Компьютерная тревожность и ее виды

Обновлено: 06.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуликов С. Е., Жуликова О. В.

В статье рассматриваются факторы возникновения компьютерной тревожности . Неспособность самостоятельно работать с компьютерными технологиями формирует отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру. Большинство студентов считают себя продвинутыми пользователями, так как хорошо освоили информационно-коммуникативные и поисковые технологии на различных платформах, однако мало интересуются многообразием возможностей даже этих технологий. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствует профилактике и преодолению компьютерной тревожности .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуликов С. Е., Жуликова О. В.

Отношение к компьютеру и информационным технологиям как психолого-педагогическая проблема Психолого-педагогическое сопровождение информационно-компьютерной деятельности студентов Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития Организационные формы и методы использования информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения Технологический аспект информационной подготовки студентов вузов при изучении курса информатики i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики»

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКТОРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ОСВОЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

С.Е. Жуликов, О.В. Жуликова

В статье рассматриваются факторы возникновения компьютерной тревожности. Неспособность самостоятельно работать с компьютерными технологиями формирует отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру. Большинство студентов считают себя продвинутыми пользователями, так как хорошо освоили информационно-коммуникативные и поисковые технологии на различных платформах, однако мало интересуются многообразием возможностей даже этих технологий. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствует профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

Ключевые слова: компьютеризация, компьютерная тревожность, информационные технологии.

Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, ряд исследователей выделяет феномен компьютерной тревожности.

Условно пользователей по уровню тревожности в восприятии компьютеров можно разделить на три группы:

- тех, кто является активным пользователем и, собственно, тревожность в отношении компьютеров не испытывают;

- тех, кто отрицает для себя возможность использования компьютеров в профессиональной деятельности или бытовых вопросах повседневной жизни, не осознавая того факта, что на самом деле часто пользуются компьютерными технологиями без компьютера как такового - оплата через терминалы, пользование современной бытовой техникой, в том числе сотовым телефоном, вождение автомобиля, применение современных измерительных приборов;

- тех, кто имеет компьютер и использует его по мере необходимости, ограничиваясь программами, не требующими специального освоения и изучения.

Именно третья группа пользователей наиболее склонна к проявлению компьютерной тревожности и чаще всего встречается среди студентов.

Компьютерная тревога отличается от негативного отношения к компьютеру, информатике. Компьютерная тревожность - более аффективно окрашенное ситуативное переживание, возникающее при непосредственном использовании либо при обдумывании (обсуждении) возможности использования ЭВМ. Таким образом, ею страдают люди, для которых вопрос освоения и применения компьютера уже положительно решен ими или обстоятельствами.

Компьютерная тревожность негативно значимо коррелирует с доверием и симпатией к технике, с практическим опытом. Обширная библиография по компьютерной тревожности и психологическим аспектам использования компьютеров показывает, что почти 70% сообщавших о том, что они испытывают компьютерную тревожность, не были практиками.

Установлено, что высокая компьютерная тревожность отрицательно сказывается на успешности обучения работе на компьютере. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Так как данный феномен порождается, прежде всего, ситуацией освоения и использования компьютерных технологий для

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

решения практических задач - как профессиональных, так и жизненных.

В случае, когда студент не способен самостоятельно освоить ту или иную программу, решить задачу и выполнить практическую работу с использованием компьютерных технологий, у него формируются отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру в целом, что требует выхода из ситуации. Поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания или внутреннее изменение.

Конечно же, в современном мире студенты не могут избегать компьютеров, так как они понимают, что это технологии не только сегодняшнего дня, но и будущего, поэтому избегание проецируется в уход от данной ситуации - отказ выполнять задание, принижение собственной самооценки и интеллектуальных возможностей, ускользание от самостоятельного решения задания, вплоть до списывания и плагиата. Единственный положительный эффект, который может дать такое отношение к проблеме, -поиск альтернативных путей решения задачи в рамках компьютерных технологий иными программными средствами, разработка собственного программного продукта, создание информационного объекта другого формата.

Более того, собственные наблюдения свидетельствует об интенсивном использовании студентами современных компьютерных технологий не только в процессе обучения, но и в обыденной жизни. Как и по данным зарубежных авторов, основными сферами применения компьютера российскими студентами являются обработка тестов, работа с электронными таблицами и компьютерные игры.

Поведение, связанное с внутриличност-ным изменением, опирается на внутреннюю потребность студента освоить данный программный продукт, решить задачу или выполнить практическую работу с помощью компьютерных технологий, что влечет трансформацию мотивации работы за компьютером, а также преобразование ассоциативного ряда «пользователь компьютера».

Не секрет, что для большинства современных студентов современные информационные технологии сводятся к информационно-коммуникативным и поисковым технологиям, что выражается в общении в социаль-

ных сетях и удовлетворении информационных запросов посредством поисковых систем, но зачастую ограничиваясь сайтом Ви-кипедии. Тем самым студенты, с одной стороны, считают себя продвинутыми пользователями, потому что могут осуществлять указанные выше функции не только непосредственно с компьютера, но и с телефона, находя быстро ответы на поставленные преподавателем вопросы, с другой стороны, собственно все многообразие самих технологий и их возможностей им не знакомо и, к сожалению, не интересно.

Именно поэтому при освоении компьютерных технологий в рамках учебных занятий продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Это приводит к формированию мотивации отвержения как предметного содержания курса, связанного с освоением информационных технологий, так и самого учебного процесса.

Компьютерная тревожность студентов, как правило, имеет две формы проявления. Первая связана с ощущением незнания, неумения, некомпетентности. При этом, вместо того, чтобы проявить интерес, осознать потребность и необходимость в освоении новых технологий, студент проявляет негативное отношение и к преподавателю, и к данному программному продукту, и к компьютеру в целом, оправдывая себя тем, что он обойдется без данной технологии.

Еще одной причиной возникновения компьютерной тревожности является новизна мыслительных навыков, которые требуются для овладения компьютерными технологиями. В ходе обучения работе на компьютере практически никогда не уделяется внимание формированию инновационной мыслительной готовности, готовности к функциональной перестройке мыслительных про-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

цессов, происходящей при взаимодействии с компьютером. В результате возникает ряд негативных эффектов, снижающих эффективность мыслительной деятельности и ведущих к пассивному, нетворческому восприятию информации, ошибкам и эмоциональному дискомфорту.

Овладение работой на компьютере с самого начала выступает в качестве средства достижения значимой цели, реализует субъективную потребность. Использование компьютерных игр и игровых форм обучения, особенно на начальных этапах обучения, растормаживает творческое мышление, способствует усвоению нового, безболезненно стимулирует процесс обучения.

Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллекту-

ального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствуют профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

ANXIETY FACTORS FOR MASTERING COMPUTER SCIENCE

S.E. Zhulikov, O.V. Zhulikova

Key words: computerization, computer anxiety, and information technology.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с формированием информационной культуры в рамках продолжающегося процесса информатизации общества. Игнорирование процесса информатизации может привести к потере рынков сбыта и резкому снижению конкурентоспособности страны. Бездумная и слишком активная информатизация общества приводит к социальному регрессу. В статье рассматриваются основные направления информатизации в стране, наметившиеся в России с 2002 г., после присоединения к Болонскому соглашению. Перечисляются направления информатизации образования, определенные Федеральной целевой программой развития образования. В качестве основной проблемы информационной культуры называется создание качественных электронных образовательных ресурсов для разных специальностей. Второй проблемой является снижение числа ^-специалистов в стране, в связи с тяжелой демографической ситуацией. В статье показаны направления решения поставленных проблем. Показано, что для гармоничного развития и процветания общества уровень информационной культуры населения должен быть достаточно высоким. Обеспечить его предназначена система образования. Формирование информационной культуры является одним из основных направлений информатизации общества, зависит от модернизации образования и является приоритетным в отношении молодого поколения.

Ключевые слова: информатизация, информационная культура, электронный образовательный ресурс.

В 2002 г. Россия присоединилась к Бо-лонскому соглашению, поэтому наметились следующие основные направления информатизации в стране [1]:

1) оснащение образовательных учреждений современными средствами информатизации и использование их для обучения учащихся;

Использование информационных технологий в образовании требует научного анализа психологических проблем, возникающих у пользователей при взаимодействии с компьютером. В данной обзорно-аналитической статье рассмотрены сущность, структура, виды компьютерной тревожности и компьютерной самоэффективности, анализируются условия, позволяющие уменьшить негативное влияние компьютерной тревожности в процессе освоения информационных технологий.

Введение

Процесс информатизации образования в настоящее время можно рассматривать как одно из направлений социализации и развития человека. Бесспорным является тот факт, что применение компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности как для педагогов, так и для обучающихся. Использование информационных технологий позволяет реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Студентам применение компьютерных технологий открывает перспективы для творчества, обретения и закрепления профессиональных компетенций, дает возможность повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.
В то же время массовое распространение информационных технологий в образовании требует научного анализа эффектов компьютеризации, противоречивый характер которых рассматривается многими исследователями [2], [4], [7]. Развитие компьютерных технологий сопровождается увеличением количества индивидов, испытывающих психологические проблемы при взаимодействии с компьютером. Во многом это является следствием технократического подхода к компьютеризации, до сих пор господствующего в обществе и сознании потенциальных пользователей. Несмотря на значительное количество исследований психологических проблем использования компьютерных технологий за рубежом, данные вопросы практически не исследовались в отечественной науке. На сегодняшний день не существует диагностических инструментов, позволяющих измерить степень выраженности тех или иных психологических переменных, влияющих на эффективность освоения информационных технологий. Цель данной статьи исследовать психологические проблемы, возникающие в процессе работы с компьютерными технологиями и определить факторы, влияющие на эффективность восприятия и использования информационных технологий пользователями.

Феномен компьютерной тревожности

  • Дискомфортный пользователь: достаточно функционален при обращении с компьютером, но испытывает беспокойство и тревогу при работе вне своей зоны комфорта, например, с новыми программами или при приобретении новых навыков. В целом, не нуждается в персональном консультировании.
  • Когнитивный технофоб: внешне спокоен, но внутри испытывает дискомфорт. У него возникают негативные мысли и переживания по поводу использования компьютера, например, «Все, кроме меня знают, как делать это» и «Я могу нажать неправильную кнопку и потерять все данные».
  • Беспокоящийся технофоб: демонстрирует классические признаки тревожности на психофизиологическом уровне при использовании компьютерных технологий: влажные ладони, сердцебиение, головокружение, повышение кровяного давления [17].

Компьютерная самоэффективность

  • личный опыт, связанный с выполнением работы,
  • опосредованный опыт, включающий наблюдение за другими людьми, успешно овладевшими навыком,
  • словесное убеждение
  • эмоциональное возбуждение (телесные ощущения и эмоциональные состояния), связанное с действием [3].

Компьютерная самоэффективность ссылается на “суждение человека о способности использовать компьютер” [5]. Проведенные исследования выявили, что компьютерная самоэффективность положительно коррелирует с готовностью человека выбирать и участвовать в связанных с компьютером действиях, ожиданием успеха в таких действиях, выборе эффективных моделей поведения при столкновении с трудностями в обращении с компьютером (Compeau & Higgins, 1995; Gist, Schwoerer, & Rosen, 1989; Murphy, Coover, & Owen, 1989) [6],[10]. Обнаружено, что компьютерная самоэффективность положительно влияет на восприятие непринужденности использования информационных технологий [16] и отрицательно воздействует на компьютерную тревожность [5].
Исследователи предполагают, что люди, у которых высокий уровень компьютерной самоэффективности, вероятно, имеют более положительные верования об информационных технологиях и часто используют информационные технологии в жизнедеятельности [6].
Выделяют различные виды компьютерной эффективности. Самоэффективность по отношению к компьютеру может осмысляться на двух уровнях общий и определенный для задачи. Общая компьютерная самоэффективность обращается к верованиям людей об их способности использовать компьютер в общих ситуациях. Самоэффективность, определенная для задачи, обращается к верованиям людей об их способности использовать определенную информационную технологию, программное обеспечение. Данный вид компьютерной самоэффективности может возрастать под влиянием обучения или опыта [9].
Thatcher, Gundlach, McKnight & Srite (2007), основываясь на теории атрибуции, выделяют индивидуальную компьютерную самоэффективность, и компьютерную самоэффективность с участием человека [15]. Согласно теории атрибуции, люди могут приписать компьютерные верования самоэффективности внутренним и внешним источникам. Верования людей о местоположении причинной связи влияют на восприятие своей работы в различных ситуациях. Внешнее приписывание связано с тем, что люди полагают, что их способность выполнить действие (такое как использование информационных технологий) базируется на внешних факторах (зависит от внешней помощи и поддержки), либо на внутренних (зависит от них самих) [1]. Применив теорию атрибуции к компьютерной самоэффективности, исследователи выделили два ее вида. Индивидуальная компьютерная самоэффективность означает веру о способности самостоятельно и независимо выполнить задачу на компьютере. Компьютерная самоэффективность с участием человека означает веру о способности выполнить задачу на компьютере с поддержкой от другого человека. Установлено, что люди с внутренними атрибуциями выражают больше уверенности в своей способности выполнить задачу, и сообщают о более позитивных верованиях и отношениях чем, люди с внешними атрибуциями [1],[3].

Взаимосвязь компьютерной тревожности и самоэффективности


Беккер и Шмидт (2001) рассматривают шестифакторную модель компьютерной тревожности, включающую компьютерную грамотность, самоэффективность, физическое возбуждение, вызванное компьютерами, эмоции, возникающие в процессе взаимодействия с компьютерами, верования о благоприятных воздействиях компьютеров, и верования об их аспектах дегуманизации (Рис. 1).

Рис. 1. Шестифакторная модель компьютерной тревожности (Beckers and Schmidt (2001))


Недостаточный опыт и компетентность в использовании компьютеров и недостаточная самоэффективность вызывают как телесные (учащенное сердцебиение, дрожь), так и эмоциональные реакции (страх, гнев, раздражение) при взаимодействии с компьютером. Данные состояния, в свою очередь, влияют на верования о компьютерах. Ассоциации с негативным эмоциональным и физическим состоянием в процессе взаимодействия с компьютером закрепляет убеждение о негативном влиянии информационных технологий. Эти результаты предполагают, что программы обучения, которые увеличивают самоэффективность и компьютерную грамотность, могут уменьшить компьютерное беспокойство [4].
Чтобы управлять процессом личностно-ситуативного взаимодействия с компьютером, необходимо проанализировать, какие элементы ситуации провоцируют тревожность, условия, при которых эти элементы связываются с предыдущим опытом тревожности, пути преодоления ситуативного неблагополучия.
В настоящее время за рубежом используется несколько диагностических инструментов, позволяющих произвести такое измерение. Для диагностики компьютерной тревожности используется шкала компьютерной тревожности (ComputerAnxietyRatingScale CARS), разработанная в 1987 году (Heinssen, Glass& Knight, 1987). Для измерения компьютерной самоэффективности используют методику «Мера компьютерной самоэффективности» (Computer Self-Efficacy Measure), разработанную Compeau & Higgins (1995), сосредоточенную на измерении самоэффективности при выполнении компьютерных задач. Известна также Шкала компьютерной эффективности (Computer Self-Efficacy Scale) , разработанная Murphy (1989), которая выявляет степень самоэффективности в выполнении базовых, продвинутых и специальных компьютерных навыков. Разработаны также шкалы самоэффективности для диагностики специальных компьютерных навыков. К сожалению, данные инструменты не доступны для практического использования, так как они не проходили адаптацию на русскоязычной выборке.

Заключение

Психологический анализ индивидуальных особенностей ситуации освоения и использования информационных технологий позволяет выявить стрессогенные компоненты ситуации взаимодействия, определить методы и индивидуальные пути преодоления психологических проблем.
Существует несколько возможностей уменьшения компьютерной тревожности у студентов, изучающих информационные технологии. Первым шагом может стать диагностика компьютерной тревожности и компьютерной самоэффективности, позволяющая выявить студентов, имеющих высокий уровень тревожности и низкий самоэффективности. Далее такие студенты должны иметь возможность получать консультации либо от преподавателя, либо от компетентного студента. Значимой оказывается и атмосфера занятий. Важно, чтобы она была спокойной и доброжелательной. Учитывая, что дефицит времени увеличивает компьютерную тревожность, необходимо устанавливать такие сроки выполнения заданий, которые студентам не казались бы невыполнимыми. Необходимо обеспечить успешный опыт взаимодействия с компьютером, особенно на ранних стадиях освоения технологии. В частности, этому способствуют игровые или исследовательские задания. Переход к более трудным задачам должен быть сделан постепенно и быть настолько безболезненным, насколько возможно.
Дальнейшие перспективы исследования психологических проблем использования компьютерных технологий могут быть связаны с разработкой либо адаптацией надежных и валидных диагностических методик, позволяющих определить уровень компьютерной тревожности и самоэффективности пользователей, что в свою очередь позволит наметить пути повышения эффективности освоения информационных технологий в образовательном процессе.

Список литературы

Скворцова Лариса Леонидовна,

преподаватель кафедры коммерческой деятельности и международных экономических отношений Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, магистр психологии, s_tarling (at) tut by

Феномен компьютерной тревожности

В процессе работы за компьютером пользователи ЭВМ могут испытывать различные психические состояния, в том числе и компьютерную тревожность, которая в значительной степени обуславливает дискомфортное состояние человека. Специалисты предупреждают, что при таких обстоятельствах возможно усиление нервно-психического напряжения и, следовательно, изменение работоспособности и надежности оператора. Особенно актуальна проблема учета психических состояний в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса.

Анализ субъективных переживаний в ситуациях дискомфортного взаимодействия с компьютером позволило определить несколько причин тревожности: боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке; боязнь нового, незнакомого; ощущение дефицита времени. Обычно преобладает один вид тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние личности.

В исследовании были выявлены наиболее часто встречающиеся причины компьютерной тревожности у различных категорий пользователей. В анкетировании приняли участие школьники, студенты, преподаватели, специалисты (131 человек). Большинство респондентов (62%) испытывают компьютерную тревожность. Указанные причины фобии зависят от возраста, пола, образования респондентов, этапа обучения и способа получения компьютерной грамотности. Чаще всего тревожность испытывали респонденты, обучавшиеся с преподавателем (89,3%). При этом на начальном этапе обучения компьютерная фобия обусловлена ощущениями незнания, неумения и боязни что-либо сломать. Женщины испытывают тревожность значительно чаще мужчин – 78,7% и 48,7% соответственно. При этом помимо названных причин тревожности, отмечали и боязнь за свое здоровье. Наибольшая тревожность отмечена у респондентов-гуманитариев и у всех категорий пользователей в возрасте 17–21 лет.

Были выявлены взаимоотношения между психическими состояниями пользователей в динамике компьютеризированной деятельности. Пользователи, начинавшие работу в состоянии заинтересованности и любопытства, как правило, завершали ее в состоянии удовлетворенности. Состояние облегчения по окончании работы на компьютере испытывали лица, начавшие ее в состоянии растерянности, неуверенности и замешательства. Важным фактором улучшения компьютеризированного учебного процесса на начальном этапе обучения являются состояния внимания и интереса у обучаемых. Однако чрезмерная заинтересованность обусловливает нервозность и волнение в нестандартных ситуациях.

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации преподавателям, ведущих занятия с использованием ЭВМ. Учитывая уровень компьютерной грамотности каждого учащегося, следует формировать группы обучающихся по трем основным направлениям: не обучавшиеся прежде; имеющие небольшой опыт работы с ЭВМ; желающие усовершенствовать свои возможности в работе с ЭВМ. Методические указания к учебным занятиям должны быть обязательными для учащихся I и II групп.

Негативное нервно-психическое напряжение может быть снижено, если в начале обучения знакомить учащихся со способами восстановления информации в случае неверных действий, сбоев программы. Поддержка позитивно окрашенных состояний пользователей должна быть заложена в обучающих программах или осуществляться участвующим в учебном процессе преподавателем. Процесс обучения в большей степени должен быть ориентирован на самостоятельную работу учащихся при минимальной консультации преподавателя.

Приведенный анализ наиболее часто встречающихся причин компьютерной тревожности у различных категорий пользователей позволит улучшить процесс обучения и работу специалистов.


Все люди о чем-либо беспокоятся: нормально волноваться из-за кризиса, коронавируса, смены работы или места жительства. Но когда наша тревога копится и превращается в беспокойный снежный ком, мешая нормальной жизни, то стоит остановиться и разобраться в происходящем. О том, что такое тревожность, как с ней справляться и к кому обращаться за помощью, рассказывает психолог семейного центра «Кутузовский» Людмила Ткаченко.

Тревожность в характере

«Тревожность — это психологическая особенность человека, которая обусловлена беспокойством или предчувствием чего-то плохого», — рассказывает Людмила Ткаченко.

Как правило, психологи выделяют два вида тревожных состояний:

  • Временная, ситуативная тревожность. Беспокойство приходит и уходит, не откладывая отпечатка на повседневную жизнь человека.
  • Тревожность как черта характера. В этом случае человек постоянно находится в напряженном состоянии и остро реагирует на все, что происходит в его жизни. Чувство беспокойства постепенно перерастает в расстройство, которое мешает жить: человек может бояться выходить из дома или перестает делать то, что ему нравится.

Откуда берется тревога

Причины ситуативной тревоги обычно кроются в конкретных событиях, вызывающих беспокойство. Например, увольнение с работы, смена места жительства, проблемы в семье.

Причины постоянной тревожности могут быть физическими: изменения гормонального фона, стресс, депрессия, иные расстройства психики.

Иногда тревожность «родом из детства»: если ребенок был свидетелем беспокойства родителей по поводу и без. Например, взрослые могли сильно переживать по мелочам, нагнетали, раздували из мухи слона — и ребенок зафиксировал такую модель поведения.

«Неблагоприятная обстановка в семье, среди друзей и сверстников также может спровоцировать развитие тревожности. Дети становятся чрезмерно плаксивыми, испытывают проблемы со сном, им сложно наладить новые социальные связи, они начинают хуже учиться», — отмечает психолог.

Тревога проявляется по-разному:

  • чувство беспокойства перемешивается с раздражением, снижается концентрация внимания, учащается сердцебиение, в горле появляется «комок»;
  • у кого-то повышается потливость, начинается тошнота или кожный зуд;
  • сначала возникает чувство легкого дискомфорта, которое вскоре перерастает в настоящую панику.

ЧЕТЫРЕ ПРОСТЫХ ШАГА К ПОБЕДЕ

Если вы чувствуете, что тревожное состояние усиливается, попробуйте выполнить несколько простых действий.

Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте глубокий вдох и выдох. Затем вдохните через нос, считая до 4, и задержите дыхание, продолжая считать до 7. На счет 8 медленно выдохните. Повторите упражнение несколько раз.

Включите успокаивающую музыку. Музыка может быть любая: классическая, для медитации, звуки природы — главное, чтобы вам становилось спокойнее.

Начните делать что-то руками. Уберите рабочий стол, порисуйте, начните вязать шарф, мыть посуду. Сосредоточьтесь на любом активном действии, не сидите.

Отвлекитесь от того, что вас тревожит. Если вы начали испытывать тревогу от просмотра новостей, выключите телевизор, включите приятный фильм или видео, почитайте. Необходимо занять голову чем-то другим.

«Эти шаги помогут быстро успокоиться в конкретной ситуации, однако следует понимать, что они не избавят от проблемы окончательно — нужно пересматривать и свой образ жизни», — подчеркивает Людмила. — «Откажитесь от кофе, энергетических напитков, наладьте режим сна, „профильтруйте“ окружение, фильмы, музыку, просмотр новостей, начните заниматься спортом».

Как распознать тревожное расстройство

«Когда состояние тревоги длится более 6 месяцев и сопровождается физическими симптомами, то речь может идти о тревожном расстройстве, которое само не пройдет. В таком случае требуется помощь психолога или психотерапевта», — отмечает специалист.

Есть несколько типов тревожного расстройства, и у каждого отдельный набор типичных проявлений:

  • Социофобия. Человек избегает контактов с другими людьми, остро реагирует на то, как к нему относятся окружающие.
  • Генерализированное тревожное расстройство. Это постоянное и острое чувство беспокойства и переживания по незначительным поводам — например, если близкий человек задерживается на работе. Как правило, тревога сопровождается физическими симптомами: боли в сердце, «холодный пот», дрожь.
  • Тревога, связанная с состоянием здоровья. Такое расстройство может появиться у людей с хроническими заболеваниями. Например, страдающие бронхиальной астмой часто боятся задохнуться или потерять ингалятор.
  • Разнообразные фобии. Сюда можно отнести страх полетов, боязнь замкнутых пространств, которые ограничивают человека в передвижениях.
  • Панические атаки. Они чаще всего сопровождаются учащенным сердцебиением, отдышкой, головокружением.

«Все эти симптомы требуют обращения к специалисту, и это ни в коем случае нельзя откладывать на потом», — говорит Людмила. — «Тревожность может привести к нарушению сна, потере социальных связей, расстройствам пищеварения и сердечным заболеваниям».

На заметку

Если тревога не проходит, лучше всего записаться на прием к психологу или психотерапевту. Они помогут разобраться в причинах тревожного состояния и выйти из кризисного состояния.

Чтобы получить бесплатную психологическую помощь, воспользуйтесь «Социальным навигатором» — картой всех учреждений города, которые оказывают москвичам социальные услуги. Зайдите в раздел «Психологическая помощь», выберите подходящую организацию и запишитесь на прием к специалисту.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Читайте также: