Как можно использовать планшет на уроках

Обновлено: 07.07.2024

В некоторых школах учителя подбирают тематические фильмы по предметам, чтобы школьникам было интереснее воспринимать знания, в других образовательных учреждениях продолжают использовать только учебники. Если учителя не смогли заинтересовать ребёнка предметом, вы можете сделать это сами с помощью познавательных фильмов и приложений. Читайте ниже, где найти познавательные материалы для школьников любых возрастов.

Ранее мы уже писали, с какого возраста можно знакомить ребёнка со смартфонами и планшетами. В принципе, некоторые дети знакомятся с гаджетами уже на втором году жизни, а к первому классу уже здорово ориентируются в них.

Вы можете пустить на самотёк общение ребёнка с планшетом или взять под контроль этот процесс. В первом случае его ждёт море удовольствия от игр и смешных роликов, во втором — новые знания, которые не получишь в школе. Ниже я приведу несколько способов обеспечить ребёнку дополнительное образование с помощью смартфона или планшета.

Смотрим познавательные видеоролики

Где искать ролики, которые помогут детям лучше ориентироваться в разных предметах? Там же, где вы ищете фильмы, клипы и обучающие ролики для себя: на YouTube и в соцсети «ВКонтакте».

Ролики с YouTube можно смотреть с родного приложения хостинга, но если оно заедает, можно попробовать Freedi YouTube Player для iOS и Android.

В нём видео не тормозит и не заикается, а удобный плеер позволяет легко проматывать и смотреть видео с любого места. Правда, у него есть минус — надоедает обилие рекламы.

Не забывайте, что можно искать плейлисты, в которых нередко можно наткнуться на тематические подборки для школьников. На YouTube достаточно много образовательных плейлистов как по конкретным предметам, так и смешанных обучающих подборок.

Последнее часто встречается в подборках для младшего школьного возраста. Например, занимательные уроки Роберта Саакянца. Здесь в форме красочного мультика даются базовые знания по разным предметам: географии, всемирной истории, арифметике, природоведению, английскому языку, физике и т. д.

Для школьников старшего возраста тоже есть ресурсы, собравшие всё подряд, например «Образовательные ролики TED» в группе «Это работает» в соцсети «ВКонтакте».

Здесь много интересных роликов от журнала Naked Science, переведённых с английского, например «Как отличить правду от лжи в новостях?», «Великий шёлковый путь», «Круговорот углерода» и другие видеозаписи на самые разные темы.

Только сначала посмотрите ролик сами, чтобы решить, подойдёт это вашему ребёнку или нет. Они короткие и интересные, может, и сами узнаете что-нибудь новенькое.

Если ваш ребёнок любит комиксы (и уже вырос из младшего школьного возраста), можно попробовать Narr8. Это кроссплатформенное приложение для iOS и Android собрало в себе много интерактивных комиксов, среди которых есть образовательные.

Например, «Биографика» с биографиями известных людей, «Альма-матер» со знаниями по биологии и анатомии, «Эврика!» с точными науками и т. д.

Выпуск Narr 8 «Биография Фрейда»

Мне понравилось оригинальное представление информации: вы видите картинки с движущимися объектами, при нажатии на которые всплывают новые окна с информацией. Привлекает и изрядная доля юмора. Жаль только, что не все комиксы здесь бесплатные, за некоторые надо заплатить в районе 35 рублей.

Если вы хотите интересно и познавательно провести время вместе с ребёнком, попробуйте приложение «Лабукап». Здесь есть забавные эксперименты по биологии, химии, физике и анатомии.

На обратной стороне карточек с описанием опыта есть объяснение, почему так происходит.

А теперь пройдёмся по приложениям, которые помогут пробудить интерес к учёбе и углубить знания, полученные в школе.

Приложения для разных школьных предметов

Исследуя App Store и Google Play, я нашла много приложений, которые представляют собой просто учебники. Там есть оглавление и текст на обычном белом или цветном фоне.

На мой взгляд, они не представляют интереса, как и приложения-шпаргалки и решебники, которые ваши дети найдут и скачают сами, когда подрастут.

Я расскажу только о тех приложениях и видеороликах, которые показались мне интересными и которые, как я думаю, в школьные годы заставили бы меня учиться с большим интересом.

География

Каналы на YouTube

Эти небольшие мультики с медведем помогут детям младшего школьного возраста узнать интересные факты о разных областях России.

Здесь можно узнать интересные факты про Европу, которые не входят в школьную программу.

Приложения для Android

«География»

С помощью этого приложения можно узнать немного о каждой стране мира: флаг, площадь, население, официальный язык, валюта. Но главное здесь — проверка уже полученных знаний.

Есть несколько тестов: написать страну по флагу, столицу страны и т. д. Кстати, можете заодно проверить и свои знания.

«География игры»

В этом приложении также можно проверить знания, но здесь есть не только страны и столицы, которые нужно отмечать на карте, зная их примерное расположение, но и природные объекты — горы и реки.

Ещё здесь есть достижения и рекорды, что только разжигает интерес к игре.

Приложения для iOS

«Где это?»

Это приложение помогает хорошо выучить все страны миры, их столицы, города и штаты, а также горы и другие объекты.

Приложение «Где это?»

Что полезно, каждое место, существующее в приложении, имеет ссылку на «Википедию», так что можно прочитать про незнакомую страну или город. Есть рекорды среди игроков, что вызывает желание продолжать играть и занять хорошее место в рейтинге.

Физика

YouTube и «ВКонтакте»

На YouTube есть канал «Элементарная физика». Там можно посмотреть историю разных изобретений и ролики по теме «электроника и электродинамика». Правда, они не такие красочные и художественные, как от BBC.

В соцсети «ВКонтакте» в группе «Физика» есть детский раздел с мультиками и простым объяснением разных явлений.

Математика

Приложения для Android

«Таблица умножения»

Приложение «Таблица умножения»

Здесь ребёнок может выучить таблицу умножения с помощью простых игр. Увлекательно и полезно.

«Крутая школа»

Здесь есть ознакомительная версия и полная — платная. Ребёнок будет выполнять на время простые задания по симметрии для развития логики и простейшие математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление.

Приложения для iOS

«Король математики»

Это красивая игра на время, благодаря которой школьник научится быстро считать в уме, а в погоне за рекордами его тренировки станут увлекательными.

Литература и русский язык

Приложения для iOS

«ЛитРес: Для Школы»

Приложение с произведениями литературы школьной программы. В принципе, их можно скачать в Интернете, но, чтобы не искать книги и удобную читалку, можно получить всё это в одном приложении. Для удобства поиска произведения распределены по классам. К сожалению, некоторые книги платные.

«Слово дня»


Красивое приложение, в котором ребёнок узнаёт много новых сложных слов.

Автор: Бахчева Ирина Владимировна

Организация: МАОУ СОШ № 34

Населенный пункт: Челябинская область, г. Златоуст

Ключевые изменения происходят тогда,

когда изменяется учитель.

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

В условиях введения ФГОС происходит перенос основного внимания с процесса передачи знаний на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в работе учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Мне всегда интересно изучать и применять новые образовательные технологии, узнавать что-то новое и увлекательное, чтобы сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Главная цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы заинтересовать детей.

Я стараюсь работать так, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, учились добывать их сами и умели применять их в новых условиях и в реальной жизни. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, часто нестандартные решения в различных видах деятельности.

Всматриваясь в лица своих учеников, часто задаю себе вопросы и пытаюсь найти на них ответы: чем увлечь, как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний, детей, только-только перешагнувших порог школы?

В этом учебном году мои первоклашки начали учиться по новым стандартам, задача которых – научить ребёнка мыслить и учиться самостоятельно, помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Неоценимую помощь в этом оказывает интернет-планшет, позволяющий создать модель интерактивного обучения.

Суть этого обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Каждый из них вносит свой особенный личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, методами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.

Интернет-планшет может быть на уроке и тренажёром, и средством подвижной наглядности, хранителем информации, средством контроля и мониторинга. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания. Интернет-планшет позволяет удерживать внимание, так как носит не созерцательный характер, а иммобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции. Изготовление к урокам электронных заданий значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Интернет-планшет – это помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в работе со схемами, таблицами, памятками, в редактировании текстов и исправлении ошибок, использование интернет ресурсов. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Особенностью интернет планшета является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Интернет-планшет не заменяет учителя или учебник, а изменяет характер педагогической деятельности. Введение интернет планшета расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать различные проблемы, например: повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся), ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков, ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике, возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.

Интернет-планшет позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать или увеличивать время выполнения задания).

В Интернет-планшет может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку (вставка пропущенных букв и т. д.), при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося. Также в интернет-планшете установлено много обучающих программ, рассчитанных на использование их как в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами, так и отдельно.

Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы способствует развитию у учеников теоретического мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует познавательный интерес.

Использование интернет планшета в учебном процессе дает возможность интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ученика.

Грамотное использование интернет планшета может значительно преобразить преподавание многих предметов в начальной школе.

При знакомстве на уроке окружающего мира с темой «Природа России», использовали ресурсы электронной Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Дети попадают в мир Арктики, где слышны звуки, можно «оживить» любое представленное животное. Все, что интересно, запоминается без труда.

Применение интернет планшета позволяет учителю организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов "учись учиться". Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения.

Объяснение материала с использованием интернет планшета позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интернет планшет на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их.

Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно - это главное.

Ребёнок выполняет задание и получает оценку правильности от программы, для него это – игра, неудача воспринимается безболезненно.

В данном случае большую помощь оказывают готовые программы – как например, устный счёт на время, логические задачи с перестановкой

изображений, обводка и отгадывание фигур, занимательные задачи на логику, рисование геометрических фигур.

Дети выполняют тренировочные и проверочные задания по математике, русскому языку.

Не обязательно использовать Интернет-планшет во время всего урока, можно воспользоваться им на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интернет планшета лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Все чаще они делают это с помощью интернета. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью интернета. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребенку возможность использования интернета для получения и обработки информации.

Так наряду с использованием традиционных словарей, на уроках литературы и русского языка можно использовать электронные толковые словари, так как в программе предусмотрена строка поиска, куда ребенок печатает слово. Одновременно дети замечают, что неправильно напечатанное слово отсутствует, либо имеет смысл, не соответствующий заданному, что тоже является обучающим моментом – повторно ребёнок в этом слове ошибку не допускает.

Интернет-планшет можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий.

Уроки с использованием интернет планшета не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Трудно переоценить значение мотивации к изучению предмета,

поэтому создание цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальных классах становится жизненно важной закономерностью.

Применяя в работе интернет-планшет, необходимо тщательно планировать время работы и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. Только разумное сочетание всех имеющихся в

распоряжении учителя методических и дидактических материалов, творчества, технических средств может дать желаемый результат.

При обучении с помощью интерактивного планшета происходит формирование произвольного внимания, позволяет управлять вниманием и облегчает ученикам задачу быть внимательными. Каждый ученик может прослушать какую либо информацию и получить определенные моторные впечатления от работы на интерактивном планшете.

Наличие смешанной наглядности позволяет получить требуемые впечатления (зрительные, слуховые, моторные) и способствуют лучшему запоминанию материала. Таким образом, использование интерактивного планшета и компьютерных программ помогает создать более благоприятные условия для формирования навыков у школьников с учетом особенностей их психического развития (мышления, внимания, восприятия, памяти) и одновременным дальнейшим развитием этих особенностей.

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Без инновационной работы и внедрения информационных технологий сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Новые технологии должны плавно и тактично внедрятся в учебный процесс, не разрушая сложившейся образовательной системы.

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа 2004г., № 1.

3. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

Планшеты в школе

Прогресс в сфере информационных технологий не стоит на месте и постепенно добирается даже до таких консервативных мест как учебные заведения. В 2012 году в школах и ВУЗах Беларуси (лицей БГУ, БГПУ) начались эксперименты по использованию планшетов. В ближайшие несколько лет предполагается широко внедрить планшеты в учебный процесс.

Хорошо известно, что любая медаль имеет две стороны (исключением является только абсолютно не функциональный лист Мебиуса). Обычно при внедрении новой технологи разработчики и СМИ делают акцент на положительные стороны и предпочитают не касаться возможных неблагоприятных последствий. Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы использования планшетов в учебном процессе.

«Плюсы» планшетов

1. Удобство доступа к информации

На планшет можно закачать электронные копии всех необходимых учебников. Таким образом, студентам (школьникам) не нужно таскать с собой кипу учебников, бегать в библиотеку. Планшет обеспечивает мгновенный доступ к любому учебнику. Без сомнения, это – удобно.

2. Экономия средств

Печать учебников – дело недешевое, а копирование электронного файла ничего не стоит. С переходом на электронные учебники в целом по Республике получится существенная экономя бюджетных средств.

Также в очевидные и важные «плюсы» следует записать возможность оперативных внесений исправлений и дополнений в электронные учебники, в то время как традиционные учебники переиздаются раз в несколько лет.

Что касается стоимости самого устройства, то сегодня планшеты и ридеры (особенно в бюджетном сегменте) имею весьма демократичную стоимость. Цена бюджетного планшета более-менее сопоставима со стоимостью комплекта учебных пособий на 2-3 года обучения.

3. Возможность использования мультимедийного и интерактивного контента

Возможности бумажных учебников ограничены предоставлением текстовой и графической информации. В электронном же учебнике возможно раздавать аудио и видео контент. За счет использования видео материалов можно существенно увеличить наглядность и заинтересованность учеников.

К тому же, возможно использовать интерактивные элементы. Например, ученик видит качающийся маятник, при помощи «ползунков» на экране может менять параметры (массу маятника, длину подвеса, силу тяжести) и затем наблюдать, как это отразится на периоде колебаний виртуального маятника. Не только наглядно, но и интересно!

4. Коммуникационные возможности

Учитель может отправлять детям задания либо учебные материалы по wi-fi или Bluetooth. Таким же образом можно в конце урока аккумулировать файлы с выполненными заданиями. Удобно!

«Минусы» планшетов

1. Планшет учит потреблять, но не создавать информацию!

Эволюция персональных устройств шла по линии: персональный компьютер (ПК) – ноутбук – нетбук – планшет. Переход от ПК к нетбуку больше повлиял на комфорт работы, чем на ее алгоритм. Ноутбук – это просто компактный ПК, который можно положить в сумку. Нетбук – это еще более компактный ПК, который можно носить с собой ежедневно.

А вот с переходом к планшетам мы имеем существенное изменение АЛГОРИТМА работы с информацией. Думаю, эту идею уже в полной мере осознали разработчики Майкрософт, которые в Windows 8 постарались создать унифицированную операционную систему для ПК и планшетов и, похоже, с треском провалились. Планшет – это не ПК и не ноутбук, это – принципиально иное устройство.

Ноутбук имеет клавиатуру: аппаратно и «идеологически» он предназначен для СОЗДАНИЯ информации: ввод текста. Планшет – это устройство, изначально созданное для ПОТРЕБЛЕНИЯ информации.

На мой взгляд, введение планшетов в учебный процесс может привести к дальнейшему угнетению креативных, творческих способностей детей. На планшете можно читать, по планшету можно водить пальцем, можно двигать уже нарисованные фигурки, кликать по уже нарисованным кнопкам. На планшете нельзя СОЗДАВАТЬ новую информацию. По крайней мере, это очень неудобно, т.к. планшет изначально для этого не предназначен. При помощи экранной клавиатуры планшета можно написать СМС или пост в твиттер, но не сочинение.

2. Нагрузка на зрительный аппарат

Любой монитор создаёт дополнительную нагрузку на органы зрения, которая особенно критична в детском возрасте. По мнению профессиональных разработчиков, для комфортной ежедневной работы требуется экран размером не менее 15 дюймов; 13 дюймов – это компромисс между удобством работы и мобильностью; 11 и менее дюймов – пригоден для коммуникации и развлечений, но не для серьезной работы. Проводя за компьютером ежедневно по много часов, со своей стороны могу на 100% подтвердить это мнение.

Размер диагонали планшета составляет 7-10 дюймов. В эксперименте, проводимом в БГПУ им. Танка, использовались планшеты Prestigio MultiPad 9.7 ULTRA с диагональю 9,7 дюймов и разрешением 1024х768.

К тому же, в дешевых планшетах используются низкокачественные матрицы с невысоким контрастом и равномерностью подсветки. Детям придётся работать с этими устройствами ежедневно по много часов на протяжении нескольких лет.

Монитор светится, бумага нет, поэтому традиционные понятия полиграфии (размер шрифта, интерлиньяж, контраст и.т.п.) требуют нового понимания. Оптимизация текста для восприятия с отражающей свет бумаги и с испускающего свет экрана – это очень разные вещи!

Монитор имеет пиксельную сетку, бумага нет; это архиважное отличие! Сглаживание шрифтов на пиксельной сетке – это целая наука; интересующимся рекомендую почитать хотя бы про принципиально разную прорисовку шрифтов в Windows и Mac OS X.

Конечно, вместо планшетов можно использовать устройства на т.н. электронной бумаге (ридеры). Тогда эти проблемы исчезают, но одновременно с ними исчезает и возможность раздачи мультимедийного контента и усугубляется проблема обозначенная в предыдущем пункте, т.к. современные устройства на e-ink еще менее приспособлены к вводу информации, чем планшеты.

3. Отвлечение внимания

Планшет в большей степени, чем книга отвлечет внимание от содержания информации. Особенно это актуально для детей, чье внимание и так менее устойчиво.

Также не надо забывать о том, что планшет – это соблазн запустить игру. У меня на лекциях многие студенты с ноутбуками играют в игры либо смотрят кино. Предполагаю, что то же может быть и в школе на уроках. Вместо рабочего инструмента дети получат дополнительную игрушку.

Резюме

Я не противник внедрения планшетов в учебный процесс. Я – за то, чтобы делать это профессионально и обдуманно. Для того, чтобы планшеты изменили учебный процесс в лучшую сторону, требуется всестороннее продуманная КОПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ их применения, которая сбалансирует плюсы и минусы их использования. Требуется работа коллектива профессионалов (педагогов, программистов, психологов, психофизиологов), чтобы продумать, разработать и создать целостную рациональную концепцию использования планшетов в учебном процессе.

А что мы имеем? Создаваемая сейчас библиотека школьных электронных учебников предлагает файлы в формате pdf. Тот, кто пытался читать pdf файлы на ридере или на планшете – хорошо знает, насколько это неудобно. Именно pdf-формат в наименьшей степени приспособлен для чтения с небольших экранов невысоко разрешения.

Это уже начинает напоминать очередное изобретение велосипеда. Тем, кто интересуется современным состоянием проблемы электронных средств обучения, должно быть известно, что не так давно компания Apple представила интегрированную среду для образовательного контента, которую аналитики уже назвали революцией в образовании. Она включает в себя: программу для создания мультимедийных учебников; программу для просмотра таких учебников, облачный сервис для хранения учебной информации и многое другое. Платформа преимущественно бесплатна и открыта для использования. Примеры интерактивных учебников созданных на этой платформе можно посмотреть здесь.

Без сомнения, компактные электронные терминальные устройства для получения контента имеют большие перспективы использования в образовательном процессе, и за ними будущее. Однако в данном случае как никогда требуется серьёзный, вдумчивый, комплексный, профессиональный подход, чтобы не получилось «хотели как лучше, а получилось как всегда».


После года тестирования в столичной школе №1995 подвели итоги и сравнили успеваемость детей по предметам, изучающимся при помощи электронный учебников, с их оценками по этим предметам до появления планшетов. На уроках истории ученики начали получать четверки и пятерки на 15% чаще, успеваемость по химии улучшилась на 8%, а по биологии — на 5%.


Какие гаджеты используют в школах

"Всего сейчас в тестировании участвуют около 2,5 тысяч школьников и 60 преподавателей. И предварительные итоги пилота показывают, что электронные учебники повышают интерес школьников к предметам", - сообщили представители департамента информационных технологий.

Как выглядит электронный учебник

Электронные учебники установлены на обычные планшеты c операционной системой Android. Однако, чтобы школьники не использовали сторонние интернет ресурсы и не скачивали игры, на гаджетах есть специальная программа, блокирующая установку приложений. Отключен у планшетов и свободный выход в интернет. Пользоваться можно только доступом на серверы департамента информационных технологий, который нужен для урока.


Фото: ГБОУ школа №1995

Если открыть рабочий стол планшета, сразу становится ясно, что он предназначен только для учебы. В меню всего несколько опций: приложение для заметок и ярлык для перехода к своей учетной записи в учебной системе, а также прогноз погоды. Для каждого школьника, использующего планшет, школа создает логин и пароль, а с родителями подписывают договор на использование гаджета.

У каждого планшета только один пользователь. Ученики получают устройства на руки и могут, при желании, забирать их из школы домой. В чехлы гаджетов вкладывают листочки с именем, фамилией и классом работающего с ним ученика.

Часто ли дети ломают планшеты и наказывают ли за это родителей?

Учителя и директор школы №1995, где тестируются гаджеты, уверены, что дети могут проявлять ответственность при использовании техники. "Конечно у нас было несколько несчастных случаев, когда устройства падали, или кто-то из ребят случайно наступал на портфель одноклассника. Но это именно случайности, и они редки", — заявила заместитель директора образовательного учреждения Елена Еремина.

Если школьник случайно сломал планшет, то компенсацию с родителей школа не требует. "У нас достаточный "парк" устройств и мы можем заменить поврежденный гаджет", - добавила замдиректора.

Ее слова подтверждают и "внедренцы" — консультанты со стороны разработчиков системы, помогающие учителями и школьникам освоить работу с новыми устройствами и фиксирующие все замечания педагогов и родителей. "На моей практике за год было не более десятка случаев, когда дети случайно повреждали планшеты и всего один раз, когда гаджет разбился вдребезги. А а я отвечаю за 400 устройств в разных школах", — рассказал один из консультантов.

Как используются планшеты на уроке

Во время занятия ученическими планшетами в классе управляют не только школьники, но и преподаватели. Именно они загружают перед началом занятия на гаджеты класса приготовленный сценарий урока. Переключают планшеты в режим чтения, тестирования или выполнения интерактивного задания также учителя. Данные отправляются планшета педагога на все гаджеты класса одновременно.


Фото: ГБОУ школа №1995

С чего начать урок, педагоги решают самостоятельно. Можно посмотреть учебные видеоматериалы, провести небольшой опрос по предыдущим темам или сразу приступить к новой теме. При этом читать тексты учебников педагоги, как правило, рекомендуют дома. "Мы практикуем опережающее чтение, ребята дома читают тексты, посвященные теме будущего урока, а в классе мы выполняем интерактивные задания", - рассказывает учитель истории Анастасия Стрелкова.

За выполненные на уроке задания учитель может поставить оценку прямо с планшета. На устройстве можно выбрать не только баллы, но и тип выполненного задания: домашняя работа, тестирование, ответ у доски и так далее. Оценка отправляется в электронную систему, и родители сразу смогут увидеть ее в электронных дневниках. При этом педагог может приложить к оценке скриншот задания или результата теста, фотографию ответа на доске или в тетради школьника, чтобы родители понимали, за что ребенку поставили тот или иной балл.


"Мегаполис сегодня": Как меняется столичное образование

Ученики также могут оценить работу преподавателя. Для этого педагог предлагает классу поделиться мнением о занятии при помощи электронного голосования.

Помогает ли планшет учителю при подготовке урока?

Учитель истории Анастасия Стрелкова: "Сначала нам было очень непросто. Подготовка сценариев для уроков занимала очень много времени. Приходилось одновременно и осваивать новую технику и думать о содержании занятия. Но теперь стало гораздо проще, некоторые занятия можно подготовить даже за полчаса."

Директор школы №1995: "Для меня, как для педагога, очень важно, что благодаря базе данных доступной на планшете я могу найти любые сведения, необходимые для проведения занятия и составить его на основании тех источников, которым я доверяю. В базе данных, доступной педагогам содержатся пособия одобренные методическим центром, кроме того, в помощь учителю есть и разработанные заранее сценарии урока".

Работа с планшетом дома

Ученица школы №1995 Каныкей Мурзабекова отмечает, что стала тратить меньше времени на выполнение домашней работы по предметам с электронными заданиями. "При этом я лучше запоминаю материал, потому что могу не только читать текст, но и просматривать учебные видео и интерактивные схемы. В конце задания обычно нужно выполнить тест. Когда я его заканчиваю, то отправляю учителю", - рассказала она.


Фото: ГБОУ школа №1995

Завуч школы №1995 отметила, что возможность проверить домашние работы дома перед новым уроком помогает педагогам лучше подготовиться к занятию. "Учитель видит насколько дети подготовлены и может дополнительно остановиться на чем-то из темы прошлого урока или наоборот спокойно перейти к новой", - пояснила Еремина.

Как выполнить электронную "домашку", если родители не разрешают забирать домой школьный планшет?

Перспективы развития электронного обучения

Разработчики программного обеспечения отмечают, что с 1 сентября к тестированию учебников подключатся еще 50 школ, а в ассортимент занятий добавится еще несколько предметов. Какие, пока, не раскрывается.

Фото: ГБОУ школа №1995

"Кроме того, сейчас в базе данных системы накапливаются сценарии, которые создают учителя для своих уроков. Ими могут пользоваться не только авторы, но и подключенные к системе педагоги из других школ",- поясняет представитель группы разработчиков электронных учебников. Со временем в электронной образовательной системе скопится библиотека готовых уроков для школьников. По мнению разработчиков проекта, это позволит, например, помочь молодым неопытным учителям проводить интересные занятия наряду с уже опытными педагогами.

Могут ли родители контролировать составление школьной программы?

В будущем году для школьников, помимо новых предметов, появится и еще одна опция — возможность получать доступ в систему с собственных устройств. "Мы не против того, чтобы ученики в классе работали со своими гаджетами, к которым они привыкли. И в будущем году мы дадим возможность приносить на занятия личные планшеты", - сообщили разработчики системы.

Однако, родителям стоит иметь ввиду, что на личных устройствах детей не будут блокировать установку приложений и передачу данных по мобильному интернету. Поэтому есть вероятность, что школьники будут отвлекаться во время занятий на постороннюю информацию и социальные сети.

Читайте также: