История эвм платформы современных компьютеров платформа ibm виды современных компьютеров

Обновлено: 07.07.2024

В информационных технологиях под термином "платформа" в широком смысле обычно понимается совокупность следующих компонентов:

  • аппаратного решения;
  • операционной системы (ОС);
  • прикладных программных решений и средств для их разработки.

В более узком смысле выделяют следующие виды платформ:

Понятие "аппаратная платформа" связано с решением фирмы IBM о выработке и утверждении единого стандарта на основные комплектующие персонального компьютера. До этого времени фирмы-производители ПК стремились создать собственные, уникальные устройства, чтобы стать монополистом по сборке и обслуживанию собственных персональных компьютеров. Однако в итоге рынок был перенасыщен несовместимыми друг с другом ПК, для каждого из которых нужно было создавать собственное программное обеспечение . В этот период устройство каждого ПК было охраняемой тайной фирмы-производителя, и копирование одной фирмой изделий другой было строго запрещено.

Заслуга фирмы IBM состоит именно в том, что она внедрила принцип "открытой архитектуры", выработала и утвердила единый стандарт на основные части персонального компьютера - комплектующие, оповестила всех об особенностях их конструкции, поощряя при этом производство совместимых с IBM PC компьютеров других фирм. В основу принципа "открытой архитектуры" была заложена возможность усовершенствования его отдельных частей и использования новых устройств. Фирма IBM сделала ПК не единым неразъемным устройством, а обеспечила возможность его сборки из независимо изготовленных частей.

На основной электронной плате компьютера IBM PC (системной или материнской) размещаются только те блоки, которые осуществляют обработку информации. Схемы, управляющие всеми остальными устройствами ПК - монитором, винчестером, принтером и др., реализованы на отдельных платах (контроллерах), которые вставляются в стандартные разъемы на системной плате - слоты. К этим электронным схемам подводится электропитание из единого блока питания, а для удобства и надежности все это заключается в общий корпус - системный блок.

Открытость IBM PC -совместимых персональных компьютеров заключается в том, что все спецификации взаимодействия внешних устройств с контроллерами, контроллеров с системной платой посредством шины и т. д. доступны всем. Это положение сохраняется до сегодняшнего дня, хотя с того времени в конструкцию IBM PC -совместимых компьютеров было внесено много нововведений. Поэтому любая фирма может начать производство какого-либо контроллера или внешнего устройства, или системных плат, не беспокоясь обо всех остальных комплектующих компьютера. Если созданная ими продукция будет следовать общепринятым стандартам, с ней смогут работать и изделия других фирм-производителей.

Фирма IBM рассчитывала, что открытость архитектуры позволит независимым производителям разрабатывать различные дополнительные устройства, что увеличит популярность персонального компьютера. Действительно, через один-два года на рынке средств вычислительной техники предлагались сотни разных устройств и комплектующих для IBM PC .

Однако при этом фирма IBM быстро лишилась приоритета на рынке средств вычислительной техники, так как конкуренты производили клоны дешевле оригинального IBM PC . Но стандарт прижился как платформа IBM PC-совместимых ПК.

В связи с тем, что в настоящее время фирма IBM - создатель первого в мире массового персонального компьютера - утратила свой приоритет в выпуске ПК, на Западе все реже употребляют термин " IBM -совместимые компьютеры", а используют понятие "платформа Wintel", подразумевая под этим сочетание микропроцессора фирмы Intel с операционной системой Windows . Микропроцессор при этом рассматривается как основа аппаратной платформы, которая определяет архитектуру персонального компьютера, т. е. его тип и характеристики.

Однако термин Wintel не совсем точно определяет понятие платформы, так как открытая архитектура современных IBM -совместимых персональных компьютеров позволяет собирать их из комплектующих, изготавливаемых различными фирмами-производителями, включая и микропроцессоры, которые в настоящее время выпускаются не только фирмой Intel, но и Advanced Micro Devices ( AMD ), Cyrix Corp. и др. Кроме того, IBM -совместимые ПК могут работать не только под управлением операционной системы Windows , но и под управлением других операционных систем.

Платформа IBM -совместимых компьютеров включает в себя широкий спектр самых различных персональных компьютеров: от простейших домашних до сложных серверов.

Кроме платформы IBM -совместимых ПК в настоящее время достаточно широкое распространение получила платформа Apple, представленная довольно популярными на Западе компьютерами Macintosh.

Специалисты по компьютерной истории отдают приоритет в создании ПК именно компании Apple. С середины 70-х гг. эта фирма представила несколько десятков моделей ПК - начиная с Apple I и заканчивая современным iMac, - и уверенно противостояла мощной корпорации IBM .

В середине 80-х гг. компьютеры серии Macintosh стали самыми популярными ПК в мире. В отличие от IBM , компания Apple всегда делала ставку на закрытую архитектуру - комплектующие и программы для этих компьютеров выпускались лишь небольшим числом "авторизированных" производителей. За счет этого компьютеры Macintosh всегда стоили несколько дороже своих IBM -совместимых ПК, что компенсировалось их высокой надежностью и удобством.

Именно на компьютерах Apple впервые появились многие новинки, со временем ставшие неотъемлемой частью персонального компьютера: графический интерфейс и мышь , звуковая подсистема и компьютерное видео и т. д. Кроме того, и интерфейс самой Windows был частично скопирован с одной из ранних операционных систем Apple, созданной для компьютера Lisa.

Работа с графикой и сегодня остается основной областью функционирования персональных компьютеров Apple. Поэтому ПК Macintosh по -прежнему незаменимы в таких областях, как издательское дело, подготовка и дизайн полноцветных иллюстраций, аудио- и видеообработка.

В этом качестве компьютеры Apple используются сейчас в России (в США новые модели Apple используются и в качестве домашних ПК).

Несмотря на значительное падение интереса к Apple в начале 90-х г., к концу десятилетия они вновь вернули себе былую славу после выхода моделей с новым, уникальным дизайном (полупрозрачным, голубоватого оттенка корпусом, мышью или принтером), расcчитанным на домашнего пользователя (настольные модели iMac и портативные iBook).

Они используют свое, особое программное обеспечение , да и комплектующие их существенно отличаются от IBM . В России компьютеры Macintosh достаточно распространены в полиграфической отрасли для подготовки полноцветных иллюстраций и дизайна. В настоящее время они получают распространение и в других профессиональных областях, а также в качестве "домашнего" компьютера.

Сегодня на рынке средств вычислительной техники представлено несколько основных платформ персональных компьютеров, каждая из которых отличается как по назначению, так и по типу аппаратного и программного обеспечения. Как правило, различные платформы компьютеров несовместимы между собой.

Проблема совместимости компьютерных платформ возникла практически одновременно с появлением самих персональных компьютеров. По тем или иным причинам каждый производитель делал свою продукцию оригинальной настолько, что более никто не мог обменяться с ней информацией. В какой-то степени эта конкурентная борьба продолжается и в настоящее время, однако понимание того, что в погоне за клиентом основополагающим фактором должна стать универсальность , пришло к производителям компьютерных систем уже очень давно.

Существует два основных варианта решения проблемы совместимости компьютерных платформ ( рис. 2.1):

Презентация на тему: " Платформы современных ПК Интерактивная лекция Об авторах." — Транскрипт:

1 Платформы современных ПК Интерактивная лекция Об авторах

2 Введение Первый признак, по которому разделяются компьютеры, - это платформа. Сегодня на рынке представлено несколько основных платформ ПК, каждая из которых отличается как по назначению, так и по типу используемого «железа» и программ. Как правило, различные платформы компьютеров несовместимы между собой, - хотя в отдельных случаях программы, написанные для компьютеров одного типа, можно запустить на другом, с использованием специальных «эмуляторов».

3 Платформа IBM Платформа IBM PC-совместимых компьютеров включает громадный спектр самых различных компьютеров, от совсем простеньких домашних «персоналок» до сложных серверов. Именно с IBM-совместимыми компьютерами вам и придется иметь дело в подавляющем большинстве случаев. Кстати, совершенно не обязательно, что лучшие IBM PC-совместимые компьютеры изготовлены фирмой IBM – породивший этот стандарт «голубой гигант» сегодня лишь один из великого множества производителей ПК. С момента появления на свет ПК (начиная с середины 70-х годов) в мире существовало (и существует) множество видов этих устройств. Однако подавляющее большинство персональных и домашних компьютеров относят к типу «IBM PC- совместимых». Сам этот термин достаточно парадоксален. Ведь вот уже добрый десяток лет фирма IBM – создатель первого в мире подлинно массового компьютера – утратила свое господство в этой области. Ныне она серьезно уступает в битве производителей ПК другим фирмам. Например, Dell или Compaq.

4 Что и говорить, со времен господства IBM техника ушла далеко вперед. И большинством нововведений мы обязаны отнюдь не фирме IBM. Поэтому сегодня на Западе все чаще говорят не об IBM PC-совместимых компьютерах, а о «платформе Wintel», подразумевая под этим сочетание аппаратного обеспечения – процессоров фирмы Intel и «программной начинки» - операционной системы Windows. Главная заслуга IBM – в выработке и утверждении единого стандарта на основные части компьютера – комплектующие. До этого каждый производитель ПК стремился создать собственное уникальное «железо» - ведь в результате он становился монополистом на сборку и обслуживание собственных устройств. Желание почетное и вполне закономерное. Однако, в итоге рынок был перенасыщен несовместимыми друг с другом аппаратами, для каждого из которых нужно было создавать собственные программы. Представьте, что бы произошло, если бы для каждой автомашины нужен был свой, особый, сорт бензина, смазочных масел и так далее – вплоть до особой жидкости для протирки стекол?

5 В период становления рынка персональных компьютеров (или сокращенно ПК) устройство каждого персонального компьютера было особо охраняемой тайной фирмы-производителя, и ни о каком копировании одной фирмой изделия другой в массовых масштабах просто не могло быть и речи. Заслуга фирмы IBM именно и состоит в том, что она посягнула на этот, казавшийся незыблемым, принцип. Главное нововведение, которому и был обязан своей популярностью компьютер IBM PC, - принцип открытой архитектуры: IBM решила не делать свой новый компьютер «вещью в себе», а широко оповестила всех об особенностях его конструкции, поощряя при этом производство совместимых с IBM PC компьютеров других фирм. Разумеется, в итоге IBM быстро лишилась «лидерской майки»: конкуренты производили клоны дешевле оригинального IBM PC, а в ряде случаев – и намного. Но стандарт прижился, и сегодня мы нет-нет, да и употребляем словосочетание «IBM PC- совместимый».

6 Современный IBM-совместимый ПК похож на детский конструктор типа «сделай сам». Каждое из входящих в его состав устройств можно свободно поменять на другое – того же типа, но более совершенное. Благодаря этому становятся возможными две вещи – быстрая сборка компьютера непосредственно «под клиента» в любой, даже в самой маленькой компьютерной фирме, а также простая (в большинстве случаев – силами самого пользователя) модернизация. Сегодня уже нет ни одной детали, которая не была бы представлена 4-5 фирмами одновременно. Даже основа основ – процессоры – выпускаются сейчас не только корпорацией Intel, но и другими фирмами, например, AMD. А где же IBM? Она по-прежнему поставляет компьютеры – как офисные, так и домашние. Некоторые модели этой фирмы даже достигли статуса «бестселлеров», однако, за лидерами рынка, такими, как Compaq, Acer или Dell ей уже не угнаться…

7 Платформа Apple Специалисты по компьютерной истории отдают приоритет в создании первых персональных компьютеров именно компании Apple. С середины 70-х годов фирма представила несколько десятков моделей персональных компьютеров – начиная с Apple 1 и заканчивая современными iMac – и уверенно противостояла мощной корпорации IBM. В середине 80-х компьютеры серии Macintosh стали самыми популярными «персоналками» в мире. В отличие от IBM, компания Apple всегда делала ставку на «закрытую» архитектуру – комплектующие и программы для таких компьютеров выпускались лишь небольшим числом «авторизованных производителей». За счет этого «Маки» всегда стоили несколько дороже PC-совместимых коллег – что, впрочем, компенсировалось высокой надежностью и удобством. Именно на компьютерах Apple впервые появились многие новинки, со временем ставшие неотъемлемой частью персонального компьютера: графический интерфейс, мышь, звуковая подсистема и компьютерное видео… Собственно говоря, и интерфейс самой Windows был частью скопирован с одной из ранних операционных систем Apple.

8 Работа с графикой и сегодня остается основным козырем Apple – вот почему «Макинтоши» по-прежнему незаменимы в таких областях, как издательское дело, подготовка и дизайн полноцветных иллюстраций, обработка видео и звука. В этом качестве компьютеры Apple используются сегодня и в России (в Америке же новые модели Apple с успехом используются и дома). Несмотря на значительное падение интереса к Apple в начале 90-х, к концу десятилетия «Маки» вновь вернули себе былую славу после выхода модели с новым уникальным дизайном, рассчитанным на домашнего пользователя (настольной модели iMac и портативной iBook).

9 Платформа Amiga Компьютер Amiga, созданный одноименной компанией, в середине 80-х успешно конкурировал с обеими платформами-гигантами. Пик популярности Amiga пришелся на 1985 год, когда компания Commodore (купившая за год до этого все права на «Подругу») представила знаменитую модель Amiga 1000 – практически первый мультимедийный компьютер, оснащенный полноцветным дисплеем. Игры, яркий и сочный цвет, видео – вот что привлекало покупателей в этом компьютере (не случайно его продвижением занималась «игровая» компания Commodore!). Неудивительно, что именно Amiga стала любимой игрушкой для творческих людей, - ее преимущества сразу же оценили мастера «демо» (коротких анимированных роликов, сочетавших в себе трехмерную графику, анимацию и звук). Однако, таланты Amiga лежали не только в игровой области – по своим возможностям в обработке графики, звука и видео этот компьютер конкурировал даже с Apple Macintosh. Для Amiga было выпущено множество мощных и вполне профессиональных пакетов, включавших в себя графические, звуковые редакторы, а также инструменты программирования.

10 К тому же, Amiga обладала большими возможностями расширения, - для этого использовалась система специальных плат-ускорителей. Благодаря им, многие модели Amiga, выпущенные в середине 90-х годов, с успехом продолжают работать и сегодня. К сожалению, в середине прошлого десятилетия интерес к Amiga резко снизился: рынок захватили PC-совместимые компьютеры, оттеснив на обочину даже мощный Macintosh год ознаменовался банкротством Amiga, после чего выпуск новых компьютеров этой марки был прекращен На начало

11 Авторы Данная лекция создана Штулбергом Р. на основе материала, предоставленного в книге «Компьютерный мир» В. Кузнецова, И. Блинкова, А. Миловзорова. Кузнецов В.Г., Блинков И.А., Миловзоров А.В. Компьютерный мир. Учеб. пособ. для слушателей профессиональных образовательных программ. / Ряз. обл. институт развития образования. Рязань, – 215 с. На начало

IBM PC. Популярная игровая платформа и компьютер по умолчанию. Его можно встретить и дома и на работе и он справляется с любой ролью. Но всегда ли он был главным на сцене или даже основным? Чтобы ответить на эти вопросы мы отправимся в прошлое. В 90-е годы стандарт IBM PC стал становиться всё более популярным, пока не появился Windows 95, а буквально через пару лет и доступный ускоритель трёхмерной графики. То есть за одно поколение IBM PC совершил прыжок от сомнительного выбора с игровой точки зрения, до игровой платформы по умолчанию. Но так было не всегда.

Ниже идёт адаптированный текстовый транскрипт нашего видео, где помимо рассказа есть также и геймплей игр и какие-то моменты, которые в этот текст не вошли.

В 80-е, если вы хотели компьютер для гейминга, то ваш выбор был достаточно широк. Все известные компании что-то предлагали: Apple, Atari, Commodore, Sinclair и Texas Instruments. В Японии был вообще свой рынок со своими стандартами, и про компьютеры стандарта MSX, которые делались с расчётом на игры, мы рассказывали отдельно. Но IBM PC вы среди них не найдёте.

Почему? А потому что компания IBM, название которой расшифровывается как International Business Machines была нацелена на бизнес-пользователей: базы данных, таблицы, отчёты, документы. Всё, чтобы перевести ваш бумагооборот в электронный вид. IBM PC в первые годы своего существования пользовался успехом именно в этой среде. Потому что это и был весь спектр рынка компании IBM, которая производила вычислительную технику с момента её появления. Ещё до первых ЭВМ в середине 40-х годов XX века, они выпускали счётные машины на перфокартах и печатные машинки с электроприводами. В их компании создали первый жёсткий диск и первую микросхему динамической памяти DRAM. Первые гибкие диски появились в обиходе также из-за компании на три буквы.

​Компьютеры Atari появились в 1979-м году и пользовались уверенным спросом.
IBM PC 5150 c оригинальным монитором и клавиатурой.

Первый IBM PC имел текстовый режим графики или четыре радикальных цвета, одноголосую пищалку в качестве звука, там не было выделенных чипов для обработки или ускорения графики, и он шёл без джойстиков в комплекте. Стартовая цена? 1.5 тысячи долларов за модель с 16 килобайтами памяти, без дисководов и тем более жёсткого диска. И без монитора в комплекте. Адекватная же конфигурация с дисководом, монитором и 64 килобайтами памяти стоила 3000 долларов. И это не максимальный вариант. То есть платя бОльшие деньги чем за тот же Apple 2 или C64 вы получали меньше. Даже по скорости вычислений — процессор IBM PC примерно равнялся в производительности процессору из Эппл, несмотря на несколько лет разницы и отличия в архитектуре между ними. IBM не хотели создавать передовой компьютер, а лишь тот, который умеет тоже, что и другие.

И зачем людям, увлекающимися играми было покупать вот это? И зачем вообще люди стали делать IBM-совместимые компьютеры?

Как ни странно, отчасти от влияния компании IBM. Она занимала 70% рынка мейнфреймов и миникомпьютеров. ПК в те годы называли микрокомпьютеры. До эпизода с PC это была очень закрытая фирма со своей строгой культурой, и даже в те времена она уже занималась как продажей так и обслуживанием своих систем. IBM прочно ассоциировалась с вычислительными центрами, но никак не домашним или персональным сектором рынка. С IBM PC всё стало по-другому - новый рынок, и наверное антимонопольное законодательство, вынудили их измениться. И поэтому, они раскрыли все спецификации своего нового продукта, за исключением BIOS, на разработку и создание которого потратили огромные средства. Буквально можно было купить книжку с распиновкой всех плат и чипов за $35, которая в деталях описывала работу всех составляющих компьютера. Берите и делайте что-то своё!

Такой же подход был и к программам — сама IBM в первые годы вообще не создавала софта для своего нового компьютера. Этим занимались уже имевшие успех люди, такие как. Microsoft. У них был лицензирован интерпретатор языков BASIC, и компилятор Pascal, и они же подогнали первую операционную систему, которую правда не сами создали, а купили и доработали. Создатели 86DOS даже и не догадывались, что их "быстрая и грязная ОС" потом превратиться в MS-DOS. Microsoft также создали или скорее портировали один из ланчтайтлов для системы — игру под названием Adventure. Текстовый квест, перенесённый с мейнфреймов. Неслыханно для IBM.

Но рынок был уже поделён к тому моменту. А компания Tandy, выпускавшая компьютеры TRS владела торговой сетью Radio Shack в 8000 магазинов по всей Америке, они были чем-то столь обыденным как и точки фастфуда. Однако, разработчикам понравилась открытая система IBM PC, где создавать софт и железо могли все кто хотел, в отличие от других систем, и они создавали порты своих программ, популярных программ, которые бы сама IBM с нуля не смогла сделать так быстро. Например, среди софта при начале продаж были хиты с Apple II - редактор таблиц VisiCalc, и редактор текста EasyWriter, первые в своём деле и крайне востребованные.

Спустя месяц после начала продаж уже стали появляться и приложения от сторонних разработчиков. Тоже касалось и железа — пока IBM не представила свои жёсткие диски, кто-то уже создал модели под их спецификации.

Так с чем же пришла IBM к геймерам? Среди первых были образовательные игры про арифметику(Arithmetic Games Set 1-2), простые вариации шахмат (Chess. просто Chess), пара простеньких текстовых адвенчур (Miser's House и Adventure), и даже прото-РПГ (The Wizard's Castle). К концу года появилась уже дюжина игр, что для платформы, которая начала продаваться где-то в октябре не так плохо.

И теперь мы понимаем почему для IBM PC стали делать игры, хотя они не показывали ни хорошей графики, ни имели нормального звука, и были слабее чем конкуренты. Они стали популярными не через три или пять лет, а практически сразу, а конкуренты стали создавать компьютеры по стандарту IBM, чтобы получить долю этого рынка, и создать более дешёвый IBM PC. Ведь они сами говорили, что можно сэкономить, собирая их самостоятельно. Сама компания не планировала, что компьютер станет столь прибыльным, но столкнулась с огромным спросом уже в первый год производства, а дальше он только рос.

По умолчанию первая модель предлагалась с двумя видеокартами: CGA, цветной графический адаптер и MDA, монохромный адаптер дисплея. Можно ли назвать такую карту графической если она выводит только текст? Например, первая игра, Microsoft Adventure использует именно этот режим, и многие игры начала 80-х использовали его тоже, поскольку он стоял у всех и обеспечивал относительно высокое разрешение для просмотра текста. 80 столбцов и 25 строк или 720х350 точек. На это отводилось всего 4 килобайта видеопамяти, при том, что сама плата была совершенно огромна. Игры могли использовать лишь текст или же символы из таблицы в качестве псевдографики.

CGA выбирали не все — он имел вдвое меньшее разрешение, что критично для работы с текстом, не имел порт для принтера как MDA, и всего четыре цвета. Эти четыре цвета — розовый, голубой, белый и чёрный определили облик почти всех PC-игр на ближайшие пять лет. А в каких-то случаях до начала 90-х. Для точности скажем, что режим CGA имел несколько возможных четырёхцветных палитр, выбираемых из 16 доступных цветов, но далеко не все создатели игр их использовали, особенно после того как появились другие форматы графики. Впрочем, некоторые игры, например от Taito даже позволяли переключать эти палитры в игре.

Но с CGA режимом не всё так просто — кроме 320х200 в четыре цвета, он также поддерживал монохромный режим в более высоком разрешении 640х200, а на вдвое уменьшенном размере экрана — 160х100 он может показывать 16 цветов с оговорками. Но первый был непопулярен из-за ограничения по цвету, а второй из-за дополнительной работы. Игр во втором режиме было совсем мало, например Moon Bugs и Round 42. Но ещё, использую артефакты режима NTSC можно было добиться вывода 16 человеческих оттенков, зная как цвета "протекают" друг друга и были игры использовавшие эти трюки очень хорошо, делая графику привлекательной. Но за это приходилось платить чёткостью изображения, в тексте появлялись подтёки и слишком маленький шрифт или недостаточно контрастный рисковал стать нечитаемым. Более того, он требовал подключения через композитный вход, который использовал стандартный RCA-штекер, а не цифровой RGB, но многие пользователи в первые годы и так пользовались композитным выходом т. к. IBM сначала просто не выпускала мониторы с цифровым подключением.

Был и третий вариант — это плата Hercules или Геркулес. Вот это как раз пример того как сторонняя фирма используя открытые стандарты делает что-то своё и добивается успеха. Этот адаптер позволял иметь и текстовый режим высокой чёткости и монохромный графический режим в тех же 720х350 точек. Тот же Макинтош, который появился спустя пару лет имел меньшее разрешение. Геркулес поддерживают сотни DOS-игр, хотя не все конверсии удачны, ведь цвета всего два и других эффектов приходилось добиваться штриховкой. Игры, где есть чёткие линии смотрятся хорошо, это стратегии и симуляторы. Но не всю графику перерисовывали, а часть просто конвертировали автоматически, что тоже не всегда было удачно, особенно там где много объектов и движения. Вместо мелких деталей могла появляться просто каша. Но тем не менее, формат Hercules был успешным и в играх он поддерживался до 92-93 года.

Но всё же IBM был компьютер для бизнеса, офисной машинкой. А что нужно в офисе? Печатные машинки. А поскольку встроенного видео в них было, и за него нужно было доплачивать, то многие машины первого поколения имели как раз текстовую графику или Геркулес. Но вместе с 5150 и XT была и другая модель, которую мало видели, и мало помнят.

Реклама PCjr, направленная на домашних пользователей

IBM Pcjr или джуниор – младший стала попыткой сделать что-то специально для домашних пользователей, для которых была нужна не только скорость в вычислении баз данных, но и развлечения — игры, какие-то программы для хобби, по более доступной цене. PC junior имел от 64 килобайт памяти, встроенную графику в 16 цветов, трёхголосый звук, встроенные порты для игровых контроллеров, разъёмы для картриджей и даже беспроводную клавиатуру. DOS находился в микро В анонсе это звучало как IBM PC Home Edition, и многие ждали его с нетерпением после успеха оригинала. Sierra сделала King’s Quest специально для IBM PСjr и при финансировании компании, создав новый продвинутый движок с нуля.

Но когда в марте 83 года компьютер поступил в магазины, то энтуазизм стал исчезать. Во-первых, IBM явно сэкономила — клавиатура была низкого качества, не механическая, как у старшей модели, а скорее напоминала увеличенную клавиатуру калькулятора с неудобными кнопками. Она вошла в анналы истории и прочно в них засела.

Во-вторых, компьютер от IBM был не полностью IBM-совместимым, то есть на нём работали не все программы, в том числе многие из тех, что сделали платформу популярной. Внушительный каталог софта надо было проверять на свой страх и риск на совместимость. Свыше половины программ не работало корректно.

В-третьих, в отличие от открытого и понятного IBM PC на джуниоре использовались проприетарные технологии и были проблемы с расширением. Сначала был только один дисковод и максимум 128 килобайт памяти, чего не хватало для запуска отдельных программ с IBM PC.

И наконец, для домашнего компьютера он всё равно был недёшев и за те же деньги, а это от 700 до 1200 долларов, можно было купить почти любой компьютер конкурентов.Тех же базовых 64 килобайт памяти едва хватало для нормальной работы, ведь буфер видеопамяти мог отъедать до половины этого объёма. Конечно, IBM спохватилась, заменила клавиатуру, добавили оперативки, но было уже поздно метаться — их неудачу заметили. Всё что оставалось — это распродовать джуниоры по сниженным ценам, что IBM и сделали. Но по полной цене их никто покупать уже не хотел, они ликвидировали остатки через своих же сотрудников, и через год закрыли проект.

IBM также решил испытать свои силы в другом месте - в Японии, где они выпустили IBM PC JX, которую называют второй версией Pcjr, но о его судьбе мало что известно.

В Tandy 1000 были те же графика и звук, до 640 килобайт памяти, не было невостребованных слотов для картриджей, был выход на обычный телевизор, а не только монитор, и конечно, же более-менее нормальная клавиатура. Также он имел лучшую совместимость с стандартом IBM – порядка 90% программ работали нормально. Цена в 84-м году — 1200 долларов, та же, что и за Pcjr. То есть клон от танди оказался успешнее чем оригинал от синего гиганта и продавался не год или два, а до начала 90-х, получая различные апгрейды. Так, если вы запустите игры тех лет, или откроете печатное руководство, то среди прочих там можно найти поддержку стандарта Tandy, а не Pcjr. Именно так он вошёл в историю.

Цена контрастировала и с новой моделью от IBM, появившейся в 84-м – 286-й или AT, что означает advanced technologies т. е. продвинутые технологии. В отличие от первого компьютера здесь уже было чем похвастаться перед другими — 16-битный процессор Intel 286 с частотой 6 МГц, 24-битная шина, что позволяло иметь до 16 мегабайт оперативной памяти — колоссальный объём на то время, впрочем, цена на память тоже была коллосальной. На AT ставили 5-дюймовый дисковод на 1.2 мегабайта, то есть в три раза больше, чем у оригинала. Жёсткий диск на 20 мегабайт по умолчанию. И конечно же, он имел обратную поддержку программ, плат и устройств для IBM PC. Но какова была цена вопроса? 4000-6000 долларов и больше. Выше чем у оригинального IBM PC в топовой комплектации.

Под AT и процессор 286 игры стали активно выходить лишь в конце 80-х, а до этого большинство игр требовало лишь оригинальный 8086/8088. То есть ему понадобилось почти пять лет прежде чем стал «народным». Вульфенштейн 92 года работает именно на нём, а также Day of the Tentacle и Flashback 93-го. Хотя к тому моменту появился уже и 486 с тактовой частотой в десять раз выше, и куда большей производительностью.

В один год с IBM AT пришёл и новый стандарт графики - PGA и EGA. Первый был адаптером для профессиональных CAD-приложений, то есть инженерной графики и проектировки, и поддерживал режим 640х480х256 цветов, и при этом стоил как сам компьютер, поскольку он состоял из трёх печатных плат, где были отдельный процессор и оперативная память. А вот второй был более доступной опцией за 550 долларов.

Стандарт EGA (Enhanced Graphics Adapter) был апгрейдом CGA, был с ним совместим, поддерживая те же видеорежимы и все 16 цветов сразу, плюс к этому поддерживал до 16 цветов из новой палитры в 64 в разрешении 640х350. Чаще всего использовался стандартный для тех лет 320х200 и стандартная CGA-палитра — отчасти из-за лени программистов осваивать новые технологии, а отчасти из-за нужды иметь совместимый CGA-режим. Поэтому, игр которые используют все возможности этой графической карты не так много, а стандартную EGA-палитру видно за километр из-за одних и тех же едких цветов. Из-за довольно высокой цены, её широкая поддержка началась лишь спустя пару лет.

То есть дорогая карта по сути предлагала те же возможности, что и компьютер стандарта Tandy, который стоил 1200 долларов целиком с монитором. А уже через год появляется Amiga и Atari ST, которые предлагают то же и даже больше, при этом стоят в районе 1500 долларов за весь компьютер. Поэтому, понятно, почему даже с графическим апгрейдом IBM PC AT не стал передовой игровой платформой - он был многим банально не по карману.

Но из тех, кто хорошо работал с EGA можно назвать SimCity. Оригинал этой серии про постройку города вышел в 89-м году, и поддерживал почти все популярные графические режимы. И CGA, и Hercules, и Tandy и как раз EGA, с которым игра показывала вам город в относительно высоком разрешении 640х350 и 16 цветах - самая красивая опция до последующих релизов.

Поддержка EGA продолжилась до первой половины 90-х, по факту стандарт прожил 10 лет. Платформеры вроде Commander Keen, Duke Nukem, Cosmo’s Adventure начали свою жизнь как EGA-приложения для более широкой аудитории и из-за того, что именно для этого стандарта Джоном Кармаком был написан движок с плавной прокруткой, то чего до этого на ПК почти не видели.

По-настоящему, эпоха гейминга на ПК началась где-то в 87-м году, когда появились многие недостающие звенья. Почему он был не особо популярен поначалу как игровая платформа? Потому что это была часто офисная печатная машинка, которая не имела даже графической карты. CGA показывал убогую картинку даже на момент своего появления, и для использования на полную требовались усилия, которые не все были готовы прикладывать. EGA поначалу был очень дорог и долго раскачивался. На IBM PC не было аппаратной поддержки прокрутки экрана или поддержки спрайтов. Как и звука тоже не было, не считая малораспространённые, или слишком дорогие устройства. Лишь к концу 80-х, когда появился стандарт VGA, процессор 386, и одна из первых доступных аудиокарт — Adlib к нему стали относиться серьёзно как к полноценной игровой платформе. Но это уже материал для отдельного рассказа.

(Канал на ютубе, где ещё десятки подробных выпусков тематику истории игр, ПК и прочего)


«Какой бы важной для человечества наукой ты бы не занимался, самое главное в твоих исследованиях, всегда-то, насколько эффективно ты свою разработку потом продашь. И неважно будет ли твоя разработка лучше существующих аналогов, важно будет ли твоя разработка продаваться лучше их».

К чему это я? А, IBM PC - отец всех современных домашних компьютеров. Многие поспорят, сказав, что отцом должен значится Apple PC, но он отец просто домашних ПК, а отец современных ПК его потомок-бастард IBM PC. Ну, начнем…


До 70-х годов компьютеры представляли собой не просто, какое-то большое устройство, а цело здание или крыло университета с множеством схем и устройств, с которыми работают десятки человек. Но, разработанный в 1971 году инженерами Texas Instruments (один из самых крупных производителей микросхем) М. Кочреном и Г. Буном - микроконтроллер, позволил уменьшить размер, а самое главное стоимость компьютеров.


Появление компьютера в сегменте домашних приборов было лишь делом времени. Первый компьютер доступный обычным пользователям был Altair 8800 (1975 год), который стоил 621 доллар в собранном виде и смехотворные 439 долларов в виде разобранных микросхем, но он имел ряд существенных недостатков, которые не позволяют называть его «домашний ПК». Altair 8800 покупали в основном в разобранном виде (так ведь дешевле), по этой причине, чтобы его собрать требовались немалые познания и практические навыки в электронике. Имея передовой процессор, но очень небольшую оперативную память — всего 256 байт (даже по тем временам очень мало), он был очень низкопроизводительным. Более того, машина не имела ни клавиатуры, ни экрана. Пользователи вводили программы и данные в двоичной форме, щёлкая набором маленьких ключей, которые могли занимать два положения — вверх и вниз; результаты считывали также в двоичных кодах — по светящимся и тёмным лампочкам. С программным обеспечением тоже была беда – его практически не было. Лишь благодаря студенту-энтузиасту Биллу Гейтсу был написан Altair BASIC — интерпретатор языка Бейсик, который существенно расширил функционал компьютера.


Первым компьютером, который действительно можно назвать «домашним» стал Apple I, созданный в 1976 году Стивом Возняком для личного использования, но благодаря его другу Стиву Джобсу, убедившего его на нём заработать, стал общедоступным. При стоимости в 666,66 долларов (Возняк любил повторяющееся числа, и они изначально продавали его в местный магазин по цене в 500 долларов, к которой добавилась наценка в одну треть), не намного больше стоимости Altair 8800, он имел преимущества перед ним. Удобный ввод данных с клавиатуры с моментальным их отображением на экране, 4 КБ оперативной памяти и возможностью увеличения вплоть до 48 КБ (Altair сосн…) и т.д. Ну и, конечно же, он поставлялся в уже готовом виде. С выходом Apple II начался бум домашних ПК, с этого момента все компании-производители микросхем начали активно создавать свои версии домашних ПК.



IBM которая до этого занималась исключительно крупными заказами для научных центров, для минобороны США и т.д., выпуская высокопроизводительные научные компьютеры и миникомпьютеры (мини – означало, что он лишь чуть меньше шкафа) для крупных корпораций, тоже решила не упускать момент. Потому в 1980 году Дону Эстриджу и еще двенадцати его подчинённым, была дана задача, немного немало, создать домашний персональный компьютер. Времени было мало, а IBM до этого не придавала большого значения персональным компьютерам, потому в IBM PC было использовано много «чужих» компонентов — одним из их ключевых решений было использование разработок сторонних производителей. Это одновременно экономило множество средств и времени на собственных научных кадрах. В качестве монитора был выбран ранее созданный японским подразделением IBM монитор, а печатающим устройством стал принтер производства Epson.

Поскольку IBM выпустил в широкую продажу микрокомпьютер Datamaster, в основе которого лежал процессор Intel 8085, Дон Эстридж решил использовать процессор именно этой компании для первого IBM PC, а именно Intel 8088. У IBM PC даже слоты расширения совпадали с таковыми у Datamaster.


Но, IBM боялась опираться на Intel, у которого только один завод и вообще кто знает, может они завтра обанкротятся (представляете, как раньше думали про Intel) и что тогда делать без основы ПК. Поэтому перед заключением контракта с Intel, IBM ставит условие, что им нужно как минимум два завода по производству процессоров. Руководство Intel нехотя потерять столь выгодный контракт совершает немыслимое: приходит в совершенно неизвестную конторку (у которой есть свой завод), что официально выпускает микросхемы для оперативной памяти и не официально клоны интеловских процессоров, и дает им права, схемы и спецификации к своим процессорам, тем самим, легализируя деятельность конторки. Они заключают контракт, по которому Advanced Micro Devices (да, да конторкой была AMD) обязуется продавать свои процессоры IBM, Intel в свою очередь позволяет AMD выпускать процессоры на архитектуре x86. Поскольку AMD и так создавали клоны процессоров Intel им не нужно переоснащать завод, и производство может начинаться в любой момент. Хотя после выпуска процессора Intel 80286 (286), Intel прекращает раскрывать производственные данные AMD, и архитектура Intel 80386 (386) становится для AMD не доступной. Но, ребята с AMD не растерялись, вспомнили былое, и просто провели реинжиниринг x386, выпустив его под своей маркой. Конечно был суд, который доказал что AMD скопировали процессор Intel 80386, но AMD суд выиграла аргументировав тем что в раннем контракте между ними и Intel не было точно указано на котором процессоре на базе x86 их права на выпуск прекратятся. Так Intel зарабатывает миллиарды благодаря контракту с IBM и порождает своего главного конкурента в лице AMD.


С программным обеспечением получилось вообще просто: к руководству IBM пришел молодой человек и уверил всех, что их компьютеры без его операционной системы некому не нужны, и вообще им нужно поскорей купить лицензию (не права, а лицензию) на его софт. Руководство IBM от неожиданности и наглости молодого человека согласилось. Так Билл Гейтс продал IBM то, чего у него самого не было, а именно операционной системы. Потом они вместе со Стивом Балмером купят DOS за 75000 долларов и заработают на нем миллиарды, а IBM получит множество качественного ПО.


Чтобы ускорить процесс производства, IBM приняла ключевое решение, которое и позволит завоевать рынок, а именно отказ от какого либо лицензирования. Таким образом, сделав платформу открытой, они позволили сторонним компаниям использовать их наработки и выпускать компьютеры на базе IBM PC без отчислений «голубому гиганту» (так называют IBM, если что). Десятки компаний начинают производить комплектующие для IBM-совместимых компьютеров, потому что это выгодно. Теперь каждый может накупить себе микросхем от разных производителей и собрать компьютер своей мечты, теперь можно обновить аппаратную часть не заменяя всё. Так и рождается современный компьютер, который не претерпел существенных изменений за более чем 30 лет (только мощность увеличивалась).


К чему же я написал ту цитату в самом начале? К тому, что, даже завоевав рынок, IBM PC всегда был слабее конкурентов, его производительность была значительно ниже Commodore 64 и потом Amiga, он стоил дороже, но благодаря открытости, для него создавали софт, для него выпускали комплектующие в огромных количествах. Так являясь самим слабым компьютером своего времени, он победил, ведь если мы хотим увеличить производительность, мы просто покупаем новый процессор, а не ждем, пока выйдет новая версия, допустим, компьютера Apple, так ведь дешевле, купив новый компьютер не нужно снова покупать софт, ведь, новый компьютер программно-совместим со старым. Даже программы, написанные сейчас для х86, теоретически, запустятся на стареньком Intel 80386. Возможность самому выбирать, из каких комплектующих будет состоять наш компьютер и является главным достоинством современного ПК потомка IBM PC.


Вот так, компания IBM в спешке создала компьютер, который уже 33 года не покидает наших домов.

Спасибо за внимание, и удачи вам!

Вот такой вот экскурс в прошлое ПК, я подготовил, возможно, подобный блог уже был (да я просто уверен в этом) но мне все равно. История взаимоотношений IBM-Apple-Intel-AMD-Microsoft всегда была интересна, и с этим сложно поспорить, поэтому я и создал этот блог. Да, у ПК замечательная история жизни, я, конечно, не смог описать ее подробней, думаю, и так хватит, чтобы хоть чуть-чуть заинтересовать в ней вас. Настоятельно рекомендую, всем кому интересна история вышеперечисленных компаний, посмотреть художественный фильм «Пираты силиконовой долины».

Читайте также: