Компьютерная грамотность педагога какие цифровые компетенции требуются современному учителю

Обновлено: 06.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духовникова И.Ю., Король А.М.

Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве . Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций , анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности . В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Духовникова И.Ю., Король А.М.

МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL TEACHING PERFORMANCE

The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies , analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ

1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;

2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;

1 2 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия

Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве. Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций, анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности. В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Ключевые слова: цифровые компетенции, успешная педагогическая деятельность, современное образовательное пространство, ИКТ-компетенции, школьный учитель.

DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL

1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;

2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;

1 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russia

The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies, analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.

Keywords: digital competencies, successful pedagogical activity, modern educational space, ICT competencies, school teacher.

В современном образовательном пространстве большую роль играет успешность преподавательской деятельности учителя, необходимая для достижения эффективности и продуктивности выполняемой работы при наличии у учителя соответствующих знаний, умений и навыков. Как отмечают Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева, сложность современной социально-политической деятельности привела к переоценке устоявшихся ценностей и принципиально новому подходу к профессиональной подготовке педагогов [2, C. 148].

Коллектив исследователей Белорусского государственного университета отмечает, что успешная педагогическая деятельность зависит от внешних и внутренних обстоятельств, к числу которых относится умение использовать мультимедийное сопровождение на уроках и другие средства для организации и проведения занятий [3].

Успешную преподавательскую деятельность педагога рассматривал в своих трудах В.И. Андреев, который оценивал конкурентные преимущества специалистов в области образования, выделяя главными критериями конкурентоспособности на рынке педагогического труда профессиональную компетентность и уровень полученных знаний [1].

Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и подразумевает под собой владение обобщенными характеристиками педагога, касающимися его профессиональной деятельности и не зависящими от личных качеств - компетенциями [4, C. 17]. Одной из основных компетенций в современном образовательном поле является обладание цифровыми технологиями.

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования и развития информационно-коммуникационных умений современного учителя в образовательной среде. Теме цифровых компетенций педагогов посвящены исследования А.А. Васильевой, Н.В. Гуреминой и Т.Д. Лавриненко, В.П. Игнатьева, Н.П. Табачук [6] и др. ученых. В работах современных исследователей отмечается, что электронное обучение как новая педагогическая среда требует от учителей новых навыков - цифровых компетенций.

Научной новизной данной работы является определение ключевых цифровых компетенций современных учителей, способствующих успешной педагогической деятельности. Целью работы является обобщение известных подходов к структуре цифровых компетенций и составление списка ключевых ИКТ-компетенций, влияющих на успешность педагогической деятельности.

Обратимся к структуре цифровых компетенций педагогов, рекомендованных ЮНЕСКО. Перечень компетенций состоит из трех модулей:

1. Применение ИКТ - подготовка обучающихся к использованию цифровых технологий для социального развития.

2. Освоение знаний - формирование у обучающихся способностей к социальному и экономическому развитию своей страны с использованием цифровых технологий.

3. Производство знаний - воспитание у обучающихся способностей к воспроизведению полученных знаний и участию в инновационных процессах.

Каждый из этих модулей включает в себя шесть аспектов работы: понимание роли цифровых компетенций в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [5].

Отметим, что классификация цифровых компетенций педагогов способствует развитию ИКТ-компетенций у обучающихся в процессе получения новых знаний, но не описывает средства, методы и способы успешной педагогической деятельности педагогических работников.

М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин отмечают, что цифровые компетенции учителей основаны на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики:

1. Умение использовать электронное обучение в педагогической практике.

2. Использование обучающих платформ для мобильного обучения.

3. Использование электронных книг и открытых образовательных платформ для подготовки к урокам.

4. Умение работать с цифровыми материалами и учебной платформой.

5. Использование онлайн-курсов для повышения квалификации по своему предмету [8].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи делают акцент на компетенциях общей цифровой педагогики, не концентрируя внимание на учителе как субъекте образовательной деятельности.

Исследователи Н.П. Ячина и О.Г.Г. Фернандез выделяют три главных цифровых компетенции, необходимые для преподавательской деятельности:

1. Преподаватель должен обладать способностью к ориентации в инструментальных средствах по созданию и применению образовательных ресурсов.

2. Преподаватель должен уметь различать основные цифровые образовательные ресурсы и уметь применять их на уроках в школе.

3. Умение проектировать учебное занятие с использованием цифровых образовательных технологий [7, С 136].

Классификация Н.П. Ячиной и О.Г.Г. Фернандез посвящена преподавателю как субъекту образовательной

деятельности. В ней отражена подготовка к занятиям на открытых образовательных ресурсах и работа с обучающимися, однако, здесь не отмечены платформы, направленные на повышение квалификации педагогических работников.

Нам удалось проанализировать известные современные структуры цифровых компетенций школьного учителя. Отметим, что в профессиональной деятельности учителям необходимо использовать в работе следующие концепции цифровой педагогики:

1) открытые образовательные ресурсы,

2) массовые открытые онлайн-курсы,

3) электронные учебники,

4) образовательные платформы,

5) электронные библиотеки,

6) облачные образовательные системы и Интернет-сервисы,

7) цифровую видеосвязь,

8) глобальные СМИ,

9) автоматизированные системы управления образовательной организацией,

10) электронные портфолио и личные электронные кабинеты обучающихся.

В соответствии с указанными компетенциями, мы выделили три ключевые цифровые компетенции, влияющие на успешность педагогической деятельности:

1. Использование ИКТ-платформ.

2. Умение работать в открытом образовательном пространстве (ведение электронных дневников, группы класса в социальных сетях, проведение уроков с использованием дистанционных образовательных технологий и ИКТ-платформ).

3. Использование цифровых материалов в рамках подготовки к учебным занятиям (работа с библиотеками электронных книг: ЛитРес, НЭБ, ЭБС «БиблиоРоссика», E-library, и др.).

Умелое использование цифровых компетенций позволяет педагогам использовать в своей профессиональной деятельности системные решения в цифровой среде: сборники учебных материалов, образовательные средства коммуникации, средства управления учебным процессом, творческие портфолио обучающихся и умелое ведение электронных дневников.

Использование цифровых компетенций также повышает конкурентоспособность учителя в профессиональной среде и ориентируется на формирование у обучающихся ценности образования и общей медиаграмотности при работе с информацией в Интернете и глобальными СМИ.

Стоит отметить, что возможности цифровой школы направлены на трансформацию образовательной системы в глобальную цифровую цивилизацию. Получается, что владение цифровыми компетенциями являются основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.

Как отмечают М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин, в системе образования России идет глобализация цифровой школы, в рамках которой создается единая федеральная облачная система учета всех обучающихся [7]. Следует добавить, что учителя средних общеобразовательных школ должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками для работы с этой платформой.

Данный вывод подтверждается работами Н.П. Табачук по изучению профессионального стандарта педагога в аспекте развития его информационной компетенции [6].

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к структуре цифровых компетенций в работе учителей. Мы отметили ключевые компетенции, влияющие на обучение школьников компьютерной грамотности, подготовку и ведение уроков с использованием мультимедийных средств, а также электронных библиотечных систем. Кроме этого, владение цифровыми компетенциями оказывают влияние на способы и средства повышения квалификации учителей.

В соответствии с этим, можно сделать вывод о том, владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.

4. Сластёнин В.А. Субъектно-деятельностное содержание профессионально-личностного развития учителя / В.А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 17-23.

7. Ячина Н.П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве / Н.П. Ячина, О.Г.Г. Фернандез // Вестник ВГУ. - 2018. - № 6. - С. 134-138.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Andreev V. I. Konkurentologija. Uchebnyjj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti [Konkurentologiya. A Training Course for Creative Self-Development of Competitiveness]/ V. I. Andreev - Kazan: Centr innovacionnykh tekhnologijj, 2013, 468 p. [in Russian]

Современность немыслима без компьютерных технологий. Смартфон стал продолжением руки, а ноутбук поселился на рабочем столе любого специалиста. Дети привыкают к гаджетам едва ли не с рождения, и учителям, к которым они приходят за знаниями, важно ориентироваться в мире цифровых технологий. Какими же цифровыми компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы не только не казаться «нубом», но и быть способным помочь своим ученикам и соответствовать профстандарту педагога в ИКТ-компетентности?

Узнали у Андрея Сиденко, в прошлом российского педагога, обладателя звания «Учитель года России», одного из 10 самых цитируемых педагогов мира по версии учительского сообщества США «Connect Learning Today», ныне занимающего должность руководителя направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».

Зачем учителю технологии?

Компьютер требуется не на каждом уроке: например, на физкультуре или технологии цифровые инструменты можно не задействовать вообще. Хотя и это спорно: ту же технику забрасывания мяча в кольцо можно продемонстрировать лично, а можно — с помощью ролика на YouTube. В обоих случаях учебная цель будет достигнута.

Однако отсутствие цифровых компетенций заметно осложняет работу педагога — ведь она состоит не только из преподаваемого предмета. Учитель по-разному может использовать технологии для работы: для выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, выиграть время и дать хороший результат, пользуясь подручными средствами: компьютером и телефоном.

Важно отметить, что в профстандарт педагога в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.

Что важно уметь учителю?

Цифровые компетенции — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы создать в школе цифровую среду, учителю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента.

1. Подготовка контента

Для учителя важно владеть инструментами подготовки контента: текстовых документов, презентаций, плакатов, графиков и инфографик. При подготовке учителя к уроку пригодится умение обрабатывать видео, делать сложные вычисления, создавать тесты, кроссворды и викторины, ментальные карты, портфолио, использовать шаблоны презентаций и многое другое.

Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, в случае, если он использует материалы из открытых источников), каждый учитель при подготовке к уроку так или иначе изменяет задания под себя и свой класс: ориентируется на темп занятия, скорость восприятия детей и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн и шаблон презентаций, добавляет или убирает оттуда информацию.

2. Придание наглядности

Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так ученики глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.

Сделать урок более наглядным поможет базовое умение находить нужную информацию в интернете. Это первый шаг к формированию цифровой среды учителем.

3. Коммуникация

Кроме того, для коммуникации можно использовать собственные сайты педагогов или LMS-системы (если это предусмотрено школой: RedClass, iSpring Learn, Google Classroom, Дневник.ру, МЭШ): все это цифровая среда учителя, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент урока. С помощью таких систем можно применять технологию перевернутого класса, при которой дети изучают материал дома, а на уроке вместе с учителем занимаются практикой.

С чего начать учителю?

Начинать внедрять цифровые технологии в классные уроки лучше всего с платформ, где уже есть готовый контент: Яндекс.Учебника, РЭШ, МЭШ и им подобных. Его можно использовать при подготовке учителя к уроку практически на любую тему. Обычно задания там создаются практикующими учителями, методистами, экспертами.

Во взаимодействии с коллегами и педагогическом общении помогут облачные сервисы, в которые можно загружать информацию и обмениваться ей. Чтобы делать это, важно знать, какие онлайн-угрозы существуют: в этом, кстати, поможет бесплатный курс в «Базовые цифровые компетенции учителя» рамках программы «Я Учитель», который стартует 5 октября.

Что такое «продвинутый уровень» цифровых компетенций педагога?

Здорово, когда педагог с легкостью ориентируется в мире «цифры» и использует технологии в своей профессии. Наиболее заинтересованные учителя идут значительно дальше профстандарта педагога: например, учатся программировать. Это навык будущего, который может понадобиться многим современным детям. И развить его могут учителя, если сами погружены в тему.

Так, учитель начальных классов может обучать информатике и программированию через компьютерную игру, занимаясь робототехникой. Например, вместе с детьми можно использовать обучающее приложение Swift Playground и создавать лего-роботов.

Развитые цифровые компетенции также помогают педагогам делать с детьми масштабные межпредметные проекты: например, задействуя знания из информатики, математики и биологии разработать «умную» систему полива растений. В таких проектах важно, чтобы и учителя, и ученики были «в теме» новых технологий, быстро обменивались между собой информацией, сообща проверяли гипотезы, используя свои навыки.

Кроме того, интересный проект делится на составные части: учитель биологии может предложить своим ученикам написать программу для проекта, например «Система анализа кислотности почвы». Такую программу ученики пишут на информатике, а работают с ней уже на уроке биологии.

Педагог при этом уверен, что знания по каждой части проекта будут освоены учениками на разных предметах. Так у учеников формируются межпредметные компетенции, а педагогическое общение выходит на новый уровень. Понимание процессов, которые способны приводить к формированию таких навыков — это высший уровень применения цифровых навыков.

Не лишним для современного преподавателя будет и умение разбираться в тонкостях социальной жизни детей в интернете. Например, знать, как реагировать на травлю в сети. Про это вы можете почитать в другой нашей статье.

Вместе с Андреем Сиденко эксперты программы развития учителей «Я Учитель» разработали бесплатный онлайн-курс для учителей «Базовые цифровые компетенции учителя». Присоединившись к нему, можно не только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.

Учитель – это главный организатор педагогического процесса в школе. Работа каждого педагога по обучению и воспитанию молодого поколения - очень многосторонняя деятельность, которая обязывает не только к наличию глубоких знаний, но и к высокой нравственной культуре.

Изменения, происходящие в современной системе образования, обязывают учителей постоянно повышать свою квалификацию и демонстрировать педагогический профессионализм, иными словами, соответствовать современной профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому за последние пару лет в стране увеличился спрос на квалифицированную, умеющую творчески рассуждать, конкурентно способную личность учителя, которая сумеет воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Что же нужно хорошему учителю, для того, чтобы соответствовать современными стандартам? – 2020 год показал, что главным навыком, которым должен владеть современный учитель, является не только умение моделировать образовательный процесс, не только умение правильно преподавать свой предмет и следить за его усвоением. Это прежде всего безупречное владение цифровой грамотностью.

Что такое «цифровая грамотность педагога»?

Это умение свободно работать в интернете, готовность осваивать новые, современные программы, и конечно использовать их при работе.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности уже давно вышло за рамки умения только использовать компьютер: теперь оно включает в себя современные практические навыки.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности.

Навыки пользователя ИКТ освоены многими учителями многих образовательных организаций. Они основаны на знаниях, и включают умение:

- эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства для работы на уроках;

- использовать общедоступное программное обеспечение в процессе обучения;

- использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы с детьми всех возрастов и уровней подготовки;

- гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Введение дистанционного обучения показало, на сколько развита цифровая грамотность учителей. Существует два основных формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель работает с учениками интенсивно и открыто. Для работы он использует онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать ученикам отвлекаться.

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.

Цифровая грамотность современного учителя определяется следующими навыками:

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Что может предложить российским учителям образовательная система других стран по всему миру? Интернет и возможность принимать участие в международных вебинарах открыла учителям новую, европейскую модель построения образовательного процесса, которая открывает перспективные возможности повысить свою профессиональную компетентность.

Digital Competence of Educators ( DIGCOMPEDU ) – это модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;

обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;

оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;

расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети.

Это поколение в современном обществе принято называть поколением Z: люди, родившиеся в период с 1997 по 2010 г.

Дети поколения Z живут в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни.

А другому поколению требуется другое образование.

А это значит, что новая цифровая эпоха бросает вызовы системе образования.

Так как же меняется роль педагога в мире, где цифра меняет всё?

Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от педагогов приобретения новых знаний и навыков, повышения своей компетентности в том или ином вопросе, так учитель является носителем информации, что, в свою очередь, подразумевает постоянное обновление.

Проведя среди своих коллег социальный опрос, я получила такие ответы на вопрос: «Какими компетенциями должен обладать современный педагог?»

А ещё мы пришли к выводу, что современный учитель просто обязан обладать тремя супер-способностями, что успешно пройти цифровую трансформацию:

1. Уметь синтезировать идеи из разных областей

2. Умение быстро учиться.

3. Способность к адаптации

Так что же входит в понятие "Цифровые компетенции учителя"?

Обычно мы теряемся в потоке новых терминов и информации. я неоднозначно задавала себе вопрос, а обладаю ли я цифровыми компетенциями?

И только разложив всё по полочкам, поняла, что всё-таки да. Мне нравится всё время двигаться вперёд, узнавать что-то новое. Мне не жалко денег на обучающие курсы, если благодаря им пополнится моя методическая шкатулка.

Спасибо, что дочитали до конца .

Материал этой статьи можно использовать как для самопроверки, так и для выступления на каком-нибудь методическом мероприятии. Буду только рада, если вам пригодится.

Если вам был полезен материал, подписывайтесь на мой канал. Я всегда рада новым гостям и новому общению.

Читайте также: