Какие факторы влияют на отображение экрана компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Монитор отвечает за отображение информации. Это важный компонент современного ПК. Чем он качественнее, тем приятнее с ним работать. Тем более, если человек проводит много времени за компьютером.

Поэтому очень важно знать основные параметры, позволяющие определить, как выбрать монитор для компьютера для игр и для работы. Составить список важных технических нюансов нам помогал консультант магазина компьютерной техники «Proffi» Максим Кулядин .

Выбор дисплея для домашнего компьютера должен основываться на соотношении цена-качество. На рынке представлено много различных устройств.

Мы выбрали три лучших монитора, о которых расскажем подробнее перед тем, как перейти к основным критериям выбора. Вот наш топ-3.

Samsung C24F390FHI с изогнутым экраном

  • диагональ 23.5”;
  • обзор 178°;
  • поддержка FreeSync;
  • матрица VA;
  • подсветка Flicker-Free.

Качественный дисплей для домашнего компьютера. У него матрица VA, отличающаяся улучшенной цветопередачей. Применяется подсветка WLED: никаких засветов по краям нет. В ней используется технология Flicker-Free, препятствующая мерцанию. Частота обновления – 72 Герца. У дисплея изогнутая форма, что положительно влияет на углы обзора. Отклик в 4 мс делает этот продукт подходящим для игр.

ЖК-монитор обладает яркостью 250 кд/м2 при контрастности 3000:1. Для подключения к компьютеру могут использоваться разъемы HDMI, VGA. Дисплей отображает 16.7 миллионов цветов. В настройках присутствует возможность калибровки цвета. Присутствуют специальные режимы (в том числе защиты для глаз). На корпусе имеется разъем 3.5 mini Jack для подключения наушников различного типа.

Этот широкоформатный экран оснащен внешним блоком питания. При работе он потребляет 25 Ватт. В спящем режиме и в режиме ожидания энергопотребление уменьшается до 0.30 Ватт. Имеется опция ослабления синего цвета. В комплекте с дисплеем поставляется подставка большого размера. Предусмотрена возможность крепления на стену. Производитель дает гарантию на свое изделие в течение 2 лет.

Отзывы

Отличный вариант для домашнего компьютера. Изогнутый дисплей позволяет полностью погрузиться в игру или фильм. У него отличная цветопередача (благодаря матрице VA). Full HD более чем достаточно для 24 дюймов.

Поддержка FreeSync маскирует возможные прерывания, а Flicker-Free не дает глазам устать. Подставка очень большая – это плюс к устойчивости. При желании панель можно повесить на стену: есть соответствующие крепления.

Плюсы:

  • дисплей на VA;
  • матрица с Full HD;
  • изогнутый экран;
  • углы обзора;
  • цветопередача;
  • Flicker-Free и FreeSync;
  • подсветка WLED;
  • 2 года гарантии.

Минусы:

Бюджетный Acer V276HLCbid с качественной картинкой

  • диагональ 27”;
  • VA в основе;
  • WLED светодиоды;
  • Full HD;
  • 75 Гц частоты обновления.

Модель для дома. Отличается хорошими характеристиками и доступностью. Размер экрана – 27 дюймов при разрешении Full HD (1920 на 1080 пикселей). Используется подсветка WLED, состоящая из светодиодов. В основе экрана лежит матрица VA, отличающаяся реальной цветопередачей. Частота, с которой обновляются кадры – 75 Герц. Отклик равен 6 миллисекундам. Яркость на уровне 300 кд/м2.

Дисплей способен отображать 16.7 миллиона цветов. По горизонтали и вертикали обзор 178°. Для подключения к видеокарте присутствует набор интерфейсов DVI-D (HDCP), HDMI, VGA (D-Sub). Поддерживаются экологические стандарты MPR-II, TCO 6.0. На задней панели располагаются отверстия под крепления на стену размером 100 на 100 миллиметров. Присутствует несколько цветовых режимов для более комфортного отображения картинки.

Девайс оснащен встроенным блоком питания. При работе дисплей потребляет 32 Ватта. Если включен режим ожидания, то это значение уменьшается до 0.43 Вт. В спящем режиме энергопотребление вовсе на уровне 0.24 Ватт. Производитель дает гарантию на продукт в течение 3 лет. В комплекте с панелью идет крепкая подставка, позволяющая без проблем установить продукт на любой горизонтальной поверхности.

Отзывы

Экран с повышенной яркостью идеален для работы. В играх не очень: сказывается отклик. Зато матрица VA обеспечивает качественную картинку. В наличии два входа, но при этом не хватает отдельного под аудио. 75 Герц вполне хватает даже для фильмов.

При использовании ночью приходится выкручивать яркость на минимум. Однако у подставки нет регулировки по высоте. Единственный выход: повесить на стену.

Плюсы:

  • поддержка MPR-II, TCO 6.0;
  • матрица VA;
  • обзор 178°;
  • подсветка WLED;
  • крепление на стену;
  • 27” Full HD;
  • частота 75 Гц.

Минусы:

Качественный игровой DELL S2419HGF

  • 144 Герц частоты;
  • доработанная TN;
  • обзор 170°;
  • поддержка FreeSync;
  • антибликовое покрытие.

Широкоформатный игровой монитор от известной американской компании. 24-дюймовый аппарат с TN матрицей. Она отличается малым временем отклика: около 1 мс. Однако главное – частота в 144 Герц. Она позволяет добиться максимальной плавности в играх. Продукт оснащен подсветкой WLED с поддержкой технологии Flicker-Free (препятствующей мерцанию). Стандартная контрастность составляет 1000:1.

Игровая матрица обеспечивает отклик в динамических играх. Но цветопередача не такая, как на IPS или VA панелях. Обзор по вертикали на уровне 170 градусов, а по горизонтали – 160 градусов. Сам дисплей покрыт антибликовой пленкой. Матрица способна отображать 16.7 миллионов цветов. Поддерживается технология FreeSync, позволяющая повысить плавность картинки в кинематографическом и игровом режиме.

К видеокарте он может подключаться при помощи портов HDMI 1.4 и DisplayPort 1.2. Есть выход аудио стерео и разъем для подключения наушников. Присутствует также 2 порта USB для подключения различных устройств. Во время работы дисплей способен потреблять 54 Вт. В режиме ожидания этот показатель уменьшается до 0.30 Ватт. Присутствует возможность поворота на 90 градусов, регулировка по высоте и отверстия для крепления на стену.

Если решаете, какой монитор выбрать для игрового ПК, то посоветуем рассмотреть эту модель.

Отзывы

Дисплей предназначен для геймеров. Заявленные 144 Гц он выдает только при подключении по DisplayPort. И только с мощными видеокартами. Радует малый отклик.

Антибликовое покрытие высокого качества. Регулировка по высоте позволяет добиться правильного расположения. Расстроило только то, что нет в комплекте кабеля DisplayPort. По картинке вообще претензий нет.


Выбирая очередной монитор, решил «упростить» себе процесс выбора среди обилия мониторов на рынке. А получилось использовать некоторую, возможно даже научно-обоснованную, теорию, покрывающую многие области человеческой деятельности, в общем, и выбор монитора, в частности.

Надеюсь, мои изыскания кому-то также пригодятся, а также позволят сохранить зрение и нервы.

Всё нижеизложенное является моими личными соображениями, наблюдениями и выводами. Всё нижеописанное касается исключительно геометрических и габаритных вопросов. Вопросы типов матриц, частот и прочего в данном материале не рассматриваются.

Тем не менее, я не претендую на уникальность суждений или открытие чего-то совершенно нового: О размере экрана, пикселя и элемента; От адаптивного дизайна – обратно к «резиновому»; Размер символов на Вашем мониторе: маркетинг против зрения и т.д. В моём случае сначала была теория в применении к выбору монитора, а потом уже поиски единомышленников.

Разрешение монитора

Как обычно, при выборе разрешения можно руководствоваться сравнением разрешений. В общем случае — чем больше разрешение, тем лучше. О том, почему не всегда это является аксиомой — ниже.

image

Но что нам говорит разрешение? Разрешение говорит только о размере рабочей области. Сколько виртуальных окон/кнопок/управляющих элементов/букв поместится на заданной рабочей области.

Однако, здесь есть некоторые особенности, которые стоит учитывать. Это касается интерфейсов подключения — в настоящее время следует всегда сверяться с имеющейся версией подключения/кабеля. Например, на английской версии википедии про HDMI есть таблица (внизу страницы) с весьма понятной зависимостью разрешения от пропускной способности канала. Из которой, например, следует, что любой монитор, обладающий характеристиками лучше, чем 1920х1080х60Гц — требует особо тщательного подбора кабеля, а также поддержки соответствующего стандарта со стороны видеоадаптера. В качестве примера — мои приключения про подключение UltraWideHD монитора к ноутбуку, который так и не смог заработать на частоте 75Гц из-за ограничений интерфейса.

А вот дальше начинается самое интересное. Рынок предлагает массу интерпретаций рабочей области. Я говорю об одном и том же разрешении и различных диагоналях мониторов.

С выбором подходящей диагонали и отношения сторон чуть сложнее. Использование неформализованного аппарата «это для фильмов, это для видео, это для игр» не является научно-обоснованным. Требуется не просто сравнить диагональ, высоту или ширину, а подойти к этому вопросу с точки зрения некоторой теории.

Теория

Давайте попробуем перевести рассуждение о том, что «чем больше — тем лучше» в теоретическую плоскость.

Возьмём за отправную точку таблицу Дмитрия Александровича Сивцева. Это та, что используется для проверки остроты зрения.

Вторая строчка снизу, которая считается показателем 100% зрения, имеет размер буквы 7мм. К сожалению, я не нашёл информации — речь идёт о строчных или прописных буквах. Предлагаю считать, что о прописных.

Угловой размер буквы с расстояния 5 метров равен 0 градусов 4 минуты 49 секунд (0º 4' 49''). Допустим, расстояние до монитора 60см, тогда минимальный размер буквы, которую можно прочесть будет порядка 0.84мм.

Но полученное значение — тот минимум, который может быть прочтён человеком со 100% зрением. И мы сейчас говорим о прописных буквах, размер которых в 1.5-2 раза больше строчных. Назвать этот уровень комфортным было бы не правильно, долгое время работать при такой нагрузке было бы не комфортно и не правильно. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 также оперирует угловыми размерами и, например, говорит о минимальном размере в 20'-22'. А это примерно 3.69-3.84мм. Также в пункте 5.4 определяется минимальная высота знака в 16' или 2.79мм.

Увеличим размер букв в два раза. Т.е. строчная буква должна быть размером не менее 1.68мм или 9' 38'', прописная в 1.5-2 раза больше или 2.52-3.36мм или 14'26''-19'15'' (верхняя граница чуть меньше, чем нижняя граница из ГОСТ).

Рассмотрим на примере трёх шрифтов: Arial, Times New Roman, Segoe UI.


Как видно из рисунка — самыми мелкими являются буквы шрифта Times New Roman. При этом размер самых маленьких букв из представленных строчных (размеры получены с помощью векторного редактора Inkscape).

  • 1.433х1.657мм для шрифта размером 10 пунктов;
  • 1.576х1.823мм — 11pt;
  • 1.72х1.989мм — 12pt, размер прописной буквы 2.977х2.867мм;
  • 1.863х2.154мм — 13pt;
  • 2.006х2.32мм — 14pt;
  • 2.15x2.486мм — 15pt;
  • 2.293x2.651мм — 16pt, размер прописной буквы 3.969х3.823мм.

Также следует понимать, что данный расчёт справедлив для отдельно стоящего монитора, если Вы работаете, например, с ноутбуком и экран находится ближе — то размер шрифта может быть уменьшен.

Если говорить о ширине и высоте экрана, то за основу можно взять понятие Визуального поля. В разделе «1.11. Эргономические основы безопасности труда» учебного пособия «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Н.А. Чулков, «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2011 год) — говорится, что оптимальные углы обзора составляют от -15º до 15º. Т.е. 30º. Исходя из расстояния 60см это порядка 321мм по высоте и ширине. Т.е. всё, что выше или шире — будет требовать или напряжения глазных мышц или поворота головы (к вопросу покупки телевизора 50 дюймов и установки его на расстоянии «вытянутой руки»).

Другими словами: вся информация, что не помещается в Визуальное поле — будет требовать принудительного напряжения глаз или поворота головы. Максимальный угол поворота глаз по горизонтали — порядка 40º, итого — 80º или порядка 1007мм. Но следует понимать, что эта цифра уже находится за пределами зоны комфорта.

Область применения теории

Всё вышеизложенное может быть применено в совершенно различных областях человеческой деятельности.

В случае веб-дизайна можно теоретически обосновать ширину страницы не больше 1000px, только это будет не совсем точная величина, т.к. правильнее было бы говорить о ширине визуального поля и ограничении в 32см (которое в настоящее время и соответствует значению, хоть и весьма грубому, не больше 1000px, если говорить о некоем сферическом мониторе в вакууме).

Также можно обосновать применение шрифтов 16px на сайтах — угловой размер такого шрифта будет стараться укладываться в обоснованный выше угловой размер, вне зависимости от монитора и разрешения.

Теорию можно использовать и при разработке программного обеспечения, учитывая размер визуального поля и минимальный размер шрифтов.

В случае мобильной разработки я бы рекомендовал уменьшить расстояние до 30см

Для меня было удивительно, что понятие угловых размеров и их соотношение с остротой зрения так скудно используется в повседневной жизни. А ведь используя угловые размеры можно, например:

  • законодательно закрепить минимальный размер шрифта в договорах (исключить «мелкий шрифт»);
  • размер шрифта на этикетках (чтобы состав можно было прочесть без увеличительного стекла);
  • размер шрифта про употребление пива и прочие условия в рекламе;
  • размер шрифта для бегущей строки в телевидении;
  • проводить аттестацию рабочих мест на использование подходящих средств производства;
  • определять размеры объектов в рекламе (любой объект на баннере должен быть не меньше… чтобы его было видно с расстояния . );
  • и т.д. и т.п., фактически можно описать все случае, где сейчас используется неформализованное понятие «мелкий» или «крупный».

Практическое применение

Попробуем применить теорию на практике: для выбора оптимального размера монитора.

В целях более удобной работы с данными требуется получить наглядное сравнение как изменяются размеры объектов на экране в зависимости от разрешения и диагонали.

Чтобы легко можно было проводить сравнение, на бытовом уровне, предлагается следующий способ.

За основу был взят лист формата А4 с текстом, написанным разными шрифтами и размером в от 10 до 14-16 пунктов. Другими словами, если распечаталь такой лист, то текст на экране без масштабирования будет сравнимо больше или меньше. Так что — распечатайте лист, написанный шрифтами разного размера и отодвиньте от себя на такое же расстояние, как и планируется установить монитор (здесь мы говорим о 60см). Если читать текст размером меньше 12 пунктов комфортно — можно смотреть меньшую диагональ/большее разрешение. Если и 12pt читать не комфортно — следует смотреть бОльшую диагональ или меньшее разрешение.

Для сравнения также даны изображения мониторов (по аналогии со значками Рабочего стола), слева направо: 32px, 64px, 128px. С незапамятных времён повелось, что размер иконки рабочего стола — 32х32 пикселя (конечно, я говорю про Windows до того момента, как иконки стали 64 и более пикселя).

Самое удивительное, что если взять изначальное обоснование, то «древние квадратные мониторы» практически идеальны. Их геометрические размеры или меньше 321мм или допустимо больше: 304х244мм — 15 дюймов, 345х276 — 17 дюймов, 386х309мм — 19 дюймов. Т.е. квадратные мониторы практически полностью охватывают человеческое поле зрения.

image

А теперь что у меня получилось для современных разрешений и размеров мониторов. Нажмите на изображение, чтобы открыть в оригинальном размере.

Full HD, 1920x1080 (16:9)

image

WQHD, 2560x1440 (16:9)

image

UltraHD, 3840x2160 (16:9)

image

UltraWideHD, 2560x1080 (21:9)

image

Выводы

Например, в случае разрешения UltraHD и 32 дюймов диагонали размер шрифта 12pt будет таким, как будто он напечатан размером около 8pt (практически на треть мельче). А при меньшей диагонали — ещё меньше. И если, в случае игрового контента, это не так важно, то для программ, которые не поддаются масштабированию — будет не комфортно.

Также, если у Вас сейчас монитор с разрешением 1920x1080 и размером диагонали 21 дюйм, то при переходе на бОльший монитор с разрешением 2560х1440 и размером диагонали 27 дюймов — всё останется примерно таких же размеров. А при 2560х1440 и диагональю больше 27 дюймов — объекты станут чуть крупнее.

Самый большой же UltraHD монитор будет отображать объекты мельче, чем 19 дюймовый с разрешением FullHD. И, по вышеописанной логике, при разрешении UltraHD и без масштабирования, комфортным будет размер от 42 дюймов.

Зачем это всё? Повторюсь, всё зависит от того, с какими приложениями приходится больше всего работать. Если это всё относительно старые приложения, которые не умеют масштабироваться средствами ОС — то лучше избегать высоких разрешений, будет слишком мелко.

Опять же, если операционная система вполне нормально осуществляет масштабирование — можно всегда подобрать подходящий масштаб и получить изображение «без лесенки».

Но, при этом, не стоит забывать о размере визуального поля. А если отодвигать монитор дальше, то его диагональ будет уменьшаться. Также из изображений выше можно видеть, что для некоторых размеров диагоналей размер визуального поля делит общую площать пополам, либо на четверти, либо любым другим способом. Это значит, что Вы сможете разбить этот экран на несколько рабочих зон. Но лично моя практика показывает, что работать с одним окном, в таком случае, становится не удобно. Хотя играть или смотреть кино — вполне нормально.

Также, специалистам определённых профессий, может быть наоборот крайне удобно освобождать визуальное поле от разного рода панелей управления и прочих окон, которые не требуют постоянного внимание. В таком случае будет лучше выбрать монитор, наиболее подходящий под Ваши нужды с дополнительным пространством вокруг визуального поля. Например, очень удобны UltraWideHD мониторы для работы в графических редакторах, т.к. позволяют освободить рабочую область от лишних окон.

Благодарю, что дочитали до конца.

А чем Вы руководствуетесь при выборе разрешение и размера монитора? Подходят ли Ваши личные ощущения под описанную теорию?

Нагрузка на зрение в наше время стала просто запредельной. Многие пользователи, проведя восемь часов за ПК в офисе на работе, садятся в транспорт и начинают листать соцсети в смартфоне. А приехав домой, "отдыхают" от работы уже за домашним ПК или ноутбуком. Это неудивительно, ведь цифровые развлечения и общения стали частью нашей жизни и монитор ПК показывает нам кино и сериалы, дает возможность серфить интернет, общаться и играть в игры.

реклама


MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Силы воли для того, чтобы минимизировать время за ПК и делать длительные перерывы, хватает не у многих, и единственное, что мы можем сделать - минимизировать вред, который наносит нашим глазам монитор. Я уже давно провожу за ПК по 12 часов в сутки и более и пока сохранил зрение, благодаря тому, что тщательно выбираю мониторы.

Несмотря на то, что они могут служить десятилетиями, я меняю их достаточно часто: то случается поломка, то монитор требуется домашним, и я отдаю им свой и покупаю себе новый, или удается продать ПК целиком вместе с монитором за приличную сумму, что дает возможность купить новую, более качественную модель.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


И за эти годы я выработал несколько правил выбора и использования монитора, минимизирующими вред зрению при долгой работе или игре за ПК, которыми поделюсь сегодня с вами.

Большое расстояние до экрана


реклама

Это краеугольный камень использования монитора, который будет влиять и на такие параметры, как диагональ и плотность пикселов. Наши глаза устроены таким образом, что лучше работают на далеком расстоянии, чем на близком. Работа для глаза вблизи - это напряжение мышц, такое же, как у постоянно сжатой в кулак руке и рано или поздно это отразится на зрении.

Я стараюсь держаться от экрана как минимум на расстоянии 80-90 см, и если по каким-то причинам, например - в гостях, приходится садиться ближе, я сразу отмечаю как глаза реагируют усталостью и зудом на обычное расстояние в 50-60 см до монитора. Но солидное расстояние до монитора накладывает требования к его диагонали, она должна быть, как минимум, 27".

Диагональ - 27" и больше

Как, к примеру, у игрового монитора LG UltraGear 27GL650F-B из Ситилинка с частотой обновления 144 Гц. Если перевести дюймы в сантиметры, то получается солидная цифра в 68,58 см. Меньшая диагональ даст большую нагрузку на глаза на расстоянии 80-90 см и выше за счет мелких шрифтов.


Разрешение 1920×1080

реклама

Большое расстояние до экрана диктует требование и к плотности пикселов - на 80-90 см от монитора с диагональю 27" уже практически не чувствуется разница между 4K и Full HD разрешением и последнего становится вполне достаточно. Зато никто не мешает вам взять высокогерцовый игровой Full HD монитор, например, SAMSUNG C27RG50FQI с матрицей VA и частотой обновления в 240 Гц!


Отсутствие мерцания или поддержка Flicker-Free

Все мониторы в этом блоге имеют функцию Flicker-Free, то есть их подсветка не обладает раздражающим зрение мерцанием. Мерцание подсветки обычных мониторов, особенно на низкой яркости, не только бьет по зрению, но и даже может вызывать постоянные головные боли. К счастью, Flicker-Free почти не отражается на цене монитора и обычную, не игровую модель, можно купить по очень демократичной цене, например, BENQ GW2780 с 60 Гц матрицей IPS и временем отклика 5 мс.


Минимальная яркость


Думаю многие из вас обращали внимание, насколько завышена яркость в настройках у мониторов и телевизоров "с завода". Это делается для того, чтобы картинка на устройстве выглядела приятной даже в торговом зале с мощным освещением. Многие пользователи так и оставляют яркость выкрученной почти на максимум, буквально выжигая себе глаза. Это можно сравнить с пристальным взглядом на яркую лампу в течение нескольких часов. Уменьшить яркость, не вызвав мерцания подсветки могут только мониторы с Flicker-Free, как, к примеру, SAMSUNG C27F390FHI с "гнутым" экраном.


Масштабирование в Windows


Очень страдают глаза от мелкого текста который приходится читать с экрана. Я обычно использую масштабирование в Windows в 150%, увеличивающее размер всего текста в системе. Конечно, не у всех есть возможность поставить монитор с диагональю 27" да еще и отодвинуться от него на расстояние почти в метр - нужен большой стол. В этом случае придется выбрать модель меньшей диагонали, например ASUS Gaming VA24EHE с диагональю 23.8". Эта модель поразила меня идеальной равномерностью подсветки, какую я не видел у гораздо более дорогих мониторов.


Комфортные цветовые схемы


Последнее время, после появления в Windows 10 ночной темы, многие стали ее использовать, думая, что она более безопасна для глаз. Но не всегда ее применение снижает нагрузку на глаза, у меня, например, после даже непродолжительного времени чтения светлого текста с темного экрана он еще долго "отпечатывается" в глазах, мешая видеть. Я предпочитаю комфортные, не контрастные цветовые схемы, заменяя белый цвет на светлые оттенки зеленого цвета.

В специальных возможностях Windows 10 есть цветные фильтры, с помощью которых можно превратить любую "кислотно" окрашенную утилиту или сайт в комфортные для глаз, используя оттенки серого и инверсию, если нужно, по нажатию горячих клавиш.

Итоги


Надеюсь, эти советы помогут вам выбрать и настроить монитор для максимального комфорта для зрения. Но, конечно, не стоит забывать и такие банальные вещи, как регулярные перерывы в работе и играх, частое моргание, предотвращающее пересыхание глаз, и необходимость периодически смотреть вдаль для снятия напряжения с мышц глаз.

Пишите в комментарии, какими способами снизить нагрузку на глаза пользуетесь вы?



Мониторы нестандартных размеров, например ультраширокий Odyssey G9 с диагональю 49 дюймов, гарантируют потрясающее впечатление во время игр.

Современные экраны оснащены тонкими рамками, которые не мешают погружению в происходящее на дисплее и максимально задействуют полезное пространство. Чем меньше диагональ экрана — тем заметнее плюсы тонких рамок.

Соотношение сторон — 16:9, 21:9 или 32:9

Соотношение сторон — показатель, отражающий соотношение ширины и высоты дисплея. Самых популярных варианта — три:

- Мониторы 16:9 — универсальные и самые распространенные. Именно в таком формате верстают сайты, создают интерфейс компьютерных программ и снимают видеоконтент. Для большинства игр он тоже подходит.

- Мониторы 21:9, или ultrawide, — дают больше рабочего пространства. Их выбирают программисты, видеографы, дизайнеры и другие специалисты, которые работают в многоэкранном режиме.

- Мониторы 32:9 — игровые мониторы. За счет больших размеров и изогнутого экрана дают максимальный эффект погружения.

Разрешение монитора: от Full HD до 4K

Чем больше диагональ экрана, тем выше должно быть разрешение: иначе из-за низкой плотности пикселей пострадает детализация изображения. Вот на какие параметры можно ориентироваться:
- Монитор Full HD с разрешением экрана 1920 x 1080 точек должен иметь диагональ не выше 24 дюймов. При большем размере дисплея картинки будут выглядеть некачественно.

- Мониторы WQHD и QHD имеют разрешение 2560 х 1920 или 2560 x 1440 точек. Оно подходит для широкоформатных экранов и иногда обозначается как «2К».

- Мониторы UHD имеют еще большую плотность пикселей — 3840 x 2160 точек для экранов с соотношением сторон 16:9 или 3440 х 1440 для моделей ultrawide. Их еще называют «мониторы 4К», потому что количество пикселей на таких экранах в 4 раза больше, чем на дисплеях с разрешением Full HD. Изображение отличается хорошей детализацией: лучшие мониторы 4К позволяют разглядеть мельчайшие нюансы в играх, на фото и видео. Главное, чтобы в высоком разрешении был и сам контент.

Тип матрицы и подсветка экрана

Матрица — основа любого монитора. От ее типа зависит многое: качество изображения, цветопередача, яркость, контрастность, скорость отклика. Вот какой маркировкой обозначают самые распространенные типы матриц:
- TN — используют в бюджетных мониторах со средним качеством цветопередачи, небольшими углами обзора и низкой контрастностью. Единственный плюс TN-матриц — высокая скорость отклика, поэтому такие мониторы нравятся киберспортсменам.

- IPS — одна из самых популярных и универсальных разновидностей. Монитор с IPS-матрицей отличается превосходной цветопередачей и идеальным — до 180° — углом обзора. Подходит для работы с графикой, просмотра фильмов и любых других задач, кроме гейминга. Для игр IPS-мониторам не хватает скорости отклика.

- VA — объединяет в себе преимущества TN и IPS. У таких матриц достойные цветопередача и время отклика, а также превосходная контрастность. Чаще всего на базе VA создают именно игровые мониторы.



Подсветка есть у любого ЖК-монитора: от нее зависят яркость, контраст и цветовой диапазон изображения. Опция реализована с помощью белых светодиодов, которые расположены по краям экрана (боковая подсветка) или по всей его поверхности (матричная подсветка). Одной из самых совершенных систем подсветки обладают QLED-мониторы Samsung с технологией квантовых точек. В таких экранах свет диодов проходит через слой, создающий дополнительный световой поток. В результате у экрана увеличивается цветовой охват, а изображение приобретает максимальную реалистичность.

Яркость и контрастность

Яркость влияет на то, как воспринимается изображение при разном освещении. Чем светлее в помещении, тем выше должен быть показатель яркости экрана. Например, в квартире со стандартным освещением будет достаточно 100–150 кд/м², а вот в офисе с панорамными окнами для комфортной работы потребуется более яркий экран.

От контрастности зависит глубина черного цвета и детализация изображения. Самая низкая контрастность — у TN-матриц: 600:1. У IPS этот параметр выше — до 1500:1. А самые лучшие показатели — у мониторов VA: до 4000:1.

Время отклика и частота обновления



Эти два параметра особенно важны, если речь идет об игровом мониторе.

Время отклика измеряется в миллисекундах и показывает, за какой промежуток времени экранный пиксель способен сменить цвет. Это влияет на качество прорисовки изображений в динамичных сценах: если время отклика недостаточное, картинка размывается, а вокруг движущихся объектов появляется шлейф. «Золотой стандарт» времени отклика для игровых мониторов — 1 мс.

Частота обновления измеряется в герцах и обозначает количество кадров, которое монитор может отобразить за секунду. Чем больше значение — тем плавнее и естественнее движутся объекты в кадре. Мониторы с частотой 60 или 75 Гц подходят для работы и просмотра фильмов, а вот для динамичных игр их может не хватить — изображение будет смазываться, дергаться и отставать от сюжета. Поэтому геймеры предпочитают мониторы 144 Гц, а частота обновления на флагманских игровых моделях достигает 240 Гц.

Покрытие экрана: глянцевое или матовое



Глянцевое обеспечивает максимально яркое изображение, но может бликовать при интенсивном освещении. Матовое покрытие слегка приглушает сочность цветов, зато практически не отсвечивает. Оно подойдет тем, кто планирует разместить экран в ярко освещенном офисе или у окна на солнечной стороне здания.

Разъемы и интерфейсы: для видео, аудио и игр

Чем больше интерфейсов и разъемов у монитора — тем лучше. Чаще всего стандартный набор выглядит так:
- DVI — видеоразъем, который поддерживает разрешение до 2560 × 1600 точек.

- HDMI — один из самых распространенных интерфейсов для одновременной передачи аудио и видео. Поддерживает разрешение до 4К.

- DisplayPort — во многом похож на HDMI. Мониторы с DisplayPort поддерживают более высокую по сравнению с HDMI частоту обновления экрана, поэтому игровые мониторы лучше подключать именно через этот разъем.

- USB — для подключения внешних устройств — например, колонок. Также от монитора с USB-входом можно подзарядить смартфон.

- Стандартный аудиоразъем 3,5 мм — для подключения проводных наушников и акустических систем.

Зачем нужен изогнутый экран



Изогнутые мониторы Samsung позволяют получить максимальный эффект погружения в играх и при просмотре фильмов. Степень кривизны экрана варьируется от 1000R у сильно закругленных моделей до 3800R, когда изгиб практически незаметен. Универсальный показатель кривизны — 1500–1900R. Однако закругленные мониторы не подходят для некоторых задач, где важна точность передачи геометрии изображения, — например, в архитектурном проектировании, трехмерном моделировании и дизайне интерьеров.

Дополнительные возможности

Поддержка HDR
Расширяет цветовой охват экрана и увеличивает контрастность — в итоге картинка получается более живой и реалистичной. Особенно хорошо это заметно в самых темных и самых светлых частях изображения: там есть детали, которые не видны на мониторах без HDR. Например, в играх можно заметить врагов, спрятавшихся в тени.



Регулировка высоты и наклона
Монитор с регулировкой по высоте, наклону и другим параметрам позволяет легко подобрать комфортное положение. Если сделать это правильно, после рабочего дня за компьютером мышцы шеи и спины не будут болеть от перенапряжения.

Поворот на 90 градусов
Удобно для работы с документами книжной ориентации.

Встроенные динамики
Мониторы с колонками позволяют сэкономить на покупке дополнительного аудиооборудования и освободить место на столе. Ожидать глубокого звука не стоит, но во многих случаях встроенных динамиков достаточно.

AMD Freesync
Опция для синхронизации частоты обновления экрана c частотой графического процессора. Мониторы AMD Freesync воспроизводят динамичные сцены плавно, без задержек и разрывов. Чтобы технология заработала, нужна также видеокарта AMD.

Смарт-мониторы
Экраны с собственной операционной системой — совсем как на Smart TV. Такие дисплеи работают даже без подключения к компьютеру — благодаря предустановленным приложениям, в том числе Microsoft Office 365, Netflix, YouTube и HBO. А еще на экран можно вывести контент со смартфона.

Как выбрать монитор: примеры

Для работы с документами и интернет-серфинга подойдет стандартный монитор от 22 дюймов. А работать в текстовых файлах и таблицах без компьютера позволит смарт-дисплей.

К монитору для игр требований больше:
1. Диагональ от 24 дюймов
2. VA-матрица
3. Время отклика — 1 мс, частота обновления — от 144 Гц (если собираетесь играть в динамичные игры)
4. Изогнутый или прямой экран
5. Разъем DisplayPort
6. Поддержка технологии AMD Freesync

«Графический» монитор для фотографа, видеомонтажера, дизайнера или проектировщика выбирают, исходя из этих требований:
1. Диагональ от 27 дюймов
2. Широкий формат ultrawide
3. Разрешение 2К или 4К
4. Матрица IPS с подсветкой OLED
5. Поддержка HDR
6. Регулировка по высоте и наклону

Читайте также: