Какие были компьютеры в 1993 году

Обновлено: 07.07.2024

Компьютеры стали неотъемлемой частью жизни человека относительно недавно. Но технологии развиваются настолько стремительно, что вспомнить какими были ПК, которым всего несколько десятков лет, уже сложно. И только краткий исторический экскурс наглядно покажет тот скачок, который был сделан за короткий промежуток времени.

В конце 90-х персональные компьютеры только стали появляться в домах людей. Они были громоздкими, медленными и слабо оснащёнными, но только по современным меркам. Тогда даже такие машины считались настоящим рукотворным чудом.

В 1995 году особенно ценились компьютеры от Dell. Они считались самими мощными и высокопроизводительными.

Купить «топовую» модель с 486-м процессором и частотой в 66 МГц можно было 4,5 тыс. долларов. Объем жёсткого диска составлял 320 МБ и этого было достаточно для выполнения всех базовых задач. Лучшим выбором считались ПК с 8 Мб оперативной памяти и монитором на 15-17 дюймов.

В конце 90-х стали появляться видеокарты с графическими ускорителями, которые могли отображать до 17 миллионов цветов. Однако программ, позволяющих оценить такие возможности ещё было мало.

Старый ПК

В начале 2000-х лидером продаж стали ПК, собранные на платформе AMD. А вот Intel переживал не лучший период. Активный рост популярности набирали процессоры и видеокарты от NVIDIA. Они вошли в список «топовых» деталей для ПК. Для охлаждения компания использовала тепловые трубки.

Видеокарты стали работать тише, при этом игры на них просто «летали». Главным конкретном NVIDIA по видеокартам стала компания ATI.

2005 год запомнился всем появлением двухъядерных процессоров, которые вывели технику на новый уровень. Лучшим бюджетным вариантом стал чипсет Celeron D 351, поддерживающий 64-битные приложения. От AMD «топовым» процессором считался Athlon 64 4000+ с высокой производительностью и малым потреблением энергии.

Активный рост популярности компьютерных игр сделали востребованными игровые процессоры. Лучшим тогда считался Athlon 64 FX, его выбирало большинство геймеров. Частота процессоров составляла 1000 МГц, а объем кэша – 1024 кбай. Количество базовой оперативной памяти выросло до 512 Мб.

С характеристиками жёстких дисков 2005 года выпуска можно ознакомиться на фото:

Характеристики жестких дисков старого образца

ПК на столе

Звуковые карты получили встроенную память, объемом 64Мбайт. Она позволяла получить качественный звук, который загружался моментально. Однако для оценки всех возможностей устройства приходилось пользоваться качественными наушниками или колонками.

В этот период техника практически достигла пика своих возможностей. Цветопередача и звук стали реалистичнее и качественнее, а производительность увеличилась в разы. В стандарт вошли 6-ядерные процессоры. Всего за 10 лет количество ядер в чипсетах увеличилось в 3 раза.

Появились игровые компьютеры, которые потрясали своими возможностями.

Так ПК Jaguar мог выполнять более триллиона операций всего за несколько секунд. В 2015 году появился и компьютер Titan, работающий на порядка 20 тысяч процессорах, каждый из которых имел 16 ядер. Мощная «машина» была создана для изучения биотоплива, и расчётов последствий изменений климата.

В 2015 году вышел «топовый» процессор от Intel Core i7-6700k с 4 реальными и виртуальными ядрами. Его бюджетным аналогом стал чипсет от AMD FX-8300. Он уступал по производительности своему конкуренту, но был более доступным для рядового пользователя. Лидером по выпуску материнских плат стала компания MSI.

Для широкой публики стали выпускать внутренние жесткие диски объемом до 6 ТБ с функцией кэширования информации для максимально быстрого доступа к файлам.

NVIDIA выпустила сразу три флагманских модели видеокарт: GeForce GTX 950, 960 и 980 Ti. Тихая работа, быстрый разгон и минимальный нагрев стали их основным преимуществом. С появлением мощных видеокарт, которые нуждались в качественном охлаждении, появились и высокотехнологичные кулеры.

Без них воспользоваться всеми преимуществами современной техники невозможно. Гибридное охлаждение позволяет поддерживать оптимальную температуру процессоров, продлевая период их службы. Появились мониторы с разрешением 4К.

Игровые девайсы были на пике популярности.

Компьютерные мышки с лазерным сенсором и возможностью настройки форму корпуса – стали лидерами продаж среди геймеров. Не уступали им и игровые клавиатуры с подсветкой клавиш и возможностью их настройки.

Современная модель игрового ПК

IT-технологии поражают своими возможностями. Уже сегодня обычный домашний ПК отличается высокой многозадачностью, открывая для пользователей принципиально новые возможности. И это далеко не предел, ведь данный сегмент продолжает стремительно развиваться, дополняясь самыми продвинутыми искусственно-интеллектуальными технологиями, поэтому остается только представить, что ждет пользователей будущего.

Пятая часть исторической ретроспективы развития «Мира ПК» продолжает аналитический обзор материалов.

Сегодня мы расскажем о том, какие темы были наиболее актуальными 15 лет назад.


Год 1993-й. Видеоклипы, Россия — «выездная» страна, русский «Смирновъ», подержанные иномарки, денежная реформа Геращенко, новые купюры, подростки моют машины, раскол в мировых шахматах, «Сникерс», «Баунти» и «Марс», ГКО, киллеры, евроремонт, гербалайф, генерал Лебедь — политик, секс-индустрия, бытовая техника, «чемоданы Руцкого», президентский Указ № 1400, расстрел Белого дома, ТВ-6, НТВ, «Белое братство», гастарбайтеры, теннис — царский спорт, новая конституция, Государственная дума, Хакамада — «новая русская» женщина, Майкл Джексон в Москве.

В 1993 г. вышло десять номеров «Мира ПК» объемом в 130 страниц каждый. Тираж издания упал до 30 тыс. экз. Цена экземпляра журнала в выходных данных не проставлена, но, исходя из оферт в №2 и №6/1993, стоимость годовой подписки — 1500 и 4000 руб. соответственно. Руководство журнала остается прежним: А. А. Константинов — исполнительный директор, Б. Д. Антонюк — председатель правления АО ICE (ранее СП ICE). Редакция претерпевает ряд изменений: главный редактор А. И. Зильберман уходит в конкурирующий журнал PC Magazine/Russian (издается по лицензии Ziff Davis Publishing) на должность начальника созданного там подразделения PC Lab/Russia, которое будет заниматься рейтинговым отбором ПО и аппаратных средств и присуждением лучшим из них престижной награды Editor’s Choice/Russia — аналога авторитетной американской PC Magazine Editor’s Choice [1]. Пост главного редактора «Мира ПК» занимает Э. М. Пройдаков (ныне редакционный директор ИТ-группы ИД «СК Пресс», выпускающего в числе прочих изданий PC Magazine/RE), пришедший из ComputerWorld/Mos-cow с должности научного редактора. Начиная с №6 в состав редколлегии входит Г. И. Рузайкин, и поныне работающий в «Мире ПК» научным редактором. Также с №10 появляется М. В. Глинников, совсем недавно перешедший в журнал «Директор ИС» ИД «Открытые системы».


В 1993 г. «Мир ПК» отмечал свой пятилетний юбилей. Отпраздновали событие шикарно: 14 февраля 1993 г. в Москву даже прибыл председатель правления американской компании IDG — Патрик Макговерн (Patrick McGovern). Напомним, на тот момент IDG владела 70% акций созданного в 1988 г. советско-американского совместного предприятия Information Computer Enterprise (ICE), издававшего журналы по компьютерной тематике, в том числе и «Мир ПК».

«Г-н Макговерн заявил, что руководство IDG довольно итогами своей работы в России. За пять лет, прошедших с момента основания фирмы ICE — одного из первых совместных предприятий в СССР, — созданы четыре периодических издания. Три из них — журналы «Мир ПК», «Сети», журнал на дискетах «Мир ПК-диск» — рассчитаны на технических специалистов. И только еженедельник «ComputerWorld/Москва» предназначен, по словам генерального директора ICE Бориса Антонюка, для менеджеров компьютерного рынка. Г-н Антонюк сообщил, что и журнал «Мир ПК» в ближайшее время будет частично переориентирован на бизнесменов».

Мобильная эволюция

Ключевой темой №1/1993 стали мобильные компьютеры — «портативные, блокнотные, субблокнотные, карманные — получившие за короткое время такое распространение, что изменили собственно характер труда людей». Нам, как исследователям компьютерной истории, было крайне любопытно взглянуть на прогнозы развития мобильных устройств, обрисованные авторитетами ИТ-мира и изложенные в материале «Вы, будущее и мобильные компьютеры» (Кэтлин Вигнер, №1/1993).


По подсчетам аналитиков, удаленная работа набирает популярность во всем мире: к концу 2008 г. в среднем 20% служащих некоторых организаций будут работать удаленно.

Джерри Каплан (Jerry Kaplan), президент корпорации Go: «Продажа программного обеспечения переместится в сферу услуг. В компьютере будет предусмотрен режим дистанционного заказа программ, используемый по мере надобности. Появится возможность создать даже систему дистанционного резервирования и использования ее как удаленного архива».

Нынешние тенденции таковы, что использование настольного ПО уступает место, например, сервису «ПО как услуга» (Software as a Service, SaaS), предоставляемому Google Apps или Microsoft Equipt.

КПК, коммуникаторы, смартфоны, MP3- и видеоплееры, GPS-навигаторы и прочие вполне справляются с возложенными на них специфическими задачами.

Даррелл Миллер (Darrell Miller), исполнительный вице-президент корпорации Novell: «Из-за ограниченного срока жизни батарей переносные устройства не могут иметь вычислительную мощность полноразмерного компьютера. Здесь свое слово должна сказать сетевая технология. Обработка информации будет осуществляться в сети, а пользователю будет высылаться лишь результат».

Показательны «облачные» вычисления (cloud computing), парадигма которых проста: по аутсорсинговой составляющей предоставить заказчику аппаратно-программные мощности на удаленных серверах так, чтобы ни клиент, ни конечный потребитель не задумывались над особенностями реализации и функционирования сервиса. Примером выступает Amazon Elastic Compute Cloud (EC2).

Согласитесь, прогнозы воистину впечатляют — буквально каждое слово стало реальностью. Что ж, ИТ-лидерам свойственны редкая прозорливость и способность предсказывать будущее. Так почему бы не прислушиваться к их предположениям и в наши дни?

Ценовое прошлое жестких дисков

Благодаря тому что «Мир ПК» публиковал развернутые таблицы с техническими характеристиками компонентов ПК и ориентировочными ценами, мы можем фактологически оценить рост ИТ-промышленности, сравнив удельную стоимость тех же мегабайт жестких дисков.

Из материала «Растет скорость — увеличивается емкость» (№2/1993, Кэтрин Кафлин) выяснилось, что минимальная цена 1 Мбайт дискового пространства в 1992 г. составляла 1,37 долл. Сейчас, в 2008 г., когда терабайтовый барьер пройден, она упала до 0,2 долл. за гигабайт, или 0,0002 долл. за мегабайт.

Итогом пятнадцатилетнего развития промышленности стало падение цены на жесткие диски в 7 000 (!) раз.

Выход Pentium

«Итак, свершилось! 22 марта 1993 г. корпорация Intel объявила о начале промышленных поставок процессора Pentium, а спустя всего неделю, 30 марта, презентация новой разработки состоялась в Москве» — так начинается анонс «Встречайте Pentium!» (К. А. Гущин, №5/1993), исполненный восхвалений и дифирамбов в адрес первого представителя пятого поколения микропроцессоров.

Как медленно тогда тянулось время: 75-МГц Pentium появится только полтора года спустя — 10 сентября 1994 г.

Продаться Западу


Россия, став «выездной» страной, получила расширение рынка труда за счет программистской силы, которую обеспечивают желающие либо уехать за рубеж, устроившись на работу по специальности, либо заключить контракт с западным работодателем, выполняя его на родине. И «важно представлять «что почем». И в первую очередь, какой труд и сколько стоит». Об этом и схемах поведения на рынке рассказывает М. В. Донской в статье «О контрактном программировании» (№8/1993).

Автор апеллирует к тому, что программист обязан непрестанно развиваться: «Ибо ремесло наше таково, что год, потерянный для самосовершенствования, есть год отката назад». При этом «основным критерием при оценке квалификации программиста является то, сколько своих программ он довел до практического применения». И здесь же сетует: «Программисту приятнее делать то, что ему нравится, вместо того, что нужно пользователю».

Это удачно подтверждается аллегориями, высказанными: «Программист подобен кошке, которая гуляет сама по себе. Так уж исторически сложилось. Пасти котов — значит заставлять их двигаться в одном, нужном направлении».

Донской продолжает беспокоиться: «Оставляет желать лучшего общетеоретическая подготовка наших программистов. Это обусловлено характером преподавания в отечественных вузах. Долгие годы обучение программированию заменялось обучением языкам программирования, в основном списку их операторов».

Здесь уместно вспомнить слова Никлауса Вирта (Niklaus Wirth) — «патриарха надежного программирования», автора языков Паскаль, Модула, Оберон, — высказанные во время его турне по России осенью 2005 г.: «В университетах мы должны учить чистым, прозрачным и передаваемым вещам. Но язык должен быть на заднем плане, это не главная тема обучения. Можно преподавать отдельные курсы по языку C++ и другим. Важно, что обучение структурированному мышлению в программировании не должно осуществляться с помощью языка C++».

В заключение предлагается создать профессиональное сообщество, объединяющее программистов-контрактников, вместо того чтобы каждый действовал в одиночку безо всяких гарантий порядочности и честности работодателя. А подобная организация, в свою очередь, могла бы нести ответст-венность за своих членов.

Мечты Донского реализовались, причем шикарно. Сейчас программист может без проблем устроиться на работу в аутсорсинговые компании или найти работодателя через Интернет.

ОБ АВТОРЕ

Юрий Стрельченко — автор статей, аналитических обзоров, заметок и рецензий в компьютерных печатных изданиях России. Профессиональная деятельность представлена анализом и консультациями в ИТ-сфере по вопросам перспективных программных и интернет-решений. Специализируется в области истории компьютерных наук.

Литература

Рейнвотер Дж. Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами. СПб.: Питер, 2006.

Полную версию статьи с обилием иллюстраций, рейтингом аппаратного обеспечения, программ и игр, популярных в 1993 г., анализом продолжающегося противостояния Windows и OS/2, а также секретным документом Билла Гейтса вы найдете на «Мир ПК-диске».

Что обратило на себя внимание

реклама


"В 1991 году отец принес первый компьютер, который подключался к ТВ, а носителем информации были аудиокассеты" – вспоминает Анатолий Кочин. "Два года спустя, в семье появился IBM i286 – это был горизонтально расположенный системный блок, сверху него стоял монитор. Игры в основном гоночные, Tank и Dave. Операционной системой была OS DOS".

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось


"Первый нормальный ПК я купил в 95 году – пришлось продать автомобиль" – делится воспоминаниями пользователь сайта kaissa. "Это был Intel Pentium 100, 8 Мб оперативной памяти, жесткий диск на 1,3 Гб. Видеокарту уже не помню. А первые игры: Supaplex и, конечно, Tetris".

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


"Мой первый компьютер – программируемый инженерный калькулятор "Электроника МК52" с БРП4. Отец покупал его для работы еще в конце 80-х. На нем были игры, только нужно было запускать их с блока расширения памяти" – рассказывает читатель Leshiy2371, приложив ностальгического фото.


"Первым ПК у меня был ноутбук – Fujitsu Lifebook 435Dx. Это был Pentium 133 MHz, 32 Мб ОЗУ и 1 Мб видеопамяти, а также жёсткий диск на 1,2 Гб. Куплен ещё в школьные годы на собственные средства – тогда, в 1998 году, я работал на заправке. Это было довольно прибыльно. А ноутбук работает и по сей день" – комментатор qot также поделился раритетным снимком.

реклама


"Киевский Поиск-1, версии 1.05 с 512 Кб ОЗУ из первой партии декабря 1990 года" – вспоминает Inqizitor. А у юзера Jack NotFound он появился только в 1994 году: "736 килобайт памяти, видео CGA 32К, дисковод 720 Кб".


"Батя с работы (НПО ПМ имени академика М.Ф. Решетнева) в конце 1993 года принёс Pentium 1 90MHz, 4Mb RAM, S3 1Mb. Так началось моё знакомство с играми" – делится воспоминаниями Haustmyrkr.

реклама


"ZX Spectrum – мой первый ПК, в 92 году приобрели. Сразу купили литературу и я стал писать программы и даже игры на интерпретаторе языка Basic, а потом и на Ассемблере. И это в 12 лет" – хвастается ChAS.


"Эх, накатило. 2002 год, процессор Intel Pentium 4 с частотой 1.7 ГГц, материнская плата Asus P4P800 SE, оперативки 64 Мб, видеокарта GeForce 2 Ti 32 Mb, винчестер на 40 гигов, монитор NEC 17". Мышь не помню, а клавиатура была Cherry. Первая игра – Return to Castle Wolfenstein. Были времена, да!" – Александр Черн восстановил в памяти конфигурацию почти 20-летней давности.


"А мой первый был в 2003 году на Sempron 2500+, 256 ОЗУ и NVIDIA GeForce FX 5200 на 128 Мб. Сперва установил игру Need For Speed: Undeground. А на третий день процессор от AMD был разогнан с 1500 до 1800 МГц. Заметьте, интернета у меня еще не было, и overclockers.ru я тогда не читал" – подмечает Алекс Холодов.


Похожей конфигурацией поделился Евгений из Самары. "В марте 2003-го я собрал компьютер на базе Athlon XP 1700+ и Gigabyte GA-7VA. Видеокарта была GeForce 4 Ti 4200, а также 256 Mb DDR-333 ОЗУ, звуковая плата SB Live! 5.1 и два жёстких диска Seagate 5400 RPM, по 20 Гб каждый. Также был крутой по тем временам ЭЛТ-монитор CTX PR711FL с разрешением 1152х864 при 100 Гц. Процессор разогнался и был стабилен на 2057 МГц, что при штатных 1467 МГц было очень ощутимо. Работал на уровне тогдашнего топа Pentium 4".


Последнее воспоминание на сегодня – от Тимура Айдаровича. "Первый компьютер появился в 1997 году. Часть комплектующих я уже запамятовал. Точно помню, что был Pentium 166 MMX (он до сих пор у меня есть), 4 Мб оперативной памяти, звуковая карта с аналоговым входом и выходом и видеокарта без поддержки 3D, так как игры работали только при software-рендеринге. А еще помню шариковую мышь, которую приходилось постоянно чистить. Про игры я узнал от отца, играл в Dangerous Dave у него в рабочем кабинете. Это было в отделении милиции, примерно в 1994 году".

На этом наш экскурс в историю завершён. Продолжайте делиться в комментариях своими воспоминаниями, будет интересно почитать.

10 лучших компьютеров, сделанных в СССР

Несмотря на то, что очень немногие могли позволить себе персональный компьютер, в 80-е годы в СССР активно разрабатывали такие устройства. Было представлено много продуктов, а для вас мы подготовили список из 10 самых крутых.

«Агат» (1984–1993)

Компьютер «Агат» был первым подобным устройством, созданным для широкого распространения и использования в обучении. Его разработали на основе Apple II, выпустив в серийное производство в 1984 году. Интересно, что его производили аж до 1993 года. Жесткий диск «Агата» вмещал до 2 КБ информации, но можно было ставить дополнительные модули памяти. ОЗУ — до 128 КБ в зависимости от поколения компьютера. В комплекте также были два игровых джойстика.

«Корвет» (1987)

«Корвет» разрабатывали для рабочих потребностей: он мог обрабатывать информацию, делать расчеты, составлять архивы данных. Персональный компьютер был одной из передовых разработок СССР и отображал графику на высокой скорости. Разработчики даже утверждали, что этот параметр был лучшим по сравнению с IBM PC. Но из-за большого количества брака, допущенного при производстве, «Корвет» не стал популярным и славился своей ненадежностью.

«Львов ПК-01» (1986–1991)

Созданный во Львовском политехническом институте, «Львов ПК-01» был сделан для организации обучения в школах и институтах. На нем можно было читать книги, выполнять задания или играть. Внешней памятью служил бытовой магнитофон, а если нужно, то к компьютеру можно было подключить принтер ROBOTRON. Существовало несколько модификаций «Львов ПК-01», но все разработки были свернуты после распада СССР. А жаль — последний вариант компьютера даже получил дисплей на 256 цветов, да и вообще, «Львов ПК-01» имел реальный потенциал стать домашним компьютером для каждого.

«Микроша» (1987)

Один из первых ПК, предназначенных, что называется, «для дома, для семьи». Выводить изображение можно было на бытовой телевизор, кассетный магнитофон выполнял роль памяти. Поэтому для пользователей выпускались программы вроде редактора текста, ассемблера, калькулятора, игр — и все на кассетах. Демократичности «Микроше» добавляла и цена: тогда его можно было приобрести за 500 рублей. Конечно, многовато, но уж никак не запредельно.

«БК» (1983–1993)

Серия «Бытовых компьютеров» была создана для дома и учебных заведений. Она даже стала относительно популярной: цена на такое устройство колебалась от 600 до 750 рублей, что было соразмерно стоимости хорошего цветного телевизора. Она превышала среднюю зарплату в три-четыре раза, но семьи могли позволить себе накопить на такой компьютер. «БК» управлялся первой советской полноценной операционной системой DEMOS, которую зачастую в шутку называли UNAS («у нас»), пародируя известную за границей UNIX («у них»).

Robotron 1715 (1984–1989)

Удивительно функциональный компьютер Robotron 1715 производился в ГДР и стал популярным из-за того, что обладал широкими возможностями. Например, текстовый редактор был не просто удобным, но и корректно работал с кириллицей, компиляторы языков программирования — Pascal, например — позволяли создавать сложные программы. А еще было довольно много игр: «Тетрис», «Крестики-нолики», «Шахматы», «Лабиринт», советские аналоги «Змейки» и «Пакмана». Позже программист Александр Гарнышев создал новые игры, в которых сумел использовать звуки принтера как спецэффекты для происходящего.

«Искра 1030» (1989)

Созданный для обучения, компьютер «Искра 1030» существовал в двух модификациях: одна для учителей (с жестким диском) и другая для учеников (без него). Устройство было вполне конкурентоспособным — объем операционной памяти составлял 256 КБ, и его можно было увеличить до 1 МБ.

«Радио-86РК» (1986)

Уникальный в своем роде компьютер предназначался для увлеченных инженерным делом и радио. Его нужно было собрать самому: купить детали, платы и смонтировать все компоненты. Затем записывалась прошивка, а блок питания, клавиатура и корпус изготавливались самостоятельно. В качестве устройства вывода предлагалось использовать телевизор. «Радио-86РК» было очень тяжело собрать, а еще сложнее — отладить. Поэтому большой популярностью он не пользовался.

«Криста» (1986)

Компьютер работал на советском аналоге процессора Intel 8080 и, в общем-то, очень походил на «Микрошу». Было только одно, но заметное отличие: «Кристой» можно было управлять с помощью светового пера, нажимая им на области тач-панели. Кроме того, в комплект входила кассета, на одной стороне которой были игры «Орегонская тропа» и «Королевство Эйфория» (вдобавок к стандартным), а на другой — несколько уроков для изучения языка Бейсик.

«Апогей БК-01» (1988–1991)

Компьютер, который не был выдающимся по своим техническим характеристикам, безусловно выигрывал в одном: он стоил 440 рублей. Пользователи могли играть на нем, писать тексты или хранить информацию. А студенты технических факультетов получили программы для расчетов по высшей математике и статистике.

Читайте также: