. А раз диссонанс - я опять не могу прогнать эти мысли из головы, начинаю искать где я ошибся(вот нет бы просто хер забить. нет, мы будем судорожно перетряхивать архивы в памяти).

Потом инет под рукой когда оказался, узнал имя, смотрю список актерских работ. А там "В августе 44-го", который я смотрел не раз. Пасьянс сошелся. Ну и я опять убедился, что распознавание лиц таки не тупит. это идентификация образа с памятью просто чудит маленько.

Самый забавный глюк был с одним мужиком. Я шел в своих мыслях, тащил пылесос, и гонял музон в наушах. И один мужик лет 50 просто подошел ко мне около какой-то пятерочки что ли и без затей спокойно и так по-приятельски сказал - "Денег дай мне, а."

И тут я подвис. Обычно синяков и бомжей с просьбами подать посылаю без затей на хер, но тут не могу решиться - мозг упорно подсказывает, что это очень знакомая персона.

Я его не узнал, ессно. Но я точно чувствовал, что он мне очень хорошо знаком. Прям и голос и лицо. И он видимо меня, тоже. Раз так по-свойски ко мне обратился за помощью. И я не могу ответить согласием или даже вежливо отказать - я не могу вспомнить, кто же это конкретно.

Он был набухан, без шапки и в расхристанной куртке(это зимой-то), а у меня таких бухающих знакомых и даже знакомых моих знакомых не водится. Всех друзей-нетрезвенников я знаю давно и ни за что бы их не забыл.

Короче, я начинаю лихорадочно соображать, кто это - бывший коллега, родственник близких друзей, родственник коллег, или тупо из старых соседей. Так всегда бывает, когда не можешь вспомнить - даже самые бредовые версии перебираешь. Но мозг инфы не дает, а мужик этот смотрит так участливо, как на старого друга и ждет ответа на свою просьбу. Надо что-то отвечать, а я не могу ничего произнести, потому что посылать знакомого на хер довольно грубовато, может расстроиться и огорчиться. Зачем знакомых обижать и грубить им? Стою, как воды в рот набрал. Тем более, я грешным делом додумал, что вытаскивая наушник, наверняка пропустил первую часть фразы, где он совершенно точно называет меня по имени и вообще доказывает, что наша встреча явно не первая.

Я что-то с трудом выдавил нечто нейтральное, типа "не могу" и он заковылял прочь. Я еще сильнее завис - если он мой знакомый, чё ж он так свалил быстро? В общем, я тоже съебал, на ходу обдумывая эту ситуацию и все равно нихуя не понял.

И три, блять, дня я перебирал в памяти всех людей которых я когда-либо встречал! Пытался вспомнить всех, кого вообще теоретически мог видеть. Даже прошерстил список друзей друзей в вк и пролистал старые фотки. Никого хотя бы единожды среди встреченных мною людей я, конечно, не подогнал под описание, но мозг упорно мне твердил - этот мужик явно не чужак.

Я и прям покой потерял - не могу перестать об этом думать и все тут. Ведь меня редко подводит это осознание, что человек явно знаком. Ну неужели я наглухо забыл кого-то? А вдруг этот человек попал в беду, нуждался в поддержке, забухал с горя, а я ему вот так руку помощи не протянул? Короче, начал реально загоняться.

И прямо как в спектакле у Гришковца (в "Одновременно" есть такой эпизод), когда проснулся утром, сразу вспомнил кто это. И так же как у Гришковца - тьфу, блять! вот кто это! Досадно и смешно - все переживания из за него, сука!

Кто помнит ролик такой вирусный - про разборку питерскую? Оказался вот этот вот хер

Он еще в +100500 попал и вообще разлетелся по интернетам. Как раз на метро Академической заснято было. И в том районе я его и повстречал, в такой же приблизительно степени трезвости). Неудивительно, что память так отчетливо сигналила о том, что чел знаком - ролик по сто раз смотрели с друзьями, а на момент встречи прошло около двух лет, и сразу вдуплить я не смог.

А он меня ниоткуда не знал и не мог знать, мне просто показалось. Не через экран же) Может, он как мемом стал, так молодежь на него внимание обращала, он с них привык на пивко тянуть, поэтому и подошел. Или просто бухому пофиг, у кого стрелять)

Вот такие кренделя мне иногда мозги откалывают. Бывает ли у кого такое?


Психология | Psychology

8K поста 43.6K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

На память никогда не жаловался, но лица и имена - это ад.

Лиц просто не запоминаю (это при том, что я художник), а имена помню если повезёт.

Людей различаю по жестикуляции, мимике, походке, голосу, манере разговора и прочим второстепенным штукам.

Могу пялиться на человека и не узнавать вообще, но стоит ему встать и сделать пару шагов - я вспоминаю кто он, какие курит сигареты и о чём мы говорили шесть лет назад.

С сопостаалением лиц с образами в памяти та же херь. Порой даже слышу, как в голове судорожно мысли копошатся в поисках соответствия, но как правило тщетно либо очень поздно.

Аналогичная херь. В пору когда ездил на общественном транспорте на работу и оттуда.Живу на окраине города . Туда ходит вполне определенный маршрут , разумеется. И , стоит встретить в маршрутке/автобусе например сотрудницу местного магаза, примелькавшуюся в рабочей униформе, а тут - одетую "по гражданке"- голова как кубик Рубика долго ищет откуда знакомо лицо.

Бывает, особенно если лица типажные.

У меня мозг отключается,когда новый человек представляется при знакомстве. А вот на лица память идеальнейшая. Но не знаю, чем мне это в жизни может помочь.

Я не совсем в тему, но это же Робин Райт! В санта барбаре играла и в карточном домике! А по теме, у меня так же, но я думала, что это наоборот, плохая память на лица, когда помнишь вроде, но не помнишь кто, бесит

Я запретила мозгу мне мозг выносить по поводу того, что я кого-то когда-то видела.

Могла на полчаса "зависнуть", вспоминая. Теперь, если сразу не вспомню, то "выкидываю" это из головы, отвлекаюсь на что-то другое.


Отпускать или нет ?

В жизни бывают ситуации, когда нам трудно отпустить что-то (ситуацию, человека, отношения) или же ситуации, в которых мы еще не определились, а нужно ли нам это отпускать или нет ?

Я сама это состояние знаю. В этом случае, в первую очередь нужно куда-то деть свои мысли.

Прекрасная техника №1: берете листы и начинаете писать. Пишем все подряд, насколько бы абсурдно это не было. Пытаемся написать максимально много. Перечитывать не обязательно.

//Что происходит в этот момент ? Мозг постоянно думает о ситуации и он будет прокручивать это в голове до тех пор, пока вы не денете это куда-то. Изложенная на бумагу информация воспринимается мозгом как пройденная и он перестает воспроизводить ее (по крайней мере вам становится легче и вы уже не так часто об этом думаете).

Эта техника особо хороша, если использовать ее по утрам. Просто просыпаетесь и пишете 7 листов (выберете любое количество). Если ничего не приходит в голову - пишите, что вам ничего не приходит в голову. Смысл написанного не важен - важно освобождение мозга от информации, которая может мешать в течении дня.

Техника №2: прощальное письмо. Эта техника подходит и в тех случаях, когда вы точно решили попращаться с чем-то/кем-то, либо же, если вы еще в замешательстве, то сделав ее вы будете четче понимать, что вы чувствуете и точно ли оно вам нужно.

Суть в том, что вы находите уединенное место, время, когда вам не будут мешать, берете лист (желательно побольше) и отвечаете на вопросы:

Важные детали: писать искренне; давать эмоциям выходить, если они появляются (а они появляются и это нормально); отвечать на вопросы в прошедшем времени, как будто это уже произошло.

1. Какие приятные вещи вы потеряли ?

2. За что вы хотели бы поблагодарить ?

3. Что непрятного было в ваших отношениях от чего вы хотели бы избавиться ?

4. Чего вы ждали от этого человека ?

5. Чем вы могли бы обогатить эти отношения ? (Пример: "Думаю тебе было бы радостно, если бы я. " или "Думаю тебе было бы не так больно, если бы я. ")

6. Чего вам бы хотелось привнести больше, если бы это можно было изменить ?

7. Какими вы хотели бы видеть ваши отношения ?

8. Что вы хотели бы сделать сегодня вместе с этим человеком ?

9. Чего вам не хватает в отношениях ?

10. Чего вы желаете партнеру ?

В конечном итоге во время и после написания письма у вас будут появляться определенные эмоции и чувства, которые помогут успокоиться и обдумать ситуацию.

P.S. прощальное письмо можно также адресовать важной для вас вещи (например, квартире с которой вы переехали) или же домашнему питомцу - в таком случае меняем некоторые вопросы.


Дилемма "разделенного мозга". Мысленный эксперимент (дополнено)

Дилемма "разделенного мозга". Мысленный эксперимент (дополнено) Мозг, Сознание, Биология, Нейробиология, Психология, Мысли, Ум, Душа, Наука, Длиннопост

В течение последних лет я интересуюсь вопросами нейробиологии и сознания. Одной из наиболее интересных тем, которая лично меня зацепило это существование пациентов с полностью разделенными полушариями (гемисферами) головного мозга.

Если коротко, то данную операцию проводят в качестве крайней меры пациентам, страдающих от тяжелых форм эпилепсии. Суть операции заключается в рассечении мозолистого тела мозга, что приводит к разрушению связей между левым и правым полушарием. По этой теме имеется много статей и материалов.

Если коротко, то пациенты продолжают в целом жить обычной жизнью и окружающие даже не замечают изменений. Тем не менее, нейробиологи поставили ряд экспериментов, в результате которых были получены данные, свидетельствующие в пользу наличия двух изолированных сознаний левого и правого полушария.

Например, приведу вот такую выдержку:

В общем, я придумал мысленный эксперимент, касательно проблематики разделенных полушарий.

Как упоминалось выше, операция по разделению полушарий мозга проводится в целях лечения эпилепсии и делается хирургическим путем, что само по себе необратимый процесс разделения полушарий. Тем не менее, вопрос, касательно появления 2 обособленных личностей очень интересен и может иметь далеко идущие следствия. Вот представьте, что Вам на завтрашний день назначили операцию по полному разделению полушарий. Сегодня вы одна целостная личность, ваше привычное субъективное Я. Вот наступает день операции, вы входите в наркоз и засыпаете. Пока все как обычно.

Но теперь наступает момент пробуждения. Хирурги достойно выполнили свою работу и Ваши полушария полностью разделены между собой.

Вопрос №1: Какова вероятность осознать свое Я (как опыт от первого лица) "запертым" в левом/правом полушарии? Вопрос может показаться странным, но он все же имеет значение. Например, лично я бы очень не хотел субъективно "обнаружить" себя в качестве сознания правого полушария, лишившись способности управлять речевым аппаратом - перспектива общаться с помощью левой руки меня совершенно не устроила бы. Или же мне бояться нечего и я гарантированно после операции буду сознанием левого полушария, т.е. у меня гарантированно останется контроль над речевым аппаратом?

Вопрос (дилемма) №2: Предположим нам уже сделали операцию, прошло с тех пор несколько лет. Нас все устраивает, все отлично. Вы себя обнаруживаете в качестве субъекта левого полушария, управляете речевым центром и вроде бы все хорошо (ну не считая периодических синдромов чужой руки, с которыми вы уже привыкли жить и все окей).

И тут на очередном обследовании у нас обнаруживают опухоль в левом полушарии, и врач сообщает, что единственный способ сохранить жизнь - это полное удаление левого полушария (гемисферэктомия). Опустим детали, но предположим, что все обследования говорят нам о том, что оставшаяся половина мозга выживет и сможет функционировать. Подобные операции действительно очень редко, но проводятся.

Но у нас снова появляется тяжелая дилемма - так как вы осознаете себя субъектом левого полушария, то, по сути, удаление левого полушария приведет к вашей смерти. Даже несмотря на то, что вторая половина мозга (и ваше тело) продолжит жизнь.

И вот снова наступает день Х. Вы ложитесь на операционный стол, вам вводят наркоз, вы засыпаете и. есть несколько вариантов:

1. Вы (субъективно) уже никогда не просыпаетесь и попросту умираете вместе со своим левым полушарием. Да для окружающих вы выживете, но это будете не вы, а субъективное сознание вашего правого полушария.

2. Вы просыпаетесь и осознаете себя в правом полушарии.

Предлагаю обсудить эту тему. Как по мне проблема более чем реальная.

Позволю себе немного продолжить наш мысленный эксперимент:

Допустим, мы изобрели некое устройство, которое временно функционально разделяет полушария мозга, а потом снова соединяет (как именно работает устройство не так важно, главное концептуальная часть).

В общем, у нас такое устройство есть, и мы подопытный.

Ход эксперимента: мы будем многократно включать и отключать прибор, при этом включая прибор мы на каждой итерации фиксируем в каком полушарии "оказалось" наше "Я".

Возможные исходы эксперимента:

1. Первый вариант, что мы при эксперименте каждый раз будем "находить" субъективно свое "Я" то в одном, то в другом полушарии. Например:

1 итерация: правое

2 итерация: левое

3 итерация: левое

4 итерация: правое

5 итерация левое

Такой исход эксперимента задаст создаст очень трудную проблему философского уровня, т.к. механизм "переноса Я" будет крайне сложно объяснить и думаю такому исходу эксперимента будут рады те, кто верят в душу и т.п. В то время как нейропсихологам придется серьезно поломать голову, и не факт, что получится найти ответ.

2. Во втором случае - мы каждый раз будем обнаруживать свое "Я" (от первого лица) в одном и том же полушарии, скажем, в левом (ну или в правом). И сколько бы итераций мы не сделали, картина от этого не поменяется.

В таком случае возникает вопрос: "А когда прибор отключен, то мы все равно остаемся в этом полушарии?".

Также мы можем попробовать продолжить функционально "дробить" наш мозг (не затрагивая вегетативные функции ствола мозга) с помощью прибора, уже рассекая его не на 2 части, а на 4, 8 и т.д. И при этом каждый раз фиксировать, работа какого участка будет соответствовать нашему субъективному опыту от первого лица. В итоге может оказаться, что наше "Я" при таком дроблении раз за разом будет оказываться в небольшом участке мозга (скажем, 2х2 сантиметра). Но при отключении прибора все будет возвращаться в целостность.

Тогда автоматически будет возникать еще 2 вопроса:

- Почему при "дроблении" мозга наше "Я" осознает себя именно этим участком мозга, а не другим?

- Что будет, если мы полностью удалим этот участок мозга 2х2 см и что при этом изменится: Если мы это сделаем во время работы прибора и при отключенном приборе.

Если такой эксперимент все же удастся провести в будущем, то думаю он прольет свет на такие философские вопросы как возможность переноса сознания на внешние носители (цифровое бессмертие) и т.п.


Помните ли вы, что ели на обед на прошлой неделе? Помните ли вы имена большинства людей, которых вы встречаете? Вы знаете каждое слово любимой песни?

Департамент США по трудоустройству провел исследование наиболее подходящих работ для людей, которые имеют скорость памяти 53 или выше.

И мы решили предоставить вам список вакансий, которые идеально подойдут вам

Диктор радио или телевидения

Скорость памяти: 53

Преподаватель, инструктор педагогической грамотности

Скорость памяти: 53

Требует наличия высшего образования, а также грамотности в преподавании, проведении тестов с детьми и взрослыми.

Учитель начальной школы

Скорость памяти: 53

Учитель иностранного языка или литературы

Скорость памяти: 53

Инженер-эколог

Скорость памяти: 53

Инженеры по охране окружающей среды используют принципы инженерии, биологии и химии для разработки решений экологических проблем. Они участвуют в усилиях по улучшению переработки, утилизации отходов, общественного здравоохранения, а также и контроля воздушного и водного загрязнения.

Учителя сельскохозяйственных наук

Скорость памяти: 53

Эта группа специалистов включает в себя преподавателей агрономии, управления промыслами, садоводческие науки, науки по уходу за птицей.

18 вакансий, которые отлично подойдут людям с хорошей памятью

Ученый биоинформатики

Скорость памяти: 53

Ученые биоинформатики проводят исследования с использованием теории и методов в таких областях, как фармацевтика, медицинские технологии, биотехнологии, вычислительная биология, протеомика, компьютерная информатика, биология и медицинская информатика.

Инженер робототехники

Скорость памяти: 53

Инженеры исследуют, проектируют, разрабатывают, тестируют приложения.

18 вакансий, которые отлично подойдут людям с хорошей памятью

Администратор в образовательном учреждении

Скорость памяти: 53

Администратор курирует студентов, ученых и научные исследования преподавателей в колледжах и университетах. Их должностные обязанности варьируются в зависимости от направления колледжа, которым они управляют.

Экономист-эколог

Скорость памяти: 53

Эколог-экономист проводит экономический анализ, связанные с охраной окружающей среды и использования ресурсов окружающей природной среды, такие как вода, воздух, земля и источники энергии. Они оценивают выгоды, затраты, стимулы и последствия альтернативных вариантов использования экономических принципов и статистических методов.

18 вакансий, которые отлично подойдут людям с хорошей памятью

Медсестра анестезиолог

Скорость памяти: 53

Медсестра анестезиолог должны ухаживать за пациентом и обеспечивать медицинскую помощь. Сфера практики варьируется от штата к штату.

Аллерголог или иммунолог

Скорость памяти: 53

Аллергологи и иммунологи проводят диагностику и лечение, а также помогает предотвратить аллергические заболевания и процессы, поражающее иммунную систему.

Учитель средней школы

Скорость памяти: 56

В их обязательства входит подготовка студентов к следующему этапу обучения.

Обучающий координатор

Скорость памяти: 56

Учебные координаторы наблюдают за школьной программой и учебными стандартами. Они разрабатывают учебный материал, координируют его осуществление учителями и директорами, а также оценивают его эффективность.

Физик

Скорость памяти: 56

Физики проводят исследования физических явлений, занимаются разработкой теории на основе наблюдений и экспериментов, а также разрабатывают методы для применения физических законов и теорий.

Духовный работник

Средняя заработная плата: $ 47730

Скорость памяти: 63

Духовный работник проводить религиозное поклонение и выполняет другие духовные функции, связанные с убеждениями и практикой религиозной веры или конфессии. Они также обеспечивают духовное и нравственное руководство и помощь членам.

Певец

Скорость памяти: 63

Певцы поют для живой аудитории и в студиях звукозаписи.

Актер

Скорость памяти: 72

Актеры выражают свои идеи и изображают персонажей в театре, кино, на телевидении, и другие исполнительские искусства-медиа. Они интерпретируют сценарий писателя, чтобы развлечь аудиторию.

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Как мы отличаем знакомое лицо от незнакомого? Ну, ничего удивительного в этом нет - скажете вы и будете правы - нам не составит особого труда в том чтобы произвести данную дифференциацию - лицо, которое, нам знакомо - оно уже сохранено в нашей памяти, а незнакомого лица там нет, потому что мы с ним ещё не встречались. Что тут можно ещё по этой теме сказать? Разве что, задаться вопросом: а каким образом мы вообще запечатляем, сохраняем и воспроизводим в памяти лица людей? Давайте об этом и поговорим.

Память на лица и серотонин

Я думаю, многие знают о существовании нескольких функциональных центров памяти в нашем мозге. Но, конечно же, чаще всего, на слуху - гиппокамп. И как раз именно социальная память и есть его вотчина. Здесь стоит обратить внимание на то, что социальная память тесно связана с социальным взаимодействием: нет взаимодействия с субъектом - нет и работы центра по его запоминанию. Получается, что для запечатления памятью лица определенного человека, нам не всегда достаточно его просто увидеть, нам стоит ещё с ним и пообщаться.


Как заметили экспериментаторы, если одна мышь знает другую, то они не будут слишком много тратить время на изучение друг друга, а вот мышки-незнакомцы тратят гораздо больше времени на взаимоизучение. И в этой связи учёные задались вопросом - какие центры в мозге мышей проявляют активность при процессе данного взаимодействия. Используя специальную аппаратуру, с помощью которой производилось сканирование мозговой активности грызунов, исследователи выяснили, что при взаимодействии с незнакомцами, в работу включались такие структуры мозга как - ядра перегородки - это такие нейрональные образования, расположенные на границах обоих полушарий. Именно ядра перегородки активизируются при образовании социальных воспоминаний. Чтобы это доказать, учёными были проделаны эксперименты по отключению нейронов данных ядер. И опыт показал, что в таком состоянии, с выключенными нейронами ядер перегородки, животное не запоминает, с кем до этого оно общалось и, соответственно, будет каждый раз тщательно обнюхивать и ощупывать вибриссами уже знакомую ей мышь с такой степенью активности, как будто они раньше и не встречались.


Проделывалась и обратная манипуляция: нейроны ядер перегородки стимулировали дополнительно перед взаимодействием с незнакомыми мышами. В результате мышь очень хорошо запоминала незнакомца более, чем на день, хотя в обычных ситуациях, память у мышей на незнакомцев не держится так долго, она стирается за пару часов.

Где же здесь про серотонин? - недовольно спросите меня вы, а я отвечу - терпение, друзья мои, мы уже к нему подходим! И подходим чисто анатомическим путём. По отросткам нейронов ядер перегородки, которые прямиком следуют к гиппокампу. И ещё небольшое уточнение: при усилении синапсов между нейронами ядер перегородки и нейронами гиппокампа, усиливается и крепчает социальная память. Но при этом, параллельно данному процессу, нейроны ядра перегородки ловят своими отростками импульсы ещё из одного нервного центра, который уже находится в стволовых структурах головного мозга. А как мы знаем, нейроны ствола мозга синтезируют и выделяют серотонин (вот и добрались!), а серотонин, в свою очередь, влияет на активность нейронов ядер перегородки и, таким образом, укрепляет функции социальной памяти. В данных экспериментах также было показано, что именно серотонин, как основной проводник данных импульсов, играет основную роль не только в образовании социальной памяти, но и в социальных функциях мозга в целом. Но, естественно, нейронаука остаётся и по сей день во многом для нас загадкой и поэтому конкретные цепочки из нервных клеток остаются неизвестными даже сегодня.


Итак, что нам известно на сегодняшний день? Есть около полутора десятков типов рецепторов для серотонина. В нейронных центрах ядер перегородки располагается один из типов данных рецепторов и именно благодаря их совместной и слаженной работе: серотонина и рецепторов и реализуется социальная память! В этих же экспериментах если исследователи усиливали сигнал серотонина из ствола мозга к ядрам перегородки, то животные запоминали встреченного ими незнакомца в десять раз дольше!

Подытожим? Конечно же, мы - люди - носители более сложно организованной ЦНС, следовательно и социальные взаимодействия, включая и социальную память у нас будут сложнее, чем у грызунов. Но серотонин работает по одинаковым принципам у всех социальных млекопитающих. Так что данные подобных экспериментов дают человечеству огромную надежду на то, что в скором будущем удастся лечить различные болезни ЦНС, которые оказывают негативный эффект на способность человека к социализации, изменяя уровень серотонина в мозге и тем самым повышая его проводящие функции между различными структурами нашего мозга, ответственными за социальную память в частности и интенсивность социального взаимодействия в общем.

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти. Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности. В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол). А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием. Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность. Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память. Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством. Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Тем, на что направлена психическая жизнь человека, каковы ее интересы. Смысловое запоминание характеризуется тем, что человек запоминает существенную и нужную для него информацию, то, что ему интересно. Чем шире, разнообразнее и содержательнее интересы человека, тем богаче и содержательнее будут «запасы» его памяти. Память человека зависит от того, чем он интересуется.

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Как уверяет Гэри Сполл: «шоппинг является прекрасной тренировкой для памяти», ходя по магазинам, человек взаимодействует с новыми людьми, обращает внимание на их лица, постоянно активизирует функцию внимания, рассчитывает цены. Выполняет все те действия, которые заставляют работать различные области мозга, и при этом они следуют друг за другом.

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность. К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Помимо представленных методов по развитию и укреплению функции памяти существуют программы развития на когнитивных играх-тренажерах. Они представляют собой научно обоснованное сочетание определенных развивающих задач, представленных в игровой форме, выстроенных в логической последовательности с учетом нейропсихологических закономерностей, повышения уровня сложности и индивидуальных особенностей пользователей.

Память и способы ее развития у специалистов

Память и способы ее развития у специалистов


Примеры заданий с онлайн-сервиса «Викиум»

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Читайте также: