Какие различают ит по степени вовлечения компьютеров

Обновлено: 07.07.2024

Программные средства состоят из общего и прикладного программного обеспечения (рис. 1).

Общее программное обеспечение разделяется на две группы программных средств.

Системное ПО включает в себя базовую составляющую, ядром которой является ОС, и программы технического обслуживания компьютера.

Операционная система (ОС) представляет собой программную среду (комплекс взаимосвязанных программ и файлов), которая управляет всеми информационными процессами, выполняющимися на компьютере.

Основными функциями ОС являются:

  • управление устройствами;
  • управление программами;
  • управление файловыми системами;
  • управление распределением памяти и другими ресурсами.

ОС автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю технологии, с помощью которых можно запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл, общаться с компьютером, обрабатывать данные в разных режимах и т. д.

Современные операционные системы предоставляют пользователю оболочку (надстройку, внешнюю среду операционных систем), обеспечивающую дружественный интерфейс компьютера с пользователем и работу на разных платформах.

Программы технического обслуживания предоставляют дополнительные сервисные функции для эксплуатации компьютера, например,

  • выявление ошибок при сбоях;
  • восстановление испорченных программ и данных;
  • диагностика компьютера и пр.

Системы программирования в основном используются для разработки новых программных средств (проектирования ЭИС) и представляют язык программирования и программу перевода (транслятор, компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды. Наиболее перспективным является объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование в последнее время стало визуальным (VO – visual objects).

Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ, или пакетов прикладных программ, называемых приложениями.

Для классификации информационных технологий используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:

  • применение в предметной области;
  • функции применения;
  • тип обрабатываемых данных;
  • способ передачи данных;
  • способ объединения технологий.

По применению в предметной области

По применению в предметной области ППО делится на прикладные и предметные приложения.

Прикладные приложения (рис. 1) являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, Интернет. Для их изучения не требуется знание предметной области.

Цель данного курса - изучение информационных технологий общего назначения для использования при решении задач в экономике и управлении.

Предметные приложения представляют собой основные

  • пакеты программ решения конкретных задач,
  • подсистем Экономических информационных систем,
  • функциональных информационных систем.

Примерами типовых программ решения конкретных задач являются АРМ – автоматизированные рабочие места работников организации.

Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсистемы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т. д. Примерами функциональных информационных систем являются банковские, страховые, налоговые и другие системы.

Для создания предметных приложений подсистем ЭИС, функциональных информационных систем и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и информационные технологии общего назначения.

Примерами обеспечивающих предметных технологий являются:

  • 1С;
  • Галактика;
  • ПАРУС;
  • BAAN;
  • BaySIS и др.

Для применения обеспечивающего предметного приложения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной области. Следовательно, для изучения обеспечивающих предметных технологий требуются знания предметной области. Поэтому они не рассматриваются в данном учебном пособии.

По функциям применения

По функциям применения можно выделить следующие виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.

Для автоматизации типовых расчетов были созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях. Например, электронные таблицы.

Для хранения данных были разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к появлению распределенной обработки данных, информационных хранилищ.

Одной из важнейших сетевых технологий в экономических информационных системах является распределенная обработка данных. То, что персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т. е. на местах возникновения и использования информации, дало возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Распределенная обработка данных позволяет повысить эффективность удовлетворения изменяющейся информационной потребности информационного работника и тем самым обеспечить гибкость принимаемых им решений. Преимущества распределенной обработки данных выражаются:

  • в увеличении числа удаленных взаимодействующих пользователей, выполняющих функции сбора, обработки, хранения, передачи информации;
  • в снятии пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ;
  • в обеспечении доступа информационному работнику к вычислительным ресурсам сети ЭВМ;
  • в обеспечении обмена данными между удаленными пользователями.

Формализация концептуальной схемы данных повлекла за собой возможность классификации моделей представления данных на иерархические, сетевые и реляционные. Это отразилось в понятии архитектуры систем управления базами данных (СУБД) и технологии обработки. Для обработки данных, размещенных на удаленных компьютерах, разработаны сетевые СУБД, а сама база данных называется распределенной.

Документооборот означает, что на компьютере должны решаться задачи систематизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности информационных работников. Автоматизация обработки документов начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникации разработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленными пользователями разработана электронная почта.

Для организации коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.

Для поддержки принятия решений разрабатывались экспертные системы и базы знаний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, деловые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.

По типу обрабатываемых данных

По типу обрабатываемых данных можно выделить текстовые, табличные, графические, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.

Тема 3. Классификация информационных технологий, используемых в деятельности специалиста социальной сферы

Понятийный аппарат "информационных технологий". Основные этапы развития ИТ. Классификация и характеристика ИТ по области применения и по степени использования в них компьютеров. Компьютерные и бескомпьютерные технологии, используемые в деятельности специалиста социальной сферы.

Две группы ИТ в обучении: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. Классификация компьютерных ИТ предъявления информации: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обучения. Дистанционное и открытое образование.

Дидактические требования, предъявляемые к ИТ обучения в вузе. Выбор и обоснование критериев эффективности использования ИТ. Возможности ИТО по развитию творческого мышления.

Т ермин "информация" (от латинского " informatio " - разъяснение, изложение) определяется в большом энциклопедическом словаре [29,С.455] следующим образом: первоначально - это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX в ека понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т. п.

" Информация" наряду с веществом и энергией относится к числу основных составляющих мироздания. Именно информация составляет любой продукт мыслительной деятельности, в частности знания и образы. Существует большое количество определений данного понятия:

1) в ФЗ РФ "Об информации, информатизации и защите информации" данное понятие определяется следующим образом: "информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" [3] ;

4) Потеевым М.И. [140,С. ] , выделена следующая трактовка понятия: "и нформация - это сведения о состоянии каких-либо объектов, их предыстории и программах их дальнейшего существования, хранимые в их памяти, и ли видоизменяемые ими для достижения заданных или задаваемых целей, или передаваемые ими другим объектам" .

В научной литературе существуют различные трактовки понятия " информационные технологии ". Так, в " Энциклопедии профессионального образования" под ред. С.Я.Батышева [211,С.341] , ИТ определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

И.Г.Захарова [61,С.22] определяет два понятия: ИТ - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и ИТ обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Л.В.Луцевич дает следующее определение - "ИТ обучения - это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики".

М.И.Жалдаков а предлагает понимать под ИТ обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

И.В. Роберт [152,С.25] определяет ИТ как практическую часть научной области информатики, представляющую собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Е.И. Машбиц определяет понятие "технологии обучения" как систему материальных и идеальных (знания) средств, используемых в обучении, и способы функционирования этой системы. Исходя из данного определения, Е.И.Машбиц рассматривает информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.

1) К первой группе принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

И формационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различа ют такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают ком пьютерные и бескомпьютерные технологии.

В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно pa з личают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компью терные и бескомпьютерные технологии управления образованием.

В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-ме­тодические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопро екторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и про­ игрыватели лазерных дисков.

компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения

компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием

технологии предъявления учебной информации

технологии контроля знаний

- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;

П ерсональные компьютеры - это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обе спечение деятельности одного управленческого работн ика. Это наиболее многочисленный класс вычисли­ тельной техники, в составе которого можно выделить пе рсональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры Macintosh . Интенсивное развитие совре менных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя фун­ кциональные возможности.

Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame ) представляют собой вычис лительные системы, обеспечивающие совместную дея тельность большого количества интеллектуальных ра ботников в какой-либо организации, проекте при ис­ пользовании единых информационно-вычислитель ных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоедине но большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства по зиционирования типа «мышь» и, возможно, устрой ство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяе мых к центральному блоку корпоративного компьюте ра, могут выступать и персональные компьютеры. Сфе ра использования корпоративных компьютеров - обес печение управленческой деятельности в крупных фи­ нансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслу живания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению и т.п.).

Суперкомпьютеры представляют собой вычисли тельные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресур сов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобаль ном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенство вание архитектуры компьютеров, а также наиболее в ажных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.

И нтеллектуальные обучающие системы - это ка чественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, исполь зование динамически развивающейся базы знаний; ав­ томатический подбор рациональной стратегии обуче ния для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.

Технологии муль тимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику , видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality -воз можная реальность) - это новая технология некон тактного информационного взаимодействия, создаю щая с помощью мультимедийной среды иллюзию при сутствия в реальном времени в стереоскопически пред ставленном «экранном мире». В таких системах непре рывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществля ется с помощью реализованного в виде «информацион­ ной перчатки» специального устройства, определяю щего направление перемещения пользователя относи тельно объектов виртуального мира. Кроме этого в рас поряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.

Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвоя емость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность про­ вести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучаю щийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материа лом. Все это позволяет реализовать дифференцирован ный подход к обучению.

Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. W orld Wide Web - всемирная паутина) заключается в т ом, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информа­ ция, пересылаемая по электронной почте; разнообраз ные базы данных ведущих библиотек, научных и учеб ных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магази ны, и др.

интеллектуальные обучающие системы

автоматизированная обучающая система

Следует выделить основные дидактические требования, предъявляемые к ИТО , с целью повышения эффективности ее применения в образовательном процессе. К ним относятся:

- мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

- четкое определение роли, места, назначения и времени использования КОП;

- ведущая роль педагога в проведении занятий;

- тесная взаимосвязь конкретного класса КОП с другими видами применяемых ТСО;

- введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

- с оответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

- учет того, что введение в комплект учебных средств КОП требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

- обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

[1] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 2003.- С. 944.

[2] Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Научное издание "Большая российская энциклопедия". - 2002 г.

[3] Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". М., Российская газета, 22 февраля 1995.

[4] Логический словарь ДЕФОРТ. Составитель В.Н.Переверзев. М., Мысль,1994.

[5] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 2003.- 944 с.

[6] Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии /Ред.сост.и авт.коммент. В.А.Барабанщиков. - АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991.

№1. Информационные технологии. Понятие, классификации, компоненты информационной технологии

Определение информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Новая информационная технология

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В таблице 1 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.

Принципиально новые средства обработки информации
Целостные технологические системы
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации

"Встраивание" в технологию управления
Интеграция функций специалистов и менеджеров
Учет закономерностей социальной среды

Новая технология коммуникаций
Новая технология обработки информации
Новая технология принятия управленческих решений

Таблица 1 - Основные характеристики новой информационной технологии

Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Основные принципы новой (компьютерной) информационной технологии:

  • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  • интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
  • гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Инструментарий информационной технологии

Для информационной технологии техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и технологическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы с которыми позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: программы офисного назначения, пакеты графических программ, программы для обработки звуковой и видео - информации, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Классификация информационных технологий

Классификация по типу интерактивности

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.

ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.

Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров

Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.

По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.

В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

  • технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
  • мультимедия технологии;
  • технологии дистанционного обучения.

Компоненты информационной технологии

В любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

На рисунке 1 - технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням:



Рисунок 1 - Представление информационной технологии в виде иерархической структуры.

1-й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

Пример 1. Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания шаблона формы документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих этапов:

этап 1 — создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц;

этап 2 — создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок;

этап 3 — создание переменной части формы;

этап 4 — защита и сохранение формы.
2-й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на первом уровне программной среде.

Пример 2. Как следует понимать операцию информационной технологии. Рассмотрим этап 2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде текстового процессора Word, который состоит из следующих операций:

операция 1 — создание кадра;

операция 2 — настройка кадра;

операция 3 — внедрение в кадр рисунка.

3-й уровеньдействия – совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Пример 3. Как следует понимать действие информационной технологии. Рассмотрим операцию 3 – внедрение в кадр рисунка в среде текстового процессора Word, которая состоит из следующих действий:

действие 1 — установка курсора в кадре;

действие 2 — выполнение команды ВСТАВКА, Рисунок;

действие 3 — установка значений параметров в диалоговом окне.

4-й уровеньэлементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.

Пример 4. Как следует понимать элементарную операцию информационной технологии. Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).
Примечание. Технологический процесс необязательно должен состоять из всех уровней, представленных на рисунке 2. Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Все информационные технологии в зависимости от этапов обработки информации можно разделить на:

- предметные - последовательность технологических этапов модификации первичной информации в результатную;

  • - обеспечивающие - технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в любых предметных областях для решения различных задач. Различаются в зависимости от класса задач, на которые ориентированы;
  • - функциональные - модификация обеспечивающих технологий, при которой реализуется одна из предметных.

В зависимости от практического приложения методов и средств обработки данных выделяют:

Глобальные ИТ - включают модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовые ИТ - предназначены для определенной области применения (производство, обучение и т.д.).

Конкретные ИТ - реализуют обработку данных при решение функциональных задач пользователей (планирование, анализ и т.д.).

В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. Например, по типу применяемых ЭВМ, программных средств, средств передачи данных.

По типу носителя информации.

  • а) бумажная (входные и выходные документы)
  • б) безбумажная (сетевая технология, электронные деньги, документы)

По степени типизации операций.

  • а) Пооперационная - за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ.
  • б) Попредметная - подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем месте (АРМ).

По типу пользовательского интерфейса.

Командный - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды.

WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель).

SILK - (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

По типу операционной системы.

Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.

Однопрограммные - MS-DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.

Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.

Многопользовательские - (сетевые операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.

Рассмотрим вариант классификации, учитывающий возможность выделения типовых задач обработки информации, а также эффективность разработки, воспроизводства и применения технологий.

В составе основных операций по обработке информации, таких как создание, накопление, преобразование, передача, поиск, распределение, вывод и других, можно указать ряд автономных типовых функций обработки информации. К ним, в частности, относятся:

математические вычисления; аналитические и символьные преобразования; математическое моделирование; алгоритмизация; программирование; обработка текстовой информации; обработка табличной информации; деловая графика; машинная графика; обработка изображений; передача и распределение информации и др.

Информационные технологии можно классифицировать следующим образом:

предметно-ориентированные технологии; проблемно-ориентированные технологии.

Функционально-ориентированные информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.

Предметно-ориентированные информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.

Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно-ориентированной технологии, которая занимает в определенной степени промежуточное положение между функциональноориентированной и предметно-ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии - при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения.

В соответствии с выбранной классификацией к функциональноориентированным технологиям относятся:

- математические вычисления; аналитические и символьные преобразования; математическое моделирование; алгоритмизация; программирование; обработка текстовой информации; обработка табличной информации; передача и распределение информации и др.

Предметно-ориентированные технологии базируются на использовании:

- информационно-поисковых систем; баз данных и баз знаний; экспертных систем; систем автоматизации научных исследований; систем автоматизированного проектирования; обучающих систем; настольно-издательских систем; систем для перевода с одного языка на другой; телеконференций и др.

Примерами проблемно-ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:

- медицинских систем; общего и специального профессионального обучения; страховых, финансовых и банковских систем; средств массовой информации; средств социальной реабилитации; игровых и развлекательных систем; применений в быту.

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Классификация информационных технологий.

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Все информационные технологии в зависимости от этапов обработки информации можно разделить на:
– предметные – последовательность технологических этапов модификации первичной информации в результатную;
– обеспечивающие – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в любых предметных областях для решения различных задач. Различаются в зависимости от класса задач, на которые ориентированы;
– функциональные – модификация обеспечивающих технологий, при которой реализуется одна из предметных.
В зависимости от практического приложения методов и средств обработки данных выделяют:
Глобальные ИТ – включают модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
Базовые ИТ – предназначены для определенной области применения (производство, обучение и т.д.).
Конкретные ИТ – реализуют обработку данных при решение функциональных задач пользователей (планирование, анализ и т.д.).
В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. Например, по типу применяемых ЭВМ, программных средств, средств передачи данных.
По типу носителя информации.
а) бумажная (входные и выходные документы)
б) безбумажная (сетевая технология, электронные деньги, документы)
По степени типизации операций.
а) Пооперационная – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ.
б) Попредметная – подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем месте (АРМ).
По типу пользовательского интерфейса.
Командный - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды.
WIMP – (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель).
SILK – (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.
По типу операционной системы.
Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.
Однопрограммные – MS–DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.
Многопрограммные – UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.
Многопользовательские – (сетевые операционные системы) – INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.
Рассмотрим вариант классификации, учитывающий возможность выделения типовых задач обработки информации, а также эффективность разработки, воспроизводства и применения технологий.
В составе основных операций по обработке информации, таких как создание, накопление, преобразование, передача, поиск, распределение, вывод и других, можно указать ряд автономных типовых функций обработки информации. К ним, в частности, относятся:
- математические вычисления; аналитические и символьные преобразования; математическое моделирование; алгоритмизация; программирование; обработка текстовой информации; обработка табличной информации; деловая графика; машинная графика; обработка изображений; передача и распределение информации и др.
Информационные технологии можно классифицировать следующим образом:
- функционально-ориентированные технологии;
- предметно-ориентированные технологии;
- проблемно-ориентированные технологии.
Функционально-ориентированные информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.
Предметно-ориентированные информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.
Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно-ориентированной технологии, которая занимает в определенной степени промежуточное положение между функционально-ориентированной и предметно-ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии - при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения.
В соответствии с выбранной классификацией к функционально-ориентированным технологиям относятся:
- математические вычисления; аналитические и символьные преобразования; математическое моделирование; алгоритмизация; программирование; обработка текстовой информации; обработка табличной информации; передача и распределение информации и др.
Предметно-ориентированные технологии базируются на использовании:
- информационно-поисковых систем; баз данных и баз знаний; экспертных систем; систем автоматизации научных исследований; систем автоматизированного проектирования; обучающих систем; настольно-издательских систем; систем для перевода с одного языка на другой; телеконференций и др.
Примерами проблемно-ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:
- медицинских систем; общего и специального профессионального обучения; страховых, финансовых и банковских систем; средств массовой информации; средств социальной реабилитации; игровых и развлекательных систем; применений в быту.
По типу информации

Рис. Классификация ИТ по типу информации
Вопросы для самоконтроля.
1. Классификация ИТ в зависимости от этапов обработки данных.
2. Классификация ИТ в зависимости от практического приложения методов и средств обработки данных.
3. Классификация ИТ по типу операционной системы.
4. Классификация ИТ по типу пользовательского интерфейса.
5. Классификация ИТ по степени типизации операций.
6. Классификация ИТ по типу носителя информации.
7. Классификация ИТ, учитывающая типовые задачи обработки информации, эффективность разработки, воспроизводства и применения технологий.
8. Классификация ИТ по типу информации.

Читайте также: