Игровая и компьютерная зависимость отличия

Обновлено: 07.07.2024

Компьютерная зависимость и зависимость от компьютерных игр, особенно у детей и подростков, — довольно трудно решаемая проблема. Ни один психолог или психиатр, на мой взгляд, пока не предложил адекватного, реального способа решения этой проблемы. И вот почему.

Большинство психологов, пишущих об интернет-зависимости или увлечении компьютерными играми, чаще всего ни хрена не разбираются в проблеме и публикуют полный бред.

Либо сознательно запугивают людей, и через запугивание навязывают свои весьма недешевые услуги по «лечению и избавлению от компьютерной зависимости».

Попытаемся восполнить этот пробел.

Первый вопрос:
Почему у ребенка, подростка или взрослого человека возникает игромания и компьютерная зависимость? Это пристрастие исключительно сегодняшнего дня, или оно имеет глубинные вековые корни?

Правильный ответ:
Человек всегда, во все времена, искал для себя любимого «лекарство от скуки», искал развлечений и удовольствий. Подчеркиваю, люди искали для себя — и находили — развлечения и удовольствия всегда, во все века и при любых условиях.


Древние римляне играли в мяч, посещали похабные представления уличных комедиантов и смотрели бои гладиаторов. «Хлеба и зрелищ».

Очень популярна у римлян была игра в кости (игральные кубики). Этой игрой увлекались не только простолюдины, легионеры и рабы, но и многие римские властители. Император Гай Юлий Цезарь Август приказал соорудить из собственного дворца игровое заведение по типу современного казино.

В средние века люди тоже играли в кости. А еще они отправлялись на охоту, пили, обжирались, шли к проституткам или устраивали дуэли. Кто-то со скуки шел на войну.

Более «продвинутые» играли в шахматы и шашки. К слову, шахматы и шашки очень злили представителей духовенства. Запреты на подобные развлечения устанавливались в христианских, иудейских и мусульманских странах.
Но, несмотря на все запреты, шахматы и шашки оставались популярными до тех пор, пока им на смену в XV веке не пришли карты.

Очень скоро карточные игры стали, наверное, самым популярным массовым развлечением. Компьютерных игр тогда еще не было, зато в карты отрывались по полной.

Причем почти сразу стали играть на деньги. Люди проигрывали целые состояния, и никакие увещевания родных и близких не могли игроков остановить.

О том, насколько карточные игры в те времена были популярны, можно рассказывать долго. Но чтобы не утомлять вас лишней информацией, упомяну только один факт.
В ХIХ веке не было, пожалуй, ни одной знаменитости, которая не коротала бы время за карточным столом.
Играли все — Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Достоевский, Некрасов, Толстой, Чехов, другие писатели и поэты, дипломаты, политики и помещики.

При этом многие проигрывались «в пух и прах».

После гибели Пушкина от руки Дантеса царь распорядился оплатить из казны все долги поэта. Включая карточные. «Всего уплачено долгов Пушкина по 50 счетам около 120 000 рублей»… — бешеные по тем временам деньги!
Фёдор Достоевский тоже спускал в карты сумасшедшие деньги. Поигрывал он и в рулетку. В феврале 1867 года он 5 недель подряд играл в казино и, по некоторым сведениям, проиграл обручальное кольцо своей жены и ее последнее платье.
Лев Толстой в 1857 году проиграл в казино Баден-Бадена всю наличность, занял денег у своих друзей, писателей Полонского и Боткина, и снова все проиграл.

Компьютерные игры в те времена были настоящей бедой…. Люди теряли из-за них целые состояния, включая свои дома, имения и помещичьи угодья.

Простите, я сказал «компьютерные игры»? Описался, наверное. Компьютерных игр тогда еще не было, конечно. Речь о картах и других азартных развлечениях.

Однако ж азартные игры, как ни странно, во все времена были не самой большой бедой. Случались у людей и более пагубные увлечения — например, алкоголь и наркотики.

«Великий психолог» Зигмунд Фрейд страдал (или наслаждался?) зависимостью от кокаина. Михаил Булгаков употреблял морфий. Эрнест Хемингуэй банально пил.
Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес», страдал опиумной зависимостью (ну кто бы мог подумать?).

Вообще наркотики и алкоголь употребляли многие известные личности:
Эдгар По — опиум, Конан Дойль — морфий, Валерий Брюсов — кокаин, Владимир Высоцкий — морфий, Вертинский — кокаин, Джек Лондон — морфий, Гоген и Ван Гог — абсент, Михаил Шолохов — алкоголь; список, как вы понимаете, можно продолжать очень и очень долго.

А что у нас с современными зависимостями? Чем народ развлекается в наше время?

Многие женщины, гневно осуждающие интернет и компьютерные игры, проводят по 8–10 часов в день за просмотром телевизора. Тоже, кстати, зависимость.

Во время лабораторных экспериментов ученые изучали реакцию людей на просмотр телевизора, следя за мозговыми волнами с помощью электроэнцефалографии.
Выяснилось, что в результате длительного просмотра телепередач и сериалов умственная активность и критичность мышления у большинства людей снижается, и этот негативный эффект сохраняется довольно долго.

Можно упомянуть и другие распространенные виды зависимостей, такие как:
— шопоголизм, сексуальная зависимость, курение, ОБЖОРСТВО, потребность часами болтать с подругами по телефону, и даже трудоголизм.

Особо упомяну дачную зависимость. Даже не пытайтесь убедить меня, что это не зависимость, и что любитель поездок на дачу легко от них откажется.

Итак, что мы имеем. Если смотреть на ситуацию непредвзято, нет, пожалуй, ни одного человека, который не имел бы той или иной зависимости.
Вопрос только в том, насколько эта зависимость вредна и опасна.

Насколько же вредна интернет-зависимость или зависимость от компьютерных игр?

В ее крайних проявлениях, когда человек из-за этого не ест, не пьет, не спит, не ухаживает за собой, становится агрессивным, не учится или не работает — безусловно, вредна.

И это уже психиатрия — состояние на грани психоза или шизофрении. В такой ситуации надо срочно обращаться даже не к психологам, а к психиатрам. Возможно даже, класть ребенка в психиатрическую больницу. Хотя это, к сожалению, никому никогда толком не помогает.

Но, положа руку на сердце, давайте признаем, что многих мам и бабушек волнует не тот факт, что ребенок из-за игр или интернета стал неадекватным.

Даже если ребенок остается вменяемым, нормально ест-спит и вполне нормально учится, мам и бабушек все равно тревожит, что их чадо несколько часов в день проводит в интернете, или играет в компьютерные игры.

Тревожит только потому, что такое времяпровождение не укладывается у некоторых женщин в голове: «Это неправильно; мы в детстве играли на улице; мы бегали, а они сидят на одном месте». Или вот это: «По телевизору сказали, что компьютерные игры — это очень-очень плохо».

И как-то забывается то обстоятельство, что в нашем советском детстве были другие вредные зависимости: кто-то во дворах дрался, кто-то играл в карты, кто-то пил водку. Некоторые нюхали клей. Почти все курили. Многие девчонки «неожиданно» беременели в 15–16 лет.

Ну, а теперь давайте задумаемся еще вот о чем. Предположим, криками и угрозами, или уговорами, вам удастся отучить ребенка от компьютера.
Чем он займется? Кинется изучать науку? Это вряд ли. Начнет писать книги? Тоже сомневаюсь. Станет великим художником? Запишется в спортивную секцию? И это вряд ли.

Скорее всего, ребенок или подросток начнет искать замену компьютеру. И в этом случае он все равно найдет свою «зависимость» — сомнительные компании, беспорядочный секс, наркотики или алкоголь, карты или казино, обжорство или экстремальные развлечения, и т. д.

По большому счету, проблема ведь не в том, что у человека возникает КОМПЬЮТЕРНАЯ зависимость, а в том, что он в целом склонен «погружаться» в разные зависимости и не умеет их контролировать.

К слову, подобных историй, когда отлученный от компьютера подросток «уходил в подворотни» со всеми вытекающими последствиями, за 20 лет практики я от своих пациенток слышал очень и очень много.
Как мне потом говорили многие из этих мам и бабушек: «Лучше бы уж продолжал в игры играть».

Что же делать? Просто не обращать внимания, что ребенок сутками напролет сидит в интернете или играет? Или бороться с ребенком, усугубляя конфликт?

Честно — не знаю. Стопроцентных рецептов нет. Можно только попытаться что-то сделать, но без насилия.
Мягко договариваться. Мягко убеждать. Попробовать понять своего ребенка и, возможно, иногда даже разделять его увлечения. Хотя бы изредка вместе сыграйте во что-нибудь.

А еще старайтесь почаще куда-нибудь вместе ездить, в какую-нибудь поездку или в путешествие. Вдруг ребенка там, в поездке, что-то зацепит.
Почаще разговаривайте — о чем угодно, только ни в коем случае не критикуйте увлечения своего ребенка. Наоборот, сделайте вид, что они вам интересны. И попутно старайтесь ненавязчиво зацепить ребенка своими увлечениями.

Главное, делайте все без насилия, чтобы не стать врагами. И чтобы ребенок не замкнулся еще больше в своем компьютерном мирке.

И помните об одном любопытном факте:

В завершение темы несколько умных мыслей от посетителей различных форумов, посвященных компьютерной зависимости. Я их, уж извините, немного подсократил и подредактировал в плане орфографии, но общий смысл оставил без изменений.

Комментарии с различных форумов:

Зависимость от компьютерных игр отличается от зависимости, которую вызывает употребление психоактивных веществ вроде алкоголя и героина.

При этом пристрастие к компьютерным играм может вызвать другую форму зависимости — поведенческую. Это состояние не такое разрушительное, как наркотическая зависимость. Но если его не контролировать, тоже вполне может испортить человеку жизнь.

В чем сходство и различие между наркотической и игровой зависимостями

Специалисты по поведению считают, что вызвать привыкание может абсолютно любая вещь или занятие, стимулирующее мозг, то есть вызывающее приятные переживания. Любую привычку можно контролировать, а при желании и совсем от нее избавиться.

Что такое зависимость — бюллетень Американской психиатрической ассоциации

Но когда человек больше не может обходиться без стимуляции и начинает стремиться к ней в ущерб другим занятиям, начинается хроническая болезнь мозга под названием зависимость.

Судя по наблюдениям нейробиологов, зависимость способны вызывать не только психоактивные препараты, но и игры. Как только зависимый от компьютерных игр человек садится за монитор, у него активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие и поддержание этого поведения. При мысли о веществах у зависимых от наркотиков людей активируются те же самые области мозга.

Зависимость от интернет-игр: современные перспективы — журнал «Психологические исследования и управление поведением»

И компьютерные игры, и употребление психоактивных веществ радуют и могут так затянуть, что на другие занятия не останется ни времени, ни сил, ни желания. Жертвы обеих зависимостей обычно прекрасно понимают, что удовлетворение желания приведет к серьезным проблемам вроде утраты работы и семьи, но остановиться все равно не могут.

Тем не менее между зависимостью от игр и психоактивных веществ есть серьезная разница. В отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерные игры не ядовиты. Если психоактивные вещества вредят физическому здоровью напрямую, постепенно разрушая печень, мозг и другие внутренние органы, то игры могут навредить разве что косвенно — например, подталкивая человека вести малополезный сидячий образ жизни.

Кроме того, при чрезмерном увлечении компьютерными играми риск появления проблем очень зависит от контекста. Судьбы двух людей, которые играют по 14 часов в день, могут сложиться совершенно иначе: один может встретить в онлайн-игре любовь всей своей жизни или найти отличную работу, а второй в итоге потеряет и то и другое.

Зависимость от алкоголя и наркотиков с контекстом почти не связана. В случае зависимости от психоактивных веществ люди разного достатка, образования и характера страдают примерно одинаково.

Учитывая эти обстоятельства, Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в раздел поведенческих расстройств. Это состояние впервые появилось в обновленной Международной классификации болезней 11-го пересмотра . С точки зрения обновленного справочника это болезнь, которую нужно лечить.

Правда, в МКБ 10-го пересмотра, который действует сейчас в России, этого расстройства не существует. Это значит, что пока диагноз «игровое расстройство» в нашей стране не могут поставить официально.

Помимо зависимости от игры, в разделе поведенческих расстройств есть похожее поведенческое расстройство — игромания, или зависимость от азартных игр. Это состояние считается более опасным, потому что, в отличие от игрового расстройства, грозит еще и разорением.

Правда, из Международной классификации болезней непонятно, в какую группу отнести человека, который подсел на компьютерную игру, где можно покупать игровые вещи на реальные деньги: такие игры построены по системе монетизации free-to-play . В отличие от обычной игровой зависимости, такое поведение тоже угрожает не только отношениям с окружающими, но и кошельку.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Сколько людей страдает игровым расстройством

Назвать точную цифру сложно. Увлеченность играми в разных странах заметно отличается, а еще специалисты пользуются разными критериями постановки диагноза. Из-за этого разброс очень большой.

Авторы крупного исследования проанализировали 160 научных работ, посвященным игровому расстройству, в которых использовали 35 различных методов диагностики, и пришли к выводу, что среди обычных людей зависимостью от игр страдает от 0,2 до 57,5% населения.

Чтобы сказать точнее, нужно больше качественных исследований. Пока мы даже не знаем наверняка, кто больше склонен к игровому расстройству: мужчины или женщины, подростки, взрослые или пожилые, и есть ли у этого состояния наследственная предрасположенность. Пока считается, что больше всего склонны к игровой зависимости подростки мужского пола азиатского происхождения.

Как понять, что у человека игровое расстройство

Перечислим критерии ВОЗ, согласно которым человек страдает игровым расстройством.

Не может контролировать игру. Зависимый от игры не способен выбирать, сколько раз в день ему играть, как долго и когда заканчивать игру. Он просто играет сколько получится.

Для него игра всегда в приоритете. Хотя зависимый от игры человек может говорить иначе, на практике играть ему важнее, чем учиться, строить карьеру, общаться с семьей или с друзьями офлайн. Причем со временем игра становится все важнее и важнее. То есть если раньше человек просто мог предпочесть игру встрече с друзьями, то однажды забудет встать из-за компьютера вовремя и опоздает в загс на собственную свадьбу.

Играет несмотря на проблемы. Если зависимого от игры человека отчислили с учебы, уволили с работы или от него ушел супруг, он может начать играть даже больше, чем до этого. Теперь игра уже не просто хобби, а способ забыться.

Играет уже долго. Чтобы поставить диагноз, зависимость должна длиться как минимум 12 месяцев, но этот критерий не строгий. Даже если проблемы длятся всего полгода, человек все равно нуждается в помощи.

Специалисты из Американской психиатрической ассоциации добавляют, что зависимые от игр люди оживляются, когда думают о предстоящей игре, а при отказе от игр становятся раздражительными, беспокойными и грустными. А еще они склонны обманывать врачей и членов семьи, преуменьшая время, которое провели за компьютерной игрой.

Можно ли помочь человеку, который страдает от игровой зависимости

Если человек не признает проблему, помочь ему вряд ли получится. Помочь можно только тому, кто понимает, что из-за игр у него серьезные проблемы, и кто хотел бы как минимум уменьшить количество часов, проведенных за игрой.

Как развивается компьютерная зависимость

В возрасте 9—11 лет , то есть примерно в 2000—2002 году , я очень увлекался компьютерными играми. В основном Counter-Strike 1.6 . Доходило до того, что брал деньги у родителей под предлогом школьных расходов, а сам проигрывал их в игровом клубе.

Началось все с того, что друзья предложили сходить в компьютерный клуб поиграть. Своих компьютеров тогда почти ни у кого не было. В то время игровые клубы появились почти в каждом районе, и игры быстро вошли в моду. Это неудивительно: мы жили не в самом благополучном районе, родители большинства ребят пропадали на работе, и игры казались хорошей отдушиной.

Компьютерные клубы открывались в полдень, как раз когда у школьников заканчивались уроки. Школу я не прогуливал, но все свободное время проводил там. Получается, что я играл примерно по 6—8 часов в день.

Родители понимали, что это превращается в проблему, и даже задумывались о том, чтобы оплатить услуги психолога. Но в моем случае обошлось без этого. Помогла музыка. В школе открылся бесплатный музыкальный кружок, набирали всех желающих играть на народных инструментах. Родители решили отдать меня туда. Со мной занимались многие одноклассники, так что постепенно у меня сменились интересы. А потом мы еще и начали гастролировать по Крыму с музыкальным ансамблем, так что времени на игры просто не осталось.

Страсть к игре прошла так же плавно и постепенно, как и началась — просто постепенно я начал проводить в клубе все меньше и меньше времени. Сколько времени заняло избавление от зависимости, я точно не помню, все-таки тогда я был очень молодым. Но отказ был безболезненным, это я помню точно.

Прямо сейчас зависимости от игры у меня нет. Могу поиграть пару часов три дня в неделю, если возникнет желание, могу забросить игры на пару лет. А в Counter-Strike 1.6 иногда играю до сих пор.

Сегодня большинство специалистов считают, что лечить игровую зависимость нужно так же , как и другое поведенческое расстройство, связанное с зависимостью от азартных игр.

Если человек несовершеннолетний, ему особенно важна помощь и поддержка семьи, которая поможет найти другой способ себя реализовать. При этом зависимым людям и членам их семьи может потребоваться помощь психотерапевта.

Клинический психолог или психиатр поможет разобраться, почему у человека возникло столь сильное желание играть, и подскажет, как разобраться с жизненными неурядицами, которые могли усилить это желание.

Затем специалист научит человека контролировать свои мысли и побуждения, связанные с игрой. Сказать, сколько времени потребуется, чтобы научиться самоконтролю, сложно. Но, как правило, люди, у которых зависимость началась недавно, выздоравливают быстрее тех, кто страдает давно.

В случае необходимости — например, если человек очень подавлен и страдает из-за утрат, связанных с зависимостью, — специалист может назначить лекарства. Например, антидепрессанты.

Meline Tonoyan

Не секрет, что многие подростки являются большими поклонниками видеоигр и интернета. Но для некоторых молодых людей то, что начиналось с интереса к технологиям, средствам развлечения или способам поддержания связи с друзьями, может перерасти в серьёзное расстройство поведения — компьютерную зависимость.

Содержание:

Что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость у подростков

Подростки, выросшие в век технологий, сталкиваются с новыми проблемами, которые были чужды предыдущем поколениям. Интернет породил инновационные средства социализации. Некоторые из них до сих пор остаются неизвестными с точки зрения потенциала для добра и зла. Для детей и подростков с проблемами в других сферах жизни, интернет и компьютер зачастую сопряжены с риском зависимости.

Компьютерная зависимость у подростков — это не просто сильное желание быть онлайн. Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.

Хотя некоторые люди по-прежнему считают это проблемой воспитания детей, многие эксперты определяют подростковую компьютерную зависимость как реальную проблему, которая заслуживает дальнейшего изучения. Фактически, эта зависимость серьёзно рассматривалась для включения в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).

Типы компьютерной зависимости

Подросток за компьютером

Зависимость в любой форме приобретает определённые отличительные признаки, которые имеют тенденцию становиться более очевидными со временем. Большинство подростков могут найти естественный баланс между компьютером, учёбой и друзьями, но другие проводят слишком много времени за компьютером.

По сути, у подростка, который проводит всё больше времени за компьютером, развивается компульсивное расстройство поведения, которое заставляет его или её жаждать одного и того же. Подобно любому другому виду зависимости, физические признаки, такие как постоянная усталость или утомление, становятся очевидными. Даже не подозревая об этом, подростки начинают пренебрегать другими важными сферами жизни, которые когда-то были для них важны.

Наиболее распространёнными видами компьютерной зависимости среди подростков являются:

Игровая зависимость

Это самая распространённая зависимость среди подростков, поскольку все дети с раннего возраста любят играть в игры, а в интернете можно найти компьютерные игры на любой вкус. Она указывает на то, что подросток тратит всё свободное время на компьютерные игры. Реалистичная и насыщенная графика создаёт виртуальную реальность, в которую дети погружаются «с ног до головы».

Разработчики компьютерных игр стараются создать популярную и интересную игру, которая вызовет интерес у большинства подростков. Такие игры как World of Warcraft и Everquest повышают вероятность зависимости: ежедневные задания и награды побуждают заходить в игру каждый день.

Сетевая зависимость

Зависимость от социальных сетей

Сетевой сёрфинг

Зависимость у детей, которая проявляется в виде бесцельного «брожения» по разным сайтам из-за скуки и не знания, как провести своё свободное время.

Причины появления зависимости у подростков

Подросток играет в компьютерную игру

Социальные проблемы и бушующие гормоны могут сделать подростковые годы особенно трудными для некоторых молодых людей. Подростки, которые безуспешно пытаются завести знакомства и вписаться в круг новых друзей находятся в группе риска. Согласно сайту врачей Вашингтонского университета, некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, общаясь со сверстниками в онлайне, что ещё больше раздувает пламя компьютерной зависимости.

Есть множество причин появления компьютерной зависимости у подростков:

  • скука,
  • любознательность,
  • влияние окружающих и друзей,
  • интерес вызванный рекламой,
  • нехватка внимания и живого общения,
  • проблемы в семье,
  • стресс,
  • одиночество,
  • неодинаковое отношение к детям,
  • страхи социального характера,
  • неуверенность в себе,
  • наличие комплексов.

Наиболее уязвимыми становятся подростки от 7 до 14 лет, которые:

  • не могут вписаться в социальную среду, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и не имеют друзей,
  • получают мало внимания от родителей, которые часто заняты на работе или другими детьми,
  • не знают, чем занять свободное время, не имеют хобби, не посещают кружки и уделяют мало времени учёбе.

Как определить, что у вашего ребёнка проблема?

Зависимый ребенок

Основные компоненты подростковой компьютерной зависимости схожи с компонентами любой другой зависимости. Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы несколько из ниже перечисленных признаков, то это тревожный звоночек.

Основные признаки компьютерной зависимости

  1. Большинство свободного времени ребёнок проводит перед компьютером или в видеоиграх.
  2. Ребёнок часто засыпает в школе, отстаёт от сверстников, пропускает задание и получает плохие оценки. об использовании компьютера и времени проведённого в интернете, а также прячет устройство при виде взрослых.
  3. При выборе провести время у компьютера или увидеть друзей, ребёнок отказывается от любимых занятий и общения с друзьями в пользу виртуальной реальности.
  4. У ребёнка ухудшается настроение, он становится раздражительным, когда не играет в видеоигры или не имеет доступа к компьютеру.
  5. При попытке отвлечь или отобрать компьютер, у ребёнка может возникнуть агрессия, тревога и депрессия.
  6. В речи ребёнка появляются незнакомые термины, которые связаны с компьютерной игрой.

Физические симптомы

  1. Бессонница и повышенная утомляемость.
  2. Резкие перепады настроения.
  3. Снижение иммунитета.
  4. Плохое питание (отказ от еды, чтобы оставаться в сети) и плохой аппетит.
  5. Пренебрежение личной гигиеной (опять же, чтобы сосредоточиться на онлайн деятельности).
  6. Головные боли, боли в спине и шее.
  7. Сухие глаза и проблемы со зрением.
  8. Синдром запястного канала (боли в запястье, которые связаны с повторяющимися движениями, такими как чрезмерное использование клавиатуры) .

Возможность определить, нуждается ли ваш подросток в лечении компьютерной зависимости, является первым шагом к получению необходимой ему или ей помощи. В то время как лечение может показаться крайностью, последствия зависимости могут усиливаться со временем, если их не лечить.

Стадии и последствия зависимости

Подростковые проблемы

Возникновение и развитие компьютерной зависимости у подростков можно разделить на три этапа:

Стадия лёгкой увлеченности

Это начальная стадия, когда у подростка присутствует легкий интерес к играм и интернету. В основном она начинается после того, как ребёнок в первый раз пробует поиграть в компьютерную игру. Ему начинают нравиться компьютерная графика, яркие цвета, сопровождающие звуки, которые имитируют реальную жизнь или популярные фантастические сюжеты. При отсутствии доступа к компьютеру у ребёнка не возникает выраженных негативных эмоций.

Стадия увлеченности

Подросток переходит в эту стадию, когда его увлеченность компьютером постепенно нарастает, и он хочет проводить больше времени в интернете. Можно заметить значительное увеличение времяпровождения в сети (более 3 часов в день).

У подростка снижается уровень мотивации к учёбе, падает успеваемость и повышается эмоциональный тонус во время игры. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, у ребёнка возникают выраженные негативные эмоциональные реакции, которые обычно длятся недолго. В этой стадии ему можно помочь самостоятельно, без помощи психологов или психотерапевтов.

Стадия зависимости

Зависимость от интернета и компьютера

В этой стадии подросток полностью привязан к компьютеру и не контролирует время, проведённое за ним. Желание использовать компьютер становится настолько сильным, что ребёнок перестаёт замечать окружающих людей, включая членов семьи. Появляются более заметные проблемы с учёбой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиены и бессонницей. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, ребёнок начинает сильно нервничать, проявляется агрессия, тревога и депрессия.

Если вовремя не заметить изменения в поведение вашего ребёнка, то длительное времяпровождение перед компьютером может привести его к компьютерной зависимости.

В свою очередь, из-за интернет-зависимости будут появляться различные физические и психологические проблемы, требующие вмешательства специалистов. Подросток с компьютерной зависимостью утрачивает навык живого общения, тем самым усложняя свою жизнь в социуме и становясь в некотором роде более уязвимым для окружающих.

Советы психологов

Девушка подросток

Лечение компьютерной зависимости направлено на то, чтобы помочь вашему подростку решить любые психологические или эмоциональные проблемы, лежащие в основе этой зависимости. Это даст возможность dашему ребёнку осознать и использовать новые, более полезные способы для решения жизненных проблем, без необходимости «убегать» от реальности и «прятаться» в виртуальном мире,

Чтобы помочь ребёнку избавиться от компьютерной зависимости, надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер чем-то не менее интересным в реальной жизни,

психолог, автор более 30 научных публикаций, г. Москва.

Нужно ограничить время, проведённое за компьютером. Родители, а не дети, должны решать, сколько времени юноши и девушки пробудут за компьютером,

психолог, профессор психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), основатель Центра Интернет-Зависимости.

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости. Если вы уже знаете интересы ребёнка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь, то занятия спортом, театром или музыкой,

психолог и ученый, доцент кафедры психологии Ноттингемского Трентского Университета, Великобритания.

Важно найти первопричину проблемы. Уход в виртуальную реальность – это уход от проблем! Подумайте, понаблюдайте – что не так? Это могут быть не только проблемы с успеваемостью ( « я не чувствую себя победителем в школе, а в игре могу побеждать » ), а также проблемы со сверстниками ( « в классе меня не принимают таким, какой я есть, а в социальных сетях я могу, искажая информацию, быть таким, каким хотят меня видеть сверстники » ),

Не существует единого правильного метода воспитания детей. К каждому ребёнку нужен индивидуальный и особенный подход. Но есть одна методика, которая поможет избежать многих проблем, в том числе компьютерную зависимость — это постоянное общение с детьми. Станьте друзьями для своих детей, создайте атмосферу, в которой они без сомнения смогут поделиться со своими проблемами, и всегда старайтесь решить любую проблему мирным путем.

«Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом: 1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты).

Сетеголизм. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12 – 14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

– навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

Игромания. Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности: Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. 1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры, эти игры наиболее опасны.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть-ли не как собственные.

3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом, реализуют свою потребность в доминировании и власти.

Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную. 2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх – доказать свое превосходство над компьютером.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений. В принципе, все компьютерные игры являются играми с правилами, и все реальные предметы в компьютерных играх заменяются символами, которые с развитием техники становятся все более и более реалистичными. Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется. Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид «из глаз» компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль. Интересной, на наш взгляд, является особенность парадигмы «жизньсмерть» в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой – есть основания предполагать, что подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь. Основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми – подростки, главная задача которых на данном возрастном этапе – развитие своей личности, а не компьютерного героя, овладение знаниями, умениями и навыками, полезными в реальной жизни, а не навыками убийства и насилия, полезными в виртуальной реальности. Поэтому необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную, хотя бы разъяснительную, работу с людьми, попадающими в психологическую зависимость от своего увлечения.

Читайте также: