Каким программным обеспечением должны быть оснащены компьютеры классов технической учебы

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Владимировна, Кузнецова Ирина Алексеевна, Рычихина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена динамика изменения числа персональных компьютеров , используемых в учебных целях , в школах различных регионов России. Выделены причины и факторы, влияющие на оснащенность общеобразовательных учреждений персональными компьютерами. На примере 21 региона Российской Федерации проанализировано воздействие 6 социально-экономических факторов на исследуемый показатель. С помощью метода статистического моделирования выделены группы факторов по степени их влияния на число персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях России.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Владимировна, Кузнецова Ирина Алексеевна, Рычихина Наталья Сергеевна

Социальные факторы миграционного взаимодействия южных и северных регионов России Анализ проблем кадровой обеспеченности в ИТ-сфере Алтайского края Финансовый аспект инновационной деятельности России Оценка уровня развития региональной инновационной системы и ее институциональное обеспечение Взаимосвязь факторов социально- экономического развитияи объема валового регионального продукта i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF EQUIPMENT FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA WITH COMPUTER EQUIPMENT

The article examines the dynamics of changes in the number of personal computers used for educational purposes in schools in various regions of Russia. The reasons and factors influencing the equipment of educational institutions with personal computers are highlighted. On the example of 21 regions of the Russian Federation, the impact of 6 socio-economic factors on the indicator under study was analyzed. Using the method of statistical modeling, groups of factors have been distinguished according to the degree of their influence on the number of personal computers in educational institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ»

DOI:10.6060/snt.20216501.0004 УДК: 519.2:373

АНАЛИЗ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ

О.В. Сизова, И.А. Кузнецова, Н.С. Рычихина

Ольга Владимировна Сизова, Ирина Алексеевна Кузнецова

Рычихина Наталья Сергеевна

Кафедра социологии социальной работы и управления персоналом, Ивановский государственный университет, Ермака, 39, Иваново, Российская Федерации, 153000 E-mail: richihina@,mail. ru

В статье рассмотрена динамика изменения числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в школах различных регионов России. Выделены причины и факторы, влияющие на оснащенность общеобразовательных учреждений персональными компьютерами. На примере 21 региона Российской Федерации проанализировано воздействие 6 социально-экономических факторов на исследуемый показатель. С помощью метода статистического моделирования выделены группы факторов по степени их влияния на число персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях России.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, обеспеченность персональными компьютерами, число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, корреляционно-регрессионный анализ, факторы уравнения регрессии.

ANALYSIS OF EQUIPMENT FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA WITH

O.V. Sizova, I.A. Kuznetsova, N.S. Rychikhina

Olga Vladimirovna Sizova, Irina Alekseevna Kuznetsova

Rychikhina Natalia Sergeevna

The article examines the dynamics of changes in the number of personal computers used for educational purposes in schools in various regions of Russia. The reasons and factors influencing the equipment of educational institutions with personal computers are highlighted. On the example of 21 regions of the Russian Federation, the impact of 6 socio-economic factors on the indicator under study was analyzed. Using the method of statistical modeling, groups of factors have been distinguished according to the degree of their influence on the number of personal computers in educational institutions of Russia.

Key words: educational institutions, availability of personal computers, correlation-regression analysis, factors of the regression equation.

Сегодня руководство многих стран прилагает значительные усилия для модернизации систем образования на основе применения новейших компьютерных технологий [4]. Постепенно возникла необходимость адаптации учебных заведений к новым условиям функционирования [16]. При этом компьютерные технологии либо используются в ходе осуществления образовательного процесса в классах, либо образование реализуется дистанционным путем. Внедрение информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько процесс автоматизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества [5].

Следует отметить, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества подготовки учащихся, т.к. значительно расширяет доступ к образовательным ресурсам всего мира. Происходит рост кооперации между учебными заведениями, обмен опытом, создание единого информационного пространства [19].

24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование» [6]. Одним из федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», является проект «Современная цифровая образовательная среда» [7]. Основной задачей данного проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Другим важным федеральным проектом, входящим в национальный проект «Образование», является проект «Современная школа» [8]. Основной задачей проекта заявлено внедрение новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий в российских школах. Проектное управление, как отдельное

научное направление, основывается на совокупности методов и инструментов, которые зарекомендовали себя как эффективные при планировании нововведений [20].

Успешное выполнение указанных ранее федеральных проектов во многом зависит от оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерной техникой. В результате серьезных усилий по созданию современной образовательной среды для российских учащихся обеспеченность школ компьютерной техникой сегодня можно считать достаточно высокой. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа -это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе - это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.)

Одним из самых распространенных методов изучения социально-

экономических явлений является статистическое моделирование взаимосвязи выделенных факторов на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Данный метод помогает определить наиболее значимые факторы, которые могут оказывать влияние на исследуемый про-цесс[9].

Целью данной работы было выявление и анализ факторов, влияющих на оснащенность общеобразовательных организаций компьютерной техникой. Понимание того, какие именно факторы влияют на уровень оснащенности ПК школ позволит провести анализ этого влияния, выявить негативные моменты и спрогнозировать уровень оснащенности компьютерами учебных заведений в зависимости от состояния влияющих на этот процесс факторов.

В качестве предмета исследования выступает показатель числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в организациях на 1000 обучающихся (У). Показатель определяется отношением числа персональных компьютеров к численности обучающихся и умножается на 1000 [10].

В качестве факторов, которые могли бы объяснить динамику числа ПК в общеобразовательных учреждениях, были выбраны следующие показатели:

- Х1 - инвестиции в образование (миллионов рублей);

- Х2 - численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (тысяч человек);

- Х3 - численность обучающихся общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) (на начало учебного года; тысяч человек);

- X - валовой региональный продукт (миллионов рублей);

- Х5 - количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования(штук);

- Х6 - доля частных школ в числе общеобразовательных организаций (процентов).

Качественный выбор данных факторов обусловлен рядом причин. Логично предположить, что инвестиции в образование (Х1) определяют в том числе и расходы на покупку компьютеров для образовательных организаций. Показатель количества

организации, осуществляющие образовательную деятельность (Х5), предположительно должен оказывать влияние на оснащенность компьютерной техникой, т.к. без этого ни одна школа сегодня не будет соответствовать требованиям ФГОС, а значит и не сможет осуществлять свою деятельность. Численность учителей (Х2) и обучающихся (Х3) - это два фактора, которые показывают количество непосредственных пользователей ПК.

На сегодняшний день в нашей стране все больше появляется частных школ, которые, по нашему предположению, должны быть оснащены современной техникой лучше, чем государственные и муниципальные учреждения.

Поэтому показатель -доля частных школ в числе общеобразовательных организаций (Хб) - также был взят для исследования. Ну и валовой региональный продукт (Х4), являющийся одним из важнейших показателей экономического развития конкретного региона, был выбран в силу того предположения, что чем богаче регион, тем лучше должны быть оснащены современным ИКТ и общеобразовательные школы.

В качестве исходной статистической базы данного исследования использовались данные в период с 2010 по 2018 годы. Источником информации послужили данные сборника «Регионы России.

Социально-экономические показатели», представленные Федеральной службы государственной статистики [11- 15].

В ходе исследования были рассмотрены следующие регионы России: Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Костромская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Ульяновская область, Ярославская область и г. Москва. Данные регионы были выбраны таким образом, чтобы

охватить все округа Российской Федерации. Кроме того, при выборе регионов учитывалась обеспеченность школ компьютерной техникой. В выборку попали регионы с высокой, средней и низкой степенью обеспеченности общеобразовательных учреждений компьютерами.

Анализ различных типов связей между показателями показал, что исследуе-

мое явление лучше всего описывается линейной зависимостью. Модели строятся в форме дифференциальных уравнений по статистическим данным за некоторый промежуток времени [1,2]. Поэтому далее в работе представлены результаты, полученные для линейных моделей.

Значения частных ^ коэффициентов корреляции по регионам РФ

Регион России X! Х2 Х3 Х4 Х5 Х6

Регионы с числом ПК, превышающих 200 единиц на 1000 человек

Калужская область -0,15 -0,04 -0,87 0,68 -0,04 -0,60

Камчатский край -0,85 -0,68 0,82 0,58 -0,82 -

г. Москва 0,68 0,30 0,74 0,01 -0,51 -0,65

Регионы с числом ПК, от 100 до 200 единиц на 1000 человек

Амурская область 0,63 0,76 0,50 0,65 -0,97 0,36

Белгородская область -0,25 0,26 -0,48 -0,02 0,78 0,79

Владимирская область 0,58 -0,57 0,41 0,62 -0,76 0,12

Ивановская область -0,01 -0,62 -0,84 0,14 -0,80 0,01

Калининградская область -0,63 0,92 -0,96 0,97 -0,97 0,85

Кемеровская область -0,81 -0,55 0,97 0,98 -0,20 0,98

Костромская область 0,22 0,24 0,20 0,85 -0,21 -0,21

Мурманская область 0,35 0,77 -0,44 0,49 -0,67 0,04

Нижегородская область 0,61 0,30 -0,45 0,44 -0,62 0,24

Новосибирская область -0,41 -0,61 0,77 -0,11 -0,86 0,57

Рязанская область 0,03 0,58 -0,84 0,97 -0,06 0,08

Саратовская область -0,31 -0,93 -0,95 0,97 0,96 -0,81

Свердловская область 0,96 -0,87 -0,23 0,98 0,92 -0,59

Ульяновская область 0,21 -0,78 0,08 0,71 0,15 0,14

Ярославская область -0,15 -0,76 -0,23 0,43 -0,11 0,67

Регионы с числом ПК, ниже 100 единиц на 1000 человек

Республика Адыгея -0,53 0,27 -0,62 0,68 -0,03 0,20

Республика Ингушетия -0,53 -0,53 0,45 0,76 0,79 0,37

Ставропольский край -0,69 -0,84 -0,73 0,81 0,73 -0,18

Абсолютное значение коэффициента корреляции показывает силу существующей связи. При значении коэффициента от связь сильная, от - умеренная. Если модуль коэффициента корреляции меньше 0,5, то связь слабая.

Полученные значения свидетельствуют о том, что в поведении зависимости между результативным и факторными показателями нет однозначной зависимости. Для разных регионов связь между показателями различно. Однако можно видеть, что показатель валового регионального продукта (ВРП) для подавляющего количества регио-

нов имеет с количеством компьютеров прямую связь. Т.е. с ростом ВРП растет и обеспеченность компьютерной техникой школ в регионах. По остальным показателям такой однозначно выделенной направленности связи нет. Для показателей Х1, X2, Xз Х5Д6 связь с числом компьютеров для одних регионов прямая, а для других - обратная.

Исходя из полученных данных далее в работе были построены регрессионные модели для выделенных регионов. Построение динамических математических моделей многообразных макроэкономических процессов в регионе является актуальной и трудной проблемой [2]. В таблице 2 пред-

ставлены лучшие регрессионные модели Западного, Южного и Северо-Кавказского

для регионов Центрального, Северо- федеральных округов.

Модели регрессионной зависимости для регионов Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов_

Регион РФ Вид регрессионной модели sig t R2 sig F

Центральный федеральный округ

Ивановская область У = 2231,9 - 154,75х2 - 5,02х3 - 2,59х5 3 10-4 110-3 0,01 4 10-3 0,970 3 • 10-4

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 3 представлены лучшие регрессионные модели для регионов При-

Представленные модели являются адекватными, коэффициенты регрессии в них значимы. При этом проверка адекватности всей модели (sig F) осуществляется с помощью F-критерия Фишера, а проверка значимости каждого коэффициента регрессии (sig ^ - с помощью ^критерия Стью-дента.

Значение коэффициента регрессии (Я2) для полученных моделей показывает, что они объясняют изменение результативного признака выбранными факторами в среднем на 91,4%.

При этом только 2 региона (г. Москва и Республика Адыгея) из 21 иссле-

волжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

дованных имеют коэффициент регрессии меньше 91%.

Регионы Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов демонстрируют более высокое значение R2.

Они объясняют зависимость числа компьютеров выбранными факторами в среднем на 98,6%.

Полученные данные свидетельствует о правильности качественного выбора объясняющих факторов.

В таблице 4 представлены факторы, которые были получены в уравнениях регрессии по выделенным регионам.

Модели регрессионной зависимости для регионов Приволжского, Уральского,

Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

Регион РФ Вид регрессионной модели г Я2 Р

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

В каждом учебном учреждении, кабинеты, в которых стоят компьютеры, считаются самыми современными. Если у вас это не так, то рекомендую ознакомиться с минимально необходимым перечнем, того что должно быть в компьютерном классе?

Практический видеокурс по созданию электронного учебника в программе TurboSite

Хочешь научиться создавать адаптивные электронные пособия всего за 1 день?

Базовое оборудование кабинета информатики

Начнём с самого минимального набора. Вообще, главной отличительной особенностью компьютерного класса от простого класса, это наличие в нём компьютеров и локальной сети. Поэтому можно начать именно с них.

Компьютеры (автоматизированное рабочее место)


Компьютеры это самое необходимое, что должно быть в кабинете информатики. Причём все они должны отвечать минимальным системным требованиям, а их количество, должно соответствовать количеству обучающихся.

Характеристики, на которые стоит обратить внимание:

  • Оперативная память не менее 4Gb
  • Процессор не менее чем на 2 ядра и частотой не менее 1,6 Ghz
  • Объём памяти видеокарты не менее 512 Mb
  • Жёсткий диск любого объема (интерфейс Sata)
  • Наличие Usb – разъема на лицевой стороне системного блока (в верхней части)
  • Мышь и клавиатура должна быть Usb
  • Диагональ монитора не менее 17 дюймов, жидкокристаллическая.

Дорогие и высокопроизводительные компоненты брать совсем необязательно, в большинстве случаев будет достаточно и самых бюджетных комплектующих, отвечающих перечисленным требованиям. Таким образом, можно хорошо сэкономить, что приветствуется во всех образовательных учреждениях.

Не стоит экономить только на мышках, чаще всего они быстрее выходят из строя.

Следуя этому совету, Вы перестанете издеваться над нервами детей и ускорите работу на занятии!

Сервер (учительский компьютер)


В базовой комплектации компьютерного класса роль сервера будет выполнять преподавательский компьютер, который должен быть более производительным. Компьютер преподавателя будет и хранилищем общих файлов, и сервером тестирования, и сервером печати и еще много обязанностей на него можно возложить.

На учительском компьютере экономить не стоит, качество комплектующих и высокая производительность будет оправдан.

Локальная сеть


С компьютерами разобрались теперь о локальной сети. А именно провода, розетки, разъёмы. Ни для кого не секрет что, для соединения компьютеров в локальную сеть практически всегда используется кабель – витая пара. При покупке кабеля следует сначала подсчитать метраж.

Используйте розетки для сетевых проводов. Не допускайте, чтобы из стены торчали провода. Коннекторы используются RJ-45. Они нужны для обжима кабеля на концах проводов витой пары. Также купите обжимник (Кремпер). У любой серьёзной организации должен быть такой инструмент.

Используйте розетки для сетевых проводов. Причём обратите внимание на то, что розетки бывают внутренними и наружными.

Коммутатор


Без этого устройства соединить компьютеры не получится. Берите коммутатор с 24 и более розетками. Это позволит в будущем увеличить общее число компьютеров в классе или подключить дополнительное сетевое оборудование (например, модем или сетевой принтер)

24-портовый коммутатор будет оптимальным вариантом для компьютерного класса.

Принтер или МФУ


Принтер нужен не только в компьютерном классе, он незаменим везде. Поэтому о его необходимости говорить не приходится. Будет лучше, если это будет МФУ (многофункциональное устройство). И обязательно с сетевым интерфейсом. Это позволит подключить МФУ к локальной сети и обеспечить сканирование и печать с любого компьютера в классе.

Выбирайте принтеры и МФУ только популярных производителей (Canon, HP, Samsung, Xerox), и обязательно с лазерной печатью, хорошей скоростью печати и высокой производительностью.

Проектор


Проектор должен быть обязательно, в любом компьютерном классе. Желательно его сразу установить на потолок, чтобы его никто не двигал и не брал попользоваться. Дополнительно к проектору прикупите проекционный экран (белое полотно). Ну, беспроводной презентатор для компьютера.

При покупке проектора обязательно проверьте его работу при дневном свете, так как в бюджетных моделях очень тусклая лампа.

Надёжное электропитание


Очень важно обеспечить надёжное электропитание всего того что мы перечислили выше. Тут нам помогут сетевые фильтры и источники бесперебойного питания (ИБП), которые спасут вашу технику от резких скачков напряжения, а в некоторых случая и от молнии. Кроме того, не лишним будет, чтобы в электросети класса было встроено УЗО (защитное устройство).

В целях экономии ИБП можно установить для компьютера преподавателя или отдельного сервера, а на рабочих местах использовать сетевые фильтры

Продвинутое оборудование компьютерного класса

А теперь рассмотрим, какое дополнительное оборудование для класса можно докупить к базовому набору, если позволяет бюджет образовательного учреждения.

Гарнитура


Будет хорошо, если каждый компьютер будет оснащён наушниками с встроенным микрофоном, адаптерами для различных типов памяти, веб-камерами. Это позволит разнообразить учебный процесс дополнительными заданиями. Тут можно обойтись и самыми бюджетными вариантами.

Студийный микрофон


Наличие студийного микрофона, обеспечит качественную озвучку видеоуроков, фильмов, скринкастов и вебинаров. Также рекомендую прикупить к нему специализированную стойку, для комфортного расположения микрофона и уменьшения излишних стуков и вибраций.

Петличный микрофон


Если вы записываете живые обучающие тренинги или просто хотите записать лекцию урока в аудио или видеоформате, то вам точно не обойтись без этого устройства. Смысл такого устройства в том что, микрофон будет расположен в области рта, что значительно повысит качество записи. Лучше всего выбирать беспроводные микрофоны, чтобы не возиться с проводами.

Web – камера или Ip-камера


С помощью веб-камеры можно проводить онлайн вебинары или записывать обучающие видеоролики. А вот Ip-камера позволит наладить видеонаблюдение в компьютерном классе и отбросит желание у злоумышленников что-нибудь с собой прихватить. Конечно, можно организовать наблюдение и простой веб-камерой, но это уже совсем другая история.

Интерактивная доска


С помощью интерактивной доски можно управлять элементами с помощью руки или указки. Это самое дорогое удовольствие для любого класса. На мой взгляд, покупка интерактивной доски финансово не оправдано.

Электронные книги


Дополнительно каждое рабочее место обучающегося можно обеспечить портативной электронной книгой. Это позволит использовать электронные пособия на уроке. Электронные книги не напрягают зрение и очень удобны в плане чтения.

Лучше всего купить черно-белую электронную книгу. Это обеспечит меньший расход батареи, небольшую стоимость гаджета.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания” (не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания” (не вступил в силу)

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, и в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2058; 2016, № 10, ст. 1416), приказываю:

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение № 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания (приложение № 2);

норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения в объёме 178 тысяч рублей.

Министр Д.В. Ливанов

Перечень
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336)

*(3) Занятия в кабинете музыки.

Критерии
формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336)

1. Критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания разработаны в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями, строительными нормами и правилами, противопожарными нормами, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, государственными стандартами и техническими регламентами (далее соответственно - Критерии, Требования, средства обучения и воспитания).

2. Перечень средств обучения и воспитания, утвержденный настоящим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, сформирован в соответствии с Критериями и Требованиями.

3. Критериями являются:

возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся;

возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания;

доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

адаптация обучающихся к профессиональной среде;

безопасность использования средств обучения и воспитания.

4. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;

комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов;

комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.

5. Комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций включает в себя немонтируемые при строительстве общеобразовательной организации средства обучения и воспитания общих помещений для всей общеобразовательной организации: входной зоны и гардероба, библиотеки, актового зала, столовой, спортивного комплекса, кабинетов руководящих и педагогических работников.

Дополнительно к оснащению общих и административных помещений общеобразовательных организаций могут комплектоваться кабинеты педагога- психолога, учителя-логопеда, коридоры и рекреации, игровые (как отдельного помещения или рекреации), серверная.

Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управления и обеспечения безопасности общеобразовательной организации.

6. Комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов формируется общеобразовательными организациями в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой и может включать комплектацию отдельных кабинетов по каждому предмету или интегрированных кабинетов по нескольким предметам или предметным областям.

Дополнительно к оснащению кабинетов для реализации образовательных программ начального общего образования могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, проектную лабораторию начальной школы.

Комплекс оснащения предметных кабинетов является вариативным (выбирается в соответствии с профильным образованием), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (состоит из комплексных модулей, позволяющих полностью обеспечить одну или несколько образовательных функций).

Основное функциональное назначение данного комплекса - обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии (классы естествознания, инженерно-технологический, медико-биологический, другие по выбору общеобразовательной организации).

6.1. Оснащение кабинетов гуманитарного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

а) оснащение кабинета русского языка; кабинета литературы, кабинета родного языка, кабинета родной литературы; кабинета иностранного языка, кабинета второго иностранного языка; лингафонного класса; мобильного лингафонного класса;

или кабинета русского языка и литературы; кабинета родного языка и родной литературы; кабинета иностранного языка (лингафонный кабинет), кабинет иностранного языка с мобильным лингафонным кабинетом;

иные варианты интеграции кабинетов;

б) кабинета истории, кабинета обществознания; кабинета географии; кабинета изобразительного искусства и мировой художественной культуры; кабинета музыки;

или кабинета истории и обществознания; кабинета географии и экономики; кабинета изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения; кабинета музыки;

иные варианты интеграции кабинетов.

6.2. Комплекс оснащения кабинетов естественнонаучного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

кабинет физики (включающего оснащение кабинета физики, лаборантской, лаборатории); кабинет химии (включающего оснащение кабинета химии, лаборантской, лаборатории); кабинет биологии (включающего оснащение кабинета биологии, лаборантской, лаборатории); кабинет математики; кабинет информатики; кабинет технологии (кройка и шитье); кабинет технологии (домоводство); кабинет технологии (слесарная мастерская); кабинет технологии (столярная мастерская); кабинет технологии (робототехника); кабинет основ безопасности жизнедеятельности; мобильный компьютерный класс;

или кабинет естествознания (включая кабинет естествознания, естественнонаучную лабораторию, лаборантскую); кабинет математики и информатики на базе стационарного или мобильного компьютерного класса; кабинет технологии для мальчиков (по выбору общеобразовательной организации); кабинет технологии для девочек (по выбору общеобразовательной организации); кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

или иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

7. Комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности является вариативным (осуществляется по выбору общеобразовательной организации), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (включает оснащение одной или нескольких лабораторий и студий, в том числе естественнонаучной и инженерной лаборатории, оснащение студии дизайна, издательского центра, фото - и (или) телестудии).

Основное функциональное назначение данного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.

Обзор документа

Сформирован перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации программ начального, основного и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в регионах новых мест.

Так, указаны предметы для оборудования спортзалов, кабинетов специальных дисциплин (в т. ч. русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, музыки), для учительской, кабинета директора школы и т. д.

Определены критерии формирования перечня.

Утвержден норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания. Он составляет 178 тыс. руб.

Данный проект подготовлен Мининформсвязи России в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями.

В документе, опубликованном на сайте «Радио Свобода», содержится перечень всех продуктов, входящих в состав базового пакета, приведена стоимость их лицензии на 1 год и распределение средств федерального бюджета, необходимых на лицензирование единого федерального базового пакета программного обеспечения.

Что входит в перечень базового лицензионного программного обеспечения?

Категория

Наименование продукта

MS Windows или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Антивирусное программное обеспечение

AVP Kaspersky или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Dr. Web или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Программное обеспечение для формирования файловых архивов

WinRar или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Система управления файлами

Total Commander или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Пакеты обработки графических изображений

Adobe Photoshop или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Corel Draw или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Стоимость единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской федерации на 1 рабочее место в год.

Стоимость лицензии в год с учетом НДС (рублей) на 1 персональный компьютер

Операционная система, включая офисные приложения

MS Windows, MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page

Антивирусное программное обеспечение

Антивирус Касперского 6.0, Dr. Web

Программное обеспечение для архивации файлов

Система управления файлами

Пакет обработки фотоизображений

Пакет обработки векторной графики

Corel DRAW Graphics Suite X3

Общий объем потребностей в финансировании проекта в целом в период 2007-2010 годы составляет порядка 3,8 млрд. рублей. В эту сумму входят средства на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях (1,356 млрд. рублей) и средства, необходимые для обеспечения стопроцентной лицензионной чистоты (около 2,366 млрд. рублей).

Одной из шести задач реализации проекта называют создание «системы дистанционного обучения учителей и учеников навыкам использования программных продуктов, включенных в базовый перечень лицензионного ПО».

Причиной создания подобного проекта называют анализ Мининформсвязи России, который показал, что до 75% персональных компьютеров, используемых в школах, работает на нелицензионном общесистемном и прикладном программном обеспечении. При этом общее число используемых в настоящее время персональных компьютеров составляет порядка 675 тыс. штук. «Приведенные цифры подтверждают необходимость принятия скорейших и безотлагательных мер со стороны Правительства Российской Федерации», - говорится в документе. В то же время в проекте закреплено имя компании «Майкрософт», продукты которой «составляют основную долю потребности субъектов Российской Федерации в лицензионном общесистемном и офисном программном обеспечении». При этом у общеобразовательных учреждений существует потребность и в свободном общесистемном и прикладном программном обеспечении, признают разработчики.

Читайте также: