Какое межстрочное расстояние будет оптимальным для текста с высотой букв 20 пикселей

Обновлено: 07.07.2024

Можно встретить информацию, что межстрочное расстояние, или интерлиньяж, должно быть на 20% больше кегля. Примерно с той же частотой встречается информация, что разница должна быть уже на 50%.

При интерлиньяже в 150% строки слишком далеко друг от друга. Это уже больше похоже на правду, но строки во втором и третьем блоках всё ещё далековаты.

Магического соотношения не существует. Блоки текста будут выглядеть по-разному с разными шрифтами из-за различий Cap Height и X-height. Если 120% с большой вероятностью подойдёт для интерфейсных шрифтов — из-за того, что они создавались с определенным соотношением Cap и X-height — то с остальными возникают проблемы.

Былинная картинка-пояснение анатомии шрифта с гайдлайнов Material Design. Google

Для решения проблемы стоит использовать не общий индекс для всех шрифтов, а индивидуальный, в зависимости от его X-height. Нужно взять строчную букву без выносных элементов — например, Н — того же кегля, что набранный текст, и подставить её между двумя строками текста так, чтобы верхняя граница буквы касалась линии набора первой строки, а нижняя — верхней границы высоты заглавной буквы.

Не обязательно настраивать интерлиньяж на глаз, руководствуясь абстрактными понятиями визуального веса. Универсальное правило существует. Разница с советами в интернетах лишь в том, что это не некий множитель, актуальный для любого шрифта, а индивидуальный подход.

Спасибо за внимание, и классных вам дизайнов!

Интерлиньяж это расстояние между базовыми линиями, на всех пикчах показан межстрочный интервал. Дефолтным интерлиньяжем для книг считается 120%. В наше время в вебе всегда юзается 150-160% для наборного текста и порядка 120% для заголовков. Так полотно текста выглядит свободным. Утверждать что в настоящее время 120% для наборного текста это норма немного глуповато.

Это общепринятые правила эстетики среди современных дизайнеров и типографов.

Я не знаю, откуда вы взяли разницу между интерлиньяжем и межстрочным интервалом. Особенно учитывая, что в англоязычном сообществе всё это суть line spacing. Вот цитата из Вики: Интерлинья́ж (от фр. interligne, буквально — написанное между строк) — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. В компьютерной вёрстке это понятие обычно называют «межстрочный интервал» (англ. line spacing).

Дефолтного интерлиньяжа для книг не существует. Он сугубо зависит от формата и самого шрифта, о чём пишут Ян Чихольд и Йозеф Мюллер-Брокманн.

В настоящее время юзается 150-160%, только потому что это наиболее ленивое решение, работающее кое-как, но почти всегда. Здесь же я делюсь с методом, который работает отлично и всегда.

О глупости утверждения, что 120% это хорошее решение для интерфейсного наборного текста вы можете поведать Apple — абсолютно повсюду в их интерфейсах применяется правило, описанное в посте.

Если у современных дизайнеров и типографов настолько низкие общепринятые правила, идущие вразрез с классической литературой и современной хорошей вёрсткой, то, возможно, на них ориентироваться не стоит. ред.

Хитрости и секреты, приемы работы, уроки

Особенности новой версии Индизайна

Описание плагинов, информация о плагинах для работы с Adobe InDesign

Готовые к использованию скрипты для Adobe InDesign

Описание языка, приёмов и методов программирования для Adobe InDesign

Оптимальный интерлиньяж. Калькулятор

К выбору расстояния между строками надо отно­ситься очень внимательно, потому что как слишком длинные или слишком короткие строки влияют на удобочитаемость, так и интерлиньяж определяет вид полосы набора и, соответственно, удобочитаемость текста. Слишком тес­но набранные строки снижают темп чтения, потому что верхняя и нижняя строчки оптически сливаются и читаются вместе. Глазу не удается сосредото­читься на одной линии шрифта так, чтобы читать только одну строку, не «за­ хватывая» одновременно соседние. Читатель отвлекается и быстрее устает. Это относится и к строкам с чересчур большим интерлиньяжем. Читатель с трудом находит продолжение текста на следующей строке, неопределен­ность возрастает, и вскоре приходит усталость. Правильный интерлиньяж помогает оптически вести глаз от строки к строке, придает устойчивость и уверенность, ритм чтения быстро стабили­зируется, текст легче читается и лучше запоминается. Если не надо тратить усилия на чтение, смысл слов проясняется, они кажутся выразительнее и точ­нее, лучше врезаются в память. Правильный выбор интерлиньяжа — один из важных факторов, необходи­мых для достижения гармонии, функциональности и вневременной красоты в типографике.

Какие же рекомендации можно найти в интернете по правильному выбору межстрочного расстояния? Вот некоторые из них.

2. На интерлиньяж влияет множество факторов: гарнитура, размер шрифта, его полнота, длина строки, расстояние между словами и т.д. Чем длиннее строка, тем больше интерлиньяж. Чем больше размер шрифта, тем меньше интерлиньяж. Хорошее правило – устанавливать интерлиньяж на 2-5pt больше, чем размер шрифта, в зависимости от гарнитуры. Так что если шрифт 12pt, то интерлиньяж должен быть в 15 pt или 16 pt.

3. Межстрочный интервал в тексте обычно больше кегля; как правило, он составляет не менее 115% кегля. Такая пропорция основана на необходимости дополнительного места для диакритических знаков, имеющихся во многих европейских языках. Межстрочный интервал выбирается и из эстетических соображений: текст читать легче, если между строчками есть пустое пространство.

Как видите, достаточно всё неопределенно, нет конкретных рекомендаций по выбору межстрочного расстояния в зависимости от длины строки и размера шрифта.

leading1

Вверху текст размером 13 пт и межстрочным расстоянием 16 пт. Внизу при том же интерлиньяже размер текста увеличен до 16 пт. Если вверху промежутки между строками кажутся достаточно свободными, то внизу уже текст смотрится тесноватым. Из чего можно заключить, что при увеличении кегля следует также пропорционально увеличивать межстрочное расстояние, чтобы поддержать геометрические пропорции.

На следующем рисунке размер шрифта и интерлиньяж одинаковы, но ширина текста внизу в 2 раза больше.

leading2

Но как это математически выразить?

Ответ на этот вопрос проще, чем кажется на первый взгляд, потому что природа дала нам замечательный закон для красивой и эффективной соразмерности. Он проявляется в растениях, животных, формах галактик и даже в ДНК. Эта концепция соразмерности настолько распространена, что люди заметили её тысячи лет назад и используют в искусстве и архитектуре на протяжении всей истории. Конечно же речь идет о золотой пропорции.

Попытаемся применить её и для нашего случая по подбору оптимального межстрочного расстояния.

Мы уже пришли к выводу, что межстрочное расстояние I и размер шрифта F связаны между собой пропорционально. Это можно выразить таким соотношением:

Проблема в том, что мы не знаем точное соотношение между длиной строки и межстрочным расстоянием. Мы знаем точно, что длина строки w значительно больше, чем интерлиньяж I. С помощью базового математического моделирования можно сделать обоснованное предположение, что взаимосвязь между оптимальным межстрочным расстоянием и длиной строки является экспоненциальной. Вот простейшее уравнение, чтобы выразить это:

leading3

Если ввести только размер шрифта, калькулятор покажет вам оптимальные межстрочное расстояние и длину строки.

Если Вы введете только длину строки (Content width), то калькулятор покажет Вам лучшие комбинации интерлиньяжа/размера шрифта для этой ширины.

Если Вы введете размер шрифта и длину строки, вы получаете набор типографских параметров:

Оптимизированные параметры для данного размера шрифта и ширины текста;
Лучшие параметры для для данного размера шрифта и ширины текста;
Вторичные лучшие параметры;
Оптимальные параметры.

leading4

Пожалуй лучшее объяснение интерлиньяжа Дизайн, Веб-Дизайн, Верстка, Сайт, Создание сайта, Длиннопост, Типографика, Photoshop

А как насчёт комментариев на Пикабу. В них удобный интерлиньяж?

Круто! С ошибками, конечно, но все равно годно. Без воды, сжато, по делу.
Как дизайнер скажу норм и пили дальше, ты на правильном курсе.

От себя добавлю, что в вебе лучше придерживаться пикселей, т.к. ничего другого не используют (верстальщик сам переведет в проценты, если это требуется). Так же пиксели дают большее понимание на сколько отступ больше самого кегля шрифта. Но это уже дело вкуса и привычек.

Вполне наглядно получилось, хватит ныть, комментуторы;)

Круууть, спасибо автору!

Теперь страшно спросить, что такое гарнитура и чем отличается от гарнира.

Ну вот не скажи. Для того, чтобы глаза не уставали, то есть для объемистых произведений, скорее всего, соглашусь. Однако, в даннлм случае 3 вариант я лично прочитал и осмыслил в три раза быстрее, да и глаз сразу упал на него и мгновенно проанализировал написанное, в то время, как 1 и 2 пришлось водить взглядом и делать (пусть и молниеносные) прерывания, что заняло немного больше времени.

Иллюстрация к комментарию

Я нормально прочитал первое предложение и не заметил, что мне "не удобно".

А что за шрифт в посте в заголовках?

Наглядно и по делу вышло. Только в шопе с текстами работать такое.. Как рисовать в блокноте.

В последней пикче где G-arden, не 2 а 3 оптимальных варианта. 8 800 ещё имеет нормальный интерльяж Почему никто и никогда, мать вашу, не делает выравнивание по ширине?

а еще следим за керлингом, равномерностью пробелов по абзацу, "висящими" предлогами и сквозными "базелайн". А - да - я верстал партийные газеты.

Спасибо автору. Правильно сформулировал.

На темном фоне надо было межбуквеный интервал сделать больше, а то буквы слипаются.

Отличный пост, спасибо большое за полезную информацию.

Да, а что там на счёт засушенных цветов из Голландии?)

Хороший пост. Пунктуационая ошибка глаза мозолит, а в остальном очень полезный.

Ничего не знаю. На первой картинке вариант два рулит.

Да просто на глаз ебануть, и пойдёт.

Здорово объясняешь! Подписался!

Подскажите пожалуйста, что за шрифт используется в посте? Часто попадается

Тс, а что такое кернинг тогда?

Аффтар, перед тем, как выебываться своими так называемыми "знаниями", надо для начала объяснять, в каких областях это название применяется. В web это называется line-height, в видеопродакшине - leadind и только в верстке печатных изданий - интерльяж. И то уже мало кто так говорит, только олды. И кстати, примеры у тебя говно. 160% строки от кегля - это слишком до хуя, так только недоучки-"дезигнеры" делают. Для любого кегля оптимальная строка 110-120%

Пожалуй, лучшее объяснение
[моё]
сам себя не похвалишь - никто не похвалит

Фигма это платная версия Лигма?

интервал между строками называется line-height

Не работайте "по дружбе" и без договора

Внимание, простыня текста.

Работаю в маленькой Сибирской веб-студии. Делаем сайты, приложения, внедрения CRM и много-много чего разного. А еще берем заказы на разработку фирменного стиля. И логотипов в том числе. О них, родимых, речь и пойдет.

Предыстория. Когда-то в 2017 году сделали мы сайт для одной местной компании, которая работала по франшизе другой Московской компании. Я тогда только устроилась в студию и с этим клиентом не пересекалась. Но поняла, что это какие-то дружественные лица для нашего руководителя, а еще очень интересные дамы.

Ну ок, работы сдали, деньги получили, актами закрыли. И все было вроде бы неплохо, они даже пришли к нам на рекламные услуги: таргет и контекст (отдельная история, каких капризов мы хапанули и как расставались с выбиванием задолженностей). Итого, с 2019 года они на связь особо не выходили. Так, периодически теряли доступы от сайтов, забывали проплачивать домен и просили у нас помощи. Все стандартно.

И вот, настоящее время. Компания покидает франшизу и москвичи требуют прекратить использовать их фирменный стиль. Все логично и справедливо. А значит. Нужен новый логотип! Ну и небольшие изменения на сайте. Конечно же, они пришли к нам. Напрямую к руководителю. Он на радостях и по старой дружбе продал им услугу разработки логотипа. Причем без договора с описанием всех условий, а просто по счету. Вроде как они вносят 50% предоплату и полетели. Да, так тоже можно, но условий и сроков нигде не оговорено. В этом и есть грабли.

Надо ли говорить, что ТЗ или даже брифа никакого не было? Все содержание задачи от моего руководителя: "Да там ничего выдумывать не надо, просто взять старый лого, заменить название и сделать практически то же, что и было". Окееей, покривилась немного, но отгружаю задачу дизайнеру. И начинается.

1 итерация. Получаю три варианта, отправляю заказчику. Получили? Получили. Ждем.

З (заказчик): Добрый день, mininirime. Что-то мне не нравится. Вот наше КП для клиентов.

Я: Спасибо, с КП ознакомились. Дизайнеру отправляю референс с пометкой, что есть направление, которое хочется отразить в логотипе. Предложим еще несколько вариантов.

И дальше пояснения о том, что лого делается не чтобы вам душу грело, а для бизнес-задач и т.д. Предлагаю заполнить бриф, но предложение игнорируется.

А что было в их КП? Совершенный растровый кошмар из двух совмещенных реалистичных картинок и названия компании курсивом (прикреплять не буду по понятным причинам).

2 итерация. Дизайнеру направление работы ясно, вдохновляемся полученной картинкой из 90-х, делаем новые варианты. Отправляю. Получили? Получили. Ждем неделю, ответа нет. Пишу снова, прошу обратную связь.

З (дословно): Здравствуйте, mininirime. Что-то нам не нравится. Давайте, что-то покреативней, сделайте пожалуйста несколько вариантов, что бы можно было выбирать.

Я слегка. удивляюсь и прошу утонить задачу. Референсы, пожелания, описание. Снова предлагаю заполнить бриф. И тишинаааа в ответ. Подождала день и возобновила дизайнеру задачу. С запросом на максимальный креатив, как только он может. Дизайнер послал меня на. принял задачу в работу.

3 итерация. Получаю еще 3 варианта. Отправляю. Получили? Получили. Жду неделю и пишу узнать, как там дела.

З: Получили, нам ничего не нравится. Такое ощущение что просто в ворде набрано.

Я: Длинное вежливое (правда) письмо о том, что дизайнеров-экстрасенсов у нас в штате нет, мы без понятия, что вам нравится и без ТЗ результат ХЗ. А в ворде мы не работаем. И вообще, какого хрена?

З: я обратилась к вам как к специалистам, если бы я была дизайнером я бы сама все сделала и не платила ХХ т.р. У меня нет примеров и пожеланий, просто нужно что бы дизайнер посидел подумал и покреативил, а не набирал в ворде разными шрифтами и цветами.

Я: Еще более длинное и вежливое письмо с попыткой убедить сотрудничать, поднапрячься и выдать свои хотя бы минимальные пожелания. И что в 4 заход без этого мы не пойдем.

Пока гробовое молчание. Подозреваю, что состоится звонок руководителю с жалобой на меня, конечно же. Да, моя ошибка в том, что я послушалась директора, не отбрифовала заказчика и все изначально сделала неправильно. Можно было сэкономить кучу времени. Еще косяк в том, что нет договора с нашими стандартными условиями (3 раза предлагаем варианты, а каждый следующий за оплату). Поэтому случилось вот это классическое "поиграйтесь цветами/шрифтами" и есть все шансы переделывать до бесконечности, пока ее величество не скажет "Да".

Моя задача разрулить этот конфликт и сделать так, чтобы все были счастливы. Но как это теперь сделать? Непонятно. Можно предположить, что в этой истории одна я умная в белом пальто стою красивая и вокруг дураки. А на деле я плохой специалист и не шарю. Скорее всего так и есть :)

Но вот о чем я думаю, сталкиваясь с такими ситуациями:

1. Не может быть никаких заказов "по давней дружбе" и на особых условиях. Съедят весь мозг, а объем работ будет в разы больше, чем с обычным клиентом. А еще можно не дождаться оплату.

2. У некоторых заказчиков абсолютно потребительское отношение. Почему-то считается, что если они заплатили, то получают в свое владение рабов, которые будут бесконечно выполнять их пожелания и игнорировать просьбы. Причем чем меньше оплата, тем больше королевских замашек и требований.

3. Если ты какой-то линейный специалист, то придется терпеть, глотать и бесконечно оправдываться перед клиентами (в т.ч. за чужие ошибки).

4. Работа с людьми должна стоить больше (если бы вы знали мою зарплату и перечень обязанностей, вы бы заплакали).

5. Грабли, будь они неладны. Одни и те же. Каждый раз получая проблемы с "дружескими" заказами без ТЗ, мы продолжаем продолжать. А я повлиять на это не могу.

6. Если говорят "Да там ерунда, делов на полчаса" - вранье. Полчаса нужно умножить на 100.

P. S. Сменить место работы пока нет возможности. К жалости и сочувствию не взываю. Просто одна из будничных историй. За ошибки простите. И огромное спасибо всем, кто дочитал мой первый пост <3

Статья поможет разобраться с основными терминами в типографике. А чтобы информация лучше и легче воспринималась, скучные тексты проиллюстрированы веселыми картинками. Так же в статье собраны самые распространенные ошибки, которые допускаются веб-дизайнерами при работе с текстом и даны рекомендации как их избежать.

image

Типографика — сильнейший инструмент для выражения посыла в веб-дизайне. С его помощью вы можете объединить текстовую и визуальную составляющие, что поможет вам достучаться до посетителя. Правильное использование типографики поможет избежать типичных ошибок, допускаемых дизайнерами при создании очередного шедевра. Постараемся понять, что же мы делаем не так, и как избежать ошибок в будущем.

Для начала давайте разберемся с терминологией. Наверняка большинство терминов вам знакомы, но еще разок ознакомиться с определениями не будет лишним. Возможно, это дополнит ту информацию, которой вы уже обладаете.

Типографика — свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции, делают его живым, придают характер и способность передать идею не только при помощи содержания, но и графически.

Гарнитура — шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков. Часто это понятие путают с понятием «шрифт», хотя шрифт — это определенное начертание знаков, в то время как гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов.

image

Гарнитуры можно разделить на две основные категории:

  • Антиква — шрифты с засечками.
  • Гротеск, соответственно, — шрифт без засечек.

image

Шрифт с засечками, как бы держит строку, а соответственно повышается удобочитаемость. Часто шрифты с засечками создают ощущение профессионализма и авторитетности предоставляемой информации, выражают уважение, подчеркивают стабильность и консерватизм в лучшем понимании этого слова. Шрифты без засечек, как правило, акцентируют рациональность, следование стилю, молодость и современность. Помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого.

Кегль — высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем, будет равен 14 pt по высоте.

image

Интерлиньяж — межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк.

image

Кернинг — расстояние между буквами. Основная суть кернинга — подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв для увеличения удобочитаемости.

Есть замечательная игра-тренажер — Kern Type. Просто расставьте все буквы по местам. На самом деле это не так-то просто. Процесс достаточно сложен и требует отличного глазомера. Особенно этот опыт будет полезен при создании логотипов.

Что мы делаем не так?

image

Используем большое количество шрифтов

Желательно использовать не более 3-х начертаний. Это могут быть шрифты как одной гарнитуры, так и разных. Например, гарнитура Roboto содержит довольно большое количество различных начертаний. Из них легко можно выбрать три, которые, как мы считаем, подойдут для нашего сайта. Допустим, это будут Light, Regular и Bold. Для заголовков можно использовать шрифт Bold или Light, для кнопок Bold, для основного текста Regular. Таким образом, используя одну гарнитуру, мы обеспечили наш сайт правильной типографикой. Естественно, все зависит от тематики сайта и идеи, которую вы планируете заложить в дизайн. Мой пример относится к универсальным и не претендует на что-то уникальное или неординарное.

Не знаем какого размера должен быть шрифт

Размер текста в вебе не должен быть меньше 12 пикселей. Лучший выбор — в пределах 14–18 px для основного текста. Не слишком большой и в то же время удобочитаемый. Причем, если уж мы выбрали размер 16 px, он должен оставаться 16 px на всех страницах сайта и не скакать плюс-минус 1 px от блока к блоку. Относится это и к интерлиньяжу, он везде должен быть одинаков.

Размер шрифтов надо указывать целыми числами, не используя десятичныхдробей, например 16,28 px. И, конечно же, в фотошопе необходимо перевести pt в px. Для этого выбираете в меню: Редактирование — Установки — Основные. Далее — Единицы измерения и линейки. Меняете в выпадающих меню «Текст», «Линейки» пункты на пиксели. Жмете «OK».

Длина строки — разве это важно?

Длина строки не должна превышать 600 px. Это оптимальный размер для комфортного перемещения взгляда с одной строчки на другую. Очень широкую контентную часть тяжело читать — часто просто теряешь ту строчку, на которую собирался перейти после прочтения длинной предыдущей строки. Если все-таки необходимо растянуть текстовый блок на 1000 px и более по ширине, можно попробовать разбить текст на две или более колонок. Другой вариант — сделать межстрочное расстояние чуть больше обычного, чтобы визуально сильнее отделить строки друг от друга. Не забывайте разделять текст абзацами, это также поможет сделать его легко читаемым.

Интерлиньяж соответствует размеру шрифта

Расстояние между строками практически всегда должно быть больше размера шрифта. За исключением заголовков. Чтобы достигнуть баланса между текстом и «воздухом», сделайте межстрочное расстояние примерно в полтора раза больше высоты строчных букв. Или устанавливаем интерлиньяж, равный 150% размера шрифта. Например размер текста 14 px, тогда интрерлиньяж — 21 px. 14 / 2 = 7 + 14 = 21.

Выбираем любой понравившийся шрифт

O Lorem, lorem.

Совершенно естественно, что при разработке сайта почти никогда не используется тот контент, который там будет — зачастую, это контента ещё просто не существует. Поэтому дизайнеры (да и верстальщики тоже) используют «рыбу» — произвольный текст, который вписывается в контентные блоки. Это довольно удобно, особенно для дизайнеров, ведь теперь пресловутый «Lorem Ipsum. » можно вставить прямо из фотошопа (Меню: Текст — Вставить Lorem Ipsum). Но для русскоязычных сайтов делать это не рекомендуется — латиница не дает представления о том, как будет выглядеть текст, набранный кириллическим шрифтом. Поэтому генератор текстов вам в помощь.

Проверка дизайна на правильность проста: если зритель, не притрагиваясь к мыши, может угадать, где ссылка, а где нет, — перед нами хороший сайт. Поэтому необходимо заранее продумать, как будут выглядеть все ссылки на сайте. Допустим, все кликабельные элементы — одного цвета, например красные, а не кликабельные другого — черного. Тогда никто не будет путаться.

Часто встречается такое: заголовок выделен красным цветом (ведь надо его как-то выделить), дальше еще несколько очень важных фраз УТП синего цвета и все это вперемешку с обычным текстом черного цвета. В конце текста кнопочка, тоже красная. Понятно, что надо кликать на кнопку, но, оказывается, кликабельным был еще и текст, окрашенный в синий (он открывал дополнительную информацию). Но кто знал, кто знал…

Выравнивание

Есть текстовые блоки, которые очень часто выравниваются неправильно — это выравнивание по ширине, выравнивание посередине и выравнивание по правому краю. Во всех этих случаях читать текст неудобно, и визуально он выглядит непривлекательно. Выравнивание ВСЕГДА должно быть по левому краю. Даже если очень хочется сделать его по правому краю (просто потому что вам кажется — композиционно должно быть именно так) — это неправильно Исключением может быть одно или два коротких предложения, которые, скорее всего, являются подзаголовками для основного текста.

Контраст — это одно из основных средств выразительности в дизайне. Не нужно бояться больших форм и пустых пространств! Нарочито крупная типографика становится самостоятельным элементом, не требующим дополнительных графических средств оформления. Хороший пример контраста в цветах, формах и размерах всех объектов.

image

Хорошая типографика – это качество, которое человек, заходя на ваш сайт, не замечает, но чувствует.

Читайте также: