Какой язык программирования называют мнемокодом или автокадом

Обновлено: 07.07.2024

Современный человек окружен морем числовых последовательностей, многие из которых должны держаться в памяти из-за большой востребованости — различные номера телефонов, PIN-коды, цифровые пароли.

Существующая наука о запоминании — мнемоника предлагает достаточно элегантный метод запоминания: ряду десятичных цифр присваиваются значения согласных букв, для запоминания числа достаточно будет запомнить слово (или словосочетание), в котором порядок согласных соответствует порядку следования цифр в числе.

Приведу цифровой ряд для запоминания цифр от 0 до 9: НоЛь — Раз — Два — Три — Четыре — Пять — Шесть — Семь — Восемь — Много.

Запоминаем числа с dig.by

Кажущаяся простота метода натыкается на то, что для кодирования большого количества чисел используется малое количество элементов — 10, и они будут путаться в голове, создавая «кашу» вместо стройной последовательности цифр.

Выход находится в использовании для запоминания образов двузначных чисел — возросшая на порядок сложность окупается хорошей запоминаемостью больших чисел.

Пять лет назад я использовал этот метод для запоминания PIN-кода к моей зарплатной пластиковой карте. У карты уже давно истек срок действия и она была заменена на новую, однако PIN-код до сих пор сидит у меня в голове.

Сила образов достаточна сильна: едущий танк Т-34, подрывающийся на мине — таким образом отложился у меня код 3495 у меня в голове. Почему 34 запомнилось в виде танка — это конечно понятно любому, воспитанному на советских фильмах о войне мужчине. С цифрой 95 у меня связаны воспоминания о Windows 95 и лозунге «Windows Must Die», высвечивающимся при загрузке моего компьютера в студенческие годы.

Вот таким образом безвременная кончина гордости советского танкостроения оказалась связана с безмерно любимой пользователями Windows и до сих пор вспоминается всвязи с любой увиденной картой Visa.

Самая большая проблема для обычных людей — у них нет времени и сил для запоминания, как минимум 100 образов двузначных чисел, что необходимо для плодотворного использования метода.

В помощь тем, кто хочет надежно запомнить какое-либо число, и не напрягаться с составлением таблицы образов двузначных чисел, я недавно запустил проект Мнемокод — помощь в запоминании чисел на сайте dig.by.

Проект представляет собой он-лайн книгу мнемокодов для двузначных чисел. Посетитель может выбрать образы для запоминания нужного ему числа — дня рождения, PIN-кода, номера телефона. В настоящий момент есть буквенная таблица кодов, построенная на базе модифицированной таблицы Олега Степанова, к 15% двузначных чисел есть изображение, иллюстрирующее мнемокод.

Проект только начал развиваться и вы можете оказать большое влияние на судьбу «Мнемокода».

Совершенно верно. Надо не языки рассматривать, а технологии. В связи с технологиями, возможно, среды разработки, наличие библиотек, API Автокада и операционной системы. А язык - дело десятое.

Фактически все прогнозы сводятся к "исчезнет ли LISP", потому что иных языков может еще и много новых появиться. Теоретически, потому что практически Autodesk в сегодняшнем состоянии полностью поддакивает только Microsoft.

А какая роль LISP в AutoCAD? Если даже не рассматривать преимущества LISP как функционального языка, то в AutoCAD у него основное назначение - прямой интерфейс с системой. Через командную строку, через файлы, через меню. Здесь можно просто вводить LISP-выражения, которые интерпретируются и выполняются.

У LISP в AutoCAD примерно такая же роль, как у SQL в мире баз данных. Конечным пользователям БД SQL не нужен - им хватает "кнопок", но разработчикам без SQL не обойтись. Конечным пользователям AutoCAD LISP не нужен - им хватает "кнопок", но разработчикам без LISP не обойтись. Даже если они используют какую-то другую среду - а как встроить в AutoCAD свою дополнительную "команду"? Только "именованными командами" никак не обойтись.

Каждая приличная система имеет и свой внутренний язык программирования. И какую-то возможность для прямого ввода выражений и их немедленного исполнения.

В мире СУБД - это окно ввода SQL-выражений, дающее потрясающие возможности. Потому что SQL - интерпретатор. Вот в MS Access не такого окна, а только "кнопки" и это делает её СУБД "для блондинок" (так и задумано).

В ГИС Mapinfo есть окно Mapbasic - и это дает возможность неограниченного расширения системы по вкусу. Потому что Mapbasic - интерпретатор.

А у AutoCAD есть командная строка (не окно) в которую наилучшим образом вписывается именно LISP (от скобки до скобки). Туда не введешь "команды" на C++, да и нет таких.

LISP кажется заброшенным. А его и не надо "улучшать", например до уровня Common LISP. Именно простой диалект LISP, в отличие от других систем, дал возможность "простым инженерам", делать программы "под себя". Для этого нужен только текстовый редактор. Не нужны дополнительные среды разработки, компилирование и прочие "прелести". Главный недостаток - устаревший DCL. Приципиально ничего не мешает расширить DCL, а ещё лучше - дать возможность описывать интерфейс на XAML. Да еще бы обращение к функциям обычных, не COM dll.

Прогнозируя будущее, всегда надо вспоминать историю - а что было.

Большинство и не знает, что когда-то AutoCAD уже работал на 11 (!) ОС. Теперь - только Windows.
ARX-приложения можно было писать на любых языках и компилировать в любой среде. Теперь - только от MS. Объективных причин для этого нет.
Думаете Microsoft позволит своему вассалу "сбежать" на другую операционную систему? Да только если сама MS вздумает совершить агрессию.

Язык ассемблера (автокод) — язык программирования низкого уровня. В отличие от языка машинных кодов, позволяет использовать более удобные для человека мнемонические (символьные) обозначения команд. При этом для перевода с языка ассемблера в понимаемый процессором машинный код требуется специальная программа, называемая ассемблером.

Содержание

Содержание языка

Команды языка ассемблера один к одному соответствуют командам процессора, фактически, они представляют собой более удобную для человека символьную форму записи (мнемокод) команд и их аргументов.

Кроме того, язык ассемблера обеспечивает использование символических меток вместо адресов ячеек памяти, которые при ассемблировании заменяются на автоматически рассчитываемые абсолютные или относительные адреса, а также так называемых директив (команд, не переводящихся в процессорные инструкции, а выполняемых самим ассемблером).

Директивы ассемблера позволяют, в частности, включать блоки данных, задать ассемблирование фрагмента программы по условию, задать значения меток, использовать макроопределения с параметрами.

Каждая модель (или семейство) процессоров имеет свой набор команд и соответствующий ему язык ассемблера.

Существуют ЭВМ, реализующие в качестве машинного язык программирования высокого уровня (Forth, Lisp, Эль-76), фактически в них он является «ассемблером».

Достоинства и недостатки

Достоинства языка ассемблера

  • Искусный программист, как правило, способен написать более эффективную программу на ассемблере, чем те, что генерируются трансляторами с языков программирования высокого уровня, то есть для программ на ассемблере характерно использование меньшего количества команд и обращений в память, что позволяет увеличить скорость и уменьшить размер программы.
  • Обеспечение максимального использования специфических возможностей конкретной платформы, что также позволяет создавать более эффективные программы с меньшими затратами ресурсов.
  • При программировании на ассемблере возможен непосредственный доступ к аппаратуре, в том числе портам ввода-вывода, регистрам процессора, и др.

Недостатки языка ассемблера

  • В силу своей машинной ориентации («низкого» уровня) человеку по сравнению с языками программирования высокого уровня сложнее читать и понимать программу, она состоит из слишком «мелких» элементов — машинных команд, соответственно усложняются программирование и отладка, растет трудоемкость, велика вероятность внесения ошибок. В значительной степени возрастает сложность совместной разработки.
  • Как правило, меньшее количество доступных библиотек по сравнению с современными индустриальными языками программирования.
  • Отсутствует переносимость программ на ЭВМ с другой архитектурой и системой команд (кроме двоично совместимых).

Применение

Исторически можно рассматривать ассемблер как второе поколение языков программирования ЭВМ (если первым считать машинный код). Недостатки ассемблера, сложность разработки на нем больших программных комплексов привели к появлению языков третьего поколения — языков программирования высокого уровня (Фортран, Лисп, Кобол, Паскаль, Си и др.). Именно языки программирования высокого уровня и их наследники в основном используются в настоящее время в индустрии информационных технологий. Однако, языки ассемблера сохраняют свою нишу, обуславливаемую их уникальными преимуществами в части эффективности и возможности полного использования специфических средств конкретной платформы.

На ассемблере пишутся программы или фрагменты программ, для которых критически важны:

  • быстродействие (драйверы, игры);
  • объем используемой памяти (загрузочные сектора, встраиваемое (англ.embedded ) программное обеспечение, программы для микроконтроллеров и процессоров с ограниченными ресурсами, вирусы, программные защиты).

С использованием программирования на ассемблере производятся:

  • Оптимизация критичных к скорости участков программ написанных на языке высокого уровня, таком как C++. Это особенно актуально для видеоприставок, у которых фиксированная производительность, и для мультимедийных кодеков, которые стремятся делать менее ресурсоемкими и более популярными.
  • Создание операционных систем (ОС). ОС часто пишут на Си, языке, который специально был создан для написания одной из первых версий Unix. Аппаратно зависимые участки кода, такие, как загрузчик ОС, уровень абстрагирования от аппаратного обеспечения — KolibriOS, целиком написаны на ассемблере. При этом KolibriOS помещается на дискету и содержит графический многооконный интерфейс.
  • Программирование микроконтроллеров (МК) и других встраиваемых процессоров. По мнению профессора Танненбаума, как онтогенез повторяет филогенез, развитие МК повторяет историческое развитие компьютеров новейшего времени. [1] На сегодняшний день для программирования МК весьма часто применяют ассемблер. В МК приходится перемещать отдельные байты и биты между различными ячейками памяти. Программирование МК весьма важно, так как, по мнению Танненбаума, в машине и квартире современного цивилизованного человека в среднем содержится 50 микроконтроллеров. [2]
  • Создание драйверов. Некоторые участки драйверов, взаимодействующие с железом, программируют на ассемблере. Хотя в целом в настоящее время драйверы стараются писать на языках высокого уровня в связи с повышенными требованиями к надежности. Надежность для драйверов играет особую роль, поскольку в Windows NT и Linux драйверы работают в режиме ядра. Одна ошибка может привести к краху системы.
  • Создание антивирусов и других защитных программ.
  • Написание трансляторов языков программирования.

Нелегальная сфера деятельности

Программирование на языке ассемблера характерно также для нелегальных сфер деятельности в ИТ, в частности, с использованием ассемблера производятся:

  • Взлом программ. «Оригинал» ПО, копии которого продаются незаконно, если в нём использовались технические средства защиты авторских прав, вероятно, был взломан с помощью отладчика и знаний языка ассемблера. Это позволяет при помощи отладчика или дизассемблера найти внутри кода программы функцию, ответственную за ввод кода активации или прекращение работы демонстрационной версии программы. Взломщик может изменить исходный код программы при помощи специального редактора (1), либо создать генератор ключа (2). Первый способ более прост для конечного пользователя. Второй менее наказуем (УК РФ, ст. 272: до 2 лет). [3]
  • Создание вирусов и других вредоносных программ (УК РФ, ст. 273: до 3 лет, при тяжких последствиях до 7 лет).

Связывание программ на ассемблере с другими языками

Поскольку на ассемблере часто разрабатываются только фрагменты программ, их необходимо связывать с остальными частями программной системы, написанными на других языках.

Это достигается 2 основными способами:

  • На этапе компиляции — вставка в программу ассемблерных фрагментов (англ.inline assembler ) с помощью специальных директив языка (в частности, данный способ поддерживается языком программирования Си), в том числе написание процедур на языке ассемблера. Способ удобен для несложных преобразований данных, но полноценного ассемблерного кода, с данными и подпрограммами, включая подпрограммы с множеством входов и выходов, не поддерживаемых высокоуровневыми языками, с помощью него сделать нельзя.
  • На этапе компоновки, или раздельная компиляция. Для взаимодействия скомпонованных модулей достаточно, чтобы связующие функции (определённые в одних модулях и использующиеся в других) поддерживали нужные соглашения вызова (англ.calling conventions ) и типы данных. Написаны же отдельные модули могут быть на любых языках, в том числе и на ассемблере.

Синтаксис

Синтаксис языка ассемблера определяется системой команд конкретного процессора.

Набор команд

  • cbne — перейти, если не равно
  • dbnz — декрементировать, и если результат ненулевой, то перейти
  • cfsneq — сравнить, и если не равно, пропустить следующую команду

Инструкции

Типичный формат записи команд:

где опкод (код операции) — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.).

В качестве операндов могут выступать константы, адреса регистров, адреса в оперативной памяти и пр.. Различия между стандартами Intel и AT&T касаются, в основном, порядка перечисления операндов и их синтаксиса при различных методах адресации.

Используемые мнемоники обычно одинаковы для всех процессоров одной архитектуры или семейства архитектур (среди широко известных — мнемоники процессоров и контроллеров Motorola, ARM, x86). Они описываются в спецификации процессоров. Возможные исключения:

  • Если ассемблер использует кроссплатформенный AT&T-синтаксис (оригинальные мнемоники приводятся к синтаксису AT&T)
  • Если изначально существовало два стандарта записи мнемоник (система команд была наследована от процессора другого производителя).

Например, процессор Zilog Z80 наследовал систему команд Intel i8080, расширил ее и поменял мнемоники (и обозначения регистров) на свой лад. Процессоры Motorola Fireball наследовали систему команд Z80, несколько её урезав. Вместе с тем, Motorola официально вернулась к мнемоникам Intel. И в данный момент половина ассемблеров для Fireball работает с интеловскими мнемониками, а половина с мнемониками Zilog.

Директивы

Программа на ассемблере может содержать директивы: инструкции, не переводящиеся непосредственно в машинные команды, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого транслятора (порождая диалекты языков в пределах одного семейства архитектур). В качестве «джентельменского набора» директив можно выделить следующие:

  • определение данных (констант и переменных)
  • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла
  • задание режима работы компилятора
  • всевозможные абстракции (то есть элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации парадигмы процедурного программирования) до условных конструкций и циклов (для парадигмы структурного программирования)

Пример программы

Примеры программы Hello, world! для разных платформ и разных диалектов:


формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя - .

(В ответе я слова)

Вопрос 3

Сколько языков программирования придумано в настоящее время

  • более 1000
  • более 2000
  • более 1500
  • более 2500
Вопрос 4

Из каких знаков состоит машинный вид команды компьютера

  • 0 и 1
  • буквы латинского алфавита
  • буквы того алфавита, на котором говорит разработчик
  • точки и тире
Вопрос 5

Всё множество языков программирования можно разделить на две группы (уровни)

  • высокие и низкие
  • простые и сложные
  • устаревшие и современные
Вопрос 6

Какой язык программирования называют мнемокодом или автокодом

Вопрос 7

Большинство программистов пользуются для составления программ языками . уровня

  • высокого
  • низкого
  • доступного
  • простого
Вопрос 8

множество символов, используемых в языке называют.

Вопрос 9

Язык программирования названый так в честь великого французского математика XVII века, изобретателя первой в мире арифметической машины

Вопрос 10

Язык программирования был разработан по заказу Министерства обороны США и первоначально предназначался для решения задач управления космическими полётами.

Вопрос 11

Сегодня практически все основные операционные системы написаны с помощью этого языка

Вопрос 12

В основе этого языка лежат законы математической логики. Он пприменяется, в основном, при проведении исследований в области программной имитации деятельности мозга человека.

Вопрос 13

Какие языки программирования являютя языками высокого уровня:

  • ассемблер
  • паскаль
  • ада
  • кабол
  • фортран
  • алгол
  • лисп
  • бейсик
  • си
  • пролог
Вопрос 14

Какие языки программирования являютя языками низкого уровня:

  • ассемблер
  • паскаль
  • ада
  • кабол
  • фортран
  • алгол
  • лисп
  • бейсик
  • си
  • пролог
Вопрос 15

. - определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы

Читайте также: