Как сохранить вид в архикад

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое 3D-окна можно сохранить в виде набора чертежных элементов для последующего 2D-редактирования средствами ArchiCAD (например, для нанесения размеров и надписей, добавления или удаления элементов и др.). Сделать это можно несколькими способами:

  1. Сохранением содержимого 3D-окна в виде файла 2D-линий ArchiCAD (*.2dl). Для этого нужно, находясь в 3D-окне, выполнить команду File (Файл) › Save As (Сохранить как) и в открывшемся диалоговом окне сохранения файла выбрать во всплывающем меню File Type (Тип файла) "ArchiCAD 2D Lines (*.2dl)". В этом случае записывается файл типа *.2dl, содержащий все элементы 3D-окна, включая находящиеся за пределами текущих границ изображения.
  2. Выделением фрагмента 3D-изображения при помощи бегущей рамки и копирование его в буфер обмена для последующей вставки в любое окно 2D-чертежа ArchiCAD (окно плана или разреза/фасада). В этом случае в чертежные элементы преобразуется только та часть 3D-окна, которая находится внутри бегущей рамки.
  3. Сохранением содержимого буфера обмена в файле модуля ArchiCAD (*.mod). Для этого, как и в предыдущем случае, выделенный бегущей рамкой фрагмент 3D-окна копируется в буфер обмена. Затем нужно перейти в окно плана этажа и выполнить команду File (Файл) › Save As (Сохранить как) и во всплывающем меню File Type (Тип файла) выбрать "Module File from Clipboard (*.mod)". В этом случае записывается файл типа *.mod, содержащий только те элементы 3D-окна, которые оказались внутри бегущей рамки.


Рис. 9.13. Параметры преобразования элементов 3D-окна в набор чертежных элементов

Сохраненные на диске компьютера файлы могут быть открыты в ArchiCAD при помощи команды File (Файл) › Open (Открыть) или присоединены к текущему проекту при помощи команды File (Файл) › Merge (Объединить).

Кроме того, содержимое 3D-окна можно сохранить в формате чертежа PlotMaker (*.pmk) для последующей работы с ним в этой программе (подробнее о программе PlotMaker рассказывается в разд. 10.2)

Во всех этих случаях (при сохранении файлов типа *.2dl и *.pmk во время сохранения файла, в остальных случаях при копировании содержимого 3D-окна в буфер обмена) на экран выводится диалоговое окно Copy (Скопировать) (рис. 9.13). В этом окне устанавливаются параметры копирования 3D-изображения: формат копирования (рисунок или чертеж), элементы для копирования и способ отображения граней.


Визуализация проектов получила широкое распространение и сегодня используется уже на самых ранних этапах выполнения заказа. Это обеспечивает обратную связь с заказчиком, позволяет своевременно вносить в проект необходимые изменения. Передача информации заказчику в понятной ему форме — одна из важных задач проектировщика, а для реализации этой задачи существует множество способов. Наиболее консервативный — передача информации на бумажном носителе. Но к моменту вывода на печать бумажные документы могут оказаться уже неактуальными, а кроме того существует вероятность, что заказчик не сможет представить, как именно будет выглядеть ожидаемый им объект. В этом случае на помощь проектировщику приходят современные информационные технологии, благодаря которым можно обойтись без громоздких чертежей и передать проект в трехмерном виде. Инструменты 3D-визуализации позволяют показать проектируемый объект наглядно и ясно.

В качестве основного конструкторского документа на начальных этапах жизненного цикла объекта используется 3D-модель в формате САПР, но, не будучи специалистом, заказчик не имеет достаточных возможностей для ознакомления с подобной документацией и внесения в нее корректив. Для решения этой проблемы существуют нейтральные 3D-форматы, которые подходят для обмена трехмерными моделями. Каждый из них обладает определенными свойствами.

Пользователи Archicad привыкли использовать специальное мобильное приложение для демонстрации архитектурных проектов — BIMx. Гипермодели BIMx основаны на технологии, обеспечивающей одновременную навигацию по 2D-документации и 3D-моделям зданий. Эта уникальная технология позволяет получить доступ с мобильных устройств даже к очень сложным BIM-моделям, содержащим большие объемы 2D-документации. Тем не менее, не все заказчики готовы скачивать на свои мобильные устройства или компьютеры дополнительное программное обеспечение. Именно в таких ситуациях на помощь приходит универсальный формат PDF. При публикации документа PDF из Archicad существует возможность вложить в PDF файл U3D — это позволяет производить в PDF навигацию по изображению точно так же, как в 3D-модели.

Технология передачи информационной модели в формат PDF

Итак, будем считать, что мы создали проект коттеджа из третьего учебного пособия по Archicad и в результате получили 3D-модель, представленную на рис. 1.

Затем, чтобы ознакомить заказчика с проектом, мы перевели нашу 3D-модель в формат PDF. Для реализации этой задачи был использован пошаговый алгоритм.

Алгоритм

Находясь в 3D-окне, установите требуемый модельный вид.

Сохраните содержимое 3D-окна в виде файла, выполнив команды Файл → Сохранить как. Выберите Файл U3D в списке имеющихся форматов (рис. 2).

Рис. 2. Сохранение файла U3D

Рис. 2. Сохранение файла U3D

В навигаторе или организаторе сохраните 3D-модель как Вид (рис. 3), а затем разместите этот 3D-вид в Макете (рис. 4−5).

Рис. 3. Сохранение Вида

Рис. 3. Сохранение Вида

Рис. 4. Добавление Вида в Макет

Рис. 4. Добавление Вида в Макет

Рис. 5. Вид, размещенный в Макете

Рис. 5. Вид, размещенный в Макете

Создайте новый Набор Издателя (обязательно пропишите путь сохранения!) и добавьте в него этот Макет (рис. 6−7). Выберите Макет в Наборе Издателя и установите для него формат PDF.

Рис. 6. Добавление Макета в новый Набор Издателя

Рис. 6. Добавление Макета в новый Набор Издателя

Рис. 7. Набор Издателя U3D с добавленным Макетом в формате PDF

Рис. 7. Набор Издателя U3D с добавленным Макетом в формате PDF

В закладке Формат, расположенной в нижней части панели Издателя, нажмите кнопку Параметры Документа (рис. 8), после чего в открывшемся диалоге нажмите кнопку Параметры PDF (рис. 9).

Рис. 8. Параметры Документа для добавленного Макета

Рис. 8. Параметры Документа для добавленного Макета

Рис. 9. Параметры PDF

Рис. 9. Параметры PDF

Рис. 10. Настроенные параметры PDF

Рис. 10. Настроенные параметры PDF

Рис. 11. Модель коттеджа в Adobe Reader (формат PDF)

Рис. 11. Модель коттеджа в Adobe Reader (формат PDF)

Иллюстрация для статьи о настроке горячих клавиш в Архикаде

Небольшая памятка для начинающих, но склонных к углубленному изучению предмета архикадчиков. Горячие клавиши в программе ArchiCAD меняются от версии к версии, но основная часть все-таки остается неизменной как раз для того, чтобы их можно было запомнить. Кроме того, сами клавиатурные комбинации довольно простые, в отличие от того же фотошопа, работая в котором крутой дизайнер рискует вывихнуть пальцы.

Список горячих клавиш длинный как удав, поэтому постараюсь сразу сориентировать, что стоит учить. Полезно запомнить кнопки включения волшебной палочки, пипетки и шприца, подрезки линейных элементов, навигации в 3D окне и плане этажа, вызова окна настройки параметров слоев. После освоения этого джентельменского набора остальные команды подтянутся сами.

Настраиваемые клавишные команды

Не настраиваемые клавишные команды

Имя команды Комбинация клавиш Описание
Операции отмены Esc При вводе: отменить операцию.
Направляющие линии: удаление всех направляющих линий.
Выбранные элементы: отменить выборку.
Элементы, выбранные бегущей рамкой: удалить рамку.
Если ничего не выбрано: переключиться к инструменту Указатель.
Backspace При вводе: отменить операцию.
Выбранные элементы: удаление.
Воспринять параметры Alt Параметры указанного элемента становятся параметрами по умолчанию.
Передать параметры Ctrl + Alt Параметры по умолчанию присваиваются указанному элементу.
Переключатель быстрого выбора Клавиша пробела Временное активирование/деактивирование выбора элементов по их поверхностям.
Волшебная палочка Клавиша пробела Оперативное активирование инструмента волшебной палочки вместе с другими инструментами.
Переключение позиционирования элемента Клавиша пробела Когда позиционирование элемента включено: происходит переключение между перемещаемыми позиционируемыми точками элемента.
Отмена позиционирования курсора при позиционировании на элементе Клавиша пробела Отменяет позиционирование курсора при перемещении на элемент при включенном позиционировании на элементе.
Углы фиксации мышки / Направляющие линии Shift Ограничение по горизонтали, вертикали, под фиксированным или специальным углом. Ограничение по направляющим линиям.
Оперативный инструмент Указатель Shift Производит временное переключение к инструменту Указатель, когда активным является другой инструмент.
Выделение элемента Shift Выделение обнаруженного элемента.
Выбор/Отмена выбора элемента Shift + щелчок Если активен инструмент Указатель: добавляет/удаляет элементы в/из выбранных.
Переключение выделением Tab Происходит переключение между перекрывающимися элементами с помощью выделения (выборка или ввод элементов).
Отсечение Ctrl + щелчок Если нет выборки: отсекает ту часть элемента, на которой был сделан щелчок за конечной точкой или точкой пересечения.
Разделение и Выравнивание Ctrl + щелчок Выравнивает короткие элементы и разделяет длинные вдоль непараллельного ребра, на котором был сделан щелчок.
Если активным является инструмент, отличающийся от выбранных элементов: создаются узловые точки
Если активным является инструмент Указатель: ничего не происходит.
Деление элемента Ctrl + щелчок Выравнивает короткие элементы и разделяет длинные вдоль непараллельного ребра, на котором был сделан щелчок.
Если активным является инструмент, отличающийся от выбранных элементов: создаются узловые точки
Если активным является инструмент Указатель: Пересекающийся элемент, на котором был сделан щелчок, будет подрезан выбранным элементом.
Возвышение крыши Ctrl + щелчок Если выбран инструмент Крыша: открывается диалоговое окно Возвышение крыши.
Переместить пользовательское начало координат Alt + Shift Производится перемещение пользовательского начала координат к вершине существующего элемента.
Отменить последнюю вершину Backspace Удаление последней вершины при вводе многоугольника.
Удаление элементов Удаление Удаление выбранных элементов.
Справка F1 Открывает справку ArchiCAD.
Отмена выделения выборки Ctrl + пробел Отменяет выделение подсветкой выбранных элементов.
По размеру окна Двойной щелчок колеса мышки Изменение размеров изображения с тем, чтобы представить все видимые элементы.
Временный режим орбиты Shift + щелчок колеса мышки В 3D: временная имитация режима орбиты.
Предыдущее увеличение Щелчок кнопкой слева (мышка с 5 кнопками) Возврат к предыдущему уровню увеличения.
Следующее увеличение Щелчок кнопкой справа (мышка с 5 кнопками) Переход к следующему уровню увеличения.

Скриншот окна настроек клавишных команд ArchiCAD 14

Настройка клавишных команд

Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) позволяет задать способ построения проекции: аксонометрию или перспективу (рис. 2).

 Режим 3D-вида (3D View Mode)

Рис. 2. Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode)

Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (PC: CTRL+F3 и SHIFT+F3, Mac: CMD+F3 и Option+F3) либо воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов (рис. 3).

иконка 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Рис. 3. Можно воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда.
Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна (рис. 4), можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview).

Планшет навигатора

Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна

Для аксонометрии Планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбору и ряд других часто используемых проекций (рис. 5).

стандартные параметры построения аксонометрии
Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии

Рис. 5. Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии

Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit).

В режиме построения перспективы (рис. 6) Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, отображающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В Планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда – 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора

Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы

Рис. 6. Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы

Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшета навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто открепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу.

Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым – направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру, перейдите в 3D-окно – вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется.
Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним.

Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе.Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационной панели (Info Box) другой режим камеры (то есть VR-объект или VR-сцена).

Если вы меняли параметры 3D-окна с помощью инструментов Орбита (Orbit) и Проход (Explore) или увеличивали/уменьшали изображение с помощью колеса мыши, вы можете быстро сохранить положение камеры и затем возвращаться к этому виду. Для этого зайдите в меню Вид (View) -> Дополнения 3D-навигации (3D Navigation Extras) и для аксонометрии выберите команду Добавить текущую проекцию (Add Current Projection), а для перспективы – Разместить камеру на траектории (Put a Camera into the Path). Кстати, из того же подменю доступны и некоторые другие опции (для перспективы – когда выбрана камера на поэтажном плане): изменить выбранную камеру, разместить новую камеру или перейти к предыдущему/следующему сохраненному виду.

Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш – включение режима Орбиты (Orbit) в 3D-виде, удерживая клавишу SHIFT на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку: модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы! Попробовав раз, отказаться просто невозможно.

Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Эта команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов и т.п. Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта. На рис. 7 показан пример сохраненных 3D-видов.

Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта

Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта

автор статьи ©Эрик Боброу (Eric Bobrow), перевод с английского ©Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)

Читайте также: