Какое соотношение сторон лучше для фото на смартфоне

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня, милые мои гламурные котятки, я расскажу вам о том, как правильно делать фоточки под Instagram-чик. Не спешите мне возражать, что мол, в этом вопросе вы уже Чиа-Хуа съели! Поверьте, мои ванильненькие, вы узнаете много нового для себя, если немного напряжётесь и таки прочитаете эту заметочку до конца.

Ну а если серьёзно, то большинство из фотографирующих на смартфон для дальнейшего выкладывания в Instagram даже и не задумываются об одном очень важном моменте. Они привычно щёлкают камерой смартфона, потом запускают приложение Instagram и долго сокрушаются на тему того, что картинка "не влезла" в квадратный формат кадра. И они даже не подозревают, что для максимально возможного охвата пространства (фотографы говорят об угле зрения объектива в этом случае), ПЕРЕД тем как сделать снимок в настройках камеры НУЖНО выбрать формат кадра "Квадрат 1:1".

Попробуйте и убедитесь сами: если вы пытаетесь выложить в Instagram фотографию из изначально широкоугольной фотографии с соотношением сторон 16:9 (как это установлено по умолчанию в камерах большинстве современных смартфонов), то в кадре окажется заметно меньший объём пространства, по сравнению с тем, когда вы сразу снимаете в формате 1:1. "Ну и чё?" - спросит меня недоверчивый пользователь самой социальной из всех фотосетей, недовольно оттопырив мизинчик. А то, что на большинстве современных смартфонов используются т.н. "широкоугольные" или "wide"-дисплеи, с соотношением сторон 16:9. Да и мониторы/телевизоры у всех сейчас с соотношением сторон 16:9. поэтому фотографии и видео с таким соотношением сторон наиболее популярны. И дефолтное, выбираемое по умолчанию разрешение камеры выставляется производителем таким, чтобы картинка с камеры максимально вписывалось в габариты дисплея и соответствовала этому "трендовому" формату. Да и в самом деле, черные поля по краям дисплея, которые неизбежно появятся в том случае, если выводить картинку формата 4:3 на экран 19:9, смотрятся очень уж некрасиво. Ну а каким же образом получается картинка 16:9 с матрицы 4:3? Не догадались сами? А вот так.



Фактически, довольно значимая часть изображения банально выбрасывается в угоду тому, чтобы на экране не было черных полей. Ну ладно, отрезали, так отрезали. Но ведь дальше мы, пытаясь выложить фотографию в Instagram, снова отрезаем от кадра большие куски, получая в остатке совсем уж куцую картинку!



А вот если вы сразу фотографируете, выбрав формат кадра 1:1, то в вашей фотографии изначально оказывается гораздо больше информации из исходного изображения с матрицы камеры. Да, при этом тоже выкидывается часть кадра, но результат всё равно гораздо лучше, чем в первом случае.


Если сравнивать два результата, то во втором случае вы как бы снимали более широкоугольным объективом. На практике это означает, что вы можете стоять ближе к фотографируемому зданию или держать камеру ближе к снимаемому предмету.



Теперь понятно, креативные вы мои, почему так важно выставить правильный формат кадра именно ДО съёмки?

Дотошный и сообразительный читатель может спросить: "А, может, лучше сразу выставить в настройках камеры формат кадра 4:3, раз уж он соответствует размеру мартицы, и не парясь, снимать в этом формате всё, откладывая кадрирование на потом?" Да, такой вариант подойдёт, и его можно использовать для тех случаев, когда вы не знаете заранее, куда именно потом будете выкладывать свою фотографию. Но в случае с Instagram есть риск, что снимая в формате 4:3 вы непроизвольно скомпонуете кадр именно под этот формат, и в дальнейшем, при попытке кадрирования до 1:1, может выясниться, что обрезаются сюжетно важные детали кадра - как говорят, фотка "не влезает в квадрат". Поэтому я всё же рекомендую в том случае, когда вы заранее знаете, что кадр будет выложен именно в Instagram, сразу выставлять формат кадра именно 1:1.

Интересным развлечением может стать тщательное изучение матрицы в вашем смартфоне, если данные из разных пунктов меню (или из свойств файлов фотографий) собрать в одну таблицу, чтобы наглядно сравнить "в мегапикселях" разные форматы кадра. По тому разрешению, в котором количество пикселей будет максимально, можно понять, какая же именно матрица установлена в данной камере - 4:3 или 3:2. Здесь для примера приведены данные для камеры CANON G12. Производителем заявлено разрешение матрицы 10 мекапикслей. Как видно из расчётов, маркетологи компании привирают буквально на 2%, что вполне простительно. И особенно наглядно в этой таблице видно, что если вырезать "квадрат" из кадра 16:9, то его объём в мегапикселях будет практически в 2 раза меньше, чем если бы сразу снимать в формате 1:1 (42% от исходного кадра против 75%).
Формат H (pix) V (pix) Объём (МП) %
4:3 3648 2736 9,98 100%
16:9 3648 2048 7,47 75%
3:2 3648 2432 8,87 89%
1:1 2736 2736 7,49 75%
4:5 2192 2736 6,00 60%
1:1 из 16:9 2048 2048 4,19 42%

And one more thing. ;) Гм. Я вижу, ты не удовлетворён моим ответом, мой любознательный ценитель прекрасных и живописных фотографий еды. Ну, хорошо. Тогда я буду говорить прямо. Приложение Instagram с камерой твоего смартфона работает не напрямую, а через некое стандартизованное API в операционной системе. Знаешь, что такое "API"? Не знаешь? Да тебе и не нужно это знать. Тебе нужно знать, что "стандартизованное" - это значит "поддерживающее только стандартные функции камеры". Иными словами, фотографируя через саму программу Instagram, ты оказываешь лишённым всех тех прелестей, которыми производитель заботливо оснащал камеру в твоём смартфоне: режимом HRD, мультиэкспозицией, экспокоррекцией, режимом фокусировки "Макросъёмка" и прочея, и прочея. Фотографируя через приложение, ты лишаешься многих удобных и полезных возможностей, которые весьма пригодятся для получения действительно качественного снимка, которому потом уже не нужны будут всякие инста-фильтры, вызывающие у нормальных фотографов только рвотный рефлекс. (ой, я действительно сказал это вслух?)

Короче! Гламурненькие мои! Слушаем меня сюда и запоминаем простое правило! Если собираешься запилить себяшечку для инсты перед зеркальцем, не забывай выбрать нужный пунктик на своём смартфончике! "Квадратик 1:1" - это клёво! Широкий угол 16:9 - это фу! Но если ты совсем нищебро, и твой смартфончик не имеет режима 1:1, то выбери хотя бы 4:3, чтобы не выглядеть совсем уж лошарой. И вааще нетрендово - пользоваться камерой самого инстаграмчика! Фу быть незнайкой и вчерашечкой!

Давайте подробно рассмотрим соотношения сторон фото вместе с профессиональным фотографом Назимом Мансуровым и выясним, что нужно знать каждому обо всем этом.

Понимание соотношения сторон в фотографии

Многие современные смартфоны имеют нативное соотношение сторон 4:3 на получаемых изображениях. Изображение снято на iPhone X @ 4mm, ISO 40, 1/15, f/1.8

Что такое соотношение сторон?

В фотографии соотношение сторон представляет из себя соотношение между шириной и высотой изображения.

Понимание соотношения сторон в фотографии

Общие пропорции в фотографии

Соотношение сторон часто определяется форм-фактором датчика пленки/изображения камеры, который практически всегда является прямоугольным. Наиболее распространенные пропорции современных сенсоров цифровых камер - 3:2 и 4:3. Все современные полнокадровые и зеркальные фотокамеры APS-C имеют сенсоры с соотношением сторон 3:2, тогда как 4:3 - популярный выбор среди смартфонов, Micro Four Thirds и некоторых производителей камер среднего формата.

Понимание соотношения сторон в фотографии

Некоторые камеры позволяют выбирать различные соотношения сторон в меню камеры, предоставляя опции обрезки, отличные от оригинального датчика изображения.

Когда соотношение сторон выражается двумя числами, разделенными двоеточием, первое число обычно относится к горизонтальной стороне изображения, а второе число - к вертикальной. Например, 3:2 обозначает горизонтальное изображение, полученное в альбомной ориентации. А 2:3 будет считаться вертикальным изображением, полученным в портретной. Когда соотношение сторон выражается в десятичных числах, таких как 1,50 или 1,50:1, оно игнорирует ориентацию изображения.

Почему соотношение сторон важно

Понимание соотношения сторон в фотографии

CMOS-датчики Nikon имеют соотношение сторон 3:2

Понимание основ соотношения сторон очень важно, потому что это влияет на окончательное изображение. Это может быть особенно важно во время физического захвата фотографии. Например, если вы снимаете изображение с помощью камеры с его собственным соотношением сторон 4:3 и втискиваете свой объект или важные элементы сцены в края кадра, вы не сможете обрезать изображение с более широкими пропорциями. Посмотрите на следующее изображение.

Как вы можете видеть, изображение было получено в 4:3, и фотограф едва смог втиснуть здание, а также структуру переднего плана в кадр. Хотя в конце этого конкретного снимка это сработало, просто нет возможности обрезать изображение, чтобы оно соответствовало любым другим форматным соотношениям, без обрезания в здание или элемент переднего плана.

То же самое касается выбора чрезвычайно широких форматов изображения, когда камера обрезает верх и низ кадра, как на фото ниже:

Понимание соотношения сторон в фотографии

Это изображение было получено в формате 16:9 Каппадокия, Турция. Снято с помощью DJI Mavic Pro @ 10,26 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6

Когда Назим использовал беспилотник DJI Mavic Pro в Каппадокии, Турция, он забыл, что настроил камеру для съемки изображений в формате 16:9, поэтому получил кучу широких изображений, подобных фото, которое вы видите выше. К сожалению, поскольку верхняя и нижняя части изображения были обрезаны (даже при съемке в формате RAW), пришлось немного обрезать края изображения, чтобы получить 3:2 или 4:3. Посмотрите на то, что изменение этих пропорций сделает с изображением выше.

Понимание соотношения сторон в фотографии

То же изображение, показывающее, что происходит во время кадрирования с соотношением сторон 3:2 и 4:3

Как вы видите 4:3 - определенно неудачный вариант, поскольку он врезается в элементы переднего плана. Если бы фотограф запечатлел это изображение в его нативном формате 4:3 для начала, он мог бы избежать этой проблемы.

Вот почему очень важно обращать внимание на пропорции при составлении композиции и кадрировании снимков - всегда обеспечивайте достаточное «пространство для дыхания» вокруг объекта съемки, если ваша конечная цель состоит в том, чтобы позже было больше вариантов кадрирования.

Нативное соотношение против выбора в камере

Соотношение сторон часто определяется датчиком изображения камеры, которое является «родным» для нее. Однако некоторые камеры предоставляют фотографам возможность выбирать разные пропорции.

Понимание соотношения сторон в фотографии
Понимание соотношения сторон в фотографии

Например, Nikon Z7 позволяет выбирать между следующим:

  • FX (36×24)
  • DX (24×16)
  • 5:4 (30×24)
  • 1:1 (24×24)
  • 16:9 (36×20)

Обратите внимание, что первые два параметра имеют формат 3:2 (FX 36×24 и DX 24×16), поскольку это нативное соотношение сторон сенсора на этой камере (второй вариант предназначен для обрезки центральной части изображения для моделирования датчиков камеры Nikon APS-C/DX). Все остальные параметры, такие как 5:4, 1:1 и 16:9, не являются встроенными, что означает, что выбор любого из них приведет к обрезке части изображения.

Понимание соотношения сторон в фотографии

Собор Святой Софии, запечатленный в оригинальном соотношении сторон камеры 3:2 NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f/4 S @ 70 мм, ISO 64, 1/6, f/5,6

Хотя это уменьшает разрешение изображения и размер файла, часто не стоит переключаться на невстроенные пропорции. Прежде всего, вы выбрасываете пиксели, которые никогда не сможете вернуть. Если вы обрежете изображение и решите вернуться и изменить его на другое соотношение сторон, вам придется либо повторно сделать снимок, либо потенциально потерять разрешение из-за дополнительного кадрирования. Если вы снимаете в исходном соотношении сторон, у вас будет возможность изменить его на этапе последующей обработки с минимальной потерей разрешения.

Почему кто-то может захотеть изменить исходное соотношение сторон? Первая причина связана с кадрированием - если вы хотите предотвратить случайную обрезку объекта, то может быть полезно переключиться на соотношение сторон, которое вы будете использовать для отображения или печати изображения. Вторая причина связана с буфером камеры и скоростью непрерывной съемки - некоторые камеры могут снимать дольше из-за хранения меньших файлов в буфере.

Понимание соотношения сторон в фотографии

Полное солнечное затмение, снято в формате 4:3 Fujifilm GFX 50S + GF23mmF4 R LM WR @ 23 мм, ISO 100, 10 сек, f/11,0

Если вы хотите максимизировать разрешение изображений, всегда снимайте в исходном соотношении сторон датчика камеры. Однако если у вас есть особые требования (например, ваш клиент просит, чтобы вы производили изображения с определенным соотношением сторон), то кадрирование в камере будет более безопасным вариантом с точки зрения композиции.

Наиболее распространенные пропорции

Ниже приведены наиболее распространенные пропорции

  • 1:1 (1,00) - Некоторые пленочные камеры среднего формата предлагают соотношение сторон 1:1. Тем не менее, ни одна из современных цифровых камер не имеет квадратных датчиков, и только некоторые камеры предлагают 1:1 в качестве опции в меню. Instagram сделал популярным 1:1, изначально применяя его к каждой фотографии, но платформа была изменена для соответствия различным форматам изображения. 1:1 является относительно распространенным для печати квадратных изображений.
  • 5:4 (1,25). Соотношение сторон 5:4 довольно распространено в пленочных камерах большого и среднего формата, а также при печати изображений размером 8 ″ x10 ″ и 16 ″ x20 ″.
  • 3:2 (1,50). Большинство зеркальных, беззеркальных и компактных камер имеют сенсоры 3:2, независимо от их размера. Соотношение сторон 3:2 было популяризировано 35-мм пленкой, и сегодня оно является наиболее распространенным в фотографии.
  • 4:3 (1,33) - средний формат, Micro Four Thirds, большинство смартфонов и некоторые камеры типа «наведи и снимай» имеют сенсоры 4:3.
  • 16:9 (1,78) - самый распространенный формат видео сегодня. Не распространенный формат в фотографии, но некоторые камеры предоставляют его в качестве опции кадрирования.
  • 3:1 (3,0) - обычно используется для панорамных снимков.

Панорама Дед-Хорс-Поинт в штате Юта с примерным соотношением сторон 3:1 Hasselblad X1D @ 45 мм, ISO 100, 1/125, f/5,6

Видеоканал Фотогора

16/9 - это простая программная обрезка.
нае___с типа цифрового зума.
матрица то 4/3.
смысл терять часть?
хотя в телефоне и планшете только какие бумажки и подобное только снимаю.

не «на», а «к», и не формат это, а соотношение сторон, и правильно Лебедев говорит, 16:9 у́же чем 4:3, только и всего

киношники снимают 16/9, чтобы экономить дорогую пленку, (делают кадр уже), по этому фильмы обычно снимают в этом формате.

для цифровой камеры лучше снимать на 4/3, если что - всегда можно обрезать лишнее.

16:9 или 4:3 на качество не влияет. Если вы фотки смотрите на телевизоре, если у вас монитор компа или ноута 16:9 и вы фотки смотрите только на экране, то и снимайте с таким соотношением сторон, НО (!) если вы печатаете фото, то лучше 4:3. и в портретной ориентации (камера в вертикальном положении), то тоже снимаем 4:3.
ЗЫ. Я всегда снимаю 4:3, если очень надо, то обрежу лишнее, и там где нужно мне, а не где пожелает программа.


у меня nokia 2110 .Он фото не снимает

Действительно, очень интересно, как ты снял свой телефон.
Судя по разрешению и качеству - на какой-то телефон.

4:3, конечно. Потому что матрица в смартфонах стоит именно 4:3, а при съёмке 16:9 кадр просто подрезается сверху и снизу.

4:3 - использование всей площади матрицы, 16 на 9 программно обрезано, то же самое если поставить пальцы перед объективом сверху и снизу. Снимать на 4:3, всегда можно обрезать 16 на 9 или как угодно. 16 на 9 не используется вся матрица и теряется информация.

Если при съемке выбрано соотношение сторон 16:9 и не используется вся площадь матрицы то для чего тогда программно подрезать? Ведь если как вы говорите задействована не вся площадь то фотография должна на выходе уже быть 16:9 и подрезать незачем. Может все таки при съемке с соотношением сторон 16:9 используется вся площадь матрицы и в этом случае есть смыл программного обрезания.

Для того, чтобы быть хорошим фотографом, мало качественного оборудования. Нужно ещё уметь им пользоваться. Это же касается и камер на смартфонах.

В статье мы поделимся советами, которые помогут вам получить максимум от камеры вашего смартфона.


Настройки камеры

Для начала можно порекомендовать проверить настройки камеры. Не просто параметры фото, а настройки самого приложения. Заводские установки могут быть не самыми оптимальными: например, может быть установлено не самое высокое разрешение, чтобы достичь более хорошего цифрового зума.

Также желательно настроить соотношение сторон, чтобы получить полноэкранное изображение. Для некоторых экранов подходит формат 4:3, для других может быть оптимальным формат 16:9.


Очистка объектива

Да, вот такой банальный, но эффективный совет. Убедитесь, что объектив камеры не содержит пыли, грязи и отпечатков пальцев. Для очистки лучше использовать чистую ткань из микрофибры или салфетки для очков.

Параметры фотографии

В приложении камеры есть параметры фото, значения которых могут меняться для каждой конкретной сцены. Правильная их настройка позволяет делать более хорошие фото. Ниже мы рассмотрим это подробнее.

Экспозиция. Длительная экспозиция используется для улучшения освещения на фото. Однако, это эффективно только тогда, когда объект не находится в движении. Хотя, иногда это также используется для получения эффекта световых полос при съёмке ночного города.

ISO. Следующий параметр – это значение ISO. Оно определяет светочувствительность. При более высоком значении ISO вы можете сократить длительность экспозиции и получить более чёткие снимки. В тёмных условиях съёмки вам может потребоваться высокое значение ISO и длительная экспозиция.

Так почему бы не снимать всегда с высоким значением ISO? Причина проста: высокое значение ISO создаёт шум в изображении. Хотя, значение, при котором появляется шум, может быть разным на разных смартфонах и может достигать 400 или 800, но для большинства ситуаций подходят значения не более 200.


Ручная установка фокуса

Для получения успешного изображения многое зависит от правильного фокуса. Автофокус обычно полезен, но он тоже допускает ошибки. Да и иногда автофокус не может угадать, что именно мы хотим выделить на фото.

Здесь всё просто – коснитесь экрана в том месте, где находится объект, на котором вы хотите сфокусировать камеру.

Больше снимков

Если вы сделали только один снимок какого-либо интересного события или объекта – это может быть ошибкой. Это фото может оказаться испорченным каким-то объектом в кадре или просто неправильно сфокусированным. А других у вас просто нет, среди которых вы могли бы выбрать более качественное.

Во многих смартфонах присутствует функция съёмки сериями. После активации этой функции достаточно нажать или зажать кнопку фото, чтобы быстро сделать сразу несколько снимков.

Устойчивость

Здесь всё просто – при подвижности камеры фотографии получаются нечёткими, особенно в условиях недостаточной освещённости. Для стабилизации можно использовать штатив или держать смартфон двумя руками, а не одной.

Тема и перспектива

Хорошее фото – это не только чёткость и хорошо настроенная светочувствительность. Это ещё и сцена, расположение объектов в кадре и вообще их уместность.

«Правило третей»

«Правило третей» – это упрощённая реализация «золотого сечения». Если вы включите сетку в настройках камеры, то заметите, что она делит кадр на 9 частей четырьмя линиями. Так вот, объект лучше помещать в одну из 4-х точек пересечения или вдоль линии. В случае с пейзажными снимками по одной из линий рекомендуется выставлять горизонт.


Прямой горизонт

Этот совет связан с предыдущим, и здесь вы также можете использовать сетку. При взгляде вдаль горизонт является доминирующей линией, поэтому убедитесь, что он действительно прямой.


Правила пространства

Для полноты композиции следует правильно давать объектам пространство. Например, если взгляд человека при портретной съёмке устремлён вдаль, то рекомендуется захватить и немного пространства с этой стороны. Это же касается и объектов в движении – можно включить в кадр пространство, в направлении которого движется объект.


Передний план

Фото сверху

При съёмке селфи или портретов лучше держать телефон немного выше, заставляя человека приподнять лицо в сторону объектива. Это позволяет избежать эффекта двойного подбородка и других нежелательных контуров. Но не переборщите с задиранием смартфона, иначе рост человека на фото может казаться меньше, чем есть на самом деле.


Нужное время суток

Если вы планируете фотографию заранее, то вам следует учитывать, что утренние и вечерние часы часто предлагают гораздо более интересные условия освещения, чем полдень. А ночь – это вообще отдельная тема.

Игра с перспективой

Фотография не всегда должна быть прямой, и иногда можно выйти за рамки советов относительно фото. Попробуйте другой угол, сфотографируйте сверху или снизу, измените ракурс или расположение объектов в кадре. Иногда такие эксперименты приносят неожиданно хороший результат.


Панорама

Режим панорамы позволяет получить более широкую сцену, чем на обычном фото. Эта функция есть, наверное, во всех современных смартфонах, а если нет – можно использовать сторонние приложения из Google Play.


Освещение

Свет играет важную роль при создании фото. Он может как помочь, так и помешать сделать качественное изображение. Например, не рекомендуется, чтобы солнце светило фронтально на камеру, но если стать спиной к свету не получается – вспышка иногда может выровнять экспозицию.

Использование вспышки

Кстати о вспышке. Рекомендуется использовать её только тогда, когда это действительно целесообразно. Вспышка может испортить качество цветов и засветить передний план, полностью затмив фон.


Подойти ближе вместо зума

Цифровой зум на смартфоне может сэкономить вам несколько шагов, но испортить качество изображения. У оптического зума такой проблемы нет, но мы же говорим о смартфонах. Так что лучше не полениться и подойти ближе к объекту съёмки.


Эффективная пост-обработка

После того, как только снимки будут сделаны, их можно улучшить с помощью специальных программ. Исправление подразумевает исправление цвета, обрезку, добавление фильтров и эффектов.

Если у вас есть другие советы относительно фотографирования на смартфон – можете поделиться ими в комментариях!

Современный смартфон заменяет одним махом целую кучу вещей. Это и средство бесконтактной оплаты покупок, и GPS-навигатор, и аудио/видеоплеер, и неплохой фотоаппарат. Именно так — хороший «мобильник» среднего класса и выше фотографирует уж точно не хуже какой-нибудь компактной камеры. А ежели следовать нашим советам, снимкам на смартфон позавидует даже обладатель «взрослого» фотоаппарата со сменной оптикой.


Прежде чем раздавать советы по фотосъемке на мобильный телефон, рекомендуем к прочтению обзорный материал «Камера в смартфоне: все важные особенности и характеристики встроенных объективов».

Итак, начнем с малого.

1. Протирайте перед съемкой объектив

При извлечении смартфона из кармана джинсов или отделения женской сумочки пальцы так и норовят оставить следы на передней линзе объектива камеры. Сколько же потенциальных шедевров было из-за этого отправлено на свалку. Фотографии через грязное стекло являются мутными и нерезкими, да и фокус из-за этого частенько мажет. Достаточно протереть камеру мягкой тканью и проблема сводится на нет. Наилучшим образом для ухода за передней линзой объектива подходят тряпочки из микрофибры (в т.ч. используемые для чистки очков).

2. Снимайте горизонтально

За редкими исключениями старайтесь делать фотоснимки, держа смартфон в альбомной ориентации. Во-первых, такой материал гораздо сподручнее просматривать на экране телевизора или монитора (без широченных пустых полос по бокам кадра). А во-вторых, горизонтальные фотографии более близки по духу человеческому зрению.

Вертикальную компоновку кадра принято использовать в портретном жанре фотографии, также ее популяризуют соцсети (к примеру, сторис в Фейсбук или Инстаграм).

3. Учитывайте особенности освещения

Достаточное количество света — как минимум половина успеха на пути к получению красивых художественных фотографий. Гарантом хорошего результата выступает съемка спиной к солнцу. Но и в контровом свете («в лоб» источнику освещения) можно при должной сноровке сделать эффектные кадры (например, силует модели).


Снимки в контровом освещении (против источника света) подкупают особым шармом.

В помещении лучше всего полагаться на естественное освещение из окна. Искусственные источники света чаще всего не способны обеспечить достаточной освещенности, из-за чего на фотографии появляются артефакты в виде шумов и потери детализации кадра. Также не переусердствуйте с помощью встроенной вспышки — жесткий свет от нее рисует некрасивые блики и чересчур сильно затемняет задний план. Применение «пыхи» оправдано при надобности сделать важный кадр в темноте и в некоторых портретных сюжетах.

Наиболее мягкие переходы между объектами в кадре можно получить при фотосъемке в «режимное время». Это небольшие отрезки в преддверии рассветов или закатов и сразу после них.


Самые «вкусные» и сочные фотографии получаются при съемке в «режимное время».

Понятие «режимного времени» пришло из «взрослой» фотографии — истинные гуру своего дела любят такой свет за однородную яркость неба и объектов на снимке.

4. Правильно компонуйте кадр

При построении кадра необходимо руководствоваться несколькими важными критериями. Первый из них — это правило третей. Согласно ему, кадр делится воображаемыми линиями по горизонтали и вертикали на трети. Главные композиционные детали находятся в точках пересечений линий. Человеческому глазу легче сфокусироваться на одной из точек пересечения, нежели по центру снимка. Включить виртуальную сетку можно в настройках камеры любого смартфона.


Виртуальные линии третей на экране смартфона помогут правильно скомпоновать кадр.

Не менее веский аспект — правильное кадрирование фотографии. Если в прицел объектива камеры попала архитектура, постарайтесь поместить на снимок сооружение целиком. Старайтесь не обрезать в кадре людей, предметы из окружающей обстановки и важные объекты. Понимание основ композиции — серьезный шаг на пути к успешным снимкам в жанре мобильной фотографии.

5. Крепко держите смартфон в руках

Во время съемки крепко держите смартфон в руках, дабы избежать смаза фотографии. В особенности камеры на борту «мобильников» грешат этим в условиях недостаточной освещенности. В смартфонах флагманского звена избежать смаза помогают системы оптической стабилизации изображения. Модели попроще пользуются услугами менее эффективных цифровых стабов.


Оптический стаб компенсирует небольшие смещения камеры и содействует получению плавного видеоряда без рывков и подрагиваний картинки.

При недостаточной крепости рук и съемке, к примеру, ночных пейзажей на выручку фотографу приходят мини-штативы. Также можно проявить смекалку в вопросе крепкой фиксации смартфона, используя подручные средства: гаджет можно опереть на камень, прислонить к стене, расположить на столе и т.п.

6. Используйте ручные настройки фотосъемки

Гибкость настроек съемочного процесса у мобильных телефонов сделала большой шаг вперед. В меню камеры многих смартфонов можно изменять выдержку, значение ISO, подстраивать баланс белого и корректировать экспозицию. Что это и с чем его «едят»? Давайте вкратце разберемся.

Говоря простыми словами, выдержка — это скорость, с которой камера ловит момент снимка. Короткая выдержка позволяет сделать четкое фото быстродвижущегося объекта, длинная — фиксирует на фотографии изменения за определенный отрезок времени. Динамичные сюжеты при достаточно хорошей внешней освещенности принято снимать на выдержках 1/500 с и выше, а ночные снимки — на длинных выдержках до 30 с.

Чем короче выдержка, тем меньше света успевает попасть на матрицу камеры. А значит при плохом освещении может потребоваться поднятие порога светочувствительности ISO. Чрезмерно задирать планку ISO не рекомендуется во избежание появления на снимке шумов. При дневном освещении устанавливайте минимальный порог светочувствительности, в пасмурную погоду — 200-400 единиц, при съемке в помещении — 400-800 единиц.

Баланс белого определяет правильность отображения цветов в зависимости от освещенности. В разделе ручных настроек фотосъемки ББ чаще всего представлен в виде предустановок для солнечной и пасмурной погоды, флюоресцентного освещения и света от лампы накаливания.


В меню установки баланса белого обычно предусмотрено несколько пресетов под различные условия освещения.

Наконец, правильная экспозиция — это комбинация выдержки, диафрагмы объектива и ISO, при которой фотография получается «что нужно» (не темной и не пересвеченной). В ряде случаев автоматика камеры допускает промахи и кадры получаются пересвеченными или с заваленными тенями. Сделайте небольшую поправочку экспозиции и снимок будет «в шоколаде».

7. Пользуйтесь «улучшайзерами» на основе алгоритмов ИИ и режима HDR

Искусственный интеллект на страже улучшения снимков — новое слово в мобильной фотографии. Алгоритмы ИИ распознают съемочные сюжеты и автоматически «докручивают» под них настройки. В итоге трава на пейзажных снимках выглядит зеленее, небо — более голубым, а лица людей в портретном жанре фотографии — более красивыми.

В сценах со сложными перепадами освещения глотком свежего воздуха выступает режим HDR. Расширение динамического диапазона позволяет высветлить чересчур темные участки и затенить слишком светлые, обеспечив таким образом качественную детализацию по всему полю изображения. Главное, не переборщить с эффектом HDR.

Читайте также: