Компьютерное оборудование для детей с овз что развивает

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванина Людмила Петровна, Малькова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается проблема оснащения коррекционноразвивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающих дошкольное образовательное учреждение. Обосновывается значимость применения информационно-компьютерных технологий, позволяющих разнообразить и обогатить образовательный процесс. Представлен авторский игровой интерактивный комплекс, который создает возможности для успешного устранения дефектов звукопроизношения и преодоления недоразвития лексико-грамматических средств языка у дошкольников с нарушением речи

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванина Людмила Петровна, Малькова Татьяна Викторовна

Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организации Организация коррекционно-развивающего пространства для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в структуре ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CREATION AND IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE GAMES COMPLEX INTO CORRECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DISABLED CHILDREN IN NOVOSIBIRSK MUNICIPAL STATE PRE- SCHOOL

Текст научной работы на тему «Создание и Включение игрового интерактивного комплекса в коррекционно-развивающую среду для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

СОЗДАНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРОВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ванина Людмила Петровна.

Малькова Татьяна Викторовна.

Аннотация. В статье рассматривается проблема оснащения коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающих дошкольное образовательное учреждение. Обосновывается значимость применения информационно-компьютерных технологий, позволяющих разнообразить и обогатить образовательный процесс. Представлен авторский игровой интерактивный комплекс, который создает возможности для успешного устранения дефектов звукопроизношения и преодоления недоразвития лексико-грамматических средств языка у дошкольников с нарушением речи.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, интерактивный игровой комплекс, нарушение речи, дети с ограниченными возможностями здоровья.

THE CREATION AND IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE GAMES COMPLEX INTO CORRECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DISABLED CHILDREN IN NOVOSIBIRSK MUNICIPAL STATE PRESCHOOL

Vanina Lyudmila Petrovna.

Malkova Tatyana Viktorovna.

Key words: correctional-developing environment, interactive game complex, speech disturbance, children with disabilities.

В последнее время происходит глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь, в систему общего и дошкольного образования. Современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. Каждый педагог знает, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора -вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку.

Это подтверждается содержанием ФГОС ДО, где значимое место занимает создание нового уровня предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка. Согласно требованиям ФГОС ДО, развивающая среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совмещать традиционные методики и современные развивающие компьютерные технологии.

Проблема использования новых информационных технологий в логопедии имеет огромное теоретическое и практическое значение. Коррекционно-педагогическое обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющего нарушение речи, длительный процесс и со временем у него пропадает интерес к занятиям логопеда, проявляется речевой негативизм, теряется мотивация говорить «правильно и красиво» [2].

Часто оказывается, что владение методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. В этом случае одним из средств помощи в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОВЗ служат информационные компьютерные технологии, которые включаются в структуру традиционных логопедических занятий как дополнительные инновационные элементы.

По мнению сотрудников кафедры логопедии и детской речи института детства ФГБОУ ВО «НГПУ» Л. В. Ковригиной [1], Н. А. Одиноковой [3; 4; 5; 6], подбор компьютерных программ с учётом гигиенических требований, а также возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей не заменяют традиционных занятий, а дополняют их, обогащая коррекционно-педагогический процесс новыми возможностями.

Многие дети тратят много времени на просмотр мультфильмов, компьютерные игры, не имеющие образовательной и познавательной ценности. В этом случае формируется «внутренняя речь» (ребенок молчит, переживает, радуется). Развиваются психические процессы: логика, внимание, мышление, память. Но при этом совсем не работает речевая система. Ребенок не может выразить свои мысли за счет недостаточной сформированности словаря, нет мотивации для формирования построения фраз, т.к. отсутствуют средства живого общения.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание и использование авторских компьютерных развивающих игр, которые направлены на развитие диалогической речи. Очень важно при этом учитывать особенности развития детей с речевыми недостатками.

Это отражено в опубликованных материалах Н. А. Одиноковой, где говорится о том, что «компьютерные игры должны тщательно подбираться с учетом возраста ребенка, имеющихся знаний умений и навыков, но, главное особенностей психофизического и индивидуального личностного развития. Поставленные цели не будут достигнуты, если игра окажется слишком сложной для освоения. Если же игра окажется слишком легкой, дети могут не проявить должного интереса и участия, важный фактор новизны будет отсутствовать. Правильное и дозированное введение компьютерных развивающих игр в процесс обучения позволит ребенку не только получить новые знания, закрепить пройденный материал, но также освоить элементарные навыки работы на ПК, что крайне важно в век глобальной компьютеризации» [3, с. 132].

На базе детского сада организован логоцентр «Играем и учимся», в котором имеется современное цифровое оборудование: интерактивная доска Smart Board; интерактивный стол Smart Table; мультимедийный проектор и экран; ноутбук, принтер, фотоаппарат, видеокамера, доступ к сети «Интернет».

В рамках функционирования центра разработан игровой интерактивный комплекс, в котором представлена коллекция авторских разработок.

Данный комплекс включает основные направления логопедической работы и состоит из четырех модулей:

1. Обучение грамоте - «Буквы и звуки не для скуки».

2. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи -«Говорим без ошибок».

3. Коррекция звукопроизношения - «Произносим звуки правильно».

4. Развитие внимания, памяти и логического мышления - «Умники и умницы».

Материал первого и второго модуля предназначен для фронтальных занятий с использованием интерактивной доски Smart Board, третьего и четвертого модуля для индивидуальных занятий с использованием интерактивного стола Smart Table и ноутбука.

При реализации игрового комплекса используются:

- мультимедийные презентации, которые систематизированы по всем разделам обучения;

- логопедическая медиатека, состоящая из готовой продукции специальных компьютерных программ и интерактивных игр;

- логопедические индивидуальные тетради «Будем говорить правильно» для автоматизации звуков; «Занимательная грамматика» для развития лексико-грамматических категорий; «Веселая азбука» для обучения грамоте; «Пишем правой, пишем левой» для подготовки руки к письму.

Работа логоцентра «Играем и учимся» позволяет включить современные формы сотрудничества с семьями воспитанников:

- прослушивание записей вебинаров по запросам родителей;

- использование персонального сайта учителя-логопеда для закрепления изученного материала в домашних условиях; консультирование через сайт детского сада;

- обмен методическим и игровым материалом через группу Вконтакте «Семицветик - детский сад»; электронную почту и другие электронные носители;

- выпуск красочного иллюстрированного журнала «Речецветик»;

- участие родителей в создании слайд-программ, фотопрезентаций и видеофильмов.

Таким образом, наш практический опыт подтверждает выводы

H. А. Одиноковой о том, что благодаря компьютерным развивающим играм, ребенок учится планировать, выстраивать логику событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Игры способствуют развитию не только интеллектуальных способностей ребенка, но и воспитывают волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, приобщают к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру [4, с.190].

Включение в коррекционно-развивающую среду игрового интерактивного комплекса позволяет существенно обогатить логопедические занятия, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

I. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 3 - С. 57-59.

2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. - 2006. - № 6 - С. 36-39.

3. Одинокова Н. А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15 мая 2017 г.) / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. - С. 135-140.

4. Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской с международным участием научно-

практической конференции (23-23 мая 2013 г.). - Новосибирск: НГПУ, 2013. - С. 189-193.

5. Одинокова Н. А. Некоторые особенности использования компьютерных развивающих игр с дошкольниками, имеющими ограниченные зрительные возможности // Науковий часопис НПУ iменi М. П. Драгоманова. Серия 19. Корекцийна педагопка та спещальна психолопя. 3б. Наукових праць. - Кшв: НПУ iменi Драгоманова, 2012. - № 21. - С. 181-185.

6. Одинокова Н. А. Профилактика зрительных нарушений при использовании интерактивной доски // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-14 мая 2009 г.) / отв. за вып. У. М. Дмитриева. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 132-134.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

Применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную Активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

ВложениеРазмер
leybo_statya_1_interaktivnoe_oborudovanie.docx 18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей с ОВЗ.

учитель-логопед, дефектолог МБДОУ «Детский сад № 21»

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

У воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.

Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Поэтому мы используем интерактивное оборудование и интерактивные игры на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей их к стремлению овладеть новыми знаниями. Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа с подгруппой детей и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:

- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;

- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

- развивают мелкую моторику, координацию;

- развивают двигательную память;

- повышают работоспособность головного мозга;

- готовят руку к письму.

Использование презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности способствуют стимулированию речевой активности детей. Например, при погружении в лексическую тему «Дикие птицы» при организации НОД по развитию речи с успехом проходит интерактивная игра «Птичья столовая», «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражняются в словообразовании. При развитии связной речи составляют описательный рассказ о диких птицах, предварительно посмотрев презентацию.

Для НОД по познавательному развитию нами созданы серии презентаций по лексическим темам: «Времена года», «Профессии», «Насекомые», «Головные уборы», «Птицы», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Инструменты», «Музыкальные инструменты», Электроприборы». Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала .
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
  • Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
  • Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

  • находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
  • имеет широкий дверной проем без порожка;
  • имеет правильную прямоугольную форму;
  • окрашен в светлые пастельные тона.
  1. Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
    • Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( Эдутач ).
    • Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта» .
    • Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  6. Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго» ), предметно-образные и динамические средства наглядности.
  7. Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты :
    • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
    • звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
    • световые столики для рисования и песочной терапии;
    • вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
    • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
    • зеркальный шар с мотором и источником света;
    • колесо спецэффектов;
    • фиброоптический ковер;
    • балансировочная доска-лабиринт;
    • напольные и настенные лабиринты;
    • декоративно-развивающие панели.

В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

Зоны кабинета инклюзивного обучения

Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

  1. Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
    • освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
    • регулирование эмоционального фона;
    • нейтрализация стрессовых состояний;
  3. Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.
  • рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
  • учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
  • зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.
    ;
  • Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»;
  • М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;
  • Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы;
  • Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».

В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.

Коррекционный кабинет

Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

  • для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
  • для развития мелкой моторики;
  • для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • для развития когнитивных функций.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал Сатья Дас — опытный семейный психолог и философ, автор и ведущий популярных семинаров «Нескучная семейная психология», расскажет вам о том, как на самом деле надо взаимодействовать, общаться и обращаться с детьми, как проявить в них то, что заложено. Ваши дети — замечательные, творческие и гармоничные личности! Нужно просто помочь им развить это начало! Вы узнаете о семи с половиной детских характерах и пяти принципах воспитания, о секретных фразах, которые помогают детям вырасти счастливыми и реализоваться в жизни.

В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

  1. Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
  2. Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
  3. Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
  4. Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
  5. Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
  6. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
  7. Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие личности.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии.

Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

  1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
  2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.
  3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.
  4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
  5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
  • формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.

В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести следующие программы.

«Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Программа посвящена теме «Времена года».

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

Визуальный тренажер произношения – программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Работая по внедрению ИКТ в образовательный процесс, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».

Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. [4]

ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объектыи деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [2]

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;

Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Что даёт ЦОР ученику?

Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

Нарушения письменной речи выражаюся в:

Дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок [1, с.373]. Дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок [1,c.373]. Дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений [1, c. 382].

Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.

ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.

Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

  1. Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
  2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
  3. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.

Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.

В программе использована концепция «чтение через письмо».

Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.

Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

В мобильном электронном образовании занятия наполнены художественным словом, картинами художников, загадками с иллюстрированными ответами, видеороликами и многими другими видами деятельности. Система не перегружена интерактивными элементами. Система компактна, доступный интерфейс, правила взаимодействия между элементами просты и понятны для детей и педагогов [3].

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

Читайте также: