Как оплатить проезд в автобусе по qr коду

Обновлено: 07.07.2024

Пассажиры без кодов скандалят, отказываются выходить и идут врукопашную. Кондукторы на взводе и не понимают, как работать. Пассажиропоток рухнул, но на остановках в час пик выстраиваются караваны краснобусов – и это только утро первого дня действия новых правил проезда.

В Татарстане начали действовать новые правила проезда в общественном транспорте. Теперь им могут воспользоваться только счастливые обладатели QR-кодов. Никаких послаблений или предупреждений в первый день делать не стали. Уже с утра казанские власти организовали рейд, в ходе которого сотрудники контрольно-ревизионной службы проверяли пассажиров казанских автобусов. Как нетрудно догадаться, все это вызвало немало проблем, начиная от простого (и даже весьма понятного) недовольства до членовредительства.

Началось все с распоряжения Оперштаба Татарстана, по которому необходимо было ввести коды в транспорте республики. И логика здесь понятна - транспорт – это та самая зона, где можно заразиться быстрее всего. Власти Татарстана понимают, что люди неоднозначно относятся к данным нововведениям, но других вариантов нет. В странах, которые пошли по этому пути, ситуация уже стабилизируется.

Говоря о временной блокировке транспортных карт людям старше 60 лет без QR-кода или медотвода, президент республики Рустам Минниханов отметил, что именно эта категория находится в группе высокого риска, «поскольку очень тяжело переносят COVID-19.

– Мы стараемся максимально их обезопасить. Однако нас по-прежнему беспокоят низкие темпы вакцинации среди них – всего 49%. Я хочу обратить внимание, что основная часть коек в ковидных отделениях занята именно людьми старше 60 лет. 85% смертельных случаев так же приходится на них, – цитирует пресс-служба президента лидера Татарстана.

Глава Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков в разговоре с журналистами в ходе рейда подчеркнул, что решение о введении QR-кодов перевозчики республики не принимали.

QR-коды в транспорте Татарстана: начало коллапса и первые жертвы

– Решение было принято правительством республики. Все мы понимаем, почему была принята эта непопулярная мера. Сложная ситуация с коронавирусной инфекцией, – заявил Темляков.

Спикер рассказал, что в Казани на базе Комитета по транспорту создан ситуационный центр, в который могут обращаться пассажиры и сообщать обо всех инцидентах или высказывать свои пожелания и предложения.

– Сегодня перевозчики приняли решение, что не будет снижено количество автобусов на маршрутах. Общественный транспорт вышел согласно расписанию, в автобусах не введены пока два кондуктора. Мы будем смотреть и принимать решение по итогам сегодняшнего дня, – отметил он.

В час пик на 65 остановках дежурят работники автотранспортных предприятий: утром из спальных районов в центр, вечером – обратно. Всего на предприятиях автопарка Казани работает около 2,5 тысячи человек, и все незадействованные сотрудники привлечены к этой работе.

QR-коды в транспорте Татарстана: начало коллапса и первые жертвы

– Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства и есть штрафы. Если проверяющий сотрудник полиции или Роспотребнадзора выявит в салоне общественного транспорта пассажира без QR-кода либо с фальшивкой, то на пассажира наложат штраф до 30 тысяч рублей, а на перевозчика – до 500 тысяч рублей. Если пассажиров в салоне 4, то штраф будет 2 млн на одном автобусе.

По его словам, для перевозчиков, которые и без того находятся в трудной финансовой ситуации, 2 млн на один автобус – неподъемная сумма.

– Так что проще остановить автобус, чем работать на штрафы. Мы надеемся на порядочность и отзывчивость пассажиров и просим с пониманием относиться к ситуации, – отметил спикер. – Наши сотрудники – кондукторы, водители, те, кто работает на остановках и находится в гуще событий, не виноваты. Просим пассажиров не срывать злость на наших работниках.

Призывы Темлякова возникли не на пустом месте. Было зафиксировано нападение на кондуктора – в автобусе №43 женщине сломали нос. По словам пострадавшей, нападавший пытался проехать по поддельной социальной карте, а когда его попросили оплатить проезд, стал проявлять агрессию. В конце концов он ударил кондуктора в лицо, а сам поспешил скрыться. Была вызвана бригада скорой помощи, кондуктора госпитализировали.

QR-коды в транспорте Татарстана: начало коллапса и первые жертвы

Сегодня на маршруте №31, на развороте около метро Аметьево, пассажир ударил кондуктора и брызнул в глаза перцовым баллончиком. На место вызвали врачей и полицию.

На улице Серова встали трамвайные маршруты №1 и №6 из-за того, что пассажир отказался показывать QR-код и не стал выходить из салона трамвая, а вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными.

– Есть моменты, что уже останавливаются автобусы, то есть кто-то скандалит. 99% пассажиров едут с кодами, есть 1-2 человека, которые скандалят. Из-за них вынужден останавливаться автобус, должен вызываться наряд полиции, и вот сейчас уже несколько случаев таких есть с утра – экипажи ждут наряды полиции, – рассказал Темляков.

Всего сегодня утром, по данным на 7:30, из-за отсутствия QR-кодов из подвижного состава высадили свыше 500 человек.

Казанские транспортники организовали проверки на 65 самых оживленных остановках города. Одна из кондукторов, которая столкнулась с такой проверкой, пожаловалась на условия работы.

– Это невозможно! Люди не показывают коды, говорят, что мы не имеем права, что мы не полицейские. Пусть полицейские заходят и проверяют, – поделилась кондуктор, назвавшаяся Куршидой. – Я зарабатываю в день две тысячи, мне нервы дороже.

QR-коды в транспорте Татарстана: начало коллапса и первые жертвы

По ее словам, высадить пассажира тоже иногда становится проблематично, потому что люди не выходят из автобуса. Тем не менее, по ее словам, со своего автобуса (№89) она ссадила уже около десятка человек, несмотря на ранний утренний час.

– Это невозможно, я так не буду работать, – повторила женщина. – Коды показывают те, у кого есть, у кого их нет – скандалят.

Некоторые из пассажиров, завидев проверяющих, молча выходят из автобусов. Как рассказал Темляков, люди пытаются добраться до пункта назначения, пересаживаясь с одного автобуса на другой сразу после того, как их высадят из-за отсутствия QR-кода. Судя по всему, так в Казани зарождается традиция бас-хоппинга (по аналогии с питерской практикой бар-хоппинга).

После того, как объявили о вводящейся мере безопасности в транспорте, все принялись гадать, как же будет устроен процесс. Вопросов было много – кто и как будет проверять коды, какова будет ответственность за нарушения, как будут выживать перевозчики и ездить на работу люди. Нельзя сказать, что сейчас на все эти вопросы есть ответы, но как минимум механика процесса видна.

Воспользоваться транспортом можно только с действующим кодом, который могут получить переболевшие, привитые и получившие медотвод. Несовершеннолетним коды не требуются. Никакие справки не действуют (в том числе о медотводе – нужен код). Одной прививки в случае двухкомпонентной вакцинации недостаточно. QR-коды должны проверять кондукторы с помощью смартфонов, которые перевозчикам предоставили власти республики.

К слову, здесь возникают и технические проблемы – в стоящем автобусе устройства без проблем фокусируются на кодах, но во время езды уже возникают проблемы. Часть кондукторов уже в первый день перешла на проверку кодов личными смартфонами.

QR-коды в транспорте Татарстана: начало коллапса и первые жертвы

Следует также отметить, что времени на обслуживание пассажиров кондукторам теперь требуется в разы больше. Дополнительные проверки тоже сильно задерживают транспорт. В итоге на остановках выстраиваются караваны из краснобусов. Вполне вероятно, что пунктуальность в ближайшее время станет мифом.

В метро весь процесс выстроен гораздо спокойнее. Оно и понятно - работники подземки просто проверяют коды на входе и не пропускают тех, у кого их нет. Как обратил внимание журналист KazanFirst, занимаются этим в основном девушки, но стоически выдерживать скандалы (которые им, понятное дело, тоже закатывают) им помогает охрана метрополитена.

Тем временем в городе подскочила стоимость поездки в такси, выросла напряженность среди людей - соцсети пестрят негативом, пассажиропоток заметно спал. Однако больше всех сочувствия в сложившейся ситуации заслуживают именно кондукторы, оказавшиеся меж всех огней.

Пионером системы введения QR-кодов в транспорте стал Дальний Восток. 3 ноября стало известно, что с 1 декабря в Хабаровском крае будут проверять QR-коды при покупке билетов на самолет и на входе в аэропорт. Бумажные сертификаты о прививке или перенесенном заболевании с QR-кодом начали выдавать в МФЦ региона, скоро к этой практике присоединятся учреждения социальной защиты.

4 ноября похожую меру объявили на Камчатке: там код потребуется с 23 ноября для внутренних перелетов и поездок на междугородних автобусах.

Планируют ввести проверку QR-кодов при покупке билетов в поезда и самолеты в Омске — эту инициативу сейчас обсуждают местные депутаты.

Но самые радикальные меры приняли в Татарстане: 6 ноября глава республики заявил, что с 22 ноября QR-коды будут проверять во всем общественном транспорте, включая межмуниципальный . Минтранс региона разъяснил новые правила: ответственность ложится на перевозчиков, они могут получить субсидии на приобретение техники для проверки. Ее будет проводить кондуктор уже в салоне перед продажей билета. Если кода не окажется, нарушителю придется выйти. В нерегулярном порядке коды будут проверять «уполномоченные органы», людям без них грозит штраф: для физических лиц его сумма составляет до 30 тысяч рублей, для юридических — до 300 тысяч. Правило не распространяется на поездки между регионами, такси и пригородные электрички. Льготные транспортные карты у лиц старше 60 лет, не прошедших вакцинацию, не переболевших коронавирусом и не имеющих медотвода, будут заблокированы.

Как отреагировали жители Татарстана?

Незадолго до вступления в силу новых правил появилось сообщество «Довези друга. Казань» в телеграме. В его описании сказано: «Сообщество помощи друг другу кому нужно доехать до работы по Казани и в близлежащие пункты, кто пользовался для этого общественным транспортом, но кому станет проблематично. И для тех, кто готов подвезти друга!» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.) В сообществе уже больше 9 000 участников, многие ищут (и находят) попутчиков со схожими маршрутами от дома до работы на каждый день.

Обновление: за первую половину дня 22 ноября в Казани выгнали из общественного транспорта за отсутствие QR-кодов 1,5 тысячи человек. Один мужчина отказался выходить и вызвал полицию: из‑за этого был нарушен график движения двух на двух трамвайных маршрутах. Произошло несколько потасовок между кондукторами и пассажирами.

Теперь QR-коды в общественном транспорте введут по всей стране?

12 ноября правительство внесло в Госдуму два законопроекта о QR-кодах по всей России. Ожидается, что окончательное решение по их поводу примут уже в декабре. В документе говорится о необходимости предъявлять доказательство вакцинации при посещении массовых мероприятий, культурных учреждений, объектов общественного питания и розничной торговли, а также в поездах и самолетах, осуществляющих междугородние и международные перевозки. Общественный транспорт в нем не упоминается .

17 ноября глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании комитета Госдумы РФ по охране здоровья сказала, что вопрос о введении QR-кодов в общественном транспорте в правительстве пока не поднимался. На данный момент регионы сами решают, прибегать к этой мере или нет. Ни московские, ни петербургские власти о намерении ввести ее не говорили .

А в самолетах и поездах код точно будет нужен?

Этого касается целиком второй законопроект, его представил министр транспорта Виталий Савельев. Если его примут, россиянам придется предъявлять QR-коды для перемещения на самолетах, поездах и междугородних автобусах — возможно, уже на стадии покупки билетов. Дата, с которой заработает система, в законопроекте не прописана, определять ее будет правительство. Срок действия правила закончится 1 июля 2022 года. Замглавы Минтранса Богданов считает, что для воздушных перелетов QR-коды могут стать обязательными уже в феврале следующего года .

Как это будет устроено?

При вылете в страны, требующие подтверждения вакцинации, сотрудники аэропортов проверяют коды уже сейчас. Так что для них эта система не станет новой. «И РЖД, и «Аэрофлот» — общероссийские структуры. Если и когда они вводят такую норму, то она становится всеобщей. Это уже не уровень компетенции регионов», — прокомментировала законопроект политолог Екатерина Шульман. — Введение QR-кодов на транспорте вполне реализуемо: сейчас вожатый на перроне стоит и проверяет по паспорту наличие билета, а будет еще проверять и QR-код».

При этом представители сервисов продажи билетов высказывают опасения. Директор по развитию «Суперкассы» Дмитрий Дроевский рассказал, что никто не знает, как проверять QR-коды при покупке онлайн. «Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации и сам процесс затянется настолько, что самолеты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продает билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода», — объяснил он.

В РЖД рассказали, что проблем в новой системе не видят: «У нас уже давно посадка в поезд осуществляется только по паспорту. Те устройства, которыми у нас сейчас оборудованы поезда, находятся у проводника и в режиме онлайн готовы произвести любую проверку».

Как реагируют россияне?

Приложение QR-Plata позволяет пассажирам оплачивать проезд на городских маршрутах за пару кликов, не дожидаясь кондуктора!


Просто и легко!

Оплачивайте проезд и совершайте покупки с помощью мобильного телефона и карт любых банков.

Шаг 1. Старт!

Откройте приложение QR-plata на Вашем смартфоне.

Шаг 2. Сканирование!

Отсканируйте QR-код с помощью нашего приложения.

Шаг 3. Оплата

Шаг 4. Подтверждение

Скажите код кондуктору/водителю или продавцу.

QR-plata
Будь в тренде!

QR-коды, задуманные как высокотехнологичный маркетинговый инструмент, имеют множество полезных свойств и при правильном применении способны творить чудеса.
Наше приложение QR-plata использует технологию QR-кода для более быстрого и простого способа оплаты проезда.
С приложением QR-plata Вам больше не придётся носить с собой кучу мелочи или карты.


Преимущества QR-plata

Просто /

Для оплаты проезда Вам необходим лишь телефон

Современно /

Используя приложение QR-plata, Вы идёте в ногу со временем!

Безопасно /

Вам не нужно отдавать банковскую карту в чужие руки или вводить пин-код


/ Свободно

С помощью нашего приложения Вы сможете стать свободным от тяжелой мелочи и бесконечных карт

/ Доступно

Оплату по QR-коду можно совершать с использованием даже самой простой модели телефона с камерой

QR-plata
Как пользоваться пассажиру

QR-plata
Инструкция для водителя

Плати за проезд банковской картой через QR-код

Наконец-то мы дождались того момента, когда за проезд в общественном транспорте можно платить не только наличными, но и банковской карточкой. В Улан-Удэ запустили новый проект под названием QR-plata, наклеев специальный код на более чем 700 популярных городских автобусах. Всё, что нужно сделать – это скачать приложение на свой смартфон и привязать к нему карту, с которой будет списываться плата за проезд. Вся информация зашифрована и защищена надёжными алгоритмами безопасности.

Цифровизация пермского транспорта продолжается

Департамент транспорта администрации Перми и компания «Датапакс» запустили пилотный проект, в рамках которого пройдет опытная проверка программного обеспечения для комплексного управления общественным транспортом. Запустили новые технологии на автобусных маршрутах № 4, 59 и 80, а также на трамвайном маршруте № 8.

Основным нововведением для пассажиров стало новое мобильное приложение «ПЕРМЬ Транспорт», которое уже доступно для смартфонов на базе Android и iOs. Его главное преимущество — возможность пассивной оплаты проезда уже после входа в салон общественного транспорта. Через Bluetooth приложение определяет, в каком автобусе или трамвае находится пассажир, после чего предлагает ему оплатить проезд.

Приложение само определяет, в каком автобусе или трамвае едет пассажир

Фото: Тимофей Калмаков

Помимо этого, новое приложение также предусматривает возможность оплаты проезда через QR-коды, которые размещены в салоне экспериментального транспорта. Отметим, что для нового приложения «ПЕРМЬ Транспорт» и уже запущенного ранее приложения «Транспортная карта Пермь» QR-коды разные, они размещены рядом друг с другом и подписаны соответственно.

В некоторых автобусах и трамваях теперь 2 вида QR-кодов

Фото: Кирилл Хафизов

— У каждого приложения есть свой заказчик: у ранее запущенного приложения «Транспортная карта Пермь» — это наши краевые коллеги, они самостоятельно будут определять его наполнение, — пояснил начальник дептранса Перми Анатолий Путин. — Здесь, где заказчиком выступаем мы, конечно, добавим те сервисы, которые считаем необходимыми.

Техническое решение компании «Датапакс» предусматривает комплексное решение по управлению общественным транспортом. Помимо уже используемого в Перми в части навигационного контроля и модуля разработки и корректировки расписания, у нового технического продукта есть системные решения в вопросах контроля за безбилетными пассажирами и автоматизации работы контролеров, а также аналитики всех больших объемов данных разного направления.

— Городу необходимо эффективно управлять своими контролерами, поэтому есть специальное приложение для контролеров, — рассказал заместитель генерального директора компании «Датапакс» Максим Исаев. — Оно построено по принципу прогнозирования безбилетного проезда на аналитике больших данных при сравнении пассажиропотока и транзакций.

Организацию работы контролеров представители разработчика сравнивают с заказ-нарядами: мобильное приложение определяет местоположение инспектора и ближайший до него транспорт. После этого система предлагает подтвердить наряд на проверку транспорта, после чего получает чек-лист для проверки работы перевозчика помимо контроля оплаты проезда.

— На основании такой системы можно устанавливать цели-KPI для контролеров, которые позволяют повысить эффективность их работы более чем на 30% и тем самым снизить долю безбилетного проезда, — отметил Максим Исаев. — За счет создания постоянного присутствия контролеров в наиболее пиковых точках скопления безбилетников повышается билетная выручка.

Работу контролеров могут автоматизировать через мобильное приложение

Скриншот: презентация компании «Датапакс»

Сейчас пермские власти и компания «Датапакс» договорились о сотрудничестве на безвозмездном условии. Если пилотный проект признают успешным, то в дальнейшем пермские власти подготовят техническое задание для разработки и приобретения программного продукта, который будет отвечать всем требованиям дептранса.

— В части IT-систем достаточно высокая конкуренция на рынке, важно понять, что необходимо нам. Мы тестируем новый продукт, чтобы понять, какой функционал нам необходим в дальнейшем, — пояснил начальник дептранса Перми Анатолий Путин. — Как минимум до конца этого года мы будем проводить тестирование. После этого мы подготовим техническое задание для проведения конкурса на определение единого обеспечения, которое будет отвечать всем потребностям. Кто именно станет подрядчиком, будет понятно в результате аукциона.

— Пермь — один из лидеров в развитии и цифровизации общественного транспорта, этим можно только гордиться, — заявил господин Исаев. — Важно на этом не останавливаться и продолжать развиваться. Решение, которое мы сейчас демонстрируем, в пандемийное время еще упрощает проход в транспортное средство и обеспечивает быструю проходимость и комфорт оплаты проезда.

Максим Исаев высоко оценил уровень общественного транспорта Перми

Фото: Тимофей Калмаков

Отметим, пермский гортранс использует программный комплекс пермской компании «НПО "САПИР"», который позволяет осуществлять автоматизированную обработку навигационных данных и контроль за движением транспорта. В то же время «Датапакс» сотрудничает с компанией «Транснавигация». Разработанный ею программный комплекс выполняет эти функции в других городах, среди которых Казань, Екатеринбург, Тверь и Подмосковье. Начальник дептранса Перми пояснил, что решение о продолжении работы с той или иной компанией будет принято после опытной эксплуатации обоих вариантов.

— О каких-либо выводах говорить преждевременно, — пояснил Анатолий Путин. — Мы сейчас только запустились, я сейчас сам горю желанием посмотреть, как всё это работает и какие фишки там есть, о которых мы еще не знаем.

Ранее в Перми уже запустили другое мобильное приложение — «Транспортная карта Пермь». К 1 декабря во всех автобусах Перми должны появиться QR-коды этого мобильного приложения для самостоятельной оплаты проезда через цифровую транспортную карту.

«Понимаем, почему была принята эта непопулярная мера»: первый день QR-кодов в маршрутках Казани

Фото: Максим Платонов

С сегодняшнего дня в Татарстане для проезда в общественном транспорте требуется предъявить QR-код о вакцинации от коронавируса или о перенесенном заболевании. Однако не все выполнили требования — по состоянию на 11.30 первого дня из троллейбусов и трамваев было высажено более 780 человек. В основном у людей не было QR-кодов, пассажиры также пытались пройти по справкам о первой сделанной прививке. Для всех создан ситуационный центр, в который можно обратиться с жалобой. О том, как утро у казанцев началось с QR-кодов на общественном транспорте, — в репортаже «Реального времени».

Пока не штрафуют, но высаживают

Сегодня утром в спальных районах Казани на 65 остановках общественного транспорта в сторону центра высадился десант контролеров из всех не задействованных на линиях сотрудников автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы городского Комитета по транспорту. Они отлавливали пассажиров без QR-кодов и высаживали их из салона. Вообще-то, по постановлению правительства за это гражданам грозит штраф от 1 до 30 тыс. рублей, но наложить его могут только представители полиции, Роспотребнадзора и Министерства транспорта РТ. На старте, видимо, решили обойтись без жестких мер.

7 утра, остановка «Энергоуниверситет». Автобусы останавливаются один за другим. Поскольку основная масса народа едет на работу к 9 часам, в салонах малолюдно, контролерам удобно проверять QR-коды, и это занимает немного времени. Люди молча предъявляют смартфоны и распечатки. У девушки на заднем сиденье QR-код есть, а маски — нет.


Поскольку основная масса народа едет на работу к 9 часам, в салонах малолюдно, контролерам удобно проверять QR-коды. Фото: Максим Платонов

А вот и первый высаженный. Андрей Исаев работает в филиале московской компании, сделал первый компонент прививки и был допущен к работе. Утверждает, что о нововведении не слышал и проверка для него стала неожиданностью.

— Никакого оповещения не было, ни СМС не пришло, ни по телевизору не объявили. И наше руководство об этом не известило. У меня есть справка о первой прививке, вторая будет 29-го числа. Но меня все равно высадили под угрозой штрафа. Мне нужно на проспект Победы, а оттуда — в поселок Столбище. Я уже опоздал, вахтовый автобус с проспекта Победы уходит в 7.15. То есть это потеря одного рабочего дня. Теперь думаю, что делать. Завтра, видимо, придется ехать на такси, — рассуждает он.

Те, у кого нет заветного кода, придумали новый способ передвижения — пересаживаются с одного автобуса на другой, пока не высадят. Один из таких — мужчина средних лет. Как он рассказал «Реальному времени», о вводимых ограничениях на общественном транспорте он узнал неделю назад и сразу сделал прививку. На данный момент у него есть справка из поликлиники о том, что он прошел первый этап вакцинации. Но наличие справки не аргумент для проверяющих.

— Я доехал досюда, и меня не пускают в автобус. Я как должен добираться до работы, на такси за 500 рублей? Это тысяча рублей в день. Послал видео начальнику. Будем думать, что делать дальше, — громко возмущается он.


Кондуктор проверяет коды при входе. На остановке образовалась очередь. Фото: Максим Платонов

«Мы все привиты, иначе на работу не пускают»

По мере приближения часа пик обстановка становится все напряженнее. В полных салонах трудно развернуться, поэтому основное бремя проведения проверки кодов ложится на кондукторов. Время простоя транспорта увеличивается. В подъехавшем автобусе 22-го маршрута кондуктор проверяет коды при входе. На остановке образовалась очередь.

— У меня есть QR-код. Но почему не допускают тех, кто сделал одну прививку? Они же вакцинировались, — говорит женщина с ребенком. Устав ждать, она вызывает такси и уезжает на нем.

В 7.40 случается апофеоз — из салона выбегает кондуктор и, увидев толпу журналистов и проверяющих, буквально кричит:

— Разве можно так издеваться над кондукторами! Проверять невозможно! Те, у кого нет QR-кода, грубят, наезжают на нас. Коды не показывают, говорят, что мы не имеем права их спрашивать. И высаживать не могу — люди не выходят. Мы не полицейские, пусть полиция заходит и проверяет. Мне мои нервы дороже.


Кондуктор признается, что не успевает одновременно и проверять коды, и обилечивать пассажиров. Фото: Максим Платонов

Кондуктора зовут Куршига. В разговоре с корреспондентом «Реального времени» она признается, что не успевает одновременно и проверять коды, и обилечивать пассажиров, ведь QR-код еще нужно открыть на смартфоне, сверить его. Некоторые вообще не в курсе, что это такое, и показывают проездные билеты или справки из поликлиники. «Объясняем, что не можем везти без кода, — не понимают», — жалуется она.

В набитый салон протискиваются проверяющие. Люди нервничают, кричат: «Давайте быстрее! Мы опаздываем!» и открыто выражают свое недовольство.

— Нужно по-другому ее [проверку] организовывать — на остановках хотя бы проверять. Мы все привиты, иначе на работу не пускают, — говорит интеллигентного вида женщина, стоящая у дверей.

— Вот у меня есть QR-код. У меня в 8 начинаются занятия, а мы тут сколько уже стоим, осталось 10 минут, а мне еще надо до улицы Гоголя доехать, — вторит ей другая.


Сергей Темляков рассказал, что вечером те же 65 бригад контролеров будут работать в обратном направлении — из центра на окраины. Фото: Максим Платонов

«99% пассажиров едут с QR-кодами»

Председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков рассказал, что вечером те же 65 бригад контролеров будут работать в обратном направлении — из центра на окраины. Система пока только апробируется.

— Работа организована так: в салоне автобуса QR-коды проверяет кондуктор, на остановках помогают сотрудники автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы Комитета по транспорту Казани. То есть на остановках может подойти сотрудник к тем, кто ждет, и попросить предъявить QR-код, потом он скажет кондуктору, что проверил QR-код, и, таким образом, пассажир сядет быстрее в автобус, и он быстрее поедет по маршруту. 99% пассажиров едут с QR-кодами, но есть несколько случаев, когда пассажиры скандалят. Если гражданин не выходит — автобус останавливается и вызывается наряд полиции. Такие случаи по городу есть, — пояснил Темляков.

Глава ассоциации подчеркивает, что решение о введении QR-кодов принимали президент и правительство Татарстана, а транспортники являются только исполнителями.

— Все мы понимаем, почему была принята эта непопулярная мера. Президент республики об этом говорил — это сложная ситуация с коронавирусной инфекцией. Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства. И есть штрафы. Если проверяющий сотрудник полиции или Роспотребнадзора выявит в салоне общественного транспорта пассажира без QR-кода либо с фальшивым или поддельным QR-кодом, то на пассажира будет наложен штраф до 30 тыс. рублей, а на перевозчика — до 500 тыс. рублей. Если таких пассажиров в салоне четверо — штраф будет уже 2 млн. Что делать перевозчикам, которые и так находятся в трудной финансовой ситуации? 2 млн на один автобус — неподъемный штраф, поэтому проще остановить автобус. Но мы надеемся на порядочность и отзывчивость пассажиров и просим с пониманием отнестись к данной ситуации.


Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока. Фото: Диана Жиленкова

Темляков рассказал, что пассажиры уже срывают злость на работниках АТП. Например, вчера кондуктору 43-го маршрута сломали нос, его госпитализировали на скорой. У одного из пассажиров тот выявил поддельную социальную карту, и мужчина напал на него с кулаками.

Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока:

— Уже сейчас видно, что стало меньше народа в автобусах. Мы видим, что пассажиры кто как пытаются добраться на работу. Например, была высажена женщина, которая одну остановку проехала, к ней кондуктор просто не успел подойти, но ее высадили проверяющие. Она пересела на другой автобус, видимо, так же доедет до следующей остановки, и ее там высадят. И так пассажиры, видимо, будут добираться.

В Казани на базе Комитета по транспорту создан ситуационный центр, в который пассажиры могут обращаться с жалобами и предложениями по улучшению организации проверок QR-кодов. Звонить можно на горячую линию 275-30-50 или писать на странице Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана в соцсети «ВКонтакте».

Сергей Темляков отметил, что в будущем для ускорения процесса будут работать два кондуктора, и заверил, что количество автобусов на маршрутах не снизится и выходить на линии общественный транспорт будет по расписанию. Кроме того, какие-то коррективы, возможно, примут по итогам первого дня работы по новым правилам.

Интересная деталь — руководитель Ассоциации АТП рассказал «Реальному времени», что некоторые кондукторы отказались пользоваться закупленными для них смартфонами и перешли на свои. Связано это с тем, что если на остановках QR-код фиксируется хорошо, то на линии на казенном оборудовании он не всегда считывается.

Напомним, техника была закуплена на бюджетные средства Министерством транспорта РТ. В субботу смартфоны раздали транспортным предприятиям.

Читайте также: